Цифровизация в начальной школе психолого педагогические проблемы

Обновлено: 02.07.2024

Цифровизация сегодня — одна из самых обсуждаемых тем в РФ, касающаяся внедрения цифровых (информационных) технологий в различные сферы жизни1, с точки зрения практической, чтобы заменить выполнение рутинных задач человеком на искусственный интеллект машины [12]. Появились словосочетания: цифровизация производства, цифровизация экономики, цифровизация образования. Именно против цифровизации образования выступают сейчас особенно активно учителя и родительские сообщества, пережившие ковидные ограничения и онлайн-обучение. Каковы могут быть последствия цифровизации для другой стратегической задачи — успешного воспитания подрастающего поколения сегодня и завтра [11]?

Сегодня приходится говорить о глобальной трансформации отношений ребенка в предметном и социальном мирах, важнейшим фактором которой является экранная цифровизация, которая, по мнению многих специалистов, родителей и педагогов, представляет угрозы и риски дл системы образования и безопасного развития детства [6; 7; 13].

Возможна ли нарастающая цифровизация образования (обучения и воспитания) без ущерба для его качества и безопасного развития детей сегодня?

Сторонники цифровизации убеждают нас сделать обычную школу — цифровой, это значит, например:

  • внедрить игры и симуляторы — они помогут сделать обучение нагляднее и работать школьникам в команде;
  • сделать систему дистанционного обучения, когда учишься где удобно, а экзамены сдаёшь в классе;
  • создать систему, которая будет подбирать для каждого индивидуальную программу обучения [14; 15].

Все эти заманчивые слова — как говорят специалисты, обычный маркетинговый ход, побуждающий покупаться на обещания и покупать детям игрушки-планшеты, смартфоны и пр. электронную атрибутику, с якобы развивающими играми и программами. Практика начальной цифровизации образования уже на сегодня (многочасовое сидение за компьютером, онлайн-обучение, просмотр образовательных программ и общение с учителем по видеосвязи) показывает, что и вред здоровью, и низкая эффективность усвоения информации, и отсутствие целостных знаний сопровождает благие намерения сторонников цифровизации. Кроме того, учителя за последний год убедились, что некоторые ученики, в системе онлайн внешне прилежно слушающие и читающие интернет-курсы, на самом деле зависают в сетях, общаются в чатах, играют в компьютерные игры и т.п. во время учебы [9; 15].

  • потеря традиционных навыков и знаний, скажем, умения писать от руки. Об этом говорит около 36% преподавателей;
  • слишком глубокое погружение в виртуальный мир. 34% учителей признались, что ученики слишком много времени проводят в соцсетях и чатах и все меньше внимания уделяют живому общению;
  • гаджеты отвлекают детей от уроков и занятий. Это отмечают 28% опрашиваемых2.

А есть ли у нас аналогичные исследования?

Правда, не только риски и минусы видят зарубежные педагоги в цифровизации школы. Вот рейтинг плюсов цифрового обучения. Первое место (36%) занимает большая вовлеченность детей в обучение. Есть масса вариантов заинтересовать ученика предметом: интерактивная игра, обучающие роботы, виртуальная и дополненная реальность. Второе место (31%) получает возможность учиться самостоятельно. Сегодня существует огромное количество онлайн-курсов, вебинаров и лекций, которые полезны не только школьникам и студентам, но и уже работающим специалистам. Тройку призеров завершает следующий плюс — цифровые технологии, незаменимые для системы подготовки кадров. IT-квалификации нужны практически всем и каждому на его рабочем месте.

Мораль и частично нравственность можно усвоить посредством запоминания соответствующей информации (правил), в том числе передаваемых компьютером: нравственность — эмоционально-ценностное отношение к ситуациям нравственного выбора, она нуждается в поступке, духовность — мера приближения человека к образцу и отраженная в поведении. Моральным нормам можно обучить, нравственность воспитывается, для духовности необходимо самостоятельное восхождение к идеальной норме, и это возможно, когда есть идеальные образцы — люди, герои книг и фильмов, позитивные идеи. Можно хорошо знать нормы морали и быть безнравственным, плохо воспитанным человеком, даже преступником (пере-ступившим нравственный закон). Для эффективности воспитания важно найти психологически, физиологически, педагогически обоснованный баланс между использованием возможностей цифры как информационных технологий и живым диалогическим общением субъектов образовательного процесса — педагога и обучающихся.

Цифровизация в воспитании — реальный вызов не только педагогам, родителям, детям, исконным традициям семейного уклада, школьной возрастной иерархии, законов детского сообщества, но и всей системе детско-родительских, детско-детских человеческих взаимоотношений. Исходя из понимания безопасного развития детства, рассмотрим реальные риски и угрозы цифровизации в соответствии с традиционной трисоставной природой ребенка как человека: физической телесностью, душевной ментально-психологической и духовно-нравственной организацией.

Физические риски, телесность . Учитывая современное неудовлетворительное состояние здоровья детей и неоднозначный опыт применения IT в образовании у нас и за рубежом, необходимы исследования цифровизации в сфере обучения и разработка возрастных норм для их применения с привлечением психологов, психофизиологов, педиатров и организаторов здравоохранения. Научные исследования о воздействии радиочастотного излучения (Wi-Fi-сети) и электромагнитных полей на взрослых людей свидетельствуют о снижении их когнитивных способностей и памяти, а при гиперчувствительности — о повышенном риске развития раковых заболеваний, особенно опухолей головного мозга. А что можем сказать о детях раннего — дошкольного и школьного возрастов? Исследований прямых нет, но косвенные сведения и наблюдения заставляют тревожиться не на шутку.

Электронные учебники и пособия в электронных школах, как известно, не имеют сертификации, нет подтверждений их безопасности для здоровья детей. Длительная работа за компьютером, особенно в старшем дошкольном и младшем школьном возрастах приводит: к снижению слуха из-за наушников, ухудшению зрения от мониторов, от сидячего образа жизни за компьютером — нарушение обмена веществ, сколиоз, нарушение состояния мышц, осанки и т.д. [6; 13; 15].

Ментальный статус, психологические риски. Цифровые обучающие устройства являются воплощением строгой математческой, инженерной, технократической мысли, в то же время в основе образовательного процесса лежат психолого-педагогические, личностно-смысловые, во многом субъективные закономерности деятельности воспитателей (преподавателей) и воспитуемых (обучающихся), начиная с их мотивации и заканчивая интуицией и смыслом передаваемой и получаемой ими информации. Наибольшую трудность представляет переход от информации в системе обучения к знаниям и от них к самостоятельным практическим действиям и поступкам детей. Иначе говоря, от знаковой системы как формы представления информации на страницах учебника, экране монитора и т.п. — к системе практических действий, совершаемых на основе знаний и имеющих принципиально иную логику, нежели логика организации знаков. Это классическая проблема применения знаний на практике, а на психологическом языке — проблема перехода от мысли к действию.

Многие исследователи отмечают, что при всё возрастающем уровне цифровизации общества и системы образования от человека требуется не просто владение необходимыми для жизни и профессиональной деятельности знаниями, а лишь получение доступа к компьютерной системе, где находится уже готовая информация, ее поиск, а далее оценка ее контента, сравнение и критическое отношение как избирательность и принятие или неприятие ее в качестве руководства к действию. В какой степени на это способен ребенок и с какого возраста? Следовательно, необходимы фундаментальные и прикладные исследования влияния информационных технологий (IT) и шире — всей цифровизации на детей [5; 6; 7; 15].

Развитие когнитивных функций ребенка напрямую связано с развитием речи. Проблемы с речью (дислексия и дисграфия) у современных дошкольников, использующих гаджеты (айпады, айфоны, смартфоны и пр.) растут с каждым годом: сейчас свыше 40% детей младшего и среднего дошкольного возраста имеют подобные нарушения, если не считать то, что происходит задержка речевого развития почти до трех лет ребенка3. Доказано, что в слове, носителе значения, отражается только 7% смысла сказанного, в мимике и телодвижениях говорящего — 55%; в экстралингвистике текста, контекста и подтекста — 38% [16]. Цифровая техника неспособна улавливать такие тонкости. Компьютер и гаджеты в принципе не способны превращать значения в смыслы, информацию — в знание. Это означает, что переработка информации компьютером не является механизмом порождения из неё знаний человеком, и нужно искать собственно психологические закономерности и механизмы понимания этого процесса. Уже сегодня не происходит полноценного усвоения навыков письменной речи у младших школьников, при котором задействованы определенные участки мозга (такие, как центр Брока, отвечающий, по сути, за умение читать и писать). Существует реальный риск деградации речи, а вместе с ней и мышления, поскольку оно совершается в речи, которая в цифровом обучении редуцируется до нажатия на буквы клавиатуры.

Как отмечают исследователи, у детей цифрового поколения мысли фрагментарны, а суждения поверхностны, дети хуже могут формулировать собственные мысли. А грамотность их в применении знаний орфографии, пунктуации и грамматики — неудовлетворительна, она не формируется, ведь во всех гаджетах есть функция автоисправления. Вывод таков: если школьник или студент не имеет развитой практики живого общения, формирования и формулирования мысли в речи, у него, как показывают психологические исследования, полноценное мышление не формируется [13; 14; 15].

У детей происходит деформация социальных связей, когда они днями и ночами сидят в интернете и в соцсетях. Потребность в общении замещается на суррогатную форму коммуникации. Таким детям и подросткам будет тяжело выстраивать человеческие, дружеские, партнерские или семейные, а не виртуальные контакты. Умение адекватно реагировать на конфликты, жертвовать чем-то ради другого — это оказывается совсем невозможно.

По мнению психологов и психотерапевтов, дети-игроманы часто демонстрируют эмоциональную холодность к чужим страданиям и боли, неуправляемые агрессивные реации, депрессивные состояния, если нет возможности играть. По данным МВД, более 30% преступлений несовершеннолетних обусловлены воздействием противоправного деструктивного контента ТВ, компьютерных игр и Интернета по психологическому принципу воспроизведения и подражания [1; 9].

И не надо говорить, что агрессивные компьютерные игры дают психологическую разрядку ребенку, канализацию его злобы и ярости, чтобы он не бросался на родителей, близких, одноклассников, учителей в ситуации фрустрации. Происходит обратное: именно в цифровых технологиях (компьютерные и некомпьютерные игры и игрушки, ТВ-фильмы и сериалы) дети разных возрастов, поневоле идентифицируясь с героями, воспринимают и отыгрывают не только криминальный сленг, внешность и манеру одеваться ярых представителей криминальных авторитетов, реальных и виртуальных, но и их жестокие методы, алгоритмы нападений, издевательств над слабыми, убийств и самоубийств [4; 2].

Цифровую подростковую наркоманию в отличие от алкоголизма, табакокурения и героиновой аддикции вылечить, по мнению специалистов, почти невозможно, во-первых, потому что в обществе до сих пор нет понимания всей пагубности этого явления, якобы ребенок не бродяжничает, не лежит месяцами в наркологической клинике, не хулиганит, он сидит дома, занимается на компьютере — какая опасность?! А то, что ему никого не жаль, возможно, сожжена его совесть, отсутствие эмпатии, пустота внутри, — сейчас все такие? Вырастет — поумнеет? Во-вторых, у цифрового ребенка, в отличие от любого пьющего и колющегося субъекта, нет ни малейшего желания избавиться от киберболезни, нет даже зачастую осознания своей зависимости от IT [3; 8].

Пути ослабления негативного влияния глобальной цифровизации на детей и обеспечения их безопасного развития. С нашей точки зрения, таковые пути в следующем.

Первое. Необходимо государственное регулирование процессов цифровизации в образовании. Необходимо создание надежной системы защиты детей от противоправного контента для обучения и воспитания в образовательных организациях и семье. Необходимы, и срочно(!), конструктивные законодательные решения, способствующие адекватному использованию цифровых технологий во всех сферах жизни, касающихся детей:

  • в семейной сфере, необходимо настоятельно рекомендовать родителям и опекунам ограничивать использование детских гаджетов, прежде всего в раннем и дошкольном возрастах4;
  • экран цифрового ТВ, особенно рекламу и агрессивный контент телесериалов, фильмов и трагических новостей, следует, возможно, перевести на ночной эфир либо исключить для просмотра детьми;
  • цифровые игры и игрушки, а также вся игровая продукция, в силу особой вовлеченности ребенка в игру, нуждаются в особой регламентации, т.е. вновь встает вопрос о принятии закона об игровой продукции [1;17]. На особый контроль должны быть поставлены компьютерные игры: их содержание, графика, возрастной ценз;
  • необходимы конструктивные решения для сокращения числа детей, пострадавших от противоправного контента в интернет-среде;
  • online-обучение показало свою ущербность за последние полтора года, особенно для детей начальной и средней школы. Очень важен адекватный поиск оптимального использования элементов IT для учащихся без ущерба для качества знаний и психологического состояния детей.

Сегодня речь идет о принципиально новой ситуации в образовании, о необходимости проведения теоретико-методологических и прикладных исследований в рассматриваемой области по перестройке процесса обучения и воспитания, о снижении угроз и рисков негативного влияния цифровизации на детей различных возрастов, о соответствующем научно-методическом обеспечении деятельности учителя и пр. Главным направлением исследований должны явиться не столько закономерности переработки юным человеком информации и механизмы работы мозга и психики в сложившихся социокультурных условиях, а определение законов личностного развития человека в условиях цифровизации, начиная с момента его появления на свет, при этом подобающее и органичное место в этих исследования должна занять проблема воспитания.

Маленький ребенок, вопреки психологическим и физическим естественным ограничениям, парадоксальным образом может стремиться к цели, которую он поставил перед собой, — с отвагой, упорством и бесстрашием. Это хорошо видно на примере овладения малышом техникой прямохождения: делать робкие шаги, падать, подниматься и вновь шагать, используя скрытые резервы не только для достижения результата, но и, как свидетельствуют исследования и наблюдения, для выживания в самых неблагоприятных и опасных условиях [1]. На протяжении всей истории цивилизации дети, проявляли подлинные настойчивость, жизнестойкость, героизм, чтобы выжить и действовать. Примеры литературы и кинематографа, других форм проявлений силы ребенка служат позитивным контентом в воспитани детей, обладая силой притяжения. Психологическим механизмом здесь выступает механизм идентификации-отчуждения, при котором на основе подражания происходит присвоение поведенческих характеристик светлых образов сверстников, а с другой стороны, отрицание, неприятие их недругов, при этом происходит оценка собственных качеств в преодолении негатива в жизненных действиях и поступках.

Таким образом, социальная ситуация развития современного детства оказывается в пространстве нарастающих угроз психологического и антропогенного характера. Цифровизация представляет собой серьезые риски для подрастающего поколения, особенно рожденного после 2004 года, так называемого поколения Z. Как можно управлять этими рисками и кто будет это осуществлять? Создание, разработка, переосмысление позитивного контента детской жизнедеятельности, возможно, способны в какой-то степени перераспределить внимание и активность ребенка на жизненные ценности, гражданскую позицию и отвлечь от деструктивных идей.

Литература

Сноски

2 Высокопоставленные сотрудники Google, Apple основатели Blogger и Twitter ограничивают своим детям-школьникам пользование планшетами и смартфонами до 1 часа в день (при этом бумажные книги, шитье и конструкторы находятся в открытом доступе), полагая, что, став взрослыми, дети без труда освоят информационные технологии, а пока небезопасно (?!). Возникает вопрос: почему человек пропагандирует свою продукцию, но оберегает своих детей от того, что производит сам?

Абраменкова Вера Васильевна

доктор психологических наук, профессор. Главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО. Академик МАНПО.
Москва

Процесс информатизации образования стремительно движется вперёд, и у школы нет иного выхода, кроме как соответствовать требованиям информационного века.

ВложениеРазмер
psikhologo-pedagogicheskie_aspekty_ispolzovaniya_ikt.docx 26.9 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические аспекты использования ИКТ

в современной начальной школе.

Процесс информатизации образования стремительно движется вперёд, и у школы нет иного выхода, кроме как соответствовать требованиям информационного века. Применение компьютеров во всех сферах человеческой деятельности, развитие сетевых технологий, порождает новые проблемы и дает импульс к развитию новых областей исследования. Изучение психологических и педагогических аспектов взаимодействия человека и компьютера, а также поиск эффективных методов применения информационных технологий в образовании приобретают особую актуальность и значимость в настоящее время.

Сегодня в центре внимания школы стоит учащийся, его интересы. Ребенок должен активно включаться в процесс обучения и перестать быть объектом воздействия. Большие возможности для реализации этой важной задачи заложены в использовании ИКТ в начальной школе[3, 17].

Внедрение ИКТ в работу учителя начальных классов способствует улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности ребенка младшего школьного возраста, ориентирующейся в информационном пространстве.

Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся начальных классов, но и дифференцировать процесс обучения с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.

Поиском и анализом оптимальных путей и способов внедрения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в педагогическую науку и сферу образования занимаются как ученые: психологи, педагоги, методисты, специалисты в области информатики и вычислительной техники, так и практико-ориентированные работники системы образования (Б.С. Гершунский, В.Г. Житомирский, Ю.А. Кузнецов, М.П. Лапчик, Г.В. Рубина, Ю.А. Первин и др.).

Вопросу изучения психолого-педагогических основ использования ИКТ в учебном процессе посвящено не меньшее количество исследований (Р. Вильямс, К.Клейман, С.Пейперт, В.В. Давыдов, В.В. Рубцов, Т.В. Минькович, И.В. Левченко, Г.Л. Луканин, И.В. Роберт и др.).

В то же время анализ современных исследований показал, что проблеме внедрения ИКТ в процесс обучения в начальной школе не уделяется должного внимания, вследствие чего возникают проблемы психолого-педагогического характера при обучении на основе ИКТ, исследованием которых в настоящее время занимаются А.А. Андреев, В.И. Солдаткин, А.В. Соловов, С.А.Илюшин, Б.Л.Собкин и др.[1,25].

К психолого-педагогическим проблемам обучения на основе ИКТ ученые относят следующие:

- отсутствие теории обучения в современных информационно-образовательных средах, и как следствие – отсутствие понятийно-категориального аппарата;

- проблема оптимальности состава учебно-методических комплексов для эффективного обучения в современных информационно-образовательных средах;

- проблема оптимизации представления учебного материала, восприятия человеком учебного материала, представленного в электронном виде, понимания электронного учебного материала;

- проблема готовности преподавателей и обучаемых к обучению на основе ИКТ;

- воспитательные проблемы, связанные с недостаточностью очного контакта педагогов и учащихся.

Гуманизация образования ставит в центр внимания школы приоритет учащегося, его интересы. Ребенок должен активно включаться в процесс обучения, и перестать быть объектом воздействия. Большие возможности для реализации этой важной задачи заложены в использовании компьютера в начальной школе.

К психологическим аспектам использования ИКТ в начальной школе относятся:

- наглядный принцип обучения, т.к. у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление;

- активизация познавательной деятельности учащихся;

-повышение мотивации учения;

-развитие творческих способностей учащегося младшего школьного возраста

-создание благоприятного эмоционального фона;

- развитие способностей ориентироваться в информации разного вида, элементах алгоритмической деятельности, образного и логического мышления;

К педагогическим аспектам использования ИКТ относится:

- повышение качества усвоения материала;

-применение индивидуального подхода в работе с детьми младшего школьного возраста;

- овладение практическими способами работы с информацией: поиск, анализ, преобразование, передачи, хранение информации, её использование в учебной деятельности и повседневной жизни;

- овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности повседневной жизни;

- формирование начальной компьютерной грамотности и элементов информационной культуры;

- воспитание интереса к информации, бережного отношения к техническим устройствам.

- формирование исследовательских умений и умений принимать оптимальные решения.

Необходимость использования ИКТ в начальной школе должна рассматриваться через призму психологических особенностей младших школьников, развития их познавательных процессов, без которых невозможна человеческая деятельность. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, с живым любопытством воспринимают окружающую среду и все новое. В младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным и устойчивым, если учебный материал отличается наглядностью, а яркость вызывает у школьников эмоциональное отношение[3, 109]. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребёнка и его восприятие окружающего мира. Поэтому использование ИКТ в учебной и внеучебной деятельности в начальной школе выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка, и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

Наряду с этим следует отметить, что информационно-коммуникационные технологии позволяют повысить продуктивность учебно-воспитательного процесса только в том случае, если учитель хорошо себе представляет и понимает психолого-педагогические аспекты их применения.

В образовательном взаимодействии педагога и ученика одной из актуальнейших проблем является привлечение и сохранение внимания на протяжении всего урока. К.Д. Ушинский считал внимание чрезвычайно важным фактором, способствующим успешности обучения. Он рекомендует педагогу несколько средств сохранения внимания: усиление впечатления, прямое требование внимания, меры против рассеянности, занимательность преподавания. Эти средства присущи ИКТ, которые обладают широким диапазоном выразительных, художественных и технических возможностей, позволяют легко усилить впечатление от излагаемого материала[6,198].

Большую роль ИКТ играют в запоминании как логическом завершении процесса усвоения. Они способствуют закреплению полученных знаний, создавая яркие опорные моменты, помогают запечатлеть логическую нить материала, систематизировать изученный материал. Особенно должно учитываться учителем эмоциональное воздействие информации. Если необходимо сконцентрировать внимание учеников на содержании предлагаемого материала, то сила эмоционального воздействия средствами ИКТ вызывает интерес и положительный эмоциональный настрой у учащихся на весь процесс восприятия.

Сложным остается вопрос о психолого-педагогических особенностях общения младшего школьника с компьютером посредством обучающих систем. Исследования, проводимые учеными, показали, что, работая с компьютером, учащиеся начальной школы расширяют свои познания относительно изучаемого вопроса, у них появляется интерес к предмету, они более активно пользуются учебной и технической литературой. Работа с компьютером развивает умение планировать свою деятельность, принимать ответственные решения. Компьютер все больше начинает играть роль коммуникационного устройства, открывающего новые педагогические возможности использования локальных и глобальных сетей[5, 23].

В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определённой суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения этих знаний. Опыт работы показал, что у учащихся начальной школы, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. При этом очень важна роль учителя начальных классов в раскрытии возможностей

новых компьютерных технологий в процессе обучения.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии должны стать не дополнительным средством в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающими его эффективность и максимально способствующими всестороннему развитию интеллектуальной, эмоциональной и личностной сфер детей младшего школьного возраста. Использование новых информационно-коммуникационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.

КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ. ВЕБИНАР: Работа с травмой в Solwi терапии. Метод десенсибилизации и переработки травмы Ф. Шапиро

Презентация программы дополнительного профессионального образования "Методическая подготовка бизнес-тренеров"

Скоро

Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой

Цифровизация воспитания как угроза безопасному развитию детства

Автор

/module/item/name

Цифровизация сегодня — одна из самых обсуждаемых тем в РФ, касающаяся внедрения цифровых (информационных) технологий в различные сферы жизни 1 , с точки зрения практической, чтобы заменить выполнение рутинных задач человеком на искусственный интеллект машины [12]. Появились словосочетания: цифровизация производства, цифровизация экономики, цифровизация образования. Именно против цифровизации образования выступают сейчас особенно активно учителя и родительские сообщества, пережившие ковидные ограничения и онлайн-обучение. Каковы могут быть последствия цифровизации для другой стратегической задачи — успешного воспитания подрастающего поколения сегодня и завтра [11]?

Сегодня приходится говорить о глобальной трансформации отношений ребенка в предметном и социальном мирах, важнейшим фактором которой является экранная цифровизация, которая, по мнению многих специалистов, родителей и педагогов, представляет угрозы и риски для системы образования и безопасного развития детства [6; 7; 13].

Возможна ли нарастающая цифровизация образования (обучения и воспитания) без ущерба для его качества и безопасного развития детей сегодня?

Сторонники цифровизации убеждают нас сделать обычную школу — цифровой, это значит, например:

  • внедрить игры и симуляторы — они помогут сделать обучение нагляднее и работать школьникам в команде;
  • сделать систему дистанционного обучения, когда учишься где удобно, а экзамены сдаёшь в классе;
  • создать систему, которая будет подбирать для каждого индивидуальную программу обучения [14; 15].

Все эти заманчивые слова — как говорят специалисты, обычный маркетинговый ход, побуждающий покупаться на обещания и покупать детям игрушки-планшеты, смартфоны и пр. электронную атрибутику, с якобы развивающими играми и программами. Практика начальной цифровизации образования уже на сегодня (многочасовое сидение за компьютером, онлайн-обучение, просмотр образовательных программ и общение с учителем по видеосвязи) показывает, что и вред здоровью, и низкая эффективность усвоения информации, и отсутствие целостных знаний сопровождает благие намерения сторонников цифровизации. Кроме того, учителя за последний год убедились, что некоторые ученики, в системе онлайн внешне прилежно слушающие и читающие интернет-курсы, на самом деле зависают в сетях, общаются в чатах, играют в компьютерные игры и т.п. во время учебы [9; 15].

  • потеря традиционных навыков и знаний, скажем, умения писать от руки. Об этом говорит около 36% преподавателей;
  • слишком глубокое погружение в виртуальный мир. 34% учителей признались, что ученики слишком много времени проводят в соцсетях и чатах и все меньше внимания уделяют живому общению;
  • гаджеты отвлекают детей от уроков и занятий. Это отмечают 28% опрашиваемых 2 .

А есть ли у нас аналогичные исследования?

Правда, не только риски и минусы видят зарубежные педагоги в цифровизации школы. Вот рейтинг плюсов цифрового обучения. Первое место (36%) занимает большая вовлеченность детей в обучение. Есть масса вариантов заинтересовать ученика предметом: интерактивная игра, обучающие роботы, виртуальная и дополненная реальность. Второе место (31%) получает возможность учиться самостоятельно. Сегодня существует огромное количество онлайн-курсов, вебинаров и лекций, которые полезны не только школьникам и студентам, но и уже работающим специалистам. Тройку призеров завершает следующий плюс — цифровые технологии, незаменимые для системы подготовки кадров. IT-квалификации нужны практически всем и каждому на его рабочем месте.

Мораль и частично нравственность можно усвоить посредством запоминания соответствующей информации (правил), в том числе передаваемых компьютером: нравственность — эмоционально-ценностное отношение к ситуациям нравственного выбора, она нуждается в поступке, духовность — мера приближения человека к образцу и отраженная в поведении. Моральным нормам можно обучить, нравственность воспитывается, для духовности необходимо самостоятельное восхождение к идеальной норме, и это возможно, когда есть идеальные образцы — люди, герои книг и фильмов, позитивные идеи. Можно хорошо знать нормы морали и быть безнравственным, плохо воспитанным человеком, даже преступником (пере-ступившим нравственный закон). Для эффективности воспитания важно найти психологически, физиологически, педагогически обоснованный баланс между использованием возможностей цифры как информационных технологий и живым диалогическим общением субъектов образовательного процесса — педагога и обучающихся.

Проблемы киберсоциализации детей и подростков. Как сохранить человечность и плодотворно жить в цифровой среде?

Цифровизация в воспитании — реальный вызов не только педагогам, родителям, детям, исконным традициям семейного уклада, школьной возрастной иерархии, законов детского сообщества, но и всей системе детско-родительских, детско-детских человеческих взаимоотношений. Исходя из понимания безопасного развития детства, рассмотрим реальные риски и угрозы цифровизации в соответствии с традиционной трисоставной природой ребенка как человека: физической телесностью, душевной ментально-психологической и духовно-нравственной организацией.

Физические риски, телесность. Учитывая современное неудовлетворительное состояние здоровья детей и неоднозначный опыт применения IT в образовании у нас и за рубежом, необходимы исследования цифровизации в сфере обучения и разработка возрастных норм для их применения с привлечением психологов, психофизиологов, педиатров и организаторов здравоохранения. Научные исследования о воздействии радиочастотного излучения (Wi-Fi-сети) и электромагнитных полей на взрослых людей свидетельствуют о снижении их когнитивных способностей и памяти, а при гиперчувствительности — о повышенном риске развития раковых заболеваний, особенно опухолей головного мозга. А что можем сказать о детях раннего — дошкольного и школьного возрастов? Исследований прямых нет, но косвенные сведения и наблюдения заставляют тревожиться не на шутку.

Электронные учебники и пособия в электронных школах, как известно, не имеют сертификации, нет подтверждений их безопасности для здоровья детей. Длительная работа за компьютером, особенно в старшем дошкольном и младшем школьном возрастах приводит: к снижению слуха из-за наушников, ухудшению зрения от мониторов, от сидячего образа жизни за компьютером — нарушение обмена веществ, сколиоз, нарушение состояния мышц, осанки и т.д. [6; 13; 15].

Ментальный статус, психологические риски. Цифровые обучающие устройства являются воплощением строгой математческой, инженерной, технократической мысли, в то же время в основе образовательного процесса лежат психолого-педагогические, личностно-смысловые, во многом субъективные закономерности деятельности воспитателей (преподавателей) и воспитуемых (обучающихся), начиная с их мотивации и заканчивая интуицией и смыслом передаваемой и получаемой ими информации. Наибольшую трудность представляет переход от информации в системе обучения к знаниям и от них к самостоятельным практическим действиям и поступкам детей. Иначе говоря, от знаковой системы как формы представления информации на страницах учебника, экране монитора и т.п. — к системе практических действий, совершаемых на основе знаний и имеющих принципиально иную логику, нежели логика организации знаков. Это классическая проблема применения знаний на практике, а на психологическом языке — проблема перехода от мысли к действию.

Многие исследователи отмечают, что при всё возрастающем уровне цифровизации общества и системы образования от человека требуется не просто владение необходимыми для жизни и профессиональной деятельности знаниями, а лишь получение доступа к компьютерной системе, где находится уже готовая информация, ее поиск, а далее оценка ее контента, сравнение и критическое отношение как избирательность и принятие или неприятие ее в качестве руководства к действию. В какой степени на это способен ребенок и с какого возраста? Следовательно, необходимы фундаментальные и прикладные исследования влияния информационных технологий (IT) и шире — всей цифровизации на детей [5; 6; 7; 15].

Развитие когнитивных функций ребенка напрямую связано с развитием речи. Проблемы с речью (дислексия и дисграфия) у современных дошкольников, использующих гаджеты (айпады, айфоны, смартфоны и пр.) растут с каждым годом: сейчас свыше 40% детей младшего и среднего дошкольного возраста имеют подобные нарушения, если не считать то, что происходит задержка речевого развития почти до трех лет ребенка 3 . Доказано, что в слове, носителе значения, отражается только 7% смысла сказанного, в мимике и телодвижениях говорящего — 55%; в экстралингвистике текста, контекста и подтекста — 38% [16]. Цифровая техника неспособна улавливать такие тонкости. Компьютер и гаджеты в принципе не способны превращать значения в смыслы, информацию — в знание. Это означает, что переработка информации компьютером не является механизмом порождения из неё знаний человеком, и нужно искать собственно психологические закономерности и механизмы понимания этого процесса. Уже сегодня не происходит полноценного усвоения навыков письменной речи у младших школьников, при котором задействованы определенные участки мозга (такие, как центр Брока, отвечающий, по сути, за умение читать и писать). Существует реальный риск деградации речи, а вместе с ней и мышления, поскольку оно совершается в речи, которая в цифровом обучении редуцируется до нажатия на буквы клавиатуры.

Как отмечают исследователи, у детей цифрового поколения мысли фрагментарны, а суждения поверхностны, дети хуже могут формулировать собственные мысли. А грамотность их в применении знаний орфографии, пунктуации и грамматики — неудовлетворительна, она не формируется, ведь во всех гаджетах есть функция автоисправления. Вывод таков: если школьник или студент не имеет развитой практики живого общения, формирования и формулирования мысли в речи, у него, как показывают психологические исследования, полноценное мышление не формируется [13; 14; 15].

У детей происходит деформация социальных связей, когда они днями и ночами сидят в интернете и в соцсетях. Потребность в общении замещается на суррогатную форму коммуникации. Таким детям и подросткам будет тяжело выстраивать человеческие, дружеские, партнерские или семейные, а не виртуальные контакты. Умение адекватно реагировать на конфликты, жертвовать чем-то ради другого — это оказывается совсем невозможно.

По мнению психологов и психотерапевтов, дети-игроманы часто демонстрируют эмоциональную холодность к чужим страданиям и боли, неуправляемые агрессивные реации, депрессивные состояния, если нет возможности играть. По данным МВД, более 30% преступлений несовершеннолетних обусловлены воздействием противоправного деструктивного контента ТВ, компьютерных игр и Интернета по психологическому принципу воспроизведения и подражания [1; 9].

И не надо говорить, что агрессивные компьютерные игры дают психологическую разрядку ребенку, канализацию его злобы и ярости, чтобы он не бросался на родителей, близких, одноклассников, учителей в ситуации фрустрации. Происходит обратное: именно в цифровых технологиях (компьютерные и некомпьютерные игры и игрушки, ТВ-фильмы и сериалы) дети разных возрастов, поневоле идентифицируясь с героями, воспринимают и отыгрывают не только криминальный сленг, внешность и манеру одеваться ярых представителей криминальных авторитетов, реальных и виртуальных, но и их жестокие методы, алгоритмы нападений, издевательств над слабыми, убийств и самоубийств [4; 2].

Цифровую подростковую наркоманию в отличие от алкоголизма, табакокурения и героиновой аддикции вылечить, по мнению специалистов, почти невозможно, во-первых, потому что в обществе до сих пор нет понимания всей пагубности этого явления, якобы ребенок не бродяжничает, не лежит месяцами в наркологической клинике, не хулиганит, он сидит дома, занимается на компьютере — какая опасность?! А то, что ему никого не жаль, возможно, сожжена его совесть, отсутствие эмпатии, пустота внутри, — сейчас все такие? Вырастет — поумнеет? Во-вторых, у цифрового ребенка, в отличие от любого пьющего и колющегося субъекта, нет ни малейшего желания избавиться от киберболезни, нет даже зачастую осознания своей зависимости от IT [3; 8].

ВЕБИНАР: Травмирующий опыт и рискованное поведение в Сети: психологическая помощь детям, подросткам и их родителям

Пути ослабления негативного влияния глобальной цифровизации на детей и обеспечения их безопасного развития. С нашей точки зрения, таковые пути в следующем.

Первое. Необходимо государственное регулирование процессов цифровизации в образовании. Необходимо создание надежной системы защиты детей от противоправного контента для обучения и воспитания в образовательных организациях и семье. Необходимы, и срочно(!), конструктивные законодательные решения, способствующие адекватному использованию цифровых технологий во всех сферах жизни, касающихся детей:

  • в семейной сфере, необходимо настоятельно рекомендовать родителям и опекунам ограничивать использование детских гаджетов, прежде всего в раннем и дошкольном возрастах 4 ;
  • экран цифрового ТВ, особенно рекламу и агрессивный контент телесериалов, фильмов и трагических новостей, следует, возможно, перевести на ночной эфир либо исключить для просмотра детьми;
  • цифровые игры и игрушки, а также вся игровая продукция, в силу особой вовлеченности ребенка в игру, нуждаются в особой регламентации, т.е. вновь встает вопрос о принятии закона об игровой продукции [1;17]. На особый контроль должны быть поставлены компьютерные игры: их содержание, графика, возрастной ценз;
  • необходимы конструктивные решения для сокращения числа детей, пострадавших от противоправного контента в интернет-среде;
  • online-обучение показало свою ущербность за последние полтора года, особенно для детей начальной и средней школы. Очень важен адекватный поиск оптимального использования элементов IT для учащихся без ущерба для качества знаний и психологического состояния детей.

Сегодня речь идет о принципиально новой ситуации в образовании, о необходимости проведения теоретико-методологических и прикладных исследований в рассматриваемой области по перестройке процесса обучения и воспитания, о снижении угроз и рисков негативного влияния цифровизации на детей различных возрастов, о соответствующем научно-методическом обеспечении деятельности учителя и пр. Главным направлением исследований должны явиться не столько закономерности переработки юным человеком информации и механизмы работы мозга и психики в сложившихся социокультурных условиях, а определение законов личностного развития человека в условиях цифровизации, начиная с момента его появления на свет, при этом подобающее и органичное место в этих исследования должна занять проблема воспитания.

Маленький ребенок, вопреки психологическим и физическим естественным ограничениям, парадоксальным образом может стремиться к цели, которую он поставил перед собой, — с отвагой, упорством и бесстрашием. Это хорошо видно на примере овладения малышом техникой прямохождения: делать робкие шаги, падать, подниматься и вновь шагать, используя скрытые резервы не только для достижения результата, но и, как свидетельствуют исследования и наблюдения, для выживания в самых неблагоприятных и опасных условиях [1]. На протяжении всей истории цивилизации дети, проявляли подлинные настойчивость, жизнестойкость, героизм, чтобы выжить и действовать. Примеры литературы и кинематографа, других форм проявлений силы ребенка служат позитивным контентом в воспитани детей, обладая силой притяжения. Психологическим механизмом здесь выступает механизм идентификации-отчуждения, при котором на основе подражания происходит присвоение поведенческих характеристик светлых образов сверстников, а с другой стороны, отрицание, неприятие их недругов, при этом происходит оценка собственных качеств в преодолении негатива в жизненных действиях и поступках.

Таким образом, социальная ситуация развития современного детства оказывается в пространстве нарастающих угроз психологического и антропогенного характера. Цифровизация представляет собой серьезые риски для подрастающего поколения, особенно рожденного после 2004 года, так называемого поколения Z. Как можно управлять этими рисками и кто будет это осуществлять? Создание, разработка, переосмысление позитивного контента детской жизнедеятельности, возможно, способны в какой-то степени перераспределить внимание и активность ребенка на жизненные ценности, гражданскую позицию и отвлечь от деструктивных идей.

Литература

Сноски

2 Высокопоставленные сотрудники Google, Apple основатели Blogger и Twitter ограничивают своим детям-школьникам пользование планшетами и смартфонами до 1 часа в день (при этом бумажные книги, шитье и конструкторы находятся в открытом доступе), полагая, что, став взрослыми, дети без труда освоят информационные технологии, а пока небезопасно (?!). Возникает вопрос: почему человек пропагандирует свою продукцию, но оберегает своих детей от того, что производит сам?

Я использую технологию BYOD во втором классе. У нас установлен роутер, дети приносят планшеты и подключаются к Wi-Fi. Так достигаются сразу три цели: школе не нужно закупать оборудование на всех учеников, дети получают доступ к эффективным образовательным сервисам и делают свои первые шаги в интернете под руководством учителя.

Ещё один очевидный плюс BYOD — ребёнок учится следить за своим девайсом. Он его заряжает, понимает, какие могут быть неисправности и как их устранять. Ещё он приучается протирать его перед работой: руки — самая грязная часть тела человека, а сенсорный экран, находящийся в общем пользовании — такой же рассадник микробов, как поручни в общественном транспорте. Поэтому важно научиться соблюдать гигиену в этом отношении.

Рассказываем, чем полезен и чем опасен интернет

На классных часах мы с детьми беседуем о безопасности и культуре поведения в интернете. Разговаривать об этом нужно начинать именно в начальной школе. Ребенок должен понимать, что любые действия, совершаемые в сети, оставляют цифровой след, который может всплыть даже через 20-30 лет.

Мы обсуждаем, какую информацию о себе можно, а какую нельзя выкладывать в интернет: номер телефона, адрес, фотографии. Я говорю, что они могут выкладывать только имя, прошу нигде не указывать фамилию. Рассказываю о вирусах, антивирусах, фишинге (краже паролей). Это важная информация, которую бывает непросто объяснить маленьким детям, но это нужно делать.

Используем в обучении электронные сервисы

В современном мире существует масса электронных образовательных сервисов для начальной школы. Я использую Яндекс.Учебник — это сборник заданий по русскому языку и математике для 2-4 классов. С его помощью можно существенно сократить рутинную работу учителя, и это очень важно. Ещё Сухомлинский говорил, что свободное время учителя — важнейшее условие его духовного роста.

Все задания Яндекс.Учебника составлены с учетом ФГОС и примерных рабочих программ по предметам. Можно быстро подбирать упражнения, как для всего класса, так и для отдельных групп и учеников, что позволяет формировать индивидуальные образовательные траектории. Проверять задания тоже не нужно — система делает это автоматически и показывает статистику: сколько времени каждый ребенок потратил на решения задания, сколько попыток он использовал, где ошибся.

Задания сформулированы интересно и понятно, но самое главное — дети сами могут моментально увидеть свой результат. Для них очень важна обратная связь. Если раньше им приходилось ждать сутки, пока я проверю и принесу тетрадь, то в теперь они могут увидеть результат сразу — это очень мотивирует, особенно дома. Появляется соревновательный элемент. Каждый хочет выполнить задание за меньшее количество попыток, поэтому ребята очень стараются.

Экономим время учеников и мотивируем их

С электронными сервисами мне стало намного легче отрабатывать навыки на уроках русского языка и математики. Возьмём две самые сложные темы в начальной школе: таблица умножения и безударные гласные. Яндекс.Учебник позволяет быстрее выполнять упражнения на повторение, за счёт чего ученики отрабатывают навык большее количество раз за то же время, доводят его до автоматизма: потому что детям не нужно каждый раз переписывать условие в тетрадь.

Повышаем цифровую грамотность учеников и учителей

В рамках повышения общей цифровой грамотности работа с онлайн-сервисом также очень полезна. Дети видят, что любые их действия в сети приводят к какому-то результату, понимают, что я могу узнать даже, сколько секунд каждый ученик думал над тем или иным заданием.

И что самое интересное, Яндекс.Учебник прижился среди учителей за 55. Для них сервис оказался неагрессивной средой, и благодаря ему они смогли освободить время от рутинной работы и, наконец, вздохнуть свободнее. Известный педагог Константин Ушинский говорил, что учитель учится всю жизнь, и, как только он перестаёт это делать, учитель в нем умирает. В стремительно меняющемся мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.

Недавно я проводила контрольную на бумажных носителях, и те дети, родители которых выступают категорически против использования электронных сервисов, показали более низкие результаты по сравнению с другими. С ними приходится отрабатывать навыки отдельно.

Ведём блог учителя

Я веду блог для своих учеников. Таким образом, я формирую информационно-образовательную среду внутри класса. В блоге очень много разделов и, когда дети выходят в сеть, они обязательно туда заходят, что-нибудь читают, пишут, могут пройти интересный тест. Блог привязан к школьному сайту, за ним наблюдает администрация школы и Управление образования города Оренбурга, а также родители школьников. Блог позволяет хранить все ссылки, которые мы используем в учёбе, и дети знают, где найти информацию, если они что-то забыли. Вот ещё несколько практик, которые позволяет осуществлять блог.

Обратная связь

Не все дети могут подойти к учителю и сказать, что им что-то понравилось или не понравилось. В блоге они могут оставлять комментарии о прошедших мероприятиях, уроках, пройденных темах. К тому же, я постоянно публикую маленькие тесты, в которых узнаю, нравится ли им общаться с одноклассниками, в каком настроении они приходят в школу, убираются ли в своей комнате сами или это делают за них родители. Так я получаю больше возможностей для диагностики проблем в учёбе.

Совместные презентации

Во втором классе дети учатся делать Google-презентации. Я создаю презентацию, открываю совместный доступ и встраиваю её в блог. Мы читаем параграф из учебника, например, на уроке по окружающему миру, и дети учатся работать с большим объёмом информации. Ребята находят в тексте опорные слова и сразу заносят их в презентацию. Они добавляют в неё фотографии, записи своего голоса, картинки и другие элементы — во втором классе эти умения формируются очень быстро. В результате получается презентация, которую сделал весь класс. Она доступна в блоге, ей можно гордиться, и показывать её родителям.

Классный уголок

Летопись класса

Квесты

Читайте также: