Дополнительная общеразвивающая программа проектная деятельность в школе

Обновлено: 02.07.2024

Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р

Направленность программы - Общеинтеллектуальное направление

Актуальность программы

Ориентация на результаты образования , которые рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода, является важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения.

Процессы обучения и воспитания развиваются у учащихся в случае наличия деятельностной формы способствующей формированию тех или иных типов деятельности.

Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов.

Для развития ребенка необходимо организовать его деятельность организующую условия, провоцирующих детское действие. Такая стратегия обучения легко реализовывается посредством создания проектов.

Отличительные особенности программы

Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности.

При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных качествах, рассмотрение различных точек зрения на одну проблему, организация взаимодействия между участниками проекта.

Учебные проекты, как правило, содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки проблемы до представления результата. Метод проектов имеет богатые дидактические возможности как для внутри предметного, так и для межпредметного обучения.

Выполняемые учащимися проекты позволяют выявить интерес каждого школьника по уровню успешности различных видов учебной деятельности, по отношению к процессу деятельности и её результатам. Проектирование практически помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии, что позволяет каждому самостоятельно осваивать накопления культуры.

Содержание курса составляют сведения о различных видах проектов и проектных продуктах, что позволяет учащимся уже на начальном этапе осуществить их выбор и попробовать себя в их создании. Работа над проектом позволяет учащемуся осознать ситуации, проблемы, процессы, происходящие в окружающем его мире. В курсе достаточно подробно рассматривается алгоритм проведения проекта, его основополагающие моменты, что позволяет применить его в проектах различных типов и направлений. Для создания положительной мотивации к обучению приводится занимательный материал, материал из разных областей, чаще всего понятный и доступный обучающимся, а для проектов отобраны знакомые для школьников объекты окружающие их.

Принципиальным является характер занятий – это групповые формы работы, деятельностный режим, практико-ориентированная направленность обучения. Уровень усвоения и форма проведения, методы и приемы занятий соответствует психолого-педагогическим особенностям обучающихся пятого класса средней школы.

Новизна курса заключается в том, что она представляет сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в рамках нового образовательного стандарта, а погружение учащихся в мир проектирования позволит пробудить у них интерес к решению учебных и социальных проблем.

Актуальность заключается в практическом применении полученных знаний и умений школьниками в повседневной жизни.

Полнота содержания - курс содержит сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения.

Инвариантность содержания - курс применим для разных групп школьников, что достигается обобщённостью включённых в неё знаний, их отбором в соответствии с задачами обучения и уровнем развития учащихся.

Практическая направленность содержания - содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.

Систематичность содержания обеспечивается логикой развёртывания учебного содержания.

Основными методами обучения являются: проблемный, частично - поисковый и исследовательский, словесно-иллюстративные методы, выступления с предложениями, идеями, мозговой штурм, обсуждение.

Формы учебных занятий: теоретические: комбинированное занятие, мини-конференция; практические: игры, практические работы, эксперимент, наблюдение и т.д. Каждое занятие включает в себя познавательную часть, практические задания. После каждого занятия предусмотрено домашнее задание, которое предполагает либо закрепление полученных знаний и умений, либо выполнение подобных заданий в новых условиях.

Для регулярного контроля заводится диагностическая карта, в которой по каждой теме ставится соответствующий балл : 3 – высокий уровень (выполнил в полном объёме); 2 – средний (выполнил с помощью преподавателя); 1 – низкий (выполнил с большим количеством ошибок); 0 – очень низкий (не выполнил). Итоговая аттестация по изученному курсу проводится по результатам отчетов о выполнении работ и итоговой работы - группового проекта. Если учащийся не пожелает работать над групповым проектом его зачетной работой может стать персональный проект.

Адресат программы - средний школьный возраст (5 класс)

Объем программы - Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа за год

Срок освоения программы – 1 год

Цель, задачи программы

Цель: формирование ключевых компетентностей учащихся (проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной) для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода.

познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов; знать о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов; уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта; знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами; представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта; знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты; составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы; иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении; проводить рефлексию своей деятельности.

формирование универсальных учебных действий; расширение кругозора; обогащение словарного запаса, развитие речи и дикции школьников; развитие творческих способностей; развитие умения анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания; развитие мышления, способности наблюдать и делать выводы; на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов.

способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии; развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности; дать возможность учащимся проявить себя.

Представленный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Учащиеся получат не только некоторые первоначальные знания из области проектного метода, что понадобиться при дальнейшем обучении разных школьных дисциплин, но и расширят свой кругозор, повысят эрудицию, уверенность в себе.

Содержание программы

Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы – 3 часа

Что такое ситуация. Выделение признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуации. Анализ (описание) реальной ситуации. Обоснование желаемой ситуации. Описание ситуации в рамках проекта. Постановка цели как прогнозируемый результат. Требования к формулированию цели. Связь между достижением цели и решением проблемы проекта.

Планирование деятельности. Формулирование задач. Ресурсы – 2 часа

Что такое задача. Определение и формирование задач, адекватных целям. Как разбить задачу на шаги. Планирование деятельности. Риски: распознавание, оценка, предотвращение.

Работа с каталогами и со справочной литературой - 3 часа

Что такое каталог. Основа всех каталогов – карточка. Информация с титульного листа книги. Виды каталогов (алфавитный, систематический, электронный). Нахождение нужной книги по каталогу. Виды справочной литературы (словарь, справочник, энциклопедия). Особенности словарных статей в разных источниках информации. Составление справочника по теме проекта. Поиск недостающей информации.

Реализация плана проекта - 3 часа

Основная часть проекта. Структура проекта. Оформление проекта.

Способы первичной обработки информации - 4 часа

Чтение текста с пометками. Составление плана по прочитанному тексту. Составление таблицы на основе полученных записей. Создание презентации.

Наблюдение и эксперимент - 3 часа

Описание свойств трёх предметов. Проведение экспериментов. Прогнозирование результатов эксперимента. Последовательность проведения наблюдения и эксперимента. Наблюдения, необходимые для работы над проектом. Оформление результатов наблюдений (экспериментов).

Как работать вместе – 2 часа

Правила групповой работы. Общение в группе. Самые важные правила. Командные роли. Конфликтная ситуация. Способы разрешения конфликта. Способы группового взаимодействия.

Вместе к одной цели - 11 часов

Учимся применять способности. Учимся взаимодействовать. Учимся презентации. Учимся рефлексии. Работа над проектами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана для обучения учащихся основам исследовательской и проектной деятельности в рамках часов внеурочной деятельности.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9 с. КЕВСАЛА ИПАТОВСКОГО РАЙОНА

СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Принята на заседании

Директор МБОУ СОШ № 9 с. Кевсала

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

Возраст обучающихся: 12-13 лет

Срок реализации: 1 год

Лепихина Татьяна Дмитриевна, педагог

с. Кевсала - 2020г.

Пояснительная записка

Программа составлена на основе:

- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) основного общего образования;

- Примерной основной образовательной программы основного общего образования.

Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся, формирование у них основ культуры исследовательской и проектной деятельности, системных представлений и позитивного социального опыта применения методов и технологий этих видов деятельности, развитие умений обучающихся самостоятельно определять цели и результаты (продукты) такой деятельности.

Исходя из целей программы, организационно-методическое обеспечение и педагогическое сопровождение программы направлены на создание условий для решения следующих задач:

- Совершенствовать надпредметные знания, умения и навыки обучающихся.

- Развивать исследовательскую компетентность учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

- Познакомить учащихся с теоретическими основами учебно-исследовательской и проектной деятельности.

- Научить учащихся работать с различными источниками информации.

- Отработать навыки публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией.

- Организовать разнообразную, творческую, общественно значимую исследовательскую и проектную деятельность детей.

- Научить детей приобретать опыт сотрудничества с различными организациями при написании работы.

Актуальность проектно-исследовательской деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы основного общего образования. Современные развивающие программы основного общего образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в старшей школе, вузах, колледжах и т.д.

Программа рассчитана на 70 аудиторных часов (40 мин.) и предполагает изучение данного курса учащимися, заинтересованными в проведении проектной и учебно-исследовательской деятельности.

Новизна программы курса заключается в том, что она представляет сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в рамках нового образовательного стандарта, а погружение обучающихся в мир проектирования позволит пробудить у них интерес к решению учебных и социальных проблем.

Курс состоит из отдельных модулей. Модули нацелены на освоение учащимися различных способов деятельности, которые применяются в рамках проектной деятельности и является основой для формирования ключевых компетентностей. Модуль программы понимается как логически законченная единица содержания образования.

Прогнозируемые результаты обучения учащихся определены по каждому модулю на основе конкретизации сложных умений, необходимых для работы над проектом, и с учетом требований, предъявляемых учащимся при проектной деятельности, а также критериев оценки сформированности компетентностей учащихся.

Контроль достижения планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий, а также посредством организации презентаций результатов групповой работы учащихся. Критерием достижения планируемых образовательных результатов станет проявление учащимися освоенных способов деятельности в ходе работы над проектами.

Принципиальным является интерактивный характер модулей. Работа с учащимися проводится в деятельностном режиме, преимущественно используются групповые формы работы на занятиях.

Планируемые результаты обучения учащихся определены на основе конкретизации сложных умений, необходимых для решения проблем, и с учетом требований, предъявляемых учащимся при проектной деятельности, а также критериев оценки сформированности компетентностей учащихся.

Прогнозируемые результаты обучения для учащихся

Учащиеся получат представление о противоречии, лежащем в основе проблемы.

Учащиеся получат опыт:

описания ситуации, в которой возникает проблема;

постановки задач, адекватных цели, определенной совместно с учителем.

формулировать цель на основании проблемы;

выстраивать в хронологической последовательности действия (шаги);

рассчитывать время, необходимое для их выполнения.

Принципиальным является интерактивный характер модуля. Работа с учащимися должна проводится в деятельностном режиме (погружение в проблему – практическая работа – обсуждение результатов). Рекомендуется использование групповых форм работы на занятиях.

Контроль достижения планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий, а также посредством организации презентаций результатов групповой работы учащихся. Обязательным условием и показателем успешного усвоения учебного модуля станет использование освоенных способов деятельности в рамках работы учащихся над проектами.

Предлагаемый модуль нацелен на освоение простейших статических и динамических наблюдений, способов регистрации полученных сведений, особенностей постановки экспериментов с объектом или его моделью, простейших приемов обработки первичной информации. Наиболее сложной является проблема выбора адекватных методов исследования для решения конкретных задач. Для младшего подросткового возраста самостоятельный выбор методов не представляется возможным, однако в ходе занятий под руководством педагога учащиеся получат неплохой опыт применения методов наблюдения и эксперимента в модельных ситуациях, что облегчит им в дальнейшем работу с реальными задачами поиска и сбора первичной информации.

Поэтому следует предлагать ученикам задачи, решение которых вызовет положительные эмоции. Эти задачи должны быть интересны, неочевидны, но абсолютно решаемы простым и доступным способом.

Прогнозируемые результаты обучения

Учащиеся получат представление о наблюдении и эксперименте как способах сбора первичной информации, их отличиях и разновидностях.

Учащиеся осознают необходимость исследовательской деятельности для сбора научных фактов.

Учащиеся получат опыт описания наблюдаемых качеств предметов и явлений, измерения простейших физических параметров объекта, обработки и обсуждения результатов.

Учащиеся получат опыт планирования длительных наблюдений и экс-периментов на основе поставленных задач и выдвинутых гипотез.

Учащиеся получат опыт выбора метода исследования в соответствии с особенностями поставленной задачи.

Ведущими формами организации занятий должны стать фронтальные беседы и работа в группах по заданиям учителя.

Контроль достижения практических результатов осуществляется при обсуждении результатов практической деятельности групп и обобщении результатов в классе. Не исключается подготовка презентаций наиболее удачных исследований.

Прогнозируемые результаты обучения

Учащиеся получат опыт:

работы с текстом при помощи разных приемов;

работы с понятиями;

применения ассоциативного мышления для обработки информации.

четыре способа первичной обработки информации;

приемы комбинирования разных способов первичной обработки информации.

Контроль выполнения заданий предполагается как во время группового обсуждения, так и во время индивидуальных консультаций. Показателем успешности освоения программы модуля станет использование приемов обработки первичной информации во время выполнения проекта и в процессе обучения вообще.

Модуль построен на сочетании трех основных направлений работы над публичным выступлением: освоение норм речи и элементов риторики, необходимых для создания текста выступления; знакомство с формой представления текста и отработка основных приемов публичного выступления (как вербальных, так и невербальных компонентов); элементы группового взаимодействия при подготовке и проведении группового выступления.

Важными принципами организации курса являются практическая направленность и продуктный подход, когда материалом обучения и его результатом становятся реальные выступления учащихся, в том числе по представлению результатов своей проектной деятельности. Темы модуля включают только тот материал, который непосредственно пригодится учащимся в подготовке к презентации результатов своей учебной и проектной деятельности.

В рамках данного модуля рекомендуется использование групповой работы и коммуникативных тренингов. Большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся как с культурными образцами (примеры выступлений великих ораторов), так и со своими текстами.

Прогнозируемые результаты обучения

Учащиеся получат представление о:

риторике как науке о красивой речи;

основных риторических приемах;

некоторых методах разработки темы;

значении и формах невербальной коммуникации;

некоторых видах вопросов;

некоторых приемах работы с аудиторией.

Учащиеся получат опыт:

разработки темы и развернутого плана выступления;

использования некоторых риторических приемов для улучшения вос-приятия выступления;

работы с вопросами на понимание, в развитие темы;

группового взаимодействия в процессе подготовки и проведения пуб-личного выступления.

Учащиеся освоят на практике:

некоторые приемы активного слушания;

составления и задания вопроса;

некоторые приемы поведения при вопросах.

Формой отчета учащихся является публичное выступление на заданную тему (групповое) – желательно по теме проекта.

Презентация продукта

Целью модуля является освоение учащимися способов публичной деятельности, необходимых при представлении проектов.

Итоговую работу по презентации проектов можно запланировать, используя одну из организационных форм публичного представления проектов: выставка, аукцион, рекламная акция и пр.

Прогнозируемые результаты обучения

Учащиеся получат представление об особенностях деловой коммуни-кации и роли презентации в ее организации.

Учащиеся получат опыт:

оценки возможностей использования различных типов презентации;

использования различных коммуникативных приемов в процессе презен-тации;

анализа различных типов аудитории, коммуникативных партнеров.

планировать основные шаги для организации публичной презентации продукта;

прогнозировать возможную реакцию аудитории на представляемый продукт и способ его преподнесения;

планировать действия (шаги) в соответствии с задачами.

Принципиальным является интерактивный характер модуля. Работа с учащимися проводится в деятельностном режиме (постановка задачи для погружения в тему – практическая работа – обсуждение результатов). Рекомендуется использование групповых форм работы на занятиях. Контроль достижения планируемых результатов осуществляется непо-средственно при выполнении заданий, а также посредством организации презентаций результатов групповой работы учащихся. Обязательным условием и показателем успешного усвоения учебного модуля станет использование предлагаемых способов деятельности в рамках работы учащихся над представлением уже разработанных проектов. Одно из основных требований к учащимся перед освоением темы является их знакомство с базовыми знаниями по программному продукту Power Point.

Материально - техническое обеспечение – занятия по программе проходят:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа имеет социально-педагогическую направленность с элементами культурологической и предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области творческого и социального проектирования.

Актуальность программы

Актуальность программы заключается в практическом применении полученных знаний и умений школьниками в повседневной жизни.

Отличительные особенности программы

Новизна программы заключается в том, что она разработана для сборных групп детей, которые стремятся добывать знания целенаправленно по мере возникновения у них потребности решения возникающих проблем. При этом это дети не только разного возраста, но и с разными стартовыми способностями. Программа отличается ещё и тем, что позволяет в условиях как учреждений дополнительного образования детей, так и общеобразовательной школы расширить возможности любой образовательной области.

Уровень реализации программы

Программы разработана для сборных групп детей, которые стремятся добывать знания целенаправленно по мере возникновения у них потребности решения возникающих проблем. При этом это дети не только разного возраста, но и с разными стартовыми способностями.

Адресат программы

Программа направлена на работу с детьми с разным уровнем способностей и подготовки.

Группы формируются по возрасту: 10-12 лет.

Объем программы

Общий курс составляет 70 часов, в которые входит как теоретический курс, так и практические работы по созданию продукта проекта.

Формы организации образовательного процесса

Индивидуальные, групповые, проблемный, частично - поисковый и исследовательский, словесно-иллюстративные методы, выступления с предложениями, идеями, мозговой штурм, обсуждение, выполнение самостоятельной работы, творческие отчеты.

Срок освоения программы

Режим занятий

Курс рассчитан на 2 часа в неделю в течение 1 полугодия для обучающихся 6 классов и 2 часа в неделю в течение 2 полугодия для обучающихся 5 классов. Продолжительность занятия – 45 минут.

Цель и задачи программы

Цель: обучение детей основам проектной деятельности и их активное творческое развитие с учетом индивидуальности каждого ребенка посредством решения поставленных проблем.

Задачи: Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

Образовательные:

Научить формулировать проблемы, ставить проблемные вопросы.

Научить работать с различными источниками информации.

Научить способам первичной обработки информации.

Научить наблюдать, экспериментировать и оформлять результаты.

Научить работать в группе, команде.

Научить оценивать свои и чужие результаты.

Познакомить с разными видами представления результатов своей деятельности.

Воспитательные, развивающие:

Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии;

Развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.

Развивать исследовательские умения.

Предметные результаты освоения учебного предмета

Сформированность универсальных учебных действий учащимися в ходе осуществления ими проектной деятельности по определенным критериям:

1) Презентация содержания работы самим учащимся:

 постановка задачи, описание способов ее решения, полученных результатов, критическая оценка самим учащимся работы и полученных результатов.

2) Качество защиты работы:

 четкость и ясность изложения задачи;

 последовательность в аргументации;

 логичность и оригинальность.

3) Качество наглядного представления работы:

 использование рисунков, схем, графиков, моделей и других средств наглядной презентации;

 качество текста (соответствие плану, оформление работы, грамотность по теме изложения, наличие приложения к работе).

4) Коммуникативные умения:

 анализ самим учащимся поставленных перед ним вопросов со стороны других учащихся, учителя, других членов комиссии, выявление учащимся проблем в собственном понимании и понимании участников обсуждения, разрешение возникших проблем – ясный и четкий ответ либо описание возможных направлений для размышлений;

 умение активно участвовать в дискуссии: выслушивание и понимание чужой точки зрения, поддерживание диалога уточняющими вопросами, аргументация собственной точки зрения, развитие темы обсуждения, оформление выводов дискуссии.

Ключевым моментом в процессе оценки результатов проектной работы является развитие навыков анализа собственной деятельности учащимися. Особое место занимает самооценивание, цель которого – осмысление учащимся собственного опыта, выявление причин успеха или неудачи, осознание собственных проблем и поиск внутренних ресурсов, способствующих их разрешению.

Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса

Познавательные УУД:

- построение логической цепи рассуждений;

- выдвижение гипотез и их обоснование;

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение, извлечение информации;

- определение основной и второстепенной информации;

- свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем.

Регулятивные УУД:

- умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;

- умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;

- умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);

- адекватность и дифференцированность самооценки;

- умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха.

Коммуникативные УУД:

- рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,

- способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

Воспитательные результаты программы представлены в трёх уровнях: приобретение школьником социальных знаний; получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма.

Учебный план 5 класс

Название раздела, темы

Формы аттестации/ контроля

Этапы работы над проектом.

Постановка цели как прогнозируемый результат. Требования к формированию цели.

Определение групп и тем проектов, формирование задач, адекватных целям. Планирование деятельности.

Каталог. Нахождение нужной книги по каталогу.

Виды справочной литературы (словарь, справочник, энциклопедия). Работа с литературой.

Составление справочника по теме проекта. Поиск недостающей информации.

Работа с текстом. Составление записей и таблиц.

Работа с дополнительными источниками информации (Интернет)

Приложения. Сноски. Правила оформления.

Оформление списка литературы.

Учимся взаимодействовать. Правила групповой работы. Командные роли.

Работа над проектами

Работа над проектами. Написание проекта.

Работа над проектами. Оформление проектов.

Работа с презентацией

Подготовка к защите проектов.

Защита проектов. Рефлексия. Подведение итогов

Содержание учебного плана 5 класс

Практика. Виды проектов.

Раздел 2. Теория. Этапы работы над проектом. Определение основных этапов работы над проектами (подготовительный, основной, заключительный).

Практика. Определение основных этапов работы над проектами.

Раздел 3. Теория. Постановка цели как прогнозируемый результат. Требования к формированию цели. Постановка цели. Ее соответствие прогнозу. Гипотеза, проблема.

Практика. Постановка цели.

Раздел 5. Теория. Определение групп и тем проектов, формирование задач, адекватных целям. Планирование деятельности. Выбор тем проектов, определение состава участников групп. Постановка цели и определение задач.

Практика. Выбор тем проектов.

Раздел 6. Практика. Каталог. Нахождение нужной книги по каталогу. Роль библиотек в поиске информации. Библиография и список литературы.

Раздел 7. Теория. Виды справочной литературы (словарь, справочник, энциклопедия). Работа с литературой. Информация. Источники информации. Работа с источниками информации. Пути поиска информации. Правила работы с литературой, книгой: план текста, тезисы, конспект.

Практика. Правила работы с литературой, книгой: план текста, тезисы, конспект.

Раздел 8. Теория. Работа с текстом. Составление записей и таблиц. Работа с источником информации. Поиск по оглавлению. Выписки. Цитаты. Составление таблиц.

Практика. Поиск по оглавлению. Выписки. Цитаты..

Раздел 9. Теория. Работа с дополнительными источниками информации (Интернет). Другие источники научной информации (Интернет). Интернет – как источник информации: поисковые системы.

Практика. Интернет – как источник информации: поисковые системы.

Раздел 10. Теория. Приложения. Сноски. Правила оформления.

Практика. Приложения. Сноски. Правила оформления.

Раздел 11. Теория. Оформление списка литературы. Оформление библиографического списка.

Раздел 12. Теория. Учимся взаимодействовать. Правила групповой работы. Командные роли. Работа в группе. Взаимодействие. Распределение ролей.

Раздел 13. Теория. Работа над проектами. Выбор темы. Определение проблемы. Постановка цели и задач. Работа с информацией.

Практика. Работа с информацией.

Раздел 14. Практика. Работа над проектами. Написание проекта. Планирование деятельности.

Раздел 15. Практика. Работа над проектами. Оформление проектов. Структура проекта. Оформление титульного листа и содержания. Планирование деятельности.

Раздел 16. Теория. Работа с презентацией. Правила составления презентации. Шрифт, размер, цветовое решение, структурное содержание, отражение темы.

Практика. Правила составления презентации.

Раздел 17. Теория. Подготовка к защите проектов. Правила представления работы. Публичное выступление. Метод убеждения.

Практика. Публичное выступление. Метод убеждения.

Раздел 18. Практика. Защита проектов. Рефлексия. Подведение итогов. Конференция по защите проектов.

Раздел 19. Практика. Защита проектов. Рефлексия. Подведение итогов.

Учебный план 6 класс

Название раздела, темы

Формы аттестации/ контроля

Введение в курс.

Учимся решать проблемы

Проблема, цель, тема проекта.

История проектной деятельности

Способы решения проблемы Основы проектной деятельности.

Виды проектов. Информационный, творческий, игровой, исследовательский.

Выбор темы проекта Структура проекта Этапы работы над проектом.

Работа с информацией. Интернет-ресурсы

Учимся работать вместе Сотрудничество в совместной деятельности

Работа в группе

Работа над проектом

Оценка проектов и их презентаций. Рефлексия Итоговое занятие

Содержание учебного плана 6 класс

Раздел 1. Теория. Введение в курс. Цель, задачи и результат курса. Итоговая конференция – результат деятельности. Конкурсы, фестивали, конференции ученических проектов. Дистанционные конференции ученических проектов. Готовность к обучению проектным технологиям.

Раздел 2.Теория. Учимся решать проблемы. Проблема, цель, тема проекта. Проблемы, похожие на мозаику. Проблемы, похожие на многослойное желе. Проблемы, похожие на снежинку. Проблемы, похожие на олимпийские кольца. Проблемы, похожие на притчу о слоне.

Практика. Тренинг: определение видов проблем на основе различных ситуаций.

Раздел 3. Теория. История проектной деятельности. Деятельность. Проектная деятельность. Содержание, элементы, цель и задачи проектной деятельности.

Раздел 4. Теория. Способы решения проблемы. Основы проектной деятельности. Типологические признаки проектов: по доминирующей деятельности, по предметно-содержательной области, по характеру координации, по количеству участников, по продолжительности выполнения.

Практика. Практическая работа: Определение типов и видов готовых проектов; выбор типа проекта для дальнейшей работы и обоснование своего выбора.

Раздел 5. Теория. Проектный продукт. Внешние продукты: web-сайт, анализ данных социологического опроса, атлас, карта, коллекция, дизайн, модель, музыкальное произведение, прогноз, публикация, путеводитель, рекламный проспект, серия иллюстраций, сказка, справочник, словарь, сравнительно-сопоставительный анализ, статья, сценарий, виртуальная экскурсия, сборник сочинений, дневник путешествий, игра, фотоальбом. Виды продуктов для информационного, исследовательского и творческого проектов.

Практика. Практическая работа: определение и обоснование продуктов проектной деятельности к готовым проектам и к собственному проекту.

Раздел 6. Теория. Виды проектов. Информационный, творческий, игровой, исследовательский. Проект, метод проектов. Проектный метод. Учебный, творческий, социальный проекты

Раздел 7. Теория. Выбор темы проекта. Структура проекта. Этапы работы над проектом. Актуальность темы – как начальный этап исследования. Особенности актуальности. Формулировка проблемы. Цель и задачи проекта. Гипотеза: доказанная и опровергнутая. Оценка тем, актуальности, проблем, целей, задач и гипотез. Этапы работы над проектом: подготовительный, планирование, исследование, изготовление продукта проекта, результаты, подготовка к защите проекта, презентация (отчёт), оценка результатов и процесса (рефлексия).

Раздел 8.Теория. Работа с информацией. Интернет-ресурсы. Информация. Источники информации. Работа с источниками информации. Пути поиска информации. Правила работы с литературой, книгой: план текста, тезисы, конспект. Другие источники научной информации (Интернет). Интернет – как источник информации: поисковые системы. Роль библиотек в поиске информации. Библиография и список литературы.

Практика. Практические работы:1. Поиск необходимой информации в Интернете и составление списка литературы. 2. Поиск необходимой информации в библиотеке и составление списка литературы.

Раздел 9. Теория. Учимся работать вместе Сотрудничество в совместной деятельности. Формы защиты ученического проекта. Возможные формы презентаций для проектов разного типа. Требования к информации, тексту, к оформлению. Структура проектной работы: информационный раздел, описание работы, рефлексия деятельности. Формы презентации проекта.

Раздел 10. Теория. Работа в группе. Виды исследований: опрос, интервью, анкетирование. Этапы проведения опроса, интервью, анкетирования. Наблюдение. Эксперимент. Этапы и виды эксперимента. Опыт.

Раздел 11. Теория. Учимся выступать. Публичное выступление. Залог хорошего выступления. Рекомендации по подготовке к защите проекта. Техника подготовки выступления. Вопросы оппонентов и рекомендации.

Практика. Тренинг: 1.Выработка речевых навыков для подготовки к выступлению.

Раздел 12. Теория. Работа над проектом. Первичное оформление проектных групп. Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ

Практика. Конференция: Защита ученических проектов.

Раздел 14. Теория. Оценка проектов и их презентаций. Рефлексия. Итоговое занятие. Оценка презентаций проектов по критериям.

Способы проверки результатов. Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем практического выполнения этапов проекта. Периодические знания и умения по пройденным темам осуществляется при помощи анкетирования.

Итоговая аттестация обучающихся проходит в форме защиты проекта и презентации продукта проекта.

Условия реализации программы

Интерактивные средства обучения: компьютер, проектор.

Технологические карты занятий, памятки, карточки-задания.

Материал и оборудование для выполнений практических заданий.

Формы аттестации

Выступление с проектами перед одноклассниками, открытые уроки, участие в районном конкурсе проектов, школьные мероприятия, выставки.

Методические материалы.

Использование методических материалов: Заграничная Н.А., И.Г. Добротина. Проектная деятельность в школе: учимся работать индивидуально и в команде. – Москва:, 2013.

Список литературы

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практич. пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.

Чиркова Е.Б. модель урока в режиме технологии проектного обучения.

Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. – М. 2006.

Заграничная Н.А., И.Г. Добротина. Проектная деятельность в школе: учимся работать индивидуально и в команде. – Москва:, 2013.

Интернет-ресурсы по проблемам проектной деятельности

Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО.

Читайте также: