Рекомендации по организации внеурочной деятельности в начальной школе

Обновлено: 30.06.2024

1. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

2. Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

  1. игровая деятельность;
  2. познавательная деятельность;
  3. проблемно-ценностное общение;
  4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
  5. художественное творчество;
  6. социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
  7. трудовая (производственная) деятельность;
  8. спортивно-оздоровительная деятельность;
  9. туристско-краеведческая деятельность.

В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.

Для успеха в организации внеурочной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

На наш взгляд, образовательные результаты внеурочной деятельности школьников могут быть трех уровней.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

(В случае младшего школьника выход в пространство социального действия должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены для ученика начальной школы).

Приведем лаконичную формулировку трех уровней результатов внеурочной деятельности школьников:

  • 1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
  • 2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
  • 3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

  • формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
  • формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.

Например, неоправданно предполагать, что для становления гражданской компетентности и идентичности школьника достаточно уроков граждановедения. Даже самый лучший урок граждановедения может дать школьнику лишь знание и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения (конечно, это немало, но и не всё). А вот если школьник приобретет опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в самоуправлении в классе), и уж тем более в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает.

4. Выделение трех уровней результатов внеурочной деятельности позволяет:

  • во-первых, разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четким и внятным представлением о результате;
  • во-вторых, подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;
  • в-третьих, выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;
  • в-четвертых, диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;
  • в-пятых, оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.).

В стоимостном выражении могут быть оценены как сами образовательные программы внеурочной деятельности (ОП, обеспечивающая первый уровень результатов; ОП, обеспечивающая второй уровень результатов; ОП, обеспечивающая третий уровень результатов), так и итоги их реализации (на основании мониторинга социальных знаний, отношений, достижений школьников). Это закладывает основу для построения стимулируюшей системы оплаты труда педагогов за организацию внеурочной деятельности школьников.

5. В основу наших методических рекомендаций мы положили Методический конструктор внеурочной деятельности (его содержательная модель представлена в Таблице 1). Используя этот конструктор, педагоги смогут самостоятельно разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с учетом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения.

Конструктор состоит из 9 блоков (по числу видов внеурочной деятельности).

Каждый блок включает в себя:

  • краткое описание специфики данного вида внеурочной деятельности школьников;
  • описание основных образовательных форм, в которых может быть развернут вид внеурочной деятельности;
  • представление тех форм и способов деятельности, которые обеспечивают достижение каждого из трех уровней результатов внеурочной деятельности.

Ниже будет приведено описание трех блоков – познавательной, туристско-краеведческой деятельности, проблемно-ценностного общения.

С помощью Методического конструктора могут быть разработаны различные типы образовательных программ:

ВложениеРазмер
metodichka.docx 30.44 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Кафедра психолого-педагогических дисциплин и частных методик

Гигиенические требования к организации внеурочной работы в начальной школе

Методические рекомендации к организации внеурочной работы в начальной школе

Печатается по решению Методического совета

Магнитогорского педагогического колледжа

Курбатова Е.В. – студентка педагогического колледжа.

Курбатова Е.В. – студентка педагогического колледжа.

Многие учителя игнорируют соблюдение гигиенических норм, которые основываются на возрастных и психологических особенностях учащихся начальной школы. Часто они закрывают глаза на грязные парты и полы, забывают о важности периодического проветривания помещения, что так необходимо для протекания жизни в пределах класса, ибо свежий воздух сказывается на уровне работоспособности учащихся. Учителя забывают, что беспорядок, и расположение ненужных для уроков предметов в классе, способствует рассеиванию внимания, а также возможным нарушениям дисциплины. Конечно, иногда, многие изъяны в обеспечении чистоты в кабинетах лежат на вине самой школы, так как покраску стен и ликвидирование в них трещин учитель не может обеспечить самостоятельно, однако, бороться с этим, чтобы создать благоприятные условия для себя и работы детей, обязан.

Из-за не соблюдения гигиенических требований можно столкнуться с нарушением здоровья учащихся, их мозговой деятельности, с ослаблением психологических и физиологических функций, что обязательно скажется на успеваемости. Именно поэтому, чтобы обеспечить благоприятное протекание внеурочного занятия, следует соблюдать гигиенические требования к организации внеурочной работы.

Исходя из этого, мною были созданы следующие методические рекомендации для грамотной организации внеурочной работы младших школьников в соответствии с гигиеническими требованиями.

Методические рекомендации

Гигиенические требования к организации внеурочной работы в начальной школе

Итак, методические рекомендации по выполнению гигиенических требований следующие:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа познакомит с организацией внеурочной деятельности в начальных классах.

Рекомендации по организации внеурочной деятельности.

Положение о внеурочной деятельности

Начинать этот процесс надо уже сейчас, когда идёт предварительное комплектование в школах.

Посмотреть, что мы можем предложить родителям и законным представителям детей (кадры)

Собираем родительские собрания (предлагаем свои занятия и выслушиваем предложения родителей, чем бы их дети хотели заниматься)

Анализируем (выбираем программы)

Положение о рабочих программах по внеурочке

Пишем рабочие программы

Заявление от родителей (август)

Важно, чтобы занятия по внеурочной деятельности:

не напоминали урок

были фактом психологической и физической разгрузки ребенка;

не сводились к набору мероприятий, а были целенаправленно выстроены;

обеспечивала достижение планируемых результатов.

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Классно-урочная система утверждает твердо регламентированный режим учебно-воспитательной работы: постоянное место и продолжительность занятий, стабильный состав учащихся одинакового уровня подготовленности и одного возраста, стабильное расписание и имеет свои особенности:

уроки проводятся по нормативным учебным программам.

урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы.

систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся

позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал,

управлять развитием познавательных способностей,

формировать научное мировоззрение учащихся;

стимулирует домашнюю деятельность школьников;

на уроке ученики овладевают не только системой знаний, умений и навыков, но и самими методами познавательной деятельности.

У урока ограниченные возможности:

-для вариативной творческой организации обучения, воспитания и развития личности школьника,

-создания оптимальных условий для самостоятельной деятельности учителей и учащихся,

-для учета личностных особенностей педагогов и школьников,

-для реальной индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания детей и молодежи,

-для их эффективной социальной адаптации,

-для развития дружеских партнерских взаимоотношений взрослых и детей в совместной деятельности.

Отличительными особенностями внеурочной деятельности является:

содержание внеурочной деятельности строится на изучении интересов и потребностей детей разных возрастных групп, имеется возможность учитывать потребности и интересы детей и членов их семей;

внеурочная деятельность, строится на условиях добровольного участия, активности и самодеятельности детей;

психологическая атмосфера на занятиях внеурочной деятельности носит неформальный характер, которая способствует формированию равноправных отношений детей с педагогами на основе общих интересов и ценностей. Предполагается высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;

допускается переход учащихся из одной группы в другую (по тематике, уровню интеллектуального развития, руководителю-педагогу);

в отличие от других видов образования позволяет объединять все группы обучающихся - одаренных, имеющих отклонения в умственном развитии, имеющих физические недостатки, склонных к асоциальным формам поведения, разного возраста и т. д.;

быстрое реагирование на изменение родительского и ученического заказа содержания внеурочной деятельности при сохранении традиционных и инновационных видов деятельности;

практическая значимость полученных знаний и умений;

широкого использования образовательного пространства (возможность проводить внеурочные занятия в различных помещениях: в библиотеке, актовом и спортивном залах, игровой комнате, во время экскурсии, прогулки и т.п.);

нет строгого подчинения задач внеурочного занятия только обучающим задачам. Занятия в приоритете ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка, формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям;

отсутствие домашнего задания.

Формы внеурочных занятий можно разделить на две группы:

занятия в учебном кабинете (библиотеке, игровой комнате, спортивном и актовом залах, в иных учебных помещениях):

- тематические занятия (занятие выстраивается вокруг одной темы преимущественно с одним видом деятельности);

- комплексные или интегрированные (занятие выстраивается вокруг одной темы, но с использованием 2-3 видов деятельности);

- игровые (освоение ценностей происходит в процессе специально организованных игр).

2) выездные занятия:

- походы (в том числе культпоходы);

Методика подготовки и проведения выездного занятия.

Предварительная подготовка такого внеурочного занятия включает:

определение темы и содержания занятия;

определение места проведения занятия;

сбор информации или выезд педагога на предполагаемое место занятия для разработки конкретной практической работы учащихся (заданий) и определения оптимального пути проезда до места занятия;

оформление проекта приказа директора образовательного учреждения на проведение выездного занятия.

Предварительная подготовка учащихся к выездному занятию:

рассказ педагога о месте проведения занятия;

установка (инструктаж) на выполнение заданий во время занятия;

обсуждение формы выполнения заданий;

обсуждение формы одежды, времени занятия, места встречи детей с педагогом и окончания занятия.

Проведение и подведение итогов выездного занятия:

на следующем (после выездного) занятии необходимо в любой форме проверить у школьников выполнение заданий, обсудить с ними впечатления от поездки (похода), обговорить тему и место следующего выездного занятия;

Педагогу, ведущему внеурочные занятия, необходимо помнить, что для достижения личностных результатов учащимися, необходимо соблюдение некоторых условий:

- максимальная смена образовательной среды (помещение, расстановка мебели, расположение учащихся, наглядность должны отличаться от урочной формы занятий);

- наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов. Умение отобрать информацию, которая вызовет наибольший эмоциональный отклик учащихся;

- наличие благоприятной психологической атмосферы. Создание положительного настроя на работу, атмосферы заинтересованности, доверия;

- активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность);

- знание возможностей обучающихся, умение видеть перспективы утверждения этих возможностей и формирования ценностных ориентаций;

- переход от шаблонного построения занятия к творческому разнообразию;

- переход от монолога к диалогу, к проблемным беседам, обсуждениям, к эмоциональной отзывчивости обучающихся.

Часть внеурочных занятий проводится в условиях учебного кабинета и педагогу необходимо создать неформальную и удобную для занятия обстановку.

Организация пространства учебного кабинета

для проведения внеурочного занятия.

Особое внимание нужно уделить подбору и расположению мебели. По возможности лучше подобрать мебель, максимально отличающуюся от той, которую дети видят в школе. При отсутствии такой возможности, расположение мебели в учебном кабинете меньше всего должно напоминать учащимся школьный класс.

Мебель необходимо расположить так, чтобы у педагога была возможность подойти к каждому учащемуся для индивидуальной работы с ним в течение занятия, и каждый из учеников мог без помех подойти к преподавателю.
И, конечно, со своего рабочего места педагог должен видеть каждого ребенка.

Форма расположения

Плюсы данной формы

Минусы данной формы

Буква “U”


1. комфортный психологический климат (вербальный и невербальный контакт);

2. активность и инициатива учеников на занятии;

3. стол – защита для ребенка (подготовка для работы в круге, постепенное снятие психологических барьеров – контакт глаз);

4. удобно демонстрировать пособия;

5. удобно рассаживать левшей;

6. эффективное осуществление индивидуального подхода

1. не способствует тесному контакту;

2. дистанция по отношению к доске


1. тесный психологический контакт;

демократизм отношений (равенство не только между участниками, но и между ними и педагогом;

2. чувство значимости каждого – повышение самооценки;

4. высокая степень активизации (даже робкие, слабые включаются в работу);

5. умение слушать и принимать чужую точку зрения;

6. умение высказывать, отстаивать свою точку зрения;

7. легче (для педагога) определить лидера;

8. развитие речи, коммуникативных навыков;

9. умение выступать перед аудиторией

1. дискомфорт в начале работы для робких учеников (открытость, не за что спрятаться)


1. тесный психологический контакт для всех (контакт глаз);

2. демократизм отношений (равенство не только между участниками, но и между ними и педагогом;

3. чувство коллективизма;

4. высокая степень активизации самостоятельной работы каждого чл. группы (даже робкие, слабые включаются в работу);

5. экономия времени на достижение результата;

6. умение слушать и принимать чужую точку зрения;

7. умение высказывать, отстаивать свою точку зрения;

8. легче определить лидера

1. возникновение группировок;

вероятность возникновения конфликтных ситуаций (внутри группы, между группами);

2. подавление 1 – 2 личностями других членов групп

При оформлении учебного кабинета следует также предусмотреть место для выставок детских творческих работ. Необходимо уделить внимание эстетическому оформлению кабинета, его озеленению, созданию единого стиля.

Параллельно с оформлением учебного кабинета нужно продумать и организацию необходимых инструментов, материалов, наглядности для внеурочных занятий.

Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе: театр,

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Методические рекомендации

по организации внеурочной деятельности общеобразовательных учреждений в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)

Роль и место внеурочной деятельности в основной образовательной программе школы

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.

Учебный план образовательного учреждения является механизмом реализации учебной деятельности в рамках основной образовательной программы школы. Механизмом реализации внеурочной деятельности должен являться план внеурочной деятельности образовательного учреждения который разрабатывается по ступеням общего образования.

Для более полного понимания структуры данного документа и его обеспечивающих документов рассмотрим общую характеристику внеурочной деятельности.

Основным нормативным правовым документом, определяющим внеурочную деятельность является федеральный государственный образовательный стандарт. В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

В качестве форм, в которых может быть реализована внеурочная деятельность закреплены такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики. Вместе с тем необходимо понимать , что данные формы не тождественны по целям, содержанию и формам дополнительного образования детей

Внеурочная деятельность может быть территориально организована как в общеобразовательном учреждении, так и за его пределами. При организации внеурочной деятельности целесообразно использовать ресурсы и опыт организации образовательного процесса, сложившийся в системе дополнительного образования, по развитию мотивации личности к познанию и творчеству младших школьников.

При отсутствии в образовательном учреждении возможностей для реализации внеурочной деятельности (кадровых, материально-технических и др.) образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей и других учреждений.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Реализация внеурочной деятельности в начальной школе позволяет также решить ряд очень важных задач:

обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

снизить учебную нагрузку обучающихся;

улучшить условия для развития ребенка;

учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Психофизиологические особенности ребенка седьмого года жизни (сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) приводят к тому, что для детей сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.д. Кроме того, для первоклассников еще очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве, в первую очередь, игровая деятельность.

Поэтому, использование таких форм организации образовательного процесса как целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры и т.д. приобретает особое значение для формирования умения учиться, а опора на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление будет способствовать формированию логического мышления на первых этапах обучения в школе.

Перечисленные формы внеурочной деятельности в начальной школе должны способствовать формированию:

целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур и народов;

эстетических потребностей, ценностей и чувств;

навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

установки на безопасный, здоровый образ жизни;

способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

способности осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

способности использования начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки;

значимости чтения для личного развития; формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений;

уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

умений организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность.

В этом проявляется роль внеурочной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования: личностных, метапредметных, предметных.

В настоящее время эта идея получила нормативное закрепление в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования: организация образовательной деятельности обучающихся на уроке и создание соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время должно обеспечить достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

В последнем случае представляется целесообразным включение детей в деятельность органов школьного самоуправления, участие в деятельности школьных историко-краеведческих объединений, школьных музеев, взаимодействие с детскими общественными объединениями и организациями гуманистической направленности, социальными институтами. При освоении обучающимися основ естественнонаучных дисциплин, необходимо во внеурочной деятельности сделать акцент на воспитании эмоционально-ценностного отношения к природе, чувства ответственности за экологическое благополучие окружающего мира через участие детей в работе соответствующих экологических центров, включение в реализацию игровых экологически ориентированных программ, в том числе, в рамках детских общественных объединений.

Реализация внеурочной деятельности становится новым ресурсом и для реализации требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". В частности, ФГОС НОО позволяет при составлении расписания уроков не только чередовать в течение дня и недели для обучающихся I ступени основные предметы с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физкультуры (как того требует вышеупомянутый СанПиН), но и чередовать учебную и внеурочную деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования. Напомним еще раз, что такое чередование отнесено к компетенции образовательного учреждения.

Трудно переоценить и роль спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности в создании условий для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении. В СанПиН 2.4.2.2821-10 предполагается, что эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности обучающихся в объеме не менее 2 часов. Такой объем двигательной активности может быть обеспечен за счет участия обучающихся в комплексе мероприятий: в проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, уроков физкультуры, дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой. Но конечно значительную часть этого объема времени (примерно от 20 до 50 процентов) может обеспечить спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности.

Планирование внеурочной деятельности

Обращаем внимание, что общеобразовательное учреждение ( далее – ОУ) самостоятельно выбирать направления внеурочной деятельности, определять временные рамки (количество часов на определённый вид деятельности), формы и способы организации внеурочной деятельности.

В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в образовательном учреждении рекомендуется использовать план внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности образовательное учреждение разрабатывает и утверждает самостоятельно.

Под планом внеурочной деятельности следует понимать нормативный документ образовательного учреждения, который определяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся, состав и структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения или для ступени общего образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации для классных руководителей по организации внеурочной деятельности.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Рекомендации

по организации внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС

(для классных руководителей)

Классный руководитель

Прохорова И.В.

сентябрь 2014

Рекомендации

по организации внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС

В настоящее время организация внеурочной деятельности нередко идет по пути общего образования, копируя его методы и средства. Такой путь, безусловно, технологичен; он позволяет в массовом порядке определять содержание и фиксировать результаты реализуемого образовательного процесса; однако он не определяет характеристики внеурочной деятельности, а следовательно, не позволяет достигнуть определенных ФГОС результатов деятельности учащихся. При этом нередко оказывается, что занятие по внеурочной деятельности ничем не отличается от урока.

Общее образование и организация внеурочной деятельности должны быть по-разному устроены, как на уровне целеполагания образовательной деятельности, так и на уровне программ, методик их реализации. Опираясь на отличительные особенности разных видов деятельности – урочной и внеурочной – необходимо выстраивать внеурочные занятия таким образом, чтобы факт их проведения был фактом психологической и физической разгрузки ребенка, формирования личностных и метапредметных результатов ФГОС. Важно, чтобы внеурочная деятельность не сводилась к набору мероприятий, а была целенаправленно выстроена и обеспечивала достижение планируемых результатов.

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Классно-урочная система утверждает твердо регламентированный режим учебно-воспитательной работы: постоянное место и продолжительность занятий, стабильный состав учащихся одинакового уровня подготовленности и одного возраста, стабильное расписание и имеет свои особенности:

уроки проводятся по нормативным учебным программам.

урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы.

систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся

позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал,

управлять развитием познавательных способностей,

формировать научное мировоззрение учащихся;

стимулирует домашнюю деятельность школьников;

на уроке ученики овладевают не только системой знаний, умений и навыков, но и самими методами познавательной деятельности.

У урока ограниченные возможности:

-для вариативной творческой организации обучения, воспитания и развития личности школьника,

-создания оптимальных условий для самостоятельной деятельности учителей и учащихся,

-для учета личностных особенностей педагогов и школьников,

-для реальной индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания детей и молодежи,

-для их эффективной социальной адаптации,

-для развития дружеских партнерских взаимоотношений взрослых и детей в совместной деятельности.

Отличительными особенностями внеурочной деятельности является:

содержание внеурочной деятельности строится на изучении интересов и потребностей детей разных возрастных групп, имеется возможность учитывать потребности и интересы детей и членов их семей;

внеурочная деятельность, строится на условиях добровольного участия, активности и самодеятельности детей;

психологическая атмосфера на занятиях внеурочной деятельности носит неформальный характер, которая способствует формированию равноправных отношений детей с педагогами на основе общих интересов и ценностей. Предполагается высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;

допускается переход учащихся из одной группы в другую (по тематике, уровню интеллектуального развития, руководителю-педагогу);

в отличие от других видов образования позволяет объединять все группы обучающихся - одаренных, имеющих отклонения в умственном развитии, имеющих физические недостатки, склонных к асоциальным формам поведения, разного возраста и т. д.;

быстрое реагирование на изменение родительского и ученического заказа содержания внеурочной деятельности при сохранении традиционных и инновационных видов деятельности;

практическая значимость полученных знаний и умений;

широкого использования образовательного пространства (возможность проводить внеурочные занятия в различных помещениях: в библиотеке, актовом и спортивном залах, игровой комнате, во время экскурсии, прогулки и т.п.);

нет строгого подчинения задач внеурочного занятия только обучающим задачам. Занятия в приоритете ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка, формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям;

отсутствие домашнего задания.

Внеурочная деятельность школьников может реализовываться через различные формы занятий, что позволяет педагогу сделать ее более динамичной и интересной для учащихся. К тому же сочетание различных форм внеурочных занятий позволяет педагогу использовать реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социальной действительности.

Для организации различных форм занятий внеурочной деятельности рекомендуется использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотека, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.

Формы внеурочных занятий можно разделить на две группы:

занятия в учебном кабинете (библиотеке, игровой комнате, спортивном и актовом залах, в иных учебных помещениях):

- тематические занятия (занятие выстраивается вокруг одной темы преимущественно с одним видом деятельности);

- комплексные или интегрированные (занятие выстраивается вокруг одной темы, но с использованием 2-3 видов деятельности);

- игровые (освоение ценностей происходит в процессе специально организованных игр).

2) выездные занятия:

- походы (в том числе культпоходы);

Методика подготовки и проведения выездного занятия

Предварительная подготовка такого внеурочного занятия включает:

определение темы и содержания занятия;

определение места проведения занятия;

сбор информации или выезд педагога на предполагаемое место занятия для разработки конкретной практической работы учащихся (заданий) и определения оптимального пути проезда до места занятия;

оформление проекта приказа директора образовательного учреждения на проведение выездного занятия.

Предварительная подготовка учащихся к выездному занятию:

рассказ педагога о месте проведения занятия;

установка (инструктаж) на выполнение заданий во время занятия;

обсуждение формы выполнения заданий;

обсуждение формы одежды, времени занятия, места встречи детей с педагогом и окончания занятия.

Проведение и подведение итогов выездного занятия:

на следующем (после выездного) занятии необходимо в любой форме проверить у школьников выполнение заданий, обсудить с ними впечатления от поездки (похода), обговорить тему и место следующего выездного занятия;

Педагогу, ведущему внеурочные занятия, необходимо помнить, что для достижения личностных результатов учащимися, необходимо соблюдение некоторых условий:

- максимальная смена образовательной среды (помещение, расстановка мебели, расположение учащихся, наглядность должны отличаться от урочной формы занятий);

- наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов. Умение отобрать информацию, которая вызовет наибольший эмоциональный отклик учащихся;

- наличие благоприятной психологической атмосферы. Создание положительного настроя на работу, атмосферы заинтересованности, доверия;

- активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность);

- знание возможностей обучающихся, умение видеть перспективы утверждения этих возможностей и формирования ценностных ориентаций;

- переход от шаблонного построения занятия к творческому разнообразию;

- переход от монолога к диалогу, к проблемным беседам, обсуждениям, к эмоциональной отзывчивости обучающихся.

Часть внеурочных занятий в образовательном учреждении проводится в условиях учебного кабинета, поэтому педагогу, прежде всего, необходимо создать неформальную и удобную для занятия обстановку.

Для этого следует организовать пространство учебного кабинета, продумать содержательную и эстетическую стороны оформления учебного кабинета.

Организация пространства учебного кабинета

для проведения внеурочного занятия

В основном учебном кабинете следует рационально расположить только то, что необходимо для проведения текущего внеурочного занятия, а все лишнее убрать либо в подсобное помещение, либо в шкафы. Это позволит избежать захламленности кабинета, а также устранить все, что будет отвлекать учащихся от занятия.

Особое внимание нужно уделить подбору и расположению мебели. По возможности лучше подобрать мебель, максимально отличающуюся от той, которую дети видят в школе. При отсутствии такой возможности, расположение мебели в учебном кабинете меньше всего должно напоминать учащимся школьный класс.

Мебель необходимо расположить так, чтобы у педагога была возможность подойти к каждому учащемуся для индивидуальной работы с ним в течение занятия, и каждый из учеников мог без помех подойти к преподавателю. И, конечно, со своего рабочего места педагог должен видеть каждого ребенка.

Форма расположения

Плюсы данной формы

Минусы данной формы

Буква “ U ”


1. комфортный психологический климат (вербальный и невербальный контакт);

2. активность и инициатива учеников на занятии;

3. стол – защита для ребенка (подготовка для работы в круге, постепенное снятие психологических барьеров – контакт глаз);

4. удобно демонстрировать пособия;

5. удобно рассаживать левшей;

6. эффективное осуществление индивидуального подхода

1. не способствует тесному контакту;

2. дистанция по отношению к доске


1. тесный психологический контакт;

демократизм отношений (равенство не только между участниками, но и между ними и педагогом;

2. чувство значимости каждого – повышение самооценки;

4. высокая степень активизации (даже робкие, слабые включаются в работу);

5. умение слушать и принимать чужую точку зрения;

6. умение высказывать, отстаивать свою точку зрения;

7. легче (для педагога) определить лидера;

8. развитие речи, коммуникативных навыков;

9. умение выступать перед аудиторией

1. дискомфорт в начале работы для робких учеников (открытость, не за что спрятаться)


1. тесный психологический контакт для всех (контакт глаз);

2. демократизм отношений (равенство не только между участниками, но и между ними и педагогом;

3. чувство коллективизма;

4. высокая степень активизации самостоятельной работы каждого чл. группы (даже робкие, слабые включаются в работу);

5. экономия времени на достижение результата;

6. умение слушать и принимать чужую точку зрения;

7. умение высказывать, отстаивать свою точку зрения;

8. легче определить лидера

1. возникновение группировок;

вероятность возникновения конфликтных ситуаций (внутри группы, между группами);

2. подавление 1 – 2 личностями других членов групп

При оформлении учебного кабинета следует также предусмотреть место для выставок детских творческих работ. Необходимо уделить внимание эстетическому оформлению кабинета, его озеленению, созданию единого стиля.

Параллельно с оформлением учебного кабинета нужно продумать и организацию необходимых инструментов, материалов, наглядности для внеурочных занятий: должны быть определены шкафы, стеллажи, где у педагога по определенной системе располагаются раздаточные и расходные материалы.

При анализе основных образовательных программ образовательных учреждений можно наблюдать самые разные примеры форм детских объединений в рамках реализации внеурочной деятельности школьников. При этом нередко возникает прямое несоответствие между организацией деятельности, содержанием и технологиями, результатами образования с формой объединения.

В начальной школе более приемлемы следующие формы организации внеурочной деятельности.

Кружок

Кружок – это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости. Кружок является наиболее распространенной, традиционной формой добровольного объединения детей.

Отличительные признаки:

1. Приоритет предметно-практических задач.

2. Основной вид деятельности – обучение конкретному виду деятельности. Хотя это не означает отсутствия воспитательных и развивающих задач.

3 . Обучение ведется по одному предмету и одним педагогом.

Важным элементом кружка, его особенностью, является и форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д.

Клубом называют объединение детей и подростков по интересам, решающее в приоритете следующие педагогические задачи:

– организация досуга детей: развитие коммуникативных умений;

– развитие навыков самоуправления и самостоятельности воспитанников.

Отличительные признаки:

1. Органов детского самоуправления.

2. Творческих взаимосвязей в коллективе клуба: коллективная творческая де­ятельность детей и педагогов, общие дела членов клуба; поддержка традиций коллектива.

3. Символов и атрибутов: творческое название, девиз, эмблема, знаки отличия, форма и пр.

4. Устава клуба как основного документа, определяющего права и обязанности членов клуба, порядок деятельности объединения.

Возможные характеристики:

2. Условия приема в клуб.

3. Разновозрастные объединения детей в составе клуба: творческие группы, звенья, бригады, экипажи, советы и т.д.

Возможные подходы к классификации клубов

а) Профильные: технические, спортивные, предметные (исторические, биологические и т.д.).

б) Клубы с неопределенным профилем деятельности. К примеру, клуб почемучек.

Результатами деятельности клуба можно считать наличие у детей способов, приемов, техник мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения.

Студия

Отличительные признаки:

1. Профиль деятельности (содержание) имеет принадлежность к определенному виду искусства или творчества (изо­бразительное, театральное, хо­реографическое искусство, литературное творчество и т.д.).

2. Основной целью деятельности является развитие художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, ее поддержка и развитие.

4. Система деятельности по демонстрации детских практических достижений.

6. Специальные условия набора в студию с предварительным выявлением задатков и склонностей детей.

Возможные подходы к классификации студий:

а) Однопредметные (студия эстрадного танца);

б) Полипредметные (комплекс смежных предметов, к примеру, музыкально-хоровая студия).

Мастерская

Отличительные признаки:

1. Принадлежность содержания деятельности (преподаваемого предмета) к определенному виду прикладного творчества (к прикладной деятельности) или искусства (к примеру, мастерская хореографии).

2. Приоритет предметно-практических задач; ориентация на достижение высокого уровня мастерства в определенном направлении.

3. В основе образовательного процесса – изготовление чего-либо; формирование и оттачивание прикладных умении: овладение детьми специальными технологиями.

4. Наличие собственного помещения – мастерской.

5. Разнообразная деятельность по демонстрации детских практических достижений (организация и участие в выставках, конкурсах, фестивалях и пр.).

Отличительные признаки:

1. Комплексность, сложность, масштабность педагогических целей и задач.

2. Образовательный процесс организуется педагогическим коллективом, а не одним педагогом.

3. Ступенчато-преемственный характер обучения: наличие логически выстроенных, содержательно и организационно оформленных ступеней, стадий обучения.

Возможные подходы к классификации:

а) профильные (школа юного модельера, например);

б) не профильные: не имеющие четко обозначенного профиля, учебного предмета, направления деятельности (школа нравственности, школа этикета, школа мужества);

Ансамбль

Детское объединение, связанное исполнением одного репертуара. В учебном процессе сочетает групповые и индивидуальные формы работы.

Например, ансамбль песни и танца, народных инструментов, спортивного танца, вокально-инструментальный ансамбль.

Творческий коллектив, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене. Театр — объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации.

Секция - детское объединений, имеющее спортивную специализацию.

Например, шахматная секция, секция плавания, художественной гимнастики.

Результативностью деятельности секции можно считать проявление у ребенка техники спортивного мастерства. Помимо этого, секция служит некой средой формирования физической культуры, здорового образа жизни.

Оркестр - группа музыкантов, обучающихся совместному исполнению музыкальных произведений на различных инструментах.

Например, детских духовой оркестр, оркестр ложкарей, оркестр народных инструментов.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций. Однако при организации взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей необходимо учесть, что:

- у учреждений дополнительного образования детей них есть свои лицензионные нормы охвата детей и определенное количество ставок педагогических работников;

- дополнительное образование детей предполагает реализацию дополнительных образовательных программ по определенным направлениям деятельности художественно-эстетическое, эколого-биологическое, естественно-научное, научно-техническое и др., а не по направлениям внеурочной деятельности.

Формы организации внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению

Читайте также: