Эффективность аналитико диагностической системы деятельности педагога психолога доу

Обновлено: 30.06.2024

1. Аналитический отчет по результатам индивидуального и группового психодиагностического обследования.

2. Компьютерные технологии диагностико –аналитической деятельности педагога-психолога.

Понятие компьютерной диагностики. Достоинства и недостатки применения компьютерного тестирования в психологической диагностике. Требования, предъявляемые к компьютерным тестам. Компьютерные технологии используемые в современной психодиагностике

1. Ануфриев А. Ф. Психологический диагноз. - М. : "Ось-89", 2006. - 192 с.

4. Дубровина И.В. Практическая психология образования: учеб. для студ. высш. и сред. спец. учеб. завед.. – М.: Сфера, 2000г.

5. Колмогорова Л.С.. Диагностика психологической культуры школьников: Практическое пособие для школьных психологов. – М.: Владос, 2002.

6. Крылов А.А.. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии.

Тема: Диагностико –аналитическая деятельность педагога-психолога на ступени ДО (4 ч.)План

1. Основные цели, задачи, принципы психологической диагностики развития детей дошкольного возраста.

2. Диагностика основных трудностей раннего и дошкольного развития детей.

3. Диагностический минимум психолога ДОУ.

1. Дубровина И.В. Практическая психология образования: учеб. для студ. высш. и сред. спец. учеб. завед.. – М.: Сфера, 2000г.

2. Гамезо М.В. и др. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / Гамезо М.В., Герасимова B.C., Орлова Л.М. - М., 2008.

4. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст.-СПб.: Речь, 2005.-384с.

5. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособ. для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед.-2-е изд., стереотип.- М.: Академия,2000.-304с.

6. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. - М.,2008.- 253с.

Тема: Диагностико –аналитическая деятельность педагога-психолога на ступени НОО

1. Основные цели, задачи, принципы психологической диагностики детей младшего школьного возраста.

2. Диагностика основных трудностей младшего школьного возраста.

3. Диагностический минимум психолога НОО.

2. Гусев А.Н. Школьная психодиагностика. Руководство по использованию психодиагностических методик психологами образовательных учреждений. 2008.- 259с.

3. Дубровина И.В. Практическая психология образования: учеб. для студ. высш. и сред. спец. учеб. завед.. – М.: Сфера, 2000г.

4. Истратова О.Н. Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. Феникс. 2008.- 448с.

5. Психологическая диагностика: учебное пособие/ под ред. Акимовой М.К., Гуревича. СПб.: Питер, 2003.

6. Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника. - М., МГППУ, 2006. - 210 с.

Тема: Диагностико –аналитическая деятельность педагога-психолога на ступени основного и среднего ОО

1. Основные цели, задачи, принципы психологической диагностики подростков и старшеклассников.

2. Диагностика основных трудностей подросткового и раннего юношеского возраста.

3. Диагностический минимум психолога средней школы.

5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2001.

6. Дубровина И.В. Практическая психология образования: учеб. для студ. высш. и сред. спец. учеб. завед.. – М.: Сфера, 2000г.

7. Психологическая диагностика: учебное пособие/ под ред. Акимовой М.К., Гуревича. СПб.: Питер, 2003.

8. Справочник практического психолога. Психодиагностика/под общ. ред. С.Т. Посоховой. -М.: АСТ; СПб.: Сова.-2005.-671с.

9. Колмогорова Л.С.. Диагностика психологической культуры школьников: Практическое пособие для школьных психологов. – М.: Владос, 2002.

10. Истратова О.Н. Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. Феникс. 2010.- 510с.

Тема: Диагностико –аналитическая деятельность педагога-психолога при введении ФГОС (6 ч)

1. Теоретико-методологические основы психологического сопровождения участников ОП при введении ФГОС.

2. Цели, задачи, приоритетные и перспективные направления психологического сопровождения основных участников ОП при введении ФГОС.

3. Схема реализации психологического сопровождения участников образовательного процесса при введении ФГОС.

4. Роль и содержание диагностико-аналитической деятельности педагога психолога при введении ФГОС НОО.

1. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования /Под. ред. Н.Ю. Синягиной, С.Г. Косарецкого //Школьный психолог.- 2004.- №1.- с.10-14.

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/(Асмолов А.Г., Г.В.Бурменская, И.А.Володарскаяи др.); под ред. А.Г. Асмолова – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.-152 с.

4. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. - 64 с.

5. Столярова С.С. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения ФГОС Учебно-методическое пособие для общеобразовательных школ. — 153 с.

Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых.

Средневековье: основные этапы и закономерности развития: Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано.


Данная статья предназначена для молодых специалистов, педагогов-психологов, недавно поступивших на работу в дошкольное образовательное учреждение. Статья раскрывает особенности диагностического направления работы педагога-психолога, дает развернутые ответы на вопросы, возникающие у молодого специалиста: какие виды диагностики реализуются в детском саду? Как планировать диагностическую деятельность педагога-психолога? В каких случаях целесообразно использовать те или иные методики?

Ключевые слова: психологическая диагностика, планирование, методики для исследования.

Одним из основных направлений работы педагога-психолога в дошкольном учреждении является диагностика. Психологическая диагностика – это получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей, динамике процесса их развития, необходимой для оказания психологической помощи воспитанникам, родителям и педагогам; выявление возможностей и интересов, способностей, склонностей детей для обеспечения полноценного личностного развития. Поскольку основным субъектом работы является ребенок, то приоритетным направлением является диагностика детей. Исследование психологических особенностей и развития ребенка начинается с 3-х лет и ведется в двух направлениях – изучение познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Календарное планирование диагностики ведется в соответствии с годовым планом педагога-психолога, где указываются сроки его проведения и цели. Результаты проведенных исследований фиксируются в журнале диагностической работы.

Диагностическое направление подразделяется на следующие виды: скрининговая диагностика, диагностика в рамках ПМПк, диагностика по запросу, дополнительно – диагностика родителей и диагностика педагогов дошкольного учреждения.

Скрининговая диагностика – это плановое мероприятие, которое проводится ежегодно в марте, апреле и мае. Целью ее является определение уровня развития познавательных процессов детей и соотнесение их с возрастной нормой, а также выявление трудностей в эмоционально-волевой сфере детей. По результатам скрининговой диагностики педагог-психолог формирует группы детей для коррекционной и развивающей работы.

Диагностика в рамках ПМПк проводится ежегодно в сентябре, феврале и мае, целью ее является выявление детей с отклонениями в познавательной и эмоционально-волевой сфере для последующего психологического сопровождения ребенка.

Диагностика детей по запросу родителей и педагогов проводится в течение года, что также регистрируется в журнале учета.

Диагностика родителей в дошкольном учреждении проводится в случае обращения их к педагогу-психологу, в контексте детско-родительских отношений.

Диагностика педагогов проводится по запросу администрации и в обязательный перечень работы не входит. Поскольку педагог-психолог является членом коллектива, то для большей объективности целесообразно привлекать специалистов из других учреждений.

Все методики, используемые педагогом-психологом, должны быть лицензированы и стандартизированы.

В 2012-2013 учебном году деятельность педагога-психолога была направлена на реализацию следующих задач:

1. Систематизировать работу по формированию у дошкольников культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья посредством театрализованной деятельности.

2. Развивать познавательно-речевую деятельность с помощью сказко-терапии.

3. Повышать уровень психологической культуры всех участников воспитательно-образовательного процесса, направленного на качество психофизиологического здоровья.

Эффективность профессиональной деятельности характеризуется выполнением всех поставленных задач на учебный год.

С помощью администрации детского сада, педагогическим персоналом были созданы условия, способствующие охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.

В детском саду обучается и воспитывается 136 детей, количество групп - 7. Психологическим сопровождением были охвачены все дети ДОУ. Социальный статус семей воспитанников ДОУ свидетельствуют о том, что:

Общее количество семей:

Образовательный уровень родителей:

В течение 2012 - 2013 учебного года выполнялись все виды работ в соответствии с годовым планом : диагностическая, коррекционно-развивающая, психопрофилактическая, организационно-методическая, просветительская.

Развивающая работа с детьми

1. Для выявления ранней дезадаптации в течение 2-х месяцев (сентябрь-октябрь) под наблюдением находились дети раннего возраста – 22 человека. В процессе наблюдения были оформлены адаптационные листы

Г.Н. Дмитриевой, анализ показал:

- легкая степень адаптации у 36,5% детей;

- адаптация средней тяжести у 59% детей;

- тяжелая степень адаптации – 4,5% детей.

Занятия проводились 1 раз в неделю по 10-15 минут в условия группы. Всего в рамках программы было проведено 22 занятия. В результате данной работы дети 1-й младшей группы совершенствовали коммуникативные, игровые и двигательные навыки, развивали познавательные процессы. К концу года все успешно адаптировались к условиям дошкольного учреждения.

Сравнительный анализ адаптации детей

Начало учебного года (в %)

Занятия проводились 1 раз в неделю по 15-20 минут в кабинете психолога. Всего в рамках программы было проведено: во 2-й младшей группе – 22 занятия, в средней – 23.При помощи психогимнастики у детей вырабатывались такие черты характера, как уверенность, честность, смелость, доброта и многие другие. Изжигались невротические проявления: страхи, различного рода опасения, неуверенность. По отзывам родителей, воспитателей, личным наблюдениям видно, что дети к концу года стали более общительными, легче выражают свои чувства и лучше понимают чувства других.

Результаты по развитию эмоциональной сферы у детей 5 - 6 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологическое сопровождение участников воспитательного и образовательного процессов, обеспечение комфортных психологических условий, необходимых для полноценного психического и нравственного развития воспитанников, и формирования их личности, на основе новых федеральных государственных стандартов.

Поставленные задачи:

Адаптация к МДОУ детей групп раннего развития.

Анализ и коррекция развития познавательных процессов и способностей.

Анализ и коррекция проблем личностного развития: конфликтность, агрессивность, эмоциональные проблемы, дезадаптация.

Анализ и коррекция детско-родительских отношений.

Психологическое сопровождение подготовки воспитанников выпускных групп к школьному обучению.

Повышение психологической грамотности всех участников образовательного процесса.

Выводы: поставленные в прошедшем учебном году задачи были выполнены:

Адаптация в группах раннего развития прошла успешно – сложности в адаптации к условиям ДОУ возникли у 9% воспитанников групп раннего развития;

Психологическое сопровождение подготовки к школьному обучению охватило 100% детей подготовительной группы;

Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности в этом учебном году работа велась по основным направлениям:

Консультативное направление.

За прошедший период было проведено 44 консультаций. Из них:

индивидуальных для родителей – 27;

для педагогов – 17

Процесс консультирования обычно проходил в два этапа:

а) первичное консультирование – во время, которого собирались основные данные, и уточнялся запрос;

б) повторное консультирование – для получения более объективной информации с помощью диагностических методов, определения плана дальнейшей работы по проблеме; кроме того, респондентам, обращающимся с вопросами детско-родительских отношений, предлагались рекомендации по способам взаимодействия с ребенком и преодоления трудностей.

Основными запросами были:

Трудности адаптации к ДОУ и новым группам

Трудности регуляции эмоционально-волевой сферы (тревожность, страхи, агрессивность, гиперактивность и др.)

Особенности развития познавательных процессов (память, мышление, речь и др.)

В процессе консультирования решались следующие задачи:

Прояснение и уточнение запроса;

Сбор психологического анамнеза для установления возможных причин нарушений развития;

Рекомендации родителям, и педагогам по коррекции нарушений;

Составление плана дальнейшей работы по запросу.

Диагностическое направление.

Основными направлениями работы были:

Диагностика развития познавательной сферы;

Диагностика психологической готовности к обучению в школе;

Диагностика детско-родительских отношений (в семье, в группе, в коллективе)

В ходе работы использовались методики, указанные в рабочей программе:

Для проведения психологической диагностики был приобретен набор диагностических методик, которые соответствуют предъявляемым запросам и позволяют дифференцировать трудности развития и определять их причины. По результатам проведенной диагностики была спланирована развивающая и коррекционная работа, а также были разработаны рекомендации по преодолению трудностей родителям и педагогам МБДОУ.

Выводы: Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять степень развития, различные проблемы и нарушения, имеющиеся у детей. Однако, в дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических методик, совершенствовать собственные профессиональные навыки для более глубокой и эффективной диагностики нарушений в развитии.

Коррекционно-развивающее направление.

Коррекционно-развивающая работа велась в двух форматах: индивидуально и в мини-группах. Коррекционная работа проводилась для профилактики и коррекция негативных тенденций социально- эмоционального развития детей, развитие социально-эмоционального благополучия ребёнка через формирование чувства внутренней устойчивости, автономности. Индивидуальная работа была направленна на развитие познавательных процессов, повышения стрессоустойчивости, коррекции поведения, развитие коммуникативных навыков.

В коррекционной работе приняли участие следующие категории воспитанников, указанные в статистической справке .

Всего за этот учебный год было проведено 232 групповых и 67 индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.

Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:

Коррекция и развитие познавательных психических процессов (память, мышление, речь, восприятие, внимание и др.)

коррекция эмоциональных состояний (агрессивность, тревожность, страхи, импульсивность );

развитие коммуникативных навыков;

развитие уверенности в себе;

Для проведения коррекционно-развивающей работы были разработаны программы:

Адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ;

Работы с воспитанниками подготовительных групп, с низким уровнем психологической готовности к обучению в школе;

Программа по профилактике нарушений поведения и развития социально-эмоциональной сферы

При разработке коррекционно-развивающих программ использовалась литература, указанная в рабочей программе.

Проведенную групповую и индивидуальную развивающую работу с детьми в целом можно считать достаточно успешной. Но, в то же время, она выявила некоторые недостатки в знаниях, структуре программ и методической оснащенности, определив тем самым основные ориентиры для дальнейшего совершенствования развивающего направления.

Просветительская деятельность.

Просветительская работа велась в двух направлениях: с родителями и педагогами.

Формы просветительской работы:

Выступления на родительских собраниях;

Организация семинаров с педагогами;

Выводы: Проведенную профилактико-просветительскую работу можно считать успешной. Большинство родителей и педагогов с вниманием отнеслись к рекомендациям по преодолению трудностей в развитии детей, участвовали в коррекционной и развивающей работе, поэтому просветительскую деятельность необходимо продолжать, совершенствовать собственные знания, творчески подходить к подаче материала.

Методическая работа.

Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:

Составление программ для групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы;

Создание базы диагностических методик;

Создание базы развивающих материалов для занятий;

Обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для воспитателей, педагогов и родителей;

Оформление документации педагога-психолога

Участие в семинарах МО;

Участие в педагогических советах МДОУ;

Совершенствование собственных профессиональных знаний и навыков

Выводы: Методическую деятельность за истекший период можно оценить как достаточно продуктивную. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей всех участников образовательного процесса. Кроме того, необходимо больше внимания уделить разработке программ взаимодействия с педагогическими кадрами, программам работы с одаренными детьми.

Работа во взаимодействии со специалистами ДОУ: регулярное взаимодействие со всеми специалистами в МДОУ по вопросам развития детей.

Выводы аналитического отчета.

Анализируя собственную деятельность за истекший период можно сказать о том, что проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути дальнейшей работы и профессионального роста в будущем. В следующем учебном году необходимо уделить больше внимания углублению работы с педагогическими кадрами, а также работе с одаренными детьми и детьми, воспитывающимися в неблагополучных условиях.

Наиболее эффективными формами работы при решении поставленных задач оказались: семинары-практикумы, групповые и индивидуальные консультации, групповые и индивидуальные занятия.

2. Продуктивность деятельности педагога по развитию воспитанников

2.1. Организация развивающей предметно - пространственной среды (далее ППРС), обеспечивающей реализацию основной образовательной программы дошкольного образования

Оборудование кабинета-психолога согласно ФГОС

• оформление учебной и игровых зон согласно ФГОС

• оформление информационных уголков

• оснащение педагогического процесса наглядным и демонстрационным материалом

• санитарно — гигиеническое состояние

2.2. Взаимодействие с администрацией, специалистами ДОУ

Проведение совместных консультаций с родителями, детей группы риска

Проведение совместных родительских собраний согласно плану МДОУ

Проведение совместных ПМПК согласно плану ПМПК

Итоговая таблица деятельности за истекший период по всем направлениям

Читайте также: