География растений как наука кратко

Обновлено: 04.07.2024

Флори́стика — раздел ботаники, предметом изучения которого являются флоры — исторически сложившиеся совокупности видов растений, распространённых на определённой территории.

Палеобота́ника, или ботани́ческая палеонтоло́гия — наука об ископаемых растительных остатках, отрасль ботаники, тесно связанная с такими естественными науками как геология и география.

Флори́ст, или Флоро́граф — в ботанике: учёный, занимающийся флористикой — описанием и изучением флоры, совокупностей растений земного шара в целом и его частей.

Морфология растений, или фитоморфология, — раздел ботаники, наука о закономерностях строения и процессах формообразования растений. Растительные организмы при этом рассматриваются как в своём индивидуальном развитии (онтогенезе), так и в эволюционно-историческом развитии (филогенезе). Морфология растений — основополагающий раздел ботаники.

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Анато́мия расте́ний, или микроморфоло́гия расте́ний, — раздел ботаники, изучающий строение растений на уровне тканей и клеток, закономерности развития и размещения тканей в отдельных органах. Гистологию растений — раздел ботаники, изучающий строение, развитие и функции растительных тканей, — обычно рассматривают как составную часть анатомии растений.

Зоогеография — раздел биогеографии, наука, изучающая распространение животных на планете Земля. Она устанавливает общие закономерности и условия распространения животных.

Альголо́гия (от лат. alga — морская трава, водоросль и греч. λόγος — учение) — раздел биологии, изучающий водоросли.

Биогеогра́фия — наука на стыке биологии и географии; изучает закономерности географического распространения и распределения животных, растений и микроорганизмов. Предметами изучения биогеографии являются как распространение биоценозов, то есть географически обусловленных совокупностей живых организмов, так и характер фауны и флоры отдельных территорий.

Биологи́ческая система́тика — научная дисциплина, в задачи которой входит разработка принципов классификации живых организмов и практическое приложение этих принципов к построению системы органического мира. Под классификацией здесь понимается описание и размещение в системе всех существующих и вымерших организмов.

Физиоло́гия расте́ний (от греч. φύσις — природа, греч. λόγος — учение) — это наука о функциональной активности растительных организмов.

Малаколо́гия — раздел зоологии, посвящённый изучению мягкотелых или моллюсков (Mollusca). Название происходит от греческого слова μαλάκιον — моллюск. Учёных, которые изучают моллюсков, называют малакологами. Малакология рассматривает вопросы систематики, филогении, зоогеографии, биологии, экологии моллюсков и др. Малакология включает в себя следующие разделы: конхология (конхиология) — посвящён исследованию раковин моллюсков, лимакология (лимакология)— посвящён исследованию слизней, тевтология (тевтология.

Исто́рия бота́ники — раздел истории науки, изучающий и рассматривающий развитие знаний человечества в области ботаники.

Зооло́гия (от др.-греч. ζῷον — животное + λόγος — учение) — наука о представителях царства животных, в том числе человека. Зоология связана с другими биологическими науками, медициной, ветеринарией, сельским хозяйством, с производственной деятельностью человека и защитой животных.

Таксоно́мия (от др.-греч. τάξις — строй, порядок и νόμος — закон) — учение о принципах и практике классификации и систематизации сложноорганизованных иерархически соотносящихся сущностей. Принципы таксономии применяются во многих научных областях знаний, для упорядочивания объектов географии, геологии, языкознания, этнографии и всего многообразия органического мира.

Биогеоценоло́гия (от др.-греч. βίος — жизнь, γῆ — земля, κοινός — общий и от др.-греч. λόγος — учение) — научная дисциплина, исследующая строение и функционирование биогеоценозов, отрасль знания на стыке биологии, географии и экологии.

Протозоология — раздел зоологии, изучающий одноклеточных животных простейших (амёба, инфузории и другие).

Болотоведение — учение о болотах как участках земной поверхности или ландшафтах с присущими им особенностями растительного покрова, гидрологического режима и почвообразовательного процесса.

Палеонтоло́гия (от др.-греч. παλαιοντολογία) — наука об организмах, существовавших в прошлые геологические периоды и сохранившихся в виде ископаемых останков, а также следов их жизнедеятельности. Одной из задач палеонтологии является реконструкция внешнего вида, биологических особенностей, способов питания, размножения и т. д. этих организмов, а также восстановление на основе этих сведений истории биологической эволюции.

Фитопатология (фито — растение и патология) — наука о болезнях растений, вызванных патогенами (инфекционные болезни) и экологическими факторами (физиологические факторы). Включает разработку средств борьбы с заболеваниями, профилактику поражения растений.

Миколо́гия (от др.-греч. μύκης — гриб) — раздел биологии, наука о грибах. Поскольку грибы длительное время относили к царству растений, микология была не самостоятельным разделом биологии, а входила в ботанические науки. И в настоящее время в ней сохраняются научные традиции, характерные для ботаники.

Ландшафтоведение — наука, изучающая строение, происхождение, функционирование и трансформацию земных ландшафтов.

Ихтиология (от др.-греч. ἰχθύς , — рыба; λόγος — слово) — раздел зоологии, посвященный всестороннему изучению круглоротых и рыб.

Охра́на приро́ды (или охрана окружающей среды) — научный комплекс мер по сохранению, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов и естественной окружающей среды, в том числе видового разнообразия флоры и фауны, богатства недр, чистоты вод, лесов и атмосферы Земли. Охрана природы имеет экономическое, историческое, социальное и государственное значение. Охрану природы (как научную дисциплину) изучают в высших учебных заведениях.

Физи́ческая геогра́фия — система наук, изучающих структуру, динамику и функционирование географической оболочки и её структурных частей — природно-территориальных комплексов и их компонентов, для целей научного обоснования территориального размещения общества, рационального природопользования и географического прогноза. Физическая география является частью географии и естествознания.

Ни́зшие расте́ния — устаревшее понятие, подразумевающее сборную группу живых организмов, которым не свойственна дифференциация тканей. Употреблялось в ботанике до второй половины XX века и включало бактерии, водоросли, лишайники и грибы.

Флористи́ческое райони́рование — районирование поверхности Земли на соподчинённые регионы, отличающиеся особенностями флористического состава. Крупнейшими единицами флористического районирования являются царства, подцарства, области, подобласти, провинции, округа.

Экология растений — раздел экологии, изучающий взаимозависимости и взаимодействия между растительными организмами, а также между растениями и средой их обитания.

Естественная история (устар. от лат. Naturalis Historia — натуральная история) — наука о развитии какой-либо области знания о природе. В настоящее время эти направления наук относят к естествознанию или естественным наукам.

Паразитология — комплексная биологическая наука, изучающая явление паразитизма, биологию и экологию паразитов, а также вызываемые ими заболевания и меры борьбы с паразитами.

Сравнительная анатомия (сравнительная морфология) — биологическая дисциплина, изучающая общие закономерности строения и развития органов и систем органов при помощи их сравнения у животных разных таксонов на разных этапах эмбриогенеза.

Мохообразные (лат. Bryophyta sensu lato) — совокупность высших растений, включающая как собственно мхи, так и другие сходные с ними организмы. Одно из главных отличий мохообразных от других высших растений — преобладание в цикле воспроизведения гаплоидного (то есть с одинарным набором непарных хромосом) гаметофита (половое поколение) над диплоидным спорофитом (бесполое поколение).

Биоценология (от биоценоз и греч. λόγος — слово, учение, наука) — биологическая дисциплина, изучающая растительные и животные сообщества в их совокупности (живую природу), то есть биоценозы, их строение, развитие, распределение в пространстве и во времени, происхождение. Изучение сообществ организмов в их взаимодействии с неживой природой — предмет биогеоценологии.

БОТАНИ́ЧЕСКАЯ ГЕОГРА́ФИЯ (фи­то­гео­гра­фия), гео­гра­фия рас­те­ний, раз­дел бо­та­ни­ки, изу­чаю­щий за­ко­но­мер­но­сти рас­про­стра­не­ния рас­те­ний и рас­тит. со­об­ществ, а так­же рас­пре­де­ле­ние раз­но­об­ра­зия рас­тит. ми­ра на Зем­ле; важ­ней­шая часть био­гео­гра­фии . Б. г. ис­сле­ду­ет био­ло­гич. объ­ек­ты на по­пу­ля­ци­он­но-ви­до­вом (по­пу­ля­ции, ви­ды, под­ви­ды, ро­ды, се­мей­ст­ва и так­со­ны бо­лее выс­ших ран­гов), це­но­ти­че­ском (рас­тит. со­об­ще­ст­ва, или фи­то­це­но­зы) и био­ти­че­ском (ком­плек­сы рас­ти­тель­но­сти ре­гио­наль­ной раз­мер­но­сти и вы­ше, фло­ры ) уров­нях ор­га­ни­за­ции, ис­поль­зуя при этом ме­то­ды как био­ло­гии (ти­по­ло­ги­че­ский, срав­ни­тель­ный, эко­ло­ги­че­ский, ис­то­ри­че­ский), так и гео­гра­фии (кар­то­гра­фи­че­ский, стра­но­вед­че­ский, рай­они­ро­ва­ние).

Фитогеографию часто называют молодой отраслью ботаники; это и верно и неверно. Верно потому, что фитогеография сравни­тельно недавно, и много позже других ботанических отделов (например, морфологии и систематики), завоевала всеобщее при­знание и вошла в число предметов университетского преподавания. Неверно потому, что начало фитогеографии относится к глубокой древности.

Первые фитогеографические идеи зародились в древней Гре­ции за несколько столетии до нашей эры. Однако греки не выхо­дили за пределы современной средиземноморской (флористической) подобласти и потому не имели материала для сравнительных географических представлений. Лишь поход Александра Македонского в Персию и Индию (334—323 гг. до и. э.) вывел греков за пределы средиземноморской области и познакомил их с растительностью других стран — с центрально-азиатскими степями, пустынями и с тропическими лесами. Стали возможными ботанико-географические сопоставления. Первые работы в этом направлении принадлежат Теофрасту (ученику Аристотеля), который обработал материалы, собранные во время по­хода Александра (он сравнил растения различных стран, указал на влияние климата и почвы, отметил своеобразие мангровой растительности, различал растения, присущие горам, долинам и т. д.).

Однако в дальнейшем идеи фитогеографии не получили своего развития ни в древнем Риме, ни в средние века, по-видимому по­тому, что опередили своё время и не были поняты, как это часто бывало в истории различных наук.

Правда, можно назвать немало ботаников конца XVIII столе­тия как русских, так и иностранных, — предшественников Гум­больдта, высказывавших те или иные фитогеографические мысли и положения.

Физиономические представления Гумбольдта были восприняты некоторыми ботаниками-путешественниками, однако большин­ством современников они поняты не были и возродились вновь лишь во второй половине XIX века.

Что касается исторической географии растений, то разработка этого раздела началась с середины прошлого столетия.

Однако дальнейшее развитие географии растений, и особенно исторической географии, сковывалось теми воззрениями (постоян­ство, неизменяемость видов, вера в творческие акты и др.), кото­рые существовали в то время. Внимательное изучение природы обнаруживало факты и явления, несовместимые с господствую­щими взглядами.

В СССР экологическое направление в ботанике стало разви­ваться главным образом лишь в советское время. Проблемы засу­хоустойчивости, морозостойкости, продвижения культур на се­вер, освоения пустынь и т. д. самым тесным образом связаны с по­знанием экологических свойств растений.

Работами акад. Б. А. Келлера, Н. А. Максимова, П. А. Генкеля в познание экологии засухоустойчивых растений внесено много нового.

Однако правильное понимание экологических проблем стало возможным лишь с разработкой акад. Т. Д. Лысенко его теории стадийного развития, рассматривающей растение в тесном единстве со средой, в которой шло его формирование (единство онтогенеза, филогенеза и среды). Теория стадийного развития правильно объяснила непонятное до того явление фотопериодизма. Она имеет огромное общебиологическое значение. Особо необхо­димо отметить действенность учения Лысенко. Оно даёт возмож­ность направленно изменять растительные формы, исходя из зна­ний закономерностей индивидуального развития растений в кон­кретной экологической обстановке, даёт возможность управления жизнью и наследственной природой организма.

Дальнейшее развитие экологии растений возможно лишь при полном освоении того, что дано Т. Д. Лысенко и его теорией.

Как уже было указано, экология выделилась из экологиче­ской географии в конце прошлого столетия; экологическая гео­графия в первое время включала в себя и другую отрасль — геоботанику — учение о растительных сообществах.

Отдельные фрагменты учения о растительных сообществах имеются в работах ряда русских и иностранных авторов, начиная с середины прошлого столетия.

В это время началась разработка методов исследования расти­тельного покрова (пробные площадки, изучение послойного отло­жения растительных остатков в торфе и т. д.), имеющих большое значение при ботанико-географических исследованиях. В России изучение растительных сочетаний особенно развернулось в конце прошлого столетия.

Необходимо отметить, что ботанико-географические исследо­вания в России с самого начала были тесно связаны с задачами практического порядка — оценка земель, реконструкция сель­ского хозяйства в степной полосе, земские исследования с целью познания естественных ресурсов и улучшения кормовых угодий, исследования, связанные с задачами переселенческого дела, и т. д.

В настоящее время эти исследования в СССР имеют очень большо размах, они тесно связаны с запросами социалистического строительства и вообще с практикой (в этом одно из важных отли­чий от зарубежной геоботаники).

Дальнейшее развитие учения о растительных сообществах в его отрыве от ботанико-географической основы привело многих гео­ботаников к формальному изучению взаимоотношений между особями. Это направление исходило из положения об острой вну­тривидовой борьбе в сообществах, заимствовав эту идею из сочи­нений Дарвина.

В настоящее время, в связи с пересмотром вопроса о внутриви­довой борьбе в свете нового этапа эволюционного учения — мичу­ринской биологии, многие положения геоботаники должны получить новую оценку.

Фитогеографию часто называют молодой отраслью ботаники; это и верно и неверно. Верно потому, что фитогеография сравни­тельно недавно, и много позже других ботанических отделов (например, морфологии и систематики), завоевала всеобщее при­знание и вошла в число предметов университетского преподавания. Неверно потому, что начало фитогеографии относится к глубокой древности.

Первые фитогеографические идеи зародились в древней Гре­ции за несколько столетии до нашей эры. Однако греки не выхо­дили за пределы современной средиземноморской (флористической) подобласти и потому не имели материала для сравнительных географических представлений. Лишь поход Александра Македонского в Персию и Индию (334—323 гг. до и. э.) вывел греков за пределы средиземноморской области и познакомил их с растительностью других стран — с центрально-азиатскими степями, пустынями и с тропическими лесами. Стали возможными ботанико-географические сопоставления. Первые работы в этом направлении принадлежат Теофрасту (ученику Аристотеля), который обработал материалы, собранные во время по­хода Александра (он сравнил растения различных стран, указал на влияние климата и почвы, отметил своеобразие мангровой растительности, различал растения, присущие горам, долинам и т. д.).

Однако в дальнейшем идеи фитогеографии не получили своего развития ни в древнем Риме, ни в средние века, по-видимому по­тому, что опередили своё время и не были поняты, как это часто бывало в истории различных наук.

Правда, можно назвать немало ботаников конца XVIII столе­тия как русских, так и иностранных, — предшественников Гум­больдта, высказывавших те или иные фитогеографические мысли и положения.

Физиономические представления Гумбольдта были восприняты некоторыми ботаниками-путешественниками, однако большин­ством современников они поняты не были и возродились вновь лишь во второй половине XIX века.

Что касается исторической географии растений, то разработка этого раздела началась с середины прошлого столетия.

Однако дальнейшее развитие географии растений, и особенно исторической географии, сковывалось теми воззрениями (постоян­ство, неизменяемость видов, вера в творческие акты и др.), кото­рые существовали в то время. Внимательное изучение природы обнаруживало факты и явления, несовместимые с господствую­щими взглядами.

В СССР экологическое направление в ботанике стало разви­ваться главным образом лишь в советское время. Проблемы засу­хоустойчивости, морозостойкости, продвижения культур на се­вер, освоения пустынь и т. д. самым тесным образом связаны с по­знанием экологических свойств растений.

Работами акад. Б. А. Келлера, Н. А. Максимова, П. А. Генкеля в познание экологии засухоустойчивых растений внесено много нового.

Однако правильное понимание экологических проблем стало возможным лишь с разработкой акад. Т. Д. Лысенко его теории стадийного развития, рассматривающей растение в тесном единстве со средой, в которой шло его формирование (единство онтогенеза, филогенеза и среды). Теория стадийного развития правильно объяснила непонятное до того явление фотопериодизма. Она имеет огромное общебиологическое значение. Особо необхо­димо отметить действенность учения Лысенко. Оно даёт возмож­ность направленно изменять растительные формы, исходя из зна­ний закономерностей индивидуального развития растений в кон­кретной экологической обстановке, даёт возможность управления жизнью и наследственной природой организма.

Дальнейшее развитие экологии растений возможно лишь при полном освоении того, что дано Т. Д. Лысенко и его теорией.

Как уже было указано, экология выделилась из экологиче­ской географии в конце прошлого столетия; экологическая гео­графия в первое время включала в себя и другую отрасль — геоботанику — учение о растительных сообществах.

Отдельные фрагменты учения о растительных сообществах имеются в работах ряда русских и иностранных авторов, начиная с середины прошлого столетия.

В это время началась разработка методов исследования расти­тельного покрова (пробные площадки, изучение послойного отло­жения растительных остатков в торфе и т. д.), имеющих большое значение при ботанико-географических исследованиях. В России изучение растительных сочетаний особенно развернулось в конце прошлого столетия.

Необходимо отметить, что ботанико-географические исследо­вания в России с самого начала были тесно связаны с задачами практического порядка — оценка земель, реконструкция сель­ского хозяйства в степной полосе, земские исследования с целью познания естественных ресурсов и улучшения кормовых угодий, исследования, связанные с задачами переселенческого дела, и т. д.

В настоящее время эти исследования в СССР имеют очень большо размах, они тесно связаны с запросами социалистического строительства и вообще с практикой (в этом одно из важных отли­чий от зарубежной геоботаники).

Дальнейшее развитие учения о растительных сообществах в его отрыве от ботанико-географической основы привело многих гео­ботаников к формальному изучению взаимоотношений между особями. Это направление исходило из положения об острой вну­тривидовой борьбе в сообществах, заимствовав эту идею из сочи­нений Дарвина.

В настоящее время, в связи с пересмотром вопроса о внутриви­довой борьбе в свете нового этапа эволюционного учения — мичу­ринской биологии, многие положения геоботаники должны получить новую оценку.

Читайте также: