Докажите что развитие науки и философии просвещения связаны между собой кратко
Обновлено: 04.07.2024
Конечно, философия XVIII века неоднородна: в ней присутствует как материалистическая, так и идеалистическая мировоззренческие ориентации, атеистические и деистические взгляды. Часто идеализм и материализм, религия и наука идут рядом. Философия Просвещения была подготовлена работами П. Гассенди (1592-1655), его атомистическим материализмом, пропагандой идей Эпикура, в том числе его этики, критикой схоластики, сочинениями Р. Декарта, критикой религиозного догматизма в работах П. Бейля (1647-1706).
Идеи Просвещения выражали интересы буржуазии, беспощадно критикуя отживающий феодально-крепостнический строй. Основное направление критики - паразитирующий на темноте и невежестве масс образ жизни и нецивилизованные порядки крепостничества.
Понятие Просвещения стало выражением общего процесса, постепенно охватившего ряд стран и, в первую очередь, Европу.
Характерные особенности Просвещения:
1. Рационализм как общая вера в разум;
2. Антиклерикализм (от греч. anti - против и лат. clericalis - церковный) - направленность против засилья церкви (но не религии) в духовной жизни общества;
3. Антиобскурантизм (от лат. obscurans - затемняющий) - борьба с мракобесием, с враждебными науке и образованию силами.
Философия Просвещения известна, главным образом, своей социально-политической частью. В ней получили свое обоснование принципы буржуазного общества (свобода, равенство прав, частная собственность, представительное правление) взамен феодальных (зависимость, сословность, условная собственность, абсолютизм). Социальные явления философия Просвещения объясняла законами природы: законы развития общества и законы природы отождествлялись.
А чтобы договор был обязателен для всех, нужна непреклонная власть, которая обеспечила бы следование закону. У Гоббса абсолютная власть сосредотачивалась в руках государства, которое есть Левиафан - смертный бог (название взято Гоббсом из книги Иова). Государство Гоббса по своему характеру абсолютистская организация, которая обладает такой силой власти, что внушает страх. Гоббс приносит в жертву государству свободу гражданина, делая это как бы в интересах последнего. Худшим из зол, считает Гоббс, является анархия, неизбежная при отсутствии государства.
Но государственная власть не может действовать по произволу, Локк выдвинул идею конституционного ограничения монархической власти и идею разделения властей.. Она делится у Локка на исполнительную, законодательную и судебную. Решающее значение, по его мнению, должна иметь сосредоточенная в парламенте законодательная власть. Правовая концепция Локка ставит во главу угла уважение и соблюдение гражданской самостоятельности индивида, уважение к конституции. В заключение следует отметить, что новый стиль философского мышления привел к выработке развитого юридического мышления.
Расцвет философии Просвещения приходится на восемнадцатое столетие. Ее идейным центром становится предреволюционная Франция. Начало эпохи французского Просвещения XVIII в. связывают с появлением сатирических сочинений Вольтера (1694-1778, наст. имя Франсуа Мари Аруэ). Вольтер не внес в философскую мысль принципиально новых идей, однако антифеодальный и антиклерикальный пафос его произведений стал отправной точкой формирования новой идеологии.
Шарль Луи Монтескье (1689-1755) — один из основоположников географического детерминизма. Он считал, что климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер развития общества. Монтескье развивал концепцию функциональной роли религии, необходимой для поддержания порядка в обществе и его нравственности.
Ламетри доказывал несостоятельность декартовой идеи о нематериальной бессмертной душе, считая душу функцией и проявлением деятельности мозга. Он ставит задачу опровергнуть взгляд Декарта на животное как на бесчувственную машину и доказать, что человек такое же животное, как и другие высшие животные, и отличается от них лишь степенью развития ума. Однако человека он изучает как машину, опираясь на законы механики, ошибочно полагая, что исследование механики тела человека автоматически приведет к раскрытию сущности его чувственной и мыслительной деятельности.
Французские материалисты воспели царство разума, вечной справедливости и равенства. Равенство ими понималось как равенство граждан перед законом. Существеннейшим из прав объявлялось право частной собственности.Весьма важным и глубоким у французских материалистов является рассмотрение роли личности в истории и роли среды в формировании личности.
Определяющее значение имеет культура, считает философ, которая одновременно и стимулирует развитие общества и предстает результатом этого развития. Исторический прогресс — это направленное, поступательное развитие всего человечества из прошлого через настоящее в будущее. Общественный прогресс — это развитие общества на конкретном этапе его существования, а также различных элементов культуры: науки, ремесла, искусства, семейных отношений, государства, языка, религии.
Подведем некоторые итоги по философии Просвещения .
Просвещение – это большой и важный этап в истории культуры, философской и общественной мысли. Основные теории Просвещения - теория естественного права и общественного договора подготовили будущие социально-политические преобразования. Согласно этой теории каждый участник общества должен свои личные интересы подчинить общественным, отдав при этом часть своих гражданских прав государству, но государство при этом должно взять на себя заботу о человеке, обеспечив мир и согласие. Но так как власть не может выполнить свои обязательства перед народом, народ вправе свергнуть эту власть. Такую революционную теорию проводили самые радикальные идеологи Просвещения: Руссо, Дидро, Гельвеций и Гольбах.
Смистема философского мировоззрения просветителей включала в себя не только социальные, но и материалистические, и атеистические идеи, отражающие в себе математическое и описательное естествознание. Последующее развитие философии показало, что некоторые положения материалистического мировоззрения просветителей (отрицание бытия Бога, сведение разума к чувствам) являются такими же принимаемыми на веру догматами, как и отвергавшиеся ими положения христианства.
Значение эпохи Просвещения:
1) в философии оно выступало против всякой метафизики, содействовало развитию любого рода рационализма;
2) в науке способствовало развитию естествознания, достижения которого оно часто использовало для доказательства научной правомерности взглядов и веры в прогресс;
3) в области морали и педагогики проповедовало идеалы гуманности;
4) в политике, юриспруденции и общественно-экономической жизни проповедовало освобождение человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом.
Идеология Просвещения легла в основу общественных преобразований, свершившихся в ходе буржуазных революций XVIII-XIX вв. Однако уже в конце ХVIII в., Фихте указал на отрицательные стороны Просвещения. В конце ХIХ в. возвращение к метафизике привело к частичному отходу от философии Просвещения.
Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала)
1. Какова главная цель Просвещения как течения в культуре и духовной жизни общества?
3. Назовите представителей французского и немецкого Просвещения и какова главная парадигма их учений?
Конечно, философия XVIII века неоднородна: в ней присутствует как материалистическая, так и идеалистическая мировоззренческие ориентации, атеистические и деистические взгляды. Часто идеализм и материализм, религия и наука идут рядом. Философия Просвещения была подготовлена работами П. Гассенди (1592-1655), его атомистическим материализмом, пропагандой идей Эпикура, в том числе его этики, критикой схоластики, сочинениями Р. Декарта, критикой религиозного догматизма в работах П. Бейля (1647-1706).
Идеи Просвещения выражали интересы буржуазии, беспощадно критикуя отживающий феодально-крепостнический строй. Основное направление критики - паразитирующий на темноте и невежестве масс образ жизни и нецивилизованные порядки крепостничества.
Понятие Просвещения стало выражением общего процесса, постепенно охватившего ряд стран и, в первую очередь, Европу.
Характерные особенности Просвещения:
1. Рационализм как общая вера в разум;
2. Антиклерикализм (от греч. anti - против и лат. clericalis - церковный) - направленность против засилья церкви (но не религии) в духовной жизни общества;
3. Антиобскурантизм (от лат. obscurans - затемняющий) - борьба с мракобесием, с враждебными науке и образованию силами.
Философия Просвещения известна, главным образом, своей социально-политической частью. В ней получили свое обоснование принципы буржуазного общества (свобода, равенство прав, частная собственность, представительное правление) взамен феодальных (зависимость, сословность, условная собственность, абсолютизм). Социальные явления философия Просвещения объясняла законами природы: законы развития общества и законы природы отождествлялись.
А чтобы договор был обязателен для всех, нужна непреклонная власть, которая обеспечила бы следование закону. У Гоббса абсолютная власть сосредотачивалась в руках государства, которое есть Левиафан - смертный бог (название взято Гоббсом из книги Иова). Государство Гоббса по своему характеру абсолютистская организация, которая обладает такой силой власти, что внушает страх. Гоббс приносит в жертву государству свободу гражданина, делая это как бы в интересах последнего. Худшим из зол, считает Гоббс, является анархия, неизбежная при отсутствии государства.
Но государственная власть не может действовать по произволу, Локк выдвинул идею конституционного ограничения монархической власти и идею разделения властей.. Она делится у Локка на исполнительную, законодательную и судебную. Решающее значение, по его мнению, должна иметь сосредоточенная в парламенте законодательная власть. Правовая концепция Локка ставит во главу угла уважение и соблюдение гражданской самостоятельности индивида, уважение к конституции. В заключение следует отметить, что новый стиль философского мышления привел к выработке развитого юридического мышления.
Расцвет философии Просвещения приходится на восемнадцатое столетие. Ее идейным центром становится предреволюционная Франция. Начало эпохи французского Просвещения XVIII в. связывают с появлением сатирических сочинений Вольтера (1694-1778, наст. имя Франсуа Мари Аруэ). Вольтер не внес в философскую мысль принципиально новых идей, однако антифеодальный и антиклерикальный пафос его произведений стал отправной точкой формирования новой идеологии.
Шарль Луи Монтескье (1689-1755) — один из основоположников географического детерминизма. Он считал, что климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер развития общества. Монтескье развивал концепцию функциональной роли религии, необходимой для поддержания порядка в обществе и его нравственности.
Ламетри доказывал несостоятельность декартовой идеи о нематериальной бессмертной душе, считая душу функцией и проявлением деятельности мозга. Он ставит задачу опровергнуть взгляд Декарта на животное как на бесчувственную машину и доказать, что человек такое же животное, как и другие высшие животные, и отличается от них лишь степенью развития ума. Однако человека он изучает как машину, опираясь на законы механики, ошибочно полагая, что исследование механики тела человека автоматически приведет к раскрытию сущности его чувственной и мыслительной деятельности.
Французские материалисты воспели царство разума, вечной справедливости и равенства. Равенство ими понималось как равенство граждан перед законом. Существеннейшим из прав объявлялось право частной собственности.Весьма важным и глубоким у французских материалистов является рассмотрение роли личности в истории и роли среды в формировании личности.
Определяющее значение имеет культура, считает философ, которая одновременно и стимулирует развитие общества и предстает результатом этого развития. Исторический прогресс — это направленное, поступательное развитие всего человечества из прошлого через настоящее в будущее. Общественный прогресс — это развитие общества на конкретном этапе его существования, а также различных элементов культуры: науки, ремесла, искусства, семейных отношений, государства, языка, религии.
Подведем некоторые итоги по философии Просвещения .
Просвещение – это большой и важный этап в истории культуры, философской и общественной мысли. Основные теории Просвещения - теория естественного права и общественного договора подготовили будущие социально-политические преобразования. Согласно этой теории каждый участник общества должен свои личные интересы подчинить общественным, отдав при этом часть своих гражданских прав государству, но государство при этом должно взять на себя заботу о человеке, обеспечив мир и согласие. Но так как власть не может выполнить свои обязательства перед народом, народ вправе свергнуть эту власть. Такую революционную теорию проводили самые радикальные идеологи Просвещения: Руссо, Дидро, Гельвеций и Гольбах.
Смистема философского мировоззрения просветителей включала в себя не только социальные, но и материалистические, и атеистические идеи, отражающие в себе математическое и описательное естествознание. Последующее развитие философии показало, что некоторые положения материалистического мировоззрения просветителей (отрицание бытия Бога, сведение разума к чувствам) являются такими же принимаемыми на веру догматами, как и отвергавшиеся ими положения христианства.
Значение эпохи Просвещения:
1) в философии оно выступало против всякой метафизики, содействовало развитию любого рода рационализма;
2) в науке способствовало развитию естествознания, достижения которого оно часто использовало для доказательства научной правомерности взглядов и веры в прогресс;
3) в области морали и педагогики проповедовало идеалы гуманности;
4) в политике, юриспруденции и общественно-экономической жизни проповедовало освобождение человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом.
Идеология Просвещения легла в основу общественных преобразований, свершившихся в ходе буржуазных революций XVIII-XIX вв. Однако уже в конце ХVIII в., Фихте указал на отрицательные стороны Просвещения. В конце ХIХ в. возвращение к метафизике привело к частичному отходу от философии Просвещения.
Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала)
1. Какова главная цель Просвещения как течения в культуре и духовной жизни общества?
3. Назовите представителей французского и немецкого Просвещения и какова главная парадигма их учений?
В XVIII веке в Европе появляется идея о преобладании разума над верой. Новые тенденции в европейской культуре были названы эпохой Просвещения. Философия эпохи Просвещения дала огромный толчок развитию науки и оказала влияние на весь ход мировой истории.
Идеология Просвещения
Основная особенность учений всех философов-просветителей – вера в безграничные возможности разума, здравый смысл, равенство и свободу людей. Разуму подвластны все аспекты бытия. Человечество способно достигнуть царства всеобщего разума и свободы при соблюдении следующих условий:
- познание природы человека;
- разумное воспитание и образование;
- рациональное переустройство общества.
Просветители считали, что только наука способна решить все экономические, политические и социальные проблемы.
Распространение Просвещения
Просвещение зародилось в Англии, которая в XVIII веке являлась самой динамично развивающейся страной. У истоков английского Просвещения стояли Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Коллинз и др.
Постепенно центр Просвещения переместился во Францию, что связано с именами Ф. Вольтера, Ж. Ж. Руссо, Э. Кондильяка.
Рис. 1. Вольтер. Портрет. 1786 г.
Кратко самое главное о философии эпохи Просвещения содержится в таблице:
которые читают вместе с этой
Таблица “Основные идеи и представители философии Просвещения”
Философская категория
Теория
Представители
Отношение к природе
В основе биологической жизни и мышления лежат физические процессы.
Т. Гоббс, Д. Дидро, Ж. Ламетри
В развитии живых организмов существуют определенные этапы видоизменений и совершенствования форм.
Ж. Ламетри, Ж. Б. Ламарк
Целостная механико-материалистическая концепция природы
Материя вечна, она лежит в основе природы и порождает все вещи, явления и процессы.
Соотношение случайности и необходимости
Все процессы в мире предопределяются их физическими (механистическими) причинами.
Д. Гартли, Ж. Ламетри
“Человек-машина” (книга Ж. Ламетри)
Человек – всего лишь сложный самозаводящийся механизм.
Сенсуализм в теории познания
Ощущения и восприятие – главная форма достоверного познания.
Ж. Локк, Э. Кондильяк
Гедонизм в этике
Наслаждение – высшее благо и критерий человеческого поведения.
Общество и история
Естественные права человека
Право на жизнь, свободу и собственность.
Теория общественного договора
Добровольное подчинение людей политической власти.
Д. Локк, Ж. Ж. Руссо
Теория разумного эгоизма
Сознательное ограничение своих естественных желаний.
Рис. 2. Портрет Руссо в Шотландской национальной галерее.
Ж. Ж. Руссо стал всемирно известен после выхода трактата “Эмиль” (1762 г.), посвященного воспитанию детей. При этом, пять детей философа находились в воспитательных домах.
Важнейшими достижениями философов Просвещения считаются следующие положения:
- гражданские права человека;
- общественный договор;
- разделение властей;
- разумный эгоизм;
- естественное развитие истории и общества.
Что мы узнали?
Эпоха Просвещения стала огромных шагом в развитии человеческой мысли. Философы-просветители провозгласили торжество разума над догматами и авторитетными мнениями. Теории Просвещения лежат в основе современного общества.
Никак. Философия не относится к наукам, поскольку у неё нет ни своего предмета изучения, ни своих методов, и все её "законы" нельзя никак применить на практике поскольку они слишком общи и банальны. С использованием философии не было сделано ни одного открытия ни в одной прикладной науке.
Философия это такая же "наука", как теология
1 Александр Грушин УДАЛИТЕ ПОЖ СВОЙ недокоментарий!
2 ФИЛОСОФИЯ И НАУКА и даже религия тено переплетаютсо в сознании и в быту но взаимосвязь первых 2х можно определить так :
наука являетсо суть механикой определения окружающей среды и воздействия на нее
философия же определяет границы сознания в онном процесе и разрабатует новые методы
восприятия и работы с ними .. если оч коротко то наука это процессор системы
философия видеокарта!
а кстати религия - софт программы!
в реальности работает все именно так как я описал!
В XVIII веке в Европе появляется идея о преобладании разума над верой. Новые тенденции в европейской культуре были названы эпохой Просвещения. Философия эпохи Просвещения дала огромный толчок развитию науки и оказала влияние на весь ход мировой истории.
Идеология Просвещения
Основная особенность учений всех философов-просветителей – вера в безграничные возможности разума и здравый смысл. Разуму подвластны все аспекты бытия. Человечество способно достигнуть царства всеобщего разума и свободы при соблюдении следующих условий:
- познание природы человека;
- разумное воспитание и образование;
- рациональное переустройство общества.
Просветители считали, что только наука способна решить все экономические, политические и социальные проблемы.
Распространение Просвещения
Просвещение зародилось в Англии, которая в XVIII веке являлась самой динамично развивающейся страной. У истоков английского Просвещения стояли Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Коллинз и др.
Постепенно центр Просвещения переместился во Францию, что связано с именами Ф. Вольтера, Ж. Ж. Руссо, Э. Кондильяка.
Рис. 1. Вольтер. Портрет. 1786 г.
Кратко самое главное о философии эпохи Просвещения содержится в таблице:
Таблица “Основные идеи и представители философии Просвещения”
Философская категория
Теория
Представители
Отношение к природе
В основе биологической жизни и мышления лежат физические процессы.
Т. Гоббс, Д. Дидро, Ж. Ламетри
В развитии живых организмов существуют определенные этапы видоизменений и совершенствования форм.
Ж. Ламетри, Ж. Б. Ламарк
Целостная механико-материалистическая концепция природы
Материя вечна, она лежит в основе природы и порождает все вещи, явления и процессы.
Соотношение случайности и необходимости
Все процессы в мире предопределяются их физическими (механистическими) причинами.
Д. Гартли, Ж. Ламетри
“Человек-машина” (книга Ж. Ламетри)
Человек – всего лишь сложный самозаводящийся механизм.
Сенсуализм в теории познания
Ощущения и восприятие – главная форма достоверного познания.
Ж. Локк, Э. Кондильяк
Гедонизм в этике
Наслаждение – высшее благо и критерий человеческого поведения.
Общество и история
Естественные права человека
Право на жизнь, свободу и собственность.
Теория общественного договора
Добровольное подчинение людей политической власти.
Д. Локк, Ж. Ж. Руссо
Теория разумного эгоизма
Сознательное ограничение своих естественных желаний.
Рис. 2. Портрет Руссо в Шотландской национальной галерее.
Ж. Ж. Руссо стал всемирно известен после выхода трактата “Эмиль” (1762 г.), посвященного воспитанию детей. При этом, пять детей философа находились в воспитательных домах.
Важнейшими достижениями философов Просвещения считаются следующие положения:
- гражданские права человека;
- общественный договор;
- разделение властей;
- разумный эгоизм;
- естественное развитие истории и общества.
Рис. 3. Памятник Вольтеру в Фернее. 1890.
Что мы узнали?
Эпоха Просвещения стала огромных шагом в развитии человеческой мысли. Философы-просветители провозгласили торжество разума над догматами и авторитетными мнениями. Теории Просвещения лежат в основе современного общества.
Всемирная история Просвещенный абсолютизм – политика, в чем заключалась главная идея эпохи, мероприятия в таблице
Читайте также: