Экскурсионная деятельность это кратко

Обновлено: 07.07.2024

Деятельность представляет собой активность человека, которая направлена на достижение поставленной цели. Экскурсия – сумма взаимосвязанных и обусловливающих друг друга действий. Эти действия разнообразны: передвижение группы по маршруту, движение относительно объектов (их обход), наблюдение памятников, включенных в маршрут, пояснения. Советы экскурсовода делают действия экскурсантов осмысленными, целенаправленными.

Действия в процессе экскурсии подразделяются на две части: деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов.

Деятельность экскурсовода состоит из ряда действий, главные из них – подготовка и проведение экскурсий. Экскурсия – специфический вид деятельности специалиста-экскурсовода. Нельзя признать правильным утверждение некоторых методистов, что экскурсия, будучи работой для экскурсовода, является отдыхом для экскурсантов. Практически участие в экскурсионном процессе – работа сложная, а поэтому трудная для обеих сторон – экскурсовода и экскурсантов.

Деятельность экскурсантов находит свое выражение в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Экскурсия

Экскурсия Немного о том, как японцы организуют народ на экскурсиях. Например, если вы едете куда-нибудь на продолжительную экскурсию на автобусе, то в автобусе вам предложат без вариантов отказа целую развлекательную программу! Дамочка-экскурсовод все четыре часа без

Экскурсия в будущее

Экскурсия в будущее А теперь попытаемся представить Свердловск 2000 года. Увидеть его нам помогут материалы генерального плана города.К началу второго тысячелетия население Свердловска вырастет до полутора миллионов человек. Значительно повысится промышленный

13. ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД И ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУБИНШТЕЙНА-ЛЕОНТЬЕВА

13. ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД И ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУБИНШТЕЙНА-ЛЕОНТЬЕВА Теория деятельности, которая была создана С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым, помогает раскрыть не только структуру и содержание психологической деятельности

58. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ КОМПОНЕНТОВ

58. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ КОМПОНЕНТОВ Н.И. Вессель в воспитательном процессе выделял две стороны – субъективную (формальную) и объективную (материальную). Вессель

9. ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД И ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУБИНШТЕЙНА-ЛЕОНТЬЕВА

9. ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД И ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУБИНШТЕЙНА-ЛЕОНТЬЕВА Теория деятельности, которая была создана С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым, помогает раскрыть не только структуру и содержание психологической деятельности

56. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ КОМПОНЕНТОВ

56. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ КОМПОНЕНТОВ Н.И. Вессель в воспитательном процессе выделял две стороны – субъективную (формальную) и объективную (материальную). Вессель

Экскурсия по окрестностям

Экскурсия по окрестностям **3аансе Сханс Почти все дома в **3аансе Сханс (Zaanse Schans) (1) жилые, что весьма необычно для музея. Насколько хватает глаз – ветряные мельницы, цветущие тюльпаны, голубое небо. Впрочем, при любой погоде советуем посетить этот огромный музей под

ЭКСКУРСИЯ ПО БЕРЕГАМ ОКИ

ЭКСКУРСИЯ ПО БЕРЕГАМ ОКИ Основной рекой, протекающей по территории нашего района, является Ока. К ней, как дети к матери, тянутся реки: Большая Смедва и Осётр, с притоками Веен-кой, малой Песочной, Шутихой, Любенькой, Сенницей — бассейн правого берега Оки и речками Луговая

ЭКСКУРСИЯ НА ОСТРОВ КОС

ЭКСКУРСИЯ НА ОСТРОВ КОС Для туризма остров Кос – второй по значимости после Родоса остров архипелага Додеканес. Он насчитывает всего 31000 жителей, но свыше 65000 мест для гостей. Остров площадью 296 км2 славится замечательными, кое-где еще совершенно не застроенными пляжами и

На сегодняшний день практически невозможно представить человека, который за всю свою жизнь ни разу не бывал на экскурсии. Опытным экскурсоводам не безразлично, что увидит их клиент, и как он воспримет преподаваемую ему информацию. Цель экскурсовода – подвести клиента к необходимым выводам, от которых зависит эффективность экскурсии.

Экскурсант при этом выступает в качестве временного посетителя, который находится на осматриваемом объекте менее 24 часов, принимая участие в экскурсии.

Экскурсия имеет свои особенности:

  • Специфическая продолжительность – от одного академического часа до 24 часов максимум.
  • Экскурсия предполагает наличие экскурсовода.
  • В течение экскурсии осуществляется показ экскурсионных объектов, от которых зритель получает первичные впечатления.
  • В ходе экскурсии участники передвигаются по заранее разработанному маршруту, полностью следуя ему.
  • Экскурсия имеет определенную направленность, ограничивается конкретной темой.

На сегодняшний день не существует многодневных экскурсий, так как они нецелесообразны. Туристы способны удержать свое внимание только в течение определенного времени, которое ограничивается периодом максимум в 24 часа. Детские экскурсии должны быть еще меньшей продолжительности, так как ребенок способен удерживать на объекте свое внимание в среднем от 20 до 40 минут.

Основной целью экскурсии является донесение новой для туриста информация, раскрытие ее специфическим способом, который предусматривает необходимость посещения определенных объектов, в том числе исторических. В настоящее время существует множество разновидностей экскурсий, которые посвящены разным темам. Однако все они имеют примерно единую целевую направленность.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенности экскурсии зависят от ее вида. Например, обзорные экскурсии, как правило, являются многотемными. Это означает, что данные экскурсии строятся на осмотре различных объектов, например, исторических зданий, памятников архитектуры и культуры, природных объектов, мест, где произошли значимые события, и т.д.

Особенности экскурсионной деятельности

Основные особенности экскурсионной деятельности заключаются в смысле экскурсии. Экскурсия выступает в качестве процесса познания окружающего мира, его предметов и свойств. Исходя из данного положения, экскурсия опирается на две основные формы познания: чувственное и логическое:

Чувственное познание основывается на ощущениях человека, экскурсовод воздействует на его органы чувства, для того чтобы добиться определенного результата. Немаловажное значение имеют при этом показы и представления, когда используя органы чувств, турист фиксирует в своей голове знания, которые в дальнейшем могут быть сохранены без непосредственного контакта с изучаемым объектом. Логическое познание заключается в мыслительном процессе, в ходе которого человек анализирует информацию, сравнивая какие-либо объекты, а также синтезируя новую информацию. Результатом такого мыслительного процесса является образование таких понятий, как суждения о наиболее существенных признаках объекта.

Задачи экскурсионной деятельности

На сегодняшний день экскурсии переживают некоторый кризис. С одной стороны, сохраняется их традиционная развлекательная и релаксационная функции. С другой страны, сейчас экскурсиями пользуются в основном школьники и студенты, которые преследует цель образования, соответственно, экскурсии приобретают не только образовательную функцию, но и воспитательную.

В частности, можно выделить следующие воспитательные и образовательные задачи экскурсии:

  • Построение экскурсии на основе максимальной активности участвующих в ней лиц.
  • Стимулирование творческой деятельности участников, в том числе, посредством проведения мастер-классов, соревнований, конкурсов.
  • Развитие у экскурсантов навыков самостоятельного наблюдения.
  • Стимулирование самостоятельного анализа, зрительных впечатлений.

Чаще всего в практической деятельности экскурсоводов самым реализуемым продуктом является комплексное обслуживание, которое включает в себя стандартный набор услуг, реализуемый потребителям в одном пакете. Также туристу по его желанию может представляться пакет дополнительных услуг. В целом совокупность основных и дополнительных услуг создает индивидуальный, неповторимый имидж экскурсионной фирмы.

Например, помимо экскурсионного обслуживания, туристы могут покупать дополнительные услуги, которые предполагают совершение действий различного характера. Так, можно приобрести дополнительную экскурсию нового типа, например, с использованием аудио- и видеодемонстрации, с организацией питания, пройти цикл экскурсий, которые будут объединены общей тематикой. Разрабатываются специализированные детские экскурсии, которые направлены именно на детскую аудиторию. В ходе экскурсии также возможно посещение спортивно-зрелищных мероприятий, театров, а также совершение прогулок исходя из интересов самих туристов. Некоторые музеи устраивают шоу-представления, в том числе с историческим уклоном, которые могут быть интересны аудитории разного возраста.

". Экскурсионная деятельность - деятельность субъектов туристской индустрии (туроператоров, турагентств, туристско-экскурсионных, экскурсионных бюро, бюро гидов-переводчиков), а также имеющих необходимую квалификацию аккредитованных физических лиц по подготовке, организации и проведению экскурсий, оказанию услуг экскурсовода, гида, гида-переводчика. "

Источник:

"МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Экскурсионная деятельность" в других словарях:

Самарская областная станция юных натуралистов — Содержание 1 Возникновение 2 История участка ОСЮН … Википедия

Санкт-Петербургский университет управления и экономики — У этого термина существуют и другие значения, см. Академия управления. Санкт Петербургский университет управления и экономики (СПбУУЭ) … Википедия

Хабаровский государственный институт искусств и культуры — Хабаровский государственный институт искусств и культуры … Википедия

Музей вагонного депо Вологда — Координаты: 59°12′22.99″ с. ш. 39°53′21.57″ в. д. / 59.206386° с. ш. 39.889325° в. д. … Википедия

Гимназия № 1506 — Координаты: 55°53′23″ с. ш. 37°39′02″ в. д. / 55.889722° с. ш. 37.650556° в. д. … Википедия

Полярно-альпийский ботанический сад-институт — (ПАБСИ) один из 11 институтов Кольского научного центра РАН. Расположен в г. Кировске Мурманской области, администрация и некоторые лаборатории в г. Апатиты. ПАБСИ является самым северным (67°38 с.ш.) ботаническим садом в России, и… … Википедия

Школа акварели Сергея Андрияки — (Гороховский переулок, № 17). Школа акварели Сергея Андрияки российская государственная специ … Википедия

Московская государственная специализированная школа акварели Сергея Андрияки — Школа акварели Сергея Андрияки российская государственная специализированная школа акварели в городе Москве. При школе имеется музейно выставочный комплекс. Художественным руководителем этой школы является Сергей Николаевич Андрияка,… … Википедия

В истории развития экскурсионного дела в нашей стране основное внимание уделялось методике подготовки экскурсий и технике их проведения, организации экскурсионного дела и содержанию экскурсионного обслуживания населения. В то же время мало внимания уделялось экскурсионной теории.

Для работников туристско-экскурсионной отрасли экскурсионная теория — это общая сумма теоретических положений, которые служат основой экскурсионного дела, определяют главные направления его развития и совершенствования.

Экскурсионная теория — это совокупность понятий: функции экскурсии, ее основные признаки и аспекты; особенности показа и рассказа; экскурсионный метод; классификация экскурсий; дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию; методология и методика; элементы экскурсионной педагогики и логики; основы профессионального мастерства экскурсовода.

1) процесс наглядного познания окружающего мира: особенностей природы, современной и исторической ситуации, элементов быта, т.е. достопримечательностей определенного города или региона - заранее избранных объектов, которые изучаются на месте их расположения;


. экскурсионные, с целью знакомства с природными, историческими, культурными достопримечательностями;

Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг.

Экскурсии зародились на основе поездок познавательного, образовательного, научного характера. Экскурсионная деятельность и экскурсионные организации способствовали более широкому развитию туристского движения в России. История развития экскурсионной деятельности насчитывает свыше ста лет.

Первые сведения об экскурсиях появились во второй половине XVIII в. Это были школьные экскурсии, которые предшествовали появлению туризма.

Одним из первых организаторов и энтузиастов экскурсионной работы с детьми был декабрист И.Д.Якушенко. Находясь в ссылке, он работал в женской школе, практиковал летние походы и экскурсии со своими воспитанниками с целью изучения растительного мира.

Во второй половине XIX в. школьно-экскурсионное дело получило поддержку официальных властей, которые решили использовать экскурсии в качестве одного из средств морально-религиозного воздействия на учащихся. Школьные экскурсии проводились преимущественно с целью изучения окружающей природы и по историческим местам. С 1899 г. при педагогическом обществе в Москве работала комиссия по организации общеобразовательных экскурсий для учащихся гимназий, училищ и школ.

Активизация экскурсионной деятельности в XIX в. была связана с появлением ряда организаций, практиковавших экскурсионные походы. Развитие экскурсионной деятельности сопровождалось открытием исторических, культурных и природоведческих памятников, ансамблей, музеев, а также различных выставок. Этому способствовала инициативная деятельность научных обществ.

Распространение экскурсий, горных восхождений, пеших походов и велосипедных прогулок, стремление русской интеллигенции использовать путешествия, передвижения и познавательные экскурсии для просвещения народа создали предпосылки для объединения любителей туризма и экскурсий в различные специализированные организации.

Крымский горный клуб. В XIX в. среди россиян большую популярность получил горный район Крым, к которому легко было добраться по суше и по морю. Крымские горы привлекали доступностью своих хребтов и удобными для путешествий тропами. К тому же целительный сухой климат благоприятно сказывался на людях с заболеваниями дыхательной системы. Эти свойства сделали его наиболее посещаемым районом России.

В 1876 г. состоялась первая экскурсия в Крым, проведённая профессором геологии Н.А.Головкинским. Он пригласил на экскурсию 25 студентов Новороссийского университета, для которых добился бесплатного проезда на пароходе Русского общества пароходства и торговли из Одессы в Крым и обратно. Экскурсанты познакомились с Ялтой, Никитским садом, морским побережьем горной частью Крыма, собрали геологические коллекции. Позже профессор Н.А.Головкинский выпустил путеводитель по Крыму – одно из первых популярных краеведческих изданий.

Интерес, который проявляли в конце XIX в. к Крыму, определил появление второго в России объединения любителей гор (первым был Кавказский горный клуб, основанный в 1877 г.). Клуб был основан в Одессе в 1890 г. и получил название Крымского горного клуба.

2. поощрение к посещению и исследованию этих гор и облегчение пребывания в них естествоиспытателям и художникам, отправляющимся в горы с научной или артистической целью;

Походы в горах России, тур Знаменитая Тридцатка, поход через горы к морю

Фото на маршруте 30 - Легендарная Тридцатка. Тридцатка - это выбор тех, кто приезжает в этот заповедный край, чтобы пройти свой путь к облакам и заглянуть в себя в медитативном молчании вершин.

Туристский поход, маршрут 30, тур через горы к морю

Фото на маршруте 30 - Легендарная Тридцатка. В горах не любят громких слов. Горы - это особый мир. Люди там любуются радугой ПОД НОГА­МИ, варят кашу, живут высоко в магнитном поле вершин, и ещё там БЬЕТ в лицо ветер - ВЕТЕР ОТ ВРАЩЕНИЯ ЗЕМЛИ.

Горный туризм, маршрут Тридцатка, тур через горы к морю

Туристы на маршруте 30 - Легендарная Тридцатка. на фоне горы Оштен в переводе "собиратель туч". Склоны этой горы населяют горные серны, занесенные в Красную книгу, туристы часто видят их своими глазами. Кроме серн здесь на протяжении многих лет обитали козлотуры Сиверцева, недавно покинули Оштен. А вот благородных оленей здесь еще можно встретить.

Клуб существовал материально за счёт взносов своих членов, различных пожертвований, средств, получаемых от общих экскурсий, изданий трудов клуба.

Свою деятельность клуб начал с организации экскурсии 19 членов в Крым в апреле 1891 г. Экскурсанты посетили Севастополь и ознакомились с археологическими раскопками в Херсонесе, древним Инкерманским монастырём, высеченным в известняках, Айтодорским маяком, Никитским садом и другими достопримечательностями Крыма. Во время этой восьмидневной экскурсии членами клуба были собраны геологические, почвенные, ботанические, энтомологические коллекции, которые должны были послужить основой при создании музея Крымского горного клуба.

С первого же года клуб приступил к собиранию данных по геологии, географии, флоре, фауне, этнографии, археологии и истории Крыма и поставил задачу начать издание этих материалов с целью популяризации Крыма как туристского района. И уже в 1891 г. первый выпуск “Записок Крымского горного клуба” увидел свет, после чего регулярное их издание продолжалось в течение 25 лет.

Известность Крымского горного клуба (позже переименованного в Крымско-Кавказский горный клуб) с каждым годом возрастала, что было связано с активной экскурсионной деятельностью, проводимой им, и с открытием новых отделений клуба в различных городах России. Основу деятельности отделений клуба составляла организация экскурсий.

Правление Крымско-Кавказского клуба, начав с экскурсий в Крым для своих членов и для всех желающих, постепенно расширило географию поездок и с 1910 г. начало уделять внимание экскурсиям на Кавказ. А в 1913г. экскурсионная секция подготовила многодневные маршруты по Крыму, Кавказу, Уралу, к Днепропетровским порогам. Приглашение принять участие в этих экскурсиях заранее публиковалось в “Записках клуба”.

Особое место в деятельности Крымско-Кавказского горного клуба занимало Ялтинское отделение. Именно это отделение занялось широкой экскурсионной деятельностью, организацией туристских поездок и экскурсий в Крым и по наиболее интересным местам Крымского побережья.

2. установление указателей дальнейшего движения и пройденного расстояния, а также скамеек для отдыха;

4. разработка новых экскурсионных маршрутов; заключение контрактов с поставщиками лошадей и экипажными мастерами; поиск мест для проживания экскурсантов; хлопоты об удешевлении экскурсий для учащихся и др.

Год от года экскурсионная деятельность Ялтинского клуба набирала силу. Число экскурсантов постоянно увеличивалось. Экскурсии отделения отличались большим разнообразием маршрутов. Основу их составляли однодневные экскурсии в окрестностях Ялты.

Особую заботу все отделения Крымско-Кавказского горного клуба проявляли об ученических экскурсиях. В “Записках” были обнародованы “Основания для организации ученических экскурсий В Крым…”,в которых подчёркивалось значение для молодёжи: “Развивая в молодёжи пытливость ума и любознательность, они вместе с тем имеют и гигиеническое значение, давая юношам возможность провести более или менее продолжительное время на чистом воздухе в гористых местностях, что вместе с передвижением по горам должно способствовать физическому развитию и укреплению организма”. По ходатайству правления отделения для участников ученических экскурсий предоставлялось или бесплатное помещение для проживания в ялтинских школах, или крайне дешёвое в некоторых гостиницах.

Понимая, что для дальнейшего развития экскурсионного дела необходимо большое число подготовленных экскурсоводов, правление клуба начало с 1902 г. подготовку руководителей экскурсий из числа школьных учителей.

Педагогические экскурсии Крымско-Кавказского горного клуба стали ещё одной действенной формой пропаганды туризма в России, поскольку в последующие годы участники этих экскурсий возвращались в Крым, но уже с десятками своих учеников, выполняя тем самым задачу клуба “устремить русских туристов мощным потоком” в этот благодатный край.

За время своей работы (более чем за 20 лет) Крымско-Кавказский горный клуб стал влиятельной экскурсионной организацией в России. Он заложил прочный фундамент экскурсионного дела в нашей стране.

Повышенный интерес к экскурсиям, возникший к 10-м г.г. XX в., явился толчком к созданию при некоторых обществах экскурсионных комиссий, бюро, комитетов. Они взяли на себя функции содействия экскурсионным группам и отдельным экскурсантам при знакомстве со столицами и губернскими городами. Кроме экскурсионных организаций при различных обществах, появились и частные туристские конторы, основанные предпринимателями, предлагавшие свои услуги при проведении экскурсий по России и за рубеж.

Количество экскурсионных комиссий постепенно возрастало. Они создавались в различных городах России: Екатеринодаре, Харькове, Ярославле, Москве и др. К концу 1915 г. существовало уже около 100 подобных организаций.

С 1910 г. стали организовывать экскурсии для сельских жителей в другие наиболее развитые сельскохозяйственные губернии. Они проводились для ознакомления с высокопродуктивными сельскими хозяйствами. Эти экскурсии оказались весьма полезными для крестьян, участвовавших в них. Во многих хозяйствах в результате такого своеобразного обмена опытом появились спустя некоторое время различные нововведения.

В конце XIX – нач. XX в.в. передовые педагоги учебных заведений России обратили особое внимание на экскурсионное дело, всё шире развивающееся в стране. В экскурсиях они увидели возможность значительно улучшить преподавание естественных предметов, приблизить учащихся к природе.

К этому времени относятся первые статьи, посвящённые экскурсионному делу среди учащихся, в “Записках Крымского горного клуба”, в журналах “Русский турист” и “Русская школа”.

Длительное время организация экскурсий для учащихся оставалась делом отдельных энтузиастов. Таким был педагог Александровской учительской школы в Тифлисе – Николай Петрович Захаров. Важным средством обучения он считал экскурсии, на которых должны закрепляться знания, полученные на уроках. Он знакомил своих учеников на экскурсиях с природой Кавказа, его историей и культурой. Экскурсии совершались обычно всей школой пешком. На природе учащиеся под руководством преподавателей наблюдали различные предметы и явления, учились описывать их, составлять геологические и ботанические коллекции. Н.П.Захаров считал обязательной организацию экскурсий при изучении истории, географии и других дисциплин естественного цикла.

Важным толчком к расширению экскурсионной деятельности стал циркуляр министра народного просвещения от 2 августа 1900 г. за №20.185, которым отменялись летние каникулярные работы учеников и взамен их рекомендовалось начальникам учебных заведений и педагогическим советам организовывать в период каникул для учащихся оздоровительные прогулки и путешествия.

Определённую роль в развитии ученических экскурсий имело введение 9 марта 1902 г. специального тарифа №6900 на проезд учащихся, отправляющихся в образовательные экскурсии. На всех русских железных дорогах для групп экскурсантов устанавливался удешевлённый проезд в вагонах 3 класса, а воспитанникам низших учебных заведений при поездках на расстоянии до 50 км. предоставлялся бесплатный проезд. В последующие годы условия этого специального тарифа для учащихся, совершавших групповые экскурсии, несколько менялись, но он сохранился в общих чертах до 1917 г.

Стихийно развивавшаяся экскурсионная работа в учебных заведениях России постепенно начала получать теоретическую базу. К концу 1900-х годов в различных периодических изданиях стали появляться всё больше статей, в которых предпринимались попытки освещения вопросов теории экскурсоведения.

Важной вехой в этом отношении явилась увидевшая свет в 1910 г. книга “Школьные экскурсии”, написанная группой преподавателей Петербургского лесного коммерческого училища под редакцией Б.Е.Райкова. В ней впервые были разработаны основные принципы экскурсионной методики и предложена система учебных экскурсий по всем предметам и для всех классов. Появление книги по теории экскурсионного дела в лесном училище не было случайностью. Именно оно в числе первых в Петербурге включило местные и дальние экскурсии в учебный процесс, как обязательную форму работы, тесно связанную с преподаванием различных предметов.

В 10-е годы XX в. в России начали издаваться три специальных журнала, посвящённых экскурсионному делу: “Экскурсионный вестник” в Москве, “Русский экскурсант” в Ярославле и “Школьные экскурсии и школьный музей” в Бендерах в Бессарабской губернии. Если последний журнал полностью посвящался школьному экскурсоведению, то два других постоянно публиковали теоретические статьи по экскурсоведению, рассказы о совершённых экскурсиях, советы по организации экскурсий в школе, списки рекомендуемой литературы по экскурсионному делу и др.

Журнал “Русский эмигрант” один из первых попытался классифицировать экскурсии для учащихся. Все они группировались в восемь типов:

1. Историко-археологические экскурсии. Они подразделялись на ознакомительные и исследовательские. Для учащихся наиболее важным считался второй вид экскурсий. Участвуя в них школьники исследовали географические особенности местности, памятники старины, старинные книги, журналы, рукописи, гравюры, иконы, записывали предания, рассказы и песни местных жителей, описывали обряды и т.д. Собранные материалы предназначались для пополнения коллекций школьного музея.

2. Историко-литературные. Участники этих экскурсий посещали места, связанные с жизнью выдающихся писателей, поэтов, учёных, художников, государственных и общественных деятелей. Важное значение при проведении данного типа экскурсий придавалось встречам с современниками знаменитых людей.

3. Естественно-исторические. Данные экскурсии имели целью познакомить школьников с природой той местности, в которой они живут. Особое внимание в них обращалось на сбор разливных коллекций: ботанических, зоологических и геологических.

4. Экскурсии на фабрики и заводы чаще всего проводились для учащихся старших классов. Цель их была определена как профориентационная.

5. Художественно-географические и этнографические экскурсии объединили три различных вида экскурсий: художественные, географические и этнографические. Каждый вид в отдельности считался малодоступным для школьников, поэтому при разработке классификации из объединили в один тип.

6. Экскурсии трудовой помощи возникли в период Первой мировой войны и представляли собой поездку групп учащихся в деревню для помощи в сельскохозяйственных работах тем крестьянским семьям, которые из-за войны остались без рабочих рук.

7. Выделение общеобразовательных и бытовых экскурсий было связано с тем, что городские школьники совершенно не знали деревню, сельским столь же мало известно было о городе. Это и определило появление самостоятельных экскурсий по знакомству с жизнью села городских школьников и города – сельских. Горожанам показывали поля, крестьянский труд и быт, природу, деревенским детям – вокзалы, поезда, улицы с трамваями, общественные здания, заводы, фабрики и т.д. В течение учебного года побывавшим на экскурсии поручалось сделать доклады об увиденном.

Экскурсии отдыха и развлечений представляли собой коллективный отдых класса или всей школы на природе. Приведённая экскурсионная классификация – это первый опыт анализа всего разнообразия экскурсий, проводимых в России с учащимися.

Война, начавшаяся в 1914 г., отразилась на географии школьных экскурсий и путешествий. Резко сократилось количество дальних экскурсий, но продолжали развиваться экскурсии по территории своих губерний.

С 1915-1917 г.г. при пересмотре учебных планов и программ была подписана новая программа для высших начальных школ, в которой указывалось, что для каждого класса должны быть разработаны план и программа экскурсий, которые следовало бы проводить в учебные часы. Таким образом, в школах России к 1916 г. экскурсии, связанные с учебным материалом, были признаны равноправными среди других методов обучения.

Читайте также: