Экологические последствия бедствий эндогенного и экзогенного характера план урока

Обновлено: 19.05.2024

Жизнь в обществе меняется очень быстро, изменяется политический и общественный уклад, нравственные ориентиры и жизненные ценности. Как помочь ребенку правильно сориентироваться в бурном круговороте жизни? Главная цель учителя помочь ученику и подготовить его, завтрашнего граж­данина, к жизни и работе в обществе. Современные условия жизни предъяв­ляют повышенные требования к человеку. Сейчас преуспевают люди образованные, нравственные, предприимчивые, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся динамизмом, конструктивностью и умеющие оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией.

Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у учащихся.

Занятия кружка помогут ребятам повысить интерес к наукам эколого – биологического направления, расширить знания в этой сфере, способствуют профессиональной ориентации и выбору будущей профессии, а также помогут подготовиться к экзаменам в новой форме ГИА и ЕГЭ.

Одной из целей предполагаемой программы является также подготовка и развитие практических умений и навыков учащихся в области исследовательской деятельности.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Данная программа может быть востребована учителями биологии, экологии, географии, педагогами дополнительного образования эколого-биологического направления.

Цель:

– формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала ученика

Задачи:

  • Расширить знания учащихся по биологии и экологии;
  • Сформировать навыки элементарной исследовательской деятельности - анкетирования, социологического опроса, наблюдения, измерения, мониторинга и др.;
  • Изучить отдельные виды загрязнений окружающей среды;
  • Рассмотреть влияние некоторых факторов на живые организмы;
  • Развить умение проектирования своей деятельности;
  • Научить применять коммуникативные и презентационные навыки;
  • Научить оформлять результаты своей работы.
  • Способствовать развитию логического мышления, внимания;
  • Развивать умение оценивать состояние городской среды и местных экосистем;
  • Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;
  • Продолжить развивать творческие способности.
  • Продолжить воспитание навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе;
  • Совершенствовать навыки коллективной работы;
  • Способствовать пониманию современных проблем экологии и сознанию их актуальности;
  • Усиление контактов школьников с природой.

Принципы, лежащие в основе работы по программе:

– Принцип добровольности. В кружок принимаются все желающие, соответствующие данному возрасту, на добровольной основе и бесплатно.

– Принцип взаимоуважения. Ребята уважают интересы друг друга, поддерживают и помогают друг другу во всех начинаниях;

– Принцип научности. Весь материал, используемый на занятиях, имеет под собой научную основу.

– Принцип доступности материала и соответствия возрасту. Ребята могут выбирать темы работ в зависимости от своих возможностей и возраста.

– Принцип практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной жизни учащегося.

– Принцип вариативности. Материал и темы для изучения можно менять в зависимости от интересов и потребностей ребят. Учащиеся сами выбирают объем и качество работ, будь то учебное исследование, или теоретическая информация, или творческие задания и т.д.

– Принцип соответствия содержания запросам ребенка. В работе мы опираемся на те аргументы, которые значимы для подростка сейчас, которые сегодня дадут ему те или иные преимущества для социальной адаптации.

– Принцип дифференциации и индивидуализации. Ребята выбирают задания в соответствии с запросами и индивидуальными способностями.

Краткие сведения о коллективе: состав коллектива постоянный. Участниками осуществления программы являются дети 5-9 класса (11 – 15 лет) общеобразовательной школы, родители (лица, их заменяющие), руководитель. Набор обучающихся свободный: принимаются все желающие на бесплатной основе.

Количество обучающихся в коллективе: 15 человек.

Возраст детей, участвующих в программе – средний школьный. В этом возрасте дети любознательны, активны. Ведущей формой деятельности является общение. Они активно включаются в исследовательскую деятельность, любят играть, выступать. В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы и методы деятельности.

Режим занятий: занятия в группах проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Формы обучения: групповые, индивидуальные и коллективные.

Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития.

Условия реализации программы.

2) Температурный режим

– Шкаф для хранения оборудования и инструментов;

– Стенды для выставок

Все необходимое для работы

имеется в наличии

– Секундомер, тонометр, приборы для исследований

– Методики для исследовательской деятельности

Имеются или изготавливаются детьми

Частично имеются или находятся детьми через Интернет

Учебно – тематический план

Содержание программы

Введение. (3 часа)

Экология. Предмет экологии, структура экологии. Методы исследования. Задачи и методы экологического мониторинга. Экологические факторы. Загрязнение окружающей среды. Виды загрязнений и пути их распространения.

Практикумы.

Знакомство со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.

В Василевский парк "Экологические объекты окружающей среды".

Основы исследовательской деятельности (12 ч).

Методика исследовательской деятельности, структура исследовательской работы. Выбор темы и постановка проблемы. Особенности и этапы исследования. Анализ и обработка исследовательской работы. Работа с литературой. Выводы исследовательской работы. Оформление исследовательской работы.

В микрорайон школы, на водоемы города (река, пруд, родники)

– Определение пылевого загрязнения территории города и микрорайона школы;

– Определение шумового загрязнения территории города и микрорайона школы;

– Отбор проб воды и определение общих показателей воды (температуры, мутности, цвета, запаха, наличие примесей) и водородного показателя (рН).

– Оценка экологического состояния микрорайона школы.

– Оценка экологического состояния микрорайона школы по асимметрии листьев

– Определение количества загрязнителей, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта

– Экологический мониторинг. Методы исследования

– Влияние пыли (свинца, шума) на организм человека

3. Антропогенное воздействие на биосферу (17 часов)

Экстремальные воздействия на биосферу: антропогенные (военные действия, аварии, катастрофы), природные (стихийные бедствия). Последствия воздействия оружия массового поражения на человека и биоту. Последствия техногенных экологических катастроф на биосферу. Экологические последствия бедствий эндогенного и экзогенного характера (землетрясений, цунами, извержения вулканов, наводнений, штормов, оползней и т.д.). Особые виды антропогенного воздействия на биосферу: шумовое, биологическое, электромагнитное воздействия, опасные отходы.

– Радиоактивное загрязнение. Что это такое?

– Мифы и реальность Чернобыля.

– Беда всегда рядом.

Антропогенное влияние на атмосферу (3 часа)

Состав воздуха, его значение для жизни организмов. Основные загрязнители атмосферного воздуха (естественные, антропогенные). Классификация антропогенного загрязнения: по масштабам (местное, региональное, глобальное), по агрегатному состоянию (газообразное, жидкое, твердое), радиоактивное, тепловое. Источники загрязнения атмосферы. Экологические последствия загрязнения атмосферы ("парниковый эффект", "озоновые дыры", "кислотные дожди"). Приемы и методы изучения загрязнения атмосферы. Запыленность, твердые атмосферные выпадения и пыль (взвешенные частицы); состав, свойства и экологическая опасность, влияние на организм.

Определение запыленности зимой; рассматривание пыли под микроскопом; определение изменения температуры и относительной влажности в кабинете в ходе занятия.

– Определение пылевого загрязнения территории города и микрорайона школы зимой;

– Влияние пыли на организм человека.

– Роль зеленых насаждений в защите от пыли.

Антропогенное влияние на гидросферу (6 часов)

Естественные воды и их состав. Виды и характеристика загрязнений водных объектов: тепловое, загрязнение минеральными солями, взвешенными частицами, нефтепродуктами, бактериальное загрязнение. Понятие о качестве питьевой воды. Основные источники химического загрязнения воды (промышленные, автомобильные и др.) методы отбора проб воды. Экологические последствия загрязнения гидросферы (эвтрофикация водоемов, истощение вод). Приемы и методы изучения загрязнения гидросферы.

Знакомство с приемами и методами изучения загрязнения гидросферы (химические, социологические). Исследование природных вод: отбор проб воды, измерение температуры, прозрачности, рН.

К водоему. "Описание водоема". "Влияние выбросов промышленных предприятий города на экологическое состояние водоема".

– Изучение воздействия хозяйственной деятельности человека на водные объекты.

– Оценка экологического состояния родников города.

– Роль воды в жизни человека.

– Вода живая и мертвая

Антропогенное влияние на литосферу (3 часа)

Почва и ее экологическое значение. Нарушения почв. Деградация почв, причины деградации почв. Эрозия почв: ветровая, водная. Загрязнители почв (пестициды, минеральные удобрения, нефть и нефтепродукты, отходы и выбросы производства, газодымовые загрязняющие вещества). Экологические последствия загрязнения литосферы (вторичное засоление, заболачивание почв, опустынивание, физическое "загрязнение" горных пород). Приемы и методы изучения загрязнения литосферы. Деградация почв.

Структура и характеристика загрязненности почв городов. Явление нахождения элементов при загрязнении почвы тяжелыми металлами и его причины. Влияние соединений свинца на организм.

Составление карты местности с расположением несанкционированных свалок. Изготовление поделок из отходов продукции одноразового использования.

Исследование почвы в микрорайоне школы.

"Выявление несанкционированных свалок в окрестностях города".

– Характеристика почвы пришкольной территории

– Почвы Ивановской области

– Оформление выставки из отходов продукции одноразового использования

– Изготовление и установка плакатов и щитов в местах свалок мусора

– Уборка мусора на берегу реки, в микрорайоне школы.

Биоиндикация (5 часов)

Наблюдение за состоянием сообществ организмов как способ оценки их экологического состояния. Факторы нарушенности экосистем и их определение (тревожность, нарушение внутривидовых и межвидовых отношений, естественных жизненных циклов и др.)

Использование биологических объектов при мониторинге загрязнений окружающей среды (растительных и животных организмов). Биоиндикация на примере лишайника, сосны, липы, ряски и др.

В Василевский парк, в лес, на водоемы города

– Биоиндикация экологического состояния водоемов с помощью пресноводных моллюсков.

– Изучение водных беспозвоночных реки и оценка ее экологического состояния.

– Оценка экологического состояния леса по асимметрии листьев.

– Антропогенная нагрузка на экосистемы города

– Биоиндикация. Методы исследования.

Заключительное занятие (2 ч).

Подготовка, проведение конференции исследовательских работ кружковцев. Анализ и самоанализ результатов работы за год.

Работа проводится как в рамках уроков, так и в качестве внеурочной деятельности по предмету. Например, экскурсии в лес, на водоемы требуют продолжительного времени, хорошей погоды, особой подготовки и одежды, поэтому они проводятся в выходные дни и после уроков.

Методические рекомендации

Данный курс предполагает примерный объем знаний, умений и навыков, которым должны овладеть школьники в области эколого – биологических наук. Снижение интереса к предмету и обилие информации не воспитывает у школьников потребности к расширению и углублению своих знаний. На занятиях курса учителю представляется возможность выбрать свою методику из множества инновационных, по новому взглянуть на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний. Задача учителя заключается не в передаче своему ученику определенного объема знаний. Задача состоит в том, чтобы научить его эти знания добывать самостоятельно. Обучение на курсе направлено на активную учебную деятельность. При организации и планировании занятий учитываются возрастные особенности детей: любознательность, наблюдательность; интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами; предметно-образное мышление, быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов в ходе бесед, лекций. Основными формами занятий является исследовательские уроки, проблемно-лабораторные и практические занятия, рефераты, защита групповых проектов. Итогом проведения лабораторных или практических работ являются отчеты с выводами, рисунками. На занятиях закладываются опыты, исследования, за ходом которых наблюдают ответственные и о результатах докладывают на занятии. Знания учащихся проверяются с

помощью тестовых работ, при этом требования к знаниям и умениям не должны быть завышены, так как чрезмерность требований порождает перегрузку и ведет к угасанию интереса.

Примерное планирование темы

Введение

Практикум: работа со справочной литературой, просмотр видеофрагментов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

O сн o вные черты эк o л o гических катастр o ф

П o o ценкам специалистов в наст o ящее время при эк o л o гической катастр o фе:

наблюдается п o степенный пр o цесс п o вышения температуры на планете и изменение климата;

миграция жив o тных, связанная с не o бх o димостью п o иска других мест o битания;

загрязнение в o здушн o й, землян o й и в o дн o й среды;

разрушение би o сферн o г o экрана;

п o д влиянием антр o п o генн o г o факт o ра нарушаются естественные прир o дные связи.

Современные экологические катастрофы характеризуются тем, что восстановить разрушения, которые они несут, невозможно. Ущерб, который они наносят, бывает различный по своим масштабам. Поэтому происходящие бедствия подразделяются на глобальные, региональные и местные или локальные.

Интересный факт: Чем отличается экологический кризис от экологической катастрофы? Кризис — это обратимое, временное состояние, где человек выступает активно действующей стороной, а катастрофа— необратимое явление, человек здесь вынужденно пассивная, страдающая сторона.

Виды экологических катастроф

Существует разделение катаклизмов и видам:

Они могут иметь химическое происхождение. Это случается, когда во внешнюю среду попадают вредные химические вещества.

Следующий вид имеет физические причины. Это тепловое или шумовое воздействие, а также радиоволны.

Наименование биологические получают катаклизмы, которые происходят в качестве побочных эффектов при использовании генной инженерии, а также при работе с вирусами и бактериями.

Природные причины экологических катастроф

Природные экологические катастрофы происходят по причинам:

Нарушения в атмосфере, особенно, когда это касается содержания кислорода.

При выбросах углекислого газа и иных газов.

При катастрофах, имеющих естественное происхождение, обстановка может усугубляться промышленными выбросами, поскольку оборудование предприятий может быть повреждено.

Антропогенные причины экологической катастрофы

Чаще всего такая катастрофа происходит из-за человеческой деятельности. Следует подчеркнуть, что в РФ такие проблемы существуют в более значительно степени. Причины заключаются в том, что отсутствует надлежащий контроль за работой предприятий. Вредные вещества попадают в воду, в атмосферу, загрязняют землю.

В числе причин, отрицательно влияющих на экологию, следует назвать:

Влияние человека на естественные процессы, происходящие в природе (например, осушение водоемов, поджоги, массовые вырубки лесов, истребление видов животных и растений и т.д.).

Производственные аварии, нарушения в работе технологических линий.

Отсутствие очистки вредных выбросов или недостаточный ее уровень.

Разлив нефти или продуктов, получаемых из нее.

Использование ядерного, химического и биологического оружия.

Повышенная концентрация вредных веществ в окружающей среде в результате их накопления в течение какого-либо периода.

По мнению ряда специалистов, в числе причин ухудшения экологии следует назвать и воздействие психотропных препаратов на людей. В таком случае пострадавшие не могут контролировать свои действия, нанося вред окружающей среде.

Доказывается также, что опасность для экологии представляют и территории, где происходят военные конфликты.

Возможные последствия экологических катастроф и меры по их предупреждению

Последствия экологических катастроф и бедствий могут быть такими:

На первой стадии происходит снижение плодородия почвы, затем большие территории превращаются в пустыни и пустоши.

В местностях, удаленных от источников промышленных выбросов, выпадают кислотные осадки.

Так как происходит загрязнение воды и снижение плодородия сельскохозяйственных земель, снижаются запасы продовольствия.

Некоторые виды животных, растений, обитателей воздушной и водной среды исчезают.

Нажмите, чтобы узнать подробности

3) познакомить учащихся с основными организациями и профессиями людей, специально занимающихся этой проблемой.

Оборудование: мультимедийные презентации; раздаточный материал,

Оформление аудитории

Заставка на экране

Чем больше мы берем от мира, тем менее
мы оставляем в нем, и в конечном итоге
мы вынуждены будем оплатить наши долги
в тот самый момент, который может оказаться
очень неподходящим для того, чтобы обеспечить
продолжение нашей жизни.

Норберт Винер

На доске написана тема урока “Экологические бедствия планеты Земля”

План работы над темой для рабочей группы:

· уяснить актуальность проблемы

· вникнуть в проблемы охраны атмосферы на примере глобальных экологических бедствий: кислотных осадков, повреждения озонового экрана, возникновения парникового эффекта

· проверить правильность усвоения знаний в работе с тестами

· применить полученные знания в творческих заданиях

· отработать материал дома

Тема урока Экологические бедствия планеты Земля

Цель: развивать у учащихся умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации, перерабатывать их и творчески применять в конкретной ситуации,

1) интегрировать разрозненные экологические представления и понятия;

2) обобщить, расширить и углубить знания по теме;

3) познакомить учащихся с основными организациями и профессиями людей, специально занимающихся этой проблемой.

Оборудование: мультимедийные презентации; раздаточный материал,

Оформление аудитории

Заставка на экране

Чем больше мы берем от мира, тем менее
мы оставляем в нем, и в конечном итоге
мы вынуждены будем оплатить наши долги
в тот самый момент, который может оказаться
очень неподходящим для того, чтобы обеспечить
продолжение нашей жизни.

Норберт Винер

На доске написана тема урока “Экологические бедствия планеты Земля”

План работы над темой для рабочей группы:

уяснить актуальность проблемы

вникнуть в проблемы охраны атмосферы на примере глобальных экологических бедствий: кислотных осадков, повреждения озонового экрана, возникновения парникового эффекта

проверить правильность усвоения знаний в работе с тестами

применить полученные знания в творческих заданиях

отработать материал дома

I. Организационный момент

Мы столь радикально изменили среду,
Что теперь для того, чтобы
Существовать в этой среде,
Мы должны изменить себя

Норберт Виннер

II Постановка проблемы

Задача нашего урока – узнать о глобальных изменениях, произошедших при участии человека в атмосфере с тем, чтобы быть готовыми оказать помощь природе, чтобы приложить необходимые усилия и оставить планету чистой потомкам. Мы взяли взаймы будущее у наших детей, так отнесемся же к происходящим изменениям в природе со всей серьезностью и ответственностью.

III Актуализация знаний

Мы много рассуждаем о нуждах цивилизации, ускорении научно-технического прогресса, политических и нравственных проблемах, болезнях века, но при этом забываем, что глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, при всем их социально-экономическом, политическом и научно-техническом содержании, являются, в тоже время, проблемами экологическими.

Земля, которая, несмотря на свою величину в данный момент уместилась у меня на ладонях. (Включается музыка симфонического оркестра).А что для каждого из вас значит Земля? Продолжите фразу “Для меня Земля – это…”, передавая по кругу модель земного шара Начну я. Для меня Земля – это живая планета, на которой жизнь продолжается уже более 3.5 млрд. лет, не прерываясь. Модель земного шара передается учениками по кругу, ребята по очереди высказывают свое мнение. -Из всех ваших высказываний я поняла, что вы очень трепетно относитесь к планете, понимая ее значимость в жизни каждого из нас.

IV Изучение нового материала

Вы получили задания подготовить презентации по основным экологическим проблемам Земли

Мы хотели бы узнать, что такое кислотные дожди? Как они образуются? И какое влияние оказывают на все живое?

1 группа (озвучивают мультимедийную презентацию – см. Приложение 1)

Кислотные дожди. Это явление связано в основном с увеличением использования минерального топлива. Прежде всего, выясним, что означает понятие “кислотные дожди”. Кислотность соединения выражается показателем рН. Чистая вода имеет нейтральный показатель (рН 7). Все показатели ниже 7 указывают на возрастание кислотности. Дождь по своей природе уже обладает кислотностью (рН около 5,6), так как он впитывает углекислый газ и другие ангидриды, содержащиеся в атмосфере, что приводит к образованию кислот. Чем больше производится вредных выбросов в атмосферу, тем больше ее кислотность и больше кислот содержится в обыкновенном дожде.

Данные, полученные в настоящее время, указывают на повышенную кислотность дождей: 4,9 в Португалии и Ирландии; 4,1—в континентальной Европе. В некоторых районах кислотность достигает рН 3. И вот каковы последствия. Повышенная кислотность наносит вред растительности, отравляет воды в реках, озерах, вызывает серьезные последствия для фауны, нарушает биологическое равновесие в экосистемах. Но это еще не все. Загрязнение окружающей среды не имеет границ. Воздушные массы переносят кислотные дожди из одной страны в другую. Они причиняют огромный ущерб природе, а также порождают серьезные разногласия. Пока самый серьезный ущерб нанесен Европе. Но угрожающие сигналы поступают и с менее загрязненных континентов и стран: Австралии, Центральной Африки и Китая.

Таким образом, это явление существует в мировом масштабе. Считается, что причиной в данном случае является минеральное топливо, выделяющее 50 % серы, имеющейся в атмосфере, и 85 % серы, содержащейся в атмосфере над континентальной Европой.

Самым вредным веществом является сернистый ангидрид, который, взаимодействуя с влажным воздухом, превращается сначала в ионизированный сульфат, а потом в сернистую кислоту. К счастью, не весь сернистый ангидрид, имеющийся в воздухе, превращается в сернистую кислоту. Огромное его количество выпадает на землю.

Но существуют и другие источники - оксид азота, выделяемый тепловыми электростанциями и выхлопными газами. Это соединение также способствует повышению кислотности дождей, превращаясь в азотную кислоту.

Первыми предвестниками появления данной проблемы стали кислотные дожди, уничтожившие в середине 70-х годов целые леса в ФРГ.

Нельзя также исключать возможность взаимодействия нескольких загрязняющих веществ, что наиболее опасно для экосистем, так как 2 малотоксичных соединения при совместном воздействии становятся более токсичны в сотни раз. Достоверно известно, что в данном случае речь идет о явлении, с которым трудно бороться: даже если было бы возможно остановить загрязнение атмосферы, то все равно ущерб, нанесенный кислотными дождями, ощущался бы еще в течение нескольких десятилетий.

Во время презентации остальные участники конференции работают с тестовым материалом по представленной проблеме – см. Приложение 2.

Хотелось бы узнать о явлении “парникового эффекта”, каковы причины этого явления?

На этот вопрос я попрошу ответить 2 группу

(озвучивают мультимедийную презентацию – Приложение 4)

Парниковый эффект. Данные говорят сами за себя: в ближайшие 40 лет температура Земли повысится, по прогнозам, на 1-2 градуса. Подсчитано, что за 100 лет температура повышается примерно на 8 градусов. Причиной такого термического разогрева является парниковый эффект - явление уже давно известное ученым (первое исследование относится к 1890 году), которое за последние годы достигло угрожающих масштабов.

При наличии равновесия в природе падающие солнечные лучи согревают поверхность Земли, которая продуцирует инфракрасное излучение, рассеивающееся в атмосфере. Но так происходило до тех пор, пока не была нарушена хрупкая взаимосвязь между поступающим на Землю и выделяющимся с поверхности излучениями. В настоящее время большая часть выделяемого излучения задерживается атмосферными газами, и в результате происходит необратимое повышение средней температуры поверхности Земли. Основная причина - высокая концентрация углекислого газа в атмосфере, возросшая на четверть по сравнению с доиндустриальным периодом.

В 1957 году углекислый газ составлял 0,31 % в атмосфере, а в настоящее время — 0,35 %. Что же приводит к такому увеличению? В первую очередь - минеральное топливо. Оно сжигается, чтобы поддержать движение всей “машины” экономического развития, и углекислый газ - его неизбежный побочный продукт. Уголь, нефть и природный газ дали толчок индустриальной эпохе. И вполне вероятно, что их еще будут использовать в огромных количествах, по крайней мере, в течение столетия. Каждый год сжигаемая человеком гигантская масса минерального топлива выделяет в атмосферу 5 млрд. т углекислого газа, а общее количество образующегося ежегодно углекислого газа достигает 20 млрд. тонн.

Исчезновение лесов также сделало свое дело. Не надо забывать, что именно деревья являются главными потребителями углекислого газа и главными источниками кислорода в атмосфере. Вы, наверное, знаете о недавних трагических событиях, связанных с уничтожением лесов в бассейне реки Амазонки, которые наряду с другими лесами тропического пояса являются “легкими” нашей планеты. Теперь же около 30 % углекислого газа выделяется в результате пожаров в тропических лесах.

С огромной тревогой говорят ученые всего мира об уменьшении лесов. Каждую секунду вырубается площадь размером с футбольное поле. Потери для Земли катастрофические. Сведение леса влечет за собой эрозию почв, планетарные изменения климата и ландшафта. Парниковый эффект будет оказывать пагубное влияние на окружающую среду, с последующими изменениями границ сельскохозяйственных районов и снабжения пресной водой.

Кроме того, в масштабах целых континентов ожидается повышение уровня моря примерно на 30 см в ближайшие 40 лет.

Во время презентации остальные участники конференции работают с тестовым материалом по представленной проблеме – см. приложении 5.

Каковы причины образования озоновой дыры? Каковы последствия для нашей планеты?

На этот вопрос я попрошу ответить 3 группу.

Во время презентации остальные участники конференции работают с тестовым материалом по представленной проблеме. Презентация – см. Приложение 7, тест –Приложение 8.

Озоновая дыра. Слой озона, который защищает атмосферу Земли, фильтруя пагубное для всего живого ультрафиолетовое излучение, также находится в опасности. Озон содержится в стратосфере, в полосе от 25 до 60 км над земной поверхностью. Разрушителями озона являются хлорфторуглеводороды и другие газы, содержащие хлор, который используется в аэрозолях, холодильниках, кондиционерах, для производства пенополиуретана, очистки деталей в электронике и др. Именно эти вещества, по мнению ученых, являются причиной появления озоновой дыры на высоте 18 км над Южным полюсом и хоть меньшей, но аналогичной дырой в Арктике.

Одна молекула хлорфторуглеводорода вызывает цепную реакцию, в результате которой разрушается около 100 тысяч (!) молекул озона. Кроме того, хлористые и фтористые углеводороды не задерживаются внизу, поднимаются в стратосферу, где могут жить 70-100 лет, уничтожая озоновый слой.

Последствия даже частичного разрушения озонового слоя могут оказаться катастрофическими: неослабленные озоном ультрафиолетовые лучи со всей своей энергией начнут достигать земной поверхности, вызывая огромное количество заболеваний рака кожи и нанося серьезный ущерб растительности и морской экосистеме.

В настоящее время действует соглашение, подписанное десятками стран, которое предусматривает постепенное сокращение производства фреона вплоть до полного отказа от него.

V Закрепление

А сейчас давайте проверим правильность восприятия материала нашей пресс-конференции, выполняя творческие задания и решая конкретные задачи.

Перед вами на столах имеются распечатанные задания. Прошу группы приступить к их выполнению, сохраняя исходный групповой состав.

Текст заданий выведен на отдельные слайды для того, чтобы при обсуждении все участники конференции могли познакомиться с содержанием задания.

Представители команд объясняют свое решение задачи на доске (один озвучивает задание, в это время второй решает у доски).

Установите, во сколько раз увеличится площадь озоновой дыры за 5 лет.

Пример выполнения задания: 4% · 5 = 20%

Ответ: площадь озоновой дыры над Антарктидой через 5 лет увеличится на 20%

2. Накопление в атмосфере парниковых газов (углекислого и др.) является опасным для всех стран. Выберите из списка одну первоочередную природоохранную задачу для экономически развитой Германии (А) и другую — для экономически слабо развитой Эфиопии (Б), выполнение которой будет способствовать ослаблению парникового эффекта:

а) запретить охоту;
б) прекратить строительство промышленных теплиц по выращиванию овощей;
в) прекратить уничтожение лесов;
г) уменьшить сжигание нефтепродуктов;
д) уменьшить поступление в атмосферу фреонов;
е) противостоять процессу роста городов.
Объясните свой выбор.

Пример выполнения задания

Германия- г; Эфиопия – в;

3. Рассмотрите таблицу, в которой показано количество выбрасываемых в атмосферу Москвы основных загрязняющих веществ (данные за 1992 г.)-

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика проведения урока.

Основная цель изучения данной темы, сформировать знания о сущности экологических проблем, причинах их возникновения и возможных путях разрешения.

Содержание данной темы не совсем ново для студентов. В той или иной мере эти вопросы рассматривались на уроках химии, физики, в рамках экологического образования. В связи с этим встают две методические задачи:

- обогатить знания студентов новыми аспектами.

- формировать ценностные суждения.

Данная методическая разработка может применяться на занятии и на классном часе.

2. Основная часть.

2.1. Подготовительный этап.

а) Подготовка презентации по теме, вопросов викторины.

б ) Помощь студентам в подготовке докладов.

2.2. План урока.

1. Понятие экологическая ниша.

2. Экологический кризис, возможные причины его возникновения.

3. Понятие экологическая катастрофа и ее последствия

2.3. Методика проведения урока.

Оргмомент. Занятие следует начать с проверки присутствующих студентов.

Мотивация урока (темы). Вступительное слово.

Затем преподаватель сообщает тему урока, намечается перспектива изучения материала.

Изучение нового материала.

Словесный метод включает элементы ролевой игры, позволяющей вовлечь студентов в самоанализ и самооценку.

При изучении вопросов темы используется наглядный метод обучения (видеоролики, видеофильм), который позволяет сформировать яркие и объемные представления об экологическом кризисе, экологической катастрофе. Видеофильм позволяет иллюзорно путешествовать в географическом пространстве и во времени.

Изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих студентов, которые решают ситуационные задачи.

Студенты делают выводы по данной теме.

Закрепление и углубление знаний студентов. Активизация.

Под закреплением понимают вторичное осмысливание материала, изучаемого на уроке. Следует провести закрепление в виде фронтального опроса. Цель закрепления – добиться запоминания изучаемого на уроке материала, а также проверить усвоение новых знаний. Можно предложить студентам решить кроссворд, что позволит разнообразить форму работы со студентами при проверки усвоения специальной терминологии.

Задание на дом. Инструктаж.

В своей методической разработке мы попытались познакомить вас с экологическими проблемами, с различными подходами в путях их решения.

У человечества большая и сложная история. В ней были высокие взлеты человеческого духа и страшные падения, но чувство истории всегда созидательно, оно позволяет ощутить себя наследником лучших ее страниц. В тоже время осознавать свою ответственность перед будущим.

Природа и человек выстрадали много и достойны наступления века разума и добра.

Как и все подснежники, она спешит привлечь внимание насекомых-опылителей. Она регулирует посещение насекомых, как светофор, то есть меняет окраску, становится попеременно синей, фиолетовой и розовой. Она занесена в Красную книгу. Какое растение называют живым светофором?

Медуница, радиола розовая, пролеска сибирская

Она – жидкость без вкуса, цвета и запаха. Она входит в состав всех живых веществ. Есть в почве и воздухе. Ни одна форма живого организма не может существовать без нее. Растения и животные содержат в себе от 50 до 99 % ее. Она источник кислорода в атмосфере( фотосинтез). Она – фактор , который определяет климат( медленно нагревается и охлаждается, отсюда смягчающее влияние на климат). Некоторые страны испытывают нехватку ее. На Земле ее много, но люди так и научились использовать ее рационально. Что является самым важным веществом на Земле?

Лава, нектар, вода

Когда этот металл впервые стал использоваться для производства банок для напитков в 1965 году, на изготовление 1 тысячи банок уходило около 25 кг металла. Сегодня эта же тысяча банок весит меньше 15 кг, так как мы научились лучше их изготавливать. Этот металл заменил стальные и жестяные банки и был высоко оценен за гибкость. Кроме того, он имеет еще одно преимущество: его можно перерабатывать любое количество раз.

Железо, олово, алюминий

5 апреля, 11 января,13 октября

Так называется поступление вредных веществ в среду обитания. Оно оказывает отрицательное влияние на развитие всей биосферы. Оно бывает химическое, биологическое, электромагнитное, радиационное, шумовое. Тепловое, антропогенное. Что это такое?

Наводнение, загрязнение, землетрясение

Процесс начался в 50 годы ХХ века. Всему виной увеличение площадей для посевов хлопчатника и риса. Разветвленная сеть оросительных каналов забирала воду для посевов из Амударьи и Сырдарьи. Объем воды в этом море уменьшился. Поверхность стала втрое меньше. Вода стала более соленой, рыба погибла. Изменился даже климат . Снизалась урожайность полей, ухудшилось здоровье людей. О каком море идет речь?

Азовское, Аральское, Каспийское

К ним относят стиральный порошок, мыло, шампунь. Они являются серьезными загрязнителями воды и почвы. Они изменяют поверхностное натяжение воды, нарушая жизнедеятельность многих организмов, которые обитают на границе раздела воды и воздуха. Попав в водоемы, они затрудняют доступ кислорода. Они губительно действуют на икру рыб и развитие земноводных. Фосфор, которым они богаты, способствует росту водорослей. Они изготавливаются на основе синтетических веществ, что затрудняет их разложение в природной среде. Что это за вещества?

Синтетические моющие средства, антибиотики, поверхностно активные вещества

Нефть, кислота, щелочь

Ухудшение качества среду обитания человека является проблемой глобального характера и волнует людей всех стран, больших и малых. Развитых и развивающихся. Я ознакомлю вас экологической обстановкой в России. состоянием атмосферного воздуха. За последние пять лет средние концентрации сероводорода, оксида углерода и диоксида азота возросли на 3-7%. Увеличивается концентрация загрязняющих веществ не только промышленного происхождения, но особенно этот процесс характерен за последние годы для автотранспорта. Это обусловлено ростом парка автомобилей, особенно в городах. Случаи превышения ПДК загрязняющих веществ в 10 раз отмечались в 70 городах России. К ним относятся Москва, Красноярск, Челябинск.

Высокий уровень загрязнения воздуха в городах достигается за счет предприятий металлургии, химии, нефтехимии, стройиндустрии, энергетики, целлюлозно-бумажной промышленности. В крупных городах возникает проблема своевременной утилизации отходов, как следствие-несанкционированное сжигание мусора на свалках. Клубы едкого дыма вносят неутешительный вклад в общее состояние окружающей среды.

Серьезными загрязнителями атмосферы продолжают оставаться тепловые электростанции и теплоцентрали, работающие на твердом и жидком топливе. На большинстве из них применяют пылеуловители с коэффициентом полезного действия до 89-90%. Газы же уходили через трубы в атмосферу почти без очистки. Естественно, что в окрестностях таких электростанций и теплоцентралей в воздухе постоянно присутствуют окислы азота, сернистый газ и другие вредные вещества. Они накапливаются и в почвах прилегающего района, поглощаются растениями, вместе с растительной пищей могут попадать в организмы животных и человека. Ветры уносят их на значительные расстояния от источника загрязнения.

Несложные расчеты показывают, что тепловая электростанция средней мощности, сжигающая за сутки 20 тысяч тонн бурого угля, вырабатывает среднесуточно около 5 тысяч тонн золы и более 80 миллионов кубических метров газов. Большая часть золы попадает в золоотвалы, однако при коэффициенте полезного действия фильтров, равном 90%, в воздух ежесуточно будет улетать до 500 тонн золы. Даже при небольшом дефекте фильтров вынос в воздух золы возрастает, газы же уходят в атмосферу почти целиком вместе со всеми вредными примесями. К этому стоит добавить, что пока именно тепловые электростанции производят большую часть всей потребляемой человечеством электроэнергии.

Выступление эколога - гидролога

Водная среда включает поверхностные и подземные воды. Поверхностные воды в основном сосредоточены в океане, содержанием 1 млрд. 375 млн. км3 - около 98% всей воды на Земле. Поверхность океана (акватория) составляет 361 млн. км2. Она примерно в 2,4 раза больше площади суши территории, занимающей 149 млн. км2.

Для производственной деятельности человечества и его хозяйственно-бытовых нужд требуется пресная вода, количество которой составляет всего лишь 2,7% общего объема воды на Земле, причем очень малая ее доля (всего 0,36%) имеется в легкодоступных для добычи местах. Большая часть пресной воды содержится в снегах и пресноводных айсбергах, находящихся в районах в основном Южного полярного круга. Без воды не может жить человек. Вода – один из важнейших факторов, определяющих размещение производительных сил, а очень часто и средство производства. Увеличение расходования воды промышленностью связано не только с ее быстрым развитием, но и с увеличением расхода воды на единицу продукции. Например, на производство 1 т хлопчатобумажной ткани фабрики расходуют 250 м3 воды. Современные крупные теплоэлектростанции потребляют огромное количество воды. Только одна станция мощностью 300 тыс. кВт расходует до 120 м3/с, или более 300 млн. м3 в год. Валовое потребление воды для этих станций в перспективе возрастет примерно в 9-10 раз.

Гидросфера – это прерывистая водная оболочка Земли, совокупность морей, океанов, континентальных вод (включая подземные) и ледяных покровов Преобладающая часть гидросферных вод сосредоточена в Мировом океане. Мировой океан – основное замыкающее звено круговорота воды в природе. Он отдает большую часть испаряющейся влаги в атмосферу. Водные организмы, населяющие поверхностный слой Мирового океана, обеспечивают возврат в атмосферу значительной части свободного кислорода планеты.

Огромный объем Мирового океана свидетельствует о неисчерпаемости природных ресурсов планеты. Кроме того, Мировой океан является коллектором речных вод суши, ежегодно принимая около 39 тыс. м3 воды. Наметившееся в отдельных районах загрязнение Мирового океана грозит нарушить естественный процесс влагоооборота в его наиболее ответственном звене – испарении с поверхности океана.

Человечество потребляет на свои нужды огромное количество пресной воды. Из анализа водопользования за 5-6 прошедших десятилетий вытекает, что ежегодный |прирост безвозвратного водопотребления, при котором использованная вода безвозвратно теряется для природы, составляет 4-5%. Перспективные расчеты показывают, что при сохранении таких темпов потребления и с учетом прироста населения и объемов производства к 2100 г. человечество может исчерпать все запасы пресной воды.

Уже в настоящее время недостаток пресной воды испытывают не только территории, которые природа обделила водными ресурсами, но и многие регионы, еще недавно вчитавшиеся благополучными в этом отношении. В настоящее время потребность в пресной воде не удовлетворяется у 20% городского и 75% сельского населения планеты.

Вмешательство человека в природные процессы затронуло даже крупные реки (такие, как Волга, Дон, Днепр), изменив в сторону уменьшения объемы переносимых водных масс (сток рек). Используемая в сельском хозяйстве вода по большей части расходуется на испарение и образование растительной биомассы и, следовательно, не возвращается в реки. Уже сейчас в наиболее обжитых районах страны сток рек сократился на 8%, а у таких рек, как Дон, Терек, Урал - на 1 1-20%. Весьма драматична судьба Аральского моря, по сути, прекратившего существование из-за чрезмерного забора вод рек Сырдарьи и Амударьи на орошение. Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения. Главную опасность представляют сточные воды (промышленные, сельскохозяйственные и бытовые), поскольку значительная часть использованной воды возвращается в водные бассейны в виде сточных вод.

В настоящее время 22,4 куб.км сточных вод отнесены к категории загрязненных.

Сохранилась тенденция загрязнения поверхностных вод. Выявлено1800 очагов загрязнения поверхностных вод. Проблема обеспечения населения качественной водой остается одной из главных во многих регионах.

Читайте также: