География растений как наука кратко
Обновлено: 04.07.2024
Флори́стика — раздел ботаники, предметом изучения которого являются флоры — исторически сложившиеся совокупности видов растений, распространённых на определённой территории.
Палеобота́ника, или ботани́ческая палеонтоло́гия — наука об ископаемых растительных остатках, отрасль ботаники, тесно связанная с такими естественными науками как геология и география.
Флори́ст, или Флоро́граф — в ботанике: учёный, занимающийся флористикой — описанием и изучением флоры, совокупностей растений земного шара в целом и его частей.
Морфология растений, или фитоморфология, — раздел ботаники, наука о закономерностях строения и процессах формообразования растений. Растительные организмы при этом рассматриваются как в своём индивидуальном развитии (онтогенезе), так и в эволюционно-историческом развитии (филогенезе). Морфология растений — основополагающий раздел ботаники.
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Анато́мия расте́ний, или микроморфоло́гия расте́ний, — раздел ботаники, изучающий строение растений на уровне тканей и клеток, закономерности развития и размещения тканей в отдельных органах. Гистологию растений — раздел ботаники, изучающий строение, развитие и функции растительных тканей, — обычно рассматривают как составную часть анатомии растений.
Зоогеография — раздел биогеографии, наука, изучающая распространение животных на планете Земля. Она устанавливает общие закономерности и условия распространения животных.
Альголо́гия (от лат. alga — морская трава, водоросль и греч. λόγος — учение) — раздел биологии, изучающий водоросли.
Биогеогра́фия — наука на стыке биологии и географии; изучает закономерности географического распространения и распределения животных, растений и микроорганизмов. Предметами изучения биогеографии являются как распространение биоценозов, то есть географически обусловленных совокупностей живых организмов, так и характер фауны и флоры отдельных территорий.
Биологи́ческая система́тика — научная дисциплина, в задачи которой входит разработка принципов классификации живых организмов и практическое приложение этих принципов к построению системы органического мира. Под классификацией здесь понимается описание и размещение в системе всех существующих и вымерших организмов.
Физиоло́гия расте́ний (от греч. φύσις — природа, греч. λόγος — учение) — это наука о функциональной активности растительных организмов.
Малаколо́гия — раздел зоологии, посвящённый изучению мягкотелых или моллюсков (Mollusca). Название происходит от греческого слова μαλάκιον — моллюск. Учёных, которые изучают моллюсков, называют малакологами. Малакология рассматривает вопросы систематики, филогении, зоогеографии, биологии, экологии моллюсков и др. Малакология включает в себя следующие разделы: конхология (конхиология) — посвящён исследованию раковин моллюсков, лимакология (лимакология)— посвящён исследованию слизней, тевтология (тевтология.
Исто́рия бота́ники — раздел истории науки, изучающий и рассматривающий развитие знаний человечества в области ботаники.
Зооло́гия (от др.-греч. ζῷον — животное + λόγος — учение) — наука о представителях царства животных, в том числе человека. Зоология связана с другими биологическими науками, медициной, ветеринарией, сельским хозяйством, с производственной деятельностью человека и защитой животных.
Таксоно́мия (от др.-греч. τάξις — строй, порядок и νόμος — закон) — учение о принципах и практике классификации и систематизации сложноорганизованных иерархически соотносящихся сущностей. Принципы таксономии применяются во многих научных областях знаний, для упорядочивания объектов географии, геологии, языкознания, этнографии и всего многообразия органического мира.
Биогеоценоло́гия (от др.-греч. βίος — жизнь, γῆ — земля, κοινός — общий и от др.-греч. λόγος — учение) — научная дисциплина, исследующая строение и функционирование биогеоценозов, отрасль знания на стыке биологии, географии и экологии.
Протозоология — раздел зоологии, изучающий одноклеточных животных простейших (амёба, инфузории и другие).
Болотоведение — учение о болотах как участках земной поверхности или ландшафтах с присущими им особенностями растительного покрова, гидрологического режима и почвообразовательного процесса.
Палеонтоло́гия (от др.-греч. παλαιοντολογία) — наука об организмах, существовавших в прошлые геологические периоды и сохранившихся в виде ископаемых останков, а также следов их жизнедеятельности. Одной из задач палеонтологии является реконструкция внешнего вида, биологических особенностей, способов питания, размножения и т. д. этих организмов, а также восстановление на основе этих сведений истории биологической эволюции.
Фитопатология (фито — растение и патология) — наука о болезнях растений, вызванных патогенами (инфекционные болезни) и экологическими факторами (физиологические факторы). Включает разработку средств борьбы с заболеваниями, профилактику поражения растений.
Миколо́гия (от др.-греч. μύκης — гриб) — раздел биологии, наука о грибах. Поскольку грибы длительное время относили к царству растений, микология была не самостоятельным разделом биологии, а входила в ботанические науки. И в настоящее время в ней сохраняются научные традиции, характерные для ботаники.
Ландшафтоведение — наука, изучающая строение, происхождение, функционирование и трансформацию земных ландшафтов.
Ихтиология (от др.-греч. ἰχθύς , — рыба; λόγος — слово) — раздел зоологии, посвященный всестороннему изучению круглоротых и рыб.
Охра́на приро́ды (или охрана окружающей среды) — научный комплекс мер по сохранению, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов и естественной окружающей среды, в том числе видового разнообразия флоры и фауны, богатства недр, чистоты вод, лесов и атмосферы Земли. Охрана природы имеет экономическое, историческое, социальное и государственное значение. Охрану природы (как научную дисциплину) изучают в высших учебных заведениях.
Физи́ческая геогра́фия — система наук, изучающих структуру, динамику и функционирование географической оболочки и её структурных частей — природно-территориальных комплексов и их компонентов, для целей научного обоснования территориального размещения общества, рационального природопользования и географического прогноза. Физическая география является частью географии и естествознания.
Ни́зшие расте́ния — устаревшее понятие, подразумевающее сборную группу живых организмов, которым не свойственна дифференциация тканей. Употреблялось в ботанике до второй половины XX века и включало бактерии, водоросли, лишайники и грибы.
Флористи́ческое райони́рование — районирование поверхности Земли на соподчинённые регионы, отличающиеся особенностями флористического состава. Крупнейшими единицами флористического районирования являются царства, подцарства, области, подобласти, провинции, округа.
Экология растений — раздел экологии, изучающий взаимозависимости и взаимодействия между растительными организмами, а также между растениями и средой их обитания.
Естественная история (устар. от лат. Naturalis Historia — натуральная история) — наука о развитии какой-либо области знания о природе. В настоящее время эти направления наук относят к естествознанию или естественным наукам.
Паразитология — комплексная биологическая наука, изучающая явление паразитизма, биологию и экологию паразитов, а также вызываемые ими заболевания и меры борьбы с паразитами.
Сравнительная анатомия (сравнительная морфология) — биологическая дисциплина, изучающая общие закономерности строения и развития органов и систем органов при помощи их сравнения у животных разных таксонов на разных этапах эмбриогенеза.
Мохообразные (лат. Bryophyta sensu lato) — совокупность высших растений, включающая как собственно мхи, так и другие сходные с ними организмы. Одно из главных отличий мохообразных от других высших растений — преобладание в цикле воспроизведения гаплоидного (то есть с одинарным набором непарных хромосом) гаметофита (половое поколение) над диплоидным спорофитом (бесполое поколение).
Биоценология (от биоценоз и греч. λόγος — слово, учение, наука) — биологическая дисциплина, изучающая растительные и животные сообщества в их совокупности (живую природу), то есть биоценозы, их строение, развитие, распределение в пространстве и во времени, происхождение. Изучение сообществ организмов в их взаимодействии с неживой природой — предмет биогеоценологии.
БОТАНИ́ЧЕСКАЯ ГЕОГРА́ФИЯ (фитогеография), география растений, раздел ботаники, изучающий закономерности распространения растений и растит. сообществ, а также распределение разнообразия растит. мира на Земле; важнейшая часть биогеографии . Б. г. исследует биологич. объекты на популяционно-видовом (популяции, виды, подвиды, роды, семейства и таксоны более высших рангов), ценотическом (растит. сообщества, или фитоценозы) и биотическом (комплексы растительности региональной размерности и выше, флоры ) уровнях организации, используя при этом методы как биологии (типологический, сравнительный, экологический, исторический), так и географии (картографический, страноведческий, районирование).
Фитогеографию часто называют молодой отраслью ботаники; это и верно и неверно. Верно потому, что фитогеография сравнительно недавно, и много позже других ботанических отделов (например, морфологии и систематики), завоевала всеобщее признание и вошла в число предметов университетского преподавания. Неверно потому, что начало фитогеографии относится к глубокой древности.
Первые фитогеографические идеи зародились в древней Греции за несколько столетии до нашей эры. Однако греки не выходили за пределы современной средиземноморской (флористической) подобласти и потому не имели материала для сравнительных географических представлений. Лишь поход Александра Македонского в Персию и Индию (334—323 гг. до и. э.) вывел греков за пределы средиземноморской области и познакомил их с растительностью других стран — с центрально-азиатскими степями, пустынями и с тропическими лесами. Стали возможными ботанико-географические сопоставления. Первые работы в этом направлении принадлежат Теофрасту (ученику Аристотеля), который обработал материалы, собранные во время похода Александра (он сравнил растения различных стран, указал на влияние климата и почвы, отметил своеобразие мангровой растительности, различал растения, присущие горам, долинам и т. д.).
Однако в дальнейшем идеи фитогеографии не получили своего развития ни в древнем Риме, ни в средние века, по-видимому потому, что опередили своё время и не были поняты, как это часто бывало в истории различных наук.
Правда, можно назвать немало ботаников конца XVIII столетия как русских, так и иностранных, — предшественников Гумбольдта, высказывавших те или иные фитогеографические мысли и положения.
Физиономические представления Гумбольдта были восприняты некоторыми ботаниками-путешественниками, однако большинством современников они поняты не были и возродились вновь лишь во второй половине XIX века.
Что касается исторической географии растений, то разработка этого раздела началась с середины прошлого столетия.
Однако дальнейшее развитие географии растений, и особенно исторической географии, сковывалось теми воззрениями (постоянство, неизменяемость видов, вера в творческие акты и др.), которые существовали в то время. Внимательное изучение природы обнаруживало факты и явления, несовместимые с господствующими взглядами.
В СССР экологическое направление в ботанике стало развиваться главным образом лишь в советское время. Проблемы засухоустойчивости, морозостойкости, продвижения культур на север, освоения пустынь и т. д. самым тесным образом связаны с познанием экологических свойств растений.
Работами акад. Б. А. Келлера, Н. А. Максимова, П. А. Генкеля в познание экологии засухоустойчивых растений внесено много нового.
Однако правильное понимание экологических проблем стало возможным лишь с разработкой акад. Т. Д. Лысенко его теории стадийного развития, рассматривающей растение в тесном единстве со средой, в которой шло его формирование (единство онтогенеза, филогенеза и среды). Теория стадийного развития правильно объяснила непонятное до того явление фотопериодизма. Она имеет огромное общебиологическое значение. Особо необходимо отметить действенность учения Лысенко. Оно даёт возможность направленно изменять растительные формы, исходя из знаний закономерностей индивидуального развития растений в конкретной экологической обстановке, даёт возможность управления жизнью и наследственной природой организма.
Дальнейшее развитие экологии растений возможно лишь при полном освоении того, что дано Т. Д. Лысенко и его теорией.
Как уже было указано, экология выделилась из экологической географии в конце прошлого столетия; экологическая география в первое время включала в себя и другую отрасль — геоботанику — учение о растительных сообществах.
Отдельные фрагменты учения о растительных сообществах имеются в работах ряда русских и иностранных авторов, начиная с середины прошлого столетия.
В это время началась разработка методов исследования растительного покрова (пробные площадки, изучение послойного отложения растительных остатков в торфе и т. д.), имеющих большое значение при ботанико-географических исследованиях. В России изучение растительных сочетаний особенно развернулось в конце прошлого столетия.
Необходимо отметить, что ботанико-географические исследования в России с самого начала были тесно связаны с задачами практического порядка — оценка земель, реконструкция сельского хозяйства в степной полосе, земские исследования с целью познания естественных ресурсов и улучшения кормовых угодий, исследования, связанные с задачами переселенческого дела, и т. д.
В настоящее время эти исследования в СССР имеют очень большо размах, они тесно связаны с запросами социалистического строительства и вообще с практикой (в этом одно из важных отличий от зарубежной геоботаники).
Дальнейшее развитие учения о растительных сообществах в его отрыве от ботанико-географической основы привело многих геоботаников к формальному изучению взаимоотношений между особями. Это направление исходило из положения об острой внутривидовой борьбе в сообществах, заимствовав эту идею из сочинений Дарвина.
В настоящее время, в связи с пересмотром вопроса о внутривидовой борьбе в свете нового этапа эволюционного учения — мичуринской биологии, многие положения геоботаники должны получить новую оценку.
Фитогеографию часто называют молодой отраслью ботаники; это и верно и неверно. Верно потому, что фитогеография сравнительно недавно, и много позже других ботанических отделов (например, морфологии и систематики), завоевала всеобщее признание и вошла в число предметов университетского преподавания. Неверно потому, что начало фитогеографии относится к глубокой древности.
Первые фитогеографические идеи зародились в древней Греции за несколько столетии до нашей эры. Однако греки не выходили за пределы современной средиземноморской (флористической) подобласти и потому не имели материала для сравнительных географических представлений. Лишь поход Александра Македонского в Персию и Индию (334—323 гг. до и. э.) вывел греков за пределы средиземноморской области и познакомил их с растительностью других стран — с центрально-азиатскими степями, пустынями и с тропическими лесами. Стали возможными ботанико-географические сопоставления. Первые работы в этом направлении принадлежат Теофрасту (ученику Аристотеля), который обработал материалы, собранные во время похода Александра (он сравнил растения различных стран, указал на влияние климата и почвы, отметил своеобразие мангровой растительности, различал растения, присущие горам, долинам и т. д.).
Однако в дальнейшем идеи фитогеографии не получили своего развития ни в древнем Риме, ни в средние века, по-видимому потому, что опередили своё время и не были поняты, как это часто бывало в истории различных наук.
Правда, можно назвать немало ботаников конца XVIII столетия как русских, так и иностранных, — предшественников Гумбольдта, высказывавших те или иные фитогеографические мысли и положения.
Физиономические представления Гумбольдта были восприняты некоторыми ботаниками-путешественниками, однако большинством современников они поняты не были и возродились вновь лишь во второй половине XIX века.
Что касается исторической географии растений, то разработка этого раздела началась с середины прошлого столетия.
Однако дальнейшее развитие географии растений, и особенно исторической географии, сковывалось теми воззрениями (постоянство, неизменяемость видов, вера в творческие акты и др.), которые существовали в то время. Внимательное изучение природы обнаруживало факты и явления, несовместимые с господствующими взглядами.
В СССР экологическое направление в ботанике стало развиваться главным образом лишь в советское время. Проблемы засухоустойчивости, морозостойкости, продвижения культур на север, освоения пустынь и т. д. самым тесным образом связаны с познанием экологических свойств растений.
Работами акад. Б. А. Келлера, Н. А. Максимова, П. А. Генкеля в познание экологии засухоустойчивых растений внесено много нового.
Однако правильное понимание экологических проблем стало возможным лишь с разработкой акад. Т. Д. Лысенко его теории стадийного развития, рассматривающей растение в тесном единстве со средой, в которой шло его формирование (единство онтогенеза, филогенеза и среды). Теория стадийного развития правильно объяснила непонятное до того явление фотопериодизма. Она имеет огромное общебиологическое значение. Особо необходимо отметить действенность учения Лысенко. Оно даёт возможность направленно изменять растительные формы, исходя из знаний закономерностей индивидуального развития растений в конкретной экологической обстановке, даёт возможность управления жизнью и наследственной природой организма.
Дальнейшее развитие экологии растений возможно лишь при полном освоении того, что дано Т. Д. Лысенко и его теорией.
Как уже было указано, экология выделилась из экологической географии в конце прошлого столетия; экологическая география в первое время включала в себя и другую отрасль — геоботанику — учение о растительных сообществах.
Отдельные фрагменты учения о растительных сообществах имеются в работах ряда русских и иностранных авторов, начиная с середины прошлого столетия.
В это время началась разработка методов исследования растительного покрова (пробные площадки, изучение послойного отложения растительных остатков в торфе и т. д.), имеющих большое значение при ботанико-географических исследованиях. В России изучение растительных сочетаний особенно развернулось в конце прошлого столетия.
Необходимо отметить, что ботанико-географические исследования в России с самого начала были тесно связаны с задачами практического порядка — оценка земель, реконструкция сельского хозяйства в степной полосе, земские исследования с целью познания естественных ресурсов и улучшения кормовых угодий, исследования, связанные с задачами переселенческого дела, и т. д.
В настоящее время эти исследования в СССР имеют очень большо размах, они тесно связаны с запросами социалистического строительства и вообще с практикой (в этом одно из важных отличий от зарубежной геоботаники).
Дальнейшее развитие учения о растительных сообществах в его отрыве от ботанико-географической основы привело многих геоботаников к формальному изучению взаимоотношений между особями. Это направление исходило из положения об острой внутривидовой борьбе в сообществах, заимствовав эту идею из сочинений Дарвина.
В настоящее время, в связи с пересмотром вопроса о внутривидовой борьбе в свете нового этапа эволюционного учения — мичуринской биологии, многие положения геоботаники должны получить новую оценку.
Читайте также: