Какая связь существует между материей отражением сознанием и информацией кратко

Обновлено: 05.07.2024

С появлением персональных компьютеров и интернета роль информации в жизни людей, общества и человечества заметно повысилась, и люди стали задумываться над тем, а что же это такое – ИНФОРМАЦИЯ.

И, разумеется, как всегда, возник извечный вопрос: а что первично - ИНФОРМАЦИЯ или МАТЕРИЯ? И, разумеется, как всегда, стали появляться в большом количестве теории, где информацию стали представлять как первооснову всего, как изначально существующую программу развития мира. Появились теории, склоняющиеся к верности библейского мифа о сотворении мира, только в качестве Бога теперь выдвигается существующая изначально программа возникновения и развития мира. То есть опять наблюдается сползание в идеализм, или попытка совместить две противоположные точки зрения - материалистическую и идеалистическую, утверждая, что правы и те и другие.

В действительности, ИНФОРМАЦИЯ не является тем, что предшествует матери, то есть не является первоосновой мира, а есть то, что отражается материей в самой себе. При этом одна часть материи выступает в качестве источника информации, а другая – носителя информации о той части материи, которая отражается.

МАТЕРИЯ несет в себе ИНФОРМАЦИЮ о себе.

ОТРАЖЕНИЕ - это ИНФОРМАЦИЯ в чистом виде.

Отражение может быть непосредственным, как отпечаток скелета рыбы на известняке или зеркальное отражение, или опосредствованным, как запись изображения на магнитном носителе, или отражение объективной реальности в голове человека.
Информация, хранящаяся на материальном носителе, при определенных условиях может воспроизвести копию отраженного звука, изображения, человека, как его клон, то есть материализоваться, но при этом она остается вторичной по отношению к материи и не является ее первоосновой, как это пытаются представить церковь и теоретики с идеалистическими взглядами на мир.

Следовательно, при определенных условиях, не только МАТЕРИЯ превращается в ИНФОРМАЦИЮ путем отражения самой себя, но и ИНФОРМАЦИЯ превращается в МАТЕРИЮ путем ее материализации.

Информация по мере эволюции материи, с возникновением жизни, начинает не только фиксироваться, но использоваться для воспроизводства жизни и приспособления живого организма к окружающей среде, а с возникновением человека начинает использоваться и для преобразования мира в интересах людей, и тем самым - для дальнейшего развития материи, но при этом остается вторичной по отношению к ней.

До возникновения жизни информация отображается материей в самой себе лишь пассивно, и все процессы в Природе протекают стихийно, случайным образом, с одной лишь определенностью – в направлении усложнения материи. Новые материальные образования возникают случайным образом и могут существовать миллионы и миллиарды лет, прежде чем разрушаться и исчезнут. Эти образования случайные и одноразовые, они возникают случайным образом, а не по записанной материей в самой себе программе развития, как, например, ДНК клетки, и после разрушения могут вновь образоваться лишь случайным образом. Но с возникновением жизни материя начинает не только отражать и запоминать информацию, но и использовать ее для воспроизводства жизни, то есть для создания живого организма уже не случайным образом, а по программе развития, записанной в ДНК клетки. При этом и отражение информации об окружающей среде осуществляется живым организмом уже не пассивно, а активно. То есть живой организм реагирует на изменения, происходящие в окружающей среде, являющиеся жизненно важными для его жизни.
Таким образом, материя с определенного момента своего развития начинает использовать ИНФОРМАЦИЮ для воспроизводства жизни, ее сохранения и развития.
При этом вектор развития материи на усложнение путем естественного отбора приводит к эволюции живых организмов по двум направлениям, создавая растительный и животный мир.

Растения и животные приспосабливаются к окружающей среде на уровне генов посредством естественного отбора, а не преобразуют окружающий мир под себя, как это делают люди, хотя своими действиями (реакциями) они, безусловно, вносят свою лепту в изменение окружающей среды, но не целенаправленно, а как слепое последствие их жизнедеятельности, направленной на выживание. Люди же, как только они начинают целенаправленно преобразовывать окружающий мир под себя, практически престают изменяться в генетическом плане как вид Homo sapiens.
В этом заключается коренное отличие человека от растений и животных.
Но для того, чтобы живой организм мог не только улавливать существующие в природе связи, но и моделировать новую реальность, он должен был подняться на принципиально новый уровень отражения информации, которую материя несет сама в себе, то есть стать существом разумным, каковым является человек. И этим принципиально новым уровнем отражения реальной действительности является отражение отражения посредством языка.
У животных и тем более у растений нет второго уровня отражения посредством языка. У них, конечно, есть определенные представления об окружающем мире, они улавливают существующие в нем и важные для их жизнедеятельности связи, и выстраивают на их основе программу поведения, но на рефлекторном, а не на понятийном уровне. У них до языковый второй уровень отражения, который в процессе эволюции с появлением Homo sapiens достигает наивысшего уровня. То есть с появлением Homo sapiens количество переходит в качество и непосредственно отраженное отражается еще раз посредством языка и поднимает отражение до уровня понятий, до уровня моделирования реальной действительности в голове человека, что позволяет ему познавать Природу на качественно новом уровне, недоступном для животных, даже самых высокоразвитых, и, тем более, для растений.
Язык человеческий, поднятый до уровня понятий, позволяет людям не только познавать природу вещей и обмениваться информацией, накопленными знаниями, но и создавать идеальные планы своих действий в повседневной жизни или при каких-либо глобальных преобразованиях в интересах всего человечества.
Что же касается животных, даже самых высокоразвитых, у них, если и есть свой язык, то он выполняет лишь сигнальную функцию.

Таким образом, можно констатировать, что с появлением человека МАТЕРИЯ переходит на качественно новый уровень развития – она начинает сама себя познавать и использовать эти знания (отражения), для дальнейшего развития. При этом люди, познающие и преобразующие природу в своих интересах, сами являются частью Природы (материи), которая развивается по своим законам, и где человек есть лишь одно из колесиков сложной целостной системы мира. Религия же и идеалистическая философия все ставят с ног на голову, и таким образом появляется Бог, Высший разум и Абсолютная идея.

Сознание современного человека есть продукт всей всемирной истории, итог многовекового развития практической и познавательной деятельности бесчисленных поколений людей. И для того, чтобы понять его сущность, необходимо выяснить вопрос о том, как оно зародилось. Сознание имеет свою не только социальную историю, но и естественную предысторию - развитие биологических предпосылок в виде эволюции психики животных. Двадцать миллионов лет создавались условия для возникновения разумного человека. Без этой эволюции появление человеческого сознания было бы просто чудом. Но не меньшим чудом было бы и появление психики у живых организмов без наличия свойства отражения у всей материи.

Отражение есть всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Способность к отражению, а также характер ее проявления зависят от уровня организации материи. Отражение в неорганической природе, в мире растений, животных и, наконец, человека выступает в качественно различных формах. Особым и неотъемлемым свойством отражения у живого организма являются раздражимость и чувствительность как специфическое свойство отражения, взаимодействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответной избирательной реакции.

Отражение во всем многообразии его форм, начиная от простейших механических следов и кончая человеческим разумом, происходит в процессе взаимодействия различных систем материального мира. Это взаимодействие имеет своим результатом взаимоотражение, которое в простейших случаях выступает в виде механической деформации, в общем же случае - в виде взаимной перестройки внутреннего состояния взаимодействующих систем : в изменении их связей или направлений движения, как внешняя реакция или как взаимная передача энергии и информации. Отражение в общем случае представляет собой процесс, результатом которого является информационное воспроизведение свойств отражаемого предмета. Любое отражение включает информационный процесс : оно есть информационное взаимодействие, одно оставляет о себе память в другом. Информация есть объективная сторона процессов природы и как таковая всеобща, что предполагает ее специфику в различных сферах реального мира - в неорганической природе, живых системах и социальных процессах.

Все в мире находится в непосредственном или удаляющемся в бесконечность опосредованном взаимодействии всего со всем - все несет информацию обо всем. Это предполагает универсальное информационное поле мироздания, которое является всеобщей формой связи формой универсального взаимодействия и тем самым единства мира : ведь все в мире "помнит" обо всем! Это вытекает из принципа отражения как всеобщего свойства материи.

Отражение как всеобщее свойство материи.— Взаимодействие и отражение. "Каждое явление — зеркало и эхо Вселенной" (С. Л. Рубинштейн). — Уровни отражательного процесса и их характеристика. Эволюция форм отражения, их единство и качественное различие. Особенности отражения в неживой и живой природе. — Специфика психического отражения. О многообразии проявлений социального уровня отражения. — Проблема опережающего отражения действительности. Концепция П.К. Анохина. Взаимосвязь отражения и информации. О трех подходах к определению сущности и природы информации: коммуникативная, функциональная и атрибутивная концепции.

Вопрос о включенности человеческого сознания в универсум был всегда остроактуальным и волнующим. Как и почему, на каком этапе развития материя, состоящая из тех же самых атомов и электронов, начинает осознавать свое бытие, оценивать себя, мыслить? "Каким образом связывается материя, якобы не ощущающая вовсе, с материей, из тех же атомов (или электронов) составленной и в то же время обладающей ясно выраженной способностью ощущения?" (Ленин).

Любая философская концепция, претендующая на последовательность, должна взять на себя труд выявить необходимые предпосылки этого процесса и объяснить, как в восходящем развитии эволюции возникает такое уникальное явление, как мыслящий дух. Логично предположить, что в фундаменте самого здания материи существует способность, сходная с ощущением, но не тождественная ей, что "вся материя обладает свойством, по существу родственным ощущению, свойством отражения" 17 .

Гипотеза об отражении как всеобщем свойстве материи вылилась в теорию отражения, в которой эволюция различных

форм отражения выступила в качестве предыстории сознания. Без подобной объяснительной модели происхождение сознания казалось бы чудом. Свойство отражения стало как бы связующим звеном между материей косной и материей мыслящей.

В истории человеческой мысли очень близко к проблеме отражения подходил гилозоизм, одухотворяющий универсум и наделяющий способностью ощущения всю природу. В диалоге "Разговор Д'Аламбера с Дидро" на вопрос "Ведь если та чувствительность, которой вы наделяете материю, является общим и существенным свойством ее, то нужно предположить, что и камень чувствует?" Дидро отвечает: "Почему нет?" 18 . Ответ во многом наивный, хотя к последней версии гилозоизма, согласно которой природа мыслит и ощущает не непосредственно, а через своего представителя-человека, прислушаться можно.

Итак, что же такое отражение? Отражение как всеобщее свойство объектов и явлений материальной природы — это прежде всего взаимодействие. Оно предполагает, что одно тело действует на другое, а другое отвечает или реагирует на воздействие первого (А В; В А). Такое взаимодействие включает в себя перенос свойств и особенностей одного тела на другое. Под отражением понимается процесс воспроизведения особенностей одного тела в структуре другого. И следовательно, отражение представляет собой совокупность изменений, адекватных внешнему воздействию. В результате взаимодействия структуры отражаемых систем как бы "снимаются" и воспроизводятся в преобразованном виде, в форме "следов", "отпечатков" в специфических структурах отражающих систем. Отражение может быть понято как способность взаимодействующих между собой предметов и явлений оставлять в своей структуре и свойствах следы этого взаимодействия.

Характер проявления отражательного процесса зависит от уровня организации материи. В связи с этим выделяют различные уровни отражения:

— в неживой природе;

— в живой природе;

В процессе развития материи происходит усложнение ее организации, и поэтому можно выделить столько форм отражения, сколько мы различаем форм движения материи: механическое, физическое, химическое, биологическое (психическое), социальное.

Эволюция форм отражения предполагает, что отражение, выступающее как свойство вещей и предметов неживой природы, составляет элементарную основу отражения более высоких уровней. На этом уровне отражение может выступать в виде простой механической деформации, сокращения или расширения в зависимости от колебаний окружающей температуры, отражения света, изменения электромагнитных волн, отражения звуковых волн (эхо), химических изменений (например, изменение цвета лакмусовой бумаги) и пр. Отражению в доорганической природе присущи свойства первичной избирательности и кумулятивности — сохранения следов прошлых воздействий. Избирательность как характеристика отражения обусловлена спецификой вступающих во взаимодействие объектов. К примеру, химический элемент вступает в химические реакции и соединения не с каждым другим элементом, а выборочно и избирательно. Некоторые предметы в природе обладают экранирующими свойствами и отражают электромагнитные волны, другие же нет. Кумулятивность — накопление следов прошлых воздействий — позволяет судить о старении системы. Получается, что отражающая система как бы учитывает, "помнит" прошлые воздействия в своем дальнейшем функционировании.

Когда мы говорим об отличии живого от неживого, мы вспоминаем универсальное определение жизни, возникшее еще во второй половине 19 в., которое современная наука не опровергает, а лишь детализирует. "Жизнь — это способ существования белковых тел". Наиболее важными компонентами живого являются белки, аминокислоты, нуклеиновые

кислоты. Отличительной способностью живого является воспроизведение, рост и обмен веществ. Способность к самовоспроизведению обеспечивается таким типом химических реакций, который не встречается в неживой природе и называется матричным синтезом. В.А.Энгельгардт указывает на еще одну существенную характеристику живых систем: а именно способность "создавать порядок из хаоса", т.е. антиэнтропийный характер жизненных процессов. Живые организмы способны творить упорядоченность из хаотического теплового движения молекул.

Отражение в живой природе существует в виде раздражимости простейших одноклеточных и растений, возбудимости нервных тканей, а также в виде психического отражения на уровне животных, обеспечивающего регуляцию их поведения. Биологическое отражение — это свойство, без которого невозможна адаптация, приспособление живых организмов к условиям их существования. Известно, что листья некоторых растений постоянно поворачиваются к источнику света так, чтобы лучи падали на них под углом, стремящимся к 90 градусам. Разворачивается в сторону солнца головка подсолнуха. Аналогичные явления можно наблюдать и в росте корневой системы. В зависимости от того, в каком доступном для нее участке находятся оптимальные условия питания и водоснабжения, происходит ее интенсивное разрастание. Имеются растения, например "стыдливая" мимоза, которые реагируют на прикосновение изменением положения листьев.




Своеобразной формой отражения в живой природе является широко известное явление мимикрии. Это такая форма отражения живых систем, которая позволяет лучше приспособиться к определенным условиям существования. О мимикрии говорят тогда, когда различные животные принимают форму, окраску или позу, делающие их незаметными или отпугивающие их врагов. К ней можно отнести и изменение окраски некоторыми животными в связи со сменой времен года. О подобной социальной мимикрии шла речь в чеховском рассказе "Хамелеон".

В художественной и медицинской литературе встречается описание такого состояния, как обморок — моментальное обездвижение организма. И хоть иногда можно поставить под сомнение естественность и искренность действующих лиц, факт остается фактом. Это защитная реакция организма, специфическая форма отражения факторов внешней среды, угрожающих индивидуальному существованию. Обездвижение организма (танатоз) — не только внешний поведенческий акт, но и новое состояние дыхательной, сердечно-сосудистой и прочих систем организма.

В биологическом отражении имеют место два процесса. Во-первых, в отражении воспроизводится такая структура отражаемого, которая может быть присуща всем (более низшим) формам отражения. Например, под воздействием тепла любое тело, и организм в том числе, нагревается. Во-вторых, особенности отражаемого корреспондируются специфическими процессами отражения, присущими только живым системам. Применительно к приведенному процессу можно заметить, что происходит не просто нагревание огранизма, но и его обезвоживание. Растение испаряет влагу, человек потеет, изменяют нормальное функционирование все его внутренние системы. Согласно И. Павлову, структуру любого отражения представляют два основных компонента: внешний, который проявляется в форме реакций между предметами, и внутренний, который существует в форме внутренних состояний, следов, возникающих в результате взаимодействий.

Биологическое отражение характеризуется раздражимостью и чувствительностью, хотя наиболее простой его вид проявляется в возбуждении и ответной избирательной реакции. Ощущение выступает исходной формой психического отражения, о наличии которого можно говорить, когда организм располагает нервной системой. Ощущение выступает как субъективное, внутреннее состояние организма, оказывающее влияние на его поведение, но отражает значимые для организма факторы как объективные. Чем отличается, к примеру, воздействие луча

света на глаз от воздействия его на камень? Воздействие луча света на глаз воспринимается как образ существующего вне глаза явления, а не как собственно физико-химические процессы, совершающиеся внутри глаза. В противном случае кошка должна была бы набрасываться не на предмет, находящийся вне ее, а царапать собственную глазную оболочку.

К психической форме отражения наряду с ощущением относятся инстинкты, условные рефлексы, восприятие, эмоции, так называемое "ручное" мышление. Инстинкт выступает как сложное наследственное поведение.одинаковое у всех представителей данного вида. Но инстинкт целесообразен в крайне узких пределах. Пчелы умело изготавливают соты, совершенные по форме и прочности. Но если срезать дно ячейки, пчела не обратит на это внимание и будет по-прежнему заливать ячейку медом. Отличительной характеристикой отражения на уровне живого организма является то, что изменения, протекающие в живых системах в виде актуальных отражений, сохраняются и накапливаются в опыте индивидов и свойствах видов.

В целом биологическая (психическая) форма отражения отличается адекватностью, избирательностью, целесообразностью, способностью формировать опережающие реакции. Чем активнее ведет себя субъект, тем больше предметов он отражает. Скала под воздействием волн разрушается, а коралловый риф — организм — разрастается. Он усваивает питательные вещества из воды и действует избирательно. Избирательность говорит о его активности. Организм не просто отвечает на воздействие, он изменяет окружающую среду.

Отражение на социальном уровне организации материи включает в себя: а) сознательное отражение индивида, регулирующее его деятельность; б) науку, искусство и другие формы общественного сознания, отражающие жизнь общества; в) особое место занимает тип отражения в технике, связи и управлении, при которых человек создает искусственные системы.

Определяя отражение как всеобщее свойство материи, необходимо выявить следующие характеристики отражения.

Во-первых, вплетенность отражения в вещественно-энергетические процессы акта взаимодействия.

Во-вторых, лежащую в основе всякого процесса отражения причинно-следственную зависимость. Отражение может быть понято как частный случай причинно-следственных отношений, при котором структура, характер, особенности причинного агента передаются следствию. Следствие выступает как некая копия, подобие оригинала.

В-третьих, отражение — это направленный процесс. Он идет от отображаемого к отображающему, а значит, данный процесс не симметричен. Действие агента причинения (отображаемого) — первично, а следствия (отображающего) — вторично. Даже простейшие акты отображения и их результаты вторичны по отношению к существованию и характеру отображаемых объектов.

В-четвертых, особого внимания заслуживает объективность процесса отражения, понимаемого прежде всего как взаимодействие.

В-пятых, степень соответствия образа и оригинала — адекватность — может быть различной. Внутренняя природа явления представляет собой ту призму, которая преломляет отраженное действие. Иными словами, результат отражения обусловлен не только внешними воздействиями (отражаемым), но и внутренней природой явления (отражающим).

Идея опережающего отражения действительности принадлежит отечественному исследователю П. Анохину. Он обратил внимание на тот простой факт, что основные формы движения материи в пространственно-временных рамках существовали в неорганической природе задолго до появления живых организмов. "Живая материя" как бы "вписалась" в уже готовую пространственно-временную структуру мира и не могла не отразить на себе ее свойства. Возникла необходимость приспособления к существующим условиям, в процессе которого огромное значение имели внешние временные параметры, а точнее, последовательности.

Эти последовательности Анохин поделил на две группы.

1. Существенные, регулярные и устойчивые ряды последовательностей, которые повторяются, возобновляются, характеризуются ритмичностью и цикличностью (день — ночь; весна — лето — осень — зима).

2. Ряд последовательностей несущественных и случайных, которые не повторяются впоследствии на протяжении жизни данного организма (как, например, ураган, землетрясение). При существовании только последних жизнь не могла бы развиваться, и живой организм не мог бы иметь устойчивой и прочной структуры, ибо последняя может появиться только как результат отражения ритмически и периодически повторяющихся воздействий внешнего мира на организм. Взаимодействия, подчиненные природным ритмам, действуют на организм тысячи и миллионы лет. Они фиксируются в самом устройстве организмов, благодаря чему он оказывается способным к опережающему отражению.

Осень: листва опадает, физиологические процессы замедляются, деревья обезвоживаются, готовясь встретить зиму, однако холода еще не наступили. Это пример опережающего отражения. Во времени изменение организма (субъекта) произошло раньше, чем на него подействовали внешние обстоятельства (объект). Опережающее отражение — это реакция живого организма на повторяющиеся воздействия со стороны неорганического мира, окружающей среды. Это основная форма приспособления живой материи к пространственно-временной структуре неорганического мира, в которой последовательность и повторяемость оказываются важнейшими параметрами.

Сущность феномена опережающего отражения можно объяснить следующим образом. На живое тело (клетку, организм) в течение длительного времени действует цепь последовательных ритмически повторяющихся процессов А,Б,В. К. В силу этого систематического повторения в протоплазме живого происходит формирование соответствующего ряда химических реакций а,б,в. к. При появлении только первого компонента

внешней последовательности событий "А" в действие приводится вся внутренняя цепь биохимических реакций вплоть до "к". Их быстрота обеспечивает опережение в поведении организма последовательности внешних влияний. Влияние среды приобретает сигнальное значение. Процесс разворачивания реакции в протоплазме опережает ход последовательности событий во внешнем мире. Оказывается, что организм отражает то, чего еще нет. Можно сказать, что опережающее отражение возможно вследствие разновременности физического (внешнего) и биологического (внутреннего) времени.

Опережающее отражение делает живые системы надежными и устойчивыми в мире, полном изменений. У человека способность к опережающему отражению перерастает в форму научного предвидения и прогностики.

Отражение и информация. Отражение может быть рассмотрено либо с процессуальной стороны, либо в результативном плане. После исчезновения внешнего реального предмета (отражаемого) само отражение как результат отражательного процесса не исчезает, а продолжает существовать в отражающем предмете как след. Таким образом, внешнее воздействие как бы откладывается, сохраняется в структуре отражающего. Имея в виду эту особенность отражательной способности материи, С.Л. Рубинштейн использует образное сравнение: каждое явление в известном смысле есть "зеркало и эхо Вселенной". На этой основе строится атрибутивная концепция информации.

и энергии, свойство материальных систем, фиксирующих изначальную неоднородность мира. Три вышеобозначенные понимания информации вошли в современную теорию под названием коммуникативная, функциональная и атрибутивная концепция информации.

Атрибутивная концепция опирается на наиболее широкое понимание информации как отражение разнообразия в любых объектах и процессах как в живой, так и в неживой природе. В ней информация в самом общем виде определяется как мера неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и времени, которая сопровождает всё протекающие в мире процессы.

К особенностям информации относят ее избыточность, недостаточность, оптимальность. Информационные потоки классифицируются на потоки констатирующей и управляющей информации. Информацию подразделяют также на социально изменчивую и инвариантную. Социально изменчивая информация несет в себе следы идеологических стереотипов, национальных, политических, экономических и других отношений, отражает нужды и психологические характеристики социальных групп.

Сторонники "информационного общества" утверждают, что в обществе главное — информация и выдвигают проект глобальной электронной цивилизации. К негативным аспектам социальной информации относят появление сциентистских настроений, абсолютизирующих роль научных знаний,"мозаичность" восприятия возросшего объема знаний, отсутствие оперативной и организованной обратной связи. Так называемый "информационный голод" обусловлен несоответствием между огромным количеством сырых необработанных данных и недостаточным количеством нужной информации.

Контрольные вопросы

1. Как доказывался тезис об атрибутивности движения в истории философии?

2. Почему мы говорим об абсолютности движения и относительности покоя?

3. В чем заключаются трудности определения движения?

4. Как обогатилась классификация форм движения материи со времен О. Конта и Ф. Энгельса?

5. В чем суть субстанциональной и реляционной концепции пространства и времени?

6. Каково отличие метрических свойств пространства и времени от топологических?

7. В чем состоят различия двух серий временных понятий: "раньше — позже", "прошлое — настоящее — будущее"?

8. Имеют ли понятия конечного и бесконечного онтологический статус?

9. О каких моделях Вселенной ведется речь в современной релятивистской космологии?

10. Как понимать процесс отражения?

П. В чем суть концепции опережающего отражения действительности? 12. Что такое информация?

Долгие годы учёные изучают способы, используя которые, сознание управляет материей: от эффекта Плацебо (когда человек начинает чувствовать себя лучше после того, как якобы принял медикаменты) до практики Туммо (практика тибетского буддизма, где практикующие потеют, медитируя при температуре ниже нуля).

Но чтобы действительно произошли изменения, необходимо сосредоточиться на подкреплении условного рефлекса. Если в течение относительно короткого промежутка времени такой опыт повторится, связь укрепится. Если опыт не повторяется достаточно долгое время, связь станет слабее или исчезнет совсем.

В науке принято считать, что наш мозг является статичным и фиксированным, он обладает небольшой способностью изменяться. Но последние исследования в нейрологии открыли, что влияние каждого телесного переживания в нашем органе мышления (холод, страх, усталость, радость) действует на изменение нашего мозга.

Если дуновение холодного ветра может поднять дыбом все волосинки на нашей руке, способно ли наше сознание создать похожее ощущение с подобным результатом? Возможно, оно способно и на большее.

Диспенза илюстрирует свою точку зрения с помощью эксперимента, во время которого объект должен был в течение часа ежедневно, четыре недели подряд, нажимать безымянным пальцем на пружинистый прибор. После повторного нажимания на пружину палец стал на 30 процентов крепче. В то самое время группа людей должна была представить, что они нажимают на пружину, но физически ни разу не дотрагивались до прибора. Четыре недели спустя после этого исключительно духовного задания вся группа ощутила, что палец окреп на 22 процента.

Долгие годы учёные изучают способы, используя которые, сознание управляет материей: от эффекта Плацебо (когда человек начинает чувствовать себя лучше после того, как якобы принял медикаменты) до практики Туммо (практика тибетского буддизма, где практикующие потеют, медитируя при температуре ниже нуля). Такое влияние практики на физическое состояние - это всего лишь побочный продукт, появившийся в результате химических реакций между нейронами.

Расследования доктора Диспензы приостановились с наступлением кризиса в его жизни. При езде на велосипеде доктор был сбит автомобилем. Чтобы он снова мог обрести возможность ходить, врачи настояли на том, что необходимо объединить несколько позвонков, произвести процедуру, которая, возможно, будет причинять ему хроническую боль до конца жизни

Диспенза всё же, будучи мануальщиком, решил бросить вызов науке и изменить своё немощное положение с помощью силы своей мысли - и это сработало. После девяти месяцев целенаправленной терапевтической программы Диспенза снова смог ходить. Окрылённый этой удачей, он решил посвятить свою жизнь изучению связи между сознанием и телом.

Возможно, наука ещё не готова осознать, что физическое проявление может быть изменено с помощью силы сознания, но доктор Диспенза, тем не менее, утверждает, что такое действительно происходит.

Читайте также: