Долг и совесть как основные этические понятия и социальные ценности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Моральные ценности ориентируют человека в его поведении. Это оказывается возможным не в силу того, что человеку выгодно или приятно принимать их во внимание в своих решениях и действиях. Эти ценности функционируют таким образом, что оказывают воздействие на волю человека. Моральные ценности не просто провозглашаются, они всегда провозглашаются еще и в такой форме, которая указывает на необходимость их практического воплощения в действиях. Следование моральным ценностям воспринимается человеком как долг. Неисполнение долга воспринимается как вина и переживается в укорах и муках совести.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Долг и склонности по Канту

Долг и склонности по Канту Кант резко противопоставлял любовь, склонности, желание человека его долгу. «Долг! – восклицает он, — Ты возвышенное, великое слово, так как в тебе нет ничего, угодливого, что льстило бы людям… только из него возникают необходимые условия того

Долг отзывчивости

Долг отзывчивости Трудно представить, что обращение к бедным, изложенное выше, могло бы стать оправданием для обеспеченных людей, которые не хотят оказывать помощь или, того хуже, пытаются унизить просящих (например: «Почему бы тебе не пойти на рынок и не ощипать

Наш долг перед родителями

Наш долг перед родителями Чти отца своего и мать свою. Шмот 20:12, Пятая из Десяти Заповедей Дети часто испытывают к родителям смешанные чувства. Тора предписывает любить ближнего своего (Ваикра 19:18), чужеземца (Ваикра 19:34) и Бога (Дварим 6:5). Но мы не обязаны любить своих

Долг родителей перед детьми

Долг родителей перед детьми Отец обязан сделать сыну обрезание, выкупить его, если он – первенец, (см. Бемидбар 18:15-6), обучить его Торе, найти ему жену и обучить его ремеслу или профессии. Вавилонский Талмуд, Киддушин 29а Рабби Иуда говорил: «Кто не учит сына ремеслу или

§ 3. Долг

§ 3. Долг Долг категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании

Вежливость и долг

Вежливость и долг Как-то раз Насреддин пришел на свадьбу, хотя его никто не приглашал.— А ты чего пришел? — спросили Моллу. — Хозяин тебя не звал.— Пусть ему неведома вежливость, но я не намерен пренебрегать своим соседским долгом, — ответил

Долг поддерживать справедливые институты

Долг Категорический императив — объективный принцип доброй воли. А что же является ее субъективным принципом? Говоря по другому — каким мотивом руководствуется человек, когда он подчиняется категорическому императиву? Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить, что,

Долг Долг представляет собой осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральным идеалом, что следует из морального идеала. Долг человека — следовать по пути добродетели, делать добро другим людям по мере возможности, не допускать

Милосердие и долг

Милосердие и долг В истории этики милосердная любовь как нравственный принцип в той или иной форме, естественно, признавалось большинством мыслителей. Однако высказывались и серьезные сомнения: во-первых, достаточно ли милосердие в качестве этического принципа и,

Глава IV ЧТО ЕСТЬ ДОЛГ?

Глава IV ЧТО ЕСТЬ ДОЛГ? Изучая карма-йогу, необходимо понять, что такое долг. Если мне предстоит какое-то дело, я должен сначала знать, в чем состоят мои обязанности, а потом я это дело сделаю. Опять-таки у разных народов разное представление о долге. Мусульманин скажет, что

Долг Молодой человек, сидя с друзьями в многолюдной чайхане, жаловался им:— Месяц назад я одолжил торговцу Джафару две серебряных монеты, но это произошло без свидетелей. Джафар до сих пор не отдал деньги. Боюсь, что, потребуй я свои монеты назад, он станет отрицать, что

Вычитание, долг, сплетни и проекция

Вычитание, долг, сплетни и проекция Математическая операция вычитания аналогична психологическому процессу приуменьшения вещей, то есть снижения величины или интенсивности переживания. К примеру, мы можем вычитать что-либо из опыта, просто считая это бесполезным.

Долг (Devoir)

Долг (Devoir) Первое значение слова – долговое обязательство. Второе – обязанность. Связь между ними зиждется на логике обмена или дарения: если я получил что-нибудь от кого-то, в ответ должен что-нибудь ему дать. За понятием долга, во всяком случае в его нравственном

как соотносятся понятие долг и совесть

Понятие долга

как соотносятся понятия долг и совесть ответы

Что такое совесть?

как соотносятся понятия долг и совесть кратко

Пример из литературы

Что говорит философия?

как соотносятся понятие долг и совесть обществознание

Выводы

Совесть – категория нравственного сознания, в основе которого лежит внутренняя убежденность человека в том, что является добром и злом, а так же сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть фиксирует ответственность человека, прежде всего, перед самим собой, поэтому она принципиально отличается от таких явлений, как страх и стыд, которые представляют более низкие ступени нравственного развития. Варианты самооценки человека, который следует голосу совести, значительно шире, чем если бы он следовал из страха или стыда. Действие совести может быть как в негативном ключе, что приводит к угрызениям совести, чувству вины, так и в позитивном ключе и связано с удовлетворением от своих добрых поступков.

· в глубоко личном присутствует общечеловеческий компонент, поэтому совесть, соединившая в себе высокие нравственные ценности и качества, может быть определена как добро

· так же совесть соотносится с понятиями чести и достоинства, долга и справедливости.

В частности, совесть требует развитого чувства справедливости, а строгая совесть – это признак неуклонного признака справедливости.

Место справедливости в развитии нравственного сознания личности

Еще одна важная черта справедливости – самокритичность, то есть способность беспристрастно и объективно судить себя, находить нравственные силы для признания собственных ошибок и исправления их. В истории этических учений справедливость чаще всего рассматривается как мера нравственного воздаяния. Это может быть вознаграждение или наказание человека со стороны общества или отдельных людей за совершенные им действия и поступки.

В узком смысле, справедливость – понятие нравственного сознания, характеризующая меру соответствия различных явлений и поступков людей, моральных ценностей, принятых в обществе. Еще Аристотель выделял 2 вида справедливости по отношению к человеку:

1) Уравнительный – требует уравнивания затрат и выгод во взаимоотношениях людей, а так же эквивалентного восстановления попранных прав человека

2) Распределительный – блага распределяются не поровну между людьми, а по достоинству каждого, при этом более достойным является тот, кто имеет больше заслуг, следовательно, стоит выше в социальной или нравственной иерархии. Этот вид справедливости, в отличие от уравнительной, не имеет универсального характера и зависит от исторической эпохи, экономического или общественного устройства.

В современной этике развивается тенденция к объединению этих двух видов справедливости и в соответствие с ней дается следующее определение: справедливость – мера воздаяния каждому по его заслугам при равенстве прав всех граждан.

Проблема определения категориального аппарата заключается в том, что основные этические категории современной отечественной ( постсоветской) науки обусловлены сильным и длительным доминированием марксизма и как следствие, этика строит свою систему категорий в соответствии с диалектическим, историко-материалистическим пониманием морали, как способа регулирования и манипулирования сознанием людей, механизм которого имеет чрезвычайно сложный и многосторонний характер, но тем не менее представляет собой нечто органически цельное. Однако конкретно такая система не разработана. Можно предположить, что наиболее полной и содержательной будет система категорий, отражающая структуру самой морали.

Содержание работы

Введение
1. Долг, как этическая категория.
2. Совесть, как этическая категория.
3. Проблема соотношения долга и совести.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Эстетика.docx

Тема : Категории морали . Долг и совесть.

1. Долг, как этическая категория.

2. Совесть, как этическая категория.

3. Проблема соотношения долга и совести.

Этика возникла и развивается под влиянием необходимости научного осмысления морали в целях практического овладения законами морального регулирования. Представители этической науки с самых ранних этапов её развития стремились дать определенное толкование действующим в обществе моральным нормам.

Поэтому этические категории, правомерно рассматривать как отражение в этике различных сторон морального сознания и нравственных отношений, теснейшим образом взаимообусловленных. Для самого же морального сознания представления и понятия о добре и зле, долге, совести и т.д. являются специфическими формами его выражения. Нормативность, например, характеризует и правовое сознание. Оценочность, присуща и правовому, и эстетическому, и, в известной мере, научному сознанию. Органическое же сочетание нормативности, императивности, оценочности, мотивационности – особенность только морального сознания. Данная особенность не раскрывает всей специфики морали, которая связанна еще и со способами реализации перечисленных выше свойств: моральные нормы, оценки и мотивы обретают регулятивную силу, постольку, поскольку они подкрепляются общественным мнением и личными убеждениями индивидов, что в свою очередь, является гарантом стабильности общества с одной стороны, с другой – обеспечивает возможность существования в обществе индивида.

Для обыденного сознания представления о таких категориях, как добро и зло, справедливость , совесть, долг и т.д. неотделимы от их конкретного предметно-чувственного содержания. В самом широком смысле слова, добро, например, отграничивает моральное от аморального , и, в этом смысле, противостоит своей противоположности — злу.

Что же касается таких традиционных категорий, как долг, ответственность, совесть, достоинство, то их реальный смысл раскрывается через актуализацию того или иного аспекта добра или, другими словами, определенного соотношения общества и личности. Поэтому, категория долга, фиксирует внимание на том, как должно поступать индивиду, а как не должно, поскольку указывает на отношение субъекта к обязанностям, обусловливаемым местом человека в системе общественных отношений, теми социальными ролями, которые характеризуют его трудовую, общественно-политическую и личную жизнь.

Проблема определения категориального аппарата заключается в том, что основные этические категории современной отечественной ( постсоветской) науки обусловлены сильным и длительным доминированием марксизма и как следствие, этика строит свою систему категорий в соответствии с диалектическим, историко-материалистическим пониманием морали, как способа регулирования и манипулирования сознанием людей, механизм которого имеет чрезвычайно сложный и многосторонний характер, но тем не менее представляет собой нечто органически цельное. Однако конкретно такая система не разработана. Можно предположить, что наиболее полной и содержательной будет система категорий, отражающая структуру самой морали.

Например, понятие моральной нормы отображает один из видов моральных представлений общества, особый способ нравственной деятельности и одну из форм моральных отношений между людьми. Само моральное сознание в своих основных понятиях отражает некоторые узловые моменты моральной деятельности и отношений. Поэтому иногда одно и то же понятие мы можем встретить и в моральном сознании людей, и среди категорий этики (например: понятия добра, долга, совести, достоинства, чести и др.)

Тем не менее, понятия этическая теория и обыденное моральное сознание, не одно и то же. Например, понятие долга в первом случае является научной категорией, характеризующей определённый вид отношения человека к обществу, а во втором – представление о том, что конкретно должен делать человек как носитель морали.

Моральное понятие нормативно, оно всегда что-либо предписывает и оценивает. В этике это представление о должном и ценном, получает научное обоснование ( Нормативная этика) а так же , становится объектом теоретического анализа, в котором выясняется, какое именно моральное отношение выражено.

Принцип научности требует проводить разграничение между категориями этики как формальным аппаратом теории и моральными представлениями, стихийно формирующимися в сознании общества, хотя грани здесь не абсолютны.

Категории этики и формы морального сознания перекрещиваются между собой: первые заключают в себе нормативное содержание, вторые апеллируют к рациональной аргументации. Категорий этики постоянно развиваются и обогащаются новыми понятиями соответственно теоретическому развитию самой этической науки.

Так как в области этических исследований сложилась традиция относить к числу категорий такие понятия, как добро и зло, долг, совесть, честь и достоинство, счастье, то эти категории представляют стабильную основу, на которой может развиваться специфический аппарат этики как науки, совершенствоваться и усложняться система этических понятий.

Исследования категориального аппарата этики, является плодом длительного исторического развития науки о морали. Тем не менее, большинству работ по этике свойственна подмена методологического анализа категорий их нормативным описанием. Это характерно как для трудов представляющих как историю этики, так и для её современного состояния, и может быть объяснено прикладным характером этики, её практическим предназначением. Задача, по этому , заключается не в отрицании нормативного содержания этических категорий, а в органическом соединении их содержательного и теоретического анализа, что возможно достичь только на базе конкретно-исторического изучения морали как специфического объекта научного исследования.

1. Долг, как этическая категория.

Категория долга является одной из ключевых в этике. Она тесно связана с понятиями свободы и ответственности. Долг – это необходимость выполнять свои нравственные обязанности, подчиняться более значимой воле, чем собственная.

Можно выделить два вида долга, которые в реальной жизни тесно переплетаются: эмпирический и моральный. Эмпирический долг представлен множеством разновидностей: долг родительский и детский, братский и дружеский, долг перед родиной, профессиональный долг. Моральный долг – это долг бескорыстного неизбирательного благоволения ко всем разумным, а в идеале – ко всем живым существам.

Долг — специфически моральная категория, поскольку она отражает не только суть обязанностей, которые необходимо исполнять, но и требует личной заинтересованности в их исполнении. Вместе с тем долг может быть охарактеризован и как сущее, когда имеется в виду, например, реально исполненный долг. В этом случае он одновременно есть и моральная оценка деятельности. Понятие долга, прежде всего, раскрывает отношения личности и общества. Личность выступает как активный носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, которые она осознает и реализует в своей деятельности. Категория долга очень тесно связана с такими понятиями как ответственность, самосознание.

Истолкование природы и происхождения долга составляло одну из самых трудных проблем в истории этики. Основание и источник долга усматривали то в божественных заповедях, то в априорном моральном законе (например у Канта), то в самой человеческой природе, в "естественном" стремлении человека к наслаждению. По разному пытались сказать, кто, в конечном счете, правомочен определить содержание долга: общество - социально -апробативные теории, Бог - религиозные теории, совесть - Фихте, моральное чувство - теории нравственного чувства. Следовательно, основанием долга объявлялся авторитет того или иного рода, но тем самым лишался смысла вопрос о содержании морального долга. Долг предполагает в людях ответственность, способность переступить через личное "хочу" ради высокого ответственного "должен".

Категория долга является фундаментальной во многих философско-этических системах. В античную философию её ввёл Сократ, причем не теоретически, а своим послушанием тому приговору, который ему вынес суд Афин. Хотя Сократ был не согласен с приговором суда, но он не мог его нарушить, будучи законопослушным гражданином; тем самым, он продемонстрировал своей смертью пример выполнения гражданского долга. Понятие долга в теоретическом плане появляется только у римских стоиков (4, с.45).

Западное понимание долга, наоборот, максимально абстрактно носит философский характер. Это связано с тем, что к моменту появления этой идеи на Западе уже сложилась интеллектуальная философская традиция. Западная этика провозглашает лишь саму идею долга, которую сам человек должен наполнить конкретным содержанием. Только сам индивид, исходя из конкретной жизненной ситуации, может и должен решить, в чем конкретно заключается его долг. Эта идея нашла своё отражение в нравственном императиве Канта. Он конкретизирует понятие долга, выделяя следующие его виды:

1.Долг человека по отношению к высшим существам (если они есть).

2.Долг человека перед человеком.

3.Долг человека перед низшими существами (например, животными).

Более подробно он останавливается на втором виде (нравственном), разделяя его на две части - долг человека перед собой и долг перед другими людьми. Долг человека перед самим собой распадается на две части - забота о сохранении своего физического тела (забота о собственном здоровье) и забота о себе как духовном существе (обязанность совершенствоваться в культурном и нравственном смысле). Долг человека перед другими заключается в обязанности уважения, благожелательности и любви. Способствовать счастью ближнего - нравственный долг человека, гораздо более благородный и достойный, чем цель стремиться к собственному счастью.

Долг - это принятая личностью необходимость подчинять себя общественной воле. Нравственный долг - это превращение требований общественной морали в личный императив конкретного лица и добровольное его выполнение. Принято считать, что источником долга (согласно современным представлениям) является общественный интерес. В долге он обретает повелительный характер, формируя нравственную обязанность индивида по отношению к другим людям и самому себе. Таким образом, долг не тождествен обязанности: простое исполнение обязанностей еще не есть долг в этическом смысле слова. Понятие долга обогащает сухое понятие обязанностей глубокой личной заинтересованностью в их исполнении, добровольным принятием и осознанием их необходимости. Таким образом, долг - это нравственная обязанность человека, выполняемая под влиянием не только внешних требований, но и внутренних нравственных побуждений. Общество ожидает от человека не просто точного и беспрекословного выполнения своих обязанностей, но и личностного отношения к ним. Переживания требований долга в связи со своими интересами и приводит к появлению у человека осознания своего долга и чувства долга.

2. Совесть, как этическая категория.

Совесть правомерно назвать другой стороной долга. Ярко выраженное в долге внешнее императивное начало, в совести представлено как внутреннее самосознание, самооценка личного отношения к окружающему, к действующим в обществе нравственным нормам.

Совесть как самооценка (чувственная, рациональная) возможна только на основе знания норм общественной морали, ставших глубокими личными убеждениями, установкой к действиям.

Совесть – категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. (3, с.286)

Совесть может проявляться не только в форме разумного осознания нравственного значения совершаемых действий, но и в форме эмоциональных переживаний, например в чувстве угрызения совести. Таким образом, совесть – это субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом. Но форма этого сознания такова, что они выступают как долг и ответственность человека перед самим собой. Руководствуясь личной совестью, человек судит свои поступки как бы от своего собственного имени.

Читайте также: