Докажите что развитие науки и философии просвещения связаны между собой кратко

Обновлено: 04.07.2024

Конечно, философия XVIII века неоднородна: в ней присутст­вует как материалистическая, так и идеалистическая мировоз­зренческие ориентации, атеистические и деистические взгляды. Часто идеализм и материализм, религия и наука идут рядом. Философия Просвещения была подготовлена работами П. Гассенди (1592-1655), его атомистическим материализмом, пропа­гандой идей Эпикура, в том числе его этики, критикой схоласти­ки, сочинениями Р. Декарта, критикой религиозного догматизма в работах П. Бейля (1647-1706).

Идеи Просвещения выражали интересы буржуазии, беспощадно критикуя отживающий феодально-крепостнический строй. Ос­новное направление критики - паразитирующий на темноте и невежестве масс образ жизни и нецивили­зованные порядки крепостничества.

Понятие Просвещения стало выражением общего процесса, постепенно охватившего ряд стран и, в первую очередь, Европу.

Характерные особенности Просвещения:

1. Рационализм как общая вера в разум;

2. Антиклерикализм (от греч. anti - против и лат. clericalis - цер­ковный) - направленность против засилья церкви (но не рели­гии) в духовной жизни общества;

3. Антиобскурантизм (от лат. obscurans - затемняющий) - борьба с мракобесием, с враждеб­ными науке и образованию силами.

Философия Просвещения известна, главным образом, своей социально-политической частью. В ней получили свое обосно­вание принципы буржуазного общества (свобода, равенство прав, частная собственность, представительное правление) вза­мен феодальных (зависимость, сословность, условная собствен­ность, абсолютизм). Социальные явления философия Просвещения объясняла законами природы: законы развития общества и законы природы отождествлялись.

А чтобы договор был обязателен для всех, нужна непреклонная власть, которая обеспечила бы следование закону. У Гоббса абсолютная власть сосредотачивалась в руках государства, которое есть Левиафан - смертный бог (название взято Гоббсом из книги Иова). Государство Гоббса по своему характеру абсолютистская организация, которая обладает такой силой власти, что внушает страх. Гоббс приносит в жертву государству свободу гражданина, делая это как бы в интересах последнего. Худшим из зол, считает Гоббс, является анархия, неизбежная при отсутствии государства.

Но государственная власть не может действовать по произволу, Локк выдвинул идею конституционного ограничения монархической власти и идею разделения властей.. Она делится у Локка на исполнительную, законодательную и судебную. Решающее значение, по его мнению, должна иметь сосредоточенная в парламенте законодательная власть. Правовая концепция Локка ставит во главу угла уважение и соблюдение гражданской самостоятельности индивида, уважение к конституции. В заключение следует отметить, что новый стиль философского мышления привел к выработке развитого юридического мышления.




Расцвет философии Просвещения приходится на восемна­дцатое столетие. Ее идейным центром становится предреволю­ционная Франция. Начало эпохи французского Просвещения XVIII в. связывают с появлением сатирических сочинений Вольтера (1694-1778, наст. имя Франсуа Мари Аруэ). Вольтер не внес в философскую мысль принципиально новых идей, од­нако антифеодальный и антиклерикальный пафос его произве­дений стал отправной точкой формирования новой идеологии.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) — один из основоположников географического детерминизма. Он считал, что климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер развития общества. Монтескье развивал концепцию функциональной роли религии, необходимой для поддержания порядка в обществе и его нравственности.

Ламетри доказывал несостоятельность де­картовой идеи о нематериальной бессмертной душе, считая душу функцией и проявлением деятельности мозга. Он ставит задачу опровергнуть взгляд Декарта на животное как на бесчувствен­ную машину и доказать, что человек такое же животное, как и другие высшие животные, и отличается от них лишь степенью развития ума. Однако человека он изучает как машину, опираясь на законы механики, ошибочно полагая, что исследование меха­ники тела человека автоматически приведет к раскрытию сущ­ности его чувственной и мыслительной деятельности.

Французские материалисты воспели царство разума, вечной справедливости и равенства. Равенство ими понималось как равенство граждан перед законом. Существен­нейшим из прав объявлялось право частной собственности.Весьма важным и глубоким у французских материалистов является рассмотрение роли личности в истории и роли среды в формировании личности.

Определяющее значение имеет культура, считает философ, ко­торая одновременно и стимулирует развитие общества и пред­стает результатом этого развития. Исторический прогресс — это направленное, поступательное развитие всего человечества из прошлого через настоящее в будущее. Общественный про­гресс — это развитие общества на конкретном этапе его суще­ствования, а также различных элементов культуры: науки, ре­месла, искусства, семейных отношений, государства, языка, религии.

Подведем некоторые итоги по философии Просвещения .

Просвещение – это большой и важный этап в истории культуры, философской и общественной мысли. Основные теории Просвещения - теория естественного права и общественного догово­ра подготовили будущие социально-политические преобразования. Согласно этой теории каждый участник общества должен свои личные интересы подчинить обществен­ным, отдав при этом часть своих гражданских прав государству, но государство при этом должно взять на себя заботу о человеке, обеспечив мир и согласие. Но так как власть не может выполнить свои обязательства перед народом, народ вправе сверг­нуть эту власть. Такую революционную теорию проводили самые радикальные идеологи Просвещения: Руссо, Дидро, Гельвеций и Гольбах.

Смистема философского мировоззрения просветителей включала в себя не только социальные, но и материалистические, и атеистические идеи, отражающие в себе математическое и описательное естествознание. Последующее развитие философии показало, что некоторые положения материалистического мировоззрения просветителей (отрицание бытия Бога, сведение разума к чувствам) являются такими же принимаемыми на веру догматами, как и отвергавшиеся ими положения христианства.

Значение эпохи Просвещения:

1) в философии оно выступало против всякой метафизики, содействовало развитию любого рода рационализма;

2) в науке способствовало развитию естествознания, достижения которого оно часто использовало для доказательства научной правомерности взглядов и веры в прогресс;

3) в области морали и педагогики проповедовало идеалы гуманности;

4) в политике, юриспруденции и общественно-экономической жизни проповедовало освобождение человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом.

Идеоло­гия Просвещения легла в основу общественных преобразований, свершившихся в ходе буржуазных революций XVIII-XIX вв. Однако уже в конце ХVIII в., Фихте указал на отрицательные стороны Просвещения. В конце ХIХ в. возвращение к метафизике привело к частичному отходу от философии Просвещения.

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1. Какова главная цель Просвещения как течения в культуре и духовной жизни общества?

3. Назовите представителей французского и немецкого Просвещения и какова главная парадигма их учений?

Конечно, философия XVIII века неоднородна: в ней присутст­вует как материалистическая, так и идеалистическая мировоз­зренческие ориентации, атеистические и деистические взгляды. Часто идеализм и материализм, религия и наука идут рядом. Философия Просвещения была подготовлена работами П. Гассенди (1592-1655), его атомистическим материализмом, пропа­гандой идей Эпикура, в том числе его этики, критикой схоласти­ки, сочинениями Р. Декарта, критикой религиозного догматизма в работах П. Бейля (1647-1706).

Идеи Просвещения выражали интересы буржуазии, беспощадно критикуя отживающий феодально-крепостнический строй. Ос­новное направление критики - паразитирующий на темноте и невежестве масс образ жизни и нецивили­зованные порядки крепостничества.

Понятие Просвещения стало выражением общего процесса, постепенно охватившего ряд стран и, в первую очередь, Европу.

Характерные особенности Просвещения:

1. Рационализм как общая вера в разум;

2. Антиклерикализм (от греч. anti - против и лат. clericalis - цер­ковный) - направленность против засилья церкви (но не рели­гии) в духовной жизни общества;

3. Антиобскурантизм (от лат. obscurans - затемняющий) - борьба с мракобесием, с враждеб­ными науке и образованию силами.

Философия Просвещения известна, главным образом, своей социально-политической частью. В ней получили свое обосно­вание принципы буржуазного общества (свобода, равенство прав, частная собственность, представительное правление) вза­мен феодальных (зависимость, сословность, условная собствен­ность, абсолютизм). Социальные явления философия Просвещения объясняла законами природы: законы развития общества и законы природы отождествлялись.

А чтобы договор был обязателен для всех, нужна непреклонная власть, которая обеспечила бы следование закону. У Гоббса абсолютная власть сосредотачивалась в руках государства, которое есть Левиафан - смертный бог (название взято Гоббсом из книги Иова). Государство Гоббса по своему характеру абсолютистская организация, которая обладает такой силой власти, что внушает страх. Гоббс приносит в жертву государству свободу гражданина, делая это как бы в интересах последнего. Худшим из зол, считает Гоббс, является анархия, неизбежная при отсутствии государства.

Но государственная власть не может действовать по произволу, Локк выдвинул идею конституционного ограничения монархической власти и идею разделения властей.. Она делится у Локка на исполнительную, законодательную и судебную. Решающее значение, по его мнению, должна иметь сосредоточенная в парламенте законодательная власть. Правовая концепция Локка ставит во главу угла уважение и соблюдение гражданской самостоятельности индивида, уважение к конституции. В заключение следует отметить, что новый стиль философского мышления привел к выработке развитого юридического мышления.

Расцвет философии Просвещения приходится на восемна­дцатое столетие. Ее идейным центром становится предреволю­ционная Франция. Начало эпохи французского Просвещения XVIII в. связывают с появлением сатирических сочинений Вольтера (1694-1778, наст. имя Франсуа Мари Аруэ). Вольтер не внес в философскую мысль принципиально новых идей, од­нако антифеодальный и антиклерикальный пафос его произве­дений стал отправной точкой формирования новой идеологии.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) — один из основоположников географического детерминизма. Он считал, что климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер развития общества. Монтескье развивал концепцию функциональной роли религии, необходимой для поддержания порядка в обществе и его нравственности.

Ламетри доказывал несостоятельность де­картовой идеи о нематериальной бессмертной душе, считая душу функцией и проявлением деятельности мозга. Он ставит задачу опровергнуть взгляд Декарта на животное как на бесчувствен­ную машину и доказать, что человек такое же животное, как и другие высшие животные, и отличается от них лишь степенью развития ума. Однако человека он изучает как машину, опираясь на законы механики, ошибочно полагая, что исследование меха­ники тела человека автоматически приведет к раскрытию сущ­ности его чувственной и мыслительной деятельности.

Французские материалисты воспели царство разума, вечной справедливости и равенства. Равенство ими понималось как равенство граждан перед законом. Существен­нейшим из прав объявлялось право частной собственности.Весьма важным и глубоким у французских материалистов является рассмотрение роли личности в истории и роли среды в формировании личности.

Определяющее значение имеет культура, считает философ, ко­торая одновременно и стимулирует развитие общества и пред­стает результатом этого развития. Исторический прогресс — это направленное, поступательное развитие всего человечества из прошлого через настоящее в будущее. Общественный про­гресс — это развитие общества на конкретном этапе его суще­ствования, а также различных элементов культуры: науки, ре­месла, искусства, семейных отношений, государства, языка, религии.

Подведем некоторые итоги по философии Просвещения .

Просвещение – это большой и важный этап в истории культуры, философской и общественной мысли. Основные теории Просвещения - теория естественного права и общественного догово­ра подготовили будущие социально-политические преобразования. Согласно этой теории каждый участник общества должен свои личные интересы подчинить обществен­ным, отдав при этом часть своих гражданских прав государству, но государство при этом должно взять на себя заботу о человеке, обеспечив мир и согласие. Но так как власть не может выполнить свои обязательства перед народом, народ вправе сверг­нуть эту власть. Такую революционную теорию проводили самые радикальные идеологи Просвещения: Руссо, Дидро, Гельвеций и Гольбах.

Смистема философского мировоззрения просветителей включала в себя не только социальные, но и материалистические, и атеистические идеи, отражающие в себе математическое и описательное естествознание. Последующее развитие философии показало, что некоторые положения материалистического мировоззрения просветителей (отрицание бытия Бога, сведение разума к чувствам) являются такими же принимаемыми на веру догматами, как и отвергавшиеся ими положения христианства.

Значение эпохи Просвещения:

1) в философии оно выступало против всякой метафизики, содействовало развитию любого рода рационализма;

2) в науке способствовало развитию естествознания, достижения которого оно часто использовало для доказательства научной правомерности взглядов и веры в прогресс;

3) в области морали и педагогики проповедовало идеалы гуманности;

4) в политике, юриспруденции и общественно-экономической жизни проповедовало освобождение человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом.

Идеоло­гия Просвещения легла в основу общественных преобразований, свершившихся в ходе буржуазных революций XVIII-XIX вв. Однако уже в конце ХVIII в., Фихте указал на отрицательные стороны Просвещения. В конце ХIХ в. возвращение к метафизике привело к частичному отходу от философии Просвещения.

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1. Какова главная цель Просвещения как течения в культуре и духовной жизни общества?

3. Назовите представителей французского и немецкого Просвещения и какова главная парадигма их учений?


В XVIII веке в Европе появляется идея о преобладании разума над верой. Новые тенденции в европейской культуре были названы эпохой Просвещения. Философия эпохи Просвещения дала огромный толчок развитию науки и оказала влияние на весь ход мировой истории.


Идеология Просвещения

Основная особенность учений всех философов-просветителей – вера в безграничные возможности разума, здравый смысл, равенство и свободу людей. Разуму подвластны все аспекты бытия. Человечество способно достигнуть царства всеобщего разума и свободы при соблюдении следующих условий:

  • познание природы человека;
  • разумное воспитание и образование;
  • рациональное переустройство общества.

Просветители считали, что только наука способна решить все экономические, политические и социальные проблемы.

Распространение Просвещения

Просвещение зародилось в Англии, которая в XVIII веке являлась самой динамично развивающейся страной. У истоков английского Просвещения стояли Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Коллинз и др.

Постепенно центр Просвещения переместился во Францию, что связано с именами Ф. Вольтера, Ж. Ж. Руссо, Э. Кондильяка.


Рис. 1. Вольтер. Портрет. 1786 г.

Кратко самое главное о философии эпохи Просвещения содержится в таблице:

которые читают вместе с этой





Таблица “Основные идеи и представители философии Просвещения”

Философская категория

Теория

Представители

Отношение к природе

В основе биологической жизни и мышления лежат физические процессы.

Т. Гоббс, Д. Дидро, Ж. Ламетри

В развитии живых организмов существуют определенные этапы видоизменений и совершенствования форм.

Ж. Ламетри, Ж. Б. Ламарк

Целостная механико-материалистическая концепция природы

Материя вечна, она лежит в основе природы и порождает все вещи, явления и процессы.

Соотношение случайности и необходимости

Все процессы в мире предопределяются их физическими (механистическими) причинами.

Д. Гартли, Ж. Ламетри

“Человек-машина” (книга Ж. Ламетри)

Человек – всего лишь сложный самозаводящийся механизм.

Сенсуализм в теории познания

Ощущения и восприятие – главная форма достоверного познания.

Ж. Локк, Э. Кондильяк

Гедонизм в этике

Наслаждение – высшее благо и критерий человеческого поведения.

Общество и история

Естественные права человека

Право на жизнь, свободу и собственность.

Теория общественного договора

Добровольное подчинение людей политической власти.

Д. Локк, Ж. Ж. Руссо

Теория разумного эгоизма

Сознательное ограничение своих естественных желаний.

Портрет Руссо в Шотландской национальной галерее

Рис. 2. Портрет Руссо в Шотландской национальной галерее.

Ж. Ж. Руссо стал всемирно известен после выхода трактата “Эмиль” (1762 г.), посвященного воспитанию детей. При этом, пять детей философа находились в воспитательных домах.

Важнейшими достижениями философов Просвещения считаются следующие положения:

  • гражданские права человека;
  • общественный договор;
  • разделение властей;
  • разумный эгоизм;
  • естественное развитие истории и общества.

Что мы узнали?

Эпоха Просвещения стала огромных шагом в развитии человеческой мысли. Философы-просветители провозгласили торжество разума над догматами и авторитетными мнениями. Теории Просвещения лежат в основе современного общества.

Никак. Философия не относится к наукам, поскольку у неё нет ни своего предмета изучения, ни своих методов, и все её "законы" нельзя никак применить на практике поскольку они слишком общи и банальны. С использованием философии не было сделано ни одного открытия ни в одной прикладной науке.
Философия это такая же "наука", как теология

1 Александр Грушин УДАЛИТЕ ПОЖ СВОЙ недокоментарий!
2 ФИЛОСОФИЯ И НАУКА и даже религия тено переплетаютсо в сознании и в быту но взаимосвязь первых 2х можно определить так :
наука являетсо суть механикой определения окружающей среды и воздействия на нее
философия же определяет границы сознания в онном процесе и разрабатует новые методы
восприятия и работы с ними .. если оч коротко то наука это процессор системы
философия видеокарта!
а кстати религия - софт программы!
в реальности работает все именно так как я описал!

В XVIII веке в Европе появляется идея о преобладании разума над верой. Новые тенденции в европейской культуре были названы эпохой Просвещения. Философия эпохи Просвещения дала огромный толчок развитию науки и оказала влияние на весь ход мировой истории.

Философия Эпохи Просвещения – кратко самое главное об особенностях и философах

Идеология Просвещения

Основная особенность учений всех философов-просветителей – вера в безграничные возможности разума и здравый смысл. Разуму подвластны все аспекты бытия. Человечество способно достигнуть царства всеобщего разума и свободы при соблюдении следующих условий:

  • познание природы человека;
  • разумное воспитание и образование;
  • рациональное переустройство общества.

Просветители считали, что только наука способна решить все экономические, политические и социальные проблемы.

Распространение Просвещения

Просвещение зародилось в Англии, которая в XVIII веке являлась самой динамично развивающейся страной. У истоков английского Просвещения стояли Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Коллинз и др.

Постепенно центр Просвещения переместился во Францию, что связано с именами Ф. Вольтера, Ж. Ж. Руссо, Э. Кондильяка.

Философия Эпохи Просвещения – кратко самое главное об особенностях и философах

Рис. 1. Вольтер. Портрет. 1786 г.

Кратко самое главное о философии эпохи Просвещения содержится в таблице:

Таблица “Основные идеи и представители философии Просвещения”

Философская категория

Теория

Представители

Отношение к природе

В основе биологической жизни и мышления лежат физические процессы.

Т. Гоббс, Д. Дидро, Ж. Ламетри

В развитии живых организмов существуют определенные этапы видоизменений и совершенствования форм.

Ж. Ламетри, Ж. Б. Ламарк

Целостная механико-материалистическая концепция природы

Материя вечна, она лежит в основе природы и порождает все вещи, явления и процессы.

Соотношение случайности и необходимости

Все процессы в мире предопределяются их физическими (механистическими) причинами.

Д. Гартли, Ж. Ламетри

“Человек-машина” (книга Ж. Ламетри)

Человек – всего лишь сложный самозаводящийся механизм.

Сенсуализм в теории познания

Ощущения и восприятие – главная форма достоверного познания.

Ж. Локк, Э. Кондильяк

Гедонизм в этике

Наслаждение – высшее благо и критерий человеческого поведения.

Общество и история

Естественные права человека

Право на жизнь, свободу и собственность.

Теория общественного договора

Добровольное подчинение людей политической власти.

Д. Локк, Ж. Ж. Руссо

Теория разумного эгоизма

Сознательное ограничение своих естественных желаний.

Философия Эпохи Просвещения – кратко самое главное об особенностях и философах

Рис. 2. Портрет Руссо в Шотландской национальной галерее.

Ж. Ж. Руссо стал всемирно известен после выхода трактата “Эмиль” (1762 г.), посвященного воспитанию детей. При этом, пять детей философа находились в воспитательных домах.

Важнейшими достижениями философов Просвещения считаются следующие положения:

  • гражданские права человека;
  • общественный договор;
  • разделение властей;
  • разумный эгоизм;
  • естественное развитие истории и общества.

Философия Эпохи Просвещения – кратко самое главное об особенностях и философах

Рис. 3. Памятник Вольтеру в Фернее. 1890.

Что мы узнали?

Эпоха Просвещения стала огромных шагом в развитии человеческой мысли. Философы-просветители провозгласили торжество разума над догматами и авторитетными мнениями. Теории Просвещения лежат в основе современного общества.

Всемирная история Просвещенный абсолютизм – политика, в чем заключалась главная идея эпохи, мероприятия в таблице

Читайте также: