Дорожная карта психолого педагогического сопровождения в доу
Обновлено: 05.07.2024
Развитие девочки соответствует норме. Девочка очень активна, любознательна. Девочка достаточно сложного и противоречивого характера, она очень ранима и не уверена в себе, часто нуждается в похвале и одобрении взрослых. Она обладает прекрасной памятью и хорошо развитым воображением, у девочки богатый словарный запас, ярко выраженная способность к словотворчеству. Она легко запоминает и с выражением читает стихи, пересказывает тексты, придумывает рассказы и сказки, передает содержание мультфильмов и кинофильмов. Любимым занятием девочки является рисование. Очень нравится ей рисовать по содержанию литературных произведений и мультфильмов. Рисуя, она использует различные техники и материалы. Наблюдая за ней, можно сделать вывод, что она не столько рисует, сколько экспериментирует, ищет что- то новое. Рисование помогает девочке сочинять, воображать, рассказывать, само реализовываться в творчестве.
2.Социальная характеристика семьи.Мать –Отец - Степень участия в воспитании:большую роль в воспитании ребёнка играет участие мама и бабушка.Условия проживания, условия быта - семья из трех человек проживает в собственном доме. Есть отдельная комната на двоих с сестрой. Созданы все условия для полноценного развития ребёнка.3.Запрос родителей
Художественно-эстетическое развитие ребёнка. Дополнительные занятия по рисованию
Задачи:
Разработать совместно с семьёй план психолого-педагогического сопровождения для возможных перспектив в развитии способностей девочки и поддержки её сильных сторон личности.Развивать творческие способности ребёнка в изобразительной деятельности.Повысить самооценку, уверенность в себе.5.Методы и приёмы:
- Игровые: игры и упражнения на развитие воображения, фантазии, творческого мышления.
- Практические: практические задания, с применением нетрадиционных техник изображения (в рисовании, лепке, аппликации).
- Совестные: беседы с детьми о жанрах, видах изобразительного искусства.
- Технология сотрудничества: сотворчество с педагогом, сверстником, народным мастером.
- Технология ТРИЗ. на занятиях используется метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности, метод эвристических и поисковых ситуаций.
6.Средства обучения.
Художественные средства: художественные инструменты и различный художественный материал; бросовый и природный материал.
Наглядные средства: коллекция иллюстраций, раскрасок, репродукции карти
-Образцы работ, фотографии.
-Интернет ресурсы – ИКТ, для получения детьми ярких впечатлений от произведений искусств и расширения знаний и впечатлений. (слайд-шоу, презентации.
Технические средства: музыка, видеофильм, слайд шоу, презентации.
Применение этих средств в работе позволило повысить активность и внимание, развить воображение и фантазию.
7.Группа сопровождения- родители: мама
8.Координатор (Ф.И.О) -воспитатель Григорьева Елена Михайловна
9.Организация работы (примерный перечень содержания работы с указанием конкретных сроков и распределением обязанностей)
План психолого – педагогического сопровождения:
Содержание работы
Форма
работы
Сроки
Ответственные
Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика
Исследование психических процессов (память, восприятие, внимание)
Исследование эмоциональных процессов (страхи, тревожность)
Исследование качеств личности (самооценка, произвольность, уровень притязаний)
Диагностика художественно-эстетического развития
Взаимодействие с педагогами
Информирование о результатах диагностических исследований
1 раз в квартал
Консультирование педагогов на тему
1 раз в квартал
Оформление и пополнение портфолио
Взаимодействие с семьёй. Деятельность родителей
Психолого-педагогическое просвещение родителей
По мере необходимости
Поддержание интереса ребёнка, поощрение.
Создание дома индивидуальных условий для творчества.
Работа с портфолио.
Помощь в создании индивидуальных выставок, пополнение их совместными работами.
Посещение выставок в школе искусств.
Планирование художественной деятельности.
Тема занятия.
Вид изобразительной деятельности.
Часы
Форма
занятия
Образовательный продукт.
2
Создание альбома творчества
2
Развитие психических процессов, развитие мелкой моторики рук.
2
Работа в альбоме творчества.
Рисование, конструирование, пластилинография.
6
Рисунок, оформленный в паспарту. Подготовка конкурсных работ
4
Открытки к праздникам.
Рисование, лепка, аппликация.
6
Использование нетрадиционной техники изображения.
Рисунок в технике
6
6
Работа в группе.
Оценка результатов.
Взаимодействие с семьёй. Деятельность родителей
-Психолого-педагогическая компетентность родителей
Психолого-педагогическая компетентность родителей повысилась. Активно работали по созданию портфолио.
-Участие в конкурсах
Принимали активное участие в конкурсах, отмечены дипломами и грамотами.
Индивидуальная работа психолого-педагогического сопровождения
-Положительное эмоциональное состояние ребёнка
-Развитие само регуляции
-Формирование предпосылок коммуникативных действий
Активно вступает в общение со взрослыми и сверстниками, беседы богаты и длительны по содержанию, стала более эмоциональна, умеет вступить в беседу и обоюдно ее завершить.
Уровень развития творческих способностей
С легкостью изображает фантазийные, сказочные и бытовые сюжеты, рисует по мотивам художественных и музыкальных произведений.
Эта дорожная карта создана в помощь педагогам, для дистанционного сопровождения семей воспитанников в дошкольном учреждении.
психолого-педагогического дистанционного сопровождения семьи
Содержание работы и направление деятельности
Сроки проведения Ответственный
Создание онлайн- опросов и онлайн- тестов для диагностики адаптации детей
Дети и родители
о нлайн-тесты , г угл-форма
Тезисы: - Что такое адаптация ;
- Признаки успешной адаптации;
- Причины тяжёлой адаптации;
- Степень и сроки адаптации ;
- Факторы , мешающие адаптации;
- Рекомендации родителям по адаптации ребёнка к детскому саду.
Прямые эфиры , о нлайн-конференции
Развивающая и психокоррекционная работа
Психокоррекционные з анятия с детьми по коррегированию имеющихся трудностей
Дети и родители
2020-2021 уч .г од ,
Развивающие занятия с детьми по лексическим темам
Дети и родители
Презентации с заданиями, о нлайн-игры , мобильные тренажёры
2020-2021 уч .г од , в осп итатели, спец иалисты
Психологическое просвещение и психопрофилактика
Тезисы: - Возрастные особенности детей 3-4лет;
- Возрастные особенности детей 4-5 лет;
- Возрастные особенности детей 5-6 лет;
- Возрастные особенности детей 6-7 лет;
Педагоги, специалисты, родители
Вебинар , э лектронная библиотека
2020-2021 уч .г од , старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед.
Анализ и внедрения имеющих ся методик на электронных платформ ах ( zoom ; viber ; skype ; whatsApp ; Вконтакте )
2020-2021 уч .г од , старший воспитатель педагог-психолог, учитель-логопед.
Преимущества нашего сервиса
1. По ФГОС
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
2. Быстро
Результаты участия в творческом конкурсе будут оглашены в течение 2 часов с подачи заявки.
3. Честно
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат..
Пример составления дорожной карты дистанционного сопровождения семьи в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОУ.
Вложение | Размер |
---|---|
dorozhnaya_karta.docx | 23.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание работы и направление деятельности
Психолого-педагогическое обследование детей с целью определения актуального уровня развития, выявления проблем и недостатков развития:
- определение уровня развития познавательных процессов;
- изучение эмоционально-личностных особенностей воспитанников.
Педагог-психолог, воспитанники, родители (законные представители) воспитанников.
Онлайн конструкторы тестов , Google-формы , виртуальное облако, zoom, skype, WhatsApp
Сентябрь-октябрь 2020 г/ педагог-психолог/ воспитатели.
Диагностика психологической готовности детей к школе.
Педагог-психолог, воспитанники, родители (законные представители) воспитанников.
Онлайн конструктор тестов , Google-формы , виртуальное облако, zoom, skype, WhatsApp.
Май 2021 г./ педагог-психолог/ воспитатели.
Диагностика детско-родительских отношений и особенностей воспитания в семье (по запросу).
Педагог-психолог, воспитанники, родители (законные представители) воспитанников.
Онлайн конструктор тестов , Google-формы , виртуальное облако, zoom, skype, WhatsApp.
Весь период/ педагог-психолог.
Консультирование родителей по результатам диагностических обследований.
Педагог-психолог, родители (законные представители) воспитанников.
Телефонная связь,zoom, skype, WhatsApp.
Весь период/ педагог-психолог.
Психологическое консультирование в рамках экстренной и кризисной помощи (по запросу).
Педагог-психолог, родители (законные представители) воспитанников.
Телефонная связь,zoom, skype, WhatsApp.
Весь период/ педагог-психолог.
Психологическое консультирование по вопросам обучения и воспитания детей( по запросу).
Педагог-психолог, родители (законные представители) воспитанников.
Телефонная связь,zoom, skype, WhatsApp.
Весь период/ педагог-психолог.
Развивающая и психокоррекционная работа.
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми имеющими ниже среднего и низкий уровни развития психических процессов, психологической готовности к школе.
Педагог-психолог, воспитанники,родители (законные представители) воспитанников.
Октябрь-апрель 2020-2021г.г./ педагог-психолог.
Коррекционно-развивающие занятия с детьми групп комбинированной и компенсирующей направленности (старший, подготовительный возраст) с целью развития познавательных процессов и речевых навыков.
Педагог-психолог, воспитанники, родители (законные представители) воспитанников.
Октябрь-апрель 2020-2021г.г./ педагог-психолог.
Развивающие занятия с детьми подготовительной группы, с целью формирования психологической готовности к школьному обучению (развитие психических процессов, мотивации обучения в школе).
Педагог-психолог, воспитанники, родители (законные представители) воспитанников.
Октябрь-апрель 2020-2021г.г./ педагог-психолог.
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с воспитанниками имеющими трудности в эмоциональной, поведенческой сферах. (по запросу).
Педагог-психолог, воспитанники, родители (законные представители) воспитанников.
Весь период /педагог-психолог.
Психологическое просвещение и психопрофилактика.
Экспресс обзор групп по результатам диагностики познавательной сферы, психологической готовности к школе (по запросу).
Октябрь, май 2020, 2021/ педагог-психолог, воспитатели.
Организация онлайн тематических встреч с родителями (по запросу).
Педагог-психолог, воспитатели, родители (законные представители) воспитанников.
Весь период/ педагог-психолог, воспитатели.
Педагог-психолог, родители (законные представители) воспитанников.
Декабрь 2020/ педагог-психолог.
Выступления на родительских собраниях.
Педагог-психолог, воспитатели, родители (законные представители) воспитанников.
Сентябрь, декабрь2020, май2021/ педагог-психолог, воспитатели.
Педагог-психолог, воспитатели, родители (законные представители) воспитанников.
По плану пед.психолога( весь период)/ педагог-психолог.
Планирование и анализ диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы
Педагог-психолог, воспитатели, родители (законные представители) воспитанников.
Сайт ДОУ, zoom, skype WhatsApp.
Участие в составе членов Ппк.
zoom, skype WhatsApp
Участие в городских методических объединениях и городских мероприятиях (конференции, круглые столы, конкурсы и т.д.)
Сайт ДОУ, личный сайт педагога-психолога
Весь период/ педагог-психолог.
Цель: помочь родителям научиться использовать игру для решения психологических проблем и процесса раскрытия творческого потенциала ребенка.
1.Создать атмосферу сотрудничества;
2. Показать значимость практического применения игровой терапии;
3. Вызвать интерес к играм способствующим снятию внутреннего напряжения и развитию внутреннего потенциала ребенка ;
4.Повысить уровень психологической компетентности родителей, их мотивацию на системное использование в воспитании игровой терапии.
1.Теоретическое знакомство с методами игровой терапии и развивающей игры.
2.Презентация игровых техник и вариантов их использования.
3.Активная часть тренинга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта психолого-педагогического сопровождения дошкольника и его семьи
Компоненты комплексного обследования. Составление программы индивидуальной работы с ребёнком и родителями. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка и его семьи.
Комплексное психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение ребёнка в период адаптации к детскому саду.
Материал представляет систему работы всего коллектива ДОУ по комплексному сопровождению ребёнка, поступившего в детский сад. Адресован педагогам, психологам и всем специалистам, работающим в ДОУ.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА, КАК СОПРОВОЖДЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА, КАК СОПРОВОЖДЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.
Пример карты психолого-педагогического сопровождения развития ребенка
Пример карты психолого-педагогического сопровождения развития ребенка.
Карты психолого-педагогического и речевого сопровождения ребенка со сложным дефектом
Данный материал помогает провести комплексное речевое обследование детей группы (с учетом анамнеза, медицинских особенностей, АУР) в начале и конце года, согласно АООП для детей со сложным дефектом 1 .
Практика дистанционного сопровождения семей с детьми с ОВЗ через создание сообщества в социальных сетях (Инклюзивные Педагогические Практики)
Практика дистанционного сопровождения семей с детьми с ОВЗ через создание сообщества в социальных сетях (Инклюзивные Педагогические Практики) в ДОУ.
Проблема детской инвалидности сегодня одна из самых актуальных. Показатель детской инвалидности в развитых странах составляет 250 случаев на 10 тысяч детей и имеет тенденцию к увеличению. По данным Вс.
Здоровье – это сложное интегральное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определенный уровень умственной и физической работоспособности. Исходя из этого утверждения, оценка психического здоровья детей должна осуществляться по следующим направлениям:
- развитие движений;
- адаптационные возможности;
- уровень зрелости нервных процессов;
- эмоциональное благополучие;
- психическое развитие.
Таким образом, основная цель ведения индивидуальных карт – установление уровня психического развития ребенка, его соответствия возрастным нормам, выявление личностных особенностей дошкольника, что позволит педагогам планировать индивидуальные меры коррекции и профилактики отдельных сторон психического развития ребенка, а также, в определенной мере, результаты своего педагогического труда.
Рассмотрим подробнее пункты карты.
1. Результаты анкетирования родителей.
При поступлении ребенка в детский сад в группу детей раннего возраста или в во вторую младшую родителям предлагается анкета о здоровье ребенка, часть вопросов которой заносится и в данную карту. Это вопросы об особенностях протекания беременности и родов, способе вскармливания ребенка, весе ребенка при рождении и характеристика поведения ребенка родителями. Все эти первичные данные о ребенке помогают психологу ДОУ и воспитателям групп предположить протекание адаптационного периода ребенка к условиям детского сада и возможные роли родителей в этом процессе, а также предупредить случаи дезадаптации.
2. Адаптация к условиям детского сада.
Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации:
- эмоциональное состояние;
- коммуникабельность;
- послеполуденный сон;
- аппетит.
Каждый из факторов может оцениваться от + 3 до – 3, то есть от отличной адаптации до полной дезадаптации, (краткие характеристики разных оценок приводятся в методике). Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или –12, в интервале чего и определяются уровни адаптации. Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в ДОУ) или быть сколь угодно долгой. Уровни, то есть успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П).
Наблюдение проводится ежедневно в течение месяца педагогами групп. Данные наблюдений суммируются и заносятся в карту.
Наблюдение за адаптационными возможностями организма детей проводятся в группе раннего возраста и (или) во второй младшей группе.
Оценка нервно-психического развития детей до трех лет проводится только в группе раннего возраста по окончании процесса адаптации и в конце года по специальной шкале.
3. Сенсомоторное развитие ребенка.
Оценка сенсомоторного развития детей проводится во второй младшей группе в начале и в конце учебного года, в средней, старшей и подготовительной группах в начале учебного года – с учетом возраста детей в 3; 3,5; 4; 5 и 6 лет.
4. Индивидуальная работа с родителями ребенка.
Данная графа предусматривает запись обо всех видах индивидуальной работы с родителями дошкольника: консультации обращения к психологу ДОУ, участие в семинарах-практикумах, индивидуальная диагностика, индивидуальная коррекционная и тренинговая работа.
5. Показатели эмоционального благополучия ребенка в ДОУ.
Обследование проводится осенью (в октябре–ноябре) и весной (в мае–апреле) методом цветового выбора. Из восьми цветов М.Люшера ребенку предлагается выбрать тот, который нравится.
Выбор детьми зеленого, желтого, красно-оранжевого цвета есть свидетельство активной позиции, высокой работоспособности, готовности проявлять волевые усилия, эмоциональное благополучие и душевный комфорт.
Выбор сине-голубого, серого и фиолетового цвета – это потребность в уходе от реальной действительности, нереальные требования к жизни, мечтательность, индивидуалистичность.
Выбор коричневого и черного цвета – это отказ, неприятие, огорчение, протест против существующего положения вещей, потребность в независимости, негативизм по отношению к любым авторитетам.
6. Социометрический статус ребенка в группе сверстников.
Социометрический статус ребенка определяется с помощью диагностики эмоционального благополучия ребенка в группе сверстников, которая проводится один раз в год в дошкольных группах.
- количество выборов для каждого ребенка;
- количество взаимных выборов;
- определение статуса каждого ребенка.
УВБ – это уровень благополучия взаимоотношений. Он определяется как высокий, если в группе преобладают дети первой и второй статусных групп, низкий, если преобладает число детей третьей и четвертой статусных групп, и средний, если число детей первой и второй статусных групп равно числу детей третьей и четвертой статусных групп.
Показатель удовлетворенности детей своими отношениями со сверстниками определяется по формуле и сравнивается с показателями:
R = число детей, имеющих взаимные выборы : общее число детей.
сверхвысокий уровень = 66 % и выше;
высокий уровень = 50 — 65 %;
средний уровень = 34 — 49 %
низкий уровень = 33 % и ниже.
Коэффициент изолированности определяется по формуле:
R = количество изолированных детей : общее число детей.
7. Ориентировочная школьная зрелость
Тест на определение ориентировочной готовности к школе по методике Керна–Йирасека проводится в старшей дошкольной группе в апреле–мае и включает в себя три задания:
Первое задание – рисование фигуры человека по представлению.
Задание дает возможность выявить зависимость между изобразительной деятельностью и развитие второй сигнальной системы, абстрактного мышления, интеграцией в психической деятельности. Следовательно, этот субтест позволяет проводить ориентировочную оценку общего умственного развития.
Второе задание – графическое копирование фразы из письменных букв.
Третье задание – срисовывание точек в определенном пространственном положении.
Выполнение второго и третьего заданий теста связано с уровнем развития у ребенка способности к произвольному поведению, что является важной предпосылкой для успешного обучения. Кроме того, задания теста дают представление о развитии мелких мышц кисти и выраженности тонких двигательных координаций, необходимых для становления навыков письма и совершенствования рисунка.
Каждое задание оценивается баллом от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка).
8. Готовность к обучению в школе.
Для изучения и выявления уровня развития познавательных процессов (внимание, память, мышление) и общего интеллектуального уровня развития дошкольников используются различные экспериментальные психологические методики, результаты которых и фиксируются в данном разделе с указанием даты проведения и названия методики.
Диагностическое обследование включает в себя следующие методики:
9. Индивидуальная работа с ребенком.
По результатам диагностических методик планируется и проводится индивидуальная коррекционно-развивающая работа с ребенком. Допускается фиксировать информацию об участии ребенка в групповых коррекционно-развивающих занятиях.
10. Рекомендации при поступлении ребенка в школу.
Рекомендации являются результатом наблюдения за весь период дошкольного детства, а также по результатам психодиагностического обследования ребенка в подготовительной к школе группе осенью и весной.
Договор с родителями о психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении воспитанника МБУ.
Организация медицинского обслуживания
Сопровождение врача-педиатра в учреждении
Без особенностей, по основному меню ОУ
Организация взаимодействия с родителями
На основе договора
Организация взаимодействия с МСЭ
На основе договора
Организация взаимодействия с ПМПК
На основе договора
Организация взаимодействия с органами социальной защиты
На основе договора
Материально-технические условия, обеспечивающие выполнение Организацией требований:
– санитарно-эпидемиологических правил и нормативов:
• к условиям размещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность,
• оборудованию и содержанию территории,
• помещениям, их оборудованию и содержанию,
• естественному и искусственному освещению помещений,
• отоплению и вентиляции,
• водоснабжению и канализации,
• приему детей в организации, осуществляющие образовательную деятельность,
• организации режима дня,
• организации физического воспитания,
• личной гигиене персонала;
– пожарной безопасности и электробезопасности;
– охране здоровья воспитанников и охране труда работников Организации;
- возможность для беспрепятственного доступа воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
При создании материально-технических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья Организация должна учитывать особенности их физического и психофизиологического развития.
Организация должна иметь необходимое для всех видов образовательной деятельности воспитанников (в т. ч детей с ТНР), педагогической, административной и хозяйственной деятельности оснащение и оборудование:
– учебно-методический комплект Программы (в т. ч. комплект различных развивающих игр);
– помещения для занятий и проектов, обеспечивающие образование детей через игру, общение, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности ребенка с участием взрослых и других детей;
– оснащение предметно-развивающей среды, включающей средства образования и воспитания, подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста,
– мебель, техническое оборудование, спортивный и хозяйственный инвентарь, инвентарь для художественного творчества, музыкальные инструменты.
- Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М., 2002.
- Левченко И.Ю., Дубровина Т.И. Дети с общим недоразвитием речи: Развитие памяти. – М.: Национальный книжный центр, 2016.
- Нищева Н.В. Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда, 2016
- Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи, 2016.
- Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей // в сб. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. –М.: Просвещение, 2009.
- Разработка адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ: Методическое пособие / Под общ. ред. Т. А. Овечкиной, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2015.
Формы и методы организации инклюзивного образования
- Специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие формы внимания.
- Дети нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
- В качестве основного метода положительного воздействия на детей можно выделить работу с семьей этого ребенка.
- Соблюдение охранительного режима (оптимальная физическая и интеллектуальная нагрузка).
- Двигательные разминки, физминутки, игры и упражнения на развитие мелкой моторики, релаксационные упражнения в перерывах между занятиями и на занятиях.
- Пролонгированный дневной сон.
- Использование комплекса методов: словесных, наглядных, практических.
- Дробление материала на части.
- Четкие понятные детям инструкции.
- Использование схем, алгоритмов.
- Закрепление изученного материала в свободной и совместной деятельности.
- Ограничение упражнений для шеи, резких наклонов и поворотов головы, интенсивных прыжков, активных подвижных игр.
- Исключение упражнений с длительным статическим напряжением мышц.
- Подбор упражнений с предметами разных размеров.
- Использование дыхательных упражнений.
- Ограничение закаливающих процедур.
- Положительная оценка деятельности.
- Снижение критериев оценки.
Формы организации инклюзивного образования:
Индивидуальные занятия - направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями.
Организация предметно-развивающей среды - стимулирует развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка, обеспечивает разным детям доступ к развитию своих возможностей.
Взаимодействие с другими детьми в микрогруппах - способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Педагоги способствуют взаимодействию детей в микрогруппах, через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности.
Фронтальные формы организации активности детей – для организации инклюзивного процесса больше всего подходит занятие в форме круга – специально организованного, занятия, на котором дети и взрослые играют вместе в особой – спокойной, доверительной атмосфере. В кругу все видят друг друга, могут взглянуть друг другу в глаза, взяться за руки. Традиционность в построении кругов дает ребенку уверенность в безопасности, устойчивости внешнего мира.
Праздники, экскурсии, конкурсы, походы выходного дня - важная составляющая инклюзивного процесса. Они создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых.
Кадровое обеспечение образовательного процесса
При работе в группах для детей с ОНР в Организации должны быть дополнительно предусмотрены должности педагогов, имеющих соответствующую квалификацию для работы в соответствии со спецификой ограничения здоровья детей с ТНР, из расчета не менее одной должности на группу детей.
При организации инклюзивного образования:
– при включении в общеобразовательную группу иных категорий детей, имеющих специальные образовательные потребности, в т. ч. находящихся в трудной жизненной ситуации, может быть предусмотрено дополнительное кадровое обеспечение. Категории таких детей и особенности их кадрового сопровождения устанавливаются органами власти субъектов Российской Федерации.
В целях эффективной реализации Программы Организация должна создать условия для профессионального развития педагогических и руководящих кадров, в т. ч. Их дополнительного профессионального образования. Программой предусмотрены различные формы и программы дополнительного профессионального образования, в т. ч. Учитывающие особенности реализуемой основной образовательной программы.
Организация должна самостоятельно или с привлечением других организаций и
партнеров обеспечивать консультативную поддержку руководящих и педагогических работников по вопросам образования детей, в том числе реализации программам дополнительного образования, адаптивных коррекционно-развивающих программ и программ инклюзивного образования дошкольников.
Учитель-логопед - занимается коррекцией отклонений в развитии речи детей. Обследует воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющихся у них дефектов. Проводит групповые и индивидуальные занятия по коррекции и развитию речи.
Педагог - психолог - его работа направлена на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников. Педагог-психолог проводит психологическую диагностику, определяет особенности (умственные, физические, эмоциональные) в развитии воспитанников. Использует в своей работе методы арт-терапии, игровой терапии и др.
Воспитатели – проводит планирование (совместно с другими специалистами) и организацию совместной деятельности всех воспитанников группы; обеспечивает индивидуальный подход к каждому воспитаннику с учетом рекомендаций специалистов.
Дефектолог - проводит фронтальные и индивидуальные занятия с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии или отстающими от возрастной нормы, а также подгрупповые и групповые занятия, объединяя нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии. При необходимости дети с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии) обеспечиваются дополнительно индивидуальными занятиями или занятиями в малой группе – по 2–3 человека.
Музыкальный руководитель - организует и проводит музыкальные занятия, праздники. Знакомится с особенностями детей, разрабатывает под особые образовательные потребности детей специальные приемы и методы, применяет уже известные, с помощью музыкальных средств работает над задачей взаимодействия детей.
Инструктор по физической культуре - проводит физкультурные занятия и во время их проведения полностью отвечает за безопасность воспитанников. Организует разъяснительную работу с родителями по вопросам физического воспитания. Учитывает возрастные особенности и индивидуальные возможности каждого ребенка.
Читайте также:
- Топографический план и топографическая карта видео урок
- Почему покаяние называют лекарством для души как оно лечит ответ кратко 4 класс
- Как могли оценить дворяне и церковь взятие павлом 1 под покровительством мальтийского ордена кратко
- Как река амур изменяется в разные времена года кратко
- Как сделать ребенка внимательным в школе