Два этапа работы с результатами оценочных процедур в школе анализ и корректировка

Обновлено: 06.07.2024

Объективность проведения всех оценочных процедур в образовании, от государственной итоговой аттестации (ГИА) до всероссийских проверочных работ (ВПР), относимых к процедуре независимой оценки качества образования, и выстраивание эффективной системы использования результатов этой оценки для повышения качества школьного образования – такие задачи стоят перед каждым образовательным учреждением.

Независимые оценочные процедуры позволяют получить информацию о состоянии образования в стране, в регионе, в отдельных образовательных учреждениях. Применение статистических данных независимой оценки качества образования дает основания для принятия управленческих решений, судить о тенденциях и изменениях, происходящих в образовании, создавать основу для управления качеством образования на разных уровнях.

На сегодня в нашей стране нет общепринятой методики анализа, которая бы позволила использовать данные результатов независимой оценки качества образования в оценке деятельности школы и образовательной системы. В основном результаты используют для объективного сравнения результатов обучения в разных территориях, в разных учебных заведениях, построения мониторинга результатов одного учебного заведения или территории в динамике, наблюдения за индикаторами образовательной системы, корректировки образовательного процесса, оказания соответствующей ресурсной, методической и другой поддержки учителям и образовательным учреждениям и т.д. В связи с этим актуальной становится тема использования результатов независимой оценки качества образования в школе.

Тема использования результатов ГИА и ВПР актуальна давно, поскольку массовое участие школьников общеобразовательных учреждений в этих процедурах придает им особое значение: результаты являются одним из основных источников информации не только об уровне образования выпускников, но и динамики учебных достижений.

Результаты ГИА и ВПР и их интерпретация предоставляют возможность:

· получить информацию об уровне и качестве подготовки школьников общеобразовательных учреждений, оценить степень овладения учениками содержанием учебных предметов, отраженным в обязательном минимуме содержания и требованиях к уровню подготовки; определить направления по усовершенствованию образовательного процесса и учебно-методического обеспечения учебных предметов; оценить качество контрольно-измерительных материалов; выделить отдельные уровни в подготовке учащихся (базовый, повышенный и высокий) на основе статистических трудностей выполняемых заданий;

· получить информацию о состоянии образовательных достижений учащихся по учебным предметам;

· определить типологию характерных ошибок, допущенных учениками;

· выявить тенденции изменения состояния общеобразовательных достижений учащихся и факторы, оказывающие на него влияние;

· объяснять полученные результаты и др.

В сборе и анализе этой информации должен участвовать весь коллектив.

Учитывая вышеназванные положения, в школе необходимо разработать систему методической работы, направленную на использование результатов независимых оценочных процедур в целях повышения качества общего образования. Для более полного и эффективного анализа данного вопроса можно выделить основополагающие аспекты методической работы.

При организации методической работы с учителями важно использовать различные формы работы:

· обмен мнениямипедагогов по наиболее сложным вопросам, возникающим в ходе подготовки и проведении процедуры ГИА, которые имеют непосредственное отношение к содержанию деятельности каждого учителя, результатам ЕГЭ и профессионального самоопределения выпускников, выявлению уровня усвоенности тем по отдельным предметам (на основе статистических данных контрольно-измерительных материалов), анализа неуспешных заданий, определению рейтинга по учащимся и учителям и другое, т. е. осуществить своего рода проблематизацию и рефлексию деятельности учителя на разных этапах проведения ГИА;

· всесторонний анализ собственного опыта педагогической деятельности в контексте требований ГИА и ВПР: влияние особенностей программы на качество результата, использование деятельностных личностно-ориентированных технологий, использование критериальной системы оценки метапредметных и предметных результатов обучения, формирующая система оценивания по предмету и др.;

· организация обмена опытом по подготовке учащихся к ГИА и ВПР внутри методического объединения; в рамках образовательного учреждения в целом;

· анализ опыта проведения ГИА и ВПР в других школах и районах, внутри территориального школьного округа с приглашением на заседания учителей, ученики которых показывают высокие результаты;

· изучение опыта работы методических объединений других школ по подготовке к экзамену;

· основные направления обновления содержания педагогической деятельности в условиях введения новых форм ГИА обучающихся и ВПР;

· создание эффективной системы профилактики неуспеваемости обучающихся по предмету, в том числе мотивации школьников на результат;

· анализ используемых КИМов для оценки результатов обучения, практикум по разработке контрольно-измерительных материалов на критериальной основе;

· практикум по интерпретации результатовпроцедур оценки качества и разработка плана профессионального роста педагога;

· семинар по отбору современных форм системы оценки предметных, метапредметных и личностных достижений обучающихся по предмету, степени их готовности соответствовать разработанным критериям и требованиям ФГОС уровня общего образования.

Если возникла необходимость в организации тематического консультирования членов методического объединения, то можно рекомендовать рассмотрение следующих вопросов:

· совершенствование учебно-тематического планирования по предмету с учетом результатов ГИА;

· критерии оценивания учебных и личностных достижений обучающихся;

· технология подготовки и проведения групповых и индивидуальных консультаций для учащихся в период подготовки к ГИА;

· разработка технологической карты учебного занятия с учетом требований ГИА;

· роль самостоятельной работы обучающегося по предмету в структуре форм организации познавательной деятельности;

· психолого-педагогические механизмы развития (поддержания) внимания учащихся в процессе обучения;

· психологические основы саморегуляции эмоционального состояния ребенка в процессе подготовки и проведения ГИА;

· профилактика экзаменационного стресса в ходе подготовки и проведения ГИА;

· роль учителя-предметника в подготовке и проведении психолого-педаго-гического консилиума;

· профилактика психологической усталости обучающихся (учителя) на этапе подготовки к ГИА;

· психолого-педагогические условия обеспечения устойчивости эмоцио-нального состояния участников ГИА.

Кроме того, необходимо организовать работу по разработке контрольно-измерительных материалов различных видов для осуществления промежуточ-ного контроля за качеством знаний:

· разработка пакетов диагностических материалов, направленных на проверку системного, логического мышления, установления причинно-следствен-ных связей, умения систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах, создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач по предмету;

· разработка системы заданий для самостоятельной работы по предмету;

· разработка творческих (исследовательских) заданий, проектов по предмету;

· разработка пакета разноуровневых критериально ориентированных заданий по наиболее сложным темам курса;

· разработка моделей организационно-деятельностных игр для подготовки обучающихся к ГИА;

· разработка проблематики тематических консультаций для учащихся при подготовке к ГИА.

На заседаниях методического объединенияможно рассмотреть следующие вопросы:

1. Цели и задачи новых подходов к государственной итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений и всероссийских проверочных работ.

2. Содержание деятельности членов МО по подготовке к ГИА.

3. Анализ структуры и содержания КИМов по предмету.

4. Система оценивания результатов ГИА по предмету.

5. Современное учебное занятие в контексте новых требований государственной итоговой аттестации.

6. Структура предметного знания как основа подготовки к ГИА.

7. Деятельный подход к освоению обучающимися содержания образования по предмету.

8. Технология процедуры проведения ГИА (организационно-деятельност-

9. Проблемно-ориентированный анализ результатов работы МО по подготовке и проведению ГИА.

10. Прогностическая направленность мониторинга качества знаний по предмету.

11. Анализ итогов ГИА по предмету и задачи МО по совершенствованию качества образовательного процесса.

План методической работы (фрагмент)

Учет результатов ВПР по предметам учебного плана

Разработать приказ о мониторинге качества образования во 2-х и 5-х классах по русскому языку (приказ Минобрнауки России от 30.06.2017 г. №624) В соответствии с планом проведения ВПР

Заместители руководителя ОО; руководитель методического объединения учителей-предметников

Таким образом, анализ и использование результатов ГИА и ВПР как самостоятельного объекта исследования позволяет методическому объединению педагогов решать практические задачи, сформировать методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания общеобразовательных предметов, повысить качество образования.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

2. Губанова, Е., Медведева, Ю., Щербакова, Е. Новые ВПР и ФГОС: что заместителю директора изменить в системе оценки качества [Текст] // Справочник заместителя директора школы. – 2017. – №9. – С. 14-25.

4. Как использовать результаты внутрирегиональных процедур оценки качества образования в управлении качеством образования в образовательной организации : методические рекомендации для руководителей общеобразовательных организаций по интерпретации результатов процедур внутрирегионального анализа оценки качества общего образования / А. А. Бабак, М. Ю. Школьникова, Я. А. Белогубец и др. – Челябинск: ГБУ ДПО РЦОКИО, 2017. – 60 с.

Анализ результатов оценочных процедур различного уровня на основании полноценного функционирования внутренней системы оценки образования в образовательной организации позволяет учитывать влияние различных факторов на результаты работы школ, выявлять причины низких результатов, признаки необъективности.

Для оптимизации работы с результатами оценочных процедур на уровне района разработан алгоритм работы с результатами оценочных процедур:

Массив данных образовательных учреждений района по каждой конкретной оценочной процедуре является основой для интеграции результатов с целью определения кластерных групп образовательных учреждений:

Анализ результатов оценочных процедур послужил для еще одного типа кластеризации образовательных организаций:

Формы работы с образовательными учреждениями,

показавшими низкие результаты оценочных процедур

По результатам выполнения заданий каждой оценочной процедуры проведен анализ проблемных зон, выделены типовые и специфические ошибки.

Анализ результатов ВПР и РДР дал возможность специалистам информационно-методического центра рекомендовать конкретным образовательным учреждениям Калининского района мероприятия по минимизации причин, приводящих к низким результатам, и созданию условий для повышения качества образования.

Доработать и включить в Программу развития школы внутришкольную систему оценки качества образования с методикой оценки качества образования.

И.о.зам.директора по УВР

Назукина Е.Д., Ким Р.М.

Составить график проведения в школе контрольно- оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования.

И.о.зам.директора по УВР

Назукина Е.Д., Ким Р.М.

Разработать и организовать систему сбора, обработки, хранения и представления информации о состоянии и динамике развития обучающихся, анализ результатов оценки качества образования на уровне школы.

И.о.зам.директора по УВР

Назукина Е.Д., Ким Р.М

Оказать методическую помощь педагогам в поиске и использовании в воспитательно-образовательном процессе современных методик, форм, средств и методов преподавания, новых педагогических образовательных технологий.

И.о.зам.директора по УВР

Назукина Е.Д., Ким Р.М, руководители ШМО

Составить план внутришкольного контроля для отслеживания результативности работы учителя по ликвидации выявленных проблем.

И.о.зам.директора по УВР

Назукина Е.Д., Ким Р.М,

Скорректировать план курсовой подготовки учителей по повышению квалификации, изучить варианты дистанционного прохождения обучения.

И.о.зам.директора по УВР

Назукина Е.Д., Ким Р.М,

Заседание ШМО учителей начальных классов, учителей естественно-математического и гуманитарного направления

Рассмотреть наличие рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин по всем предметам учебного плана, их соответствие требованиям соответствующего ФГОС.

Руководители ШМО, классные руководители, учителя-предметники

Согласовать КИМы для оценки достижения учащимися предметных и метапредметных результатов освоения ООП соответствующего уровня, разрабатанных на основе материалов КИМ федерального уровня.

Рассмотреть возможность участия в мониторинге (ЦОКО, платно) обследования уровня предметных и метапредметных результатов учащихся 1-6 классов, согласовать данный вопрос с родителями учащихся.

Совещание при директоре

Сбор данных об оснащенности учебного процесса, об уровне квалификации педагогических работников и изменениях качественного и количественного состава обучающихся.

Разработать систему контрольно- оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования.

Общешкольное родительское собрание

Особенности проведение ВПР в 4 классе, региональных мониторингов обследования уровня освоения метапредметных результатов ФГОС НОО и ФГОС ООО обучающихся 5-6 классов, уровня обученности по математике в 6-7 классах.

Назначить ответственной за проведение ВПР и.о.зам. дир. по УВР Ким Р.М.

Разработать план подготовки и провести подготовительную работу с учителями, задействованными в проведении ВПР.

Провести разъяснительную работу с родителями обучающихся.

Тельнова Н.А., учитель 4 класса

Провести анализ прохождения, результатов и эффективности проведенной работы по региональному мониторингу обследования уровня предметных и метапредметных результатов учащихся 4,5 и 6 классов.

И.о.зам.директора по УВР

Назукина Е.Д., Ким Р.М, руководители ШМО

С целью упорядочивания работы по подготовке обучающихся к ВПР составить план-график, обеспечить проведение в школе мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования и контрольно- оценочных процедур.

И.о.зам.директора по УВР

Назукина Е.Д., Ким Р.М, руководители ШМО, психолог, соц.педагог, кл.руководители

Довести информацию о проведении мониторинговых, социологических и статистических исследований до родителей обучающихся.

Провести анализ результатов ВПР, мониторинговых обследований на заседаниях ШМО.

Постоянно по мере поступления

Заседание ШМО учителей начальных классов, предметов естественно-математического, гуманитарного направления, ШМО классных руководителей

Организовать дополнительные занятия для учащихся, показавших низкие результаты на ВПР и в ходе проведения региональных обследований уровня освоения метапредметных результатов ФГОС НОО и ФГОС ООО обучающихся 5-х классов, уровня и качества обученности по математике за 6 и 7 класс.

Организовать разъяснительную работу с родителями обучающихся, показавших низкие результаты в ходе проведения ВПР и мониторинговых обследований.

Использовать на уроках и в качестве домашнего задания упражнения на повторение изученного и метапредметные задания.

Руководители ШМО, учителя-предметники, классные руководители

Провести разъяснительную работу с родителями обучающихся, с учителями, задействованными в проведении ВПР и региональном мониторинге.

Провести анализ результатов ВПР и РМО на заседании педсовета в августе 2017 года.

Организовать обмен опытом подготовки учащихся 4 класса к ВПР среди учителей начальной школы.

Использовать опыт подготовки к ВПР учащихся 4 класса в постоянной педагогической практике;

Учителя начальной школы

Изучить опыт подготовки обучающихся к ВПР и РМО и представить лучший опыт на заседании методического педсовета в феврале 2018 года.

Перечень мероприятий в целях изменения результатов оценочных процедур в рамках ВСОКО (из п.1), в т.ч. планируемых

Учебный год

Мероприятия, образовательные события и т.д.

Использование в качестве контрольно-измерительных материалов при подготовке к ВПР диагностические работы сайта Статград, методические пособия к УМК.

Русский язык, математика, окружающий мир

Принять участие в мониторинге предметных и метапредметных результатов от центра оценки качества образования г.Пермь. (по согласованию с родителями).

Русский язык, математика, метапредмет

Учителя начальных классов, учителя-предметники 5, 6 классов

Анализ уровня успеваемости и качества знаний по всем предметам учебного плана школы на каждом уровне образования, уровня сформированности общеучебных умений учащихся (в классах, реализующих программы по ФГОС).

Все предметы учебного плана

Корректировка работы педагогов с учетом результатов мониторинга динамики индивидуальных учебных достижений обучающихся 4 и 5 класса и адаптации обучающихся 5-х классов.

Русский язык, математика

Применение различных видов контроля (стартового, текущего, тематического, итогового) по предмету и/или в рамках комплексных и межпредметных работ (срезовых, административных и т.п.).

Все предметы учебного плана

В начальной школе оценочные процедуры проводить в виде комплексных работ, позволяющих выявить уровень сформированности универсальных учебных действий.

Русский язык, математика, окружающий мир

Учителя начальных классов

Проведение мониторинга и диагностики учебных достижений учащихся по завершении начальной, основной и средней школы по каждому учебному предмету и по завершении учебного года (в рамках вводного, промежуточного и итогового контроля), мониторинга уровня воспитанности учащихся ОУ

Все предметы учебного плана

Учителя-предметники, классные руководители

Включение в диагностические работы заданий, требующих логических рассуждений; проводить практические и лабораторные работы (несложные исследования, эксперименты); научить учеников умению работать (анализировать, классифицировать по признакам, обобщать) по готовой модели; продолжить расширять представление о значении и содержании различных профессий.

Все предметы учебного плана

Усилить работу по формированию знаний обучающихся о крае, городе, столице республики, достопримечательностях города (села), родного края (возможно, в форме экскурсий, виртуальных экскурсий, выходов в музей и пр.).

Окружающий мир, история

Учителя начальных классов, учителя истории, географии

Необходимо совершенствовать формы взаимодействия с родителями по разъяснению и рекомендациям по вопросам проведения ВПР и мониторингов и использования их результатов для определения индивидуальных траекторий дальнейшего обучения ребенка.

Отслеживание динамики результатов

В течение 2015-2016 учебного года администрация школы совместно с руководителями школьных методических объединений, проводила внутренний аудит оценки качества образования через:

мониторинг успеваемости учащихся по основным предметам Учебного плана;

состояния преподавания учебных предметов, элективных учебных предметов, выполнение государственных образовательных стандартов, анализ результатов промежуточной и государственной итоговой аттестации;

контроль состояния преподавания на параллелях 4, 5, 6, 7, 8, 9, классов с целью организации деятельности и промежуточного контроля знаний, обучающихся на уроках;

изучение спроса на дополнительные образовательные услуги (элективные учебные предметы) на следующий учебный год;

мониторинг участия обучающихся в интеллектуальных (олимпиады, конференции) и творческих конкурсах.

Результаты внутреннего и внешнего аудита обсуждались на совещаниях при директоре, педагогических советах школы, методическом совете, заседаниях школьных методических объединений, общешкольных родительских собраниях, заседаниях Совета школы.

Формирование механизма единой системы сбора, обработки и хранения информации о состоянии качества образования в Учреждении.

Проведение поэлементного анализа результатов выполнения учащимися заданий оценки, выявление пробелов в знаниях и умениях каждого учащегося, разработка мероприятий по индивидуальной поддержке учащихся.

Проведение анализа результатов мониторинга от ЦОКО, составление плана работы с учащимися, показывающих низкие результаты.

Психолог и социальный педагог совместно с классным руководителем проводят обследование учащихся, оказывает содействие в решении проблем детям и подросткам, имеющим трудности в обучении, держит на контроле выполнение домашних заданий, посещаемость занятий, не реже одного раза в месяц осуществляет взаимодействие с родителями.

Учитель знакомит родителей обучающихся с проведённым поэлементным анализом результатов выполнения заданий оценки и выявленными пробелами в знаниях и умениях; и они совместно определяют, какую поддержку может оказать семья для восполнения выявленных пробелов и успешного обучения в школе.

Учитель планирует индивидуальную работы с учащимися, которая проводится в виде:

● индивидуальных дополнительных занятий;

● корректировки рабочей программы (в случае необходимости);

● выдачи дифференцированных домашних заданий;

● проведения проверочных мероприятий по ликвидации проблемных моментов. 8. Учителя нашей школы используют такие формы повышения профессиональных компетенций, как дистанционные курсы повышения квалификации, внедряют в свою работу информационно-коммуникационные технологии при взаимодействии с родителями и учащимися, используют электронные формы учебников, дистанционные формы обучения.

8. Результаты оценки качества образования доводятся до сведения педагогического коллектива, родителей обучающихся (законных представителей),

9. Результаты оценочных процедур служат основанием для совершенствования преподавания учебных предметов; для повышения информированности, развития моделей родительского оценивания, принятия обоснованных решений о выборе образовательной траектории ребенка.

10. Обучающиеся и их родители на основе результатов оценочных процедур получают рекомендации по формированию индивидуального учебного плана, внесению изменений в индивидуальный учебный план, а также перспективам получения дальнейшего профессионального образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Использование результатов оценочных процедур для повышения качества образования.

Использование результатов оценочных процедур для повышения качества образования

Сегодня мы будем говорить о независимой оценке качества образования.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Статья 89. Управление системой образования
1. Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер.
2. Управление системой образования включает в себя:
1) формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
2) осуществление стратегического планирования развития системы образования;
3) принятие и реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;
4) проведение мониторинга в системе образования;
5) информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
6) государственную регламентацию образовательной деятельности;
7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;
8) подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.

Статья 95. Независимая оценка качества образования
1. Независимая оценка качества образования осуществляется в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования потребностям физического лица и юридического лица, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность, оказания им содействия в выборе организации, осуществляющей образовательную деятельность, и образовательной программы, повышения конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ на российском и международном рынках.
2. Независимая оценка качества образования осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - организация, осуществляющая оценку качества).
3. Организация, осуществляющая оценку качества, устанавливает виды образования, группы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ, в отношении которых проводится независимая оценка качества образования, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества образования и порядок ее оплаты.
4. Независимая оценка качества образования осуществляется по инициативе юридических лиц или физических лиц. При осуществлении независимой оценки качества образования используется общедоступная информация об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и о реализуемых ими образовательных программах.
5. Независимая оценка качества образования осуществляется также в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования.
6. Результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Перечень нормативных правовых и инструктивно-методических материалов для формирования и развития системы независимой оценки качества образования

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. № 487-р о плане мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013-2015 годы;

Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

В 2014 году была разработана концепция и план мероприятий по созданию общероссийской системы оценки качества общего образования Создание общероссийской системы оценки качества общего образования (ОСОКОО) способствует достижению следующих целей:

— обеспечению объективности и справедливости при приеме в образовательные учреждения;

— обеспечению единого образовательного пространства;

— повышению уровня информированности потребителей образовательных услуг для принятия жизненно важных решений (например, продолжение образования или трудоустройство);

— развитию государственной аттестационной службы;

— принятию обоснованных управленческих решений по повышению качества образования.

Основные задачи, которые должны выполняться общероссийской системой оценки качества образования, таковы:

1. Оценка уровня образовательных достижений обучающихся с целью их итоговой аттестации и отбора для поступления на следующую ступень обучения.

2. Оценка качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований (федеральных и международных).

3. Формирование системы измерителей, предназначенной для различных пользователей и позволяющей эффективно реализовывать основные функции оценки качества образования.

О системе оценки качества образования, её структурой расскажет руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.

В настоящее время на федеральном уровне создана разноаспектная система оценки качества образования, состоящая из следующих процедур:

Основной государственный экзамен ОГЭ, Государственный выпускной экзамен ГВЭ (Государственная итоговая аттестация ГИА-9),

Единый государственный экзамен ЕГЭ, Государственный выпускной экзамен ГВЭ ((Государственная итоговая аттестация ГИА-11),

Национальные исследования оценки качества образования (НИКО),

Всероссийские проверочные работы (ВПР),

Исследования профессиональных компетенций учителей.

Предполагается, что результаты перечисленных процедур будут использованы всеми участниками образовательных отношений.

На федеральном уровне - для разработки конкретных мер по реализации сформированных направлений.

На региональном и муниципальном уровнях – для совершенствования преподавания учебных предметов, программ повышения квалификации учителей.

На уровне образовательных организаций - для совершенствования преподавания учебных предметов.

Родителями и детьми - для повышения информированности, развития моделей родительского оценивания, принятия обоснованных решений о выборе образовательной траектории ребенка.

Основные целевые установки исследований качества образования:

описание системы образования на разных уровнях;

установление взаимосвязи между отдельными объектами системы;

сравнение систем образования на различных уровнях;

выявление тенденций изменения состояния системы образования;

выявление факторов, оказывающих влияние на состояние системы образования.


Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования в Российской Федерации. Все более широкое признание получает тот факт, что измерение учебных достижений учащихся необходимо не только для целей мониторинга, но и для повышения качества образования. Данные о достижениях учащихся могут быть использованы для принятия решений, обеспечивающих выработку разнообразных образовательных стратегий, направленных на обеспечение равных возможностей обучения всем учащимся. К таким стратегиям могут быть отнесены: разработка и внедрение программ повышения эффективности преподавания и обучения в общеобразовательных учреждениях, выявление наименее подготовленных учащихся в целях предоставления им необходимой помощи, оказание соответствующей ресурсной, организационной и методической поддержки неэффективно работающим учителям.

Закон “Об образовании в Российской Федерации” (ст. 89, ст. 97), Государственная программа Российской федерации “Развитие образования” на 2013-2020 годы задают необходимость проведения мониторингов обучения, в том числе обеспечение функционирования внутренней оценки качества образования. Таким образом, оценочные процедуры должны быть внешними и внутренними.

Внешними процедурами ОКО являются:

1. Государственная итоговая аттестация (ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ-9, ГВЭ-11);

2. Всероссийские проверочные работы;

3. Международные исследования;

4. Национальные исследования качества образования – НИКО;

5. Исследования компетенции учителей;

6. Оценка директоров;

7. Мониторинговые исследования, проводимые региональными и муниципальными отделами качества образования (комплексные работы, контрольные работы по предметам, диагностические работы УО).

Все внешние процедуры ОКО являются четко регламентированными, их оценка независима, то есть эти процедуры - объективны. Один из ключевых вопросов при проведении оценки учебных достижений учащихся - это вопрос о том, каким образом могут быть использованы результаты различных программ оценки для повышения качества деятельности образовательной системы и улучшения результатов обучения школьников. Результаты оценочных процедур должны служить основанием для совершенствования преподавания учебных предметов; для повышения информированности, развития моделей родительского оценивания, принятия обоснованных решений о выборе образовательной траектории ребенка. Внутренними процедурами ОКО являются:

1. процедуры, проводимые в рамках внутришкольного контроля;

2. анкетирование, опросы по удовлетворенности качеством образования участников образовательного процесса;

3. участие в дистанционных мониторинговых конкурсах

4. портфолио учащихся, педагогических работников.

Основным принципом системы оценки, форм и порядка оценивания качества образования обучающихся школы является сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования. Результаты внешней и внутренней оценок должны совпадать.

Общая схема оценки деятельности представляет собой цикл следующих последовательных действий:

2. Анализ результатов. Подготовку школьного отчёта по итогам проведения оценки качества образования в соответствии с государственными образовательными стандартами проводит заместитель директора по УВР. Отчет содержит:

● краткую характеристику инструментария;

● характеристику популяции учащихся школы, принимающих участие в оценке;

● обобщённые результаты оценки достижений учащихся школы, в сравнение со средними показателями по муниципалитету и региону;

● результаты оценки индивидуальных достижений учащихся;

● анализ факторов, обуславливающих низкий результат;

● фиксацию основных проблем и обнаруженные тенденции.

В итоговом (годовом) анализе школы отслеживается результаты промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации, что позволяет выявить положительные тенденции и систему работы отдельных учителей, показывающих стабильные высокие результаты обучения.

3. Выявление учащихся, классов, демонстрирующих низкие результаты. Определение пробелов в знаниях по предмету. На основе школьного отчёта по итогам процедуры оценивания Школьные методические объединения учителей, учитель-предметник:

● проводят поэлементный анализ результатов выполнения учащимися заданий оценки

● выявляют пробелы в знаниях и умениях каждого учащегося

● формируют предложения по индивидуальной поддержке учащихся.

4. следующим шагом является Выработка и реализация мер поддержки, которые в результате должны привести к повышения качества знаний учащихся.

Администрация школы на основе поэлементного анализа результатов корректирует план методической работы и план повышения квалификации учителей; определяет возможные направления ресурсных вложений для поддержки качества обучения; учитывает полученные данные при проведении самооценки (самоанализа) и в обобщённом виде представляет данные в публичном докладе школы. Особое внимание уделяется корректировке плана внутришкольного контроля для отслеживания результативности работы учителя по ликвидации выявленных проблем. Социально-психологическая служба совместно с классным руководителем проводит обследование учащихся, оказывает содействие в решении проблем детям и подросткам, имеющим трудности в обучении, держит на контроле выполнение домашних заданий, посещаемость занятий, не реже одного раза в неделю осуществляет взаимодействие с родителями.

Учитель знакомит родителей обучающихся с проведённым поэлементным анализом результатов выполнения заданий оценки и выявленными пробелами в знаниях и умениях; и они совместно определяют, какую поддержку может оказать семья для восполнения выявленных пробелов и успешного обучения в школе.

Учитель планирует индивидуальную работы с учащимися, которая проводится в виде:

● индивидуальных дополнительных занятий;

● корректировки рабочей программы (в случае необходимости);

● выдачи дифференцированных домашних заданий, в том числе с использованием открытого банка заданий ГИА;

● проведения проверочных мероприятий по ликвидации проблемных моментов.

Учитель должен обратить внимание на проблемы в преподавании предмета и находиться в состоянии постоянного профессионального совершенствования. Учителя нашей школы используют такие формы повышения профессиональных компетенций, как дистанционные курсы повышения квалификации, внедряют в свою работу информационно-коммуникационные технологии при взаимодействии с родителями и учащимися, используют электронные формы учебников.

На сегодняшний день выявилась такая проблема. Количество внешних процедур ОКО ежегодно увеличивается, что позволяет провести качественный анализ состояния системы образования в школе. Поэтому необходимо говорить о корректировке планов оценочных процедур на муниципальном и школьном уровнях.

Система работы нашей школы, представленная кратко в докладе, позволяет нам повышать качество знаний учащихся и стремиться к высоким результатам.


-75%

Читайте также: