Менеджер проектов обязанности кратко

Обновлено: 02.07.2024

Обязанности менеджера проектов могут отличаться в зависимости от сферы деятельности компании, где работает человек. Но, справедливости ради, отличаться они будут не слишком значительно, ведь стоящие перед специалистами задачи по большому счету однотипны.

Главная из них – сделать так, чтобы на пути реализации проекта встретилось как можно меньше препятствий. Те же, которые миновать не удастся, менеджер обязан уметь аккуратно обходить или даже грубо ломать, решая тем или иным способом возникающие проблемы.

Особенности работы менеджера проектов

В нашей стране к должности проектного менеджера относятся неоднозначно. Чаще всего, к примеру, в стартапах, этот специалист имеет не одну, а множество функций. В ряде организаций обязанности менеджера проектов выполняет другой сотрудник. Так или иначе, но большинство руководителей недооценивает этих специалистов, не осознавая объем работы и то, насколько она важна. В результате можно встретить гибридные вакансии. Например, проект-менеджер, одновременно наделенный функциями системного аналитика.

Однако руководить проектами достаточно сложно. Настоящий профессионал в данной области никогда не будет скучать. Project manager полностью занимается проектом: инициирует его, планирует, исполняет, контролирует и завершает.

Особенности работы менеджера проектов

Работа проектных менеджеров носит командный характер, поэтому такой специалист коммуникабельный, легко находит общий язык с коллегами. Занимая эту должность, сотрудник должен взаимодействовать с разными людьми, культурами, легко находить выход из самых сложных ситуаций. Поэтому одно из ключевых качеств такого специалиста – гибкость, чтобы можно было эффективно создавать команду, выстраивать рабочие отношения и осуществлять контроль работы подчиненных.

Успешный проектный менеджер – это лидер, коллега и в то же время руководитель. Если возникнут сложности, коллектив обратится прежде всего к этому специалисту, который должен быстро принять верное решение. Занимаясь такой работой, профессионал будет всегда находиться в тонусе и никогда не потеряет интерес к своей деятельности.

Полезные материалы для
увеличения продаж с
вашего сайта!

Много компаний ушло в онлайн и конкуренция значительно выросла. Так как бюджеты у всех ограничены, сейчас особенно важно, чтобы больше посетителей сайта покупали и оставляли заявки, а не уходили к конкурентам.

Поэтому мы подготовили конкретные инструкции, внедрив которые, вы увеличите количество заявок с сайта более чем 2 раза без увеличения бюджетов на рекламу!

Основатель агентства
интернет-маркетинга TFA,
автор курса “Взлом конверсии”

5 случаев, когда цену на сайте указывать необходимо Когда и как указывать цену, чтобы не отпугнуть потенциального клиента

10 источников клиентов для новичков Как быстро получить первых клиентов без крупных вложений

11 блоков, формирующих доверие Конкретные примеры: как привлечь клиента не за счет низкой цены

План создания лид-магнита с конверсией 69% Чек-лист с примерами по выбору и оформлению продающего лид-магнита

Именно он является связующим звеном между конкретным проектом и миром бизнеса, клиентами. Поэтому от эффективности его работы зависит то, будет ли проект успешным или же нет. Кроме того, проектный менеджер в ответе за те ошибки, что допустили его подчиненные, он должен разбираться в том, почему недовольны покупатели. Поэтому такому специалисту нужно не просто профессионально руководить проектом, но и следить за тем, чтобы его коллеги правильно выполняли свою работу.

Требования к данной профессии постоянно меняются, поэтому специалист должен непрерывно развиваться. Если вам нравятся перемены, то вы никогда не будете скучать на этой должности. В любой момент можно сменить вид проекта, команду и даже отрасль, а также процессы и инструменты, чтобы сделать работу более эффективной.

Все проекты отличаются друг от друга. Однако важно наработать бесценный опыт, чтобы легко находить выход из проблемных ситуаций, уметь принять верное решение в затруднительном положении.

Стоящие перед менеджером проектов стратегические и тактические задачи

Основные обязанности менеджера проекта – доведение идеи до реализации в указанный срок с помощью имеющихся ресурсов. Несмотря на то что такая работа может показаться простой и легкой, профессионалу приходится решать сложные задачи.

Стратегические задачи

К примеру, необходимо создать веб-сайт. Проектный менеджер при разработке стратегического плана должен учитывать интересы следующих сторон:

  • Заказчик. Важно, чтобы получившийся продукт устраивал заказчика, в противном случае ответственность за плохо сделанную работу будет лежать на проектном менеджере.
  • Фирма. Проект должен быть прибыльным. Необходимо экономить бюджетные средства, поскольку если заказчик понесет убытки, например, из-за того, что были сорваны сроки, обвинения падут также на данного специалиста.
  • Команда. Когда специалист не может мотивировать команду, появляются конфликтные ситуации, отсутствует профессиональное развитие. Отвечать за это также будет проектный менеджер.

Тактические задачи

Project manager должен создать план разработки веб-сайта, набрать команду профессионалов, выстроить рабочий процесс таким образом, чтобы сроки не срывались. При этом важно понимать, что в план можно вносить корректировки либо строго следовать ему, все зависит от ситуации.

В обязанности менеджера по управлению проектами входит:

  • Выявлять потребности клиента, предлагая ему необходимый функционал. Проектный менеджер должен понимать, почему дополнительные функции не нужны на конкретном этапе разработки.
  • Заниматься обработкой задач, делить их на подзадачи и поручать их исполнение другим участникам команды, следить за соблюдением сроков.
  • Иметь видение проекта полностью, отслеживать, на каком этапе находится его реализация, проверять, что команда в своих действиях придерживается разработанного плана.
  • Видеть все возможные риски. Проектный менеджер должен быть готов ко всему, иметь необходимые ресурсы для решения проблемной ситуации.

ТОП-5 ПОПУЛЯРНЫХ СТАТЕЙ

Разрешение подобных критических ситуаций – одна из обязанностей менеджера проекта. Необходимо предусмотреть все возможные варианты развития событий, из-за которых могут быть сорваны сроки реализации задуманного и потребуются крупные вложения. Если безответственно подойти к работе, идея никогда не станет реальностью.

Однако такое положение дел не должно пугать менеджера проектов, снижать мотивацию. Это – рабочая ситуация, с которой опытный специалист легко справится.

Функциональные обязанности менеджера проектов

Проект-менеджер – специалист, реализующий проект от идеи до успешно функционирующего бизнеса. Среди основных обязанностей менеджера по реализации проектов – доведение работы до логического завершения, чтобы заказчик остался доволен, а команда задействовала весь свой потенциал. Для этого необходимо решать задачи поэтапно.

Сформулировать идею проекта

Заказчик нанимает проектного менеджера, чтобы реализовать идею. На этом этапе профессионал должен провести переговоры, чтобы узнать требования заказчика и приступить к запуску проекта.

Начать работать

На этом этапе обязанности менеджера проектов следующие:

  • создать проект и описать его суть;
  • обозначить цели, задачи и стратегию реализации;
  • расставить приоритеты, создать план действий;
  • собрать команду, делегировать обязанности и назначить ответственных;
  • разработать и согласовать контент-план;
  • установить дедлайн и согласовать его.

Клиент должен определить общие сроки, к примеру 12 месяцев или полгода. Задача проектного менеджера – установить сроки достижения конкретных задач.

Функциональные обязанности менеджера проектов

Реализовать проект

В своей работе проектный менеджер должен учитывать специфику отрасли, от этого зависят его прямые обязанности и задачи, среди которых могут быть:

  • Представлять компанию при связи с заказчиком. Данную функцию придется выполнять на всех этапах работы. При этом проект-менеджер должен выслушивать жалобы, готовить отчеты, вносить изменения в план, разбираться в специфике бизнеса заказчика, знать ЦА и конкурентов.
  • Работать с командой: находить выход из конфликтных ситуаций, осуществлять контроль за работой всех отделов, производить перераспределение обязанностей, чтобы сотрудники трудились максимально эффективно, мотивировать наиболее активных, проводить собрания и планерки.
  • Взаимодействовать с руководством, информировать о появлении проблемных ситуаций, согласовывать наем специалистов, утверждать бюджет.
  • Проводить анализ рисков, внутреннего климата в компании, качества выполнения работы, понимать, насколько эффективно реализуется проект, каковы доходы и расходы, соблюдаются ли сроки.
  • Производить закупку всего необходимого, обеспечивать сохранность техники и материалов.
  • Сообщать команде об обновлениях и инновациях в вашей области, предоставлять доступ к новой информации.
  • Продумывать решение возможных проблемных ситуаций.
  • Вносить корректировки в графики, планы, изменять сроки сдачи.
  • Взаимодействовать со средствами массовой информации, мониторить СМИ.
  • Демонстрировать и рассказывать о проделанной работе, достижениях команды по всем пунктам плана, сообщать о том, что еще необходимо сделать, чтобы добиться поставленной цели.

Опытные проектные менеджеры знают, что обстоятельства могут быть непредвиденные. В ряде случаев приходить выполнять работу за другого сотрудника, особенно когда ситуация экстренная, что бывает нечасто.

Завершить проект

Последний этап включает в себя утверждение проекта и подведение итогов. Когда клиент одобрит результат проделанной работы, обязанностью менеджера проекта является передача заказчику всей документации.

3 группы навыков менеджера проекта

Когда заказчик ищет сотрудника на должность проект-менеджера, к кандидатам выдвигают в качестве основного требования наличие высшего образования в области управления проектами. Также можно пройти краткосрочные курсы, которые длятся не более 12 месяцев. Но, кроме образования, для успешной работы необходимо иметь большой опыт в данной сфере. В противном случае сотрудник не сможет успешно реализовать проект. Какие навыки необходимо приобрести проектному менеджеру, чтобы приступить к профессиональной деятельности?

17 источников клиентов на маркетинг, 6 из которых бесплатные

Одной из самых популярной проблем, с которой сталкиваются начинающие специалисты в маркетинге, это как найти себе адекватных клиентов в достаточном количестве:

Этап 1. Как найти первых клиентов на свои услуги
На курсе Взлом Конверсии мы разбираем этот ключевой вопрос в первом модуле, так как каждый участник проходит обучение на собственном проекте, и более половины окупают курс до его окончания.

Для этого мы подготовили список площадок, из которых можно привлечь клиентов, кроме того, большая часть их них бесплатные.

Этап 2. Клиенты есть, но они выносят мозг, и лучше было вообще не браться за проект, чем потратить море сил и энергии

Также у нас есть гайд по проведению консультации с потенциальным клиентом: конкретные вопросы, чтобы выявить клиентов, которые действительно заинтересованы в твоих услугах.

Рассказываем, что это за специалисты, в чём причины их востребованности, за что работодатели готовы платить им такие деньги, а также даём советы, как начать свой карьерный путь в этой области, в статье.

лого_нетология

Редакция Нетологии

Кто такой проджект-менеджер

Над созданием любого проекта — будь то компьютерная игра, приложение для телефона, онлайн-школа или что-то другое — трудится целая команда людей. В ней каждый сотрудник хорошо знает своё дело и отвечает только за свои результаты. А главный человек в команде — это проджект-менеджер, он же менеджер проекта, на котором ответственность за весь проект. Он контролирует работу отдельных исполнителей, налаживает взаимодействие между ними и с клиентом, следит за сроками, прогнозирует результаты.

Проджект-менеджер, продакт-менеджер, аккаунт-менеджер: как не запутаться и в чём различия

Не стоит путать менеджера проекта с продакт-менеджером и аккаунт-менеджером. Хотя понятия продакт-менеджер и проджект-менеджер звучат схоже, это разные специальности. Первый отвечает за донесение продукта до аудитории: исследует рынок, клиентов, принимает решение о времени запуска и контролирует сам процесс, определяет требования к продукту и его ценность, в то время как project-manager занимается проектной деятельностью: выстраивает коммуникации в команде и с клиентом, следит за ходом работы и её результатами. Его сфера ответственности — процесс, а не продукт.

Аккаунт-менеджер и проджект-менеджер не похожи ни по звучанию, ни по функциям. Account manager отвечает за лицо компании перед клиентом. Он знает всё про его бизнес: конкурентов, целевую аудиторию, продукцию и бюджет. Цель аккаунт менеджера — максимально эффективное развитие дела клиента и его повторное обращение за услугами в компанию.

Читать также

Кто такой проджект менеджер, чем он занимается и как им стать

Чем отличается продакт-менеджер от проджект-менеджера

Чем занимается проджект и что он должен уметь

Разобраться в профессии менеджера проектов проще, если понимать, зачем этот специалист нужен компании и за что ему платят зарплату.

Менеджер проекта — это лидер коллектива. Он общителен и активен, дружелюбен, но требователен. Гибкость и умение договариваться — неотъемлемые черты этого специалиста.

Этот специалист решает следующие задачи:

  • следит за прогрессом проекта;
  • доносит информацию до команды и руководства;
  • проводит встречи и совещания по проекту, тренинги и семинары;
  • видит риски и управляет ими;
  • контролирует сдачу проекта на всех этапах;
  • учитывает расходы и прогнозирует доходы;
  • следит за подпроектами;
  • обеспечивает максимальную продуктивность команды;
  • выстраивает сотрудничество и коммуникации между отделами;
  • составляет проектную документацию;
  • общается с заказчиком по проекту;
  • работает с отзывами;
  • оценивает эффективность проекта.

Удовлетворит клиента проект или нет, во многом зависит от проджект-менеджера и его работы.

Кроме официальных обязанностей, проджект-менеджер часто улаживает разногласия между членами команды, знает проблемы как сотрудников, так и клиентов.

Человеку с таким количеством обязанностей нужны обширные знания сразу в нескольких областях. Поэтому обучение проджект-менеджера — процесс сложный и небыстрый. Ему нужно не только понимание того, что и как должен делать каждый член команды, но и сколько времени требуется на решение задачи конкретным исполнителем, как распределить бюджет и как мотивировать сотрудников.

Проектный менеджер должен уметь общаться и убеждать. Для этой работы важны не только hard skills, то есть основные навыки, но и soft skills — гибкие умения, дисциплина, способность решать конфликтные ситуации, ответственность. Это лидер, способный вести за собой других и быстро решать внезапно возникающие задачи.

Читать также

Кто такой проджект менеджер, чем он занимается и как им стать

Инструменты для начинающего проджект-менеджера

Полезные материалы для проджект-менеджера

Чтобы стать востребованным специалистом, нужно постоянно узнавать что-то новое и учиться. Мы сделали подборку полезных ресурсов для project-менеджеров, где даже опытному проджекту можно узнать что-то новое.

Интернет-ресурсы

    – канал с видеозаписями конференции для руководителей команды; – бесплатные обучающие видео; – профессиональные стандарты, классические знания для продвинутых проджект-менеджеров на английском языке; – платформа по обучению способам взаимодействия в команде.

Книги

Telegram-каналы

    – о производстве сложных проектов, мотивации, управлении командой: – канал с вакансиями, ссылками на конференции, полезными статьями;
    – про управление командой, тайм-менеджмент и продуктивность от руководителя разработки SkyEng.

Читать также

Кто такой проджект менеджер, чем он занимается и как им стать

20 лучших книг для продакт- и проджект-менеджеров

Профессия

PROJECT MANAGER

Узнать больше

  • Освойте всю необходимую базу для работы руководителем проекта и примените знания в своём проекте
  • Подготовьтесь к успешному поиску работы
  • Научитесь эффективно управлять проектом в рамках заданных сроков и ресурсов

Как стать проджект-менеджером

Вырасти в менеджера проектов можно через долгий путь от стажёра в выбранной отрасли, младшего, а затем старшего специалиста, руководителя отдела, и только потом перейти в управление проектами. Это займёт не один год, и при этом далеко не факт, что всё получится.

Стажировок на должность project-manager не существует, прийти с улицы и попасть в профессию нельзя. Даже на junior-позиции (начинающих специалистов) берут людей с большим объёмом знаний и навыков.

Вариант для тех, кто не хочет тратить на начало карьеры годы, — курсы проджект-менеджера. На них вы получите необходимые знания, освоите рабочие программы, разовьёте гибкие навыки и выйдете полноценным специалистом, востребованным на рынке труда. По окончании выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца по гослицензии.

После обучения на проджект-менеджера каждого выпускника ждёт карьерная консультация. На ней наставник расскажет, как искать работу, составлять резюме и сопроводительное письмо, что говорить на собеседовании, чтобы точно получить место. У вас будет готовое портфолио для поиска первых клиентов.

Пройдите тест и определите свой уровень готовности стать проджект-менеджером.

Читать также

Кто такой проджект менеджер, чем он занимается и как им стать

Готовы ли вы стать проджект-менеджером: короткий тест на необходимые навыки

В процессе создания проекта, независимо от масштабов и направления, участвует команда профессионалов и единомышленников. Чтобы запустить слаженную и эффективную работу, недостаточно только профессионализма участников. Для формирования коллектива, управления его деятельностью и мотивации к достижению цели необходим менеджер проекта (Project Manager). Какие обязанности на него возлагаются, и какими качествами должен обладать ответственный за реализацию инициативы?

Менеджер проекта (Project Manager) – кто это?

Успех начинания зависит от того, кто является его ведущим звеном. Для этого необходим специалист, который способен проконтролировать каждую часть кампании и собрать в единое целое. И это только малая часть обязанностей. Кроме выполнения функции лица, которое руководство наделило рядом полномочий, этот человек мотивирует участников и достойно несет ответственность за процессы, происходящие на разных этапах создания дела. Это управленец, от которого зависит успех будущего творения.

Изначально понятие менеджера проекта появилось в сфере интернет-технологий, где разработчики нуждались в управленцах. Хотя считается, что впервые понятие Project Manager было использовано в военных ведомствах США, там же были созданы и первые инструменты управления. Сейчас профессия руководителя проекта, которую так принято называть в деловых кругах, названа самой востребованной в разных сферах деятельности:

Функции менеджера

Может показаться, что это такой универсальный солдат, который все знает и умеет. На деле это не так. Возникают ситуации, когда менеджеру проекта приходится самостоятельно что-то делать, или углубиться в изучение того или иного вопроса. Но это необходимо лишь для того, чтобы лучше понимать происходящее и уметь просчитать все нюансы и возможные ошибки.

Менеджер проекта, прежде всего – руководитель, который специализируется на управлении человеческим ресурсом и процессами. Чтобы это понятие не стало размытым, должны быть и ограничивающие рамки.

Воплощение идеи в жизнь или реализации цели требует внедрения вполне понятных ограничителей: стоимость, сроки и содержание. Любой выход за рамки влечет за собой провал всего проекта. Для того чтобы продукт, подогнанный в определенные условия, получился еще и качественным, понадобится эффективное управление.

Простыми словами, менеджер проекта (PM) – должностное лицо, которое должно воплотить идею заказчика за оговоренные сроки, используя имеющиеся ресурсы. Для этого менеджер проекта должен:

  • составить стратегический план участников команды
  • настроить практические процессы работы над проектом
  • установить обратную связь между основным заказчиком и исполнителями
  • предотвращать или устранять проблемы, возникающие в процессе
  • контролировать качество выполняемой задачи

Иногда обязанность управления возлагают на себя авторы идеи, ошибочно полагая, что должны лично проконтролировать каждый шаг. Но выполнив определенное количество задач самостоятельно, передают это в руки управляющего проектом менеджера, которого наделяют рядом полномочий и функциональных обязанностей.

Функциональные обязанности PM в разработке и реализации проекта

Общие функции, которые должен выполнять менеджер проекта, разделяются на выполнение локальных задач, определяемые:

  • организационной формой
  • типом поставленных задач
  • масштабом организации
  • сферой деятельности

Также они определяются четкими должностными инструкциями, с которыми руководитель проекта знакомится в начале реализации идеи. Все задачи, которые PM должен выполнять в рамках поставленных целей, можно условно разделить на тактические и стратегические.

Тактические функции направлены на решение ежедневных вопросов, решение проблем и помощь в преодолении препятствий, возникающих в процессе. Стратегические заключаются в общем координировании, разработке пути к цели и оптимизации методов управления процессом.

Что касается участников проекта и коммуникаций, менеджер проекта должен достигать цели на трех уровнях:

  • идеи и автора
  • руководства и компании
  • участников компании

Должностные инструкции функциональных обязанностей менеджера проекта в большинстве компаний определяются следующими задачами:

Разработка проекта командой

  • согласование деталей проекта с автором или заказчиком
  • формирование рабочих групп проекта с подключением руководителей подразделений для предоставления необходимой информации
  • управление ресурсами
  • управление и контроль сроков
  • контроль качества выполняемых работ
  • организация работы с внешними участниками и партнерами
  • отслеживание возникновения возможных рисков и разработка плана по их предотвращению
  • оперативное принятие решений
  • постановка задач и целей руководителям подразделений
  • запрос любой информации, касающейся темы, у исполнителей, лидеров команд и внешних участников в коммуникациях участников проекта
  • информирование руководства, заказчика или автора о каждом этапе и конечном результате
  • внесение предложений руководству о возможностях совершенствования проекта
  • составление и контроль сопровождающей документации: отчеты, сметы, коммерческие предложения и др.

Такой объем поставленных задач по силам человеку с неординарными качествами. В первую очередь – это высокая работоспособность, стрессоустойчивость и находчивость. При необходимости менеджер проекта должен уметь остановиться и оценить текущую ситуацию, а не слепо продолжать исполнять должностные инструкции.

Требования, предъявляемые к кандидату на должность Project Manager

В бизнесе существуют такие компании, в которых для менеджера проекта, предусмотрены должностные инструкции, предполагающие наличие специфического образования в той отрасли, где происходит работа.

Например, в строительстве PM должен иметь как минимум опыт работы в строительной компании, а как максимум – иметь высшее техническое образование и опыт работы на руководящих должностях. Независимо от направления, при поиске человека на должность PM-менеджера, предъявляют к нему список следующих требований:

  • высшее образование по профилю проектной отрасли 1 год и больше, в зависимости от уровня серьезности задач
  • навыки составления технической документации и отчетности
  • опыт работы на руководящих должностях
  • коммуникативные навыки
  • навыки ведения переговоров
  • умение обрабатывать большое количество информации

Дополнительно к кандидату иногда предъявляются и требования, касающиеся специфического направления поставленных целей:

  • наличие водительских прав
  • знание методов и принципов организации процесса
  • свободное владение английским или другим иностранным языком

Определенные личностные качества только усилят и расширят потенциального PM-кандидата, а именно:

  • ответственность
  • коммуникабельность
  • способность мыслить критически
  • способность принимать оперативные решения
  • организованность
  • работоспособность
  • умение убеждать и мотивировать
  • умение четко излагать свои мысли и устанавливать цели

Должность Project Manager, соответствующая таким характеристикам, ценится достаточно высоко и хорошо оплачивается. К подбору такого сотрудника руководству компании следует отнестись со всей серьезностью, т.к. его увольнение может стать причиной увольнения исполняющей команды и провалу.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Привет! Что же, это снова ребята из Hays, и снова пост с опытом и экспертизой рекрутеров. Но нет, мы не собираемся писать очередной материал про удаленку или про то, как айтишнику устроиться на работу. Сегодня мы разберемся с Project Manager’ами. Мы все чаще сталкиваемся с их наймом и отрабатываем кучу вопросов, в том числе и по специфике проджектов в сфере разработки ПО: кого ищут работодатели, какие они предъявляют требования? Об этом и поговорим.


Вообще роль Project Manager — типовая для команды, которая работает над каким-то проектом. Менеджер отвечает за реализацию в определенный срок проекта или идеи силами своей команды с использованием определенных ресурсов и в необходимом заказчику качестве. Словарное определение выучили, теперь по существу.

В России проектного менеджера воспринимают своеобразно. Где-то (часто в стартапах) PM вынужден тащить на себе еще одну роль (а то и несколько), а где-то обязанности проектного менеджера вешают на сотрудника, выполняющего другой функционал. Руководители часто не ценят PM’ов, не понимают объемность и важность их работы. И зачастую экономят — создают гибридные роли (project manager / product manager; project manager / tech lead; project manager / system analyst).

Так что такое и зачем нужен PM?

Чаще всего проектных менеджеров ищут для проектов по разработке прототипа, MVP (Minimum Viable Product) и модулей (функциональных блоков) программного продукта, отдельных фич и компонентов. Бывают случаи, когда компания ищет проектного менеджера, который будет отвечать за несколько проектов, реализуемых в рамках одного продуктового решения.

Основная задача PM — сделать работу так, чтобы клиенту все понравилось и у него не возникло претензий. Для этого PM управляет одной или несколькими командами, которые задействованы в цикле разработки ПО. Перед PM ставятся строго установленные сроки, ему выделяют определенный бюджет (и всякие другие ресурсы). А дальше — сам.

Если обобщить, Project Manager:

· общается с заказчиком;

· обрабатывает требования — дробит их на более мелкие;

· ставит своей команде задачи, следит за временем и ресурсами;

· координирует и контролирует ход работы;

· управляет бюджетом проекта;

· ведет проектную и техническую документацию.

При этом планирование и реализация проекта основываются на водопадной или гибких методологиях (Scrum, Kanban, Lean, XP).

Сдувай пыль с диплома: какое образование нужно PM?

Если твой диплом уже год лежит на столе вместо коврика для мыши, пора это исправлять. Компании при поиске проджект-менеджера чаще всего указывают среди требований высшее образование в области управления проектами. Иногда подойдет и более краткосрочное — от недели до года — обучение от различных образовательных площадок.

Большое преимущество (а для некоторых компаний и обязательное требование) — официальная квалификация по управлению проектами. В России это чаще всего PMI. Сертификат подтверждает знание специалистом методологий, специального ПО, планирования, контроля изменений, реализации и завершения проекта.

Еще одно почти обязательное условие — регулярное повышение квалификации. Чтобы быть в теме и знать о передовых технологиях, методологиях и стремительно меняющихся бизнес-процессах, важно постоянно учиться. Будет особенно здорово, если кандидат проходил доп. курсы и имеет сертификат по Agile-методологии и ее фреймворкам.

Многие компании хотят себе PM’ов с опытом в IT и — совсем хорошо — в области разработки. Это могут быть как разработчики, которые выполняли дополнительно функцию Scrum Master внутри команды или курировали разработку отдельных элементов, так и Team Lead команды разработки - они лучше всех представляют, как распределяется нагрузка в команде, и смогут правильно расставить приоритеты.

Еще в роли PM эффективно проявляют себя тестировщики или Team Lead команды тестирования и специалисты-аналитики (системные, продуктовые, бизнес-аналитики). Вырасти до роли проектного менеджера могут и координаторы проектов или ассистенты в проектном управлении.

Главное требование к идеальному проектному менеджеру в сферическом вакууме можно обозначить так: для достижения качественного результата он должен понимать специфику разработки ПО, инструментарий, методы тестирования, инструменты системного анализа, а иногда и особенности архитектуры продукта, если в команде нет Tech Lead, готового прийти на помощь.

О чем спросят на собеседовании?

На собеседовании наверняка будут задавать вопросы-кейсы по управлению людьми, взаимодействию с заказчиком и управлению процессами разработки. Потенциальный работодатель ждет, что кандидат подробно опишет сложные ситуации из своей практики и то, как он смог решить стоявшие перед ним задачи. К слову сказать, нам вы можете прислать резюме по этой ссылке.

Еще работодатель проверит основы знаний об артефактах, идеологии и структуре проектного управления согласно определенной методологии.

Зададут и вопросы по проектному планированию: как рассчитывается бюджет, сроки, ресурсы, что нужно учитывать. Компании важно понимать, что кандидат умеет просчитывать риски и заранее прорабатывать сценарии планирования.

Какие карьерные перспективы светят PM?

Внутри компании PM со временем может расширить свой функционал и увеличить зону ответственности — начать руководить сразу несколькими командами и проектами одновременно. И даже вырасти до Project Director.

А еще PM часто переходят в продуктовый менеджмент либо на роль Scrum Master или Agile Coach. А если Project Manager больше участвует в технической части процесса реализации проекта, то он может стать руководителем разработки или, например, Delivery Manager’ом.

Читайте также: