Дорожная карта реализации проекта в доу толерантность
Обновлено: 05.07.2024
Проект разработан с целью создания условий эффективного формирования межэтнической толерантности у школьников в поликультурной среде. Основными задачами являются приобщение детей к культурному наследию разных национальностей, формированию системы нравственных ценностей, расширению воспитательного пространства. Проект основан на принципах гуманнизма, толерантности, вариативности, социального партнерства. Предполагаемые сроки реализации проекта 2013-2020 г.г. и включает в себя четыре этапа.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_shkola_tolerantnosti.docx | 50.8 КБ |
dorozhnaya_karta.ppt | 2.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
в рамках реализации развития дорожной карты
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Подготовила: Щукина Екатерина,
ученица 10А класса МБОУ СОШ №2
Руководитель: Шарова Василина Александровна – педагог-организатор
В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Все это является прямой внутренней угрозой безопасности государства.
Сегодняшние школьники живут в сложной ситуации: в школе им говорят о значимости нравственных качеств в жизни человека, семьи, общества. А за стенами школы детей захлестывают книги, фильмы, телепередачи, желтая пресса, интернет.
Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской, особенно подростковой среде. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают и в школы.
В данных условиях возникает необходимость формирования правильной позиции детей по отношению к людям, которые их окружают, системы ценностей межличностного общения, приятия чужой культуры.
Цель проекта: Создание условий эффективного формирования межэтнической толерантности у школьников в поликультурной среде.
- Приобщить детей к культурному наследию народов разных национальностей, проживающих на территории Советского района, округа, России.
- Формировать культуру межнационального общения.
- Способствовать живому общению, развитию коммуникативных связей в объединении, в социуме.
- Формировать систему нравственных ценностей на основе распространения
Проект основан на принципах:
- Гуманизма , предполагающего отношение к каждому ребенку как к самоценности.
- Духовности, проявляющейся в формировании у детей и подростков
гуманистических духовных ориентаций, потребностей к освоению и производству ценностей культурных, соблюдению нравственных норм морали.
- Толерантности, терпимости к мнению других людей, другому образу жизни.
- Вариативности, включающей многообразие форм работы, отдыха и развлечений,
а также различные варианты технологии и содержания воспитания.
- Социального партнерства – целесообразных партнерских
отношениях с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.
- Индивидуально-личностного развития , основывающемся на поддержке
самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;
Сроки и этапы реализации проекта
Сроки реализации проекта:сентябрь 2013 г.- май 2020 г.
Этапы реализации проекта:
1 этап: 2013 г. –2014 г.
- анализ состояния проблемы;
- создание творческих групп по направлениям деятельности проекта;
- выявление и систематизация материалов по традиционной культуре народов разных национальностей, имеющихся в школе;
- определение круга лиц для сотрудничества по направлениям;
- разработка плана деятельности.
2 этап: 2014 г. - 2020 г.
Реализация основных направлений проекта
- организация поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы;
- проведение конференций, акций, конкурсов, фестивалей;
- мониторинг влияния деятельности проекта на формирование национального самосознания и воспитание гражданско-патриотических чувств учащихся;
- формирование банка методических разработок по воспитанию толерантности у учащихся.
3 этап июнь 2020 г.
- анализ результатов деятельности;
- оценка и контроль выполнения плана;
- корректировка хода реализации проекта.
Понятие и содержание толерантного воспитания
Толерантность - способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать отличное от своего мнения. "Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира", - говорится в Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.
В Декларации определено понятие толерантности как:
- уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности
- отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека.
Формы проявления толерантного поведения:
– бытовая толерантность (терпимость к формам поведения, мнениям и высказываниям ближайшего окружения; она проявляется в межличностных отношениях);
– религиозная толерантность (терпимость к людям другой веры, уважение к чужим религиозным убеждениям);
– этническая толерантность (уважительное, терпимое отношение к людям другой национальности);
– музыкальная толерантность (уважительное отношение к различным музыкальным стилям, отсутствие пренебрежения к тем, кому нравится другая музыка);
– спортивная толерантность (отсутствие предубеждения, враждебности к другим спортивным командам и их болельщикам);
– культурная толерантность (уважение явлений культуры, представляющих ценность для других).
Для нашей школы наиболее значимым является бытовая и этническая толерантность. Исходя из этого, мы выделили приоритетные направления по формированию толерантности в рамках деятельности школьного объединения:
- развитие музейного дела;
- конкурсная и проектная деятельность.
Основные виды, формы деятельности, система мероприятийпо формированию толерантности
Виды и формы деятельности
Управление реализацией проекта
Координатором реализации проекта является заместитель директора по учебно-воспитательной работе, который:
- разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные документы, необходимые для выполнения программы;
- дает предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной год и механизмам реализации программы;
- координирует деятельность по подготовке и реализации программных мероприятий;
- консультирует, оказывает необходимую методическую помощь;
- готовит предложения по привлечению общественности к управлению программой.
С целью управления и планирования работы по реализации проекта создается рабочая группа, в составкоторой входят по одному представителю от каждогоклассного коллектива.
- готовит предложения по формированию перечня программных мероприятий;
- организует своевременное исполнение планируемых мероприятий;
- организует взаимодействие всех участников образовательного процесса по реализации плана мероприятий;
- несет ответственность за своевременную и качественную реализацию проекта;
- проводит мониторинг результатов реализации плана мероприятий;
- готовит отчет о реализации плана с периодичностью один раз в год.
Значимость реализации представленного проекта прослеживается на 3-х уровнях:
- уровень учащегося - развитие творческих способностей, реализация личностных качеств личности;
- уровень школы – совершенствование образовательного процесса, улучшение психологического климата в образовательном учреждении;
- уровень общества – воспитание социально активной, толерантной личности.
Модель учащегося, формируемая в результате реализации проекта, обладает следующими качествами:
- Знает традиции и обряды своего народа, выполняет их в повседневной жизни.
- Уважает и проявляет толерантное отношение к самобытным традициям и обрядам других этносов;
- Знаком с традиционной культурой народов, проживающих на территории Советского района;
- Преломляет этнокультурные знания в умения и поведенческие модели, способствующие эффективному межэтническому взаимодействию;
- Знает примеры взаимопроникновения культур;
- Участвует в межэтнических связях.
Целевые индикаторы и показатели.
Эффективность реализации проекта определяется системой целевых индикаторов и показателей. Она позволяет оценить ход и результативность решения поставленных задач по основным направлениям проекта. Результаты реализации проекта оцениваются по следующим направлениям:
Организация работы школьного музея национальных культур
- Количество музейных экспозиций, посвященных национальным культурам.
Количественный учет фондов музея.
Количество заключенных договоров о сотрудничестве.
Развитие социального партнерства
- Количество социальных партнеров (общественные организации, музеи, детские и молодежные объединения и т.д.);
Количество заключенных договоров о сотрудничестве.
Создание условий для развития разносторонних интересов и способностей школьников.
- Увеличение количества учащихся, включенных в процесс проектной и исследовательской деятельности;
- Рост числа победителей и призеров конкурсов, акций, фестивалей, конференций разного уровня.
Мониторинг участия обучающихся в мероприятиях.
Формирование культуры межэтнических и межнациональных взаимоотношений
- Благоприятный эмоционально-психологический климат в коллективе.
Экспресс-опросник "Индекс толерантности" (Приложение)
Целевые показатели достижения результатов реализации проекта
Наименование показателей результатов
Значения показателя по годам
Количество временных музейных экспозиций
Количество социальных партнеров
Количество учащихся, включенных в процесс исследовательской деятельности
Количество участников мероприятий этнографической направленности
Количество победителей и призеров творческих конкурсов, акций, фестивалейразного уровня.
Экспресс-опросник "Индекс толерантности"
(Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)
Для диагностики общего уровня толерантности группой психологов центра "Гратис" был разработан экспресс-опросник "Индекс толерантности". В его основу лег отечественный и зарубежный опыт в данной области (Солдатова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова, 2002). Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.
Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения:
Абсолютно не согласен
Скорее не согласен
В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение
В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности
Если друг предал, надо отомстить ему
К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение
В споре может быть правильной только одна точка зрения
Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах
Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные
С неопрятными людьми неприятно общаться
Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения
Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества
Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности
Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше
Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же
Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей
Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука"
Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители
Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение
К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться
Беспорядок меня очень раздражает
Любые религиозные течения имеют право на существование
Я могу представить чернокожего человека своим близким другом
Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим
Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы.
Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 ("абсолютно не согласен" – 1 балл, "полностью согласен" – 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы ("абсолютно не согласен" – 6 баллов, "полностью согласен" – 1 балл). Затем полученные баллы суммируются.
Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.
Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.
Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:
22-60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокойинтолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.
61-99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.
100-132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).
Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:
1. Этническая толерантность: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21.
2. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.
3. Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.
Субшкала "этническая толерантность" выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала "социальная толерантность" позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.
Читайте также: