Социально педагогической поддержки в школе

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Социально-педагогической поддержка обучающихся.

Анализ современных научных исследований по проблемам поддержки позволил сделать вывод, что социально-педагогическая поддержка рассматривается учеными как особая педагогическая деятельность, обеспечивающая развитие индивидуальности ребенка, его самоопределение и самореализацию, в процессе образования; ориентированная на создание условий для преодоления ребенком препятствий в интеллектуальном, нравственном, эмоционально-волевом, психологическом и физическом развитии; процесс совместного с ребенком определения его интересов, путей преодоления проблем, помогающих самостоятельно достигать желаемых результатов в различных областях жизнедеятельности. Педагогическая защита требуется ребенку, когда он не осознает опасности и, следовательно, предполагает активное вмешательство педагога для ее устранения или осознания воспитанником.

Рассматривая социально-педагогическую поддержку ребенка как особую педагогическую деятельность, необходимо определить содержание этой деятельности. Ее нельзя представить в обычной нормативно-заданной форме, она не может быть в отрыве от содержания образования, поскольку должна апеллировать к индивидуальности ребенка, рассматриваться в форме проблемы, требующей разрешения в процессе совместной с ребенком проектной деятельности, диалога, саморефлексии, субъект-субъектного взаимодействия и т.п. В социально-педагогической поддержке существенным является установление подлинно гуманных отношений между взрослым и ребенком, в которых есть сочувствие, сопереживание, откровенность. Это взаимоотношения двух равноправных людей, находящихся на разных стадиях развития, обладающих разным опытом, который они могут обогатить, помогая друг другу. Здесь нет привычных ролевых отношений между ребенком и взрослым-отношений воспитателя и воспитанника, педагога и ученика.

Социально-педагогическая поддержка предполагает объединение усилий общества и педагога (Н.А. Соколова). Но цель этого объединения исследователями трактуется по- разному. Одни считают, что общество и педагог объединяются для социальной защиты детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации (Л.Я. Олиференко и др.), другие - для помощи в развитии индивидуальности, личности ребенка (Р.А. Литвак и др.), третьи -для помощи в процессе самореализации (Н.А. Соколова). Однако социально-педагогическая поддержка может рассматриваться и как помощь со стороны педагога и привлеченного сообщества личности и группе лиц для решения их проблем, успешного саморазвития в процессе социализации и духовного самосовершенствования.

При осуществлении социально-педагогической поддержки особое внимание необходимо уделить ее объектам и субъектам.

Субъект сам определяет цели, меру занятости необходимой ему деятельностью, управляет ею в меру своих возможностей и способностей, использует нормы, правила ее организации, освоенные в процессе обучения и воспитания. Следовательно, существует взаимосвязь между развитием индивидуальности и становлением субъектности ребенка. Это значит, что социально-педагогическая поддержка — это не только помощь в развитии индивидуальности, но и субъектности ребенка.

Как правило, в социально-педагогической поддержке реализуется субъект-субъектное взаимодействие, предполагающее равноправное, активное общение педагога и ребенка в образовательном процессе. Конечно, педагог обладает большими знаниями и опытом, чем ребенок и в этом смысле они не могут быть равны. Но образовательный процесс они творят вместе, выступая субъектами совместной деятельности, самоопределяясь, реализуясь и, как следствие, развиваясь в этом творчестве. Субъект-субъектное взаимодействие предполагает осознание субъектами (педагогом и ребенком) целей, условий, определение содержания и способов деятельности, адекватное оценивание ее результатов. В этом случае ребенок самостоятельно наравне с педагогом решает вопрос о том, какие задачи и как он должен решать. В данном случае речь идет о произвольной активности как ребенка, так и педагога, побуждаемой выбранными ими целями. Таким образом, их организованное взаимодействие носит предметно-преобразующий характер, независимо от того, на что оно направлено, на мир вещей, окружающих явлений или управление собственными состояниями. В целом, субъект-субъектное взаимодействие педагога и ребенка влияет на становление субъектности личности.

Такие отношения позволяют определять содержание социально — педагогической поддержки обучающихся в процессе их социализации как особой педагогической деятельности, ориентированной на решение проблем развития индивидуальности и субъектности ребенка, его самоопределения и самореализации, реализуемых в сфере обучения, творчества, досуга, общения, здоровья, обусловленной социальным заказом общества и процессом их социализации.

Индивидуальность ребенка нельзя воспитать, ей нельзя обучить, поскольку она рождается, а потом и развивается вместе с субъектностью, со способностью человека к самовоспитанию, самообразованию, самореализации. Ребенок, осваивая мир, далеко не всегда принимает то, что в качестве образца для подражания предлагают ему взрослые. Он, постепенно взрослея, все чаще самостоятельно выбирает ценности, друзей, занятия и т.п.

Социально-педагогическая поддержка представляет собой интеграцию организационно-управленческого, диагностико-проектировочного, интерактивно-коммуникативного, рефлексивно-аналитического, нормативно-правового компонентов, а также мировоззренческого компонента как ведущего.

Организационно-управленческий компонент ориентирован на организацию процесса социально-педагогической поддержки деятельности ребенка. Он решает следующие задачи: участие в разработке программы развития, образовательных программ образовательного учреждения, создание структур, необходимых для социально-педагогической поддержки (методические и психологические службы), повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах социально-педагогической поддержки детей, разработка программы мониторинга, материально- техническое обеспечение процесса, установление внешних связей с социокультурной средой города. В основе этого компонента решение проблем внутренней и внешней интеграции. Внутренняя интеграция состоит в объединении усилий структурных подразделений учреждения для разработки программы развития, ориентированной на социально-педагогическую поддержку ребенка, в создании на основе интеграции детских коллективов (школы, студии, ансамбли и т.п.). Внешняя интеграция заключается в установлении постоянного взаимодействия образовательного учреждения с социокультурной средой в целях достижения учреждением целей социально-педагогической поддержки. Вариативность состоит в возможности наличия вариантов разработки программы развития, внутренней структуры учреждения в зависимости от ее целей.

Диагностико-проектировочный компонент ориентирован на изучение потенциала детей с целью выбора оптимального для них индивидуального образовательного пути и разработку проекта в виде программы деятельности коллектива и личности, обеспечивающей успешность процесса социализации школьников. При этом под диагностикой понимается деятельность по изучению состояния субъектов образовательной деятельности. Под проектированием деятельность педагога по созданию проекта, представляющего собой прообраз предполагаемого объекта, состояния. Специфика социально-педагогической поддержки в образовательных учреждениях предопределила интеграцию диагностики и проектирования. С одной стороны, диагностика дает педагогу прямой материал для разработки программы деятельности, с другой - ребенок является субъектом собственной диагностики и проектирования индивидуального процесса социализации.

Интегративность на данном этапе заключается в интеграции видов педагогической деятельности (диагностики и проектирования), интеграции видов диагностик (социологической, психологической, педагогической), интеграции деятельности психологов, педагогов, методистов с деятельностью ребенка по его диагностике и определению индивидуального пути социализации. Вариативность состоит в возможности разработки разнообразных вариантов деятельности исходя из потребностей ребенка. На диагностическом этапе проводится несколько исследований (социологических, психологических, педагогических), позволяющих впоследствии определить содержание, формы и методы работы с детьми. Таким образом, этот компонент ответственен за изучение потребностей, способностей, возможностей ребенка, а также за процесс их самопознания, результатом которого становится выбор индивидуально¬коллективного пути развития в форме индивидуальной или групповой программы, на содержание которой ребенок имеет право влиять исходя из своих познавательных и творческих потребностей.

Мировоззренческий компонент - развитие гуманной этической позиции субъектов среды, в том числе доброты, эмпатии, толерантности, готовности прийти на помощь другому, эстетического восприятия жизни и деятельности. Мировоззрение детей активно формируется и развивается в процессе деятельности. Мировоззрение - это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. В основе мировоззрения лежит миропонимание, т. е. совокупность определенных знаний о мире; и мировосприятия, которое выражено в определенных идеалах, моделях и образах реальности, формирующихся в практической жизни, искусстве, литературе, науке, религии.

Но сейчас появилось понятие гуманистическое мировоззрение в связи с осознанием глобальных проблем человечества: социальная несправедливость, экологические катастрофы, экономический глобализм и многое другое. Проблема человека, его взаимоотношений в условиях научно- технического прогресса, духовного развития являются ведущими для развития гуманистического мировоззрения.

Для устойчивого развития общества необходимо прежде всего обеспечить условия существования, бытия как самого общества людей, так и окружающей среды. Необходимо познавать не только мир, но и последствия его преображения под обратным воздействием сознания, ставшего планетарным явлением.

Гуманистическое мировоззрение характеризует ценности человеческой жизни, развитие гуманного отношения к людям, их культуре и окружающей природе, и соответственно, умение строить отношения с людьми, уважительное и бережное отношение к растительному и животному миру, умение ценить и оберегать культуру, отраженную в архитектуре, живописи, произведениях писателей, поэтов, национальных традициях и т.д. Современная школа, призванная развивать гуманистическое мировоззрение, должна помочь подростку увидеть взаимосвязь индивидуальных и общественных целей развития.

Однако некоторые педагоги старшего поколения продолжают транслировать цели, взгляды, образ мыслей советского периода (равные условия жизни, коллективные ценности, общественные интересы выше личных). Молодые педагоги, чье мировоззрение формировалось в перестроечный период и 90-е годы, активно отстаивают идеи и ценности капиталистического общества (индивидуализм, приоритет материальных ценностей и т. д.). В настоящее время необходимо вернуться к идеям ученых, которые говорили о духовных ценностях как основы воспитания (С.И. Гессен, И.А. Ильин, К.Д. Ушинский и др.).

Мировоззренческий компонент включает: духовно-ценностную и эстетическую деятельность, этикет сообщества, направленных на формирование мировосприятия; а также познавательную и социализирующую атмосферу, направленных на формирование миропонимания, которые реализуются в деятельности и общении в урочное и внеурочное время.

Существенным фактором социально-педагогической поддержки является наличие у педагога профессионально-значимых качеств, готовность и способность работать в режиме социально-педагогической поддержки, что обусловило рассмотрение проблемы в рамках компетентностного подхода.

Проблемой профессионально-значимых качеств занимались многие ученые. Не углубляясь в анализ проблемы, отметим, что О.С. Газман, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин выделяют следующие профессионально-значимые для социально-педагогической поддержки качества: любовь к детям и профессии; искренняя заинтересованность в судьбе ученика, уважение его личности и достоинства; педагогический оптимизм; профессиональная психолого¬педагогическая компетентность; творческий поиск в разрешении педагогических проблем.

Социально-педагогическая поддержка необходима ребенку в процессе социализации и духовного самосовершенствования для успешной самореализации. Механизмами самореализации выступают процессы самопознания и творчества, которые также нуждаются в педагогическом сопровождении. Самопознание и творчество - это и сферы социализации, обеспечивающие активность процесса самореализации. Рассмотрим аспект самопознания.

Самопознание - объективный психический процесс познания человеком самого себя, своих внешних и внутренних характеристик, особенностей своего взаимодействия с самим собой, с внешним миром и другими людьми. Самопознание является когнитивной составляющей самосознания личности, связанной с переживаниями и эмоционально-ценностным отношением к себе.

Являясь этапом концентрации кризисных изменении по всех сферах личности, отрочество становится сензитивным периодом активизации процесса самопознания. Особенности подросткового возраста: развитие самосознания и мотивационной сферы, изменение образа тела, расширение интеллектуальных способностей, конфликтность и ролевая дезадаптированность, противоречивость ценностных ориентации и другие обусловливают возникновение устойчивой потребности к самопознанию.

Если мы говорим о помощи ребенку в процессе социализации, то тогда сущность социально-педагогической поддержки заключается в сопровождении процесса сотрудничества и сотворчества педагогов и воспитанников, позволяющего каждому из участников в процессе взаимодействия самореализоваться, раскрыть свои возможности, развить свои способности, тем самым успешно интегрироваться в общество. Совместная работа педагога и воспитанников может протекать на трех уровнях: выполнение заданий по поручению педагога или лидеров детского коллектива, затем на уровне сотрудничества (коллективная деятельность на основе общих интересов, совместно принятых целей, ожидаемых результатов, способов работы). Высшим уровнем взаимодействия является сотворчество.

Потребность в творчестве присуща только человеку, обладающему необходимым интеллектуальным потенциалом, знаниями, умениями, навыками преобразующей деятельности, направленностью и волей. Творчество существует везде и всегда, где человек воображает, комбинирует и создает что- либо новое, писал Л.С. Выготский. Процесс становления личности, в ходе которого индивид усваивает, перерабатывает и по-своему воспроизводит общественный опыт, ценности, нормы, отношения, проявляя собственную субъектную позицию, определяется как социализация. Л.И. Божович утверждала, что стержнем социализации личности является ее мотивационная сфера, ключевой характеристикой которой является направленность.

Творческому взаимодействию субъектов образовательной деятельности свойственны такие признаки как: гуманистичный, со-бытийный, сотруднический, со- причастностный, понимающий характер. Поэтому можно

выделить основные компоненты сотворчества как деятельности: сотрудничество (совместный труд, работа), событие (субъект-субъектные взаимоотношения, принятие общих идей и ценностей, взаимосвязь разных субкультур), сочувствие (эмпатия). Факторами сотворчества выступают: наличие творческих способностей у педагога и их формирование у воспитанника, наличие творческой идеи, цели деятельности и ожидаемого результата, смыслотворчество, творческая активность участников взаимодействия и т. п.

Сотворчество формируется при условии внутренней и внешней активности личности в процессе взаимодействия с другими и социумом.

Человек, стремящийся к саморазвитию, оказывает влияние на актуализацию потребности в самодвижении у другого в процессе их совместной деятельности. Педагог в процессе сотворчества как феномен межличностного взаимодействия будет оказывать непосредственное влияние на формирование духовного самосовершенствования воспитанника и его успешной социализации в процессе самореализации.

Человек самореализуется постоянно, однако каждый возрастной период имеет свою специфику. У дошкольников и младших школьников самореализация связана с успешным выполнением разовых поручений, материализацией сиюминутных творческих и трудовых замыслов на нравственной основе. У подростков - с успехами в межличностных отношениях со сверстниками, поиска своей индивидуальности, своего сущностностного Я. У старшеклассников - с выбором профессионального и жизненного пути, в соответствии с духовными ценностями. У студентов - реализацией себя как всесторонней личности.

Читайте также: