Двоичное представление информации 5 класс план урока

Обновлено: 05.07.2024

Карточки с шифрами, алфавиты

1.Работа в группах ( на повторение 3 раздела)

1.Наша Республика – Казахстан! (+)

2.В декабре два государственных праздника (+)

3.В актюбинской области 13 районов (-, 12)

4.16 декабря – День независимости РК (+)

Задание 2. Алфавит – 1 13 22 1 3 10 20; блокнот – 2 13 16 12 15 16 20; тетрадь – 20 6 20 18 112 21 13 30; циркуль – 24 10 18 12 21 13 30.

Задание 3: Компьютер – лпнрэяуёс, Клавиатура –лмбгйбуфсб, таблица – убвмйчб, график – дсбхйл.

3. Декодирование по рисункам (индивидуальная работа) 0000001100 о т в е т 0000001100 0011111001 0110111111 0100110000 0001100000 0001111000 0011001000 0110011000 1100110000

Приложение к уроку

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?

• Закрытые и открытые вопросы. Задаю дифференцированные вопросы, простые вопросы более слабым учащимся. Открытые вопросы сильным учащимся. • Диалог и поддержка. Некоторым учащимся объясняю подробно ход выполнения задания • Группирование. В зависимости от ожидаемой задачи обучения, существует множество полезных методов создания групп

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности

• Оценивается эмоциональное состояние учащихся в начале и в конце урока • Физкультминутка. После завершения основной части урока проводится разминка

Тема урока: Двоичное представление информации Класс 6в
Ход урока:

1.Орг.момент Психологический позитивный настрой на урок
2. Декодирование слов 3. Работа в группах 4. Разминка. 5. практикум

6.2.1.1 – обучающиеся должны кодировать и декодировать текстовую информацию, используя различные методы шифрования
6.2.1.2 – обучающиеся должны пояснять, что вся информация для компьютера представляется в двоичном виде







Наурыз мейрамы с Василисой

Творческий конкурс рисунков для учащихся начальных классов

Аватар anarerbolatovna

Аватар Пилявская Татьяна Юрьевна

Аватар 1timofeeva2elena

Аватар Kunslu2410

Аватар Azamat

Аватар AjnabekovaZHB

Аватар Наталья Федоровна Логашкина

Аватар Евгений_Простомолотов

Аватар Андрей и Нина Герлиц (Яценко)

Аватар dilara-1988

1) Нужно зарегистрироваться/авторизоваться на сайте.
2) Добавить материал (публикацию) на сайт. ссылка на добавление материала.
В топе показаны авторы, у которых самое большое количество публикаций. Подробная инструкция для публикации материала

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №7

Учебная дисциплина: Информатика.

Тема : Представление информации в двоичной системе счисления.

а) образовательная: развитие речи, мышления.

б) воспитательная, развивающая: формирование у обучающихся самостоятельности, наблюдательности, трудолюбия, умения сравнивать делать вывод; прививать чувства ответственности и сознательного отношения к изучаемому материалу.

Тип урока: Комбинированный урок.

Метод проведения: Сочетания фронтальной и индивидуальной работы с обучающимися.

Оборудование урока: портативный компьютер, конспект, книги.

Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

Изложение нового материала. Методика: Лекция

Система счисления – это способ записи чисел с помощью специальных знаков – цифр .

Система счисления: даёт представления множества чисел; даёт каждому числу уникальное представление (или, по крайней мере, стандартное представление); отражает алгебраическую и, арифметическую структуру чисел. Язык чисел, как и любой другой, имеет свой алфавит.

Числа: 123, 45678, 1010011, CXL

Цифры: – символы, при помощи которых записывается число. 0, 1, 2, … I , V , X , L , …

Разряд- позиция цифры в числе

5 4 3 2 1 0 разряд

Алфавит – это набор цифр .

Основание системы счисления – это количество цифр, используемых в данной системе счисления.

Базис системы счисления – последовательность степеней основания.

10СС: 10 n ,10 n-1 . 10 5 ,10 4 , 10 3 10 2 ,10 1 ,10 0

2 CC : 2 n ,2 n-1 . 2 5 ,2 4 , 2 3 ,2 2 ,2 1 ,2 0

8СС: 8 n ,8 n-1 . 8 5 ,8 4 , 8 3 ,8 2 ,8 1 ,8 0

16СС: 16 n ,16 n-1 . 16 5 ,16 4 , 16 3 ,16 2 ,16 1 ,16 0

Типы систем счисления: позиционные , непозиционные .

Наиболее распространёнными в ХХI веке являются позиционные системы счисления.

П озиционные – значение цифры зависит от её места (позиции) в записи числа.

Позиционные : шестидесятеричная, д воичная , ш естнад цатеричная, д есятичная …

В числе 555 первая 5 стоит в позиции сотен, вторая 5 – в позиции десятков, третья5 – в позиции единицы (555=500+50+5).

В программировании широкое распространение получили позиционные системы с основанием 8 и 16.В восьмеричной системе счисления применяются 8 цифр-0,1,2,3,4,5,6,7.В шестнадцатеричной системе счисления недостающие цифры заменяют буквами латинского алфавита:А=10,В=11,С=12,D=13,Е=14,F=15.

Н епозиционные – значение цифры не зависит от её места (позиции) в записи числа .

Непозиционные : Единичная (унарная) система , р имская система , Древнеегипетская десятичная система, алфавитная система счисления.

Римская система счисления

1 5 10 50 100 500 1000

hello_html_53782766.jpg

Алгоритм перевода из 10СС в другие позиционные системы счисления:

Разделить десятичное число на основание системы счисления. Получится частное и остаток.

Выполнять деление до тех пор, пока последнее частное не станет меньшим основания новой системы счисления.

Записать последнее частное и все остатки в обратном порядке. Полученное число и будет записью в новой системе счисления.

Алгоритм перевода чисел из любой системы счисления в десятичную.

Записать данное число в общем виде:

АВС р =А·р 2 +В·р 1 +С·р 0

Найти сумму ряда. Полученное число является значением числа в 10СС.

10011 2 =1·2 4 +0·2 3 +0·2 2 +1·2 1 +1·2 0 ==19 10

144 8 =1·8 2 +4·8 1 +4·8 0 =64+32+4=100 10

1С5 16 =1·16 2 +12·16 1 +5·16 0 =256+192+5=453 10

Перевод из 2ССв 8СС.

Разбиваем данное число на триады (на группы по три цифры). По таблице смотрим соответствие двоичной и восьмеричной систем счисления.

Перевод из 2ССв 16СС.

Разбиваем данное число на тетрады (на группы по четыре цифры). По таблице смотрим соответствие двоичной и шестнадцатеричной систем счисления.

Операции с числами.

Пример. Пусть р = 5. Вычислить 344 5 + 242 5 .

1) 4 + 2 = 6 = 11 5 : 1 записываем в результат и один "десяток" добавляем к "десяткам"

одного из слагаемых.

2) 4 + 4 +1 = 9 = 14 5 : 4 записываем в результат и одну "сотню" добавляем к "сотням"

одного из слагаемых.

3).3 + 2 + 1 =6 = 11 5 : записываем в результат.

Как производятся арифметические операции в позиционных системах счисления?

Рассмотрим основные арифметические операции: сложение, вычитание, умножение и деление. Правила выполнения этих операций в десятичной системе хорошо известны — это сложение, вычитание, умножение столбиком и деление углом. Эти правила применимы и ко всем другим позиционным системам счисления. Только таблицами сложения и умножения надо пользоваться особыми для каждой системы.

Сложение

Таблицы сложения легко составить, используя Правило Счета.

Сложение в двоичной системе

Сложение в восьмеричной системе

Сложение в шестнадцатиричной системе

При сложении цифры суммируются по разрядам, и если при этом возникает избыток, то он переносится влево.

Пример 1. Сложим числа 15 и 6 в различных системах счисления.

Ответ: 15+6 = 2110 = 101012 = 258 = 1516.
Проверка. Преобразуем полученные суммы к десятичному виду:
101012 = 2 4 + 2 2 + 2 0 = 16+4+1=21,
258 = 2 . 8 1 + 5 . 8 0 = 16 + 5 = 21,
1516 = 1 . 161 + 5 . 160 = 16+5 = 21.


Пример 2. Сложим числа 15, 7 и 3.


Пример 3. Сложим числа 141,5 и 59,75.

Ответ: 141,5 + 59,75 = 201,25 10 = 11001001,01 2 = 311,2 8 = C9,4 16
Проверка. Преобразуем полученные суммы к десятичному виду:
11001001,01 2 = 2 7 + 2 6 + 2 3 + 2 0 + 2 -2 = 201,25
311,2 8 = 3 . 8 2 + 18 1 + 1 . 8 0 + 2 . 8 -1 = 201,25
C9,4 16 = 12 . 16 1 + 9 . 16 0 + 4 . 16 -1 = 201,25

В ы ч и т а н и е

Пример 4. Вычтем единицу из чисел 10 2 , 10 8 и 10 16

Пример 5. Вычтем единицу из чисел 100 2 , 100 8 и 100 16 .

Пример 6. Вычтем число 59,75 из числа 201,25.

Ответ: 201,25 10 - 59,75 10 = 141,5 10 = 10001101,1 2 = 215,4 8 = 8D,8 16 .
Проверка. Преобразуем полученные разности к десятичному виду:
10001101,1 2 = 2 7 + 2 3 + 2 2 + 2 0 + 2 -1 = 141,5;
215,4 8 = 2 . 8 2 + 1 . 8 1 + 5 . 8 0 + 4 . 8 -1 = 141,5;
8D,8 16 = 8 . 16 1 + D . 16 0 + 8 . 16 -1 = 141,5.

У м н о ж е н и е

Выполняя умножение многозначных чисел в различных позиционных системах счисления, можно использовать обычный алгоритм перемножения чисел в столбик, но при этом результаты перемножения и сложения однозначных чисел необходимо заимствовать из соответствующих рассматриваемой системе таблиц умножения и сложения.

Умножение в двоичной системе

Умножение в восьмеричной системе

Ввиду чрезвычайной простоты таблицы умножения в двоичной системе, умножение сводится лишь к сдвигам множимого и сложениям.

Пример 7. Перемножим числа 5 и 6.


Ответ: 5 . 6 = 30 10 = 11110 2 = 36 8 .
Проверка. Преобразуем полученные произведения к десятичному виду:
11110 2 = 2 4 + 2 3 + 2 2 + 2 1 = 30;
36 8 = 38 1 + 68 0 = 30.

Пример 8. Перемножим числа 115 и 51.


Ответ: 115 . 51 = 5865 10 = 1011011101001 2 = 13351 8 .
Проверка. Преобразуем полученные произведения к десятичному виду:
1011011101001 2 = 2 12 + 2 10 + 2 9 + 2 7 + 2 6 + 2 5 + 2 3 + 2 0 = 5865;
13351 8 = 1 . 8 4 + 3 . 8 3 + 3 . 8 2 + 5 . 8 1 + 1 . 8 0 = 5865.

Д е л е н и е

Деление в любой позиционной системе счисления производится по тем же правилам, как и деление углом в десятичной системе. В двоичной системе деление выполняется особенно просто, ведь очередная цифра частного может быть только нулем или единицей.

Пример 9. Разделим число 30 на число 6.

Пример 10. Разделим число 5865 на число 115.

Восьмеричная: 13351 8 :163 8


Ответ: 5865 : 115 = 51 10 = 110011 2 = 63 8 .
Проверка. Преобразуем полученные частные к десятичному виду:
110011 2 = 2 5 + 2 4 + 2 1 + 2 0 = 51; 63 8 = 6 . 8 1 + 3 . 8 0 = 51.

Пример 11. Разделим число 35 на число 14.

Восьмеричная: 43 8 : 16 8


Ответ: 35 : 14 = 2,5 10 = 10,1 2 = 2,4 8 .
Проверка. Преобразуем полученные частные к десятичному виду:
10,1 2 = 2 1 + 2 -1 = 2,5;
2,4 8 = 2 . 8 0 + 4 . 8 -1 = 2,5.

4.Закрепление нового материала.

Перевести из 10 в 2СС:15

Перевести из 10 в 8СС и 16 СС:315

Задание №2 .Найти сумму:

Задание №3 .Перевести:

Задание №4 . Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 2®10, расшифруйте приведенное слово (полученные числа расположить в порядке возрастания) .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по информатике в 5 классе по теме "Наглядные способы представления информации". Урок включает в себя презентацию по теме, конспект урока и практическую работу "Создание диаграмм".

План-конспект урока

Предмет: Информатика

Тема: Наглядные формы представления информации

1. Дать представление о наглядных формах представления информации, рассказать о преимуществах и подчеркнуть роль наглядных форм представления информации.

2. Развивать логическое мышление, память, внимание, речь, навыки самостоятельной работы.

3. Воспитывать у учащихся аккуратность при записи в тетрадях, познавательный интерес к предмету, усидчивость.

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, компьютеры.

Тип урока: комбинированный урок.

Приемы обучения: рассказ, беседа, объяснение, показ слайдов, игра.

Организационный момент (3 мин.)

Проверка ранее усвоенных знаний (5 мин.)

Что понимается под кодированием информации? (кодирование - это представление информации в виде некоторого кода; код – это система условных знаков для представления информации)

Какие основные способы кодирования информации вы знаете? (графический, числовой, символьный) (слайд 2,3)

А теперь задание: прочитать пословицу, используя ключ – циферблат. (слайд 4,5 )

А теперь вспомним, какие формы представления информации вы знаете? (текстовая, табличная) (слайд 6 )

Какая форма представления информации более удобна и почему (табличная, сразу видно основные моменты)

3. Усвоение новых знаний (15 мин.)

Сегодня на уроке мы рассмотрим третью форму представления информации. Она еще более понятна для понимания, так как более наглядна, она так и называется наглядная форма представления информации. Как вы думаете, что может быть еще более наглядно, чем таблица? (слайд 7)

Конечно это всевозможные рисунки, фотографии, схемы, чертежи, графики. (слайд 8)

Вы вспомнили, что сделать информацию наглядной помогают рисунки, схемы, таблицы, фотографии. Почему мы о них заговорили? Какую помощь они нам могут оказать, например в учебе?

(Они помогут нам научиться делать информацию наглядной и понятной. Они помогут многое изучить).

Фотографии – помогают нам моментально понять о чем идет речь, например на уроках естествознания, биологии, географии. (слайд 10 )

Рисунки тоже нам дают полное представление о внешнем виде объектов и предметов. (слайд 11 )

Различные условные знаки (дорожные, прогноз погоды, в компьютерах). (слайд 12 )

Схемы – различные маршруты, месторасположение или структуру объектов и т.д. (слайд 13)На уроках русского языка широко применяются схемы. (слайд 14 )

Применительно к нашему уроку информатики: устройство компьютера, информационные процессы. (слайд 15,16 )

А теперь разгадайте ребус и узнаете еще одну наглядную форму представления информации. (слайд 17 )

Итак, это диаграмма.

Что же такое диаграмма? В переводе с греческого – изображение, рисунок – это графическое представление данных. Столбчатые, круговые и др. (слайд 18)

Примеры диаграмм – продолжительность жизни некоторых животных. (слайд 19,20)

Естественно это более понятно и наглядно для восприятия.

Вывод: диаграммы используют для представления разных числовых данных. (слайд 2 1 )

4. Закрепление материала (15 мин.)

Теперь решим задачу.

Задача 1. (слайд 2 2 )

Задача 2. (слайд 23)

Итак, повторим основные моменты сегодняшнего урока: (слайд 24)

С какими наглядными формами представления информации вы познакомились?

Что помогает читателю очень быстро понять, о чем идет речь в литературном произведении?

Как можно показать устройство окружающих нас объектов, их связи друг с другом?

С какими схемами вам приходилось иметь дело на уроках математики и естествознания?

Встречались ли вы со схемами в жизненных ситуациях?

Можно ли наглядно представить числовые данные?

Тем, кто не справился с заданием, демонстрируется ответ, и они тоже приступают к выполнению работы. (слайд 27)

Для тех кто выполнил практическую работу, имеются дополнительные задания (слайд 29-32)

Читайте также: