Что такое фенология 5 класс география кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ФЕНОЛОГИЯ (факультатив, 5 класс)

Пояснительная записка

Максимальная нагрузка составляет 35 недель, учебный план составлен на 34 недели, а остальные часы выделены на учебные экскурсии.

Факультативный курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю, который выделен из школьного компонента. Курс включает 6 экскурсий и 1 практическую работу.

Курс ориентирован на расширение знаний учащихся, на развитие любознательности, интереса к естественным наукам.

  1. Формирование положительной мотивации к изучению предмета;
  2. Развитие общекультурной компетенции учащихся;
  3. Формирование представлений о фенологии как естественной науки;
  4. Развитие познавательной активности и самостоятельности;
  1. Расширение кругозора учащихся;
  2. Повышение общего уровня образованности и культуры;
  3. Привитие навыков работы в микрогруппах;
  4. Формирование и развитие практических умений учащихся: наблюдательности, внимательности;
  5. Развитие умений по применению полученной информации в повседневной жизни.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения факультативного курса учащиеся должны:

- что такое наука фенология,

-фенологические времена года: зима, весна, лето, осень,

-периоды фенологических времен года,

-природные явления каждого времени года,

-живую природу: животных и растения,

-народные приметы, поговорки и пословицы,

-лекарственные растения и их применение,

-природу родного края,

-меры по охране природы,

-определять начало и конец фенологических времен года, их периоды,

-заполнять календарь погоды,

-определять фазы жизни растений в разные фенологические периоды,

-наблюдать за животными и растениями,

-наблюдать за неживой природой,

-определять названия трав и деревьев,

-использовать народные приметы в домашнем хозяйстве,

-оказывать помощь природе,

-использовать меры по охране природы.

Содержание курса.

(34 часа, 1 час в неделю)

Фенология как наука. Вклад зарубежных и отечественных ученых в развитие фенологии. Фенологические прогнозы.

Тема 1. Фенологическая осень (9 часов)

Фенологическая осень. Ее периоды: первоосенье, глубокая осень, первозимье, их характеристика. Сроки календарной и фенологической осени.

Осенние явления в жизни растений: фазы осеннего расцвечивания листьев древесных пород, фазы листопада.

Осенние явления в жизни млекопитающих, птиц и насекомых.

Представление осени в народном календаре: приметы, поговорки, пословицы.

Наблюдения за природными явлениями осенью: первый заморозок на почве, промерзание почвы, ледостав на водоемах, первый снег и др. Календарь погоды.

Лесная гостиница – осенние дары природы.

Волшебные травы- лекарственные травы, их значение и использование.

Экскурсия в парк. Экскурсия на водоем.

Тема 2. Фенологическая зима (10 часов)

Фенологическая зима и ее периоды: первозимье, коренная зима, перелом зимы. Сроки фенологической и календарной зимы.

Первозимье – первый период фенологической зимы, его характеристика.

Зимние природные явления, правила их наблюдения.

Помощь живой природе: особенности и правила ее оказания.

Наблюдения за растениями и животными фенологической зимой. Вынужденный и физиологический покой древесных пород.

Коренная зима – второй период фенологической зимы, его характеристика.

Представление зимы в народном календаре: приметы, поговорки, пословицы.

Перелом зимы – третий период фенологической зимы, его характеристика.

Тема 3. Фенологическая весна (9 часов)

Фенологическая весна и ее периоды: снеготаяние, оживление весны, разгар весны, предлетье. Их характеристика. Сроки фенологической и календарной весны.

Календарь природных явлений фенологической весны: первые проталины, ледоход, половодье, оттаивание почвы, исчезновение снега в лесу, последний заморозок в воздухе и др.

Наблюдение за растениями: сокодвижение, набухание почек, раскрытие почек, полное облиствение, бутонизация, цветение.

Наблюдение за животными: прилет птиц, гнездование, кладка яиц, пробуждение от зимнего сна млекопитающих, появление насекомых.

Представление весны в народном календаре: приметы, поговорки, пословицы.

Травы вокруг нас, их многообразие и значение.

Экскурсия в парк. Экскурсия на водоем.

Тема 4. Фенологическое лето (6 часов)

Фенологическое лето и его периоды: начало лета, полное лето, спад лета. Их характеристика. Сроки фенологического и календарного лета.

Представление лета в народном календаре: приметы, поговорки, пословицы.

Наблюдения за растениями летом: цветение, одревеснение побегов, плодоношение деревьев, кустарников, трав и др.

Наблюдения за животными: млекопитающими, птицами, насекомыми.

Календарь природных явлений фенологического лета (календарь природы).

А.Н.Стрижев. Календарь русской природы.

А.М.Рабинович. Лекарственные растения.

М.: Росагропромиздат. 1999.

А.Н.Стрижев. Календарь русской природы.

Народный месяцеслов. Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде. Сост. Г.Д.Рыженкова.

М.: Современник, 1991.

Круглый год. Русский земледельческий календарь. Сост.А.Ф.Некрылова. М.: Правда, 1991.

Круглый год. Народный календарь.

редактор М.Ф.Андреева. Санкт-Петербург.:

периодическая печать: Брянские факты. (Записки фенолога)

Введение в фенологию. Календарь погоды

Тема 1.Фенологическая осень (9 ч)

Фенологическая осень, ее периоды

Наблюдения за растениями

Экскурсия в парк

Осень в народном календаре

Наблюдения за природными явлениями (календарь природы)

Наблюдения за животными

Экскурсия на водоем

Тема 2. Фенологическая зима (10 ч)

Фенологическая зима, ее периоды

Зимние природные явления (календарь природы)

Помощь живой природе

Экскурсия в парк

Наблюдения за растениями и животными

Экскурсия на водоем

Зима в народном календаре

Тема 3. Фенологическая весна (8 ч)

Фенологическая весна, ее периоды

Календарь природных явлений

Наблюдения за растениями

Экскурсия в парк

Наблюдения за животными

Экскурсия на водоем

Весна в народном календаре

Травы вокруг нас

Тема 4. Фенологическое лето(6 ч)

Фенологическое лето, его периоды

Календарь природных явлений

Наблюдения за растениями

Наблюдения за животными

Лето в народном календаре

Краткое описание документа:

Программа факультативного занятия по фенолонии - 5 класс рассчитана на 34 часа,включает в себя:

1. Поянительную записку - цели курса:
1.Формирование положительной мотивации к изучению предмета;
2.Развитие общекультурной компетенции учащихся;
3.Формирование представлений о фенологии как естественной науки;
4.Развитие познавательной активности и самостоятельности.

2. Требования к подготовке учащихся (в результате изучения факультативного курса учащиеся должны:

Знать:
- что такое наука фенология,
-фенологические времена года: зима, весна, лето, осень,
-периоды фенологических времен года,
-природные явления каждого времени года,
-живую природу: животных и растения,
-народные приметы, поговорки и пословицы,
-лекарственные растения и их применение,
-природу родного края,
-меры по охране природы,
Уметь:
-определять начало и конец фенологических времен года, их периоды,
-заполнять календарь погоды,
-определять фазы жизни растений в разные фенологические периоды,
-наблюдать за животными и растениями,
-наблюдать за неживой природой,
-определять названия трав и деревьев,
-использовать народные приметы в домашнем хозяйстве,
-оказывать помощь природе,
-использовать меры по охране природы.

Фенология – наука о сезонных изменениях в развитии растений и животных, сроках их наступления и продолжительности фаз развития, а также установлении взаимосвязи и зависимости от метеорологических условий и места наблюдения.

Наблюдения за ходом сезонных изменений ведутся на основе заметных изменений природы, например, начало и окончание листопада, прилёт и отлёт птиц, появление грибов, первый снег и заморозок – такие явления называют феноиндикаторами, и они же определяют наступление той или иной фазы развития природы.

За явлениями природы наблюдают несколько лет, а затем выводят среднюю дату их наступления. С помощью такого календаря можно спрогнозировать лучшие сроки для проведения сезонных работ в лесном, сельском, охотничьих хозяйствах.

Традиционный метод сбора фенологической информации – визуальный, он не требует специального оборудования и приборов, может быть организован в любой природной зоне по всему миру.

Места наблюдений должны находиться в пределах ландшафта, характерного для данной местности, где достаточно полно представлены все предполагаемые объекты наблюдений.

Биология. 5 класс. Введение в биологию. Учебник

В учебнике подобран материал о строении и методах изучения живого организма, многообразии живых существ на Земле, среде их обитания и роли человека на планете. Разнообразные задания, вопросы, дополнительная информация способствуют эффективному усвоению учебного материла.

При организации фенологических наблюдений необходимо соблюдать следующие правила:

Наблюдения необходимо проводить только над теми объектами (виды растений и животных), которые хорошо известны наблюдателю.

Точно указывайте место наблюдения (район, населённый пункт, географические координаты).

Наблюдение должно быть подробно записано и внесено в базу фенологической сети в тот же день, когда оно проводилось.

Наблюдения должны быть регулярными: в весенний и осенний периоды не реже одного раза в 2–3 дня (в связи с быстрой сменой явлений); летом допускаются бо́льшие перерывы; в конце лета и осенью снова нужны более частые выходы.

Окружающий мир. 2 класс. Учебник. Часть 1

Учебник построен на основе интеграции знаний о природе, человеке и обществе с учетом психологических особенностей младших школьников. Способствует успешному формированию знаний об окружающем мире, развитию мышления, речи, творчества учащихся; обучает их умению использовать знания в нестандартных ситуациях.

Типичные явления

Начинается с таяния снега, заканчивается началом сокодвижения и набуханием почек деревьев.

Зацветает мать-и-мачеха. Полностью сходит снег. Прилетают птицы, на берёзе распускаются листья.

Деревья и кустарники интенсивно набирают зелень. Цветут сады. Индикатор фазы – цветущая черёмуха.

Обильно зацветают рябина и сирень

Начало цветения шиповника майского, калина, садовый жасмин

Начало цветения липы мелколистной, созревание плодов чёрной и красной смородины. Стихает пение соловья, появляется масса кузнечиков.

Удлинение ночи, выпадение холодной росы на заре,

Появление жёлтой окраски листьев у берёз, лип, вязов.

Листва на деревьях всё сильнее желтеет, начинается интенсивное опадание листьев. Птицы готовятся к отлёту.

Начинается с первого снега и заканчивается установлением устойчивого снежного покрова и ледового покрытия на водоёмах.

Установление прочного ледяного покрова, открытие подлёдной рыбалки

Длится до февраля. Период с самыми низкими температурами и частыми метелями.

Начинается с увеличения продолжительности светового дня. Полуденные капели, звонкое пение синиц.

Биофенологические наблюдения и исследования ведутся на уровне отдельных организмов, популяций, биоценозов (культурных и диких) и биосферы в целом. Географо-фенологические наблюдения и исследования имеют целью изучение сезонной динамики целых природных комплексов, включая их биотические и абиотические компоненты. Эти исследования ведутся в масштабе отдельных урочищ, ландшафтов, провинций, стран и природных зон. Годичный круг природы геокомплексов и Биоценозов подразделяется на естественные, или фенологические, сезоны и субсезоны.

Методы и задачи фенологии. Традиционный метод фенологической информации – визуальные наблюдения, т. е. регистрация сроков наступления сезонных явлений. С целью достижения сопоставимости фенологических наблюдений, проводимых разными лицами, издаются программы фенологических наблюдений, методические указания к ним, атласы фенофаз растений и сезонных явлений мира животных.

Обработка наблюдений фенологических сетей даёт возможность устанавливать географо-фенологические закономерности, отражаемые на фенологических картах (См. Фенологические карты). Средняя многолетняя скорость продвижения сезонных явлений природы в широтном, долготном и вертикальном (в горах) направлениях различна в разных географических зонах, в разные сезоны и для разных групп явлений. В центральных районах Европейской части СССР весенне-летние сезонные явления мира растений движутся с Ю. на С. со средней скоростью около 40–50 км в сут, птицы летят со скоростью около 50–60 км. в сут. В долготном направлении скорость продвижения сезонных явлений определяется главным образом положением по отношению к Атлантическому океану; в зап. районах весна наступает раньше, чем на тех же широтах в глубине континента. (Но переход от зимы к лету в глубине континента совершается быстрее, чем на берегах океанов и, несмотря на позднюю весну, хлеба в долине Волги созревают раньше, чем во Франции.) В горах весенне-летние сезонные явления запаздывают с подъёмом на каждые 100 м в среднем на 3 сут. В некоторые годы сезонные природные явления могут протекать со значительными отклонениями от средних многолетних сроков, что осложняет ведение сельского хозяйства и др. сезонных отраслей народного хозяйства.

Факторы и закономерности, определяющие сроки наступления сезонных явлений, изучает экологическая Ф. Эти факторы делятся на эндогенные и экзогенные. Первые обусловливаются наследственностью организмов. Так, подснежники цветут в начале весны, а астры и хризантемы – на спаде лета, грачи прилетают рано весной, а коростели – в начале лета. Экзогенные факторы определяются внешней средой. В каждой географической зоне решающее значение приобретают один-два фактора; в тропиках – режим влажности: в зонах умеренного пояса – тепловой режим, в Арктике – радиационный и тепловой режимы. Зависимость от факторов среды сезонных явлений разных групп неодинакова. Сроки весеннего пробуждения растений в основном определяются тепловым режимом, а осенний листопад – в равной степени тепловым и радиационным (длина светового дня) режимами. Одним из методов обработки ботанических фенологических наблюдений служат фенологические спектры (См. Фенологический спектр). Сроки сезонных явлений у животных часто связаны с условиями их питания. Так, насекомоядные птицы прилетают тогда, когда весной появляется достаточное количество насекомых. Экологическая Ф. проводит моделирование фенологических процессов, т. е. находит выражения связи между сроками наступления сезонных явлений и комплексом эндо- и экзогенных факторов. Это моделирование составляет основу фенологического прогнозирования.

Организация фенологических наблюдений. Фенологические наблюдения для научных целей служат, во-первых, методом изучения биологических и географических объектов, во-вторых, методом установления фенологических закономерностей, использование которых призвано повышать эффективность прикладных фенологических служб.

Значение фенологии для народного хозяйства. Фенологические закономерности лежат в основе составления региональных календарей сезонных работ и мероприятий по отраслям народного хозяйства (сельское, лесное, охотничье хозяйства и т.д.). Такие календари используются при организации мероприятий охраны природы, борьбы с вредителями и болезнями полезных растений, паразитами и трансмиссивными заболеваниями человека, домашнего скота, в пчеловодстве и шелководстве. Авиация нуждается в сведениях о сроках массового пролёта перелётных птиц, а дистанционное (с вертолётов, самолётов и орбитальных ракет) изучение поверхности Земли – в данных об оптимальных сезонах для проведения этого изучения. Результаты фенологических наблюдений используют при планировании размещения санаториев, домов отдыха, туристских маршрутов и походов. Фенологические карты, особенно крупномасштабные, необходимы для планирования сезонных производств. Фенологические наблюдения помогают выявить местные природные сигналы, или индикаторы, с помощью которых определяют сезонное состояние природы, а также прогнозируют характер текущего вегетационного периода. Они особенно важны при интродукции новых видов растений и животных, а также при освоении новых территорий.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Презентация

Презентация "Фенология" (география 5 класс)

Презентация

Презентация "Фенология" (география 5 класс)

Презентация

Фенологи делят год на сезоны и подсезоны. Сезонов четыре Периоды: 1.Снеготаяние 2.Оживление весны 3.Разгар весны 4.Предлетье Периоды: 1.Первозимье 2.Коренная зима 3.Перелом зимы Периоды: 1.Начало лета 2.Полное лето 3.Спад лета Периоды: 1.Начало осени 2.Золотая осень 3.Глубокая осень 4.Предзимье Подсезонов – характерных периодов, ограниченных рубежными явлениями живой природы – четырнадцать. Продолжительность подсезонов зависит от географического положения местности и ландшафта

Презентация "Фенология" (география 5 класс)

Презентация

ПОД НАПОРОМ СВЕТА НЕУДЕРЖИМО ПОНЕСЛИСЬ ТЕПЛЫЕ ВЕТРЫ, ПРИГНЕТАЯ ОСЕВШИЕ СУГРОБЫ. С РОСТОМ СВЕТОВОГО ДНЯ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ СОЛНЕЧНОЕ СИЯНИЕ. НАЧИНАЕТСЯ СОКОДВИЖЕНИЕ В РАСТЕНИЯХ, РАСПУСКАЮТСЯ ПОЧКИ. ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ ПОКРЫВАЮТСЯ СОЧНОЙ ИЗУМРУДНО­ЗЕЛЕНОЙ ЛИСТВОЙ. НАСТУПИЛА ВЕСНА

Презентация "Фенология" (география 5 класс)

Презентация

ВЕСНА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ РОССИИ ДЕЛИТСЯ НА 4 ПЕРИОДА: снеготаяние; оживление весны; разгар весны; предлетье. Общая черта сезона – нарастание солнечного тепла, заметное прогревание земной поверхности и воздуха.

Презентация "Фенология" (география 5 класс)

Презентация

Характеристика подсезонов весны • Снеготаяние продолжается от первых проталин в поле до зацветания серой ольхи и лещины. В центре русской равнины конец периода приходится на 16­20 апреля. • Начало оживления весны совпадает с зацветением мать­и­мачехи, а окончание с покрытием листвой березы. На суходолах появляется листва, пылят вербы, зацветают осины и ранние ивы. • Настает разгар весны. Он обыкновенно продолжается от 22 суток: от зеленения берез до зацветания березы и сирени. Все жарче дни, заметно теплеют ночи, вероятность заморозков невелика. Зацветает лекарственный одуванчик, европейская купальница, ландыш и другие первоцветы. • Предлетье на европейской части России продолжается от 20 до 22 суток. Фенологический индикатор начала – зацветания рябины и обыкновенной сирени. В начале предлетья полностью покрываются листвой деревья, заканчивается цветение фруктовых пород. На мокрых лугах и возле болот расцветает желтая кубышка и незабудка, на верховых лугах и опушках расцветают развесистый колокольчик, нивяник и другие цветы.

Презентация "Фенология" (география 5 класс)

Презентация

Изменения в жизни растений • Пока суточная температура воздуха не составит 5 градусов тепла, растения пребывают в вынужденном покое. Когда весна переступает этот тепловой порог, открывается вегетационный период. У разных растений и деревьев Подмосковья он различный, так: Зацветает серая ольха в период 17 апреля (указываются средние сроки); Зацветают верба ­ 24 апреля; Зацветают осина – 29 апреля; Зацветает вяз шершавый – 30 апреля; Зацветает береза, тополь, остролистный клен – 7 мая; Зацветает мать­и­мачеха – 13 апреля; Зацветает медуница – 23 апреля; Зацветает гусиный лук, ветреница лютичная – 25 апреля; Зацветает калужница – 2 мая; Зацветает одуванчик, крапива – 11 мая; Зацветает сирень, ландыш, незабудка, яблоня, вероника дубравная – с 17 по 23 мая; • • • • • • • • • • • • Среднесуточная температура к концу мая переходит выше 15 градусов.

Презентация "Фенология" (география 5 класс)

Презентация

На первых проталинах зацвела верба (сем. Ивовые) зацветает в период 24 апреля­7 мая Цветение Лещины (сем. Лещиновые) начинается в период 4­18 апреля

Презентация "Фенология" (география 5 класс)

Презентация

Черемуха обыкновенная (сем. Розоцветные) развертывает почки 24 апреля, зацветает в период 16 мая. Клен остролистный (сем. Кленовые) зацветает 7 – 12 мая Яблоня (сем. Розоцветные) развертывает почки 5 мая, зацветает 20 мая.

Презентация "Фенология" (география 5 класс)

Презентация

первоцветы весны. • • • Весна развертывается во всей своей красе. А солнце со дня на день все ярче, жарче бывает. Первые проталины озолотились первыми цветочками. Первинка флоры ­ трогательная мать­и­мачеха. Первая улыбка весны. Покрасуется первинкой накоротке, а там глядишь, другие подснежники подоспеют. В лесу это будет гусиный лук, хохлатка, фиалки и медуницы, а на лугу – селезеночник и чистяк. Под нераспустившимися кронами деревьев появляются ландыши. Ландыш майский считается одной из самых красивых весенних трав. Время цветения май­июнь. Горицвет весенний зацветает в апреле. Его одиночные крупные ярко­желтые цветки невозможно ни с чем спутать, ведь они действительно горят на фоне еще не совсем ожившей природы. • Лесные косогоры, холмы, вырубки затянуты лиловыми полушалками хохлатки – разрослась она, сомкнулась рыхлыми шлемами соцветий. • Медуница лекарственная. Обладает способностью развиваться под снегом и зацветая ранней весной с апреля по май. • Подошло время весеннего первоцвета – примулы (баранчики). Его стебельки похожие на связки золотых ключиков попадаются и на лесной поляне и чаще глухой. • Листочки на длинных черешках, нежно лиловые цветки с пятым лепестком – шпорицей, такой предстает душистая фиалка на теплой весенней земле. Ветреница белая. Приземистые зеленые стебли с крупными, поднятыми на длинных ножках лилово­розовыми, а чаще белыми цветками. Еще не схлынули воды и земля не просохла, с мясистыми листьями копытцами и продолговатыми язычками лепестков чистяк весенний тут как тут. • •

Презентация "Фенология" (география 5 класс)

Презентация

Ранняя весна. Воспрянули первоцветы. Молодые, только что раскрытые, окрашены в яркий розовый цвет цветки медуницы лекарственной (сем.Бурачниковые): иначе не привлечь насекомых­опылителей. Зацветает медуница в середине апреля, в период с 23 апреля по 10 мая. упоительно Ландыш майский (сем. Лилейные). Лес заблагоухал ландышем. С приходом настоящего тепла его подземный стебель раскрыл почки, сдвинув наружу свернутые тугие листья. Зацветают ландыши в середине мая (12­23 мая).

Презентация "Фенология" (география 5 класс)

Презентация

Ветреница лютиковая. Первоцветы приурочивают свой жизненный цикл к светлой фазе леса. Цикл роста первоцветов краток. За поспешность растения эти названы эфемероидами. Сигналом к цветению им служит температура венчики начинают раскрываться уже при 6­7 градусах тепла. Зацветает в период с 25 апреля – 10 мая. воздуха: он ровесник Чистяк неспроста назван весенним, ведь первоцветам раннецветущей флоры. При солнечной погоде разжимается в многоконечную звезду. Цветет чистяк полный май. Предпочитает сырые низинные земли.

Презентация "Фенология" (география 5 класс)

Презентация

Куда ни взглянешь­ повсюду сияют луговые самоцветы. Изящен, наряд природы. Свет на переломе. Дни достигают предела, долгота ­17 часов 33 минуты! Солнце поднимается над горизонтом на 58 градусов. В течении дня теплее всего с 10 до 14 часов. Воздух прогревается до 25 градусов. В зените яркий диск солнца. Изнурительный, густой зной разлит в воздухе. ЛЕТО!

Презентация "Фенология" (география 5 класс)

Презентация

Лето распадается на 3 периода: начало лето, полное лето и спад лето. Лето – Лето распадается на 3 периода: начало лето, полное лето и спад лето. Лето – сезон наибольшего прогрева земной поверхности и самых длинных дней в сезон наибольшего прогрева земной поверхности и самых длинных дней в году, пора максимальной жизнедеятельности растений, если их развитие не году, пора максимальной жизнедеятельности растений, если их развитие не сдерживаются скудностью почв или пагубными суховеями. сдерживаются скудностью почв или пагубными суховеями.

Презентация "Фенология" (география 5 класс)

Презентация

Презентация "Фенология" (география 5 класс)

Презентация

Презентация "Фенология" (география 5 класс)

Презентация

Одуванчик лекарственный (сем. Сложноцветные). Четкость подчинения определенному биологическому ритму прослеживается в периодичности суточного распускания его соцветий: ровно в 6 часов утра желтые корзинки разворачиваются и ровно в 3 часа закрываются. Реагируют соцветия и на влажность воздуха – в пасмурную погоду корзинки закрываются. Время цветения: апрель­октябрь

Презентация "Фенология" (география 5 класс)

Презентация


ФЕНОЛО́ГИЯ, -и, ж. Наука о сезонных явлениях в живой природе, изучающая изменения в растительном и животном мире, обусловленные сменой времен года и погодными условиями.

[От греч. φαίνω — являю и λόγος — учение]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Феноло́гия (от греч. φαινόμενα — явления) — система знаний и совокупность сведений о сезонных явлениях природы, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки, а также наука о пространственно-временных закономерностях циклических изменений природных объектов и их комплексов, связанных с годичным движением Земли вокруг Солнца. Термин был предложен в 1853 году бельгийским ботаником Шарлем Морраном.

ФЕНОЛО'ГИЯ, и, мн. нет, ж. [от греч. phainō — являю, освещаю и logos — учение] (биол.). Отдел биологии, изучающий периодичность явлений в жизни растений и животных и соотношение этих явлений с климатическими факторами.

феноло́гия

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова иммунизация (существительное):

Синонимы к слову «фенология»

Предложения со словом «фенология»

  • К индикаторным признакам относятся: флористические (различия в видовом составе); физиолого – биохимические (характеристики химического состава, обмена веществ, их аномалии, особенности состава пигментов, определяющих цвет растений); эколого – физиологические, в частности, отношение к воде, засолению почв, характеру субстрата и т.д. (выявление ксерофитов, мезофитов, галофитов, петрофитов и др.); морфологические (размеры, особенности внешнего и внутреннего строения растений, в частности, ветвления, искривлений и других отклонений, ширина годичных колец и др.); эколого-морфологические (особенности жизненных форм); онтогенетические признаки (особенности фенологии, длительность развития); ассоциированность видов; структура сообществ (особенности сложения ярусов, микрогруппировок, микро-фитоценозов); взаимоотношения и динамика сообществ в пространстве и во времени (экологодинамические, эколого-генетические ряды, сукцессии) и др.
  • Мелкие речки прибрежного района. — Корейская фанза. — Водяная толчея. — Река Найна. — Корейская соболиная ловушка. — Влияние колонизации на край. — Мыс Арка. — Река Квандагоу. — Река Кудя-хе. — Старообрядческая деревня. — Удэгейцы. — Климат прибрежного района. — Фенология . — Ботанические и зоогеографические границы. — Река Амагу. — Лось.

Феноло́гия (от греч. φαινόμενα — явления) — система знаний и совокупность сведений о сезонных явлениях природы, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки, а также наука о пространственно-временных закономерностях циклических изменений природных объектов и их комплексов, связанных с годичным движением Земли вокруг Солнца. Термин был предложен в 1853 году бельгийским ботаником Шарлем Морраном.

Дополнительно

Предложения со словом «фенология»

К индикаторным признакам относятся: флористические (различия в видовом составе); физиолого – биохимические (характеристики химического состава, обмена веществ, их аномалии, особенности состава пигментов, определяющих цвет растений); эколого – физиологические, в частности, отношение к воде, засолению почв, характеру субстрата и т.д. (выявление ксерофитов, мезофитов, галофитов, петрофитов и др.); морфологические (размеры, особенности внешнего и внутреннего строения растений, в частности, ветвления, искривлений и других отклонений, ширина годичных колец и др.); эколого-морфологические (особенности жизненных форм); онтогенетические признаки (особенности фенологии, длительность развития); ассоциированность видов; структура сообществ (особенности сложения ярусов, микрогруппировок, микро-фитоценозов); взаимоотношения и динамика сообществ в пространстве и во времени (экологодинамические, эколого-генетические ряды, сукцессии) и др.

Читайте также: