Древнее население беларуси план урока

Обновлено: 30.06.2024

Уроки истории Беларуси в 6 классе, пособие для учителей, Корзюк А.А., 2013.

Дидактические сценарии уроков, предложенные в пособии, не являются готовыми планами-конспектами уроков, они имеют рекомендательный характер. В пособие включена информация, которую учитель может использовать при объяснении нового материала, при выполнении учащимися самостоятельных заданий познавательного характера, дано описание наиболее целесообразных этапов обучения, наборов форм, методов, способов организации и дифференции учебной деятельности учащихся.
Пособие адресуется учителям истории.

УРОК 1

СОДЕРЖАНИЕ.

План урока:

  1. Пути возникновения городов.
  2. Первые летописные упоминания белорусских городов.
  3. Происхождениеназваний.
  4. Вид городов.
  5. Ремесло и торговля.
  6. Роль городов в общественной жизни.

Ход урока

Приветствие учащихся. Мотивация учащихся работать на уроке, а также осуществление эмоционального и психического комфорта. Создать позитивный настрой.

  1. Проверка домашнего задания. (2-3 минуты)

А) название веревки, которой отмеряли участок земли;

Б) название укрепленного поселения у восточных славян;

В) название сельской (соседской) общины у восточных славян.

  1. Подчеркните правильные слова в предложениях.

В сельской общине существовало (коллективное, индивидуальное) землепользование. Земля принадлежала (семье, общине).

Главным путем удовлетворения запросов князя и его окружения являлся (сбор дани, военный поход).

Дань стали привозить в особые пункты –(таргосты, погосты).

В 9 – 10 вв. основной денежной единицей в белорусских землях был (польский злотый, арабский дирхем).

Свободные Богатые Зависимые

общинники землевладельцы крестьяне

К следующему уроку я проверю, как Вы выполнили задания. Оценки узнаете на следующем уроке.

Учитель: Послушайтестихотворение и ответьте о чем оно.
Сперва был деревней я. Я вырос – в длину, в ширину, в высоту.
И ежели бросить из космоса взгляд –
Всё суше я, всё каменистей.

Учащиеся: О городе.

Учащиеся: записывают тему урока в тетрадь.

Учитель:Обратите внимание на план урока.(записан на рабочем листе)

  1. Пути возникновения городов.
  2. Первые летописные упоминания белорусских городов.
  3. Происхождениеназваний.
  4. Видгородов.
  5. Ремесло и торговля.
  6. Роль городов в общественной жизни.

Учитель: Что сегодня мы должны узнать о средневековом городе в Беларуси?

Учащиеся: высказывают свои предположения.

Также сегодня на уроке мы с вами должны решить УЧЕБНУЮ ПРОБЛЕМУ: чем отличались города на территории Беларуси от средневековых городов в Западной Европе? Для разрешения учебной проблемы я предлагаю Вам в течение урока выполнять сравнительную таблицу. Ознакомьтесь с признаками для сравнения, которые предложены в таблице.

п/п

Признаки сравнения

Западная Европа

Белорусские земли

1.

Основной материал, который использовался для строительства

2.

Происхождение названий

От рек, на берегах которых возникли, от замков, монастырей

От рек, имен князей, природных ископаемых, строений.

3.

Наличие оборонительных построек

Ров, каменная стена, сторожевые башни.

Ров или вал, деревянные стены

4.

Специальность городских ремесленников и их объединения

Гончары, ткачи, портные, кузнецы, оружейники, которые объединялись в цеха

Гончары, ткачи, кузнецы, ювелиры, кожевенники, сапожники, бондари. Цехов не было.

5.

Организация внутренней и внешней торговли

Учитель: – Ребята, что такое город?

Учитель: Вспомните, от каких слов происходит название"город"?

Учитель: Объясните, почему именно от этих слов?

Учащиеся: Так какнаши предки строили свои поселения и обносили их оградой.

Учитель: А в каких местах могли возникать города?

Учащиеся: Поскольку основным населением были ремесленники и торговцы, то город мог возникнуть там, где можно было заниматься торговлей или ремеслом: на берегах рек, в удобных для пристани устьях, возле переправ через реку, на перекрестках дорог.

Учитель:Существовали ли города в древности? Назовите древние города, из курса истории древнего мира, которые Вы изучали в 5 классе.

Учащиеся: называют города, о которых говорилось в курсе истории древнего мира, древнерусские города. Да, существовали. Киев, Новгород, Афины, Фивы (Греция), Иерусалим (Западный берег реки Иордан – Израиль), Библ (Ливан), Дамаск (Сирия) и многие другие.

Учитель: Закройте глаза. Давайте немного пофантазируем и представим, что Вы на машине времени отправились в путешествие в 9 – 13 века. Цель Вашего путешествия – знакомство с древними белорусскими городами: Полоцком, Витебском, Минском, Туровом, Брестом, Волковыском. Что Вы увидите в своем путешествии.

Учащиеся:Дома одноэтажные деревянные, улицы мостились бревнами.

Признаки сравнения

Западная Европа

Белорусские земли

Основной материал, который использовался для строительства

Камень, кирпич

Дерево, бревно

(Учитель показывает города на карте)

9 – 10 вв.: Полоцк – 862, Туров – 980, Изяславль (Заславль) – 985, Витебск – 974;

11 в.: Волковыск – 1005, Берестье (Брест) – 1019, Менск (Минск) – 1067, Лукомль – 1078, Логойск – 1078, Друцк – 1078, Орша – 1067, Копысь – 1059, Браслав – 1065, Пинск –1097, Новогородок (Новогрудок) – 1044, Слоним – 1036;

12 в.: Борисов – 1102, Слуцк – 1116, Клецк – 1127, Пропошеск(Славгород) – 1136, Кричев – 1136, Гомель – 1142, Рогачев – 1142, Чечерск – 1159, Брагин – 1147, Городня (Гродно) – 1127, Мозырь – 1155, Мстиславль – 1136;

13 в.: Речица – 1213, Кобрин – 1287, Копыль – 1274, Могилев – 1267;

Учитель: Таким образом, можно сделать вывод, что в средневековых письменных источниках было названо более 30 городов на территории Беларуси. Строились они в разное время, поэтому возраст у них разный. На самом деле многие города возникли раньше, чем сведения о них попали в летопись.

Название каждого города – это часть его истории. Вот почему происхождение названий городов знать просто необходимо. Существует много версий,как возникали названия белорусских городов. Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаю поиграть.

ГРУППА №1: получает названия городов происходящих от названий рек:

М С И Н К, П О К О Л Ц, В Е Т Б С И К, Н И П К С. Ответ:Минск - Менка, Полоцк - Полота, Витебск - Витьба, Пинск - Пина.

ГРУППА №2: получает названия городов происходящих от имен князей: О В Р У Т, С Л А В Л Я З И Ь, В О С И Р О Б, Б Р С А А Л В. Ответ: Туров, Изяславль, Борисов, Браслав.

Таким образом, можно отметить, что название города – это частица его истории. Вот почему интересно знать, откуда оно происходит.

Теперь, пожалуйста, выполните 2-ой признак сравнения в таблице.

2.

Происхождение названий

От рек, на берегах которых возникли, от замков, монастырей

От рек,

имен князей,

природных ископаемых, строений.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

http://images.myshared.ru/624322/slide_6.jpg
http://ppt4web.ru/images/4134/62074/310/img5.jpg

Учащиеся: выполняют задание. Учитель показывает картинки.

Детинец – это укрепленный валами, рвами, стенами центр древнего города. Место сбора старейшин – дедов.

Собор – главная церковь города. Построенная из камня или кирпича.

Посад – это поселение горожан (ремесленников торговцев)

Торг –рынок. Размещался на берегу реки неподалеку от детинца.

3.

Наличие оборонительных построек

Ров, каменная стена, сторожевые башни.

Ров или вал, деревянные стены

5.

Организация внутренней и внешней торговли

Наличие торга

Учитель:Давайте подумаем, какие категории населения жили в белорусских городах?

Учащиеся: Князья, дружинники, бояре, их слуги или челядь. В основном населяли города ремесленники и купцы. Монахи и священники – они жили в городе или рядом с городом в монастырях.

Учитель: В 9 – середине 13 вв. ремесленники в белорусских городах делились на 2 категории: Зависимые и свободные. Как вы думаете, каких ремесленников называли зависимые, а каких свободные?

Учащиеся: Зависимые– княжеские или боярские жили в детинцах и обслуживали своих хозяев. Свободные – продавали свои изделия на рынке. ВЫВОД: Таким образом, можем сделать вывод, что в 9-13 вв. город имел свои характерные черты: детинец, посад, а также собор, торг. Жителями города были различные категории населения.

Учитель: Крупные города постепенно превращались в центры ремесленного производства.

– Что такое ремесленное производство?

Учащиеся: Ремесленное производство – это изготовление разных предметов ручным способом.

Учащиеся: Выполняют кроссворд.

Значение знаний по отечественной истории. История Беларуси — часть всемирной истории. Периоды в истории Беларуси. Исторические источники.

Раздел I. БЕЛОРУССКИЕ ЗЕМЛИ В ДРЕВНЕЙШИЕ ВРЕМЕНА И РАННЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (6 ч)

Древнейшие люди на белорусской земле.

Начало использования металлов на белорусских землях.

Население белорусских земель в бронзовом и железном веках . —
План-конспект урока

Раздел II. ПЕРВЫЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ В IX — СЕРЕДИНЕ XIII в.

Полоцкое княжество (земля) в конце X–XI вв.

Полоцкая земля в XII — первой половине XIII в.

Белорусские земли в условиях раздробленности.

Внешняя опасность в первой половине XIII в.

Хозяйство белорусских земель.

Культура белорусских земель.

Раздел III. Белорусские земли в период возникновения и укрепления ВКЛ (середина XIII — КОНЕЦ XIV в.)

Образование Великого Княжества Литовского.

Укрепление великокняжеской власти.

Государственный строй ВКЛ.

Культура и религиозная жизнь.

Раздел IV. БЕЛОРУССКИЕ ЗЕМЛИ В СОСТАВЕ ВКЛ
В КОНЦЕ XIV—XV в.

Гражданская война 1432—1439 гг. — План-конспект урока

Войско и военное дело.

Развитие феодального общества.

Дополнительно:

Полезно:

На сайте размещены отсканированные материалы (статьи) из печатных изданий "Беларускі гістарычны часопіс" и "Гісторыя і грамадазнаўства" (архив)



История Беларуси, 6 класс (Штыхов, Темушев, Ракуть, 2009)

УРОК ОБОБЩЕНИЯ

Задание 1. Покажите на картосхеме:

а) границы современной Беларуси;

б) реки: 3ападную Двину, Неман, Днепр, Припять;

в) границу последнего ледника;

г) основные направления заселения территории Беларуси в каменном веке;

д) место первых стоянок человека каменного века (Юровичи, Бердыж);

е) местонахождение шахт по добыче кремня.

100—35 тыс. лет назад — конец 3-го тысячелетия до н. э.

Первый период — Раннее средневековье

Задание 3. Соотнесите даты с явлениями, которые им соответствуют:

A) 24 тыс. лет до н. э.; а) переход к животноводству и земледелию;

Б) 21 тыс. лет дон. э.; б) проникновение индоевропейцев на терри торию Беларуси;

B) 3 тыс. лет до н. э.; в) добыча кремня шахтным способом;

Г) 2,5 тыс. лет до н. э.; г) стоянка каменного века возле деревни Бердыж;

Д) 2 тыс. лет до н. э.; д) стоянка каменного века возле деревни Юровичи.

• древнее время • родовая община

• средние века • старейшина

• присваивающее хозяйство • материнский род

• производящее хозяйство • отцовский род

• мотыжное земледелие • большая патриархальная семья

• подсечно-огневое земледелие • городище

• пашенное земледелие • расслоение общества

• оседлый образ жизни • скульптура

Задание 5. Разместите изученные понятия в соответствующие графы таблицы согласно предложенному образцу.

Задание 6. Продолжите построение логических цепочек по предложенному образцу:

Задание 7. Расставьте следующие даты в хронологической последовательности: 3 тыс. лет до н. э., 2,5 тыс. лет до н. э., 24 тыс. лет до н. э., 2 тыс. лет до н. э., 21 тыс. лет до н. э., VII в. до н. э., X в. н. э.

Задание 8. Разместите природные и исторические явления по времени их возникновения:

• последнее оледенение на территории Беларуси;

• возникновение производящего хозяйства;

• проникновение людей на территорию Беларуси;

• появление имущественного неравенства;

• проникновение индоевропейцев на территорию Беларуси;

• появление бронзовых орудий труда.

• присваивающее и производящее хозяйство;

• стоянку и городище;

• подсечно-огневое и пашенное земледелие.

Задание 11. Определите главные причины:

а) сравнительно позднего заселения территории Беларуси древними людьми;

б)возникновения сначала присваивающего, а затем производящего хозяйства, а не наоборот;

в) перехода к оседлому образу жизни;

г) возникновения имущественного неравенства;

д) строительства городищ;

е) замены каменных орудий труда железными.

Задание 13. Докажите, что:

• орудия труда древних людей постоянно совершенствовались;

• история Беларуси является составной частью всемирной истории;

• изобретениями древних людей пользуются люди нашего времени.

РАЗДЕЛ I. Белорусские земли в древние времена

РАЗДЕЛ II. Жизнь населения белорусских земель в Раннем средневековье (V—IX вв.)

РАЗДЕЛ III. Средневековые княжества на территории Беларуси в IX — середине XIII в.

История Беларуси с древнейших времен до середины XIII в. : учеб. пособие для 6-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / Г. В. Штыхов. С. Н. Темушев, В. В. Ракуть ; под ред. Г. В. Штыхова, Ю. Н. Бохана; пер. с белорус, яз. Л, Г Киселевой. — Минск: Изд. центр БГУ 2009, 143 с.: ил.

Читайте также: