Е и тихеева как представитель русской природоведческой школы

Обновлено: 28.06.2024

Научная биография и творческое наследие Е.И. Тихеевой как талантливого педагога и крупного общественного деятеля по дошкольному воспитанию. Методика развития речи. Социально-педагогические взгляды Тихеевой. Воспитательный потенциал вещественного мира.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 05.03.2013
Размер файла 29,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Для понимания сущности педагогического наследия Е.И. Тихеевой, с точки зрения ее исторической идентичности, особую значимость приобретают исследования Е.А. Гребенщиковой, Г.П. Ларионовой, Л.Н. Литвина, Э.В. Онищенко, Н.Б. Петровой, Л.К. Савиновой, Ф.Ф. Сватикова, И.В. Чувашева, где предлагается характеристика педагогических взглядов Е.И. Тихеевой на проблему соотношения общественного и семейного воспитания, определяется вклад автора в теорию и практику дошкольного и начального образования в России. Одновременно в отдельных работах дается позитивная оценка опыта практической деятельности известного педагога, участвующего в реформировании отечественного образования на рубеже XIX-XX вв. (Л.Л. Ворошилова, Л.С. Выготский, В.В. Колечко, Н. Короткова, М.Н. Певзнер и др.). Значительное число научных и публицистических работ посвящено различным аспектам методического творчества Е.И. Тихеевой (Е.А. Гребенщикова, В.Я. Лыкова, О.В. Морозова, Э.В. Онищенко и др.). Широко представлены в имеющемся научно-педагогическом арсенале исследования, рассматривающие основные положения: методики развития речи (О.Г. Архипова, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, С.Ф. Ракова, О.Н. Сомкова); методики математического развития (А.М. Леушина, З.А. Михайлова); экологического воспитания (А.К. Матвеева, П.Г. Саморукова); технологии трудового воспитания дошкольников (М.В. Крулехт, Л.Н. Литвин); своеобразия развития игровой деятельности ребенка-дошкольника (В.В. Колечко, В.Я. Лыкова).

1. Научная биография и творческое наследие Е.И. Тихеевой

Елизавета Ивановна Тихеева (1866-1944) была талантливым педагогом и крупным общественным деятелем по дошкольному воспитанию. Она активно участвовала в разработке теории дошкольного воспитания, творчески используя классическое педагогическое наследство (в первую очередь К.Д. Ушинского) и обобщая опыт работы своего и других детских садов России.

Педагогическую деятельность Е.И. Тихеева начала в 80-х годах XIX в. на Кавказе. Вместе со своей сестрой Л.И. Тихеевой-Чулицкой она обучала детей в бесплатной школе, открытой их отцом вблизи Тифлиса. В 90-х годах сестры переехали в Петербург и работали сначала в воскресной школе, а затем в организованной ими самими начальной школе (Шульгина, 2006).

Особую значимость придает тот факт, что вклад известного педагога в теорию и практику отечественного образования был настолько значителен, что работ подобного типа достаточно много. В историко-педагогических исследованиях, посвященных анализу педагогической системы Е.И. Тихеевой, изучались разнообразные проблемы, которые нашли отражение в теоретических и методических трудах автора (Шульгина, 2006).

1. Методика развития речи

Методику развития родной речи Тихеева разрабатывала на основе учения К.Д. Ушинского о народности воспитания, о единстве процесса речи и мышления, на основе богатейшего методического наследства великого русского педагога в области первоначального обучения детей родному языку. Свою методику она обосновывала современными ей научно-психологическими данными, проверяла собственным педагогическим опытом. Вслед за Ушинским Е.И. Тихеева придавала родному языку исключительно важное значение как в воспитании и образовании детей, так и в общественной жизни: «Язык есть удивительное и совершеннейшее творение народного духа…

Для детей дошкольного возраста взрослые должны отбирать литературные произведения, доступные им по содержанию и по форме. Е.И. Тихеева указывала, что дети выражают свои мысли не только с помощью речи, но и жестами, звукоподражанием, изобразительными средствами и т.д. Она дала ценные методические рекомендации воспитателям детских садов, как использовать игры, лепку, рисование в целях развития детской речи. Одним из методов обучения детей родному языку Е.И. Тихеева считала уроки наблюдения, связанные с рассказыванием: детям показывают предметы, называют их, а потом просят повторить слово.

2. Теория дошкольного воспитания

Вместе с тем, научная биография и творческое наследие Е.И. Тихеевой как целостная система до сих пор не являлись предметом специального научного изучения. Поэтому можно сформулировать явно выраженные противоречия между:

- признанием вклада Е.И. Тихеевой в развитие дошкольного образования и недостаточной изученностью ее научной биографии и творческого наследия;

- активной включенностью Е.И. Тихеевой в теорию и практику отечественного образования конца ХIХ - начала ХХ века и отсутствием концептуального анализа ее педагогической системы в работах историко-педагогической направленности;

С этих позиций в качестве системы детерминант, повлиявших на становление и развитие мировоззрения Е.И. Тихеевой в единстве культурологического и биографического методологических принципов выделяются закономерности оформления собственно авторских педагогических суждений под влиянием внешних и внутренних факторов.

- их значения и роли в обществе при выполнении основных социализирующих функций при работе с детьми, в том числе и посредством организации общественных организаций в условиях самого заведения;

- особенностей взаимодействия внутри педагогического коллектива, функциональных обязанностей администрации и педагогов, сотрудников и практикантов;

- ведущих принципов организации учебно-воспитательного процесса;

- требований к педагогическому составу в целом и личности каждого педагога, его профессиональной культуре, образовательному уровню и компетентности;

- особенностей организации различных функциональных помещений заведения и их оборудования;

- своеобразия пребывания в учебно-воспитательном учреждении ребенка, основных этапов его адаптации, сбора необходимых сведений и результативности индивидуальной и коллективной работы в различных возрастных группах;

- организации распорядка жизни (режима дня) и расписания занятий для детей различного возраста;

- системы учебно-воспитательной работы с детьми с точки зрения решения основных задач, таких как: развитие речи, наблюдательности, внешних, социальных и эстетических чувств детей, формирование их знаний, умений и навыков;

- рекомендаций по ведению учета и контроля за организацией педагогического процесса;

- требований к наличию бытового и дидактического инвентаря для реализации основных образовательных, воспитательных и развивающих функций, а также необходимости создания педагогической библиотеки и музея, как средства методической подготовки воспитателей и обобщения их инновационного опыта.

Таким образом, Е.И. Тихеевой были выделены и оформлены ведущие компоненты целостной системы учебно-воспитательной работы с детьми. Одновременно она считала возможным учитывать культурный уровень русского общества, заниматься культурным просвещением русского народа, в том числе и с помощью дошкольных учреждений. В частности, она отмечала, что детские сады должны пропагандировать основы своей работы для ближайшего социального окружения, возлагая на них ответственность за подготовку и проведения самых различных мероприятий для населения с целью выяснения сущности и значения дошкольного воспитания, роли детского сада и его организации. Подобная система, по ее мнению, позволяет привлекать к участию в работе детского сада население и формирует определенное позитивное отношение к этим новым типам образовательных заведений.

3. Социально-педагогические взгляды Е.И. Тихеевой

Е.И. Тихеева считала необходимым активизировать социальную деятельную детских садов за счет активного привлечения к участию в их работе самих родителей. Совместная с семьей работа ориентирует на единство требований к детям и организованному воздействию на них. С этой целью Е.И. Тихеева, учитывая историческую ситуацию, предлагала создание родительских комитетов, проведение ежемесячных родительских собраний, организацию присутственных дней и подготовку открытых мероприятий и праздников для родителей. Все эти инновационные для своего времени формы сотрудничества родителей и ДОУ оказались достаточно перспективными, о чем свидетельствует их наличие и в деятельности современных детских садов.

В целом, можно говорить, что именно система требований к организации окружающей ребенка среды, разработанная Е.И. Тихеевой, представляла собой комплекс характерных для периода реформирования отечественной системы образования после революции 1917 года подходов к открытию государственных ДОУ с набором минимального педагогического оборудования, позволяющего обеспечить организацию учебно-воспитательной работы с детьми. Ее требования становятся определяющими и концептуальными для всей системы советского дошкольного образования вплоть до начала 40-х гг. и использовались также при разработке новых проектов детских садов в России. Целостность и концептуальность педагогической позиции Е.И. Тихеевой обеспечивались также разработанной ею системой управления и организации работы в ДОУ, а также их обеспечением учебно-методическими пособиями и программными материалами. В частности, именно Е.И. Тихеевой были предложены два вида планов-программ: производственные, включающие содержательную характеристику работы в целом, задачи на год; а также педагогические, ориентирующие на содержание текущего процесса воспитания и обучения. Ведение годового плана должно вестись в соответствии с намеченными ключевыми организационными моментами, но сроки их реализации необходимо намечать предположительно. Комплекс занятия в детском саду, по мнению Е.И. Тихеевой должен находиться в строгом соотношении, способствующем развитию всех способностей ребенка. С целью реализации подобного подхода она считала возможным заполнить день пребывания ребенка в детском саду активной деятельностью, которая должна носить более или менее плановый характер, поэтому рабочий день разделялся на две половины: первую, до завтрака она предлагала посвятить занятиям, которые носили определенный, частично обязательный характер; вторая половина дня должна была ориентироваться на свободные индивидуальные и коллективные игры, беседы и другие формы работы с детьми. На сегодняшний день известно, что подобная система планирования воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста имела значительный педагогический потенциал. Об этом свидетельствует ее активное использование, в том числе и в современных ДОУ.

Заключение

тихеева педагог дошкольный воспитание

Наличие подобных методических рекомендаций позволяет констатировать факт реального воплощения теоретических подходов автора в конкретной работе, обладающей явно выраженным позитивным прагматическим эффектом. Поэтому подвергнутые в исследовании детальному анализу частные методики следует рассматривать как практическое приращение к научной авторской теории, своеобразный инструмент ее реализации в практике работы с детьми дошкольного возраста и значимый элемент целостного педагогического наследия Е.И. Тихеевой.

Список литературы

1. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. Гамезо М.В. - М.: Просвещение, 1984.

2. Воспитание и обучение в детском саду. / Под ред. Запорожца А.В., Марковой Т.А. - М.: Педагогика, 1976.

3. Запорожец А.В. Психология. - М.: Просвещение, 1965.

4. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребёнка. - М.: Просвещение, 1981.

5. Шульгина Е.В. Наследие Е.И. Тихеевой как педагогическая система // Alma mater. Вестник высшей школы. №11. М., 2006.

6. Шульгина Е.В. Общественно-педагогическая деятельность Е.И. Тихеевой как составная часть авторской педагогической системы // Научные труды Московского гуманитарного университета. Вып.58. М., 2005.

Подобные документы

Развитие дошкольного и начального образования в России в конце XIX–XX веков. Жизнь и педагогическая деятельность Е.И. Тихеевой. Анализ единства и преемственности воспитания детей в семье, детском саду и школе, проблема ознакомления детей с природой.

дипломная работа [112,0 K], добавлен 18.09.2017

Ознакомление с теорией Ушинского о природе в первоначальном обучении детей. Взгляды Водовозовой на роль природы в дошкольном воспитании ребенка. Исследование значения естественных наук в системе образования детей в работах Тихеевой, Шлегера и Герда.

реферат [36,7 K], добавлен 18.09.2014

Понятия "Развивающая среда", "Средства обучения". История проблемы особенностей развивающей среды – обстановка детского сада – в разных педагогических школах: дом ребенка Марии Монтесорри, вальдорфский детский сад, авторский детский сад Е.И. Тихеевой.

курсовая работа [40,0 K], добавлен 18.10.2012

Особенности воспитательного процесса и его содержание. Системный подход к воспитанию и его идея. Детский коллектив как системообразующий фактор воспитания. Целенаправленная профессиональная деятельность педагога. Развитие личности ребенка.

реферат [131,3 K], добавлен 20.11.2006

Оценка внутрисемейных отношений и их нравственная направленность. Типы распределения ролей в семье. Компоненты воспитательного потенциала семьи и критерии его оценки. Социально-педагогические типы семей. Механизмы инпринтинга, идентификации, рефлексии.

реферат [33,7 K], добавлен 02.10.2009

Трудовая деятельность, жизненный путь и человеческие качества А.С. Тайсина - талантливого педагога и географа. Школьные и студенческие годы. Служба в армии во время Великой отечественной войны. Его работа в вузе. Научное и педагогическое наследие учителя.

презентация [10,5 M], добавлен 15.01.2014

Жизненный путь И.Г. Песталоцци. Сущность, содержание и особенности подготовки воспитателей детских учреждений в социально–педагогическом наследии И.Г. Песталоцци и возможности использования опыта швейцарского педагога в современных российских условиях.

Елизавета Ивановна Тихеева (1866—1944) была талантливым педагогом и крупным общественным деятелем по дошкольному воспитанию. Она активно участвовала в разработке теории дошкольного воспитания, творчески используя классическое педагогическое наследство (в первую очередь К. Д. Ушинского) и обобщая опыт работы. своего и других детских садов России.

Елизавета Ивановна Тихеева стала заниматься проблемами дошкольного воспитания с 1907 г. В 1913-1917 гг. она руководила детским садом Петербургского общества содействия дошкольному воспитанию и его школьной комиссией.

Педагогическую деятельность Е. И. Тихеева начала в 80-х годах XIX в. на Кавказе. Вместе со своей сестрой Л. И. Тихеевой-Чулицкой она обучала детей в бесплатной школе, открытой их отцом вблизи Тифлиса. В 90-х годах сестры переехали в Петербург и работали сначала в воскресной школе, а затем в организованной ими самими начальной школе.

Уже в первые годы своей педагогической деятельности Е. И. Тихеева обращала особое внимание на обучение детей родному языку в начальной школе. Руководствуясь указаниями К. Д. Ушинского о роли родного языка в обучении и анализируя свой опыт работы в начальной школе, Е. И. Тихеева составила в 1905 г. букварь “Русская грамота”, а затем несколько учебных пособий по родному языку для развития речи и мышления детей. Эти книги получили большое распространение.

В 1908 г. Е. И. Тихеева стала членом Петербургского общества содействия дошкольному воспитанию. В 1913 г. она выступила на Всероссийском съезде по семейному воспитанию с докладом “Роль государства, семьи и общества в деле дошкольного воспитания”

Начиная с 1913 г. Е. И. Тихеева состояла председателем школьной комиссии общества, которая разрабатывала вопросы дидактики, методики начального обучения. С этого же времени она руководила детским садом, открытым этим обществом, организуя опытно-экспериментальную работу по созданию методики воспитания детей дошкольного возраста.

В 1914 г. Е. И. Тихеева была в Италии, где ознакомилась с работой “домов ребенка Монтессори. Отметив некоторые положительные моменты в сфере сенсорного воспитания детей в этих домах, она пришла к общему заключению о принципиально неправильном направлении их работы. Е. И. Тихеева решительно выступала против мелкобуржуазной теории “свободного воспитания и “новой свободной школы”. В этой школе, писала она, отсутствует целенаправленное воспитание детей и необходимый порядок, господствует стихийность мер педагогического воздействия, “потворство слабостям, прихотям и проделкам учащихся”.

В годы первой мировой воины Е. И. Тихеева проводила большую консультационную и методическую работу по детским очагам, яслям, детским садам Петрограда, публиковала статьи, в которых выступала против превращения детских очагов в питомники по призрению детей, настаивала на организации в них воспитательно-образовательной работы, основанной на прогрессивных педагогических принципах. Она активно участвовала во Всероссийском съезде по призрению детей (1914), доказывала, что не может быть призрения детей без общественного воспитания.

В мае 1917 г. Е. И. Тихеева как вице-президент Петроградского общества содействия дошкольному воспитанию обратилась с докладной запиской в министерство народного просвещения Временного правительства, в которой ставила вопрос о включении детских садов в систему школьного образования, но не добилась положительного ответа.

Е. И. Тихеева была последователем и пропагандистом идей К. Д. Ушинского и особое внимание уделяла подготовке детей к школе, согласованию и преемственности программ детского сада и начальной школы.

Е. И. Тихеева считала, что в отличие от домов ребенка атмосфера в детском саду должна быть радостной и это возможно при широком использовании игры, живой речи и коллективных форм работы.

В противовес сторонникам теории свободного воспитания она утверждала, что ведущая роль в развитии ребенка принадлежит занятиям, организованным в соответствии с планом; предусматривала необходимость использования программы, которая бы давала направление воспитательно-образовательной работе, в общих чертах определяя ее содержание и формы и вооружая воспитательницу перспективой, не регламентирующей ее в деталях. Высокие требования предъявляла Е. И. Тихеева к личности воспитательницы. Она считала, что воспитанники в детских садах должны ежедневно получать горячие завтраки, что у каждого детского сада должен быть свой участок (садик или дворик).

Созданная Е. И. Тихеевой система дидактических материалов для развития органов чувств, рекомендации по умственному, нравственному, эстетическому воспитанию детей находят применение в работе современных детских садов. Наибольший вклад внесла она в разработку методики развития речи. Предложенные ею наглядный материал и пособия по развитию речи и сейчас используются в работе с детьми дошкольного возраста.

Е. И. Тихеева, как и некоторые другие педагоги, не сразу приняла идеи социалистической революции, но, увлеченная деятельностью Советского государства в близкой ей области воспитания, она одной из первых откликнулась на призыв Наркомпроса и приняла активное участие в строительстве советской системы дошкольного воспитания.

2.Ведущую роль в воспитательно-образовательной работе детского сада Е. И. Тихеева отводила организованным занятиям с детьми. Она положительно разрешала вопрос о необходимости и возможности создания программы и планов занятий в детском саду. Она писала: “Вполне возможна программа, которая при умении пользоваться ею, при умении смотреть в корень дела окажет немалые услуги каждому, кто к этому делу приставлен. В нормально поставленном детском саду интересы ребенка всегда совпадают с планом занятий, начертанным руководящим лицом”. Тихеева убедительно доказывала, что необходимость программы занятий диктуется целями и задачами детского сада как воспитательно-образовательного учреждения, подготовляющего детей к школьному обучению.

Программа устанавливает направление занятий, в общих чертах определяет объем тех сведений, которые должны быть усвоены всеми детьми дошкольного возраста.

В детском саду надо заботиться о том, чтобы не рассеивалось внимание детей, чтобы в занятиях была возможная последовательность, систематичность, указывала Тихеева, каждое. новое представление, новый входящий в сознание ребенка предмет должны по возможности связываться с каким-нибудь ассоциативным звеном, с накопленными представлениями. В детском саду не должно быть места отдельным учебным предметам в том смысле, как это понимается в современной школе.

Беседы, рассказы, чтение, рисование, пение, работа всякого рода, игры, гимнастика — словом, все, из чего слагаются занятия в детском саду, должно находиться в строгом соотношении. “Все занятия должны переплетаться, оказывать друг другу услуги, взаимно поддерживать в стремлении к одной общей цели — стройному развитию всех способностей ребенка”.

Эти высказывания Тихеевой в то время явились весьма ценными для развития дошкольной педагогики. Они противостояли взглядам сторонников мелкобуржуазной теории “свободного воспитания”, которые, как мы видели выше, отрицали необходимость программ и планов занятий с детьми дошкольного возраста и считали, что занятия должны строиться на основе “плана жизни детей, на удовлетворении детских интересов, на свободном выборе ими самими игр и занятий.

Детский сад Тихеева считала подготовительной ступенью к школе.

Важное значение Тихеева придавала изучению детьми дошкольного возраста явлений природы. “Детей следует воспитывать, учить, растить среди природы и при посредстве природы,— писала она. — Каждый детский сад должен иметь садик или хотя бы двор. Нужно организовать выращивание цветов, овощей, уход за птицами, животными, завести аквариумы и террариумы. Эти работы и занятия, сопровождающиеся поучительными беседами, способствуют уточнению и расширению кругозора детей. В ознакомлении детей с природой и ее явлениями большую роль играют прогулки-экскурсии. Они должны заранее намечаться и методически разрабатываться воспитательницей детского сада”.

Е. И. Тихеева считала возможным лишь в отдельных случаях применять специальные упражнения по так называемой “умственной ортопедии”, которые при умелом руководстве могут содействовать развитию у детей утонченности восприятия, воспитывать выдержку, волю, наблюдательность, ловкость, здоровое соревнование. Эти упражнения должны связываться с практическими занятиями и играми, проводимыми в детском саду; их следует постоянно разнообразить.

Она находила, что дидактический материал Монтессори для развития органов чувств представляет для педагогов известный интерес, что с ним следует ознакомиться каждому, кто причастен к делу воспитания, но она видела и отрицательные стороны в методике его использования.

“Мы,— писала она,— считаем все ее (Монтессори) приемы в значительной степени неестественными, обусловленными той искусственной обстановкой, среди которой проводят время большинство питомцев детских садов и домов”. Е. И. Тихеева правильно указывала, что дидактические упражнения Монтессори вторгаются в жизнь детей без малейшей связи с их основными интересами, что ребенок, безупречно подбирающий цветные моточки ниток по всем основным цветам и оттенкам, может отнестись совершенно бессознательно к спектру радуги.

Тихеева создала свою оригинальную систему дидактических материалов для развития органов чувств, построенную на принципе парности и состоящую из различных знакомых детям предметов (две чашечки, две вазочки разных размеров, Цветовой окраски и т. д.), игрушек и природного материала (листья, цветы, плоды, шишки, раковины и т. д.). Игры и занятия детей, в которых эти дидактические материалы используются, должны сопровождаться беседами. Руководящую роль в дидактических играх и занятиях Тихеева отводила воспитателю.

Подобранный Тихеевой в определенной системе дидактический материал и разработанная ею методика его использования в свое время явились ценным вкладом в русскую дошкольную педагогику. Одним из обязательных условий всестороннего развития личности ребенка дошкольного возраста Тихеева считала эстетическое воспитание, тесно связанное с умственным и нравственным воспитанием. Дети должны рисовать, лепить, петь. Надо сделать так, чтобы в детском саду мог развиваться вкус детей на доступных их пониманию лучших образцах музыки, живописи, пластики, художественного слова. Картины, иллюстрации в детских книжках, простая выразительная, мелодичная и ритмичная песня, выразительно прочитанная сказка или стихотворение, образный рассказ, красота природы, с которой детей следует знакомить, — вот те пути и средства, которые Тихеева предлагала использовать для эстетического воспитания детей. Она указывала также, что соблюдение во всем порядка, чистоты, приучение детей к поддержанию этого порядка входят в число тех приемов, без которых эстетическое воспитание немыслимо.

Е. И. Тихеева дала практическим работникам по дошкольному воспитанию ценные рекомендации, как надо установить разумную дисциплину в детском саду. Одним из средств воспитания у детей дисциплинированности, считала она, является обязательный посильный труд, уклоняться от которого никто не должен (дежурство, уход за растениями, животными и т. д.). Понятие обязательности должно быть более или менее связано со всеми видами занятий детей. В жизнь каждого дня должно быть вкраплено какое-либо задание, выдвинутое самим ребенком или руководителем, которое должно быть для ребенка обязательным. Длительность работы по обязательным заданиям должна колебаться в зависимости от возраста от 5 до 20 минут.

В детском саду следует установить четкий режим, он также обеспечивает приобретение детьми необходимых навыков поведения. Прививая детям навыки хорошего поведения, надо воспитывать у них умение сознательно и осмысленно относиться к своим действиям. “Привычка — один из могущественных рычагов, влияющих на жизнь человека во всех се проявлениях,— писала Тихеева. — В поpy же детства рычаг этот по преимуществу полон сил и значения; Есть целый ряд навыков, которые необходимо привить детям и которые могут укорениться путем длительного воздействия и привычки”.

Е. И. Тихеева говорила, что воспитателям детских садов нужна специальная широкая педагогическая подготовка, которая должна включать в возможно полном объеме все научные дисциплины, без знания которых невозможно заниматься изучением и воспитанием ребенка. Нужно широкое общее образование, чтобы воспитатель мог отвечать на различные детские вопросы, удовлетворять их запросы и интересы. Такую подготовку могут обеспечить лишь специальные государственные и общественные педагогические учебные заведения.

Книга Е. И. Тихеевой “Современный детский сад, его значение и оборудование”, в которой изложена ее теория дошкольного воспитания, заканчивается приложением справочного характера по организации и оборудованию детского сада. Книга Тихеевой получила большое распространение еще в дореволюционной России (выходила в двух изданиях), после Великой Октябрьской социалистической революции она была переработана автором и служила учебным пособием для практических работников и учащихся педагогических учебных заведений.

Е. И. Тихеева активно участвовала в методической работе дошкольного отдела Наркомпроса, в подготовке кадров дошкольных работников. Она была профессором Института дошкольного образования, а затем Педагогического института имени А. И. Герцена в Ленинграде, принимала участие в написании учебных пособий и руководств для воспитателей детских садов, в работе всех всероссийских съездов и конференций по дошкольному воспитанию. До 1928 г. Тихеева продолжала руководить детским садом бывшего Петербургского общества дошкольного воспитания, который после октября 1917 г. перешел в ведение Наркомпроса. В этом саду проводилась педагогическая практика студентов Института дошкольного образования, а затем Ленинградского педагогического института.

Большая заслуга Е. И. Тихеевой состоит в том, что она научно обосновала дидактические основы дошкольного воспитания. в частности проблему преемственности воспитательной работы детского сада и школы. Учитывая научные достижения своего времени и обобщив лучший опыт дошкольного воспитания, Е. И. Тихеева разработала: методику развития речи и мышления детей дошкольного возраста; методику проведения программных организованных занятий, подготавливающим детей к поступлению в школу; систему Оригинального дидактического материала и методику его использования в детском саду.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


реферат "Фигурные числа"

реферативная работа ученика 6 класса для ознакомления на внеурочных занятиях.

Реферат "Метод проектов на уроках английского языка".

Выполнение проектов на уроках способствует реализации основных целей и задач обучения иноязычной культуре,предоставляет возможность участия каждого обучающегося в создании общего продукта деятельности.


Учимся писать тезисы, конспекты и рефераты.9 класс.

На данном уроке подробно рассматриваются структура и требования к оформлению реферата.


РЕФЕРАТ СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

В реферате раскрыта актуальность данной темы, её цели и задачи. Дано объяснение тому, что специфика, содержание занятий, формы организации, приемы, способы и средства коррекционного воздействия, опред.


Реферат

Требования к содержанию, оформлению реферата. Что должно быть в реферате, а чего там быть не должно. Рефераты зачастую создаются не только в старших классах, поэтому ресурс будет полезен для школьнико.


Реферат Формирование ИКТ - компетенций на уроках информатики

Содержание в название.

КАК СДЕЛАТЬ УЧЕНИЧЕСКИЙ РЕФЕРАТ ИЛИ ТЕХНОЛОГИИ НАПИСАНИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО РЕФЕРАТА.

Данная статья содержит рекомандации по работе над рефератом по историии в старших классах.

Елизаве́та Ива́новна Тихе́ева (1867 — 1943 [1] ) — известный российский и советский педагог, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию детей, руководитель опытного детского сада при Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. Сестра Л. И. Чулицкой [2] . Одна из создателей дошкольной педагогики в России, автор ряда трудов по дошкольному воспитанию и организации работы детсадов.

Содержание

Биография

Елизавета Ивановна Тихеева родилась 12 (24) апреля 1867 года в городе Ковно (ныне это город Каунас, Литва) на территории Российской империи.

Елизавета Ивановна Тихеева работала в 1880 — 1890-х годах учительницей начальной школы на Кавказе, затем работала в Санкт -Петербурге. В 1913 — 1917 годах она являлась Вице-президентом Общества содействия дошкольному воспитанию, была председателем школьной комиссии этого общества, которая занималась изучением вопросов дидактики и методики начального обучения.

В 1913 — 1928 годах она руководила созданным при Обществе содействия дошкольному воспитанию детским садом.

Научный вклад в педагогику

Елизавета Ивановна Тихеева рассматривала дошкольное воспитание с точки зрения подготовки детей к дальнейшему школьному обучению с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Она считала важной составляющей дошкольного воспитания выработку у детей первоначальных трудовых и поведенческих навыков, формирования у них культуры языка [4] . Она также считала важным иметь такую программу воспитательной и образовательной работы в детском саду, которая предусматривала бы возможность гибкого планирования работы педагога, учитывающей направленность и интересы детей. Большое значение Тихеева придавала воспитанию разумной дисциплины с помощью обязательного посильного труда детей, чёткого распорядка и режима трудового обучения детей. На основе педагогической системы итальянского педагога М. Монтессори и её методики сенсорного воспитания Елизавета Ивановна Тихеева свою оригинальную систему и разработала дидактические материалы на её основе для развития органов чувств детей. Её методика основывалась на принципе парности, когда в играх и занятиях сопоставлялись разнообразные предметы, знакомые детям, игрушки, природные материалы. Её также разрабатывалась методику развития речи и мышления детей, которая основывалась на систематических занятиях с использованием живого слова, произведений народной словесности, поэзии и произведений искусства [5] . Важнейшую роль Е. И. Тихеева отводила речевым образцам, и в первую очередь - речи воспитательницы детей. Елизавета Ивановна Тихеева не была сторонница обучения в дошкольном возрасте иностранным языкам, отдавая предпочтение совершенствованию детей в родном языке.

Вопросы методики развития речи в педагогической системе Е. И. Тихеевой

лизавета Ивановна Тихеева (1866-1944) была талантливым педагогом и крупным общественным деятелем по дошкольному воспитанию. Она активно участвовала в разработке теории дошкольного воспитания, творчески используя классическое педагогическое наследство (в первую очередь К. Д. Ушинского) и обобщая опыт работы своего и других детских садов России.

В мае 1917 г. Е. И. Тихеева как вице-президент Петроградского общества содействия дошкольному воспитанию обратилась с докладной запиской в министерство народного просвещения временного правительства. В которой ставила вопрос о включении детских садов в систему школьного образования, но не добилась положительного ответа.

Методику развития родной речи Тихеева разрабатывала на основе учения К. Д. Ушинского о народности воспитания, о единстве процесса речи и мышления, на основе богатейшего методического наследства великого русского педагога в области первоначального обучения детей родному языку. Свою методику она обосновывала современными ей научно-психологическими данными, проверяла собственным педагогическим опытом. Вслед за Ушинским Е. И. Тихеева придавала родному языку исключительно важное значение как в воспитании и образовании детей, так и в общественной жизни: «Язык есть удивительное и совершеннейшее творение народного духа.

Е. И. Тихеева определила основные задачи (разделы) работы по развитию речи детей в детском саду:

- развитие аппарата речи у детей, его гибкости, четкости; развитие речевого слуха;

- накопление содержания речи;

- работа над формой речи, ее структурой.

Е. И. Тихеева показала пути решения этих задач. Много внимания уделяла она обогащению содержания речи. В ее трудах представлена стройная система работы над словом. Знакомство детей с миром природы, социальной жизнью должно, по ее мнению, служить настолько же увеличению и систематизированию их знаний, насколько развитию и обогащению их языка. Е. И. Тихеева поставила и в некоторой степени разрешила вопрос о программе наблюдений, куда включила разделы по ознакомлению с предметным миром, с природой, с явлениями общественной жизни, с трудом людей в природе, на строительстве, транспорте, по бытовому обслуживанию. Закреплять представления, приобретенные путем наблюдений, должна работа с иллюстративным материалом, с картинами и игрушками.

Сказка как строительный материал или современные методы развития речевого творчества на основе методики Джанни Родари Инструкция по использованию:* Под цифрой 1 раскрывается близкая к тексту интерпретация варианта Джанни Родари. Под цифрой 2: пример использования.

Общие вопросы методики обучения рассказыванию в детском саду Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести.

Вопросы развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Актуальные вопросы развития познавательно – исследовательской деятельности дошкольников. «Ребёнок по своей природе — пытливый исследователь,.

Читайте также: