Докажите что смерть катерины это протест гроза кратко

Обновлено: 30.06.2024

Трагедия Катерины в драме Гроза Островского сочинение

Чтобы читатель понял, почему возник конфликт между главной героиней и царством невежд и деспотов, нужно внимательно проанализировать представления героини о жизни. Катерина рассказывает о своих юных годах, о своей жизни. Она не знала проблем, ей нравилась ее жизнь, все было в гармонии, она жила в идеальном мире патриархальных отношений.

Катерина не задумывалась о том, чтобы противопоставить себя обществу, так как она не отделяла себя от этой общности. Катерина жила в своей маленьком мире, где царил безусловный нравственный идеал. Но, выйдя замуж за Тихона, Катерина переходит в другой мир, основанный на насилии, принуждении, мир, в котором царит обман и жестокость.

Героиня готова всем сердцем любить свою свекровь, верит, что муж станет для нее защитником и опорой. Однако, Тихон совсем не подходит на роль главы семейства, он не готов оказывать хоть какую-либо поддержку своей жене.

Даже посещение церкви уже не может спасти героиню, она уже не чувствует того восторга, который испытывала ранее. По мере развития сюжета, религиозное настроение героини только усиливается. Катерина не может молиться как раньше, ей мешает огромное несоответствие между требованиями религии и ее внутренним греховным состоянием.

Катерина ощущает страх перед своим стремлением к воле, ее мучают противоречия, жить по правилам она не может, а нарушить их также не хочет.

Жизнь героини стала тягостной, она полна тревожных мыслей. Катерина терпит и пытается найти утешение в своих мечтах, но жесткая реальность постоянно возвращает ее в мир страданий и насилия.

Катерина живет в такой обстановке, которая вынуждает ее врать и обманывать. Но героиня не может так жить. Именно то, что Борис не похож на остальных окружающих людей, и влечет ее к нему. Грех тяготит Катерину, именно поэтому она так боится грозу, ей кажется, что скоро придет расплата. И чтобы хоть как-то избавиться от этого, она выбирает покаяться за содеянное. Что остается героине? Только смириться, стать кроткой, быть рабыней, во всем соглашаться и так доживать свои дни. Но характер Катерины не таков. Для нее лучше смерть, нежели такая жизнь. Именно через смерть и освобождается Катерина от всей домашней тирании, от свекрови и мужа и от такого общества. И похоже жизнь и была трагедией Катерины, а смерть избавлением.

Самоубийство Катерины – поражение или победа?

По мнению Н. А. Добролюбова, “Гроза” – “самое решительное произведение Островского”. В этой пьесе автор изображает трагедию свободолюбивой, непокорной души в атмосфере безгласия и самодурства. Тем самым драматург выражает свое решительное несогласие с бездушной системой “темного царства”.

Драматически оканчивается жизнь главной героини пьесы, Катерины Кабановой. Она доведена до крайности и вынуждена покончить жизнь самоубийством. Как расценить этот поступок?

Был он проявлением силы или слабости?

нельзя назвать борьбой в полном смысле этого слова, а, следовательно, трудно говорить о поражении или о победе. Между Катериной и “темным царством” не было прямых столкновений. Самоубийство героини можно назвать скорее нравственной победой, победой в стремлении обрести свободу.

Ее добровольный уход из жизни – протест против полутюремных порядков в провинциальном городке и бездушия в семье Катерины.

В пьесе описан купеческий быт с его патриархальным укладом, с собственными устоявшимися понятиями о нравственности, во многом косвенными и лицемерными. Люди, живущие в этом замкнутом мирке,

либо полностью поддерживают его порядок, либо вынуждены смириться с ним внешне. Но Катерина, оказавшись в этих условиях, не способна смириться со своим положением.

Катерина разительно отличается от окружающих ее людей. Любовь к свободе и восприимчивость к красоте присущи ей с детства. “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле”, – вспоминает героиня. Катерина находит красоту в природе, в песнях богомолок, в церковной службе.

Для нее Бог – нравственный закон, который невозможно преступить. Религиозность Катерина светла и поэтична. Островский изображает сильную и цельную натуру, не способную на обман или притворство.

Живя в доме Кабанихи, Катерина не унижается, притворяясь послушной. Она всегда остается верна себе: “Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю”.

Жизнь с нелюбимым мужем под надзором деспотичной свекрови представляется героине адом. Катерина “завяла совсем” в этом неприветливом доме – миниатюрной копии “темного царства”. Однако ее сердце не успокоилось в неволе. Героиня полюбила человека, который выделялся из купеческой среды.

Для Катерины он олицетворяет иной – более светлый, свободный, добрый – мир.

Ради своей любви Катерина готова на измену мужу и поставлена перед выбором: или долг, или обман. Героиня решается на измену, считая ее тягчайшим грехом и мучаясь от этого. Еще ничего не совершив, она уже заранее испытывает ужас нравственного падения: “Точно стою я над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что”.

Однако этот отчаянный шаг является для Катерины шансом вырваться на свободу.

Изменив мужу, Катерина мучается от осознания своей вины, хочет искупить свой грех. Следуя христианской морали, она искренне убеждена, что раскаяние частично искупает вину. Тем более, что жить обманом героиня не может, поскольку это претит ее открытой бесхитростной натуре.

В этом ее существенное отличие от позиции Варвары.

Таким образом, Катерина признается во всем мужу, тем самым отрезая себе путь к спасению. Теперь жизнь в доме Кабанихи начинает вдвойне тяготить Катерину. Жизнь в духовном вакууме теряет для нее всякий смысл: “Для чего мне теперь жить, ну для чего?

Ничего мне не надо…”, – решает героиня. Она не видит иного способа вырваться на свободу, кроме как лишить себя жизни.

Уйти из дому Катерина не может, ведь женщина в XIX веке была почти бесправна, принадлежала мужу душой и телом, не могла самостоятельно распоряжаться собой. Уехать с Борисом Катерина тоже не могла, поскольку тот оказался совершенно ничтожным, слабым, бесхарактерным человеком, не способным на решительные действия.

Можно сказать, что, лишая себя жизни, Катерина шла против Бога, становилась великой грешницей, за которую нельзя было даже молиться. Однако героиня уверена: “Кто любит, тот будет молиться…”. Смерть не страшит ее.

Даже в смерти Катерина видит красоту: ей рисуется картина спокойствия и умиротворения.

Итак, самоубийство Катерины, по моему мнению, является в определенной мере оправданным действием, которое героиня видела для себя единственно возможным в данных условиях. Смерть Катерины – своеобразная нравственная победа, проявление не слабости, а силы духа. Гибель Катерины – еще один шаг к уже начавшемуся разрушению “темного царства” самодуров.

Вариант 2

Автор описал характер девушки и ее жизненный путь вплоть до замужества. В поэме были описаны патриархальные отношения в 19 столетия. До замужества Катерина рано вставала, жила свободно, умывалась водой из родника. Потом она принималась за домашние дела и слушала нарекания в церковных книгах. В поэме нет принуждения и насилия. Для Катерины нравственным идеалом была идиллическая гармония в семье. Несмотря на собственные суждения об идеале девушка жила во времена грубости, тщеславия, принуждения и насилия. Чувствительная Катя улавливает такие явления в имении Кабановых. Услышав рассказ о жизни Кати до замужества, сестра Тихона никак не удивилась. Поскольку жизнь Кати никак не изменилась после замужества.

Героиня вышла замуж по воле родителей. Замужество девушка приняла как должное. Девушка была готова любить и почитать мужа, свекровь и других членов семьи. Свекровь она воспринимала как родную мать, а супруга господином. Но Тихон не был главой семьи. Жизнь девушки резко изменилась. Из радостного дома она попала в жестокую и лживую семью. Катерина не радовалась посещению церкви как раньше. Ее внутреннее греховное состояние мешало ей полноценно молиться. Она боялась себя и стремления к свободе. Девушка не могла любоваться красотой природы как прежде. Катя терпела и мечтала о лучшей жизни. Хотя ее мысли, и жестокая действительность мешали ей мечтать.

Смерть Катерины — победа или поражение?

Муж совершенно не заступался за нее и не редко сам обижал её. Они вместе довели её до того, что она бросилась в Волгу и погибла.

Полезный материал по теме:

Сочинение на тему Трагедия Катерины в Грозе

Центральное место в произведении занимает Катерина и ее трагедия. Она родилась и выросла в небогатой купеческой семье. Жизнь её в стенах родительского дома была вполне беззаботной. Любимую дочь холили и лелеяли, не утруждая работой. Дни её проходили весело и непринуждённо. При всей своей внешней миловидности, Катерина обладала решительным характером. Была смела в своих поступках. А в исключительных случаях могла быть упряма и непокорна.

Впервые её протест проявился, когда ей исполнилось шесть лет. Тогда, обидевшись на своих родителей, Катерина убежала на ночь глядя к реке. Села в лодку и отплыла от берега. Беглянку нашли утром, в десяти верстах от места побега.

В замужестве героиня не была счастлива. Её мужем стал тихий, безвольный Тихон, подавленный грозной и властной матерью. Марфа Игнатьевна Кабанова – так звали свекровь – была женщиной своевольной и деспотичной. Ей нравилось верховодить и руководить всем в доме. Всё в семье должно было происходить с согласия и одобрения домашнего тирана. Кабаниха не терпела неповиновения и чужое мнение её совершенно не интересовало. Таким был уклад жизни в доме Кабановых. И ничто, никакие потрясения не могли этого положения вещей поменять.

Катерина попала в семью, где самым ценным является богатство. Ни любви, ни уважения здесь нет и в помине. Героиня не видит уважения со стороны свекрови и не получает любовь и защиту от мужа. Судьба посылает ей Бориса Григорьевича. Её влечёт к нему, он кажется ей не таким, как все. Ей хочется, чтобы он освободил её от постылой жизни в доме Кабанихи. В своих мечтах она уносится с Борисом далеко от Калинова. Но Борис не способен сделать Катерину счастливой. Он сам зависит от своего дяди Дикого.

Отличительная черта Катерины – честность. Не умея лицемерить и изворачиваться, она призналась в совершённом грехе. Ей, выросшей в свободе и любви, тяжело находиться в царстве лжи и лицемерия. В обществе, где вместо любви и уважения взамен предлагают бесконечные унижения, ей не нашлось места. Сделав выбор в пользу свободы, Катерина идёт на берег реки. Ей не страшна смерть. Она видит в ней своё полное освобождение от всего ненавистного.

Популярные сегодня темы

Мечты в жизни человека имеют огромное значение, ведь они определяют его дорогу в жизни, указывая, в каком направлении нужно идти. Один из главнейших вопросов, почему у одних людей сбываются мечты

Уверенность в себе – это основа побед в любом деле. Если ты уверен в своих силах, то это уже половина успеха. Уверенность – это особая сила, обитающая внутри тебя, эта сила даст тебе второе дыхание, даже если есть ощущение, что ты не справишься.

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно подробно изучить текст произведения. Читатель знакомится с Катериной уже в первом действии. Изначально мы наблюдаем Катю как немого свидетеля ссоры Кабанихи и Тихона. Этот эпизод позволяет понять нездоровую обстановку несвободы и угнетения, в которой приходится выживать Кате. Ежедневно она убеждается в том, что прежней жизни, такой, как была до замужества, уже никогда не будет. Вся власть в доме, несмотря на патриархальный уклад жизни, сосредоточена в руках лицемерной Марфы Игнатьевны. Муж Кати, Тихон, не в состоянии защитить жену от истерик и лжи. Его безвольное подчинение матери показывает Катерине, что в этом доме и в этой семье рассчитывать на помощь нельзя.

Сцена обрывается. Далее мы узнаём, что Марфа Игнатьевна стала ещё жёстче и требовательней. Она унижает, оскорбляет девушку намного сильнее, чем прежде. Катя понимает, что виновата не так сильно, как хочет убедить её свекровь, ведь такая тирания нужна Кабанихе лишь для самоутверждения и контроля. Именно свекровь становится главным катализатором трагедии. Тихон, скорее всего, простил бы Катю, но он может только подчиняться матери и уходить пить к Дикому.

Представьте себя на месте героини. Представьте всё то, с чем ей ежедневно приходилось справляться. То, как поменялось к ней отношение после признания. Муж, который не может перечить матери, но при любой удобной возможности находит утешение в алкоголе. Свекровь, олицетворяющее всю ту грязь и мерзость, от которой чистый и честный человек хочет держаться как можно дальше. Сестру мужа, единственную, кто интересуется твоей жизнью, но при этом не может до конца понять. И любимого человека, для которого общественное мнение и возможность получения наследства оказались гораздо важнее, чем чувства к девушке.

Мотивы Катерины, бросившейся в бездну, неоднозначны. В её поступке можно увидеть и протест против калиновского мира, и жест отчаяния.

Отвечая на вопрос о мотивах героини, необходимо указать на причины, факторы, послужившие поводом для самоубийства.

Не зря Добролюбов назвал Катерину "лучом света в тёмном царстве", ведь её образ контрастирует с образами остальных героев в городе. Катерина мечтательна, свободолюбива, чувствительна и честна, сама себя она называет "птицей в клетке", потому что устои Калинова загоняют ее в рамки, вне которых и находится та жизнь, о которой грезит героиня.

Главной потребностью Катерины была любовь. Героиню переполняли чувства, однако у неё не было возможности выразить их, реализовать потенциал, заложенный в ней.

Это послужило причиной связи Катерины с Борисом. Как заметил Добролюбов, она полюбила героя "на безлюдье".

Очевидно, что после прилюдного признания в содеянном героиня подверглась осуждению со стороны общества. Жизнь её стала так тяжела, "что и умереть легче" по словам Катерины.

"Тёмное царство", негодуя, пыталось раздавить в ней все то, что не соответствует калиновским устоям. Чтобы избежать этого Катерины покончила жизнь самоубийством, это был единственный выход для неё.

Почему же данный шаг можно считать протестом?

Катерина- сильная натура. Несмотря на давление со стороны общества, деспотичность и самодурство свекрови, бесхарактерность, "рабскую хитрость" мужа, героине удалось сохранить свою самобытность, искренность.

Она не стала типичной представительницей города Калинов: не стала хитрой, изворотливой, живущей по принципу "шито да крыто".

Ее протест заключается в том, что Катерина остаётся "лучом света".

Она- человек чести и принципа: видя, что с кабановскими нравами ей не ужиться, она не принимает их, не подстраивается, а уходит в бездну. Сохранить внутреннюю чистоту, свободу- для неё превыше всего. Это и есть её протест, доведённый до конца.

В произведении героиня задается вопросом: "отчего люди не летают как птицы?" Однако себя Катерина ассоциирует именно с птицей, но только сидящей в клетке.

Её протест заключается в том, что она вырвалась из этой клетки на свободу, спаслась от "тёмного царства".

Недаром способ самоубийства автор выбрал именно такой. По задумке А.Н.Островского Катерина улетела, как птица, обретя свободу.

Несмотря на все вышесказанное, поступок героини можно считать и жестом отчаяния.

Катерина выросла в семье, в которой её любили и уважали. В Калинове героиня вспоминала о прошлой жизни, скучая по ней.

Очевидно, что свободолюбивая, утонченная натура не сможет ужиться в семье, где во главе стоит деспотичная, грубая, озлобленная Кабаниха.

Долгое время Катерина не теряла надежды обрести счастье.

Упрашивая Тихона взять её с собой, героиня обещает ему свою любовь, однако сталкивается с безразличием мужа. Герой уехал без Катерины, он предал её.

Последней надеждой героини был Борис, но в конце произведения он поступил с ней также. Герой не был к ней безразличен, однако и взять Катерину с собой не захотел. Героиня понимала, что это невозможно, однако надеялась, что сможет уехать с героем.

После предательства и со стороны Бориса, Катерина осознала, что одна в "темном царстве". Ей никогда не обрести свободы и любви, но без этого жизнь её не имеет смысла.

Утеря смысла жизни, тяжесть греха на душе, деспотизм в семье заставили Катерину пойти на отчаянный шаг.

Таким образом, мотивы Катерины неоднозначны. С одной стороны, её поступок- это протест, с другой- жест отчаяния.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Кто виновен в гибели катерины

Гроза

Протест горячего сердца

Чёткое разделение на старых и новых

Смерть катерины в пьесе гроза

Всё дело заключается в воспитании. Окружение того же Бориса или Тихона смогло сделать их мелочными, трусливыми и корыстными людьми. Вся их сущность сосредоточена в правилах, которые им надиктованы старшими, в основном деспотом Кабановой. К сожалению, их мало что способно спасти, но они к этому и не стремятся, что легко могут доказать их действия.

Борис, к примеру, отказался бежать вместе с Катериной, для него это было равнозначно самоубийству, ведь всё, что он может без дяди и его состояния, — погибать. Этого персонажа вполне можно назвать виновным в смерти Екатерины, а его отказ стал последней причиной, из-за которой героиня решилась умереть.

Почему погибла катерина

Главный виновный в самоубийстве

Кто виноват в смерти катерины

То, почему погибла Катерина, объясняется ее последней сценой с Борисом. В ней героиня видела свою надежду на спасение, она верила, что благодаря ему всё-таки возможно выбраться из лап Кабановой. Но парень отказался ей помогать, что запустило реакцию, которая привела к самоубийству. В её положении уже невозможно было спастись, поэтому она решила сброситься со скалы и утопиться.

Борис — один из тех, кто виноват в гибели Катерины, но винить только его неправильно. Помимо него в смерти героини виноват и её муж Тихон, который не поддерживал жену и её взгляды, пока она была жива, и, несомненно, сама Кабанова и её общество, которое попросту задавило девушку. Если искать, кто виноват в смерти Катерины, рассуждения о предпосылках для самоубийства можно вести очень долго, но понятно одно — вина́ лежит на всех вместе, покаяние героини тому прямое доказательство.

Победа или поражение

Почему смерть Катерины играет такую большую роль в понимании смысла пьесы? Ответ на этот вопрос можно найти в произведении. Островский наделил свою героиню ключевыми чертами человека нового времени, который не такой, как тот же Базаров. В ней просматривается тяга к свободе от угнетения и старых бесчеловечных порядков, она стремится к возможности спокойно выражать свои мысли и слова.

Смерть катерины победа или поражение почему

Значимость борьбы героини

После прочтения пьесы сложно поверить в то, что у Катерины и других людей, оказавшихся в её положении в реальности, были какие-то шансы победить в борьбе со старым поколением, которое никоим образом не собирается покидать свои владения. Но это не совсем так. В какой-то степени драма Островского открыла людям глаза на происходящее вокруг, смотивировала добиваться своего, идти на отчаянные меры, как Катерина, и меняться и искать что-то новое в жизни, как Борис или Тихон. Значение произведения Островского:

Кто виноват в гибели катерины

Читайте также: