Душа хотела б быть звездой анализ кратко

Обновлено: 05.07.2024

В старину было принято вести поэтические альбомы, куда записывались цитаты классиков либо творения знаменитых творцов. Девицам в такие альбомы юные люди вчеркивали стихи, которые часто сочиняли в порыве воодушевления. Таковой альбом был и у Эрнестины Тютчевой, 2-ой супруги поэта. Конкретно там было записано стихотворение Душа желала б быть звездой, дата творения которого неведома. Предположительно, Федор Тютчев сделал его меж 1828 и 1836 годами, но вписал в альбом супруги еще позднее. Так или иначе, автографа этого произведения не сохранилось, и оно было опубликовано лишь после погибели поэта по записи, сделанной в альбоме его супруги.

Это стихотворение вызвало много споров посреди критиков, многие из которых обвинили Тютчева в высокомерии. Ведь теснее 1-ая фраза произведения Душа желала б быть звездой показывает на честолюбивые помыслы творца. Но позднее появилась иная трактовка этого творенья, которая позволила осознать правильный смысл этого творенья. Да, вправду, душа стихотворца устремлялась ввысь, но ему совершенно не хотелось стать бесчувственным небесным светилом, которое вызывает восхищение у влюбленных парочек и романтически настроенных стихотворцев. Более того, сам Тютчев с определенной частей презрения откликается о звездах, отмечая: Сии светила, как живые глаза, смотрят на сонный мир земной.

Развивая свою идея, поэт отмечает, что желает быть дневной звездой, которая незаметна при свете солнца, но при этом отличается особенной чистотой. Такие звезды, по воззрению поэта, горят ясней в эфире чистом и незримом, и именно таковой участи вожделеет для собственной души сам создатель. Окончательно, это стихотворение тяжело именовать оптимистичным, ведь поэт думает о жизни после смерти. Для этого есть значительный повод, ведь Тютчев не так давно похоронил свою первую супругу Элеонору. Он очень тяжело переживает эту погибель, желая и понимает, что избежать сходственной участи никому не под силу. И уж коль этот момент все одинаково настанет, стихотворцу охото не пропасть в бесконечных просторах Вселенной, а остаться в вечности, став неприметной звездочкой на небосклоне, которая греется в лучах славы более ясных небесных светил. К этому моменту Тютчев еще не знал, что ему предстоит стать одним из выдающихся российских поэтов, родоначальником романтизма и творцом дивно глубочайших, философских стихов. К своему творчеству он относился с легкой драматичностью, считая его приятным хобби и не предполагая, что конкретно благодаря нему имя Тютчева навечно остается в истории мировой литературы.

В старину было принято вести поэтические альбомы, куда записывались цитаты классиков либо произведения известных авторов. Девушкам в такие альбомы молодые люди вписывали стихи, которые нередко сочиняли в порыве вдохновения. Такой альбом был и у Эрнестины Тютчевой, второй супруги поэта.

Именно там было записано стихотворение “Душа хотела б быть звездой” , дата создания которого неизвестна. Предположительно, Федор Тютчев создал его между 1828 и 1836 годами, но вписал в альбом супруги гораздо позже. Так или иначе, автографа этого произведения

не сохранилось, и оно было опубликовано лишь после смерти поэта по записи, сделанной в альбоме его супруги.

Это стихотворение вызвало много споров среди критиков, многие из которых обвинили Тютчева в высокомерии. Ведь уже первая фраза произведения “Душа хотела б быть звездой” указывает на честолюбивые помыслы автора. Однако позже появилась иная трактовка этого произведения, которая позволила понять истинный смысл этого произведения.

Да, действительно, душа поэта стремилась ввысь, однако ему совсем не хотелось стать бесчувственным небесным светилом, которое вызывает восхищение у влюбленных

парочек и романтически настроенных поэтов. Более того, сам Тютчев с определенной долей презрения отзывается о звездах, отмечая: “Сии светила, как живые очи, глядят на сонный мир земной”.

Развивая свою мысль, поэт отмечает, что хочет быть дневной звездой, которая незаметна при свете солнца, но при этом отличается особой чистотой. Такие звезды, по мнению поэта, “горят светлей в эфире чистом и незримом”, и именно такой участи желает для своей души сам автор. Конечно, это стихотворение трудно назвать оптимистичным, ведь поэт задумывается о жизни после смерти. Для этого есть веский повод, ведь Тютчев недавно похоронил свою первую супругу Элеонору.

Он очень тяжело переживает эту смерть, хотя и понимает, что избежать подобной участи никому не под силу. И уж коль этот момент все равно настанет, поэту хочется не исчезнуть в бесконечных просторах Вселенной, а остаться в вечности, став неприметной звездочкой на небосклоне, которая греется в лучах славы более ярких небесных светил. К этому моменту Тютчев еще не знал, что ему предстоит стать одним из выдающихся русских поэтов, родоначальником романтизма и автором удивительно глубоких, философских стихов.

К своему творчеству он относился с легкой иронией, считая его приятным хобби и не предполагая, что именно благодаря нему имя Тютчева навсегда останется в истории мировой литературы.

В старину было принято вести поэтические альбомы, куда записывались цитаты классиков либо произведения известных авторов. Девушкам в такие альбомы молодые люди вписывали стихи, которые нередко сочиняли в порыве вдохновения. Такой альбом был и у Эрнестины Тютчевой, второй супруги поэта. Именно там было записано стихотворение “Душа хотела б быть звездой” , дата создания которого неизвестна. Предположительно, Федор Тютчев создал его между 1828 и 1836 годами, но вписал в альбом супруги гораздо позже. Так или иначе, автографа этого произведения

не сохранилось, и оно было опубликовано лишь после смерти поэта по записи, сделанной в альбоме его супруги.

Это стихотворение вызвало много споров среди критиков, многие из которых обвинили Тютчева в высокомерии. Ведь уже первая фраза произведения “Душа хотела б быть звездой” указывает на честолюбивые помыслы автора. Однако позже появилась иная трактовка этого произведения, которая позволила понять истинный смысл этого произведения. Да, действительно, душа поэта стремилась ввысь, однако ему совсем не хотелось стать бесчувственным небесным светилом, которое вызывает восхищение у влюбленных парочек

и романтически настроенных поэтов. Более того, сам Тютчев с определенной долей презрения отзывается о звездах, отмечая: “Сии светила, как живые очи, глядят на сонный мир земной”.

Развивая свою мысль, поэт отмечает, что хочет быть дневной звездой, которая незаметна при свете солнца, но при этом отличается особой чистотой. Такие звезды, по мнению поэта, “горят светлей в эфире чистом и незримом”, и именно такой участи желает для своей души сам автор. Конечно, это стихотворение трудно назвать оптимистичным, ведь поэт задумывается о жизни после смерти. Для этого есть веский повод, ведь Тютчев недавно похоронил свою первую супругу Элеонору. Он очень тяжело переживает эту смерть, хотя и понимает, что избежать подобной участи никому не под силу. И уж коль этот момент все равно настанет, поэту хочется не исчезнуть в бесконечных просторах Вселенной, а остаться в вечности, став неприметной звездочкой на небосклоне, которая греется в лучах славы более ярких небесных светил. К этому моменту Тютчев еще не знал, что ему предстоит стать одним из выдающихся русских поэтов, родоначальником романтизма и автором удивительно глубоких, философских стихов. К своему творчеству он относился с легкой иронией, считая его приятным хобби и не предполагая, что именно благодаря нему имя Тютчева навсегда останется в истории мировой литературы.

. Но не тогда, как с неба полуночи
Сии светила, как живые очи,
Глядят на сонный мир земной,

а затем вторую строфу:

. Но днем, когда сокрытые как дымом
Палящих солнечных лучей.

Они, как божества, горят светлей
В эфире чистом и незримом.

Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, —
Любуйся ими — и молчи.

. Во всём разлитое таинственное зло —
В цветах, в источнике прозрачном, как стекло,
И в радужных лучах, и в самом небе Рима!
Всё та ж высокая, безоблачная твердь,
Всё так же грудь твоя легко и сладко дышит,
Всё тот же тёплый ветр верхи дерев колышет,
Всё тот же запах роз. и это всё есть Смерть.

Так, например, Е. Лебедев считает, что в переходные периоды русской истории многие из живущих в это время художников не могли свое художественное творчество считать делом, [5, 351] поскольку делом были гораздо более серьёзные вещи, публицистика, например. С этим невозможно не согласиться. Мало того, и в наше время, не менее переходное, очень многие художники жертвуют чисто художественными сторонами своего творчества ради публицистики. Время, однако, расставляет всё по своим местам, и пример Тютчева в этом смысле показателен.

Мы в небе скоро устаём,
И не дано ничтожной пыли
Дышать божественным огнём.

А может это и не нужно, может быть конечный продукт важнее процесса? Но это уже другая тема.

1. К. С. Аксаков, И. С. Аксаков. Литературная критика. М. Современник. 1981
2. В. Я. Брюсов. Сочинения в двух томах. М. Художественная литература. 1987. т. 2
3. Вопросы литературы. 1981. № 10
4. Е. А. Маймин. Русская философская поэзия. М. Наука. 1976
5. Современник. Критический ежегодник. 1979. М. Современник. 1979
6. Ф. И. Тютчев. Сочинения в двух томах. М. Правда. 1980. т. 1

Читайте также: