Драки в школе что делать социальному педагогу

Обновлено: 06.07.2024

Подростковая жестокость – это тема, которая становится все актуальнее в России. С каждым годом фиксируется все больше случаев проявления жестокости среди подростков. Часто действия юношей и девушек просто непонятны, настолько они выходят за рамки разумного.

Определение буллинга:

3. Признаки буллинга

Признаки буллинга:

  1. это агрессивное и негативное поведение;
  2. оно осуществляется регулярно;
  3. оно происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью;
  4. это поведение является умышленным.

4. Виды буллинга

Физическая агрессия: Включает в себя толкание, пихание, пинки и удары – может также приобретать форму жестокого физического насилия. В крайних случаях может применяться оружие, например ножи. Такое поведение чаще встречается среди мальчиков, чем среди девочек.

Словесный буллинг: В этом случае оружием служит голос. Может существовать в форме обидного имени (клички), с которым постоянно обращаются к одному человеку, тем самым раня, оскорбляя и унижая его. Этот вид буллинга зачастую направлен на те жертвы, которые имеют заметные отличия в физической внешности, акценте или особенностях голоса и высокую или низкую академическую успеваемость. Обзывания могут также принимать форму намеков по поводу предполагаемой половой ориентации ученика. (Использование анонимных телефонных звонков – очень распространённая форма словесного буллинга, при котором жертвами могут стать не только ученики, но даже учителя).

Запугивание: Основывается на использовании очень агрессивного языка тела и интонации голоса, чтобы заставить жертву делать то, что он/она не желает делать. Мимика или "взгляд" хулигана может выражать агрессию и/или неприязнь. Угрозы также используются для того, чтобы подорвать уверенность жертвы.

Изоляция: Инициатором использования этого метода, как правило, является хулиган. Жертва намеренно изолируется, изгоняется либо игнорируется частью класса или всем классом. Это может сопровождаться распространением записок, нашёптыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо унизительными надписями на доске или в общественных местах.

Вымогательство: В этом случае от жертвы требуют деньги и угрожают, если он/она не отдаёт их немедленно. Могут вымогаться также завтраки, талоны или деньги на обед. Жертву также могут принуждать воровать имущество для хулигана. Такая тактика используется исключительно для возложения вины на жертву.

Повреждение имущества: Хулиган может сосредоточить внимание на имуществе жертвы. В результате могут быть повреждены, украдены или спрятаны одежда, учебники или другие личные вещи.

5. Психология участников буллинга

Психология участников буллинга: зачинщики, преследователи, жертвы и наблюдатели.

Каждая драма предполагает четкое распределение ролей. В ситуации травли всегда есть зачинщики, жертвы и, конечно, преследователи — основная масса детей, которая под руководством зачинщиков осуществляет травлю. Иногда в классе присутствуют и нейтральные наблюдатели, которые не отличаются от преследователей, так как своим молчанием они поощряют травлю, никак ей не препятствуя.

Бывает, что среди одноклассников находятся и защитники жертвы. Иногда появление защитника способно в корне изменить ситуацию (особенно если защитников несколько или с их мнением в классе считаются) — большинство преследователей оставляют изгоя в покое, конфликт сходит на нет в самом начале.

Но довольно часто защитник изгоя и сам становится изгоем. Например, если, подчиняясь воле учителя, ребенок вынужден сидеть за одной партой с изгоем, то он может постепенно стать объектом насмешек, если только не начнет активно принимать участие в травле соседа по парте.

Зачинщики. Обычно один-два человека в классе становятся инициаторами травли. Им по каким-то причинам не понравился кто-то из одноклассников и они начинают его дразнить, задирать, осмеивать, демонстративно избегать, не принимать в игры.

Процесс отвержения начинается очень рано: уже во второй или третьей четверти в первом классе становится ясно, кто стал изгоем, а кто является инициатором его травли. Мальчики бывают инициаторами травли как мальчиков, так и девочек, а девочки чаще всего нападают на девочек (в случае травли мальчика либо просто разделяют общую точку зрения, либо даже начинают защищать изгоя).

Чаще всего в основе преследования лежит стремление самоутвердиться, выделиться. Очень редко травля — это результат личной мести.

Знаменитый норвежский психолог Дэн Олвеус, отметил их следующие типичные черты, несмотря на то, что подобные черты характера могут встретиться и у детей, не являющихся инициаторами школьного буллинга. Что же это за дети?

Итак, инициаторами травли могут стать:

Преследователи. Как уже говорилось, зачинщиками травли становятся несколько человек, все остальные являются их последователями. Они с удовольствием смеются над неудачами изгоя, прячут его вещи в туалете, подхватывают обидные прозвища, не упускают случая его толкнуть, оскорбить или демонстративно игнорируют и не желают принимать его в свои игры. Почему же добрые и отзывчивые по отношению к своим близким дети становятся тиранами для не сделавшего ничего плохого лично им сверстника?

Во-вторых, некоторые делают это в надежде заслужить лидера класса.

В-третьих, кое-кто принимает участие в травле от скуки, ради развлечения (они с тем же восторгом будут пинать мяч или играть в салки).

В-четвертых, часть детей активно травят изгоя из страха оказаться в таком же положении или просто не решаются пойти против большинства.

Можно выделить следующие психологические характеристики детей, становящихся преследователями:

Ещё один аспект подростковой жестокости, который имеет связь с естественными законами возрастной психологии – это жестокость, проявляющаяся в группе. Даже взрослый в толпе начинает вести себя несвойственным для него образом, подчас вопреки своим собственным нравственным принципам. В определенных условиях человек, не склонный к насилию, может неожиданно продемонстрировать жестокость. По закону толпы происходит общее снижение интеллекта, снимается личная ответственность за содеянное. При этом мы знаем, что подростку чрезвычайно важно принадлежать группе сверстников, а страх оказаться вне группы, самому стать объектом насмешек сверстников может ситуативно толкать подростка на соучастие в действиях группы. При последующем разбирательстве один на один в кабинете психолога участники таких инцидентов зачастую выглядят достаточно растерянно, некоторые действительно не могут понять, как смогли оказаться участниками коллективных жестоких выходок.

Жертвы. Жертвами буллинга, как правило, но не всегда, становятся дети чувствительные и не способные постоять за себя. Не те дети, которым не свойственно агрессивное поведение, как часто думают, а дети, которые лишены настойчивости, не умеют демонстрировать уверенность и отстаивать ее. Самая вероятная жертва – ученик, который старается сделать вид, что его не задевает оскорбление или жестокая шутка, но лицо выдает его (оно краснеет или становится очень напряженным, на глазах могут появиться слезы). Дети, которые не могут спрятать своей незащищенности, могут спровоцировать повторение инцидента со стороны агрессора-властолюбца.

Исследования Дэна Олвеуса позволяют выделить два типа жертв: Первая: не могущие скрыть слабости (дети, физически слабые, неуверенные, эмоционально реагирующие дети, тревожные, а также такие, которые предпочитают общество учителей обществу сверстников). Вторая: дети, невольно провоцирующие негативное к себе отношение. Ко второй категории относятся неадекватно (слишком бурно) реагирующие на провокации (так, что их поведение вызывает насмешки у зрителей), неприятные в общении дети из-за дурных привычек (например, неряшливые), а также дети, вызывающие активную неприязнь взрослых. Бывает и так, что учитель сам выделяет в коллективе неугодного ученика и, унижая его публично, задает нормы допустимого поведения для школьников.

Рассмотрим типы отвергаемых детей, которые чаще всего подвергаются нападкам.

Такой ребёнок легковозбудимый, вспыльчивый и очень неуверенный в себе. Может часто драться с одноклассниками, потому что очень навязчиво и эмоционально стремится включиться в их игры. Отчаявшись привлечь к себе внимание, выбирает тактику классного шута. На уроках он выкрикивает разные шутки, ребята смеются. Постепенно любое его слово вызывает смех в классе. Со временем такой ребёнок становится чем-то вроде козла отпущения: его обвиняют во всех неудачах класса, сваливают на него все проделки.

Есть еще два типа детей, которых никто специально не обижает, не дразнит, над ними не издеваются, но их отвергают, они одиноки в своем классе.

Озлобленные

Некоторые дети, не сумев установить контакт с одноклассниками, начинают вести себя так, будто мстят окружающим за свои неудачи.

Непопулярные

6. Мифы о буллинге

Десять мифов о буллинге

Миф 1. Насилие в школе в таких масштабах появилось только в последние годы. Еще в 1910 г. Фрейд и Адлер провели в Вене первый конгресс на тему суицида среди учащихся средней школы. Фред писал, что в школе были и будут проблемы насилия именно потому, что школа собирает незрелых личностей – детей и подростков. Школа и учитель не несут ответственность за то, чтобы актов насилия не было (это было бы нереалистично), но они несут ответственность за то, чтобы учить детей твердо и с достоинством противостоять насилию.

Миф 2. Буллинг, как и другие формы нарушений дисциплины, возможны только у слабого педагоги. Исследования подтверждают: в любой школе и у любого педагоги, особенно у хорошего (потому что дети его меньше боятся) могут обнаружиться факты травли, провокаций, физического или эмоционального давления как среди сверстников, так и в отношениях ученика с учителем.

Миф 3. Насилия не так уж много (в нашей школе его вообще нет!), оно касается не более 10% учеников. По данным исследований примерно 16% девочек и 17,5% мальчиков во всех развитых странах мира (за исключением Японии) 2-3 раза в месяц становятся жертвами буллинга независимо от того, в какой школе они учатся: дорогой элитной или бюджетной в социально неблагополучном районе. 7% девочек и 12% мальчиков сами являются инициаторами травли.

Миф 4. Буллинг характерен для подростковой среды, в начальной школе его нет. Вот статистика частоты встречаемости феномена буллинга по классам (по данным Д.Олвеуса).


Миф 5. Вызывать беспокойство у взрослых должны только случаи физического насилия. Дети гораздо реже страдают из-за физических воздействий агрессивного характера, чаще – из-за других видов агрессии. В разных странах по статистике на первом месте по частоте встречаемости словесная травля – (оскорбления, злые шутки и т.д.). На втором месте бойкот, на третьем – физическая расправа. На четвертом – распространение слухов и сплетен, на пятом – воровство. Причиной суицидов чаще является не физическое насилие, а изоляция, бойкот.

Организационная культура школы, не обращающая внимания на вопросы насилия - это не жизнеспособная культура. Секрет в том, что все до единого взрослые люди, но прежде всего, профессионалы – педагоги, должны уметь и быть готовым конфронтировать с властолюбцем.

7. Действия участников образовательного процесса, в случае буллинга

Почему нужно заниматься буллингом?

  • Описаны негативные последствия как непосредственные, так и отсроченные, для буллеров и жертв.
  • Меняет климат группы (ОУ).
  • Негативно влияет на тех учеников, которые являются наблюдателями.
  • Жертвы буллинга могут совершить суицид.

Факторы, способствующие буллингу в образовательном учреждении -

- Позиция безразличия в отношении насилия со стороны сверстников, они не знают, что делать и не верят, что можно помочь.

- Равнодушие как установка педагогов.

Что делать? (3 уровня работы)

1. Изменить правила ОУ в отношении случаев буллинга и неуклонно выполнять принятые правила.

Принцип: Ни один случай буллинга не остается безнаказанным.

2. Научить педагогов, прежде всего, классных руководителей, программам работы со случаями буллинга в классе.

Принцип: Раннее вмешательство предпочтительно.

3. Включить в план работы психолога систематическую работу с жертвами буллинга и их родителями.

Принцип: Ученик не должен остаться один на один с насилием.

Что не считается эффективным? (Чего не делать)

  1. Переложить всю ответственность на психолога.
  2. Переадресовать проблему родителям.
  3. Провести мероприятие, акцию – вообще что-либо единовременное и краткосрочное.
  4. Отправлять участников (жертву и буллера) к директору, требовать от буллера извинений.
  5. Рекомендовать жертве не обращать внимания.

Что делать психологу?

  1. Рассказать о буллинге администрации и педагогическому коллективу.
  2. Выслушать мнение каждого педагога и занять согласованную позицию в отношении противостояния буллингу.
  3. Помочь педагогам оформить позицию в конкретные правила и санкции.
  4. Помочь администрации в создании специального органа: антибуллингового комитета или совета справедливости.

Как правильно работать с родителями?

Как правильно работать с педагогами?

  1. Рассказать о буллинге, научить распознавать маркеры буллинга.
  2. Побудить каждого занять личную позицию.
  3. Рассказать о действиях учителей, которые невольно могут спровоцировать буллинг.
  4. Рассказать, что им делать.
  5. Практиковать, вести регулярную супервизионную группу по данной проблеме.

Действия педагогов

Не игнорировать, не преуменьшать значение

Если в ОУ пришли к общему пониманию и соглашению о том, что буллинг является проявлением насилия, то тогда даже у тех, кто не является прямыми участниками, повышается восприимчивость к ситуациям буллинга и появляется способность адекватно реагировать.

Занять позицию

Разговор с группой

Проинформировать педагогический коллектив

Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль. В особо трудных случаях необходимо обратиться за помощью извне, например, в комиссию по делам несовершеннолетних, центр психологического консультирования, в Совет отцов и т.д.

Пригласить родителей для беседы

Важно как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ним, какие есть (или могут быть) тревожные сигналы, свидетельствующие о буллинге, и какими могут и должны быть стратегии реагирования.

Распознавать буллинг по первым же признакам

Действия на уровне образовательного учреждения

I. Повышение уровня коммуникативной культуры в ОУ: учить всех, как обходиться с буллингом (улучшать взаимодействие между детьми и взрослыми в ОУ)

Повышение квалификации администрации ОУ по вопросу предотвращения буллинга. В ОУ должны быть разработаны правила поведения для всех учащихся, столкнувшихся с буллингом: что делать, куда идти, кому и в какой форме заявить. Заявление о факте провокации, оскорбления, физического насилия, вымогательства, угроз и т.д. должно быть сделано обязательно. В ОУ также создается Антибуллинговый комитет/Этический комитет, Совет Отцов, Совет справедливости и т.п.

Повышение квалификации администрации по созданию позитивной атмосферы ОУ.

II. Совершенствование компетенций противодействия властолюбивому поведению у педагогического и технического персонала ОУ

Педагоги должны уметь распознавать потенциальных жертв буллинга и быть бдительными.

Учащиеся, которые подвергаются агрессии, должны иметь право рассчитывать на поддержку со стороны учителей, когда речь идет о буллинге.

Педагоги должны научиться распознавать властолюбцев и отличать степень выраженности агрессивного поведения (злостный ли агрессор этот ученик).

Педагоги должны научиться конструктивно конфронтировать с агрессией.

III. Формирование у учащихся конструктивного поведения на случай буллинга в их адрес

Среди учеников любого возраста могут возникать конфликты. И хорошо, если детям удается найти выход из ситуации мирным путем. Но иногда даже незначительные разногласия могут обернуться дракой. Многие учителя не знают, что делать если дети подрались на перемене, и кто несет ответственность за синяки и ушибы, полученные учениками. О последствиях драки в школе мы и поговорим ниже.

Ответственность за драку: в школе и вне школы

За любые события, произошедшие в стенах школы, отвечает директор и учителя. Если драка происходит в классе, то определенная степень вины лежит на учителе, ведь именно он не смог проконтролировать ситуацию и допустил подобный исход. Если же дети подрались на перемене в коридоре, то отвечать за это должен дежурный. Это может быть учитель или администратор.

Администрация школы несет ответственность за драки, возникающие вне учебного заведения, в двух случаях:

  1. Инцидент произошел на выезде. В этом случае спрос будет с учителя. В особенности, если школьник должен был ехать на экскурсию, но в этот момент находился в другом месте.
  2. Ребенок стоит на внутришкольном учете. Отвечать за драку будет социальный педагог или психолог. Именно эти сотрудники должны отслеживать контакты школьников, предотвращая возможные конфликты.

В соответствии с действующим законодательством РФ, если ребенок не достиг возраста 14 лет, то ответственность за него несут родители. Это касается и наказаний по КоАП РФ. Начиная с 14 лет, несовершеннолетние отвечают за свои действия самостоятельно. То есть, ребенок может получить судимость по УК РФ. Если же ему будет назначен административный штраф, то выплачивать его будут родители. Исключение – если у несовершеннолетнего имеется собственный доход.

Последствия драк для самого ученика

Если школьник не достиг 14-летия, то отвечать за его поступки будут родители. Речь идет только о материальной ответственности – уплате штрафа. Привлечь ребенка до 14 лет к уголовной ответственности нельзя даже в том случае, если он нанес другому школьнику тяжкие телесные повреждения. К ним относят обезображивание лица, потерю зрения или слуха (полную или частичную), а также те травмы, представляющие опасность для жизни.

Начиная с 14 лет, ребенок может нести как административную, так и уголовную ответственность за свои действия. Если у несовершеннолетнего есть сбережения или источник дохода, то с него могут взыскать штраф. Также возможно заведение уголовного дела за совершение следующих преступлений:

  • причинение вреда здоровью средней тяжести;
  • убийство;
  • нанесение тяжких телесных повреждений.

Степень нанесенного ущерба определяет экспертная комиссия. Если пострадавшему были нанесены побои средней тяжести, то он должен провести в больнице, по меньшей мере, три недели. Если же избиение повлекло непоправимые изменения, то констатируются тяжкие телесные повреждения.

Когда ребенку исполняется 16 лет, он будет нести ответственность за более широкий спектр преступлений. С этого момента дебошира могут наказать за легкие телесные повреждения, побои, хулиганство и т. д. Отягчающим обстоятельством будет драка в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, умышленное избиение другого ученика.

Школьная драка: кто несет ответственность, как предотвратить

Если ребенок подрался впервые, то ему грозит взыскание от школьной администрации. В случае рецидива дело выносят на обсуждение родительского комитета. При неоднократных нарушениях дисциплины несовершеннолетнего могут отчислить, и ему придется искать новое учебное заведение.

Последствия драк учеников для учителя

Если учитель присутствовал при зарождающемся конфликте учеников, то скорее всего, он мог его предотвратить. В этом случае педагогу грозит взыскание со стороны школьной администрации. Директор школы получит штраф. Имея доказательства своей невиновности, учитель и директор могут избежать ответственности. Доказательную базу придется собирать в том случае, если учащиеся или их родители заявят о драке в полицию.

В случае драки несовершеннолетних вне школы, привлечь к ответственности учителя или директора будет сложно. Если ученик состоял на учете КДН или внутришкольном учете, то в результате драки произойдет диалог между КДН и администрацией. Результаты этого диалога зависят от поведения ученика и ряда других обстоятельств.

Что делать, если драка произошла в классе

Драка школьников прямо в классном помещении – это редкость. Однако подобные конфликты все же случаются. Учащиеся могут подраться прямо на уроке или же дождаться перемены. Причем в некоторых случаях дерущихся не смущает даже присутствие учителя.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

Сообщать о произошедшем следует директору школы или же одному из его заместителей. Должностное лицо принимает решение о дальнейших действиях. Иногда требуется обратиться в полицию или скорую. При отсутствии следов побоев и нормальном самочувствии дерущихся, в полицию сообщать не следует. Если драка происходит не впервые, то правоохранителей стоит вызывать вне зависимости от характера и тяжести повреждений. Следует понимать, что снимать побои сотрудник школьного медпункта не вправе.

Вне зависимости от тяжести последствий, о произошедшем следует сообщить родителям, вызвав их в школу. И учителю важно не допустить конфликта между родственниками учеников. Также о происшествии нужно уведомить психолога. Он должен сделать все возможное для примирения участников конфликта.

Чтобы своевременно предотвращать подобные конфликты, учитель должен быть вовлеченным в жизнь учащихся. Уделяя им достаточное количество времени, он сможет вовремя распознавать зарождающиеся конфликты. Так ему удастся выявить начинающуюся травлю или приближающуюся ссору.

Школьная драка: кто несет ответственность, как предотвратить

В ходе тренингов дети учатся управлять своим гневом и выходить из конфликта без драки. Опытный психолог научит ребенка безопасно проживать эмоции, игнорируя обидчика.

Что делать, если дети подрались на территории школы

Если учащиеся подрались на перемене, это должен заметить дежурный администратор или учитель. Первое, что нужно сделать – это разнять учащихся, не допустив, чтобы к драке подключилось больше детей. Если учитель узнал о драке от учеников, он должен отложить все свои дела и немедленно прийти на место происшествия, чтобы разнять дерущихся. Действовать нужно аккуратно, чтобы не причинить вреда ученикам и самому не попасть под удар.

Если драка случилась на школьном крыльце или же в фойе учебного заведения, то разнимать дерущихся должен охранник. Он не вправе задерживать посторонних, но может вызвать полицию, если ситуация выйдет из-под контроля.

В первую очередь о происшедшем нужно поставить в известность школьную администрацию, а также родителей. При необходимости на место происшествия вызывают скорую и оповещают комиссию по делам несовершеннолетних. Если участники конфликта не пострадали, то достаточно обратиться к школьному психологу. При тяжелых же последствиях вызывать полицию обязательно.

Чтобы предотвратить серьезные конфликты между учащимися, в школе нужно создавать благоприятную атмосферу. Учитель должен контролировать обстановку в классе, своевременно предотвращая зарождающиеся конфликты.

Что делать, если драка произошла вне школы

Лучше, если учитель узнает о произошедшем от учеников, а не от полицейских. И это вовсе не свидетельствует о том, что педагогу нужно создавать собственную сеть осведомителей. При доверительном общении учащиеся сами расскажут преподавателю о своих проблемах. При этом важно оговаривать с детьми детали любого конфликта, напоминая им, что совершение преступных действий влечет за собой наказание по УК РФ.

Предотвратить конфликты вне школы позволит развитие культуры общения. Привыкнув к доброжелательной атмосфере в школе, дети не будут идти на конфликты во внешнем мире. При этом их следует учить навыкам безопасности, тщательно выбирая знакомых для прогулки. Детям нужно объяснить, что соглашаться на рискованные предложения не стоит, а компаний, где употребляют алкоголь, лучше и вовсе избегать.


Что делать учителю, если один ученик в классе регулярно срывает уроки, обижает одноклассников, отказывается вступать в диалог? А что делать родителям, если их ребёнка обидели в школе? Рассказывает наш блогер, куратор школы безопасности Анастасия Беренова.

К сожалению, юридических мер воздействия на семью не так много (может и к счастью?). Заставить ребенка уйти из школы или принудительно обратиться к психиатру невозможно. Разве что ситуация настолько страшна, что есть основания для административной или уголовной ответственности. Последняя наступает, если ребенок в 14 лет и старше вымогал деньги, грабил, его действия имели характер сексуального преследования или распространение порнографии, особенно с шантажом. Угроза жизни и здоровью также квалифицируется по статье УК 119 (ответственность наступает с 16 лет), но доказать угрозу — сложно.

Прочитайте УК РФ и КоАП РФ, чтобы проверить с какого возраста наступает ответственность за произошедшее. Если ребенок младше, а агрессия малозначительна или не доказуема, сделать ничего нельзя. Если действия опасны для окружающих, а ребёнок мал — есть шанс при настойчивости добиться постановки на учет или беседы с родителями органами опеки.

Но если родители маргинальны или высокопоставлены, от этой не будет никакой пользы, более того, может их разозлить ещё больше

Например, ребенок 7 лет кидался ножиками в выходящих из школы подростков. Участковый поговорил с родителями, но на этом история и закончилась. А ребенок продолжал проявлять агрессию. Оценить опасность ситуации для окружающих можно по следующим признакам: наличие оружия (нож, баллончик, шокер и т. д), агрессивный ребёнок сильнее жертвы или группа агрессоров. Это высокий уровень для жизни и здоровья. По малолетству и при этих обстоятельствах можно уйти от ответственности, но можно воздействовать на родителей — штрафы, ограничение родительских прав и т. д. В остальных ситуациях при низком уровне опасности повторяющихся ситуаций — срыв уроков, драки, мат, брань — воздействовать на агрессора в правовом поле практически невозможно.

Значит ли это, что нужно опускать руки? Конечно нет, и здесь мы приведём некоторые схемы возможных действий

Есть ситуации, которые стоят особняком — ребенок агрессирует из-за того, что не может управлять собой или транслирует внутреннюю боль. Если родитель готов работать над проблемой, идет на диалог и помогает ребенку — отлично. Здесь важно поддержать его в этом, а не травить. Возможно, в некоторых случаях ребенку может понадобиться тьютер.

Узнайте и помогите родителю агрессора — составьте хартию поведения в коллективе, обозначьте границы, поделитесь рекомендациями специалистов или помогающих служб, обучите своих детей специфике общения, если это нужно. Ребенок-агрессор может нуждаться как в помощи медикаментозной, так и в новых навыках — управление гневом и эмоциями, легитимным способам подружиться. Все эти вопросы решаемы.


10 лёгких способов вырастить агрессивного ребёнка

Чего делать нельзя

1. Оставлять учителя один на один с проблемой

Ребенок, который не получает должный отпор за проявление агрессии или должной помощи в управлении поведением будет чувствовать себя дальше более развязано.

3. Ни в коем случае не решать вопрос силой!

4. Не настраивать коллектив против ребенка-агрессора

5. Не показывать слабость


Что делать нужно

1. Объединяйтесь!

Если обидчик выбрал одного ученика в классе, не факт, что завтра он не найдет другого — под раздачу может попасть уже ваш ребёнок. Не пытайтесь придумать отговорки, что ваш ребенок сильнее, смелее и его-то не тронут. Критерии выбора жертвы вам неизвестны. Но самое главное — наблюдение насилия не менее травматично для психики.

2. Соберите доказательную базу

Вполне возможно, что возмутительное поведение, которым недовольны родители, имеет состав преступления. И тогда обращение к руководству будет совсем иным. Так, например, мама первоклассника была уверена, что старшеклассник, который угрозами вымогал у него телефон, просто дурно воспитан. Но когда она поняла, что это квалифицируется как грабеж, а ответственность за него уже есть — пошла к руководству с совсем другим настроем. Ведь её сыну в этой школе еще учиться! Как и другим детям.

Запросите записи с камер. Возможно, как в приведенном случае, всё происходящее было записано. Храните скрины переписок в социальных сетях, не удаляйте контакты. И самое главное — научите своего ребенка не отвечать ответной агрессией — тогда виноваты станут оба в равной степени.

3. Обратитесь за помощью

Вы собрали доказательства, нашли поддержку у родителей и руководства школы, теперь — обращайтесь к юристу, он поможет вам добиться цели быстрее и грамотнее. Кстати, чего вы хотите? Возмещения ущерба, исключения ребенка из школы, постановки его на учет, перевоспитания? Не все цели выполнимы в вашем конкретном случае. Юрист поможет заменить эмоциональную повестку на структуру действий.

4. Разберитесь с причиной агрессии

5. Поговорите с родителем обидчика


К сожалению, факт наличия психиатрических проблем у нас страшно стигматизирован и многие родители готовы отрицать диагноз, лишь бы не попасть на учет к психиатру. У этого опасения есть и реальные основания, и вымышленные.

6. Переходите к активным действиям

7. Научите детей объединяться



Давайте договоримся сразу, что будем говорить не о том, кого травят, а о том, кто является тем самым булли, или агрессором. Как помочь жертве, написано уже достаточно. А вот как быть, если у тебя в классе тот самый инициатор, сплотивший вокруг себя группу соратников?

Кто же эти агрессоры? Первое, что приходит на ум, это дети с патологией нервной системы, заболеваниями психики. И это будет правильно. Во- вторых, это дети, систематически наблюдающие агрессию в своей жизни. Т.е. когда пьяный отец систематически бьет мать, мать кричит на парализованную бабушку, когда побои — легализированный способ наказания. Но инициаторами буллинга могут быть и совершенно обычные дети, с нормальной самооценкой и без проблем в семье. Да, это дети в данный момент могут переживать какое-то свое личное горе (мама во второй раз вышла замуж, смерть близкого). А могут и нет.

Особое место занимают дети, пережившие материнскую депривацию (отсутствие заботы о ребенке). Это дети с враждебностью вообще ко всему миру. Не получив теплоты, любви и принятия в раннем возрасте, такие дети считают людей вокруг изначально опасными.

Самое интересное то, что с точки зрения взрослого человека считается буллингом, совершенно не воспринимается так шестиклассниками, которые систематически используют одноклассника Ваню как мальчика для битья или Машу как цель для насмешек.

Кто такая жертва буллинга? Это ребенок, который не похож на других, который чем-то отличается. Это может быть мальчик в очках, кто-то самый полный, или худой, или высокий. Это может быть даже самая красивая девочка, но не популярная в классе. Это может быть кто-то умный, кто не дает списывать. И тогда включается механизм, провоцирующий буллинг- месть. Из-за тебя мы заняли последнее место в соревновании, ты не даешь списать, не выделывайся. Дети часто не понимают, что их действия противоправны и в них нет справедливости.

Что же делать учителю?

Хотите узнать подробнее о том, как предотвратить конфликты в классе? Приходите на бесплатный вебинар 12 ноября 2018 г.

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ НА ВЕБИНАР >>>


Об авторе: Наталья Усова. Психолог, 15 лет психологической практики, 10 из которых в системе образования. Автор коррекционных и развивающих программ для детей и подростов, в том числе для детей с особыми возможностями здоровья и детей-сирот. Мама троих сыновей. Основатель онлайн-школы Мастерская семейного счастья, где ведет широкую просветительскую работу среди педагогов и родителей. Ведет клуб родителей в Череповце, имеет широкую практику и консультирует оффлайн и онлайн.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Предупреждение насилия в школьной среде

в деятельности социального педагога

Семья и школа - важнейшие социальные институты российского общества, участвующие в формировании личности ребёнка. Первоочередное место в этом процессе по праву принадлежит семье, но возможности школы гораздо шире: в ней реализуются целевые воспитательные программы, обучающиеся приобретают знания, в ходе воспитательно - образовательного процесса формируется самостоятельность и адекватность самооценки личности. В этом процессе кроме самого ребенка участвуют так же сверстники, учителя и родители. Отсюда возникают определенные, а иногда и противоречивые, требования к поведению ребенка, которые вызывают у него внутренний протест. Попытки компромиссного решения данной проблемы вызывают определенное жестокое обращение с каждой стороны.

Формы школьного насилия могут быть различными:

- физическое и психическое унижение

- различные виды издевательства

- бойкот и игнорирование

- порча личных вещей.

Жертвой школьного насилия может стать любой ребенок, но наиболее часто таковыми становятся дети, имеющие:

- физические недостатки (носящие очки, имеющие проблемы со слухом),

- особенности внешности (рыжие волосы, веснушки, кривые ноги, оттопыренные уши, полнота и др.),

- плохие социальные навыки,

- трудности в обучении,

- страх перед школой.

По результатам многих исследований, с насилием в школе сталкиваются около четверти обучающихся. По большей части это насилие вербальное – унизительные замечания, крик, оскорбления. Но часто школьники сталкиваются и с насилием физическим, а также с угрозами физической расправы. В отличие от физического насилия, последствия которого, как правило, заметны сразу, обнаружить факт психологического насилия гораздо труднее. Отсутствие доверия между учеником и учителем делает задачу предотвращения насилия невыполнимой. Ребёнок должен знать, что найдет у взрослого поддержку, что он может обратиться к человеку, которому доверяет.

В школах необходимо вести планомерную работу по профилактике насилия и агрессии у детей, которая должна быть организована только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом. Тогда станет возможным присвоение детьми нравственных ценностей. Воспитание должно охватывать и учебную, и внеурочную деятельность. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию позволяют донести до подростков понятие о насилии, о возможности его предотвращения, о законах, защищающих права человека. Правовое воспитание обучающихся позволяет упорядочить их знания об уголовной ответственности несовершеннолетних, воспитывать чувство ответственности за свои поступки. Привлечение инспектора ПДН к совместной работе в этом направлении позволяет школе наиболее эффективно решить эти задачи.

Не менее важна организация психолого-педагогической поддержки обучающихся. Классный руководитель совместно с психологом должен учить школьников контролировать свое состояние при гневе, раздражительности и агрессивном поведении, ознакомить со способами разрешения конфликтов без насилия. Необходимо, используя весь арсенал воспитательной работы, воспитывать у обучающихся самоконтроль, развивать умение предвидеть последствия своих действий.

Суть всех этих мероприятий состоит в повышении сознательности обучающихся и мотивации к стремлению правильно реагировать в сложной ситуации, при этом не закрывать глаза на насилие.

На родительских собраниях следует объяснять, что для того, чтобы ребенок не попал в группу риска по школьному насилию, родителям желательно не настраивать его против школьных мероприятий, не пытаться выделять своего ребёнка среди одноклассников одеждой (элитной или, наоборот, неопрятной). В случае насилия над ребёнком необходимо сразу сообщить учителю, классному руководителю, администрации школы. Главное в таких случаях – не молчать.

Последствия школьного насилия иногда продолжаются всю жизнь у пострадавшего, калеча её, и превращая в ряд сплошных испытаний на прочность. В то же время, если школьное насилие было прервано в самом начале, следовая реакция на него может быть совсем незначительной и проявляться в виде слабой интенсивности негативных эмоций.

Наряду с необходимостью организации помощи пострадавшим детям и подросткам, выступает задача создания профилактических мер по снижению вероятности проявления актов насилия в учебных заведениях. Система педагогических действий рассчитана на деятельность различных категорий педагогических работников: классных руководителей, педагогов, психологов, социальных педагогов, педагогов – организаторов.

Основным результатом проведения профилактической работы по предупреждению насилия в школе является формирование безопасной среды, то есть таких условий, при которых максимально снижено влияние факторов, провоцирующих насилие, и сведена до минимума потребность проявления агрессии любого рода.

В этом смысле особое значение имеют мероприятия, направленные на сплочение классного коллектива. Сплачивает и сближает классный коллектив четкая организация работы, разнообразных коллективных творческих дел на пользу и радость своему коллективу. КТД позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. Любая совместная деятельность школьников и взрослых способна существенно изменить систему сложившихся взаимоотношений. Деловые и ролевые игры, психологические тренинги, моделирование непривычных систем взаимоотношений – всё это дает возможность изменить существующее положение и по-новому выстроить свои отношения между детьми и взрослыми.

Мотивацией к насилию могут выступать зависть, месть, чувство неприязни, восстановление справедливости, борьба за власть, подчинение лидеру, самоутверждение.

В целях предотвращения насилия и его негативных последствий необходимо:

Установить формы насилия, которые имеют место в школе. Завести дневник наблюдения за поведением членов школьного сообщества, которые, склонны к проявлению физического или психологического насилия.

Провести анкетирование, ответы на вопросы которого помогут оценить ситуацию и определить, какие меры необходимо предпринять, чтобы дети чувствовали себя защищенными в школе. Анализ анкет поможет понять, где, в каких местах школьники сталкиваются с насилием, как они реагируют на него, кто из них заинтересован, нуждается в помощи, а кто нет.

- обсудить с обучающимися, почему в возможно насилие и что нужно сделать, чтобы его предотвратить;

- предложить обучающимся написать об известном конфликте, который произошёл в школе. С их разрешения зачитайте его, и предложите им найти выход из него, не применяя насилие;

- ознакомить обучающихся с материалами (видео, книги), которые содержат информацию на эту тему;

Помочь ребёнку, который стал жертвой насилия самому решить проблему, конечно с помощью других. Следует определить тех детей, чьё поведение провоцирует насилие. Им нужно помочь преодолеть свои проблемы, например неуверенность в себе. В работе с такими детьми полезно смоделировать ситуацию, в которой они находились и помочь им её преодолеть.

Если в раннем детстве ребёнок переживает несправедливость, остается с этим чувством и никто ему не помогает, то скрыться от этой несправедливости ему некуда, отступать он может только в себя. И тогда в нем развивается чувство ужаса, он живет с ощущением враждебности мира.

Жестокое обращение с детьми способствует воспроизводству жестокости в обществе, тем самым нанося ему социально экономический и моральный ущерб. А ведь обществу дети нужны здоровые и в физическом, и психическом, и социальном, и моральном отношении, которые со временем смогут передать своим детям лучшие навыки и традиции. Только в этом случае каждое последующее поколение будет лучше предыдущего. Вот почему взрослые должны стараться сделать всё, чтобы ребёнок чувствовал себя личностью, свободной от унижения, оскорбления, злоупотребления и эксплуатации.

Читайте также: