Дорожная карта реализации проекта в доу толерантность

Обновлено: 05.07.2024

Проект разработан с целью создания условий эффективного формирования межэтнической толерантности у школьников в поликультурной среде. Основными задачами являются приобщение детей к культурному наследию разных национальностей, формированию системы нравственных ценностей, расширению воспитательного пространства. Проект основан на принципах гуманнизма, толерантности, вариативности, социального партнерства. Предполагаемые сроки реализации проекта 2013-2020 г.г. и включает в себя четыре этапа.

ВложениеРазмер
proekt_shkola_tolerantnosti.docx 50.8 КБ
dorozhnaya_karta.ppt 2.19 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

в рамках реализации развития дорожной карты

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Подготовила: Щукина Екатерина,

ученица 10А класса МБОУ СОШ №2

Руководитель: Шарова Василина Александровна – педагог-организатор

В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Все это является прямой внутренней угрозой безопасности государства.

Сегодняшние школьники живут в сложной ситуации: в школе им говорят о значимости нравственных качеств в жизни человека, семьи, общества. А за стенами школы детей захлестывают книги, фильмы, телепередачи, желтая пресса, интернет.

Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской, особенно подростковой среде. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают и в школы.

В данных условиях возникает необходимость формирования правильной позиции детей по отношению к людям, которые их окружают, системы ценностей межличностного общения, приятия чужой культуры.

Цель проекта: Создание условий эффективного формирования межэтнической толерантности у школьников в поликультурной среде.

  • Приобщить детей к культурному наследию народов разных национальностей, проживающих на территории Советского района, округа, России.
  • Формировать культуру межнационального общения.
  • Способствовать живому общению, развитию коммуникативных связей в объединении, в социуме.
  • Формировать систему нравственных ценностей на основе распространения

Проект основан на принципах:

  • Гуманизма , предполагающего отношение к каждому ребенку как к самоценности.
  • Духовности, проявляющейся в формировании у детей и подростков

гуманистических духовных ориентаций, потребностей к освоению и производству ценностей культурных, соблюдению нравственных норм морали.

  • Толерантности, терпимости к мнению других людей, другому образу жизни.
  • Вариативности, включающей многообразие форм работы, отдыха и развлечений,

а также различные варианты технологии и содержания воспитания.

  • Социального партнерства – целесообразных партнерских

отношениях с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.

  • Индивидуально-личностного развития , основывающемся на поддержке

самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;

Сроки и этапы реализации проекта

Сроки реализации проекта:сентябрь 2013 г.- май 2020 г.
Этапы реализации проекта:
1 этап: 2013 г. –2014 г.

  • анализ состояния проблемы;
  • создание творческих групп по направлениям деятельности проекта;
  • выявление и систематизация материалов по традиционной культуре народов разных национальностей, имеющихся в школе;
  • определение круга лиц для сотрудничества по направлениям;
  • разработка плана деятельности.

2 этап: 2014 г. - 2020 г.

Реализация основных направлений проекта

  • организация поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы;
  • проведение конференций, акций, конкурсов, фестивалей;
  • мониторинг влияния деятельности проекта на формирование национального самосознания и воспитание гражданско-патриотических чувств учащихся;
  • формирование банка методических разработок по воспитанию толерантности у учащихся.

3 этап июнь 2020 г.

  • анализ результатов деятельности;
  • оценка и контроль выполнения плана;
  • корректировка хода реализации проекта.

Понятие и содержание толерантного воспитания

Толерантность - способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать отличное от своего мнения. "Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира", - говорится в Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.

В Декларации определено понятие толерантности как:
- уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности
- отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека.

Формы проявления толерантного поведения:

– бытовая толерантность (терпимость к формам поведения, мнениям и высказываниям ближайшего окружения; она проявляется в межличностных отношениях);

– религиозная толерантность (терпимость к людям другой веры, уважение к чужим религиозным убеждениям);

– этническая толерантность (уважительное, терпимое отношение к людям другой национальности);

– музыкальная толерантность (уважительное отношение к различным музыкальным стилям, отсутствие пренебрежения к тем, кому нравится другая музыка);

– спортивная толерантность (отсутствие предубеждения, враждебности к другим спортивным командам и их болельщикам);

– культурная толерантность (уважение явлений культуры, представляющих ценность для других).

Для нашей школы наиболее значимым является бытовая и этническая толерантность. Исходя из этого, мы выделили приоритетные направления по формированию толерантности в рамках деятельности школьного объединения:

- развитие музейного дела;

- конкурсная и проектная деятельность.

Основные виды, формы деятельности, система мероприятийпо формированию толерантности

Виды и формы деятельности

Управление реализацией проекта

Координатором реализации проекта является заместитель директора по учебно-воспитательной работе, который:

  • разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные документы, необходимые для выполнения программы;
  • дает предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной год и механизмам реализации программы;
  • координирует деятельность по подготовке и реализации программных мероприятий;
  • консультирует, оказывает необходимую методическую помощь;
  • готовит предложения по привлечению общественности к управлению программой.

С целью управления и планирования работы по реализации проекта создается рабочая группа, в составкоторой входят по одному представителю от каждогоклассного коллектива.

  • готовит предложения по формированию перечня программных мероприятий;
  • организует своевременное исполнение планируемых мероприятий;
  • организует взаимодействие всех участников образовательного процесса по реализации плана мероприятий;
  • несет ответственность за своевременную и качественную реализацию проекта;
  • проводит мониторинг результатов реализации плана мероприятий;
  • готовит отчет о реализации плана с периодичностью один раз в год.

Значимость реализации представленного проекта прослеживается на 3-х уровнях:

  • уровень учащегося - развитие творческих способностей, реализация личностных качеств личности;
  • уровень школы – совершенствование образовательного процесса, улучшение психологического климата в образовательном учреждении;
  • уровень общества – воспитание социально активной, толерантной личности.

Модель учащегося, формируемая в результате реализации проекта, обладает следующими качествами:

  • Знает традиции и обряды своего народа, выполняет их в повседневной жизни.
  • Уважает и проявляет толерантное отношение к самобытным традициям и обрядам других этносов;
  • Знаком с традиционной культурой народов, проживающих на территории Советского района;
  • Преломляет этнокультурные знания в умения и поведенческие модели, способствующие эффективному межэтническому взаимодействию;
  • Знает примеры взаимопроникновения культур;
  • Участвует в межэтнических связях.

Целевые индикаторы и показатели.

Эффективность реализации проекта определяется системой целевых индикаторов и показателей. Она позволяет оценить ход и результативность решения поставленных задач по основным направлениям проекта. Результаты реализации проекта оцениваются по следующим направлениям:

Организация работы школьного музея национальных культур

  • Количество музейных экспозиций, посвященных национальным культурам.

Количественный учет фондов музея.

Количество заключенных договоров о сотрудничестве.

Развитие социального партнерства

  • Количество социальных партнеров (общественные организации, музеи, детские и молодежные объединения и т.д.);

Количество заключенных договоров о сотрудничестве.

Создание условий для развития разносторонних интересов и способностей школьников.

  • Увеличение количества учащихся, включенных в процесс проектной и исследовательской деятельности;
  • Рост числа победителей и призеров конкурсов, акций, фестивалей, конференций разного уровня.

Мониторинг участия обучающихся в мероприятиях.

Формирование культуры межэтнических и межнациональных взаимоотношений

  • Благоприятный эмоционально-психологический климат в коллективе.

Экспресс-опросник "Индекс толерантности" (Приложение)

Целевые показатели достижения результатов реализации проекта

Наименование показателей результатов

Значения показателя по годам

Количество временных музейных экспозиций

Количество социальных партнеров

Количество учащихся, включенных в процесс исследовательской деятельности

Количество участников мероприятий этнографической направленности

Количество победителей и призеров творческих конкурсов, акций, фестивалейразного уровня.

Экспресс-опросник "Индекс толерантности"

(Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)

Для диагностики общего уровня толерантности группой психологов центра "Гратис" был разработан экспресс-опросник "Индекс толерантности". В его основу лег отечественный и зарубежный опыт в данной области (Солдатова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова, 2002). Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.

Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения:

Абсолютно не согласен

Скорее не согласен

В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение

В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности

Если друг предал, надо отомстить ему

К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение

В споре может быть правильной только одна точка зрения

Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах

Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные

С неопрятными людьми неприятно общаться

Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения

Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества

Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности

Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше

Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же

Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей

Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука"

Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители

Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение

К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться

Беспорядок меня очень раздражает

Любые религиозные течения имеют право на существование

Я могу представить чернокожего человека своим близким другом

Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим

Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы.

Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 ("абсолютно не согласен" – 1 балл, "полностью согласен" – 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы ("абсолютно не согласен" – 6 баллов, "полностью согласен" – 1 балл). Затем полученные баллы суммируются.

Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.

Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.

Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:

22-60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокойинтолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

61-99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

100-132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).

Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:

1. Этническая толерантность: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21.

2. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.

3. Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.

Субшкала "этническая толерантность" выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала "социальная толерантность" позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.

Читайте также: