Экологическое образование должно стать обязательным во всех школах почему

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа № 9

«Экологическое образование и воспитание –

учитель биологии и экологии высшей категории

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.

В современном сложном, динамичном, полном противоречий мире экологические проблемы приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.
Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.

Экологическое образование и воспитание в современной школе должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.

В своей работе я придерживаюсь идеи того, что экологическая культура как качество личности должна формироваться в системе непрерывного экологического воспитания. Экологическое образование должно включать в себя

- введение уроков экологии в школьный курс,

- внеурочная экологическая деятельность

Цель настоящего проекта:

1. Разработка комплексной программы экологического образования и воспитания

2. Обобщение накопленного опыта экологического образования и воспитания школьников

Мой взгляд на преподавание экологии в школе.

1. Экологическое образование является необходимым для формирования адекватного отношения к окружающему миру. Условия нашей жизни все больше и больше зависят от того, как человек влияет на природу. Об этом говорят все средства массовой информации и было бы неправильно, если об этом умалчивали в школе.

2. Экология больше, чем другие предметы является межпредметной. Экология синтетическая наука. Практически каждая экологическая ситуация имеет многоаспектный характер. Прослеживается взаимосвязь между разными учебными курсами – химией, физикой, географией, историей, философией и, конечно, биологией.

3. В школе мы должны способствовать формированию экологической культуры. Именно в школе человек осознает свое место в природе, понимает отношение к ней и обретает чувство личной ответственности за последствия своей деятельности. Здесь экологию следует рассматривать как этическое отношение к своему окружению, своему дому и собственно к себе.

5. Экология – предмет, который является очень благодатным для развития творческой личности, развитию креативных способностей. Для решения любой проблемы нужен комплексный подход, который предполагает анализ ситуации и поиск решения.

6. Прослеживается тесная связь экологии и эволюции. Эволюционные изменения в любом организме и биологической системе идут в результате приспособлений к той или иной среде.

Окружающая среда биологическая система эволюция

7. При существующей тенденции к сокращению часов биологии и экологии, в экзаменах ЕГЭ много вопросов по экологии

8. Экология формирует системный подход к познанию мира. Любая живая система на всех уровнях организации живой материи от клетки до биосферы – открытая система, где осуществляется взаимосвязь с окружающей средой

9. Преподавание экологии в течение многих лет в школе, позволяет мне сделать вывод о том, что именно экология может являться связующим звеном между разными предметами и формирует мировоззрение.

Работа по экологическому образованию и воспитанию ведется мной по следующим основным направлениям:

Разработка и реализация программы преподавания экологии в рамках школьного курса

Разработка и внедрение различных форм и методов получения экологических знаний во внеурочное время.

Разработка и использование методов, способствующих творческому развитию личности

I . Экология в рамках школьного курса

Уроки экологии в нашей школе я веду с 2000 года. Для этого разработана авторская программа, которая включает курс экологии для 10 и 11 класса.

Применяются разные методы и формы урока. Основное внимание отводится проблемному и исследовательскому методу, основанному на самостоятельном добывании знаний. Это выполнение лабораторных работ, разработка групповых проектов по отдельным темам, практические работы по экологии. Специально для этого курса разработаны экологические интерактивные игры, экологические ток-шоу, моделирование. Кроме того предусмотрены экскурсии в природу.

Образовательный процесс в первую очередь связан с передачей – получением знаний. Основной задачей считаю ясное доступное изложение материала, формирование умения самостоятельно мыслить, учиться принимать решения.

создание хорошего психологического климата на уроках, доброжелательного отношения, радостного отношения к познанию;

переход к учету динамики успехов каждого школьника, т. е. сравнение с результатами того же ученика, а не сравнение друг с другом;

оптимальное сочетание разных форм урока;

Для активизации учебной деятельности разработаны УМК по экологии для 10 и 11 класса, используется много дидактического материала, использование ИКТ на уроках

систематизация знаний по предметам естественного и гуманитарного цикла, рассматривающих характер взаимоотношений и взаимодействий природы и человека как в историческом прошлом, так и на современном этапе и формирование экологического императива в сознании для сохранения гармонии в отношениях человека и природы.

Проблемы экологии человека рассмотрены с позиции эволюции взаимоотношений человека и природы. Особое внимание в программе уделено изучению экологических проблем. Знание локальных и глобальных экологических проблем и их причин позволяет задуматься учащимся о рациональном природопользовании, бережном отношении к природе и ориентирует на экологически обоснованную деятельность.

Преподавание курса направленно также на формирование знаний о физическом и духовном здоровье, умении оценивать состояние своего здоровья, образа жизни и окружающей среды. Обучение предполагает межпредметные связи с биологией, химией, физикой, географией.

Использование большого количества информационных источников позволяет развивать мировоззрение и вырабатывает активную жизненную позицию. На уроках мы используем учебник, периодическую печать города, области, России, мира, экологический атлас Ульяновской области, материалы комитета по охране природы Ульяновской области, Мелекесского района, г.Димитровграда, материалы природоохранных сайтов.

Одним из активных методов в нашей работе являются деловые экологические игры

Это коллективный метод, который позволяет организовать групповую работу для совместных действий.

Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, поскольку может включать в себя целый комплекс методов активного обучения, например: дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции и т.п.

Активно использую экскурсии для формирование прочных знаний, умений и навыков экологически целесообразного поведения, этических норм и правил отношения к окружающей природной среде невозможно в рамках теоретического знакомства с экологическими проблемами. В программе предусмотрено большое число обучающих экскурсий в природу и на промышленные объекты

- экскурсия в НИИАР;

-экскурсия на Водоканал;

- экскурсия на Химмаш и другие.

II . Экологическая работа во внеурочное время

Экологические знания, полученные в школе, должны стать для учащихся основой поведения. Именно, в школе ребенок должен осознать свое отношение к природе и обрести чувство личной ответственности за последствия своей деятельности.

Важную роль в этом, наряду с урочными занятиями, играет внеурочная и внеклассная деятельность.

В 2002 году в школе было организовано научное общество учащихся «Ноосфера,

Цель НОУ – выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно- исследовательской деятельности учащихся, повышение социального статуса знаний

Основные задачи общества

диагностика одаренных детей;

раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-исследовательской деятельности;

формирование системы научных взглядов учащихся;

создание условий, способствующих повышению уровня образованности учащихся;

развитие личности, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся социо-культурных условиях;

воспитание активной жизненной позиции, высоких нравственных качеств и духовной культуры;

участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, семинарах;

содействие эффективности профориентации

Городская научно-практическая конференция «Экологические проблемы г.Димитровграда

Городская научно практичекая конференция «Молодость наукограда

Областная Интернет –олимпиада по экологии

Участие в мероприятиях по линии Роатома:

«Научно- инженерная выставка молодых исследователей, г. Димитровград

XIV Научно-инженерная выставка молодых исследователей г. Снежинск

Всероссийские юношеские чтения им.Вернадского

Национальный водный конкурсч старшеклассников

Работа экологических кружков

Еще одна важная внеклассная деятельность для развития творческих способностей учащихся – это работа творческих объединений и кружков.

Неоднократно учащиеся принимали участие во Всероссийских чтениях Вернадского, Вильданова Алина, Хуртин Александр – лауреаты конкурса.

Хорошим результатом работы по экологическому воспитанию является активность учащихся в различных экологических акциях. Выполнено много исследовательских проектов нужных городу.

Фото: Shutterstock

Мусорные свалки, пластиковое загрязнение, изменение климата — все эти проблемы говорят о необходимости экопросвещения. В Европе экокультуру начинают прививать с детского сада. Как с этим обстоят дела в нашей стране?

Кто регулирует экологическое просвещение?

Все эти нормы носят скорее рекомендательный характер, поэтому в российских школах не сложилась устойчивая практика экологического образования. Ожидается, что экологическая культура у школьников формируется через смежные с экологией предметы или внеклассную деятельность.

Как на самом деле выглядит экопросвещение в школах

Сейчас школы могут вводить курс экологии по своему усмотрению, так как по тому же образовательному стандарту экология – интегрированный предмет, то есть, не обязательный, а дополнительный. В России нет единой государственной политики в этой сфере. Впрочем, и общественный запрос на экологическое образование пока остается на довольно низком уровне.

Фото:Shutterstock

Зачастую основы экопросвещения фрагментарно даются на предметах вроде биологии, географии или окружающего мира. Экологическим проблемам может уделяться пара глав в учебнике или вовсе несколько абзацев, поэтому учитель отводит на эту тему один-два урока. За это время у детей не успевает сформироваться системное и целостное представление о том, как человек влияет на природу.

Что изменилось за последний год?

На экологическое образование в школах сильно повлияла пандемия. Когда школьники ушли на удаленный формат обучения, отменились все экопросветительские мероприятия, а экоуроки отошли на второй план.

В самой школе экологическое воспитание проводят как на смежных уроках, так и через проектно-исследовательскую деятельность, например, изучение загрязнения окружающей среды около школы. Учителя организовывают экскурсии в зоопарк и ботанические сады. Они также вместе с учениками ездят на Белое море и на Кавказ. В здании школы стоят контейнеры для раздельного сбора отходов, а каждый год школьники собирают пожертвования на охрану редких видов животных во время рождественской ярмарки.

Роль НКО в экопросвещении

По ее словам, сейчас важно готовить учителей и методики преподавания не только по смежным с экологией предметам, но также распространять экологическое просвещение на другие дисциплины. Необходимо выработать систему образования для устойчивого развития, а не относится к экологии только как к части биологии.

Это может стать альтернативой обязательному предмету по экологии. Такой подход применяют в некоторых странах Европы. Он формирует у школьников экологическую ответственность и метанавык экологического мышления, который помогает понять, что в мире все взаимосвязано, и позволяет воспринимать свою деятельность в контексте всей экосистемы.

Как не запугать, а заинтересовать детей

Федеральный проект по экопросвещению

Разговоры о возвращении экологии в качестве обязательного предмета в школы идут не первый год. В 2018 году депутаты комитета Госдумы по экологии и окружающей среде уже обсуждали внесение изменений в закон об образовании. Общественная рабочая группа при Минприроды выступила за обязательное введение дисциплины по экологии и отдельного ЕГЭ.

Фото:Shutterstock



Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Состояние окружающей среды привлекает все больше внимания как на уровне государств, так и на уровне обычных людей: психологи даже фиксируют новый вид тревожности — экологическую. При этом в России нет системного экологического образования — этим занимаются только некоммерческие организации и педагоги-энтузиасты. Вместе с экспертами разобрались, зачем детям и взрослым знания об экологии и как их получить в России здесь и сейчас.

Зачем нужно экологическое образование

Кроме того, экологическое образование — например, уроки экологии — помогает ученикам поступать в вузы на профильные направления. Сейчас эту дисциплину в общеобразовательных школах не преподают — при поступлении на экологические специальности дети сдают биологию, химию или географию, но это не всегда отражает тот уровень подготовки, который требуется в университете.

При этом эксперты подчеркивают, что экологию сложно сделать обязательным предметом в школе. Повестка меняется так часто, что пришлось бы постоянно обновлять учебные программы. Формат дополнительных курсов подходит больше: на них допустимо проводить практико-ориентированные занятия, изучать современные тенденции. Но из-за большой учебной нагрузки далеко не все старшеклассники добираются до дополнительных занятий.

На каком уровне находится экологическое образование в России

Но и без поддержки экоэнтузиасты за последние пять-шесть лет научились консолидироваться — созданы методические базы экологических уроков, работает центр экономии ресурсов, действуют волонтерские отряды, в которых школьники заботятся о природе своими силами.

Как решить проблемы экологического образования

Определиться с концепцией

Существуют натуралистическая, эколого-валеологическая, научная и другие образовательные концепции. Сторонники натуралистической, например, убеждены, что дети должны общаться с природой, изучать ее, не причиняя вреда, а приверженцы эколого-валеологической считают, что взаимодействие с природой начинается со здорового образа жизни. В школе чаще всего используют научную концепцию, считая, что теоретические знания спасут от экологических катастроф. Каждая концепция имеет плюсы и минусы и приведет к определенной образовательной цели.

Сделать экологическое образование непрерывным

Дети будут уважительно относиться к окружающей среде, если им будут транслировать экологические ценности с раннего возраста.

Внедрять экологическое мышление

Преподавать экологию современно

По мнению экспертов, учитель экологии должен быть открытым миру и новой информации — важно не только следить за меняющейся повесткой, но и использовать современные технологии обучения.

Интервью на Youtube

Статья о необходимости введения экологии в программу начальной школы.

ВложениеРазмер
vazhnost_ekologicheskogo_obrazovaniya.docx 17.18 КБ

Предварительный просмотр:

Важность экологического образования в современном мире.

Поскольку федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС-2) в рамках реализации основной программы начального общего образования требует организации внеурочной деятельности для учащихся начальной школы, а в нашей стране и мире все острее встает вопрос о сохранении экологической стабильности, грамотном природопользовании и охране окружающей среды, то встаёт вопрос о важности и необходимости экологического образования в начальной школе.

Экологическое образование помогает восстановить равновесие между природной и антропогенной составляющими окружающей среды, позволяет узнать больше о существующих взаимосвязях и понять их сложность и комплексность. Оно напоминает нам, что связь с природой неразрывна и необходима для жизни человечества и планеты в целом.

Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности. Это взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Таким образом, в экологическом образовании у младших школьников может быть сформировано понимание о природе как взаимосвязанной и чувствительной к вмешательству человека целостности, нравственные установки на невозможность нанесения ущерба природным ценностям, в том числе человеку, начальный опыт защиты окружающей среды.

Для того чтобы дети прониклись важностью окружающего мира в их жизни, уже в первые минуты знакомства со своими воспитанниками педагогу необходимо постараться вовлечь их в удивительный мир природы. Рекомендуется создание соответствующей атмосферы классной комнаты: на стенах и подоконниках – комнатные растения, аквариум – удивительное природное сообщество рыбок, улиток, растений. Использование на занятиях наглядности, поделок из природных материалов увлечёт и заинтересует учащихся данной дисциплиной.

На занятиях с детьми очень важна психологически безопасная обстановка – у ребёнка не должно возникать повышенной тревожности. Психологически комфортная атмосфера занятия позволяет ребёнку быть полностью вовлечённым в решение поставленной на занятии проблемы. Это означает, что на занятиях необходимо создание такой психологически безопасной образовательной среды, при наличии которой дети будут чувствовать себя полноправными, активными членами образовательного процесса. Для этого педагог должен обладать психологическими знаниями о возможности и причинах возникновения тревожности у детей, навыками работы с эмоционально-неустойчивыми детьми, уметь снизить показатели агрессивности и тревожности всех участников учебного процесса. Уровень психологической безопасности в образовательном учреждении определяет внутреннее эмоциональное состояние педагога, а через него и эмоциональный настрой его воспитанников.

На занятиях в экологической студии, дети часто выполняют творческие задания. Не каждый ребёнок обладает достаточно развитыми креативными способностями. Здесь задача педагога заключается в помощи осознания воспитанником его творческой позиции. Учителю необходимо понимать, какой тип мышления свойственен ученику и соответственно направлять его на пути решения поставленных задач. Нужно помнить, что творческие способности необходимы человеку на протяжении всей его жизни, и приобретая эти качества в детском возрасте, в будущем он будет легче адаптироваться в сложных ситуациях и экстремальных условиях. Помогая ученику в раскрытии его творческих способностей, педагог способствует и своей самореализации, что влечёт за собой удовлетворение образовательным процессам с обеих сторон (как с позиции ученика, так и с позиции учителя).

На занятиях студии уделяется большое внимание комфортной психологической атмосфере. Ребёнок лучше усвоит предлагаемый ему материал, когда будет в нём искренне заинтересован. Здесь немаловажную роль играет доверие ученика к педагогу. В беседах о важности охраны природы, дети не редко вспоминают приобретённый опыт, и хотят поделиться им. Они стремятся быть услышанными, и не только взрослым человеком в лице педагога, но также и своими ровесниками. Педагог должен стараться выслушать каждого воспитанника, научить его не только грамотно высказывать свои мысли, но и умению слушать других.

Дети младшего школьного возраста в силу своих возрастных особенностей не могут подолгу удерживать внимание на предмете обучения, поэтому в процессе реализации программы рекомендуется использовать частую смену деятельности, сочетать игры, беседы с освоением нового материала, чтобы не ослабить интерес школьников к предмету.

Так как дополнительное образование подразумевает использование различных форм работы учащихся (групповая, индивидуальная, в парах), то педагогу следует знать, как организовать такую работу. Умение найти индивидуальный подход к каждому ученику, представление о психологическом климате коллектива, о законах развития и существования группы, умение организовать успешный и результативный учебный процесс – всё это требует от педагога, реализующего предложенную образовательную программу, соответствующей педагогической квалификации и владения психологическими знаниями.

Для успешной реализации программы важны: надлежащее материально-техническое оснащение образовательного процесса, достаточная квалификация педагогов, высокий мотивационный уровень педагогов и обучающихся, сотрудничество педагогов дополнительного образования, учителей школы, учащихся и их родителей.

Читайте также: