Экономическая школа сторонники которой в научном анализе экономических явлений используют

Обновлено: 08.07.2024

История экономических учений — экономическая наука, изучающая зарождение, становление, развитие и смену экономических концепций на всём протяжении истории общественного производства.

Содержание

Экономическая мысль Древнего Востока

Экономическая мысль Древнего Востока имеет в основном религиозную форму и подчинена решению социальных и политических проблем. В экономических произведениях того времени проблемы экономики в целом не стали предметом научного анализа. В то же время экономические труды содержали рекомендации по управлению государством и контролю за экономической деятельностью граждан [1] .

Экономическая мысль Античности

Экономическая мысль Античности нашла своё отражение в основном в трудах древнегреческих мыслителей: Ксенофонта, Платона, Аристотеля в V—IV вв. до н. э., впервые подвергших экономические явления научному анализу и пытавшихся выявить закономерности развития общества [2] .

Экономическая мысль средневековья

Экономическая мысль Средневековья носит преимущественно теологический и канонический характер. Экономика наполнена религиозно-этническими нормами, которыми оправдывался сословный характер организации общества и сосредоточение политической и экономической власти у феодалов. В этот период изменилось отношение к физическому труду, сделав его уважаемым [4] .

Меркантилизм

Сущность меркантилизма сводилась к богатству, прежде всего к золоту, на которое можно было купить все, так как деньгами того времени были благородные металлы.

Физиократия

Физи́ческая эконо́мия, физио́кратия — экономическая школа, один из научных подходов к исследованию и организации экономики, предметом которого являются измеряемые в физических (натуральных) величинах экономические процессы и способы управления обменом вещества-энергии-импульса-информации в хозяйственной деятельности человека, подчиненные требованиями законов физики.

Классическая экономическая теория

Адам Смит (1723 год—1790 год), основатель классической политической экономии, в первую очередь исследовал и подчеркивал значение концепции экономической стоимости и распределения богатства между классами — рабочими, капиталистами и землевладельцами.

Марксизм

Марксистское направление в политической экономии — одно из ответвлений классической школы. Марксизм — марксистская экономическая теория (Marxist economics): направление классической экономической науки, развитое Карлом Марксом (1818—1883), придавшим экономической мысли сильный политический оттенок. Развивая концепцию Адама Смита о труде как источнике экономической стоимости (labour theory of value — трудовая теория стоимости), Карл Маркс утверждал, что в ходе производственного процесса капиталисты получают из труда рабочих прибавочную стоимость, оставляя им только необходимую для существования заработную плату. С точки зрения Маркса, капиталистическое хозяйство должно переживать все более глубокие кризисы, которые будут менять сознание рабочего класса, который в итоге уничтожит капитализм, и тогда государство перейдет под контроль трудящихся.

Неоклассическая экономическая теория

Неоклассическая школа, в настоящее время доминирующая в западной экономической мысли, подчеркивает значение распределения ограниченных ресурсов между конкурирующими экономическими агентами. Основателей этой школы — У. С. Джевонса (1835—1882) и М. Вальраса (1834—1910) — называют маржиналистами (Marginalism). В свою очередь неоклассическая экономическая теория делится на две широких сферы исследований: микроэкономику (microeconomics), которая анализирует взаимоотношения между отдельными хозяйственными единицами (потребителем, фирмой и т. д.), и макроэкономику (macroeconomics), анализирующую взаимозависимость между агрегированными экономическими величинами, денежную массу, безработицу и государство. В обеих этих сферах основными объектами исследования считаются отдельные физические лица и домашние хозяйства, а не классы.

Кейнсианство

Монетаризм

Макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. Одно из главных направлений неоклассической экономической мысли. Возник в 1950-е годы как ряд эмпирических исследований в области денежного обращения. Несмотря на то, что основоположником монетаризма является М. Фридман, название новой экономической теории было дано К. Бруннером

Институционализм

Смысл институционального подхода состоит в том, чтобы не ограничиваться анализом экономических категорий и процессов в чистом виде, а включить в анализ институты, учитывать внеэкономические факторы.

Совокупность основных течений современной экономической мысли на Западе получило название мэйнстрим (mainstream). Парадигма мэйнстрима не отрицает важной роли экономических отношений, марксизма и политэкономии в целом, что в частности находит развитие в институциональной экономике, но вместе с тем не считает экономические отношения центральным, а тем более единственным объектом исследования экономической науки.

Модели экономики и в формате ПЭС и экономикс не обладают достаточной адекватностью, а их формирование в той или иной мере подвержено идеологическому влиянию, однако, если ориентироваться на практику, как критерий истины, то модели экономикс с экономической точки зрения оказываются более эффективными в странах Запада (США), а модели ПЭС — Востока (Китай).

Между школами существовала соревновательность, но также многие школы, существовавшее в одно время, не конкурировали между собой. Так как они занимались изучением различных аспектов экономики, поэтому они могли мирно сосуществовать одновременно.

Исследования экономических учений

В XIX веке экономическая теория возникает в форме отдельных курсов на юридических факультетах университетов, затем появляются особые экономические факультеты, формируется круг профессиональных экономистов. Так, в 1805 году английский экономист Томас Мальтус стал профессором новой истории и политической экономии в колледже Британской Ост-Индской компании, в 1818 году в Колумбийском университете Нью-Йорка появилась должность профессора моральной философии и политической экономии, в 1819 году французский ученый Жан-Батист Сэй занял кафедру промышленной экономии в Парижской Консерватории искусств и ремесел. Политическую экономию в качестве особого предмета начинают преподавать в 1825 году в Оксфорде, в 1828 году в Университетском колледже Лондона, а 1832 году в Дублинском университете. [5]

Во второй половине ХХ века вышло большое количество исследований по истории экономических учений, среди авторов которых были такие крупные экономисты, как Й. Шумпетер, М. Блауг, Р. Хайлбронер, Дж. Стиглер, У. К. Митчелл, Дж. К. Гэлбрейт и многие другие. [5]

1. Экономические отношения на уровне предприятий, фирм изучает:

2) микроэкономика;

1) Маркс; 2) Платон; 3) Ксенофонт;4) Самуэльсон.

3. Обобщение экономического опыта и практики хозяйственной деятельности человечества, совокупность понятий и положений, характеризующих экономическую жизнь - это:

экономическая теория.

4. Первым широко распространённым экономическим учением становится:

3) меркантилизм;

5. Экономическое учение о необходимости и значимости государственного регулирования развития экономики – это:

1) кейнсианство;

6. Экономическая школа, сторонники которой в научном анализе экономических явлений используют предельные величины, - это:

2) теория общего равновесия;

3) теория частичного равновесия;

4) маржинализм;

7. Представитель английской школы классической политэкономии, которому принадлежит идея разумного эгоизма - это:

2) А. Смит;

8. Теория, в соответствии с которой денежная масса, находящаяся в обращении, играет определяющую роль в стабилизации и развитии экономики, называется:

1) монетаризм;

9. Течение экономической мысли, которое в качестве движущей силы экономики кроме материальных факторов выдвигает моральные, духовные, правовые и др., рассматриваемые в историческом плане – это:

2) институционализм;

10. Устойчивые, существенные, постоянно повторяющиеся причинно-следственные связи и взаимосвязи экономических явлений и процессов - это:

1) экономические категории;

1. Экономические отношения на уровне предприятий, фирм изучает:

2. Экономическое учение о необходимости и значимости государственного регулирования развития экономики – это:

3. Течение экономической мысли, которое в качестве движущей силы экономики кроме материальных факторов выдвигает моральные, духовные, правовые и др., рассматриваемые в историческом плане – это:

2) неоклассический синтез;

4. Движение мысли от частного к общему - это метод:

5. Движение мысли от общего к частному - это метод:

6. Первым ввёл в оборот слово "экономия":

7. Первым широко распространённым экономическим учением становится:

1) буржуазная политическая экономия;

4) вульгарная политическая экономия;

8. Обобщение экономического опыта и практики хозяйственной деятельности человечества, совокупность понятий и положений, характеризующих экономическую жизнь, изучает:

1) экономическая теория;

2) политическая экономия;

9. Теоретическая школой, считающей, что "богатство" - это деньги, золото, за которое можно купить всё, является:

10. Наука, изучающая закономерности возникновения и развития мирового хозяйства, – это:

11. Теория, сторонники которой в научном анализе экономических явлений используют предельные величины, - это:

2) теория общего равновесия;

3) теория частичного равновесия;

12. Наука, которая рассматривает экономические отношения на уровне национальной экономики - это:

13. Представитель французской школы, который считал, что единственно производительной деятельностью является только занятие сельским хозяйством - это:

14. Научная школа, преодолевшая ограниченный, отраслевой подход к исследованию экономических явлений - это:

5) английская классическая политическая экономия.

15. Представитель английской школы, которому принадлежит идея разумного эгоизма - это:

16. Учение, представители которого исследовали капитализм, поставили о необходимости революционного преобразования капиталистического способа производства:

1) вульгарная политическая экономия;

3) неоклассический синтез;

17. Экономическая доктрина, утверждающая, что лучшей экономической системой является та, которая основана на частной собственности на средства производства и гарантирует свободу личной инициативы экономических субъектов - это:

18. Теория, в соответствии с которой денежная масса, находящаяся в обращении, играет определяющую роль в стабилизации и развитии экономики, это:

19. Устойчивые, существенные постоянно повторяющиеся связи и взаимосвязи экономических явлений и процессов - это:

1) экономические категории;

2) экономические законы;

3) экономические функции;

4) экономические показатели;

20. Отобрать необходимые факты, полученные в ходе наблюдения и накопить количественные показатели, которые характеризуют те или иные экономические явления, позволяет:

1) статистический метод;

2) метод научной абстракции;




3) графический метод;

4) метод индукции;

5) материалистическая диалектика.

21. Экономическая теория выполняет следующие функции:

1) контрольная, прогностическая, методологическая;

2) санирующая, контрольная, прогностическая;

3) критическая, прогностическая, методологическая;

4) дифференцирующая, прогностическая, методологическая;

5) посредническая, критическая, прогностическая.

22. Теоретические научные понятия, которые отражают наиболее существенные свойства экономических явлений и соотношения между ними - это:

1) экономические законы;

2) экономические методы;

3) экономические категории;

4) экономические функции;

5) экономические системы.

1. Экономические отношения на уровне предприятий, фирм изучает:

2. Экономическое учение о необходимости и значимости государственного регулирования развития экономики – это:

3. Течение экономической мысли, которое в качестве движущей силы экономики кроме материальных факторов выдвигает моральные, духовные, правовые и др., рассматриваемые в историческом плане – это:

2) неоклассический синтез;

4. Движение мысли от частного к общему - это метод:

5. Движение мысли от общего к частному - это метод:

6. Первым ввёл в оборот слово "экономия":

7. Первым широко распространённым экономическим учением становится:

1) буржуазная политическая экономия;

4) вульгарная политическая экономия;

8. Обобщение экономического опыта и практики хозяйственной деятельности человечества, совокупность понятий и положений, характеризующих экономическую жизнь, изучает:

1) экономическая теория;

2) политическая экономия;

9. Теоретическая школой, считающей, что "богатство" - это деньги, золото, за которое можно купить всё, является:

10. Наука, изучающая закономерности возникновения и развития мирового хозяйства, – это:

11. Теория, сторонники которой в научном анализе экономических явлений используют предельные величины, - это:

2) теория общего равновесия;

3) теория частичного равновесия;

12. Наука, которая рассматривает экономические отношения на уровне национальной экономики - это:

13. Представитель французской школы, который считал, что единственно производительной деятельностью является только занятие сельским хозяйством - это:

14. Научная школа, преодолевшая ограниченный, отраслевой подход к исследованию экономических явлений - это:

5) английская классическая политическая экономия.

15. Представитель английской школы, которому принадлежит идея разумного эгоизма - это:

16. Учение, представители которого исследовали капитализм, поставили о необходимости революционного преобразования капиталистического способа производства:

1) вульгарная политическая экономия;

3) неоклассический синтез;

17. Экономическая доктрина, утверждающая, что лучшей экономической системой является та, которая основана на частной собственности на средства производства и гарантирует свободу личной инициативы экономических субъектов - это:

18. Теория, в соответствии с которой денежная масса, находящаяся в обращении, играет определяющую роль в стабилизации и развитии экономики, это:

19. Устойчивые, существенные постоянно повторяющиеся связи и взаимосвязи экономических явлений и процессов - это:

1) экономические категории;

2) экономические законы;

3) экономические функции;

4) экономические показатели;

20. Отобрать необходимые факты, полученные в ходе наблюдения и накопить количественные показатели, которые характеризуют те или иные экономические явления, позволяет:

1) статистический метод;

2) метод научной абстракции;

3) графический метод;

4) метод индукции;

5) материалистическая диалектика.

21. Экономическая теория выполняет следующие функции:

1) контрольная, прогностическая, методологическая;

2) санирующая, контрольная, прогностическая;

3) критическая, прогностическая, методологическая;

4) дифференцирующая, прогностическая, методологическая;

5) посредническая, критическая, прогностическая.

22. Теоретические научные понятия, которые отражают наиболее существенные свойства экономических явлений и соотношения между ними - это:

1. Экономические отношения на уровне предприятий, фирм изучает:

Файлы: 1 файл

тест по экономике с ответами. docx

Тема 1. Экономическая теория:

история развития, предмет и методы

1. Экономические отношения на уровне предприятий, фирм изучает:

2. Экономическое учение о необходимости и значимости государственного регулирования развития экономики – это:

3. Течение экономической мысли, которое в качестве движущей силы экономики кроме материальных факторов выдвигает моральные, духовные, правовые и др., рассматриваемые в историческом плане – это:

2) неоклассический синтез;

4. Движение мысли от частного к общему - это метод:

5. Движение мысли от общего к частному - это метод:

6. Первым ввёл в оборот слово "экономия":

7. Первым широко распространённым экономическим учением становится:

1) буржуазная политическая экономия;

4) вульгарная политическая экономия;

8. Обобщение экономического опыта и практики хозяйственной деятельности человечества, совокупность понятий и положений, характеризующих экономическую жизнь, изучает:

1) экономическая теория;

2) политическая экономия;

9. Теоретическая школой, считающей, что "богатство" - это деньги, золото, за которое можно купить всё, является:

10. Наука, изучающая закономерности возникновения и развития мирового хозяйства, – это:

11. Теория, сторонники которой в научном анализе экономических явлений используют предельные величины, - это:

2) теория общего равновесия;

3) теория частичного равновесия;

12. Наука, которая рассматривает экономические отношения на уровне национальной экономики - это:

13. Представитель французской школы, который считал, что единственно производительной деятельностью является только занятие сельским хозяйством - это:

14. Научная школа, преодолевшая ограниченный, отраслевой подход к исследованию экономических явлений - это:

5) английская классическая политическая экономия.

15. Представитель английской школы, которому принадлежит идея разумного эгоизма - это:

16. Учение, представители которого исследовали капитализм, поставили о необходимости революционного преобразования капиталистического способа производства:

1) вульгарная политическая экономия;

3) неоклассический синтез;

17. Экономическая доктрина, утверждающая, что лучшей экономической системой является та, которая основана на частной собственности на средства производства и гарантирует свободу личной инициативы экономических субъектов - это:

18. Теория, в соответствии с которой денежная масса, находящаяся в обращении, играет определяющую роль в стабилизации и развитии экономики, это:

19. Устойчивые, существенные постоянно повторяющиеся связи и взаимосвязи экономических явлений и процессов - это:

1) экономические категории;

2) экономические законы;

3) экономические функции;

4) экономические показатели;

20. Отобрать необходимые факты, полученные в ходе наблюдения и накопить количественные показатели, которые характеризуют те или иные экономические явления, позволяет:

1) статистический метод;

2) метод научной абстракции;

3) графический метод;

4) метод индукции;

5) материалистическая диалектика.

21. Экономическая теория выполняет следующие функции:

1) контрольная, прогностическая, методологическая;

2) санирующая, контрольная, прогностическая;

3) критическая, прогностическая, методологическая;

4) дифференцирующая, прогностическая, методологическая;

5) посредническая, критическая, прогностическая.

22. Теоретические научные понятия, которые отражают наиболее существенные свойства экономических явлений и соотношения между ними - это:

1) экономические законы;

2) экономические методы;

3) экономические категории;

4) экономические функции;

5) экономические системы.

Тема 2. Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике

1. Нужда личности или общества в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития - это:

2. Целенаправленная деятельность людей, в процессе которой они изготавливают все то, что служит удовлетворению их материальных и духовных потребностей - это:

3. Процесс производства (в широком смысле слова) включает следующие фазы:

1) производство, распределение, обмен, потребление;

2) распределение, обмен, потребление;

3) производство, распределение, обмен;

4) производство, выбор, обмен;

5) выбор, обмен, потребление.

4. Процесс удовлетворения потребностей - это:

5) все ответы верны.

5. Продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям и устремлениям людей - это:

6. Экономическая ситуация, при которой для удовлетворения каких-то выбранных, определенных потребностей ресурсов достаточно - это:

Читайте также: