Как часто проводятся занятия физической культурой во второй младшей группе доу

Обновлено: 07.07.2024

Полезного чтения.

Для всех возрастных периодов характерна повышенная потребность детей в двигательной активности. Активная мышечная деятельность является обязательным условием для нормального развития и формирования растущего детского организма. Физкультурная непосредственно образовательная деятельность (НОД) – основная форма организованного обучения детей физическим упражнениям. Она благотворно влияет на здоровье и общее развитие ребенка.

Цель физического воспитания в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития, обеспечить овладение дошкольниками двигательными умениями и навыками, создать условия для разностороннего (умственного, нравственного, трудового) развития и воспитания у них потребности систематически заниматься физическими упражнениями.

Физкультурные НОД состоят из трех частей:

Вводная часть включает упражнения, подготавливающие организм к нагрузке – различные виды ходьбы, бега, прыжки, упражнения на развитие равновесия, на профилактику нарушений осанки. В основную часть входят общеразвивающие упражнения, основные виды движений, подвижные игры, способствующие закреплению двигательных навыков, дающие возможность развивать эмоционально-волевую сферу детей. Заключительная часть, как правило, предполагает проведение упражнений, подвижных игр малой степени подвижности.

Алгоритм классического НОД по физической культуре в первой младшей группе:

- различные виды ходьбы;

- различные виды бега;

- задания на внимание.

Длительность этой части занятий – 2-3 минуты.

- простейшие построения: свободное, в колонну по одному, в круг;

- общеразвивающие упражнения, основные движения;

- подвижные игры с бегом, прыжками, лазаньем, бросанием, катанием.

Длительность этой части – 10-14 минут.

- ходьба в медленном темпе;

- подвижные игры малой подвижности.

Длительность этой части – 2-3 минуты.

Общая длительность физкультурного НОД – 15-20 минут.

У большинства детей первой младшей группы походка по-прежнему остается тяжелой, они шаркают ногами, слабо размахивают руками и неодинаковая длина шага; бегают на всей стопе, работа рук выражена нечетко, иногда руки прижаты к туловищу. Поэтому на физкультурных занятиях ходьба и бег входят во все основные виды движений. Программа детского сада предусматривает обучение следующим видам ходьбы и бега: ходьба и бег стайкой в одном направлении за воспитателем и со сменой направления, ходьба по дорожке, ходьба с бегом, ходьба и бег друг за другом в колонне, ходьба с перешагиванием, ходьба на носочках, ходьба между предметами, ходьба и бег с остановкой по сигналу воспитателя.

Детям с 2 лет доступны разные виды прыжков, они умеют прыгать на месте и, продвигаясь вперед на определенное расстояние; прыгать с небольшой высоты; прыгать в длину с места; перепрыгивать через предметы (кубики, шнуры). В прыжках на месте дети делают частые и невысокие подскоки, с удовольствием подражают зайчикам, белочкам и т.д. Обычно воспитатель предварительно показывает, как выполнять упражнение. Прыжки с продвижением вперед дают высокую двигательную нагрузку. При прыжках с небольшой высоты и в длину с места основное внимание уделяется правильному исходному положению – необходимо, чтобы перед прыжком дети хорошо сгибали ноги в коленях и приземлялись одновременно на обе полусогнутые ноги.

Наиболее простые и доступные задания – прокатывание мячей в прямом направлении, друг другу, в ворота, бросание мячей воспитателю. Все эти упражнения развиваю ловкость, быстроту, глазомер.

Разнообразные упражнения в лазании развивают силу, ловкость, координацию движений; укрепляют мелкие крупные группы мышц.

Подвижные игры имеют огромное значение для всестороннего развития ребенка. Игры развивают не только физически, в процессе овладения различными движениями у детей формируется способность проявлять выдержку, волю, уверенно действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, оценивая при этом меняющуюся ситуацию.

Физкультурные занятия благотворно влияют на здоровье и общее развитие ребенка. Под влияние физической и психической нагрузки, которая дается на занятиях, повышаются функциональные возможности детского организма, увеличивается его сопротивляемость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Литература

1.Григорьева Г.Г, Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. Кроха: Программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.

2.Кочетова Н.П. Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста. – М.: Просвещение, 2008.

3.Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Прыжки чередовать с ходьбой на 4-8 счетов, повторить чередование 3-4 раза.

Постепенно количество прыжков доводится к подготовительной группе до 25-30.

На двух ногах на месте

Прыжки на одной ноге

Прыжки на одной ноге

Прыжки на одной ноге

Прыжки на одной ноге

С продвижением вперед

Прыжки на двух ногах

Прыжки на двух ногах

Прыжки на двух ногах

Прыжки на двух ногах

С продвижением и на месте

С продвижением и на месте

С продвижением и на месте

С продвижением и на месте

Перепрыгивание через предметы (палки, обручи, кубики)

Перепрыгивание через предметы (палки, обручи, кубики)

Перепрыгивание через предметы (палки, обручи, кубики)

Перепрыгивание через предметы (палки, обручи, кубики)

Впрыгивание и выпрыгивание из обруча

Впрыгивание и выпрыгивание из обруча

Впрыгивание и выпрыгивание из обруча

Впрыгивание и выпрыгивание из обруча

ПЕРЕСТРОЕНИЕ ДЛЯ ОРУ

В колонны по 2, по 3

В колонны по 2, по 3,

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ОРУ, ОВД, подвижная игра большой подвижности, танцы, игры-эстафеты, упражнения на осанку

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ (ОРУ)

Количество и дозировка

Общеразвивающие упражнения с предметами и без них. 1-2 новые, остальные на закрепление. Длительность 4-8 минут.

В основной части могут разучиваться наиболее сложные ОРУ в качестве подготовительных к ОВД.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДВИЖЕНИЙ (ОВД)

Упражнение в равновесии

Упражнение в равновесии

Упражнение в равновесии

Упражнение в равновесии

Упражнение в равновесии

1-2 в виде упражнений

1-2 в виде упражнений

1-2 в виде упражнений

2-3 в виде упражнений

2-3 в виде упражнений

Подвижная ирга большой подвижности

Подвижная ирга большой подвижности

Подвижная ирга большой подвижности

Подвижная ирга большой подвижности

Подвижная ирга большой подвижности

3 . ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Ходьба, бег в среднем темпе, элементы танцев, ОРУ для плечевого пояса, подвижные игры малой подвижности, хоровод

Методика утренней гимнастики

(моторная плотность - 65-85%%)

Цель: обучение детей правильным движениям

Содержание у\г составляют:

1. основные виды движений (ОВД)

2. общеразвивающие упражнения (ОРУ)

3. построения и перестроения

4. танцевальные упражнения

Упражнения комплекса у\г должны соответствовать ОРУ для физкультурных занятий . Один комплекс у\г на 2 недели. В год 10 комплексов. Возможно их усложнение и повторение.

1 младшая группа

2 младшая группа

Кто за кем встанет

По зрительным ориентирам (шнур, кубики и т.д.)

2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДВИЖЕНИЙ (ОВД)

Строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, прыжки, упражнения и игры на внимание, элементы танцев и плясок

В начале у\г - ходьба на месте, разные виды ходьбы следующего сочетания: обычная, на носках, пятках, краях стоп и т.д.

Повторять сочетание от 4 раз в средней группе до 8 раз в подготовительной.

Полезно менять скорость ходьбы от медленной до быстрой и наоборот.

На наружной стороне стопы в сочетании с ходьбой по 8 шагов

Ходьба стайкой, врассыпную,

со 2 полугодия - в колонне по одному, на месте, с продвижением, змейкой между предметами

Ходьба стайкой, врассыпную,

в колонне по одному, парами (взявшись за руки), змейкой между предметами

На пятках по 8 шагов

(угол наклона следа 17,2 о )

С высоким подниманием бедра

(угол наклона следа 17,2 о )

С мешочком на голове

На носках, на пятках по 8 шагов, Обычная в чередовании 4-8 раз каждого вида

С закрытыми глазами

(угол наклона следа 15 о )

Ходьба парами, перестроение по три,

Перед ОРУ - бег в среднем темпе в чередовании с ходьбой.

После ОРУ - бег в быстром темпе.

Чередование бега с ходьбой 2-3 раза.

Дети должны бежать на носках, поднимая выше колени.

Обычный, стайкой, врассыпную, в колонне по одному, как на месте, так и с продвижением

Все виды бега в подвижной игре

Змейкой между предметами

Змейкой между предметами

В колонне по одному

В колонне по одному

В колонне по одному

В колонне по одному

В колонне по одному

В колонне по два (парами)

В колонне по два (парами)

В колонне по два (парами)

В колонне по два (парами)

Бег спиной вперед

Бег спиной вперед

ПЕРЕСТРОЕНИЕ ДЛЯ ОРУ

В колонны по 2, по 3

В колонны по 2, по 3,

3 . ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ (ОРУ)

ОРУ - упражнения, специально созданные для отдельных частей тела, различных мышц, суставов, а также всех систем организма

Количество и дозировка

Для плечевого пояса

Для туловища\ прямых мышц

Для туловища\ косых мышц

Для ног или плечевого пояса

Для плечевого пояса

Для туловища\ прямых мышц

Для туловища\ косых мышц

Для ног или плечевого пояса

Для плечевого пояса

Для туловища\ прямых мышц

Для туловища\ косых мышц

Для любой группы мышц, кроме первой

Для плечевого пояса

Для туловища\ прямых мышц

Для туловища\ косых мышц

Для любой группы мышц, не повторяя предыдущих упражнений

Для плечевого пояса

Для туловища\ прямых мышц

Для туловища\ косых мышц

Для плечевого пояса или др.гр.мышц

Выполняются вместе с воспитателем. Используются имитации и зрительные ориентиры. Воспитатель сначала называет новое упражнение, затем предлагает принять ИП. Педагог помогает принять ИП, объясняет и выполняет упражнения вместе с детьми. Добивается сходства с образцом только в основных элементах. Давая общие указания, уделяет внимание отдельным детям.

Выполняются вместе с воспитателем. Используются имитации и зрительные ориентиры. Воспитатель сначала называет новое упражнение, затем предлагает принять ИП. Педагог помогает принять ИП, объясняет и выполняет упражнения вместе с детьми. Добивается сходства с образцом только в основных элементах. Следит за соблюдением направления, амплитуды, способа выполнения упражнений. Давая общие указания, уделяет внимание отдельным детям.

Новое упражнение воспитатель сначала называет, затем показывает. Затем еще раз показывает и объясняет. Далее по команде "Исходное положение принять!", дети принимают ИП, по команде "Начинай!" самостоятельно его выполняют. В начале обучения выполнение сопровождается указаниями, обозначающими элементы упражнения. Затем указания сочетаются со счетом. В дальнейшем упражнения выполняются только под счет. По ходу выполнения упражнений исправляются ошибки детей. Повышаются требования к четкости ИП, правильному выполнению не только основных, но и второстепенных элементов.

Новое упражнение воспитатель показывает, показывает и одновременно выполняет. Затем по команде "Исходное положение принять!" дети принимают ИП, По команде "Начинай!" дети самостоятельно выполняют упражнение под счет. Знакомые упражнения выполняют только по названию. В случае необходимости используется показ упражнения или отдельные его частей. Учат детей дышать через нос, не задерживая дыхания.

Прыжки чередовать с ходьбой на 4-8 счетов, повторить чередование 3-4 раза.

Постепенно количество прыжков доводится к подготовительной группе до 25-30.

На двух ногах на месте

Прыжки на одной ноге

Прыжки на одной ноге

Прыжки на одной ноге

Прыжки на одной ноге

С продвижением вперед

Прыжки на двух ногах

Прыжки на двух ногах

Прыжки на двух ногах

Прыжки на двух ногах

С продвижением и на месте

С продвижением и на месте

С продвижением и на месте

С продвижением и на месте

Перепрыгивание через предметы (палки, обручи, кубики)

Перепрыгивание через предметы (палки, обручи, кубики)

Перепрыгивание через предметы (палки, обручи, кубики)

Перепрыгивание через предметы (палки, обручи, кубики)

Впрыгивание и выпрыгивание из обруча

Впрыгивание и выпрыгивание из обруча

Впрыгивание и выпрыгивание из обруча

Впрыгивание и выпрыгивание из обруча

4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Бег в подвижной игре

Бег 15-20 сек или прыжки 6 раз в чередовании с обычной ходьбой 3-4 раза. Спокойная ходьба

Бег 20-30 сек или прыжки по 6-8 раз в чередовании с обычной ходьбой 3-4 раза.

Ходьба с заданием или танцевальные движения в чередовании с обычной ходьбой. Дыхательные упражнения

Ходьба с ускорением преходящая в бег - 35-40 сек.

Спокойная ходьба, ходьба с заданием или танцевальные движения. Дыхательные упражнения

1. Осокина Т.Н. Физическая культура в детском саду. М., "Просвещение", 1973

2. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошк. учр.: Учеб. для учащихся пед. уч-щ.,1984

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ХОДЬБЫ

1. Обычная ходьба в умеренном темпе Движения рук спокойные — согнутые в локтях руки поочередно поднимаются вперед не выше уровня груди, затем отводятся назад локтями вверх, кисть примерно на уровне пояса. Голова приподнята, плечевой пояс не напряжен, живот подобран.
2. Ходьба на носках. Выполняется на более прямых ногах. Шаги короткие, туловище выпрямлено, подтянуто. Нога ставится на переднюю часть стопы (на полупальцы), пятка не касается поверхности. Движения рук незначительные, они несколько расслаблены. Их можно поставить на пояс, положить за голову. При этом плечи опущены, осанка непринужденная.
3. Ходьба на пятках. Этот вид ходьбы выполняется почти на прямых ногах. Шаги короткие, живот подтянут, спина выпрямлена. Нога ставится на пятку, носки подняты вверх, при этом не следует их сильно разворачивать в сторону. Движения рук незначительные (поставить на пояс, положить за голову).
4. Ходьба высоко поднимая колени. Движения энергичные, четкие. Нога ставится сначала на переднюю часть, затем на всю стопу. Шаги короткие, но уверенные. Согнутая в колене нога поднимается вперед-вверх. Бедро принимает горизонтальное положение, голень образует с бедром прямой угол, носок оттянут вниз. Активные движения ног согласуются с движениями рук, кисти сжаты в кулаки.

5. Ходьба широким шагом. Нога ставится перекатом с пятки на носок. Примерная длина шага различна для детей разных возрастов (32—35 см в 2 года, 55—60 см к 7 годам). При выполнении этого вида ходьбы нельзя чрезмерно увеличивать длину шагов, так как это может привести к нарушению формирующейся у детей координации движений.
6. Ходьба перекатом с пятки на носок. Выполняется этот вид ходьбы ярко выраженной постановкой ноги на пятку, плавным и одновременно энергичным перекатом на носок, слегка пружиня при этом и стараясь приподняться повыше. Движения рук свободные, ненапряженные, с некоторым акцентом (остановкой) в момент перехода на носок.
7. Ходьба приставным шагом. Может выполняться вперед, назад, в правую и левую сторону. Шаг начинается с любой ноги: одна при этом выносится вперед, другая к ней приставляется. Обе ноги оказываются вместе, пятки их соединяются на каждом шаге. Не следует поворачивать ступню приставляемой ноги носком внутрь. Руки в движении участия не принимают — их целесообразнее поставить на пояс. Этот вид ходьбы особенно хорошо выполнять под музыку, учитывая различный ее характер: под марш — четко, без заметного сгибания ног в коленях; под танцевальную музыку — мягко, пружиня на одной или на обеих ногах и т. д.
8. Ходьба в полуприседе и приседе. Выполняется на полусогнутых или полностью согнутых в коленях ногах. При ходьбе в полуприседе нога ставится на переднюю часть стопы, а при ходьбе в приседе — на всю стопу. Спину надо стараться держать прямо. Руки двигаются свободно. При ходьбе в полуприседе их можно поставить на пояс, при ходьбе в приседе руки лучше держать на коленях.
9. Ходьба скрестным шагом. В этом виде ходьбы одна нога выносится вперед и ставится перед другой немного в сторону. Продвижение вперед незначительное. Ногу нужно ставить выпрямленной и на всю стопу. Руки целесообразно держать на поясе, так как их активные движения могут привести к чрезмерному повороту туловища и нарушить координацию движений.
10. Ходьба выпадами. Выносимая вперед нога ставится согнутой в колене на всю стопу. Остающаяся сзади нога стоит на носке (по возможности ее надо держать прямой). Толчок производится носком сзади стоящей ноги.
11. Ходьба с закрытыми глазами. Выполняется небольшими шагами, обычно наблюдаются отклонения от прямолинейного направления.
12. Ходьба спиной вперед. Одна нога ставится назад на переднюю часть стопы или сразу на всю стопу. Толчок производится пяткой другой ноги или всей стопой одновременно. Координированные движения рук и ног выполняются с трудом.
13. Гимнастическая ходьба. Выполняется постановкой ноги с носка более широким шагом, стопа ставится на опору полностью.


Е.Н.Вавилова, "Учите бегать, прыгать, лазать, метать", М., 1983 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных занятиях в соответствии с требованиями ФГТ.Конспект интегрированного физкультурного занятия в средней группе "Весёлые ёжики"


Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы. Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы.

Физкультурное занятие с использованием нетрадиционного материала в ДОУ.

Физкультурные занятие с использованием упражнений, предупреждающих развитие сколиоза и плоскостопия Физкультурные занятие с использованием упражнений, предупреждающих развитие сколиоза и плоскостопия

Физкультурные занятие с использованием упражнений, предупреждающих развитие сколиоза и плоскостопия.


Уроки физической культуры – основное звено в цепочке оздоровления детей. Они содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической .


В пособии даны методические рекомендации по проведению физкультурных занятий с детьми 5— 6 лет. Раскрывается структура занятий, подробно описана методика обучения основным видам движений и общеразвивающим упражнениям. Конспекты физкультурных занятий разра

В пособии даны методические рекомендации по проведению физкультурных занятий с детьми 5— 6 лет. Раскрывается структура занятий, подробно описана методика обучения основным видам движений и общер.


Нетрадиционные формы организации физкультурных занятий в детском саду - Совместные физкультурные занятия родителей с детьми.

Основная цель: помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности.

физкультура для маленьких детей

В детском саду физическому развитию детей уделяется особое внимание. Это направление учебно-воспитательного процесса в рамках реализации здоровьесберегающих технологий является приоритетным в системе дошкольного образования. Соответственно подготовка и проведение занятий по физкультуре требует от педагога методической точности в выборе приёмов взаимодействия с детьми конкретной возрастной группы. Рассмотрим особенности этой работы с малышами 3–4 лет, то есть с воспитанниками второй младшей группы.

Цели и задачи физкультурных занятий с детьми 3–4 лет

  • выборе оптимальных форм взаимодействия с детьми для сохранения здоровья, укрепления организма ребят;
  • постепенном освоении важных для жизни движений (ходьбы с замедлением или ускорением, беговых упражнений, прыжков, метания, лазания и имеющего прикладной характер умения держать равновесие);
  • тренировке таких физических характеристик, как сила и скорость движения, а также выносливость и координация;
  • воспитании основных КГН — культурно-гигиенических навыков (одеваться по погоде и пр.);
  • формировании понимания здорового образа жизни (ЗОЖ), важности спорта.

Дети идут за педагогом

На физкультурных занятиях дети второй младшей группы знакомятся с основными движениями

Для достижения поставленных образовательных целей на занятиях физкультурой педагогу необходимо систематически решать такие задачи:

Это интересно. Занятия по физкультуре проводятся инструктором по физической культуре и спорту или, если такого специалиста в штате сотрудников нет, воспитателем.

Дети шагают за педагогом

Занятия физкультурой могут проводиться воспитателем, если в ДОУ нет штатной единицы инструктора по физвоспитанию

Виды занятий физкультурой во второй младшей группе

В педагогической практике ДОУ в работе с детьми 3–4 лет используются такие виды занятий физкультурой:

  • традиционные, в которых виды деятельности подбираются под тему урока и распределяются в определённые временные отрезки;
  • игрового характера (обычно это занятия — соревнования в отдельных видах спорта, например, футболе);
  • сюжетные (ход урока выстраивается по сценарию с участием разных персонажей);
  • танцевальные (обычно такие занятия готовятся совместно с хореографом);
  • ритмическая гимнастика (к этому виду относятся также фитнес-тренировки);
  • нетрадиционные (прогулки, походы с родителями и пр.);
  • тренировки (со второго семестра в перечень видов занятий добавляются уроки, на которых малыши отрабатывают упражнения, связанные с тем или иным видом спорта, например, набивают ногой мяч, как в футболе, или бросают мяч в корзину, как в баскетболе).

В каждом из этих видов планируется определённый, обоснованный темой и задачами, блок упражнений. На практике чаще всего занятия физкультурой носят смешанный характер и включают элементы деятельности разных уроков.

Виды упражнений для воспитанников 3–4 лет

Педагог показывает упражнение детям, стоящим в шеренге

Во второй младшей группе перечень видов упражнений шире, чем тот, что отрабатывался в первой младшей

Таблица: виды упражнений на физкультурных занятиях с детьми 3–4 лет

Как индивидуализировать задания

  • создания ситуации успеха на занятия (любой малыш, наряду с упражнениями, вызывающими затруднения, должен проявить себя в чём-то, что у него хорошо получается, вплоть до подготовки спортивного инвентаря для занятия);
  • рационального распределения детей в мини-группы и пары (в этих командах обязательно должны быть не только успешные ребята, но и те, у кого какие-то упражнения не получаются).

Дети с воспитательницей подняли флажки

Главная цель индивидуализации заключается в оказании помощи каждому малышу в освоении упражнения

Какие приёмы использовать на занятиях физкультурой во второй младшей группе

При подготовке занятия педагог использует комбинацию из словесных, наглядных, практических и игровых приёмов.

Словесные способы взаимодействия

Поскольку дети 3–4 лет продолжают осваивать речь, очень важно обеспечивать им возможность расширять свой активный запас слов, а также усваивать модели построения простых и сложных предложений. К тому же, наблюдая манеру речи педагога, дети осваивают невербальные средства коммуникации: жесты, мимику, наполняя свои высказывания выразительностью и эмоциями.

Объяснение и беседа

Эти два приёма неразрывно связаны между собой, так как, разъясняя каждый этап занятия, педагог задаёт наводящие вопросы, касающиеся того или иного вида деятельности.

Объяснения на занятии должны быть:

  • краткими;
  • доступными, то есть строиться на известной детям лексике;
  • регулярными, что подразумевает их повторение даже при выполнении уже знакомых заданий.
  • Любите ли вы играть и веселиться зимой? В какие игры?
  • Какие зимние виды спорта вы знаете?

Педагог объясняет детям упражнение

Объяснение и беседа могут идти параллельно

Загадки и стихотворения

Кроме того, что эти приёмы отлично тренируют память и расширяют кругозор, они ещё и помогают настроить малышей на работу, концентрируя их внимание на теме занятия. При подборе рифмованных строк воспитатель ориентируется на то, о чём предстоит рассказать детям.

  • Этот конь не ест овса,
    Вместо ног — два колеса.
    Сядь верхом и мчись на нём,
    Только лучше правь рулём. (Велосипед.)
  • Спозаранку за окошком
    Стук, и звон, и кутерьма.
    По прямым стальным дорожкам
    Ходят разноцветные дома. (Трамвай.)
  • Без разгона ввысь взлетает,
    Стрекозу напоминает.
    Отправляется в полёт
    Быстроходный … (вертолёт).
  • Ходит осень в нашем парке,
    Дарит осень всем подарки:
    Фартук розовый — осинке,
    Бусы красные — рябинке,
    Зонтик жёлтый — тополям,
    Фрукты осень дарит нам.

Короткие сказки

  • не перегружать историю событиями (малыши 3–4 лет не смогут воспринять более 1–3 сюжетных поворотов);
  • не вводить более 2–3 персонажей, иначе детям будет сложно проследить действия каждого в такой короткий промежуток времени.

Дети с педагогом на улице ведут хоровод

Рассказывание сказок может сопровождаться элементарными движениями, например, ходьбой в хороводе

Наглядные приёмы

В работе с дошкольниками важно помнить о свойстве сознания малышей воспринимать мир образами. Именно поэтому на занятиях любой (!) направленности должны быть:

  • картинки или доступные для понимания малышей схемы выполнения упражнений;
  • иллюстрации к словесным приёмам (например, к сказкам, загадкам);
  • игрушки, выступающие героями урока;
  • инвентарь (мячи, обручи, кегли и пр.).

Детям 3–4 лет важно увидеть, как задания выполняют педагоги в рамках демонстрации или участники видеоролика в формате показа.

12.1. Прием детей, впервые поступающих в дошкольные организации, осуществляется на основании медицинского заключения, выданного в установленном порядке.

12.2. Ежедневный утренний прием детей проводят воспитатели, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей.

Медицинский работник осуществляет прием детей в ясельные группы и в случаях подозрения на заболевание - в дошкольных группах. Выявленные больные дети и дети, или с подозрением на заболевание, в дошкольные организации не принимаются; заболевших в течение дня детей изолируют от здоровых детей (временно размещают в изоляторе) до прихода родителей или направляют в лечебное учреждение.

12.3. После перенесенного заболевания, а также отсутствия более 3 дней (за исключением выходных и праздничных дней), детей принимают в дошкольные организации только при наличии справки участкового врача-педиатра с указанием диагноза, длительности заболевания, проведенного лечения, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными, а также рекомендаций по индивидуальному режиму ребенка-реконвалесцента на первые 10-14 дней.

12.4. Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5, 5-6 часов, до 3-х лет - в соответствии с медицинскими рекомендациями.

12.5. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 - 4, 5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину - до обеда и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже минус 150 С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 150 С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже минус 200 С и скорости ветра более 15 м/с.

12.6. Во время прогулки с детьми необходимо проводить игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещения ДО.

12.7. Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 - 12, 5 часов, из которых 2, 0 - 2, 5 отводится дневному сну. Для детей от 1 года до 1, 5 лет дневной сон организуют дважды в первую и вторую половину дня общей продолжительностью до 3, 5 часов. Оптимальным является организация дневного сна на воздухе (веранды). Для детей от 1, 5 до 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр.

Детей с трудным засыпанием и чутким сном рекомендуется укладывать первыми и поднимать последними. В разновозрастных группах более старших детей после сна поднимают раньше. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.

12.8. Самостоятельная деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов.

12.10. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети четвертого года жизни) - 11 занятий, в средней группе (дети пятого года жизни) - 12, в старшей группе (дети шестого года жизни) - 15, в подготовительной (дети седьмого года жизни) - 17 занятий.

Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в младшей и средней группах не должно превышать двух занятий, а в старшей и подготовительной - трех.

12.11. Продолжительность занятий для детей 4-го года жизни - не более 15 минут, для детей 5-го года жизни - не более 20 минут, для детей 6-го года жизни - не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни - не более 30 минут.

В середине занятия проводят физкультминутку. Перерывы между занятиями - не менее 10 минут.

12.12. Занятия для детей среднего и старшего дошкольного возраста могут проводиться во второй половине дня, но не чаще 2-3 раз в неделю. Длительность этих занятий - не более 20-30 минут в зависимости от возраста детей. В середине занятия статического характера проводят физкультминутку.

12.13. Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т. п.) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон. Их проводят:

- для детей 4-го года жизни - не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 минут;

- для детей 5-го года жизни - не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;

- для детей 6-го года жизни - не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;

- для детей 7-го года жизни - не чаще 3 раз в неделю продолжительностью не более 30 минут.

12.14. Занятия физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла должны занимать не менее 50% общего времени реализуемой образовательной программы (занятий).

12.15. Объем лечебно-оздоровительной работы и коррекционной помощи детям (ЛФК, массаж, занятия с логопедом, с психологом и другие) регламентируют индивидуально в соответствии с медико-педагогическими рекомендациями.

12.16. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует проводить в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления детей рекомендуется сочетать указанные занятия с физкультурными, музыкальными занятиями, ритмикой и т. п.

12.17. Домашние задания воспитанникам дошкольных образовательных организаций не задают.

12.18. В разновозрастных группах продолжительность учебных занятий следует дифференцировать в зависимости от возраста ребенка. С целью соблюдения возрастных регламентов продолжительности занятий их следует начинать со старшими детьми, постепенно подключая к занятию детей младшего возраста.

12.19. В середине года (январь - февраль) для воспитанников дошкольных групп рекомендуется организовывать недельные каникулы, во время которых проводят занятия только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства).

В дни каникул и в летний период учебные занятия проводить не рекомендуется. Рекомендуется проводить спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и другие, а также увеличивать продолжительность прогулок.

12.20. Непрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах - не более 20 мин. , в старшей и подготовительной - не более 30 мин. Просмотр телепередач для детей дошкольного возраста допускается не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половину дня). Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего ребенка или чуть ниже. Если ребенок носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть.

Просмотр телепередач в вечернее время проводят при искусственном освещении групповой верхним светом или местным источником света (бра или настольная лампа), размещенным вне поля зрения детей. Во избежание отражения солнечных бликов на экране в дневные часы окна следует закрывать легкими светлыми шторами.

12.21. Занятия с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, частоболеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2-недель продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 мин.

Для снижения утомительности детей на занятиях с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Занятия детей с компьютером проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста).

XIII. Требования к организации физического воспитания

13.1. Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение состояния здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей растущего организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств.

13.2. Рациональный двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом состояния здоровья, возрастно-половых возможностей детей и сезона года.

Рекомендуется использовать формы двигательной деятельности: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и другие.

Следует предусмотреть объем двигательной активности воспитанников 5 - 7 лет в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности до 6 - 8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы дошкольных организаций.

Для реализации двигательной деятельности детей следует использовать оборудование и инвентарь физкультурного зала и спортивных площадок в соответствии с возрастом и ростом ребенка.

13.3. Физическое воспитание детей первого года жизни организуют в форме индивидуальных занятий, включающих комплексы массажа и гимнастики по назначению врача.

Занятия с детьми первого года жизни проводят с каждым ребенком индивидуально в групповом помещении ежедневно не ранее чем через 45 минут после еды.

Длительность занятия с каждым ребенком составляет 6 - 10 минут.

Начиная с 9 месяцев, помимо комплексов гимнастики и массажа, с детьми проводят разнообразные подвижные игры в индивидуальном порядке. Допускается объединение детей в небольшие группы (по 2 - 3 ребенка).

Для индивидуальных занятий рекомендуется использовать стол высотой - 72-75 см, шириной - 80 см, длиной - 90-100 см, имеющим мягкое покрытие из материалов, позволяющих проводить влажную обработку и дезинфекцию; стол сверху накрывается пеленкой, которая меняется после каждого ребенка.

13.4. С детьми второго и третьего года жизни занятия физическими упражнениями проводят по подгруппам воспитатели 2-3 раза в неделю. Занятия с детьми второго года жизни проводят в групповом помещении, с детьми третьего года жизни - в групповом помещении или в физкультурном зале.

Рекомендуемая наполняемость групп на занятиях физкультурой и их длительность, в зависимости от возраста детей, представлена в таблице 3.

Наполняемость групп на занятиях физкультурой и их длительность в зависимости от возраста детей

Читайте также: