Доп услуги в доу экспериментальная деятельность

Обновлено: 05.07.2024

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Знания, полученные самостоятельно, являются осознанными и более прочными. Ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним.

Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка. Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы как и почему.

Основной целью опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребенка.

Экспериментальной деятельности направлена на реализацию следующих задач:
- Формировать способность видеть многообразие мира
- Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования
- Развивать речь
- Расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности, поддерживать у детей инициативу, самостоятельность

Если для развития познавательно исследовательских способностей детей дошкольников использовать опыт- эксперимент, то формирование этих способностей произойдет быстрее и эффективнее.

В детском саду экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельность детей
Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка.

Ребенок должен сам мыслить и учиться делать выводы. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года практически единственным способом познания мира. Вся работа проводиться под наблюдением взрослого! На первое место всегда ставим здоровье и безопасность ребенка.

- красители: пищевые и непищевые(гуашь, акварельные краски и тому подобное
- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
- другие материалы: зеркала, воздушные пули, масло, мука, соль, сахар и тому подобное ; сито, воронки, половинки мыльниц, увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы клееночные передники, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки.

Все должно быть доступно и безопасно для детей, чем старше дети становятся, тем самостоятельнее их подготовка к экспериментированию. Важно запомнить что ребенок слышит, видит и делает все сам – он это лучше усваивает и запоминает.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал Главное его достоинство заключается в том что оно дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого обьекта о его взаимоотношениях с другими обьектами и средой обитания Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности - наблюдением , развитие речи (уметь четко выразить свою мысль в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

Наиболее подходящим возрастом для начала осуществления такого рода познавательной деятельности является период 5-6 лет. Поэтому максимально эффективно в старшем дошкольном возрасте. Он изучает все что происходит вокруг но чаще всего это происходит бессистемно Специально подготовленные занятия по экспериментированию в детском саду смогут расширять представление ребенка об окружающем мире, заинтересовать его чем то таким , с чем бы он возможно не столкнулся в быту.

Опытно-экспериментированная деятельность рассматривается как один из вариантов интеграции. Детям даются знания не в готовом виде, им дается возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.

Сохранить, поддержать, развить любознательность, склонность к экспериментированию – и есть наиважнейшая задача.

Работа детей направлена на развитие исследовательской деятельности. Основная задача, в поисково-исследовательской деятельности дошкольника, возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться. Моя задача помочь детям в проведении этих исследований, сделать их показными.

Дети с огромным удовольствием проводят опыты с бумагой, тканью, резиной, пластмассой, песком, глиной. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов, песчинок, этим объясняется свойство сухого песка сыпучесть.

Опустив, бумагу в таз с водой узнаём, что бумага размокла и порвалась, из бумаги нельзя шить одежду. Проделав опыты, с деревом и металлом узнаём, что дерево легче, чем метал, потому что не тонет в воде. Проводя, опыты с воздушным шариком убедились, что резина растягивается при надувании, опустив его в таз с водой, наблюдаем, что он не тонет, не пропускает воду, не размокает.

Так же дети с удовольствием проводят опыты с обьектами неживой природы: песком глиной, магнитом, тканями, снегом, водой, воздухом. Например для того чтобы узнать есть ли воздух вокруг нас предлагаю детям поймать его с помощью пакетов, а затем определить какого он цвета? Набрав воздух в пакет дети рассуждают что его можно поймать значит он находиться вокруг нас и что не имеет цвета. Так знакомлю детей со свойствами воздуха.

В своей работе по исследовательской деятельности отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Я вижу что данный вид деятельности вызывает у детей восторг .Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности.

Такие опыты чем то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное ребята все проделывают сами. Наши отношения с детьми строятся на основе партнерства Дети учатся ставить цель, решать проблему, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий которые вызывают у них чувство удовлетворение от проделанной работы.

Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой ведущей деятельностью ребенка дошкольника. Главное чтобы интерес ребенка к исследованию открытиям со временем не угас.

В процессе проведения опытов стараюсь задействовать каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокус, они необычны, а главное ребята всё стараются проделывать сами.

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к предметам, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям.

Одним из важных моментов является то, что бы при проведении опытов дети становятся активными участниками. Дети очень любят эксперименты и активно исследуют предметы, но для этого необходимо время и последовательность подачи материала. При обсуждении результатов опытов подвожу детей к самостоятельным выводам и суждениям.

В результате всей проделанной работы с детьми, я поняла, что дети лучше учатся чему-либо, если сами включаются в работу. Практическое соприкосновение с жизнью и есть тот метод, благодаря которому дети познают мир, явления природы. Они становятся раскованнее, могут отстаивать свою точку зрения. Эта работа помогает развить у детей мелкую моторику рук, некоторым перешагнуть через робость, неуверенность в своих силах.

Мы вместе с ребятами обсуждаем тот результат, который получился в реальной жизни, и я не пытаюсь подогнать его под представления, которые кажутся правильными. В процессе экспериментов отмечаю: идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения, классификации, обобщения. В ходе экспериментально - познавательной деятельности создающие такие ситуации которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта, и анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно.

Это способствует обогащению ребёнка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнаёт; оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развитие его человеческих, социальных чувств.

Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Требование к экспериментам меняются в зависимости от характера наблюдений:
- случайные подготовки не требует
- запланированные-начинаются с выбора объекта, постановки задач.

Воспитатель должен всегда поощрять детей которые ищут собственные решения задачи, различные ходы чтобы провести и закончить эксперимент, решить задачу, но не должен выпускать из поля своего зрения тех детей кто работает медленно, нужно помочь, дать время.

10. Методическое обеспечение (помещение, техническое оснащение, специальное оборудование, пособия, дидактические материалы, список методических материалов, список литературы для обучающихся и родителей, список литературы для педагога) ……………………………………………………………..21

Пояснительная записка

Достижения естественных наук и техники является частью мирового наследия человечества, составляют основу современной цивилизации и благосостояния будущего людей. Каждая из наук имеет свой предмет изучения, однако объединяет их одно – основой и доказательством любой научной гипотезы и теории является исследовательская деятельность, эксперимент.

С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155), исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.

Именно исследовательская деятельность, экспериментирование помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, он будет обладать такими качествами как: любознательность, активность, умение ставить гипотезу, провести ее экспериментальную проверку, проанализировать повторяемость наблюдений и полученных результатов, оценить существующие теории и, быть может, создать новые – все это формирует не только исследовательское мышление, но и наблюдательность, любознательность и открытость новому знанию.

Метод экспериментирования один из эффективных методов познания закономерностей, явлений и становления основ культурного познания ребёнком окружающего мира. Достоинством этого метода является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопления умственных умений. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах окружающего мира.

3нания, полученные в результате собственного экспериментирования, исследовательского
поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем.
Чем разнообразнее и интереснее эксперименты, поисковая деятельность, тем больше новой
информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Направленность программы

1.2 Новизна и отличительные особенности

Новизна программы состоит в том, что разработана и апробирована система экспериментально-исследовательской деятельности как источник самостоятельного познания мира обучающимися.

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих является включение исторического материала, интеграция естественных наук в рамках изучаемых разделов, организация разнообразных игр, наблюдений, использование ИТК, экологических инсценировок, экспериментальной, исследовательской и трудовой деятельности, а также организация познавательного развивающего общения обучающихся.

1.3 Актуальность

Актуальность данной программы основывается на современных ориентирах обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения, а также на развитии потенциала нашей страны, подготовке подрастающего поколения к будущей профессиональной деятельности в области науки и техники.

В дошкольном возрасте дети проявляют высокую мотивацию к познанию, им хочется узнать, как работает то или иное устройство, взаимосвязи в окружающем мире, удовлетворить свои потребности в новых впечатлениях.

Раннее освоение базовых знаний в области естественных наук становится основой для осуществления проектной деятельности обучающимися, востребованной социумом, в более старшем возрасте.

К сожалению, исследовательская деятельность, детское экспериментирование как форма деятельности используются на практике недостаточно широко.

В процессе исследовательской деятельности, экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.

Нельзя не отметить положительное влияние исследовательской и экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.

Исследование и экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.

Таким образом, исследовательская и экспериментальная деятельность дает детям возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Знания добытые самостоятельно осознанные и более прочные.

1.4 Педагогическая целесообразность

Эффективным для овладения детьми исследовательской и экспериментальной деятельностью является технология проблемного обучения, следуя которой ребёнок сам является открывателем нового опыта.

О преимуществах данной технологии говорили многие выдающиеся педагоги и психологи: Джон Дьюи, Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин и многие другие.

Данная программа позволит дошкольникам самостоятельно приоткрыть дверь в мир естественных наук.

1.5 Цель программы

Основная цель программы : формирование и развитие познавательных интересов обучающихся через исследовательскую и экспериментальную деятельность, интеграция естественных наук.

1.6 Задачи программы

- познакомить с основами исследовательской и экспериментальной деятельности, этапами и методами организации экспериментов и наблюдений, характерными для естественных наук;

- сформировать навыки осуществления экспериментальной деятельности, использования оборудования и измерительных приборов;

- сформировать организационные умения и навыки: планировать свою деятельность и осуществлять на практике планируемые экспериментальные действия, осуществлять анализ полученных результатов, сопоставляя с первоначальными гипотезами;

- сформировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, физических явлениях;

- Способствовать формированию, расширению и углублению представлений дошкольников о воде, бумаге, воздухе, свете, песке и глине, магнитном поле.

- развивать умения видеть проблему, искать и находить пути ее решения, вырабатывать гипотезы, классифицировать и систематизировать, делать выводы и умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи и др.;

- развитие психических процессов: внимание, память, мышление (логическое, аналитическое, критическое), воображение;

- развивать речь, пополнение словарного запаса;

- развивать аккуратность, ответственность, последовательность;

- сформировать устойчивый интерес к естественным наукам, любознательность, познавательную открытость;

- сформировать уважительное отношение к достижениям человечества в области науки и техники;

- воспитание общепринятых норм и правил взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- способствовать воспитанию самостоятельности, активности.

1.7 Возраст, количество обучающихся

Программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет.

Численный состав группы: 6-8 детей.

1.8 Срок реализации программы, общая продолжительность обучения

Программа рассчитана на 2 года обучения.

1-й год обучения – дети 5-6 лет;

2-й год обучения – дети 6-7 лет.

Общая продолжительность обучения: 64 часа (1-й год – 32 часа, 2-й год – 32 часа).

Формы занятий

Занятие осуществляется в познавательной и продуктивной формах.

К познавательной форме относятся фронтальные занятия, наблюдения, рассматривание альбомов и фотографий, тематические и ситуативные беседы.

К продуктивной форме относятся совместная деятельность педагога с ребенком, самостоятельная деятельность детей (групповая, парная), трудовая деятельность, опыты, игры эксперименты, развлечения.

На занятиях применяются исследовательские методы обучения:

- репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный и создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений;

- продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск).

3. Режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу.

Продолжительность занятий 40 минут.

4. Ожидаемые результаты и способы определения результативности

Ожидаемые результаты 1-го года:

- знать названия и способы применения основного лабораторного оборудования и веществ; важнейшие понятия и свойства объектов (веществ) в рамках содержательного компонента программы; этапы построения эксперимента; правила безопасного проведения эксперимента и поведения в лаборатории;

- знать физические явления, свойства воздуха, воды, света, цвета, песка, глины;

- уметь самостоятельно пользоваться инструментами и приспособлениями;

- проявлять поисковую активность и умение извлекать в ходе ее информацию об объекте исследования;

- владеть исследовательскими умениями и навыками, проводить экспериментальную деятельность под руководством педагога.

У обучающихся будут сформированы:

- интерес к научным знаниям, любознательность;

- уважительное отношение учащихся к достижениям человечества в области науки и техники;

- навыки продуктивного взаимодействия обучающегося с другими детьми на основе совместной познавательной деятельности;

- аккуратность, терпение, настойчивость в исследовательской деятельности.

Обучающиеся разовьют свои умения в:

- выявлении экспериментальной задачи (проблемы);
- выработке гипотезы, классификации и систематизации;

- планировании деятельности, организации научного эксперимента, анализе полученных результатов и соотнесении результатов с первоначальными гипотезами.

Ожидаемые результаты 2-го года:

- знать свойства воды и света, магнита и электричества, понятия: движение, равновесие, осязание, обоняние, слух, скорость;

- уметь самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом;

- достигать результата и обозначать его с помощью условного символа;

- по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действие с ним;

- работать с информационным источником;

- объяснять причины наблюдаемых явлений или выдвигать гипотезы о них.

У обучающихся будут сформированы:

- эмоциональная основа устойчивого интереса к науке и технике, любознательности, познавательной открытости;

- уважительное отношение учащихся к достижениям человечества в области науки и техники, достижениям российских ученых и инженеров.

- развитые навыки продуктивного взаимодействия обучающегося с другими детьми на основе совместной познавательной деятельности;

- аккуратность, терпение и настойчивость в познавательной деятельности.

Обучающиеся разовьют свои умения в:

- выработке гипотезы, классификации и систематизации, установлении причинно-следственных связей, выводов и умозаключений;

- повышение уровня математических представлений: овладение умениями и навыками в работе со схемами и моделями, усвоение представлений о таких величинах как длина, масса;

- самостоятельной работе над экспериментом, исследованием;

- планировании деятельности, организации научного эксперимента, анализе полученных результатов и соотнесении результатов с первоначальными гипотезами;

- создании схем, моделей и инструкций при решении учебных и познавательных задач.

Способы определения результативности

Степень соответствия ожидаемых и полученных результатов устанавливается на основании систематического контроля и сбора информации:

Контроль обучения реализуется в различных формах:

Текущий контроль осуществляется на каждом занятии с целью установления качества и эффективности выбранных форм занятий, методов обучения и способов деятельности обучающих, а также с целью проверки усвоения обучающимися содержания программы. Текущий контроль осуществляется с помощью педагогического наблюдения, игр, бесед, индивидуальных и групповых заданий различных типов.

Тематический контроль осуществляется по окончании изучения определенного раздела программы с целью установления степени усвоения обучающимися содержания программы и планирования педагогической деятельности на следующих этапах обучения, определения необходимости коррекции знаний и умений детей, повторения уже изученного материала. Тематический контроль организуется в форме образовательных игр, использующих и расширяющих основные понятия, факты, термины и определения раздела с включением задач экспериментального характера. При проведении тематического раздела при необходимости используются тестовые задания, задания проблемного и эвристического характера.

Итоговый контроль осуществляется на этапе завершения обучения по данной программе и включает в себя понятия, факты, термины и определения по всему содержанию программы. Обязательной частью итогового контроля является представление обучающимися выполненных индивидуально или в небольших группах самостоятельно разработанных экспериментов, небольших исследований.

5. Механизм оценивания полученных знаний, сформированных умений и практических навыков у обучающихся

- индивидуализация образования (поддержка ребенка, построение его образовательной траектории в данном направлении);

- оптимизация работы с группой детей.

Предпочитаемый вид деятельности детьми

Цель – выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей, исследовать предпочитаемый вид деятельности.

На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:

Труд в уголке природы;

Конструирование из разных материалов.

Ребенку предлагается выбрать 3 ситуации, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора.

Все три выбора фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3.

За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл.

Вывод делается по сумме выборов в целом по группе. Результаты оформляются в таблицу.


Программа составлена для воспитателей детских садов в программу входит собственная разработка диагностического материала по критериям,важным именнодля опытно-экспериментальной деятельности и ожидаемых результатов по возрастам,разработан ряд мероприятий с детьми по внедрению непосредственно опытно-экспериментальной деятельности, работа с родителями.

Содержимое разработки


по опытно- экспериментальной


Составитель: Корлыханова Е.В.

воспитатель I кв.категории

Концептуальные основы реализации

2. Организация развивающей предметно – пространственной среды для опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста…………………………………………………………………..……

3. Диагностика уровня знаний, умений и навыков по

реализации опытно – экспериментальной деятельности у детей

4. Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми………………………………………………………………………..….

5. Роль семьи в развитии опытно-экспериментальной

6. Формы работы с родителями ……………………………………………….

7. Тематическое перспективное планирование занятий

по опытно-экспериментальной деятельности……………………………………………………………………..

Паспорт программы

Корлыханова Екатерина Вячеславовна, воспитатель первой квалификационной категории

Организация исполнитель программы

Развивать познавательную активность детей через занимательные опыты и эксперименты.

Создать условия по опытно-экспериментальной деятельности для дошкольников.

Научить проводить опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы.

Развивать умение делать выводы, умозаключения

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

Воспитывать стремление сохранять и оберегать мир природы, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Краткое содержание программы

Умеет проводить опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы.

Имеет представление о различных физических свойствах и явлениях

Соблюдает правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Проявляет познавательный интерес к опытно-экспериментальной деятельности

Срок реализации программы

Пояснительная записка

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности (Н.Е.Веракса, Н.Н.Поддьяков, Л.А.Парамонова).

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того используемый материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:

Собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим;

Активность ребенка, стимулированной взрослым.

Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.

Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника: развитие личности, психическое развитие.

Данная программа обеспечивает личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком:

Создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

Специфика отбора содержания программы зависит от возраста детей, их способностей качественно усваивать содержание данной программы.

Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждая из которых представлено несколькими темами:

живая природа – многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.;

неживая природа – воздух, вода, вес, свет, цвет и др.;

человек – функционирование организма; рукотворный мир: материалы и свойства, преобразование предметов и др.

Все темы усложняются и дополняются по содержанию в зависимости от возраста детей.

Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской мини-лаборатории организуется следующим образом:

с детьми младшей группы – 1 раз в месяц по 10 – 15 минут;

с детьми средней группы – 1 раз в неделю по 15-20 минут;

с детьми старшей группы – 1 раз в неделю по 25-30 минут.

Работа проводится с небольшими подгруппами. Это дает возможность педагогу:

работать с детьми малыми подгруппами (учитывая интересы детей);

использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей;

Данная деятельность проводится в свободное от занятий время в I или II половине дня, что прописывается в календарных планах воспитателей с учетом перспективного плана работы мини-лаборатории. По окончании проведения опытов воспитатели ставят отметку о выполнении, с указанием числа и своей подписи.

Во время занятий проводится один эксперимент, который имеет четкую структуру проведения:

постановка, формирование проблемы (познавательная задача);

выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

подведение итогов, вывод;

фиксация результатов (если это необходимо);

Для положительной мотивации деятельности дошкольников воспитатели используют различные стимулы:

внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

познавательный мотив (почему так?);

Направленность данной программы – исследовательская, обеспечивающая более глубокие знания, умения по опытно- экспериментальной деятельности.

Актуальность:

Цели и задачи программы.

Цель: развивать познавательную активность детей через занимательные опыты и эксперименты.

Создать условия по опытно-экспериментальной деятельности для дошкольников.

Научить проводить опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы.

Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомство с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, растворимость и т.д.); с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление); развитие представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, отражение и преломление света)

Развивать умение делать выводы, умозаключения

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Воспитывать стремление сохранять и оберегать природу, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Содержание программы

Весь курс программы ориентирован на получение детьми дополнительных знаний и приобретение определенных умений и навыков при проведении опытов и экспериментов.

В условиях детского сада проводятся только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

Во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

Во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

В - третьих, они практически безопасны.

В - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.

Содержание программы строится по трём разделам:

по следующим темам:

Концептуальные основы реализации

Программа «Лаборатория природыпостроена с учѐтом следующих принципов:

1. Принцип научности:

-предполагает подкрепление всех средств познания научно

обоснованными и практически апробированными методиками;

2. Принцип целостности:

-основывается на комплексном принципе построения непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

3.. Принцип систематичности и последовательности:

-предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этаперазвития;

4.Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

-обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

-предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватныхвозрасту формах работы с детьми;

6.Принцип активного обучения:

-обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

8. Принцип результативности:

-предусматривает получение положительного результата

проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Результатом деятельности является сотрудничество ребѐнка и взрослого, которое позволяет воспитаннику почувствовать себя творческой личностью;

–реализация программы в формахспецифических для детей дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности

Организация развивающей предметно – пространственной среды для опытно – экспериментальной деятельности

с детьми дошкольного возраста.

Чем раньше познакомился маленький человек с удивительным миром природы, тем раньше пробудится в нем чувство прекрасного, тем больше будет посеяно в его душе доброты, тем сильнее будет его желание оберегать растущее и живое. Основная задача родителей и воспитателей: поддержать и развить в ребёнке интерес к открытиям и создать для этого условия. Одним из условий по развитию познавательных способностей детей является предметно – развивающая среда.

Организации развивающей

предметно – пространственной среды по экспериментированию

Рекомендации

Младший возраст

1.Создание условий для комфортной и безопасной среды для ребёнка.

2. Желательно подбирать предметы чистых цветов, чёткой и несложной формы, разных размеров.

3. Предметы должны быть из разных, но безопасных для здоровья ребёнка материалов.

4. Предметы должны иметь разнообразной характер поверхности (гладкий, шероховатый, прозрачный, твёрдость и др. свойства)

Средний возраст

1. Развивающая среда должна сохранить особенности младшей группы, но в то же время носить черты обстановки, характерной для групп старших дошкольников, набор материалов шире.

2. Опорные схемы, которые помогают ребёнку выбирать деятельность и следовать этому выбору.

3. Использование знаковой символики для обозначения предметов, действий и их последовательность. Придумывать такие знаки лучше с детьми вместе, подводя их к пониманию того, что всё можно обозначить не только словами, но и графически.

Старший возраст

1.Центр экспериментирования должен размещаться таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься делом.

2. Желательно в детском саду организовать целую комнату для экспериментирования.

С целью развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, в развивающей среде каждой группы ДОУ выделены зоны экспериментирования – мини- лаборатории

Развивающая предметно – пространственная среда

младшая группа

Предметно – развивающая среда для младшей группы направлена на формирование у детей элементарных обследовательских действий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и предметами окружающего мира.

Развивающая предметно – пространственная среда

средняя группа

Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира.

1. Стол для проведения экспериментов. 2. Халаты, нарукавники. 3. Природный материал: песок, глина, фасоль, горох, вода, камни, ракушки, деревяшки, различные плоды, пух, перья. 4.Ёмкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, трубочки для коктейля, воронки, сито, формочки. 5. Игрушки для игры с водой. 6. Лейки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватели. 7. Контейнеры с крышками для природного материала и сыпучих продуктов. 8. Сыпучие продукты (соль, сахарный песок). 9. Увеличительное стекло. 10. Игрушечные весы. 11. Комнатные растения с указателями. 12. Алгоритм ухода за растениями. 13. Журнал опытов.

Развивающая предметно – пространственная среда

старшая группа

Работа по экспериментированию с детьми старшей группы направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и явлений.

1.Стол для экспериментирования. Резиновый коврик. 2. Халаты, передники, нарукавники. 3. Природный материал: песок, глина, фасоль, минералы, разная по составу земля, кора деревьев, мох, листья, горох, вода, камушки, ракушки, деревяшки, различные плоды, пух, перья и т.д.

4. Комнатные растения с указателями. 5. Ёмкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, трубочки для коктейля, воронки, сито, формочки. 6. Сыпучие продукты (соль, сахарный песок, горох, манка, мука). 7. Стеллаж для пособий и оборудования. 8. Микроскоп, лупы. 9. Песочные часы, безмен. 10. Технические материалы (болты, гайки, гвозди). 11. Вспомогательные материалы (нитки, колбы, вата, марля, шприцы без игл).

12. Схемы, модели, таблицы с алгоритмом выполнения опытов. 13. Календарь природы. 14. Лейки, опрыскиватели, палочки для рыхления почвы.

Развивающая предметно – пространственная среда

подготовительная группа

1.Стол для экспериментирования. Резиновый коврик. 2. Халаты, передники, нарукавники. 3. Природный материал: песок, глина, фасоль, минералы, разная по составу земля, кора деревьев, мох, листья, горох, вода, камушки, ракушки, деревяшки, различные плоды, пух, перья и т.д 4. Сыпучие продукты (соль, сахарный песок, горох, манка, мука, крахмал). 5. Пищевые красители. 6. Ёмкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, трубочки для коктейля, воронки, сито, формочки. 7. Микроскоп, лупы. 8. Песочные часы, безмен. 9. Технические материалы (болты, гайки, гвозди). 10. Вспомогательные материалы (нитки, колбы, вата, марля, шприцы без игл) . 11.Лейки, опрыскиватели, палочки для рыхления почвы. 12. Схемы, модели, таблицы с алгоритмом выполнения опытов. 13. Журнал исследований для фиксации детьми результатов опытов, календарь природы, календарь погоды. 14. Комнатные растения с указателями по программе, алгоритм ухода за комнатными растениями. 15. Настольно – печатные игры для формирования первичных, естественнонаучных представлений.

Диагностика уровня знаний, умений и навыков по реализации опытно – экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста

Познавательные возможности дошкольников очень велики. Опытно -экспериментальная деятельность позволяет реализовать усвоение знаний через все виды деятельности. Коллектив ДОУ и родители должны стать единомышленниками в развитии детей. Только совместными усилиями педагогов, родителей можно достичь хороших результатов. Результативность внедрения опытно - экспериментальной деятельности определяется с помощью мониторинга. Система мониторинга позволяет оценивать эффективность использования метода экспериментирования в работе с детьми, помогает вскрыть и обнаружить изменения, происходящие в результате опытно – экспериментальной деятельности. Мониторинг направлен на решение целого ряда взаимосвязанных задач: 1. Выявить в какой степени ребёнок овладел навыками экспериментирования. 2. Выявить готовность педагогов ДОУ к использованию метода опытно – экспериментальной деятельности в своей практической деятельности с детьми. 3. Оценить развивающую среду для опытно – экспериментальной деятельности в ДОУ. 4. Выявить готовность родителей воспитанников к реализации опытно – экспериментальной деятельности.

Для решения указанных задач используются разнообразные методы изучения: наблюдения воспитателя, с фиксированием в дневнике наблюдений; самоанализ педагогов; анкетирование и беседы с родителями воспитанников. Для осуществления мониторинга развития навыков экспериментирования у детей дошкольного возраста разработали индивидуальные карты формирования навыков экспериментирования. Диагностический инструментарий: наблюдения воспитателя, фиксирование в дневнике наблюдений. Уровень усвоения определяется по структурно – логической схеме формирования навыков экспериментирования в дошкольном возрасте, разработанной Ивановой А.И. (Приложение 1). Она позволяет проследить возрастную динамику формирования навыков при переходе детей из одной возрастной группы в другую. Одним из важных условий реализации метода экспериментирования является правильная организация развивающей предметной среды. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития самостоятельной детской деятельности. При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования: - достаточность (соответствие возрасту); - безопасность для жизни и здоровья детей; - доступность расположения. Педагогический мониторинг призван оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. На этой основе можно сделать предварительные предположения о причинах недостатков в работе или, наоборот, утвердиться в правильности избранной технологии.


В статье представлен опыт организации дополнительного образования в раннем возрасте в условиях детского сада. Авторы говорят о трудностях работы и пытаются найти решения этих трудностей. Отмечают необходимость максимального сотрудничества с семьями малышей и предлагают эффективные формы взаимодействия. Статья будет полезна педагогам дошкольных организаций, работающим с детьми раннего возраста.

Ключевые слова: ранний дошкольный возраст, дополнительное образование, экспериментальная деятельность детей, детский сад.

Многие педагоги с опасением смотрят на детей раннего возраста, и задачу ясельной группы видят лишь в успешной адаптации к детскому саду, оставляя все самое интересное на более старший возраст. И как правило в раннем возрасте речь о кружках дополнительного образования речи не идет. Мы — педагоги исключительно раннего возраста и можем поделиться своим опытом организации кружка дополнительного образования в раннем возрасте.

Наши малыши постоянно экспериментируют, пробуют, проверяют на прочность. Значит необходимо создать для этого дополнительные условия. Что может дать такая деятельность для развития детей? Ученые-педагоги: А. В. Запорожец, Н. М. Аскарина, Д. Б. Эльконин, подчеркивая уникальность и ценность раннего возраста, говорили, что манипулируя с предметами, усваивая простейший опыт, проводя элементарные эксперименты, дети раннего возраста получают представления о форме и размерах предметов, об их физических свойствах, запоминают названия цвета, развивают воображение и память. Усваивая употребление простейших орудий, ребенок начинает усваивать общий принцип, состоящий в том, что воздействовать на вещи можно не только руками, ногами, зубами, но и вещами, специально для этого созданными.

Цель программы — это ознакомление детей с окружающим миром через активное с ним взаимодействие в элементарных опытах и исследованиях. Наши дети не делают научных открытий, не формулируют гипотезы, не обобщают знания в виде выводов — они элементарно узнают природу и свойства окружающих вещей.

Программа состоит из блоков:

– Вот это да! (магнит)

Мы подготовили презентацию программы и представили ее на первом же родительском собрании. Мы не просто рассказали о содержании работы о целях и задачах кружка, мы предложили родителям, попробовать сделать то, чем мы будем заниматься с детьми. Родители сами, словно малыши, погрузились в мир элементарных опытов: с удовольствием окрашивали воду, следили, как намокает бумага, месили глину и рисовали на песке. По итогам родительского собрания в списке желающих заниматься на кружке были записаны все дети без исключения.

Но все же мы считаем, что ИНТЕРЕСНОСТЬ кружка это не единственная причина стопроцентной записи. Немаловажное значение имеет тот факт, что дополнительная услуга предоставляется родителям совершенно бесплатно.

Занятия с детьми организуются один раз в неделю во второй половине дня. Форма -занятий подгрупповая. По 6–8 детей в подгруппе. Продолжительность занятий чуть больше 15 минут. Причем 10 минут — деятельность, организованная для изучения нового, получения элементарного опыта. А все остальное время игровая-исследовательская деятельность, она регулируется интересом детей. То есть если детям нравятся манипуляции с предложенными объектами и деятельность происходит в рамках нужного нам исследования, педагог не прерывает деятельность детей. Если интерес потерян быстро — педагог не настаивает.

Обеспечение популярности дополнительного образования в раннем возрасте, к сожалению, мало зависит от детей. В отличие от детей более старшего дошкольного возраста — когда, видимая родителями, заинтересованность ребенка является главным и определяющим фактором потребления услуги дополнительного образования. Дети раннего возраста физиологически не способны передать информацию о кружке родителям. И если педагог перестанет работать над популяризацией кружка, интерес родителей, как социальных заказчиков услуги, может сойти на нет.

Уже много слов сказано о том, как важно раннее развитие детей. Как много плюсов в дополнительном образовании. Какое замечательное влияние оказывают кружки на развитие творческих, интеллектуальных качеств малышей. А вот о трудностях организации кружка говорить не принято. Тем не менее, они, конечно, есть.

Мы условно разделили их на материально-технические трудности, педагогические трудности и трудности непреодолимой силы.

Любая экспериментально-исследовательская деятельность требует материальных вложений. А в раннем возрасте это усугубляется тем, что дети физиологически не способны работать в парах и группах — поэтому все манипуляционные материалы должны быть у каждого ребенка. В отличие от детей более старшего возраста, когда экспериментальный набор может выдаваться на пару воспитанников, либо даже на минигруппу. В раннем возрасте дети только тогда увлечены происходящим, когда они активные участники процесса.

Для организации кружка нам пришлось приобрести контейнеры, черпалочки, небьющиеся стаканчики и тарелочки пипетки, спринцовки, подносы. А также мы работаем над пополнением материалов, на основе которых проводятся элементарные опыты: кварцевый и кинетический песок, глина, различные виды круп, ткань, бумага раз, вата, пищевые красители.

Мы надеемся, что материальная база кружка будет пополняться. Считаю важным отметить, что развитие материально технической базы напрямую зависит от педагога, который ведет кружок. От того насколько он заинтересован в работе, и на сколько способен донести необходимость того или иного оборудования для организации образовательной деятельности руководству.

Вторая трудность материально-технического характера — это помещения, в которых может быть организован кружок. Очень хорошо, когда для опытно-экспериментальной деятельности выделено отдельное оснащенное всем необходимым помещение. В нашем типовом детском саду такого помещения нет. Поэтому занятия организуются в групповом помещении. Это не просто, удерживать подгруппу малышей в игровой зоне, когда рядом в образовательной зоне происходит что-то очень интересное. Для себя мы нашли выход в использовании спальни. Воспитатель приглашает детей в спальню, где предлагает детям игры на полу (конструкторы, крупные пазлы, сортеры) либо организует чтение. Другая группа детей в это время занимается дополнительным образованием. Затем группы меняются.

К педагогическим трудностям относятся особенности работы с детьми раннего возраста. Педагог дополнительного образования должен максимально эффективно использовать время, а для этого должны быть максимально точные и четкие инструкции. В поле зрения педагога должны быть все дети подгруппы, а средства и методы у педагога все те же: партнерское взаимодействие и эмоциональное вовлечение в процесс. Педагог должен искренне удивляться, радоваться от получения результата, изумляться, восхищаться и недоумевать так, чтобы полностью завладеть вниманием малышей.

К трудностям непреодолимой силы мы относим события, которые бывают, наверное, в каждом детском саду в течение учебного года — это карантины. В этот период, ни о какой экспериментальной деятельности мы речи не ведем. Потому что материалы, которые мы используем очень трудно обрабатывать. Бывает так, что карантин затягивается и занятия пропадают. В таком случае, после окончания карантина, чтобы реализовать программу, мы проводим занятия дважды в неделю.

Как и любой образовательный проект, реализация дополнительного образования имеет свои риски. Педагогу важно понимать их и попытаться найти решения для их минимизации. Малыши исследует мир в том числе и вкусовыми рецепторами- что для нас недопустимо. Во время экспериментально-исследовательской деятельности дети могут испачкать или намочить одежду. Частые болезни малышей мешают усвоению программного содержания, и соответственно снижают эффективность. Мы стараемся продумать риски каждого отдельного взятого занятия. Например, когда педагог четко понимает, что сегодня он работает с мелкими деталями, которые могут быть использованы не по назначению — он усиливает контроль именно в этом направлении, если использует сильно пачкающий материал — то педагог переодевает детей в специальные футболочки.

Хотим сказать, что и здесь тоже важное значение имеет увлеченность педагога образовательным процессом. Когда воспитатель любит детей, любит то, что он делает, — риски снижаются сами собой.

Любая работа имеет сложности, в любом деле есть риски. И особенно в организации услуг дополнительного образования в группах для детей раннего возраста.

Тем не менее, смысл организовывать дополнительные образовательные услуги в раннем возрасте есть. Для детей это интересная игра, для педагога инструмент воспитания, развития интеллектуальных способностей, для родителей решение вопроса о дополнительном образовании их детей.

Но организовывать их стоит — обязательно пропуская через себя. Только увлеченный педагог может увлечь за собой детей.

Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, дополнительное образование, ребенок, детский сад, педагог, родитель, непреодолимая сила, родительское собрание, старший возраст, экспериментально-исследовательская деятельность.

Читайте также: