Дорожная карта психолого педагогического сопровождения в доу

Обновлено: 05.07.2024

Развитие девочки соответствует норме. Девочка очень активна, любознательна. Девочка достаточно сложного и противоречивого характера, она очень ранима и не уверена в себе, часто нуждается в похвале и одобрении взрослых. Она обладает прекрасной памятью и хорошо развитым воображением, у девочки богатый словарный запас, ярко выраженная способность к словотворчеству. Она легко запоминает и с выражением читает стихи, пересказывает тексты, придумывает рассказы и сказки, передает содержание мультфильмов и кинофильмов. Любимым занятием девочки является рисование. Очень нравится ей рисовать по содержанию литературных произведений и мультфильмов. Рисуя, она использует различные техники и материалы. Наблюдая за ней, можно сделать вывод, что она не столько рисует, сколько экспериментирует, ищет что- то новое. Рисование помогает девочке сочинять, воображать, рассказывать, само реализовываться в творчестве.

2.Социальная характеристика семьи.Мать –Отец - Степень участия в воспитании:большую роль в воспитании ребёнка играет участие мама и бабушка.Условия проживания, условия быта - семья из трех человек проживает в собственном доме. Есть отдельная комната на двоих с сестрой. Созданы все условия для полноценного развития ребёнка.3.Запрос родителей

Художественно-эстетическое развитие ребёнка. Дополнительные занятия по рисованию

Задачи:

Разработать совместно с семьёй план психолого-педагогического сопровождения для возможных перспектив в развитии способностей девочки и поддержки её сильных сторон личности.Развивать творческие способности ребёнка в изобразительной деятельности.Повысить самооценку, уверенность в себе.5.Методы и приёмы:

- Игровые: игры и упражнения на развитие воображения, фантазии, творческого мышления.

- Практические: практические задания, с применением нетрадиционных техник изображения (в рисовании, лепке, аппликации).

- Совестные: беседы с детьми о жанрах, видах изобразительного искусства.

- Технология сотрудничества: сотворчество с педагогом, сверстником, народным мастером.

- Технология ТРИЗ. на занятиях используется метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности, метод эвристических и поисковых ситуаций.

6.Средства обучения.

Художественные средства: художественные инструменты и различный художественный материал; бросовый и природный материал.

Наглядные средства: коллекция иллюстраций, раскрасок, репродукции карти

-Образцы работ, фотографии.

-Интернет ресурсы – ИКТ, для получения детьми ярких впечатлений от произведений искусств и расширения знаний и впечатлений. (слайд-шоу, презентации.

Технические средства: музыка, видеофильм, слайд шоу, презентации.

Применение этих средств в работе позволило повысить активность и внимание, развить воображение и фантазию.

7.Группа сопровождения- родители: мама

8.Координатор (Ф.И.О) -воспитатель Григорьева Елена Михайловна

9.Организация работы (примерный перечень содержания работы с указанием конкретных сроков и распределением обязанностей)

План психолого – педагогического сопровождения:

Содержание работы

Форма

работы

Сроки

Ответственные

Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика

Исследование психических процессов (память, восприятие, внимание)

Исследование эмоциональных процессов (страхи, тревожность)

Исследование качеств личности (самооценка, произвольность, уровень притязаний)

Диагностика художественно-эстетического развития

Взаимодействие с педагогами

Информирование о результатах диагностических исследований

1 раз в квартал

Консультирование педагогов на тему

1 раз в квартал

Оформление и пополнение портфолио

Взаимодействие с семьёй. Деятельность родителей

Психолого-педагогическое просвещение родителей

По мере необходимости

Поддержание интереса ребёнка, поощрение.

Создание дома индивидуальных условий для творчества.

Работа с портфолио.

Помощь в создании индивидуальных выставок, пополнение их совместными работами.

Посещение выставок в школе искусств.

Планирование художественной деятельности.

Тема занятия.

Вид изобразительной деятельности.

Часы

Форма

занятия

Образовательный продукт.

2

Создание альбома творчества

2

Развитие психических процессов, развитие мелкой моторики рук.

2

Работа в альбоме творчества.

Рисование, конструирование, пластилинография.

6

Рисунок, оформленный в паспарту. Подготовка конкурсных работ

4

Открытки к праздникам.

Рисование, лепка, аппликация.

6

Использование нетрадиционной техники изображения.

Рисунок в технике

6

6

Работа в группе.

Оценка результатов.

Взаимодействие с семьёй. Деятельность родителей

-Психолого-педагогическая компетентность родителей

Психолого-педагогическая компетентность родителей повысилась. Активно работали по созданию портфолио.

-Участие в конкурсах

Принимали активное участие в конкурсах, отмечены дипломами и грамотами.

Индивидуальная работа психолого-педагогического сопровождения

-Положительное эмоциональное состояние ребёнка

-Развитие само регуляции

-Формирование предпосылок коммуникативных действий

Активно вступает в общение со взрослыми и сверстниками, беседы богаты и длительны по содержанию, стала более эмоциональна, умеет вступить в беседу и обоюдно ее завершить.

Уровень развития творческих способностей

С легкостью изображает фантазийные, сказочные и бытовые сюжеты, рисует по мотивам художественных и музыкальных произведений.

Эта дорожная карта создана в помощь педагогам, для дистанционного сопровождения семей воспитанников в дошкольном учреждении.

психолого-педагогического дистанционного сопровождения семьи

Содержание работы и направление деятельности

Сроки проведения Ответственный

Создание онлайн- опросов и онлайн- тестов для диагностики адаптации детей

Дети и родители

о нлайн-тесты , г угл-форма

Тезисы: - Что такое адаптация ;

- Признаки успешной адаптации;

- Причины тяжёлой адаптации;

- Степень и сроки адаптации ;

- Факторы , мешающие адаптации;

- Рекомендации родителям по адаптации ребёнка к детскому саду.

Прямые эфиры , о нлайн-конференции

Развивающая и психокоррекционная работа

Психокоррекционные з анятия с детьми по коррегированию имеющихся трудностей

Дети и родители

2020-2021 уч .г од ,

Развивающие занятия с детьми по лексическим темам

Дети и родители

Презентации с заданиями, о нлайн-игры , мобильные тренажёры

2020-2021 уч .г од , в осп итатели, спец иалисты

Психологическое просвещение и психопрофилактика

Тезисы: - Возрастные особенности детей 3-4лет;

- Возрастные особенности детей 4-5 лет;

- Возрастные особенности детей 5-6 лет;

- Возрастные особенности детей 6-7 лет;

Педагоги, специалисты, родители

Вебинар , э лектронная библиотека

2020-2021 уч .г од , старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед.

Анализ и внедрения имеющих ся методик на электронных платформ ах ( zoom ; viber ; skype ; whatsApp ; Вконтакте )

2020-2021 уч .г од , старший воспитатель педагог-психолог, учитель-логопед.

Преимущества нашего сервиса

1. По ФГОС

Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

2. Быстро

Результаты участия в творческом конкурсе будут оглашены в течение 2 часов с подачи заявки.

3. Честно

Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат..

Пример составления дорожной карты дистанционного сопровождения семьи в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОУ.

ВложениеРазмер
dorozhnaya_karta.docx 23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание работы и направление деятельности

Психолого-педагогическое обследование детей с целью определения актуального уровня развития, выявления проблем и недостатков развития:

- определение уровня развития познавательных процессов;

- изучение эмоционально-личностных особенностей воспитанников.

Педагог-психолог, воспитанники, родители (законные представители) воспитанников.

Онлайн конструкторы тестов , Google-формы , виртуальное облако, zoom, skype, WhatsApp

Сентябрь-октябрь 2020 г/ педагог-психолог/ воспитатели.

Диагностика психологической готовности детей к школе.

Педагог-психолог, воспитанники, родители (законные представители) воспитанников.

Онлайн конструктор тестов , Google-формы , виртуальное облако, zoom, skype, WhatsApp.

Май 2021 г./ педагог-психолог/ воспитатели.

Диагностика детско-родительских отношений и особенностей воспитания в семье (по запросу).

Педагог-психолог, воспитанники, родители (законные представители) воспитанников.

Онлайн конструктор тестов , Google-формы , виртуальное облако, zoom, skype, WhatsApp.

Весь период/ педагог-психолог.

Консультирование родителей по результатам диагностических обследований.

Педагог-психолог, родители (законные представители) воспитанников.

Телефонная связь,zoom, skype, WhatsApp.

Весь период/ педагог-психолог.

Психологическое консультирование в рамках экстренной и кризисной помощи (по запросу).

Педагог-психолог, родители (законные представители) воспитанников.

Телефонная связь,zoom, skype, WhatsApp.

Весь период/ педагог-психолог.

Психологическое консультирование по вопросам обучения и воспитания детей( по запросу).

Педагог-психолог, родители (законные представители) воспитанников.

Телефонная связь,zoom, skype, WhatsApp.

Весь период/ педагог-психолог.

Развивающая и психокоррекционная работа.

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми имеющими ниже среднего и низкий уровни развития психических процессов, психологической готовности к школе.

Педагог-психолог, воспитанники,родители (законные представители) воспитанников.

Октябрь-апрель 2020-2021г.г./ педагог-психолог.

Коррекционно-развивающие занятия с детьми групп комбинированной и компенсирующей направленности (старший, подготовительный возраст) с целью развития познавательных процессов и речевых навыков.

Педагог-психолог, воспитанники, родители (законные представители) воспитанников.

Октябрь-апрель 2020-2021г.г./ педагог-психолог.

Развивающие занятия с детьми подготовительной группы, с целью формирования психологической готовности к школьному обучению (развитие психических процессов, мотивации обучения в школе).

Педагог-психолог, воспитанники, родители (законные представители) воспитанников.

Октябрь-апрель 2020-2021г.г./ педагог-психолог.

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с воспитанниками имеющими трудности в эмоциональной, поведенческой сферах. (по запросу).

Педагог-психолог, воспитанники, родители (законные представители) воспитанников.

Весь период /педагог-психолог.

Психологическое просвещение и психопрофилактика.

Экспресс обзор групп по результатам диагностики познавательной сферы, психологической готовности к школе (по запросу).

Октябрь, май 2020, 2021/ педагог-психолог, воспитатели.

Организация онлайн тематических встреч с родителями (по запросу).

Педагог-психолог, воспитатели, родители (законные представители) воспитанников.

Весь период/ педагог-психолог, воспитатели.

Педагог-психолог, родители (законные представители) воспитанников.

Декабрь 2020/ педагог-психолог.

Выступления на родительских собраниях.

Педагог-психолог, воспитатели, родители (законные представители) воспитанников.

Сентябрь, декабрь2020, май2021/ педагог-психолог, воспитатели.

Педагог-психолог, воспитатели, родители (законные представители) воспитанников.

По плану пед.психолога( весь период)/ педагог-психолог.

Планирование и анализ диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы

Педагог-психолог, воспитатели, родители (законные представители) воспитанников.

Сайт ДОУ, zoom, skype WhatsApp.

Участие в составе членов Ппк.

zoom, skype WhatsApp

Участие в городских методических объединениях и городских мероприятиях (конференции, круглые столы, конкурсы и т.д.)

Сайт ДОУ, личный сайт педагога-психолога

Весь период/ педагог-психолог.

Цель: помочь родителям научиться использовать игру для решения психологических проблем и процесса раскрытия творческого потенциала ребенка.

1.Создать атмосферу сотрудничества;

2. Показать значимость практического применения игровой терапии;

3. Вызвать интерес к играм способствующим снятию внутреннего напряжения и развитию внутреннего потенциала ребенка ;

4.Повысить уровень психологической компетентности родителей, их мотивацию на системное использование в воспитании игровой терапии.

1.Теоретическое знакомство с методами игровой терапии и развивающей игры.

2.Презентация игровых техник и вариантов их использования.

3.Активная часть тренинга.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Карта психолого-педагогического сопровождения дошкольника и его семьи

Компоненты комплексного обследования. Составление программы индивидуальной работы с ребёнком и родителями. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка и его семьи.


Комплексное психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение ребёнка в период адаптации к детскому саду.

Материал представляет систему работы всего коллектива ДОУ по комплексному сопровождению ребёнка, поступившего в детский сад. Адресован педагогам, психологам и всем специалистам, работающим в ДОУ.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА, КАК СОПРОВОЖДЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА, КАК СОПРОВОЖДЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.

Пример карты психолого-педагогического сопровождения развития ребенка

Пример карты психолого-педагогического сопровождения развития ребенка.

Карты психолого-педагогического и речевого сопровождения ребенка со сложным дефектом

Данный материал помогает провести комплексное речевое обследование детей группы (с учетом анамнеза, медицинских особенностей, АУР) в начале и конце года, согласно АООП для детей со сложным дефектом 1 .


Практика дистанционного сопровождения семей с детьми с ОВЗ через создание сообщества в социальных сетях (Инклюзивные Педагогические Практики)

Практика дистанционного сопровождения семей с детьми с ОВЗ через создание сообщества в социальных сетях (Инклюзивные Педагогические Практики) в ДОУ.


Проблема детской инвалидности сегодня одна из самых актуальных. Показатель детской инвалидности в развитых странах составляет 250 случаев на 10 тысяч детей и имеет тенденцию к увеличению. По данным Вс.

Здоровье – это сложное интегральное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определенный уровень умственной и физической работоспособности. Исходя из этого утверждения, оценка психического здоровья детей должна осуществляться по следующим направлениям:

  • развитие движений;
  • адаптационные возможности;
  • уровень зрелости нервных процессов;
  • эмоциональное благополучие;
  • психическое развитие.

Таким образом, основная цель ведения индивидуальных карт – установление уровня психического развития ребенка, его соответствия возрастным нормам, выявление личностных особенностей дошкольника, что позволит педагогам планировать индивидуальные меры коррекции и профилактики отдельных сторон психического развития ребенка, а также, в определенной мере, результаты своего педагогического труда.

Рассмотрим подробнее пункты карты.

1. Результаты анкетирования родителей.

При поступлении ребенка в детский сад в группу детей раннего возраста или в во вторую младшую родителям предлагается анкета о здоровье ребенка, часть вопросов которой заносится и в данную карту. Это вопросы об особенностях протекания беременности и родов, способе вскармливания ребенка, весе ребенка при рождении и характеристика поведения ребенка родителями. Все эти первичные данные о ребенке помогают психологу ДОУ и воспитателям групп предположить протекание адаптационного периода ребенка к условиям детского сада и возможные роли родителей в этом процессе, а также предупредить случаи дезадаптации.

2. Адаптация к условиям детского сада.

Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации:

  • эмоциональное состояние;
  • коммуникабельность;
  • послеполуденный сон;
  • аппетит.

Каждый из факторов может оцениваться от + 3 до – 3, то есть от отличной адаптации до полной дезадаптации, (краткие характеристики разных оценок приводятся в методике). Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или –12, в интервале чего и определяются уровни адаптации. Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в ДОУ) или быть сколь угодно долгой. Уровни, то есть успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П).

Наблюдение проводится ежедневно в течение месяца педагогами групп. Данные наблюдений суммируются и заносятся в карту.

Наблюдение за адаптационными возможностями организма детей проводятся в группе раннего возраста и (или) во второй младшей группе.

Оценка нервно-психического развития детей до трех лет проводится только в группе раннего возраста по окончании процесса адаптации и в конце года по специальной шкале.

3. Сенсомоторное развитие ребенка.

Оценка сенсомоторного развития детей проводится во второй младшей группе в начале и в конце учебного года, в средней, старшей и подготовительной группах в начале учебного года – с учетом возраста детей в 3; 3,5; 4; 5 и 6 лет.

4. Индивидуальная работа с родителями ребенка.

Данная графа предусматривает запись обо всех видах индивидуальной работы с родителями дошкольника: консультации обращения к психологу ДОУ, участие в семинарах-практикумах, индивидуальная диагностика, индивидуальная коррекционная и тренинговая работа.

5. Показатели эмоционального благополучия ребенка в ДОУ.

Обследование проводится осенью (в октябре–ноябре) и весной (в мае–апреле) методом цветового выбора. Из восьми цветов М.Люшера ребенку предлагается выбрать тот, который нравится.

Выбор детьми зеленого, желтого, красно-оранжевого цвета есть свидетельство активной позиции, высокой работоспособности, готовности проявлять волевые усилия, эмоциональное благополучие и душевный комфорт.

Выбор сине-голубого, серого и фиолетового цвета – это потребность в уходе от реальной действительности, нереальные требования к жизни, мечтательность, индивидуалистичность.

Выбор коричневого и черного цвета – это отказ, неприятие, огорчение, протест против существующего положения вещей, потребность в независимости, негативизм по отношению к любым авторитетам.

6. Социометрический статус ребенка в группе сверстников.

Социометрический статус ребенка определяется с помощью диагностики эмоционального благополучия ребенка в группе сверстников, которая проводится один раз в год в дошкольных группах.

  • количество выборов для каждого ребенка;
  • количество взаимных выборов;
  • определение статуса каждого ребенка.

УВБ – это уровень благополучия взаимоотношений. Он определяется как высокий, если в группе преобладают дети первой и второй статусных групп, низкий, если преобладает число детей третьей и четвертой статусных групп, и средний, если число детей первой и второй статусных групп равно числу детей третьей и четвертой статусных групп.

Показатель удовлетворенности детей своими отношениями со сверстниками определяется по формуле и сравнивается с показателями:

R = число детей, имеющих взаимные выборы : общее число детей.

сверхвысокий уровень = 66 % и выше;
высокий уровень = 50 — 65 %;
средний уровень = 34 — 49 %
низкий уровень = 33 % и ниже.

Коэффициент изолированности определяется по формуле:

R = количество изолированных детей : общее число детей.

7. Ориентировочная школьная зрелость

Тест на определение ориентировочной готовности к школе по методике Керна–Йирасека проводится в старшей дошкольной группе в апреле–мае и включает в себя три задания:

Первое задание – рисование фигуры человека по представлению.

Задание дает возможность выявить зависимость между изобразительной деятельностью и развитие второй сигнальной системы, абстрактного мышления, интеграцией в психической деятельности. Следовательно, этот субтест позволяет проводить ориентировочную оценку общего умственного развития.

Второе задание – графическое копирование фразы из письменных букв.

Третье задание – срисовывание точек в определенном пространственном положении.

Выполнение второго и третьего заданий теста связано с уровнем развития у ребенка способности к произвольному поведению, что является важной предпосылкой для успешного обучения. Кроме того, задания теста дают представление о развитии мелких мышц кисти и выраженности тонких двигательных координаций, необходимых для становления навыков письма и совершенствования рисунка.

Каждое задание оценивается баллом от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка).

8. Готовность к обучению в школе.

Для изучения и выявления уровня развития познавательных процессов (внимание, память, мышление) и общего интеллектуального уровня развития дошкольников используются различные экспериментальные психологические методики, результаты которых и фиксируются в данном разделе с указанием даты проведения и названия методики.

Диагностическое обследование включает в себя следующие методики:

9. Индивидуальная работа с ребенком.

По результатам диагностических методик планируется и проводится индивидуальная коррекционно-развивающая работа с ребенком. Допускается фиксировать информацию об участии ребенка в групповых коррекционно-развивающих занятиях.

10. Рекомендации при поступлении ребенка в школу.

Рекомендации являются результатом наблюдения за весь период дошкольного детства, а также по результатам психодиагностического обследования ребенка в подготовительной к школе группе осенью и весной.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Договор с родителями о психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении воспитанника МБУ.

Организация медицинского обслуживания

Сопровождение врача-педиатра в учреждении

Без особенностей, по основному меню ОУ

Организация взаимодействия с родителями

На основе договора

Организация взаимодействия с МСЭ

На основе договора

Организация взаимодействия с ПМПК

На основе договора

Организация взаимодействия с органами социальной защиты

На основе договора

Материально-технические условия, обеспечивающие выполнение Организацией требований:

– санитарно-эпидемиологических правил и нормативов:

• к условиям размещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность,

• оборудованию и содержанию территории,

• помещениям, их оборудованию и содержанию,

• естественному и искусственному освещению помещений,

• отоплению и вентиляции,

• водоснабжению и канализации,

• приему детей в организации, осуществляющие образовательную деятельность,

• организации режима дня,

• организации физического воспитания,

• личной гигиене персонала;

– пожарной безопасности и электробезопасности;

– охране здоровья воспитанников и охране труда работников Организации;

- возможность для беспрепятственного доступа воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

При создании материально-технических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья Организация должна учитывать особенности их физического и психофизиологического развития.

Организация должна иметь необходимое для всех видов образовательной деятельности воспитанников (в т. ч детей с ТНР), педагогической, административной и хозяйственной деятельности оснащение и оборудование:

– учебно-методический комплект Программы (в т. ч. комплект различных развивающих игр);

– помещения для занятий и проектов, обеспечивающие образование детей через игру, общение, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности ребенка с участием взрослых и других детей;

– оснащение предметно-развивающей среды, включающей средства образования и воспитания, подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста,

– мебель, техническое оборудование, спортивный и хозяйственный инвентарь, инвентарь для художественного творчества, музыкальные инструменты.

- Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М., 2002.

- Левченко И.Ю., Дубровина Т.И. Дети с общим недоразвитием речи: Развитие памяти. – М.: Национальный книжный центр, 2016.

- Нищева Н.В. Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда, 2016

- Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи, 2016.

- Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи.

- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей // в сб. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. –М.: Просвещение, 2009.

- Разработка адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ: Методическое пособие / Под общ. ред. Т. А. Овечкиной, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2015.

Формы и методы организации инклюзивного образования

- Специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие формы внимания.

- Дети нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.

- В качестве основного метода положительного воздействия на детей можно выделить работу с семьей этого ребенка.

- Соблюдение охранительного режима (оптимальная физическая и интеллектуальная нагрузка).

- Двигательные разминки, физминутки, игры и упражнения на развитие мелкой моторики, релаксационные упражнения в перерывах между занятиями и на занятиях.

- Пролонгированный дневной сон.

- Использование комплекса методов: словесных, наглядных, практических.

- Дробление материала на части.

- Четкие понятные детям инструкции.

- Использование схем, алгоритмов.

- Закрепление изученного материала в свободной и совместной деятельности.

- Ограничение упражнений для шеи, резких наклонов и поворотов головы, интенсивных прыжков, активных подвижных игр.

- Исключение упражнений с длительным статическим напряжением мышц.

- Подбор упражнений с предметами разных размеров.

- Использование дыхательных упражнений.

- Ограничение закаливающих процедур.

- Положительная оценка деятельности.

- Снижение критериев оценки.

Формы организации инклюзивного образования:

Индивидуальные занятия - направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями.

Организация предметно-развивающей среды - стимулирует развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка, обеспечивает разным детям доступ к развитию своих возможностей.

Взаимодействие с другими детьми в микрогруппах - способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Педагоги способствуют взаимодействию детей в микрогруппах, через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности.

Фронтальные формы организации активности детей – для организации инклюзивного процесса больше всего подходит занятие в форме круга – специально организованного, занятия, на котором дети и взрослые играют вместе в особой – спокойной, доверительной атмосфере. В кругу все видят друг друга, могут взглянуть друг другу в глаза, взяться за руки. Традиционность в построении кругов дает ребенку уверенность в безопасности, устойчивости внешнего мира.

Праздники, экскурсии, конкурсы, походы выходного дня - важная составляющая инклюзивного процесса. Они создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых.

Кадровое обеспечение образовательного процесса

При работе в группах для детей с ОНР в Организации должны быть дополнительно предусмотрены должности педагогов, имеющих соответствующую квалификацию для работы в соответствии со спецификой ограничения здоровья детей с ТНР, из расчета не менее одной должности на группу детей.

При организации инклюзивного образования:

– при включении в общеобразовательную группу иных категорий детей, имеющих специальные образовательные потребности, в т. ч. находящихся в трудной жизненной ситуации, может быть предусмотрено дополнительное кадровое обеспечение. Категории таких детей и особенности их кадрового сопровождения устанавливаются органами власти субъектов Российской Федерации.

В целях эффективной реализации Программы Организация должна создать условия для профессионального развития педагогических и руководящих кадров, в т. ч. Их дополнительного профессионального образования. Программой предусмотрены различные формы и программы дополнительного профессионального образования, в т. ч. Учитывающие особенности реализуемой основной образовательной программы.

Организация должна самостоятельно или с привлечением других организаций и

партнеров обеспечивать консультативную поддержку руководящих и педагогических работников по вопросам образования детей, в том числе реализации программам дополнительного образования, адаптивных коррекционно-развивающих программ и программ инклюзивного образования дошкольников.

Учитель-логопед - занимается коррекцией отклонений в развитии речи детей. Обследует воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющихся у них дефектов. Проводит групповые и индивидуальные занятия по коррекции и развитию речи.

Педагог - психолог - его работа направлена на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников. Педагог-психолог проводит психологическую диагностику, определяет особенности (умственные, физические, эмоциональные) в развитии воспитанников. Использует в своей работе методы арт-терапии, игровой терапии и др.

Воспитатели – проводит планирование (совместно с другими специалистами) и организацию совместной деятельности всех воспитанников группы; обеспечивает индивидуальный подход к каждому воспитаннику с учетом рекомендаций специалистов.

Дефектолог - проводит фронтальные и индивидуальные занятия с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии или отстающими от возрастной нормы, а также подгрупповые и групповые занятия, объединяя нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии. При необходимости дети с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии) обеспечиваются дополнительно индивидуальными занятиями или занятиями в малой группе – по 2–3 человека.

Музыкальный руководитель - организует и проводит музыкальные занятия, праздники. Знакомится с особенностями детей, разрабатывает под особые образовательные потребности детей специальные приемы и методы, применяет уже известные, с помощью музыкальных средств работает над задачей взаимодействия детей.

Инструктор по физической культуре - проводит физкультурные занятия и во время их проведения полностью отвечает за безопасность воспитанников. Организует разъяснительную работу с родителями по вопросам физического воспитания. Учитывает возрастные особенности и индивидуальные возможности каждого ребенка.

Читайте также: