Долгосрочный проект по экспериментально исследовательской деятельности в доу

Обновлено: 07.07.2024

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать и способствовать ее развитию. Познавательно- исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов; способствует формированию целостной картины мира.

Исследования Н. Н. Поддьякова, подтверждают, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том что, он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость анализа и сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Цель: Развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

  • расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
  • знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов; - развитие мыслительных процессов, самостоятельности;
  • воспитание гуманно-ценностного отношения к природе;
  • создание необходимых условий для развития опытно – экспериментальной деятельности детей;
  • формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
  • привлечение родителей к совместной деятельности;

Тематическое поле: Опытно – экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Вид проекта: познавательно – исследовательский, творческий, групповой.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: долгосрочный 2015-2017гг

Проблема:

В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.

Методы обучения: словесные, практические, наглядные.

Основные формы реализации проекта:

1. Формы образовательной работы с детьми:

  • опыты, эксперименты
  • экспериментирование на прогулке
  • индивидуальная работа с детьми
  • самостоятельная экспериментальная деятельность
  • дидактические игры
  • подвижные игры
  • труд в природе и в уголке природы
  • чтение художественной литературы
  • беседы
  • просмотр презентаций, мультфильмов.

2. Формы работы с родителями:

  • Мастер класс
  • Консультация
  • Буклеты, памятки
  • Беседы
  • Ручной труд
  • Развивающая среда.

3. Формы работы с педагогами:

  • Консультации
  • Буклеты
  • Мастер класс.

Предполагаемый результат:

  • Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
  • Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
  • Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;
  • Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
  • В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.

Перспективы:

  • Внедрить в работу ДОУ данный проект по опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
  • Выбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой активности (по рекомендациям учителя – логопеда);
  • Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения;
  • Пополнять предметно – развивающую среду;
  • Систематизировать дидактический материал для проведения диагностических ситуаций.

Новизна:

  • Комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования c учетом интеграции образовательных областей программы.

Этапы проведения проекта

Этапы

Содержание деятельности

Сроки

Организационно – диагностический

Анализ научной и методической литературы. Педагогическая диагностика на начало проекта.

Разработка перспективного планирования с детьми и родителями.

Организация предметно – развивающей среды

Сентябрь 2015 г.

Практический

Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом интеграции образовательных областей.

Заключительный

Педагогическая диагностика на конец проекта.

Презентация проекта на педагогическом совете.

Перспективный план работы над проектом по опытно – экспериментальной деятельности на 2015 – 2017 гг.

Месяц

Вид деятельности

Тема

Цель

Октябрь

Экскурсия в детскую лабораторию

Повышение интереса к исследовательской деятельности.

Познакомить детей с приборами для наблюдения.

Формирование представлений о свойствах веществ.

Расширение представлений о строении знакомых веществ

Растворяются, не растворяются

Познакомить детей с таким свойством, как растворимость.

Ноябрь

Расширять знания о воздухе.

Выявить что теплый воздух легче холодного.

Закреплять знания о воздухе в процессе игры.

Расширить знания у дошкольников об органах дыхания человека.

Декабрь

Познакомить детей , что большую часть земного шара занимает вода.

Выявить процесс испарения воды.

Использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.

Экспериментирование на прогулке

Расширить представления о свойствах воды.

Январь

Познакомить с происхождением магнита.

Выявить свойства магнита.

Дать детям представления о силе тяготения.

Выявить особенность взаимодействия двух магнитов.

Закреплять знания о магните в процессе игры.

Февраль

Расширить представление детей о электричестве.

Установить причину статического электричества.

Познакомить с проявлением статического электричества.

Выявить что гроза это проявление электричества в природе.

Март

Труд в уголке природы

Овладение навыками пересадки комнатных растений.

Выяснить что раньше появляется из семени.

Познакомить с процессами очистки воды разными способами.

Закреплять знания детей о цветах в процессе чтения х/л.

Апрель

Обогатить и систематизировать представление детей о космосе.

Познакомить детей с тем, как удаленность от солнца влияет на температуру воздуха.

Ирис Ревю «Звездочка Алида

Закреплять знания детей о космосе в процессе чтения х/л.

Май

Доказать что ветер быстрее испаряет влагу.

Дать детям понятия, что рост растений зависит от почвы.

Труд на огороде

Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Сентябрь

Расширять представление детей о многообразии растительности и его обитателях в процессе экскурсии в парковый лес.

Установить связь видоизменений частей растения с факторами внешней среды.

Доказать что в пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу.

Выявить защитную роль леса в лесостепной климатической зоне.

Закрепить знания о семенах в процессе игры.

Октябрь

Определить упругость воздуха.

Продемонстрировать существование атмосферного давления.

Познакомить детей с разновидностями металлов.

Познакомить детей с ролью металлов в жизни человека.

Ноябрь

Познакомить детей с природными ископаемыми на территории РБ.

Познакомить с качествами природных ископаемых.

Формировать знания детей о свойствах песка и глины.

Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. Развивать фантазию, творческое воображение, образное мышление.

В игровых образах закрепить особенности полезных ископаемых.

Закреплять знания детей о камнях в процессе чтения х/л.

Декабрь

Эксперименты на прогулке

Закрепить знания детей о двух агрегатных состояниях воды.

Выявить что воздух легче воды, имеет силу.

Выявить изменение объема жидкости при замерзании.

Расширять знания об экосистеме водоемов.

Январь

Выявить особенности передачи звука на расстоянии.

Опыт на прогулке

Выявить особенности передачи звука на расстоянии.

Изготовить простейшее устройство для передачи звука.

Перспективный план работы с родителями

Форма работы

Тема

Беседа дома с детьми:

- Изготовить с детьми водяной фильтр из разнообразных материалов.

Привлекать родителей к пополнению коллекции:

Результаты диагностики на начало проекта (сентябрь 2015)

Таким образом, результаты диагностики на начало проекта показали следующее:

С высоким уровнем развития – 26% (5) – познавательное отношение у ребенка устойчиво. Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делает выводы.

Со средним – 53% (10)- в большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковые действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

С уровнем ниже среднего – 21% (4). Дети не проявляют устойчивого интереса к экспериментированию, затрудняются выдвинуть предположения о возможных способах решения проблемы, отказываются от исследовательского поиска, ограничиваются простым манипулированием с предметами и материалами, при первых возникших трудностях отказываются от продолжения эксперимента.

Результаты диагностики на конец проекта (февраль 2017 г.)

Таким образом, результаты диагностики на конец проекта показали следующее:

С высоким уровнем развития - 58% (11)- дети самостоятельно видят проблему. Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планируют предстоящую деятельность. Осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действуют планомерно. В диалоге со взрослым поясняют ход деятельности. Формулируют в речи: достигнут или нет результат, замечают неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делают выводы.

Со средним уровнем развития – 32% (6) -в большинстве случаев дети проявляют активный познавательный интерес. Видят проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Дети принимают задачу и разворачивают поисковые действия, но действуют непоследовательно, получают частичный результат. Аргументируют свои суждения и пользуются доказательствами с помощью взрослого.

С уровнем развития ниже среднего – 10% (2)- включается в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично, переводит экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.

Диагностикаисследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования (по методике Л.Н. Прохоровой, Т.И. Бабаевой, О.В. Киреевой).

  1. Выявить интерес детей к экспериментированию, определить наиболее привлекательные для них разновидности данной деятельности;
  2. Выявить особенности экспериментирования в условиях взаимодействия с другими детьми;
  3. Выявить экспериментальным путем уровень растворимости различных веществ в воде;
  4. Выявить знания детей о плавучести предметов. Исследовательская задача ребенка – определить степень плавучести различных предметов в воде;
  5. Выявить умение детей анализировать объект или явление, выделять существенные признаки, сопоставлять различные факты, умение рассуждать и аргументировать собственные выводы;
  6. Выявить способность ребенка принимать цель деятельности, умения предвидеть результат, отбирать оборудование для осуществления деятельности, владеет ли практическими умениями в деятельности в природе (уход, выращивание растения), умеет ли соотносить результат с целью.

Критерии, уровни усвоения программы:

Высокий уровень (3 балла) – познавательное отношение у ребенка устойчиво. Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делает выводы.

Средний уровень (2 балла) – В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковых действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Ниже среднего (1 балл) - ребенок включаются в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично, переводит экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.

Выводы.

Мы пришли к выводу что, развитие исследовательских способностей дошкольников через новые педагогические технологии – такие как проектная деятельность, в образовательной практике способствуют развитию у детей поисково-исследовательской активности - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений.Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.

Дальнейшее использование разработанной и предложенной модели позволит нам совершенствовать исследовательскую активность дошкольников и определить дальнейшие шаги в развитии детей и взаимодействии с родителями. Включение методов исследовательского обучения в образовательный процесс, систематическое проведение разработанных мероприятий, а также согласованная совместная работа воспитателей, родителей и педагога-психолога способствуют качественной подготовке детей к обучению в школе.

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для нас, поэтому считаем, что в детском саду и в семье не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

Воспитатель: первый квалификационной категории Ситникова Н.В .

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

I Пояснительная записка

  • Тип проекта: информационно – познавательный, исследовательский, экспериментальный .
  • Продолжительность проекта: долгосрочный.
  • Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители.

В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод ( экспериментирование ) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.

Актуальность проекта: недостаточность сформированности знаний и представлений детей о явлении неживой природы – воздухе, воде и воздухе, его свойствах.

3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать и способствовать ее развитию. Познавательно- исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов; способствует формированию целостной картины мира.

Исследования Н.Н. Поддъякова, подтверждают, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельноcти в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что, он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость анализа и сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. ffs

Экспериментирование затрагивает все сферы детской деятельности, обогащая память ребёнка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь. Экспериментирование тесно связано с развитием речи. Это хорошо видно на всех этапах эксперимента – при формировании цели во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном. А пополнение знаний способствует развитию речи.

Также экспериментирование связано с изобразительной деятельностью. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет выполнена практическая работа (зарисовка результата эксперимента).

Цель проекта: Развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности ; вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.

  • Расширять знания детей о неживой природе и её свойствах (вода, воздух, огонь) .
  • Экспериментаторской деятельностью помочь дошкольнику найти ответы на интересующие их вопросы.
  • Учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

создание необходимых условий для развития опытно – экспериментальной деятельности детей;

  • Включение ребенка в творческую деятельность и развитие творческих способностей.
  • Создание эмоционально положительного отношения и интереса детей к совместной деятельности.
  • воспитание гуманно-ценностного отношения к природе;
  • формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов ;
  • привлечение родителей к совместной деятельности;
  • словесные,
  • практические,
  • наглядные.
  • игровой

Основные формы реализации проекта :

1. Формы образовательной работы с детьми :

  • Беседы;
  • опыты, эксперименты;
  • экспериментирование на прогулке;
  • индивидуальная работа с детьми;
  • самостоятельная экспериментальная деятельность;
  • дидактические игры;
  • подвижные игры;
  • чтение художественной литературы;
  • просмотр презентаций, мультфильмов.

2. Формы работы с родителями :

• Консультация интернет-ресурсы zoom, Viber

• Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

• Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.

• Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию ;

• Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;

• У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

• Самостоятельно o планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;

• Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;

• В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.

• Внедрить в работу ДОУ данный проект по опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;

• Выбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой активности (по рекомендациям учителя – логопеда) ;

• Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения;

• Пополнять предметно – развивающую среду;

• Систематизировать дидактический материал для проведения диагностических ситуаций.

II. План – график мероприятий.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

• Изучить и проанализировать методическую литературу по теме

• Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности

• Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.

2 этап – основной.

Внедрение в воспитательно – образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности. Перспективный план.

3 этап – заключительный.

• Определить эффективность проведенной работы har

• Провести анализ полученных результатов.

• Творческая презентация проекта в ДОУ с участием детей

• Составление проектной папки

Продолжительность проекта : долгосрочный январь 2020г. – май 2012г.

Проблема : В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод ( экспериментирование ) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.

Практический Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом интеграции образовательных областей.

Перспективный план работы по основному этапу проекта:

Совместная деятельность педагога и детей (НОД по экспериментальной деятельности);

  • Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды;
  • способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
  • развивать речь, мышление, любознательность;
  • развивать умение делать выводы, умозаключения;
  • воспитывать аккуратность при работе.

Цель: дать представление о воздухе, его свойствах, значении воздуха для всего живого.

  • Расширять представления о значимости воздуха в жизни человека, представления детей. Развивать экологическое сознание.
  • Рассказать детям о значении воздуха для жизни человека, животных и растений.
  • Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно-экспериментальной деятельности.

Проблемные вопросы , решаемые в ходе проекта:

  • Что такое воздух ?
  • Какой он?
  • Зачем он нужен людям, животным и растениям?
  • Как можно увидеть воздух?
  • Как можно услышать воздух?
  • Как можно почувствовать воздух?
  • Имеет ли воздух силу и вес?
  • Почему нам бывает жарко и холодно?
  • Где живет теплый воздух, где - холодный?
  • обобщить, закрепить и расширить знания детей о правилах пожарной безопасности.
  • Совершенствовать учебно-исследовательскую деятельность дошкольников.
  • Развивать умение наблюдать за поведением людей, их умением вести себя в различных чрезвычайных ситуациях.
  • Выработать систему образовательной работы по пожарной безопасности, разнообразить формы и методы обучения по этому направлению.
  • Воспитывать у детей бережное отношение к собственному здоровью, природе, окружающему миру.

Совместная образовательная деятельность в режимных моментах

Чтение художественной литературы:

Перспективный план работы с родителями

  • Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент.

Изготовить с детьми водяной фильтр из разнообразных материалов и подготовить рассказ об его изготовлении и действии.

Цель: дать знания о том, как организовать предметно – развивающую среду для проведения игр с водой.

Цель: рассказать родителям о роли экспериментирования для развития дошкольников.

  • Привлечь родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой и оборудованием.
  • Консультация для родителей

III. этап – Заключительный

Создать для детей в группе уголок для самостоятельного экспериментирования с природным материалом и оборудованием.

• Творческая презентация проекта в ДОУ с участием детей

• Составление проектной папки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М.: Мозаика-синтез, 2015.

Тип проекта: исследовательно - творческий
Вид проекта: долгосрочный
В системе дошкольного образования появляется множество новых методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Следовательно, одним из главных направлений деятельности ДОУ является разностороннее развитие личности ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению.

Детское экспериментирование - это активная деятельность детей, способствует повышению познавательной деятельности, сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников, опыты позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Цель экспериментальной деятельности состоит в том, чтобы создать условия при которых дети:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников,
- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач,
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах,
- развивают исследовательские умения (выявления проблем, сбор информации, наблюдения, проведение эксперимента, анализа, построение гипотез, обобщение)

Актуальность проекта: Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности.

Цель проекта: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведет к интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Форма работы: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Задачи экспериментальной деятельности:
- расширение представлений детей об окружающем мире,
- развитие у детей умений пользоваться приборами – помощниками при проведении игр-экспериментов,
- развитие у детей мыслительных способностей : анализ, классификация, сравнение, обобщение,
- формирование способов познания путем сенсорного анализа,
- социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности.

Предполагаемые результаты:
дети развивают свои умения:
- Коммуникативные: умение слушать, обсуждать, визуалировать свою идею.
- Манипулятивные: координация движений, умение пользоваться инструментами и технологиями.
- Социальные: совместное обдумывание и обсуждение, способность исполнять разные социальные роли, терпимость к другому, самодисциплина.

Требования к воспитательно-образовательному процессу: побуждать детей формулировать имеющиеся у них представления, высказывать их в явном виде. Побуждать детей выдвигать альтернативные объяснения, предположения, догадки, давать дошкольникам возможность исследовать свои предположения в свободной и ненапряженной обстановке - особенно путем обсуждения в малых группах.

- Обмен опытом с родителями по проведению экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Цель: развитие у детей познавательной активности, любознательности в процессе экспериментирования и исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Знакомить детей в ходе экспериментальной деятельности с новыми понятиями.
2. Продолжать способствовать формированию умения самостоятельно принимать решения ходе экспериментальной деятельности, проверять эти решения, делать выводы с результатами, аргументировать свой ответ.
3. Развивать познавательную активность в процессе знакомства с явлениями живой и неживой природы, логическое мышление, коммуникативные навыки, умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение, развивать аккуратность в работе, соблюдение правил безопасности.
4. Запомнить правила поведения в лаборатории:
- нельзя ничего пробовать на вкус
- нюхать осторожно, направляя воздух ладошкой
- Опыты проделывать только под наблюдением взрослых

Вода имеет 3 состояния:
вода – жидкость
лед - твердое состояние
пар – газообразное состояние

Вода – это жидкость, не имеет форму, в какой сосуд налита вода, такую форму и принимает (бутылка, стакан и тд.)

Лед твердый – это замерзшая вода (показать детям кубики льда, потрогать их , сделать выводы о его образовании).

Пар – это вода в газообразном состоянии (опыт с горячей водой в термосе, на зеркале капельки воды).

Мы знаем, что вода чистая – прозрачная, (опыт: стакан с водой и молоком), не имеет цвета, а плохая грязная вода - мутная, ее нельзя пить. А что будет если выпить грязную воду? (опыт с цветной водой и капустой). Все растения, как и мы пьют воду Вот капустные листья и окрасились в разные цвета, поэтому попробуем воду очистить (опыт: Бумажный кулек с ватой, в него налить грязную воду).

Мы знаем, что воду нужно беречь, не загрязнять ее, не сливать просто так в кране, потому что чем меньше воды на земле, тем меньше на ней живых существ. Множество животных живут в реках, озерах, морях, океанах, где много воды, но вода там должна быть чистая. А вы знаете, что вода в морях и океанах соленая и животные, которые плавают в воде не тонут (опыт: в двух стаканах воды пресная и соленая вода, в пресной воде сырое яйцо тонет, в соленой нет).

Ребята, а вы знаете, что с помощью воды происходит на земле радуга и мы можем ее увидеть (опыт с зеркалом и фонарем: – наблюдение радуги).

Ребята, а вы знаете, что чистая хорошая, питьевая вода не должна иметь запаха (опыт: с водой и соком- сок имеет запах).

Вы познакомились со свойствами воды. Подведем итоги: питьевая вода необходимая для жизни всех живых существ на нашей планете должна быть чистая, прозрачная, без вкуса, цвета и запаха. Она находится в трех состояниях: жидкости, твердом состоянии и в виде пара. И самое главное воду нужно беречь.

Опыт 2. Чем пахнет? Цель: обратить внимание на свойство воздуха переносить запахи.( незаметно от детей почистить апельсин, обратить внимание, что запах заполнил всю группу).

Опыт 3. Воздушный шарик. Цель: познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух. (надуть и сдуть шарик)

Опыт 4. Реактивный шарик. Цель: помочь выявить свойство воздуха – упругость, понять, как может использоваться сила воздуха – движение. ( надуваем и отпускаем воздушные шарики и смотрим на траекторию полета, чем больше надут шарик, тем дальше он улетает – такой же принцип используется в реактивных двигателях самолетов.)

Опыт 5. Мыльные пузыри. Цель: научить пускать мыльные пузыри. Познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную пленку, надувается пузырь.

Опыт 6. Воздух, который двигает предметы. Цель: показать, что воздух при сжатии занимает меньше места и сжатый воздух обладает силой – может двигать предметы (воздух через трубочки двигают предметы)

Опыт 7. Надуваем быстро воздушные шарики. Цель : показать детям, что при смешивании различных веществ выделяется воздух(газы), которые могут быстро надуть воздушные шары( в бутылке смешиваем воду с уксусом и содой).

Опыт 8. Сухая салфетка. Цель: показать детям свойство воздуха оказывать давление на предметы.(в стакан помещают сухую салфетку, в перевернутом виде стакан помещают в емкость с водой – салфетка остается сухой, так как воздух не впускает воду в стакан)

Нажмите, чтобы узнать подробности

здесь представлены различные опыты и эксперименты, занятия.

Цыбикова Б.Н., воспитатель

Предполагаемые результаты……………………………………………. 7

Этапы реализации проекта………………………………………………..8

Перспективный план работы с детьми…………………………………. 9

Вид проекта: долгосрочный, внутригрупповой

Тип проекта: исследовательский,

Участники: воспитанники, родители и педагоги МБДОУ

Краткая аннотация

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.

В проекте предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно- экспериментальной деятельности.

Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.

Актуальность

Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность, пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

А. П. Усова - доктор педагогических наук по дошкольному воспитанию отмечает, что поисково - исследовательская активность является ведущей деятельностью в период дошкольного детства, как никакой метод соответствует этим возрастным особенностям и позволит расширить кругозор детей, получить представления о различных сторонах изучаемого объекта, активизирует мыслительные процессы, стимулирует речевое развитие.

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Главное достоинство работы в рамках проектной деятельности - это познание реальных представлений о различных сторонах изучаемого объекта. В этом проекте педагог и дети выполняют общее дело: изучая окружающий мир, учатся беречь природу, охраняя ее. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту, ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели.

Это и является основной идеей проекта по развитию познавательных процессов детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования.

Цель проекта:

Создание условий для развития познавательных интересов, самостоятельной поисковой деятельности.

- Развивать у детей интерес к поисковой деятельности;

- Развивать познавательный интерес детей: наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать;

- Учить устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы;

- Развивать мышление, речь в процессе познавательно – исследовательской деятельности;

- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение детей к окружающему миру;

- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Содержание реализации проекта.

Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:

- Совершенствование образовательного экспериментально-поискового пространства в группе.

- Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности.

- Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.

Формы и методы работы по поисково-экспериментальной деятельности:

Совместная деятельность воспитателя с ребенком.

Самостоятельная деятельность детей.

Проведение опытов и экспериментов.

Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.

Беседы по теме эксперимента.

Участники проекта: воспитанники, родители, педагоги.

Предполагаемые результаты

Самостоятельно выполняют ряд последовательных действий (проводят опыт), используют схемы для исследования.

Умеют анализировать, выявлять существенные свойства и признаки вещества, материалов, предметов.

Читайте также: