Душа что это такое для детей кратко

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности.

Формировать у учащихся знания о качествах личности.

Развивать творческое мышление и воображение, корригировать эмоционально- психологическое состояние учащихся.

Воспитывать у детей доброжелательное отношение к окружающим, самому себе, любовь к сказкам.

Оборудование:листы бумаги А 4, цветные карандаши, ластик, компьютер, проектор, экран, наглядность.

Слайд № 1 (Душа- это наше творение), музыкальный фон.

Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о ДУШЕ. Как вы думаете – что такое душа. ( ответы детей) Я согласна с вами, ребята.

Для кого-то ДУША – это космос, для кого-то ДУША – огромное сердце, для кого-то ДУША – поведение человека.

Это то, что мы чувствуем, испытываем, наши эмоции, желания.

Итак, ДУША - это наш внутренний психический мир, то или иное свойство характера и поведения.

А я предлагаю вам ДУШУ человека сравнить с чистым листом бумаги. В процессе жизни этот лист заполняется качествами, которые необходимы нам для жизни.

Качества человека – набор устойчивых психических образований личности, с помощью которых он оказывает влияние на социум, ведет активную деятельность, взаимодействует с другими людьми. Чтобы описать человека как личность, нужно охарактеризовать его качества, как он являет себя другим через действия и поступки.
Ребята, а какие качества, особенности характера человека вы знаете (ответы детей)? Мы выяснили, что у человека есть хорошие и плохие качества характера.

Хорошие качества человека

Качества доброго человека всегда вызывают отклик в людях и находят одобрение в обществе. Эти качества можно перечислять до бесконечности, какие-то достаются в наследство от предков, другие при желании нужно развивать. Положительные качества человека – список:

Плохие качества человека

Негативные черты или качества присущи каждому человеку . Плохие качества проявляют себя в полной мере, если ребенок не усвоил морально-нравственных ценностей общества, часто такие дети растут в неблагополучных семьях, но бывает, что в человеке плохое заложено изначально по природе.

Отрицательные качества человека – список:

Слайд № 2 (качества личности)

Перед вами лежат чистые листы бумаги. Сегодня мы попытаемся их заполнить. Предлагаю вам нарисовать своих любимых сказочных героев, наделенных теми качествами, какими хотите обладать вы сами.

А теперь посмотрим на экран и вспомним героев разных сказок.

Слайд №3(Сказочные герои)

Гимнастика для глаз:

Проведем, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик, не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

За окно ты посмотри.

Что ты видишь там вдали?

А теперь на кончик носа.

Повтори так восемь раз -

Лучше будет видеть глаз.

Глазки нас благодарят,

Поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем,

Потом глазки закрываем.

Чтобы больше было силы,

К ним ладошки приложили.

(Дети закрывают глаза ладонями, держат их так до тех пор, пока не почувствуют глазами тепло от рук.)

Раз, два, три, четыре, пять -

Можно глазки открывать!

Ну а теперь приступим к работе – рисуем любимых героев сказок. А чтобы было проще работать, перед вами на листочках подсказки с изображением сказочных героев.

Гимнастика для пальцев рук

Вот помощники мои

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни. Руки вперёд, пальцы выпрямить и разжать. Ладони повернуть вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха.)

Хочешь эдак, хочешь так ─

Не обидятся никак.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

И работать захотели.

Тихо все на место сели.

Ребята, какие у всех разные, интересные рисунки получились! А сейчас расскажите о своих сказочных героях.

Молодцы ребята, у всех получились просто замечательные рисунки, и я вам сейчас поставлю оценки в виде наклеек, кому какая нравится?

А теперь предлагаю пройти к нашему стенду, и развешать рисунки, что бы наши гости тоже могли посмотреть, какие замечательно вы справились с заданием.

Выставка на стенде.

– Вот какая получилась у нас ДУША, благодаря нашим сказочным героям. ДУША, богатая разными хорошими человеческими качествами.

Мы должны с вами, ребята, стремиться к тому, чтобы эти качества никогда не покидали нашу душу.
Я хочу закончить наше занятие такими строчками:

Привыкайте счастливыми быть!

Просыпаться с улыбкой лучистой.
И со взглядом по-детскому чистым,

привыкайте друг друга любить.
Научитесь плохое не звать,

предвещая заранее беды.

Вы ведите другие беседы.

Научитесь Душой расцветать.
Привыкайте добро замечать.

И ценить то, что жизнью даётся.

И за счастьем бежать не придётся.

Будет счастье за вами бежать!
Научитесь подвоха не ждать

от людей незнакомых и близких.

Ведь у всех, у высоких,

и низких есть желание - счастье познать.

Привыкайте не злиться на зло,

а рискните помочь, разобраться.

Если кто-то вдруг начал кусаться,

значит, в чём-то ему не везло.
Научитесь прощенья просить, и прощать.

Помочь фонду

Детям о душе

(Взрослым для бесед с детьм)

Душа природы

1. У каждого человека есть душа. Почувствовать душу просто, достаточно за собой понаблюдать. Например, когда у нас на душе радость. Когда мы восхищаемся красотой. Когда в нас просыпается совесть. Когда нам что-то изнутри подсказывает делать так или не делать так. Бывает так хорошо, что душа поёт. Во всех этих случаях радуется, восхищается, печалится, желает или не желает – наша душа. Машина или робот этого делать не могут, потому что они – не живые. У них нет души.

2. Душа есть не только у людей, а у любого другого живого существа. Если кто-то живой, значит есть и душа. Душа есть у цветка, у дерева, у птицы, у собаки. Птицы и животные могут радоваться, могут грустить, могут переживать. Без души это невозможно. Цветы также могут переживать, но это заметить сложнее. Цветы отзываются на музыку, они лучше растут, когда к ним относятся с любовью. Цветы чувствуют тех, кто за ними ухаживает, могут даже почувствовать твоё настроение. Деревья и травы также чувствуют.

Энергия души (психическая энергия)

4. Очень давно, во времена Атлантиды, люди могли управлять погодой, дождём и ветром, могли повлиять на огонь и на урожай. Гигантские сооружения строили, делая невесомыми каменные блоки. Три великих египетских пирамиды построены, возможно, таким образом. Индийские йоги и сегодня могут подниматься над землёю или сидеть на воде, могут пройти через огонь. Здесь нет ничего сверхъестественного. Некоторым из таких приёмов может научиться каждый. Для этого нужно овладеть или подружиться со своей психической энергией.

5. Откуда берётся психическая энергия и что это такое? Психическая энергия рождается из души, это результат деятельности души. Вокруг нас всё живое и всё имеет душу. Тела людей, растений, животных состоят из живых клеток, а клетки состоят из живых молекул и атомов. Воздух также состоит из живых молекул и атомов. Даже космическое пространство не пустое, а наполнено невидимыми формами жизни, из которых состоит всё. Электричество, свет звёзд, огонь костра – всё вокруг живое. Стол и стул – неживые, но живые атомы, из которых они состоят.

6. Всё живое имеет душу, всё живое чувствует, и поэтому всё живое излучает психическую энергию. Эту энергию можно назвать энергией души. Мы находимся в океане неисчерпаемой психической энергии.

7. Можно научиться направлять психическую энергию на полезные дела. В первую очередь можно научиться управлять собственной психической энергией. Например, если поранился, то можно остановить волей текущую кровь. Если болит голова или живот, то, управляя психической энергией, можно уменьшить или совсем снять у себя эту боль. Для этого нужно попытаться ощутить или представить равновесие и гармонию во всём теле, представить равномерное течение энергии. Человек может быть здоровым и совсем обходиться без лекарств. Но для этого не только мы должны быть здоровы, но и окружающая природа также должна быть здорова. Наша энергия будет сильной и здоровой только там, где чисто. Нужно чисто и красиво жить, чисто и красиво чувствовать, чисто и красиво думать, соблюдать чистое, здоровое питание. Мы все ответственны за здоровье своё и окружающей природы.

8. С помощью нашей психической энергии можно научиться передавать и принимать мысли и чувства. Можно научиться с помощью психической энергии управлять силами природы, управлять животными и растениями. С помощью психической энергии можно влиять на всё живое, потому что у всего живого есть душа. В древности управлять энергией, силами природы умели многие люди, но потом большинство эти знания забыло. А без тренировки и практики люди, их организм это делать разучились. Человек может быть царём своего тела и царём природы. Для этого природу и всё живое всем людям нужно полюбить. Окружающая природа и психическая энергия противятся насилию, но идут навстречу доброму сотрудничеству.

Волшебство, магия и законы природы

9. В сказках и мифах рассказывают о волшебстве и магии. Волшебник и маг взмахивает волшебной палочкой или произносит заклятие, чертит какой-нибудь знак или использует какой-нибудь магический предмет. Говорится, что с помощью всего этого можно совершать чудеса, чуть ли не перевернуть целый мир. Что здесь правда и что вымысел?

10. В мире действуют законы, и один из главных законов гласит, что причина порождает следствие. Это закон причины-следствия. Если человек зажёг спичку и поднёс к соломе, то солома загорится. Горящая спичка и протянутая рука стали причинами того, что солома загорелась. В стог с сеном может ударить молния, и солома также загорится. Осколок бутылки, попавший на сухую траву, может как увеличительное стекло сфокусировать лучи солнца, и в лесу случится пожар. Без причины ничего не бывает. В Индии этот закон причины и следствия называется законом Кармы. Древние люди думали, что молнию на землю посылает бог для чьего-то наказания. Но учёные нашли естественную причину – образование в атмосфере и в облаках электрических зарядов. От этих электрических зарядов происходит молния.

11. Можно ли зажечь солому с помощью волшебства? Невозможно, но можно это сделать с помощью психической энергии. Психическая энергия, элементалы огня и воздуха – это такая же причина, как и спичка. Только из спички огонь вызывается путём обычного трения, а в случае зажигания мыслью на расстоянии огонь вызывается из окружающего пространства волей человека, его психической энергией. В результате некоторые люди могут зажигать свечи, так сказать, взмахом своей руки, что стали называть магией. Некоторые могут заставить появиться на лице скульптуры или картины влагу, и суеверные люди говорят, что картина плачет. В действительности здесь привлекался элементал воды, изображение и краски не живые, чтобы им плакать. В природе есть много разнообразных сил, которыми некоторые люди умеют управлять. Чтобы научиться ими управлять, нужно осознать существование таких сил, затем научиться чувствовать такие силы, научиться пользоваться психической энергией. В начале всего лежит знание и способность почувствовать.

12. Что такое волшебство? Это когда в какой-нибудь сказке что-то происходит без причины. Либо от какой-нибудь маленькой причины происходят несоразмерно грандиозные дела. Например, волшебная палочка. Взмахнул ею и получился населённый город или стремительный конь. Конечно, это вымысел, сказка. Без материала, то есть из пустоты никакого города, а тем более его жителей, возникнуть не может. Город не может также возникнуть без конкретного описания, ведь кто-то должен решить, сколько в городе будет зданий, какая у них будет архитектура, водопровод и прочие коммуникации. То же самое в отношении стремительного коня. Или рассказывается, что с помощью какого-нибудь легендарного копья можно завоевать весь мир. Причиной является якобы это копьё. Но никакое копьё не способно изменить жизнь миллионов и миллиардов людей, это фантазия. Свою жизнь, то есть свою карму, могут изменить только сами люди. Таким образом, волшебство, чародейство, чудотворство богов, то есть нарушение законов природы – это выдумка, это невозможно.

13. Когда-то давно, во времена Атлантиды, люди умели пользоваться силами стихий. Но произошли большие злоупотребления, жестокие войны, и люди утратили это знание и способности управлять психической энергией, Атлантида погибла. Среди некоторых затерянных народов, в Африке или Индии, небольшая часть таких знаний и умений сохранилась. О таких народах, хотя и с большими преувеличениями, рассказывают как о чародеях и магах.

14. Магия очень опасное занятие. В древности она повсеместно была запрещена. Из-за незнания всех вызываемых последствий маги часто наносили вред. Ведь если заставить силы природы собрать где-то дождь, это значит вмешаться в саморегулирование природы. Значит, в другом, нужном месте может не оказаться дождя. Коллективное вызывание людьми дождя может закончиться, например, смерчем и ураганом. Небольшое зажигание огня с помощью психической энергии может окончиться неуправляемым пожаром. Магия в древние времена иногда использовалась для нанесения вреда другим людям. Поэтому магию, как опасное, неконтролируемое оружие, запретили.

15. Некоторые известные учёные, жившие в средние века, одновременно владели и некоторыми секретами древних магических наук, занимались астрологией, алхимией и как она сегодня называется – нетрадиционной медициной. В современную эпоху знаний и прогресса люди начинают открывать древние, забытые знания и умения. Современный, просвещённый человек не должен ничего бояться. Но нужно научиться использовать знания только во благо, нужно научиться не допускать зло.

Перевоплощение души

16. Наше тело и душа – это не одно и то же. Когда мы рождаемся, то наши родители дают нам тело, которое из маленькой клетки постепенно вырастает в тело ребёнка, затем подростка, затем взрослого человека. Если мы родимся на другой планете, то там от своих родителей мы получим другое тело, приспособленное к жизни на другой планете. Одновременно при рождении в наше тело входит наша душа, то есть мы сами. До этого нашего рождения мы уже воплощались на нашей планете много сотен раз.

Шалом! Как ребенку доступно объяснить, что такое дух и душа? И, вообще, каково понимание души и духа человека у евреев? Спасибо. Н.

Отвечает Ита Минкина

По поводу Вашего второго вопроса — каково понимание души и духа человека у евреев?

В материальном плане у человека нет преимущества над животными, наоборот, многие животные гораздо сильней и быстрей человека. Единственная причина уважать человека — его разум, его духовность. Чем больше человек связан с духовным, тем больше он способен уважать других.

Шри Чинмой: Я с большой радостью отвечу на этот вопрос, потому что только ребенок может спонтанно задать вопрос о душе. Душа — это сознательная частица Бога. Она пришла прямо от Бога, пребывает непосредственно в Боге и вернется к Богу. Душа — это свет, который зовется сознанием. Ребенок не поймет, что такое сознание, поэтому ему можно сказать, что душа — это то, что передает наши мысли, идеи, послания Богу. Душа — это посланник, который приходит к Богу и передает Ему наше послание; она понимает наш язык и, в то же время, понимает язык Бога.

Когда ребенок говорит правду, когда он поступает хорошо, когда он чем-то вас радует, можете ему говорить, что все это попросила сделать его душа. Можно еще сказать ребенку, что душа — это настоящий владелец, хозяин тела. Как он играет с игрушкой, так же и душа играет с ним. Ребенок знает, что может творить со своей игрушкой все что угодно, а с ним самим от этого ничего не сделается. Захочет с ней поиграть — поиграет, захочет поломать — поломает, а надоест с ней играть — выбросит. То же самое касается души: если душа захочет пребывать в теле и играть с ним, она будет играть. Если душа устала от игры и хочет вернуться к своему Отцу, Богу, она вернется.

Вопрос на самом деле важ­ный, потому как и сами мы, вос­пи­тан­ные на прин­ци­пах еще совет­ской куль­туры в ее абстракт­ном пре­крас­но­ду­шии, далеко не все­гда отли­чаем одно из осно­во­по­ла­га­ю­щих поня­тий хри­сти­ан­ства от другого.

Под душой в широ­ком смысле чего только не пони­мают. Душев­ное и духов­ное путают в своих обра­ще­ниях к ауди­то­рии лек­торы и депу­таты, гра­до­на­чаль­ники и дея­тели куль­туры. Вплоть до того, что город­ские меро­при­я­тия на пло­ща­дях назы­вают собы­ти­ями духов­ного мас­штаба, а репер­туар поп­со­вых испол­ни­те­лей – насле­дием духов­ной культуры.

Почему же тут часто зву­чит недо­пу­сти­мая и гру­бая ошибка? Давайте раз­бе­ремся. Слово про­то­и­е­рею Андрею Тка­чеву, свя­щен­нику, мис­си­о­неру, бло­геру, пра­во­слав­ному писа­телю и обще­ствен­ному деятелю.

aee00eb6a6b8b25ed79fe8134413357b - Как объяснить ребенку разницу между душой и духом?

Душа – это то, без чего тело мертво

Лошадь будет сто­ять под седо­ком – хоть под царем, хоть под коню­хом. Она захо­чет хра­петь – храп­нет, захо­чет мах­нуть хво­стом – мах­нет. И она не соби­ра­ется сдер­жи­ваться. Зачем ей это? Она вполне есте­ственна. В ней нет греха и нет доб­ро­де­тели. Как есть, так и есть. Она – лошадь.

Чело­век имеет раз­ные позывы и инстинк­тивно сле­дует им, если живёт только по душе. Напри­мер, испу­гаться – это чисто душев­ная вещь. Допу­стим, идешь по улице, и вдруг рядом на стройке взо­рвался газо­вый бал­лон, и ты при­сел, – это твое душев­ное дей­ствие, не кон­тро­ли­ру­е­мое духом.

А вот когда люди идут в атаку, не сги­ба­ясь и не кла­ня­ясь пулям (она сви­стит, а ты не кла­ня­ешься – такой был кодекс чести у офи­це­ров до изоб­ре­те­ния пуле­ме­тов) – то это уже духов­ное проявление.

Таким обра­зом, дух – это то, что вла­деет чело­ве­ком помимо душев­ных реак­ций, помимо инстинк­тов, помимо всех нара­бо­тан­ных или врож­ден­ных реак­ций на происходящее.

Дух – это то, что застав­ляет чело­века печа­литься об иной жизни.

Душа печа­лится только тогда, когда чего-то не хва­тает для тела, когда есть бытий­ная нехватка здеш­них вещей – тепла, еды, дружбы, обще­ния. А дух печа­лится тогда, когда у чело­века для нор­маль­ной жизни все есть, а вот для духа пищи не хватает.

Цитата канала прот. Андрея Тка­чёва в Интернете
Под­го­то­вила Вален­тина Патронова
Илл. — кар­тины Елены Черкасовой

Читайте также: