Экологизация хозяйственной деятельности человека кратко

Обновлено: 05.07.2024

Охрана окружающей среды: понятие, принципы, мероприятия

Форма взаимодействия общества и природной среды, порожденная загрязнением последней, истощением природных ресурсов и угрозой разрушения экологических связей в природе, называется охраной природы.

Непосредственным объектом охраны становится человек, его жизнь, его здоровье, его генетическое будущее.

Решение данной проблемы имеет 4 направления:

1) гуманизация охраны окружающей среды – в центре внимания становится человек, его жизнь и здоровье и через эту призму решаются проблемы всей окружающей среды;

2) экологизация хозяйственной деятельности – это означает внедрение экологических требований во все виды и на всех этапах хозяйственной деятельности человека;

3) экономизация окружающей среды – данное направление исходит из важности материальной заинтересованности хозяйствующего субъекта в охране окружающей среды;

4) острая антивоенная направленность природозащитных мероприятий – снимается угроза разрушения окружающей природной среды в результате военных действий, снижается значительная доля загрязнений от предприятий военной промышленности, освобождающиеся средства можно использовать на благо природы и иные социальные нужды.

Охрана окружающей среды (ООС) – деятельность органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Требования в области ООС – предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

  • соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
  • научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
  • охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
  • ответственность органов государственной власти за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
  • платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
  • независимость контроля в области ООС;
  • презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
  • обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
  • обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
  • сохранение биологического разнообразия;
  • соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды;
  • ответственность за нарушение экологического законодательства;
  • организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;
  • международное сотрудничество в области ООС.

ООС как вид экологической деятельности государства предполагает систему мероприятий по сохранению и воспроизводству действующих экологических сообществ, многообразия растений и животного мира во имя настоящего и будущего поколений. Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения подлежат: естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы; земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты. Особой охране подлежат государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

Мероприятия по ООС – это совокупность методов и мер регулирования общественных отношений по поводу земли, недр, вод, других природных ресурсов как объектов собственности, пользования и охраны. Общие черты охраны природных ресурсов вытекают с учетом принципа всеобщей связи и взаимозависимости в природе, в рамках интегративного подхода к регулированию отношений, объектом которых выступает окружающая среда в целом.

Мероприятия по ООС включают строительство и эксплуатацию очистных сооружений и устройств, развитие малоотходных и безотходных технологических процессов и производств, размещение предприятий и систем транспортных потоков с учетом экологических требований, рекультивацию земель, меры по борьбе с эрозией почвы, по охране и воспроизводству флоры и фауны, охране недр и рациональному использованию минеральных ресурсов.

Проектируемый и планируемый комплекс мероприятий природоохранного назначения должен обеспечивать: соблюдение нормальных требований к окружающей среде, отвечающих интересам охраны здоровья людей и ООС с учетом перспективных изменений, обусловленных развитием производства и демографическими сдвигами; получение максимального экономического эффекта от улучшения состояния окружающей среды, сбережения и более полного использования природных ресурсов.

Экономически природоохранные мероприятия обосновываются путем сопоставления их экономических результатов с необходимыми для их осуществления затратами с помощью показателей общей и сравнительной экономической эффективности этих мероприятий.

При планировании хозяйственной деятельности необходимо строго увязывать ее с экологическими требованиями. Любое принимаемое решение должно учитывать долговременные интересы общества в сохранении и улучшении природной среды и направляться на создание благоприятных условий труда, жизни и быта людей.

При разработке долгосрочных прогнозов и направления развития отраслей, схем размещения предприятий, народнохозяйственных планов и путей их реализации предусматривают приоритетное развитие комплексных промышленных и сельскохозяйственных производств на базе малоотходных и безотходных технологий.

Важнейшей правовой мерой рационального природопользования и ООС от вредных воздействий является экологический контроль (ЭК). Именно посредством ЭК в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов права окружающей среды к исполнению экологических требований. Меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются либо в процессе ЭК, либо с привлечением иных государственных органов.

Таким образом, экологический контроль – система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области ООС, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных

ЭК как правовая мера выполняет ряд функций: предупредительную, информационную и карательную.

Роль предупредительной функции заключается в том, что субъекты ЭК, зная о возможной проверке соблюдения ими правовых экологических требований, заинтересованы в выполнении законодательства и предупреждении нарушений.

Информационная функция связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и лица собирают разнообразную информацию о природоохранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов.

Карательная функция проявляется в применении к нарушителям правовых экологических требований, предусмотренных законодательством санкций по результатам соответствующих проверок.

В природоохранительной практике России выделяются следующие виды ЭК: государственный, производственный, муниципальный, общественный. Критериями такой классификации является субъект, от имени которого проводится контроль, и сфера действия контроля.

Задачей государственного экологического контроля (ГЭК) является обеспечение выполнения правовых требований по рациональному использованию природных ресурсов и ООС от загрязнения всеми государственными органами, которым такие требования адресованы. Перечень должностных лиц органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль, устанавливается Правительством РФ. Запрещается совмещение функций государственного экологического контроля и функций хозяйственного использования природных ресурсов.

Государственные инспектора в области ООС при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке:

  • посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными материалами, необходимыми для осуществления государственного экологического контроля;
  • проверять соблюдение государственных стандартов и иных нормативных документов в области ООС, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по ООС;
  • проверять соблюдение требований, норм и правил в области ООС среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и иных объектов;
  • проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;
  • предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области ООС и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;
  • приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в области ООС;
  • привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области ООС.

Потенциально ГЭК более других видов контроля может влиять на процесс исполнения экологических требований, поскольку он как инструмент осуществления экологической функции государства может использовать не только собственные полномочия государственно-властного характера, но и прибегать к поддержке правоохранительных органов прокуратуры и суда. Основными мерами административного принуждения при этом являются меры: административного пресечения (приостановление или прекращение эксплуатации экологически вредных объектов), административной ответственности (предупреждение, штраф и другие), административно-процессуальные меры (постановка вопроса о привлечении к уголовной или административной ответственности, возмещении экологического вреда или применении мер общественного воздействия).

Производственный экологический контроль (ПЭК) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по ООС, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны предоставить сведения об организации производственного экологического контроля в органы исполнительной власти и местного самоуправления, контроль в порядке, установленном законодательством.

Основные цели осуществления ПЭК:

  • организация системы текущего мониторинга осуществляемой деятельности в соответствии с законодательством РФ, поставленными экологическими целями и задачами;
  • обеспечение выполнения в процессе хозяйственной деятельности мероприятий по ООС, оценка соблюдения требований законодательства;
  • накопление данных для анализа динамики количественных и качественных показателей по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу, объемов образующихся отходов производства и потребления и также принятых для сбора и транспортировки к конечному объекту размещения/использования/обезвреживания.

Порядок организации ПЭК регулируется положениями, утверждаемыми самими предприятиями, учреждениями и организациями. Контроль на предприятии осуществляют руководитель предприятия, экологические службы и руководители функциональных служб (главного инженера, энергетика, технолога, механика и др.) и производственных подразделений.

Должностные лица службы, ответственной за осуществление ПЭК, должны проверять выполнение планов и мероприятий по ООС, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, соблюдению нормативов качества окружающей природной среды, выполнению требований природоохранительного законодательства.

Отсутствие программы ПЭК у организации или же ненадлежащее его осуществление расценивается как несоблюдение требований законодательства Российской Федерации и влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность: наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Муниципальный экологический контроль (МЭК) осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами на территории муниципального образования.

Основные задачи МЭК: выявление на территории муниципального образования природопользователей, нарушающих требования природоохранного законодательства и принятие мер для привлечения их к ответственности; мониторинг состояния природной среды на территории муниципального образования; информирование населения через средства массовой информации о состоянии природной среды на территории муниципального образования; пропаганда природоохранного законодательства; осуществление плановых и внеплановых проверок по соблюдению природоохранного законодательства; контроль за наличием разрешений на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов; осуществление проверки обоснованности расчетов платежей за загрязнение окружающей природной среды, распределение платежей за пользование природными ресурсами между бюджетами различных уровней.

Общественный экологический контроль (ОЭК) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения экологического законодательства общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. Результаты общественного экологического контроля подлежат обязательному рассмотрению.

Важной формой осуществления ОЭК за деятельностью предприятий и государственных органов является затребование от них информации о природоохранной деятельности и состоянии окружающей среды, право на которую предусмотрено рядом законов. Но основе полученной информации граждане и общественные формирования вправе обжаловать решения, действия и бездействие, нарушающие их экологические права и законные интересы, в суде, С проведением ОЭК может быть связано также обжалование в суде заключения государственной экологической экспертизы, если оно противоречит требованиям законодательства, экологическим правам и интересам граждан и общественных формирований.

процесс неуклонного и последовательного внедрения систем технологических, управленческих и других решений, позволяющих повышать эффективность использования естественных ресурсов и условий наряду с улучшением или хотя бы сохранением качества природной среды (или вообще среды жизни) на локальном, региональном и глобальном уровнях.

Большой экономический словарь. — М.: Институт новой экономики . А.Н. Азрилиян . 1997 .

Смотреть что такое "ЭКОЛОГИЗАЦИЯ" в других словарях:

экологизация — экологизация … Орфографический словарь-справочник

экологизация — ж. Внедрение экологии [экология I 2.] комплекса мер, направленных на заботу об окружающей среде. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

экологизация — экологиз ация, и … Русский орфографический словарь

экологизация — и; ж. Книжн. Распространение, пропаганда взглядов, связанных с сохранением живой среды. Э. общественного сознания. Э. школьных предметов … Энциклопедический словарь

экологизация — и; ж.; книжн. Распространение, пропаганда взглядов, связанных с сохранением живой среды. Экологиза/ция общественного сознания. Экологиза/ция школьных предметов … Словарь многих выражений

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ — разработка и внедрение в производство, коммунальное хозяйство, быт людей таких технологий, которые при максимальном получении высокого качества продукции обеспечивали бы сохранение экологического равновесия в природе, круговороте веществ и… … Экологический словарь

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА — Внедрение и конкретизация экологических императивов в правовых нормах, нормативных документах и правилах, регламентирующих хозяйственную и рекреационную и иную деятельность, оказывающих влияние на окружающую природную среду Словарь бизнес… … Словарь бизнес-терминов

Экологизация науки — все более широкое участие различных наук в решении экологических проблем … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

-Экологизация законодательства — внедрение норм экологического права в акты тех отраслей законодательства, которые регулируют управленческую, хозяйственную, рекреационную и иную деятельность, в той или иной степени воздействующую на окружающую природную среду; Э. подлежат прежде … Экологическое право России: словарь юридических терминов

Промышленное производство — (Industrial production Index) Определение промышленного производства, тенденции развития производства Информация об определении промышленного производства, тенденции развития производства Содержание Содержание Обозначение и качество окружающей… … Энциклопедия инвестора

Движущей силой развития человеческого общества остается противоречие между безграничной способностью развивать материальные и духовные потребности и ограниченностью природных и энергетических ресурсов. Обострение экологической ситуации - это временное несоответствие между уровнем развития производительных сил, характером производственных отношений и возможностями природы к воспроизводству ресурсов.

Экологизация — осуществление технологических, производственных решений, позволяющих обеспечить экологическую безопасность, увеличить эффек­тивность использования окружающей среды.

3 основных направления:

1) Альтернативные варианты решения экологических проблем.

Данное направление связано с развитием отраслей и видов деятельности, непосредственно не связанных с эксплуатацией природных ресурсов. Реализуется на уровне государства (макроуровень). К нему относятся следующие варианты:

- структурная перестройка экономики - предполагает уменьшение доли природоемких отраслей в структуре народного хозяйства;

- изменение экспортной политики - предполагает уменьшение доли экспорта природных ресурсов в общем объеме экспорта;

- экологически ориентированная конверсия - предполагает использование опыта и технической базы оборонных предприятий в природоохранных целях.

2) Создание малоотходных и безотходных технологий.

Реализуется на региональном уровне. Безотходное производство предполагает максимальную, близкую к 100%, переработку исходного сырья с увеличением количества выпускаемой продукции.

3) Прямые природоохранные мероприятия.

Они реализуются в том случае, когда не возможно предотвратить негативное антропогенное воздействие на базе первых двух направлений. К ним относятся строительство очистных сооружений, создание санитарно-защитных зон.

Движущей силой развития человеческого общества остается противоречие между безграничной способностью развивать материальные и духовные потребности и ограниченностью природных и энергетических ресурсов. Обострение экологической ситуации - это временное несоответствие между уровнем развития производительных сил, характером производственных отношений и возможностями природы к воспроизводству ресурсов.

Экологизация — осуществление технологических, производственных решений, позволяющих обеспечить экологическую безопасность, увеличить эффек­тивность использования окружающей среды.

3 основных направления:

1) Альтернативные варианты решения экологических проблем.

Данное направление связано с развитием отраслей и видов деятельности, непосредственно не связанных с эксплуатацией природных ресурсов. Реализуется на уровне государства (макроуровень). К нему относятся следующие варианты:

- структурная перестройка экономики - предполагает уменьшение доли природоемких отраслей в структуре народного хозяйства;

- изменение экспортной политики - предполагает уменьшение доли экспорта природных ресурсов в общем объеме экспорта;

- экологически ориентированная конверсия - предполагает использование опыта и технической базы оборонных предприятий в природоохранных целях.

2) Создание малоотходных и безотходных технологий.

Реализуется на региональном уровне. Безотходное производство предполагает максимальную, близкую к 100%, переработку исходного сырья с увеличением количества выпускаемой продукции.

3) Прямые природоохранные мероприятия.

Они реализуются в том случае, когда не возможно предотвратить негативное антропогенное воздействие на базе первых двух направлений. К ним относятся строительство очистных сооружений, создание санитарно-защитных зон.

Экологизация экономических процессов – это изменение сущности и содержания экономических процессов ввиду обращения большего внимания к проблемам охраны окружающей среды, бережного использования природных ресурсов, переходу к возобновляемым источникам энергии и т.п.

Экологическая проблема экономического развития

Актуальной мировой проблемой современности является обострение противоречий между потребностями экономического роста стран мира и сохранением в целостности природной среды. Состояние биосферы ухудшается из-за стремительного развития таких отраслей экономики, как металлургия, добывающая промышленность, сельскохозяйственное производство. А вследствие этого под негативным влиянием оказывается повседневная жизнедеятельность человека.

С течением времени численность населения увеличивается все большими темпами. Вслед за этим в таких же пропорциях увеличиваются материальные потребности общества, которые должны удовлетворяться экономикой. Объемы производства возрастали из-за дальнейшего совершенствования и развития науки, техники и технологий. Все это привело к росту негативного антропогенного воздействия человека на природу, которое приобрело такие формы, как:

  • Загрязнение окружающей среды;
  • Истощение полезных ископаемых;
  • Выбросы различных вредных веществ в атмосферу.

На протяжении последних столетий поддержание высоких темпов производства могло быть обеспечено в условиях серьезной зависимости общества от ресурсов природы. Из-за этого интенсивный характер приобрели процессы истощения природных ресурсов и увеличения опасных отходов производства.

Сущность экологизации современных экономических процессов

Готовые работы на аналогичную тему

Этот подход учитывал экологические требования по сохранению природы и улучшению условий человеческой жизнедеятельности, которые могли быть выполнены в результате решения двух основных задач:

  • Снижение темпов роста объемов производства и потребления в странах с развитой экономикой;
  • Сохранение количества возобновляемых ресурсов природы.

Главным поводом для возникновения в мире такого явления, как экологизация современных экономических процессов, стал энергетический кризис 1973–1974 гг. Он подтолкнул человечество к тому, что значимость природы в жизни человека должна быть увеличена. Отсюда следует усиление роли государственной экологической политики, которая направлена на распространение и массовое использование экологичных технологий производства, на рациональное потребление энергии, на стимулирование природоохранных мероприятий.

Экологизацию современных экономических процессов в настоящее время можно интерпретировать как совокупность процессов по внедрению в схему анализа показателей экономического развития экологического фактора, по разработке методов учета экономических потерь от снижения качества окружающей среды и по минимизации этих потерь.

Данные процессы так или иначе, но содействуют достижению главных экологических целей современности:

  • Снижение техногенной нагрузки на экосистему;
  • Поддержание природного потенциала через организацию в природе естественных процессов самовосстановления;
  • Сокращение экономических потерь посредством извлечения полезных ресурсов комплексным образом;
  • Использование производственных отходов в качестве вторичного ресурса производства;
  • Создание и внедрение в процесс производства безотходных технологий, эффективных систем и техники очистки.

Многие специалисты отмечают, что экологизация сейчас превратилась в значимый фактор увеличения уровня конкурентоспособности на рынке хозяйствующих субъектов и их продукции. Подобное стало возможным благодаря тому, что современные инвестиционные потоки преимущественно переориентировались в сторону ресурсосберегающих отраслей экономики.

Мировая экономика в лице ее основных институциональных субъектов все в большей степени ориентируется на соблюдение базовых экологических требований, а также на выполнение принципа сбалансированного природопользования. Это все вызывает изменения в отраслевой структуре экономики – производства переживают процессы технологической модернизации, во время которой усиливается экологический контроль качества производимой продукции.

Экологизация также затронула сферу денежного обращения. За последние годы в значительной степени усовершенствовалась система оплаты эксплуатации ресурсов природы. А ценообразование продукции теперь учитывает экологические факторы, сопутствующие им ущерб и риски.

Перспективы экологизации современных экономических процессов

Экологически ориентированная предпринимательская деятельность будет успешна и получит распространение, когда будут достигнуты инфраструктурная и институциональная обеспеченности. Разрабатываемые и реализуемые инвестиционные проекты и целевые программы в процессе экологизации станут в большей степени экоинновационными.

Однако сейчас нужно иметь в виду, что многими странами до сих пор не принято законодательство в области экологизации экономической деятельности. Целенаправленных научных исследований по данной тематике не так много. Так и не налажено на должном уровне международное сотрудничество по данной проблематике. Это все препятствует дальнейшему распространению экологизации в современной экономике.

Таким образом, можно сделать вывод, что экологизация современных экономических процессов, прежде всего, заключается в снижении природоемкости производства. Это может стать реальностью только в том случае, если экономические субъекты будут осознавать неизбежность ограничения преобразования природы в ходе своей хозяйственной деятельности.

Читайте также: