Должен ли быть в школе спортзал

Обновлено: 02.07.2024

Санитарные правила предназначены для нормативного регулирования обеспечения безопасных условий людей при нахождении на объектах спорта и направлены на охрану здоровья граждан, занимающихся физкультурой и спортом, в том числе детей, подростков и лиц с ограниченными возможностями здоровья при использовании ими объектов спорта.

Санитарные правила включают:

-требования к участку размещения объекта спорта;

- требования к открытым плоскостным объектам спорта;

- требования к крытым спортивным сооружениям: зданиям и помещениям;

- требования к водоснабжению, канализации, воздушно-тепловому и питьевому режиму объектов спорта;

- требования к санитарному содержанию помещений и территорий объектов спорта;

- требования к организации производственного контроля за эксплуатацией объектов спорта.

Рассмотрим основные положения Санитарных правил подробнее.

Обязательным требованием является размещение объекта спорта на земельном участке за пределами промышленных объектов и производств, их санитарно-защитных зон, за пределами первого пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, санитарных разрывов от автомагистралей, автостоянок, объектов железнодорожного транспорта, маршрутов взлета и посадки воздушного транспорта.

Хозяйственная зона объекта спорта должна размещаться изолированно от мест проведения физкультурных и спортивных мероприятий, иметь отдельный въезд. Для сбора мусора устанавливаются контейнеры с крышками на расстоянии не менее 25 м до зданий, спортивных площадок.

Территория объекта спорта должна иметь наружное искусственное освещение.


2.Гигиенические требования к открытым спортивным сооружениям.

Открытые объекты спорта размещаются вблизи лесных, лесопарковых массивов на обособленных земельных участках, в местах массового отдыха населения, а также на территориях жилых микрорайонов. При размещении открытого спортивного сооружения в жилом районе крайне важно предусмотреть мероприятия по защите от шума проживающих в жилых помещениях. Уровни шума в жилых помещениях жилых домов при эксплуатации открытых плоскостных объектов спорта не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых зданий и территории жилой застройки.

Открытые плоскостные объекты спорта оборудуются специальным не пылящим покрытием, материалы для искусственных покрытий должны быть безвредными для здоровья человека, т.е. не выделять в воздух вредные вещества и запахи.

Площадки открытых плоскостных объектов для проведения массовых самостоятельных физкультурно-оздоровительных занятий населением допускаются без отдельных вспомогательных помещений или строений. Для лиц, занимающихся спортом , в составе вспомогательных помещений предусматриваются раздевалки, туалеты, душевые, комната инструктора, медицинский пункт, комната для хранения уборочного инвентаря. Для зрителей оборудуются раздельные туалеты для мужчин и женщин (или биотуалеты).

В составе вспомогательных помещений лыжных баз и ледовых катков, в том числе для массового катания, предусматриваются отапливаемые вестибюли, гардеробные, помещения для отдыха, хранения и сушки обуви.

3. Гигиенические требования к крытым спортивным сооружениям.


Гигиенические требования к крытым спортивным сооружениям рассмотрим на примере наиболее распространенных сооружений – спортивных залов. Спортивные залы могут размещаться в отдельно стоящих зданиях, спортивных комплексах или в составе общественных зданий. Необходимо знать, что не допускается размещение помещений физкультурно-спортивного назначения для детей в цокольных и подвальных этажах зданий. Размещение физкультурно-спортивных залов во встроенных и пристроенных к жилым зданиям помещениях допускается при условии соблюдения нормативов по шуму и вибрации, проникающих в жилые помещения, а также при условии организации изолированного от жилой части дома отдельного входа.

Здания объектов спорта должны быть оборудованы необходимым набором вспомогательных помещений: раздельными для мужчин и женщин туалетами, душевыми и раздевалками. Предусматриваются наличие медицинского пункта, комнат тренеров, инструкторов, помещения для хранения спортивного инвентаря, гардеробных, помещений для хранения уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих средств, а также гардеробные, раздельные санитарные узлы для посетителей.

Помещения в здании спортивного зала должны быть взаимосвязаны таким образом, чтобы обеспечивалось движение занимающихся спортом в следующей последовательности: вестибюль с гардеробной верхней одежды – раздевальные мужские и женские с душевыми и туалетами – спортивный зал, что исключает встречные потоки одетых и раздетых спортсменов. Для зрителей предусматриваются места, специальные проходы, фойе и другие помещения, изолированные от помещений для спортсменов.

Существуют определенные нормы размеров спортивных залов, обеспечивающие наиболее эффективное осуществление учебно-тренировочного процесса, а также поддержание необходимого уровня физико-химического состояния воздушной среды.

Оборудование и инвентарь спортивных залов должны быть исправны и соответствовать определенным стандартам по форме, весу и качеству материалов, а также соответствовать росто-возрастным особенностям лиц, занимающихся спортом.

Раздевальные оборудуются скамьями, шкафами, умывальниками, электросушителями для рук, мылом. В раздевальных при душевых должны быть установлены фены для сушки волос.

В спортивном или тренажерном зале, а также в душевых и раздевалках не должен храниться уборочный инвентарь, средства для уборки помещений, мусор, неисправное оборудование и перегоревшие осветительные приборы – для этого в составе спортивного учреждения должны быть специальные помещения.

4.Требования к водоснабжению, канализации, воздушно-тепловому и питьевому режиму.

При отсутствии в населенном месте централизованной канализации допускается на объектах спорта устройство внутренней канализации с выпуском стоков на локальные очистные сооружения, а также оборудование надворных туалетов с водонепроницаемым выгребом или установка биотуалетов на расстоянии не менее 20 м от спортивных площадок, мест общественного питания и жилой застройки.

При отсутствии централизованного водоснабжения допустима автономная система горячего водоснабжения с установкой водонагревателей.

Особое гигиеническое значение имеет создание на объектах спорта оптимальных микроклиматических условий, что обеспечивается функционированием систем отопления, вентиляции и /или кондиционирования воздуха. Системы вентиляции механической приточно-вытяжной, кондиционирования должны быть паспортизированы с ежегодной проверкой эффективности работы, очисткой и дезинфекцией.

Температура воздуха должна поддерживаться в спортивном зале и помещениях для проведения физкультурных занятий на уровне 17°С - 20° С, в раздевальных спортивного зала и медицинских пунктах - на уровне 20°С - 22° С, душевых - на уровне 25° С, в остальных помещениях - на уровне 18°С - 24° С; относительная влажность воздуха в помещения объектов спорта - 40 – 60 %, скорость движения воздуха - 0,1 – 0,2 м/сек. Важно соблюдать режим проветривания – проветривание до начала занятий и тренировок и после их окончания. Фрамуги и форточки окон должны быть в исправном состоянии в любое время года.

4.1.Организация питьевого режима.

На объектах спорта предусматривается централизованное обеспечение лиц, занимающихся спортом, питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям. Возможна организация питьевого режима в следующих формах: стационарные питьевые фонтанчики, вода, расфасованная в емкости (установка кулеров). Конструктивное решение стационарного питьевого фонтанчика должно предусматривать наличие ограничительного кольца вокруг вертикальной водяной струи, высота которой регламентируется не менее 10 см. При организации питьевого режима с использованием воды, расфасованной в емкости, должны быть установки с дозированным розливом воды, достаточное количество одноразовых стаканчиков, контейнеры для сбора использованной посуды одноразового применения.

5. Требования к санитарному содержанию помещений и территорий объектов спорта:

- ежедневная влажная уборка всех помещений с применением моющих, чистящих и дезинфицирующих средств, разрешенных к применению в жилых и общественных зданиях;

- хранение моющих, чистящих и дезинфицирующих средств в соответствии с инструкцией по их применению;

- генеральная уборка всех помещений не реже одного раза в месяц;

- ежемесячное очищение вентиляционных решеток от пыли:

- обработка спортивного инвентаря с использованием дезинфицирующих растворов , металлические части протираются влажной ветошью без дезинфицирующего раствора:

- ежедневная очистка с использованием пылесоса спортивных ковров, не менее 3-х раз в месяц – влажная очистка с использованием моющего пылесоса;

- ежедневная влажная обработка и дезинфекция спортивных матов;

- среди способов ухода за оборудованием и спортивным инвентарем актуальным является дезинфекция с помощью бактерицидных ламп, а для дополнительной обработки наиболее загрязненных поверхностей – использование передвижных установок, совмещающих действие пылесоса и бактерицидной лампы;

- очистка оконных стекол по мере загрязнения, но не реже 2-х раз в год;

- хранение промаркированного уборочного инвентаря в зависимости от назначения помещений и видов уборочных работ в специально выделенном помещении или специально оборудованном шкафу;

- проведение профилактических дезинсекционных и дератизационных мероприятий против насекомых и грызунов;

-ежедневная уборка территории объекта спорта.

6.Требования к организации производственного контроля.

Производственный контроль включает:

- наличие текста Санитарных правил на объекте спорта и доведение их содержания до работников учреждения;

- осуществление (организацию) лабораторных исследований, проведение лабораторных исследований и измерений обеспечивается специализированными аккредитованными организациями (лабораториями);

- организацию медицинских осмотров (личные медицинские книжки), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации персонала;

- контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений и иных документов, подтверждающих безопасность используемого оборудования, инвентаря, питьевой воды, расфасованной в емкости;

- визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами за соблюдением санитарных правил, разработкой и реализацией мер, направленных на устранение выявленных нарушений;

- организация производственного контроля оформляется программой (планом) производственного контроля и утверждается руководителем объекта спорта. Ответственность за своевременность, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут руководители объектов спорта.

К объектам производственного лабораторного контроля согласно рассмотренным Санитарным правилам относятся:

1.контроль за качеством питьевой воды из разводящей сети холодного водоснабжения по микробиологическим показателям;

2. контроль за качеством бутилированной питьевой воды;

3.контроль за качеством воды из разводящей сети горячего водоснабжения;

4.контроль за параметрами микроклимата и освещенности;

5.для оценки эффективности текущей уборки и дезинфекции проведение бактериологического и паразитологического анализов смывов с объектов окружающей среды на присутствие общих колиформных бактерий и обсемененность яйцами гельминтов;

6. по завершению текущих ремонтных работ, замене покрытия полов, стен, установке пластиковых окон контроль за содержанием загрязняющих веществ в воздухе помещений объектов спорта.

Таким образом, проведение лабораторно-инструментальных исследований является объективным подтверждением выполнения на объектах спорта требований санитарного законодательства в целях обеспечения стабильной санитарно-эпидемиологической безопасности.

Виды исследований и измерений, показатели лабораторных и инструментальных испытаний, стоимость проведения лабораторных исследований и экспертных работ по оценке соответствия проведенных лабораторно-инструментальных исследований требованиям санитарного законодательства определяются в каждом конкретном случае, возможно предоставление скидок.

Здравствуйте! Есть вопрос, школа заставляет ходить в школу на физкультуру в спортивной форме, но в самой школе - нет спорт.зала. Имею ли я право не приносить физ.форму (приходить в джинсах)?

Здравствуйте Ян! На урок физкультуры Вы обязаны приходить в спортивной форме, т.к. это требование СанПинА

2.6.2. Организация физического воспитания
2.6.2.7. Спортивная одежда и обувь должны соответствовать температурным условиям, времени года, виду спортивных занятий.

Таким образом преподаватель не вправе допустить Вас к занятиям в неспортивной форме (джинсах)



Среди многих причин тому сопутствующих, обозначены низкий уровень материально-технического обеспечения учебного процесса, недостаточное количество спортивных залов и необходимость реконструкции имеющихся.

С позиций собственного опыта и наблюдений предлагаю свое видение на указанную проблему.

В контексте сказанного, не удивляет тот факт, что в СанПинах (санитарные нормы и правила к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях), принятых в 2010 году и действующих по сей день, не обозначена такая норма как потребность в кв. м. на одного ученика при эксплуатации спортивных сооружений в рамках реализации учебной программы по физкультуре. Иначе большая часть школ не прошла бы государственной аккредитации по предоставлению качественных услуг по физкультуре. По всей видимости, СанПины разрабатывались на основе четкого представления о серьезном дефиците спортсооружений в системе школьного образования.

Но, о такой идиллии многим школам, и особенно тем, что расположены в районах старой плотной застройки, приходится только мечтать. Значит, изъяны преподавания физкультуры в таких школах запрограммированы на долгие годы. Такой факт гарантирован и тем, что в отсутствии внешней экспертизы качества преподавания физкультуры в конкретной школе, говорить о создании каких-то условий, повода нет: спортзал есть и ладно. Проблемы попросту замалчиваются.

Но высветить их можно. Если исходить из того, что спортивные залы в былые времена в основном строились (да и сейчас строятся) в формате 12 х 24 м, что составляет 288 кв. м, а СанПин наполняемости класса — это 25 обучающихся, то санитарная норма на одного школьника при эксплуатации спортзала получается в 11,5 кв.м. Исходя из этого, можно для каждой школы рассчитать процент обучающихся, оказание услуг которым осуществляется в рамках нормы, а оставшиеся проценты рассматривать как долю риска в оказании услуг, не отвечающим требованиям. На основе таких расчетов при полной инвентаризации спортивных сооружений общеобразовательных учреждений и должна быть создана программа обеспечения спортивными залами. В открытом доступе должен быть размещен список школ, в порядке очереди претендующих на реконструкцию спортивной базы.

Об авторе: Шевченко Валерий Николаевич, учитель физической культуры высшей категории, ГБОУ СОШ № 152.

Карельский поселок Суккозеро находится почти в 300 километрах от Петрозаводска. Одноэтажные деревянные дома, покосившиеся заборчики, дороги без асфальта, пара колодцев с водой. На таком фоне трехэтажная школа, построенная почти пять лет назад, кажется попавшей сюда по ошибке! Стеклопакеты, вымощенная дорожка, пандусы, лифт в самом здании, душевые кабины и современные санузлы. Многие дети из сельской местности растут в домах с печным отоплением и туалетом на улице. Но не все в этой сказке с широкими коридорами, уютными кабинетами, просторной библиотекой сбылось.


стало настоящим праздником абсолютно для всех! Тогда у суккозерцев появилась надежда, что в ближайшие годы к основному зданию пристроят еще два корпуса, в которых разместятся столовая, спортзал, мастерские и интернат. Таким был утвержден проект новой школы архитектора Любови Хроминой, которую строили к 90-летию республики. Тогда чиновники обещали выстроить все три здания. Без них проект теряет свой первоначальный замысел и функциональность, о которой и школьники, и учителя вспоминают каждый день.

охоже, вопрос, насколько это оправдано – возводить три здания в небольшом поселке вместо одного, вмещающего в себя все необходимое для жизни небольшой сельской школы, не ставился.

Любовь Тимофеевна Моисеева работает в школе 45 лет. Сейчас она занимается с детками в группе продленного дня, а до этого работала учителем начальных классов.

– Большую часть своей жизни я проработала учителем в школе, которая топилась печками, – вспоминает Любовь Тимофеевна. – Окошечки в здании начальной школы были маленькими, туалет на улице… Нынешняя школа — это практически идеальные условия для учеников и учителей, но в нашей школе не хватает спортивного зала и столовой. От этого страдают дети, которым негде поиграть в баскетбол, волейбол, а до столовой каждый день приходится идти 400 метров!

Новое здание можно назвать памятником бездеятельности местных властей. Первый корпус, выстроенный за два года, давал надежду на то, что в скором времени жизнь в поселке пойдет на новый лад. И новое помещение станет школой полного дня для детей и социокультурным центром для жителей поселка, а на деле вышло иначе.

– Детям нужен мяч! А у нас даже разогнаться в этом зале нельзя — сразу окажешься в стене, – с сожалением говорит директор школы Любовь Владимировна Лакшевич.

Ее кабинет напомнил мне офис загруженного работой менеджера. На столе аккуратно разложены документы – видишь их и не возникает вопросов, чем нынче занят директор. Отчетность, соотнесение планов, обсуждение нагрузки и замен, расписание ЕГЭ и ГИА, а еще подготовка выступления на районном заседании по поводу строительства второй очереди школы. Между этими делами — замена физики во всех классах, обед в столовой (до нее ведь надо еще дойти!), переживания за штрафы и предписания, которые выписывают разные инстанции за несоблюдение санитарных норм в таких условиях. В том числе и за то, что в школе нет столовой, которая по проекту быть должна! Ее обещали построить, но вот опять же — директор готовит выступление, чтобы донести до власти мысль о необходимости этого строительства.

Уже слышу, как воодушевленно мне начинают доказывать, что нет ничего страшного в том, что школьная столовая находится в другом здании. Действительно, дети и учителя вынуждены двигаться, полноценно есть и перекусы, которые одинаково не полезны всем, просто исключены.

Холод, метель, дождь, слякоть, пронизывающий ветер, снежные заносы, гололед — в любую погоду дети и взрослые должны идти в столовую, пересекать проезжую часть без зебры и должным образом оборудованного пешеходного перехода, быстро есть и возвращаться обратно. Большая перемена в школе длится 45 минут, большую часть из которых занимает дорога в столовую и обратно.

Раньше в этой столовой питались рабочие леспромхоза, а теперь едят дети. Судя по всем документам, выписанным штрафам и предписаниям, руководству школы только удается починить полы, как начинаются проблемы с проводкой, меняют проводку, протекает крыша — и так по кругу. Сказать, что постоянный вопрос со столовой отвлекает директора школы от работы — не сказать ничего! Столовая — это вечная головная боль, забыть о которой удается только на июль. Июнь— время лагерей, когда к питанию школьников предъявляют по-прежнему высокие требования и первое, что проверяет комиссия из Суоярви — это столовая, в августе школу готовят к учебному году и снова возобновляются проверки. После приезда комиссий снова приходится платить штрафы и устранять, латать, покупать…

Здание производит впечатление ветхого, но внутри царит идеальная чистота, на кухне – новое оборудование, празднично сияют кастрюли. Завтрак и обед вкусные! Ребятишки, многие из которых живут в семьях со скромными доходами, с удовольствием едят кашу, не отказываются от супа и радуются сладкому чаю с пышными булочками. Но долго рассиживаться за столом им не приходится, учителя постоянно подгоняют, ведь впереди еще обратный путь в школу.

Готовка еды осложняется тем, что в здании нет водопровода – его нет нигде, кроме школы. Вода из колодца поблизости не соответствует санитарным нормам, поэтому в столовую из школы приносят воду из артезианской скважины – для этого работнице приходится не меньше восьми раз привезти на тележке 40-литровый бидон с водой. Получается, что женщина за один свой рабочий день проходит не меньше пяти километров.

Сейчас в школе учатся 100 детей. В этом учебном году в первый класс придут семь ребятишек, а выпустятся восемь одиннадцатиклассников. В будущем году ситуация будет аналогичной, а в 17-м из школы уйдет самый многочисленный класс в 20 человек, на смену которому ожидается лишь восемь первоклассников. В 2018 году планируется 14 выпускников и всего семь первоклашек. Но эти данные не были секретом, когда принималось решение о строительстве новой школы для поселка. Приблизительные расчеты вперед на 10-15 лет ведутся и велись постоянно. Поэтому-то и непонятно, почему такой масштабный проект был принят к реализации. Один из его недостатков в том, что в просторном помещении нет спортзала и столовой. Принцип карельской избы, в которой все необходимое всегда находилось под одной крышей, увы, не учли на самом первом этапе утверждения проекта.

В школе нет спортзала, но дети умудряются не просто заниматься физкультурой, а побеждать на соревнованиях – в просторном холле на полках красуются кубки и грамоты. В здании нет столовой, но благодаря грамотной организации процесса, все ребята накормлены, занятия идут по расписанию. Нет школьных мастерских, но уроки технологии проходят, а в библиотеке и кабинетах всегда находится место для ребячьих поделок и творчества.

Школа работает вопреки всем существующим ощутимым сложностям, но разве дети, живущие на Севере, в домах без удобств, не заслуживают школы со спортзалом и столовой? Разве учителя, многие из которых отдали школе 10-15-30 лет жизни, не должны трудиться в нормальном режиме? И почему необходимость строительства второго корпуса школы, который предусмотрен проектом(!), нужно доказывать, ссылаясь на обещания десятилетней давности? И когда же, наконец, за бездействие ответят не дети с учителями, которые вынуждены приспосабливаться к созданным для них условиям, а конкретные чиновники? Ведь это управленцы не сумели оценить ситуацию и выбрать для сельской школы подходящий проект, реализацию которого не пришлось бы затягивать на десять лет.

В этом году Суккозерской малочисленной средней школе исполняется 60 лет. Станет ли эта дата по-настоящему радостной для жителей поселка, пока неясно. Но хочется верить, что все обязательства властей перед детьми, учителями и родителями будут выполнены.

Зинаида Борисовна Ефлова, зав. лабораторией теории и практики развития сельской школы Института педагогики и психологии ПетрГУ, исполнительный директор Ассоциации сельских малочисленных малокомплектных школ Республики Карелия:

– Большинство школьных зданий времен советской эпохи честно выполнили свое предназначение, отслужили положенную им службу, их реанимация где-то уже невозможна, где-то нецелесообразна, в том числе, потому что разъехались, состарились местные жители, сократилось количество детского населения.

Сейчас, накануне празднования следующей юбилейной даты Республики Карелия, появляются дополнительные возможности реальных улучшений в экономике, культуре и образовании региона.

Планируя и разрабатывая новые проекты, архи-важно, на мой взгляд, иметь и держать в голове: в КАЖДОМ карельском селе должен быть культурно-образовательный центр, адекватный конкретной ситуации – большая или малая школа (наконец, школа-квартира/кабинет как у американцев), чтобы КАЖДЫЙ сельский ребенок имел доступ к современному образованию в современных условиях БЕЗ отрыва от родителей.

Читайте также: