Дюссельдорфская школа фотографии чем отличается

Обновлено: 06.07.2024

©2015 Кандида Хёфер, Кёльн /Общество защиты авторских прав в искусстве, Бонн. Изображения любезно предоставлены галереей Бена Брауна в Лондоне и Гонконге.

©2015 Кандида Хёфер, Кёльн /Общество защиты авторских прав в искусстве, Бонн. Изображения любезно предоставлены галереей Бена Брауна в Лондоне и Гонконге.

©2015 Кандида Хёфер, Кёльн /Общество защиты авторских прав в искусстве, Бонн. Изображения любезно предоставлены галереей Бена Брауна в Лондоне и Гонконге.

©2015 Кандида Хёфер, Кёльн /Общество защиты авторских прав в искусстве, Бонн. Изображения любезно предоставлены галереей Бена Брауна в Лондоне и Гонконге.

Это ваш первый визит в Россию? Как возникла идея проекта в Петербурге?

Я уже бывала в России: в 1990-х годах я впервые приехала в Санкт-Петербург частным образом. В 1990-е город меня восхитил! А уже потом, несколько лет назад, ко мне обратился Эрмитаж с вопросом, не хочу ли я сделать в Санкт-Петербурге проект. И я согласилась, даже не зная, о чем пойдет речь.

У меня один проект всегда вытекает из другого, одна работа дает импульс к следующей. В принципе, в том турецком проекте я фотографировала и в квартирах, и в ресторанах, и в магазинах, там есть снимки и без людей. Меня привлекали пространства, которые создавали мои герои, но не нравилось входить в частную жизнь. Я пять лет делала турецкий проект — и стала размышлять о том, чем бы я могла и хотела заниматься дальше. Я начала заходить в общественные — открытые, а иногда и частично закрытые для посещения — пространства. Например, в Кельнский университет или какие-то курорты, которые я тоже фотографировала. Библиотеки, музеи и подобные места. В Кельнском университете есть, например, читальный зал, который мне очень нравится (конечно, с красотой снимков не сравнить, это совершенно другая красота). И вот я начала работать, сперва это были малоформатные снимки.

Чем вас заинтересовали публичные пространства?

Не скажу, что они меня именно заинтересовали. Просто они были легкодоступными. В музей может прийти любой, в университет чуть сложнее зайти, но тоже большой проблемы нет. Это места, куда можно попасть. И там встречаются непонятные вещи. Например, одно помещение в Музее Фолькванг, которое не было, строго говоря, музейным. Это была смесь большой гостиной и переговорной. Там стояла мебель, с одной стороны был ковер, и с другой стороны тоже был ковер. Посередине висела люстра. И картина Герхарда Рихтера. Мне показалось, что это не совсем подходящее помещение для музея.

Дюссельдорфская школа фотографии

Сложилась в середине 1970-х годов под руководством влиятельных фотографов Бернда и Хиллы Бехер, известных концептуальной документальной, отстраненной черно-белой съемкой типичных промышленных зданий (водонапорных зданий, бункеров и т.д.). Среди знаменитых учеников Бехеров — не только Кандида Хёфер, но и Андреас Гурски, Аксель Хютте, Томас Руфф и Томас Штрут. В целом дюссельдорфская школа сейчас самое известное и дорогое направление в фотографии.

Вы упомянули, что в Кельнском университете вас привлекла красота. Но я знаю, что в Дюссельдорфе и конкретно в группе Бернда и Хиллы Бехер, у которых вы учились, все-таки очень большую роль играл концепт. Сама идея исследовательской дистанции по отношению к объектам съемки, которую потом подхватили в мире, родилась именно там. Что же вас влекло изначально — красота или концепт?

В какой степени на вас повлияли Бехеры и ваши коллеги? Или, может быть, это вы повлияли на них?

Я не сказала бы, что мы влияли друг на друга. Скорее, нет. Но мы многое делали вместе. Например, когда я снимала тот турецкий проект, Томас Штрут и Аксель Хютте мне довольно много помогли.

Нет ли парадокса или даже противоречия между этой идеей публичных пространств как места для переживания общности и того, что на снимках нет людей? Как соотносятся для вас человеческие и надчеловеческие элементы?

Я исхожу все-таки из другого посыла. Все или практически все места, которые я снимаю, имеют историю, некое прошлое. У них есть и будущее. У некоторых помещений скоро будет изменена их функция, их предназначение. И мне это интересно. Конечно, эти пространства созданы для людей, но это отнюдь не значит, что мои работы должны обязательно быть про них.

Насколько для вас важна теория? И чувствуете ли вы себя первооткрывателем каких-то идей, которые пошли в массы? Например, сейчас все занимаются публичными пространствами, это стало очень популярным.

Не скажу, что чувствую себя первооткрывателем или что в моей работе большую роль играет теоретическая подоплека.

Или возьмем, например, цвет в фотографии. Сейчас он полностью реабилитирован. Но вы довольно рано к нему обратились, когда это считалось любительской практикой, а вокруг вас и арт, и репортаж снимали в ч/б. Это тоже своего рода жест или открытие?

Что касается цвета, то я поначалу делала двойные фотографии, в цвете и черно-белом исполнении. И выбрала цветные просто потому, что они мне больше понравились.

То есть, скорее, сыграла роль интуиция?

Есть ли у вас ученики?

Я не преподаю. Одно время преподавала, но это длилось всего три года, и потом я поняла, что это все-таки не мое.

Общаетесь ли вы с дюссельдорфцами сейчас?

Специально группой не встречаемся, но иногда видимся на выставках.

А как вы работаете — в одиночку или с ассистентами? Я слышала, вы подолгу делаете один снимок, это трудоемкая работа.

Да, работа над снимком действительно стала достаточно долгой. Например, в петербургском проекте было задействовано три или четыре человека. Что мне, кстати говоря, интересно. Меня часто спрашивают о том, сколько времени мне нужно для того, чтобы найти точку для снимка, но очень редко — сколько нужно для обработки самой фотографии: определиться с цветом, со светом, с тем, какой фрагмент снимка в работу войдет.

То есть вы в каком-то смысле ищете композицию уже после съемки? Вы манипулируете реальностью?

Посмотрите на эти фотографии. Вот этот кадр практически квадратный, вот тот прямоугольный, у них у всех разная ширина — это я делаю уже после съемки. Я не работаю с негативом, я работаю в цифровом формате — и определить формат фотографии требует больших усилий. Еще больших усилий требует цвет. Я бы не сказала при этом, что это манипуляция, потому что с аналоговым снимком тоже можно работать.

Банальный вопрос: чем вы сейчас заняты?

Есть один проект, который связан с Мексикой, где я побывала в прошлом году несколько раз. И в будущем году там пройдет несколько выставок. В июле, августе и сентябре меня пригласили в Гамбургскую филармонию — там я тоже сделаю несколько снимков.

Может быть, вы знаете, что и у нас существует соперничество между Кёльном и Дюссельдорфом? Хотя, конечно, оба города значительно меньше, чем Москва и Санкт-Петербург. Но надо сказать, что в искусстве это соперничество в общем улеглось. И теперь, когда открываются музеи или галереи, это делают одновременно и даже пускают автобус-шаттл между городами, для того чтобы публика могла посетить и то, и другое событие. Для шаттла, конечно, расстояние между Москвой и Петербургом великовато, тем не менее я рада, что мою работу показывают здесь. И думаю, что вы должны быть счастливы, что у вас есть два таких замечательных города. То, что я до сих пор успела посмотреть в Москве, показывает, что действительно баланс между городами более чем сохранен. И в Москве я бы тоже поработала с удовольствием!

Несмотря на все достижения, критика не обошла её стороной. В 2011 году журнал Professional Photographer выдвинул теорию о том, что Дюссельдорфская школа фактически уничтожила фотографию, работы её представителей оставляют наблюдателя равнодушным, лишены индивидуальности и не транслируют никакого мнения. Бехеры начинали как новаторы и первопроходцы, ищущие новые способы взглянуть на объекты, ранее считавшиеся недостойными сюжетами для произведений искусства и созерцания. Однако, исходя из предположений редакции издания, Дюссельдорфская школа упростила фотографию, сосредоточив внимание на обыденном и повседневном, так что сегодня любой может взять в руки фотокамеру и убедить себя в том, что он создаёт великое искусство.

Школа художественной фотографии , основанной фотографами Бернд и Хилла Бехер в конце 1970 - х годов упоминается как Дюссельдорф Photo School , в Дюссельдорфе Photo School , в Бехера школе или Бехера класса . Его центрами были Дюссельдорфская художественная академия , в которой Бернд Бехер занимал должность профессора фотографии с 1976 по 1996 год, и студия Бернд и Хиллы Бехер в Дюссельдорфе-Кайзерсверте .

- Ута Гросеник / Томас Силиг (ред.) : Фотоискусство. Фотография в 21 веке , DuMont, Кельн, 2007, стр. 485.

- Штеффен Сигель : большие и маленькие картинки. Фотографии класса Becher в зеркало заднего вида. В: Мартин Энглер (ред.): Фотографии становятся изображениями. Класс кубка , Hirmer Verlag, Мюнхен, 2017, стр. 168–177, здесь стр. 170.

веб ссылки

литература

Индивидуальные доказательства

    Эта страница последний раз была отредактирована 24 апреля 2021 в 08:24.

© Candida Höfer

Значение Дюссельдорфской школы в фотографии трудно переоценить. Бернд и Хилла Бехер, Томас Руфф, Томас Штрут, Андреас Гурски, Кандида Хёфер – эти имена давно вошли в списки современных классиков и звезд современной художественно-фотографической сцены. Однако, на взгляд неподготовленного зрителя, их работы представляют собой нечто странное и даже бессмысленное.
Что такое концептуальная фотография, что происходит, когда предметом фотографии становится не столько окружающий мир, сколько она сама, ее язык, философия, ее взаимодействие с реальностью и культурными контекстами? Что такое "каталог", "типология" и deadpan? Как фотография соединяется с социологией, антропологией, статистикой? Об этом пойдет речь на лекции Ирины Толкачевой.

Что такое концептуальная фотография, что происходит, когда предметом фотографии становится не столько окружающий мир, сколько она сама, ее язык, философия, ее взаимодействие с реальностью и культурными контекстами? Что такое "каталог", "типология" и deadpan? Как фотография соединяется с социологией, антропологией, статистикой? О возникновении Дюссельдорфской школы и таких фотографах, как Бернд и Хилла Бехер, Томас Руфф, Томас Штрут, Андреас Гурски, Кандида Хёфер вы узнаете на лекции Ирины Толкачевой.


Содержание

Ранняя история

В 1850-х годах Kunstakademie Düsseldorf приобрела международную известность, и многие студенты приехали из Скандинавии, России и США, чтобы изучить, среди прочего, жанр и пейзажную живопись, связанные с "Дюссельдорфская школа". [1] [2]

Дюссельдорфская школа фотографии

Студенты Бернд и Хилла Бехер на Дюссельдорфская школа фотографии включены Лоренц Бергес, Элгер Эссер, Андреас Гурски, Кандида Хёфер, Аксель Хютте, Симона Нивег, Томас Рафф, Йорг Зассе, Томас Штрут, Петра Вундерлих. [3] У академии есть свой музей: академическая галерея (рядом с исторической ратушей). Новый директор, Рита МакБрайд, откроет академию для новых медиа, таких как 3D печать. Каждый год в феврале академия открывается для публики, и это мероприятие называется Rundgang [4] (тур).

Директора

  • 1773–1789 Ламберт Краэ
  • 1789–1806 Иоганн Петер фон Лангер
  • 1819–1824 Петр фон Корнелиус
  • 1826–1859 Фридрих Вильгельм фон Шадов
  • 1859–1867 Эдуард Юлиус Фридрих Бендеманн
  • 1895–1908 Иоганн Петер Теодор Янссен
  • 1826–1859 Вильгельм фон Шадов
  • 1908–1924 Фриц Робер
  • 1924–1933 Вальтер Кесбах [де]
  • 1933–1937 Питер Грунд [де]
  • 1937–1945 Эмиль Фаренкамп
  • 1945–1946 Эвальд Матаре
  • 1946–1949 Вернер Хойзер
  • 1949–1954 Генрих Кампс [де]
  • 1956–1965 Ганс Швипперт [де]
  • 1965–1972 Эдуард Трир [де]
  • 1972–1981 Норберт Крике
  • 1981–1988 Ирмин Камп [де]
  • 1988–2009 Маркус Люпертц
  • 2009–2013 Тони Крэгг
  • 2013–2017 Рита МакБрайд
  • с 2017 года Карл-Хайнц Петзинка [5]

Известные профессора и студенты

Читайте также: