Докажите что функции семьи взаимосвязаны взаимодополняемы кратко

Обновлено: 07.07.2024

Существование семьи, как и всех социальных институтов, обусловлено общественными потребностями. Как и все социальные институты,Семья — малая группа, развивающаяся и функционирующая по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных и религиозных отношений. И одновременно семья — относительно самостоятельная ячейка общества.

Семья служит удовлетворению определенных потребностей, это точно отмечено в определении семьи Н. Я. Соловьевым: “Семья - это средоточение крайне важных человеческих потребностей (в первую очередь сексуальных, детородных, хозяйственно-потребительских, эмоционально-нравственных, эстетических, психологических, которые она способна удовлетворить в избирательном, устойчивом, повторяющемся плане”.

Функции семьи, связанные с удовлетворением потребностей

Функции семьи - сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов.

• 1. Репродуктивная функция семьи

Семье по самой ее природе присуща функция воспроизводства населения, через которое достигается биологическое воспроизводство общества: удовлетворение потребности в детях. Репродуктивная функция выполняет две основных задачи : общественную - биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. В ее основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз.

• 2. Хозяйственно-бытовая функция семьи

Характер выполнения семьей хозяйственно-бытовой функции оказывает самое непосредственное влияние на нравственно-психологический климат семейной группы, на семейное воспитание. Здесь значение имеет все, начиная от источников количества семейных доходов, заканчивая распределением домашнего труда.

• 3. Воспитательная функция семьи

В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект - семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни. Аспект третий - постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи, побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

• 4. Организация досуга в семье

Досуговая функция ориентирована на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер. Структура досуга: чтение; просмотр телепередач; посещение библиотеки, театров, кино, гостей; туризм; спорт; семейные праздники.

• 5. Экономическая функция семьи

Выполняя экономическую функцию, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.

• 6. Основные периоды развития семьи и функции членов семьи

Жизненный цикл семьи - последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи - начинается с заключения брака и кончается его расторжением, то есть разводом. Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль - один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж, родительские (мать, отец, детские (сын, дочь, брат, сестра, межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т. д. Для того чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свои функции и функции других в ролевой структуре семьи.

Семья — фундамент общества, поскольку именно она формирует основные качества человека и вводит его в мир социальных отношений.

Семья-частица общества.

И я согласна. что на нее возложены достаточно понятные окружающим функции. Рождение детей (репродуктивная функция) и их воспитание их в уважительном характере по отношению к нравственным и правовым законам (воспитательная функция и социализация).

Хозяйственно -экономическая заключается в обеспечении необходимыми жизненными благами всех членов семьи.

Не смотря на то, что взрослые устают на работе, они все равно выходные проводят вместе с детьми, и это досуговая функция.

Все члены семьи сопереживают друг другу, поддерживают и в радости, и в горе - эмоциональная функция. Каждый человек в семье занимает особое место в обществе, приносит пользу окружающим и государству или готовиться это делать. Только семья может и должна подготовить детей занять свое место в этом мире. И это относиться к социально -статусовой функции.

От нормального функционирования семьи во многом зависит личное счастье мужчин и женщин, психическое, физическое и духовное здоровье супругов и детей, удовлетворенность человека жизнью.

1. Гребенников И. В. Основы семейной жизни : учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М. : Просвещение, 1991.

2. Мацковский М. С. Социология семьи : Проблемы, теории, методологии и методики. - М., 1983.

3.. Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Прометей: Юрайт-М, 2001.

4. Энциклопедический социологический словарь / Общая редакция академика РАН Осипова Г. В. - М., 1995

Анализ реализации функции управленческого контроля над образовательным процессом в МАДОУ Анализ реализации функции управленческого контроля над образовательным процессом в МДОУ «Детский сад общеобразовательного вида с приоритетным.

Основные виды движений ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ — это жизненно необходимые для ребенка движения, которыми он пользуется : ползание, лазание, бросание, метание, ходьба,.

Психолог в детском саду и его функции. Консультации психолога детского сада Для чего нужен психолог в детском саду? Каковы требования к нему, и какие функции он имеет право выполнять? Эти вопросы задают себе многие.

Ромашка — символ семьи. Сценарий праздника к Дню семьи, любви и верности

Ромашка — символ семьи. Сценарий праздника к Дню семьи, любви и верности Хочу поделиться проведением нашего праздника посвященного "Дню семьи, любви и верности". Все начинается с семьи, Призывный крик ребенка.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Взаимосвязь и взаимодополняемость функции семьи.

Основное назначение семьи - удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции семьи :

Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.

Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это, прежде всего, связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий. Семья участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функцию семьи.

С экономической функцией тесно связана проблема управления семьей, то есть вопрос главенства в семье. Советской семье все меньше присущи черты единовластия. Семьи, где мужу принадлежит безраздельная власть, встречаются редко, зато появились семьи, где главой является жена. Здесь в руках матери (в силу различных причин) сосредоточен семейный бюджет, она основной воспитатель детей, организатор досуга. Такое положение тоже нельзя считать нормальным: на плечи женщины взваливается непомерная тяжесть, детям она не может заменить отца, в семье нарушается психологическое равновесие. В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта.

Первый - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма, потребности и умения быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы социалистического общежития и поведения; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.

Второй аспект – систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни.

Аспект третий - постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием. Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Он включает идейно-нравственную, эмоционально- психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью. Особый и весьма важный компонент - специфика самого процесса семейного воспитания. Семья объединяет людей разного возраста, нередко пола, с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.

Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познавание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия.

Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи.

Компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного общения. Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией связывают деятельность по созданию психологического климата семьи. Общество постоянно меняется, вместе с ним меняется и семья.

Семья – это живая, постоянно меняющаяся система. Она меняется не только под воздействием социально-экономических условий, но и в силу внутренних процессов развития. На семью влияют также такие явления, как миграция, урбанизация, индустриализация и др.

функции семьи

Семья – неотъемлемая часть жизни человека, которая влияет на него в течение всей жизни и определяет его отношение к обществу, роль и место в нем. Функции семьи и ее структура являются цельной системой. Их нарушение приводит к заметным отрицательным последствиям для всех его членов. Благополучие каждой отдельной социальной группы отражается на развитии общества в целом.

Бытовое значение семьи

ячейка общества

Семья – ячейка общества, состоящая из отдельных личностей. Они находятся собой либо в прямой родственной связи, либо в браке. Чаще всего индивид проводит большую часть жизни именно в семье. После рождения он находится в обществе близких родственников, которые закладывают в нем основные взгляды на жизнь.

Социальные функции семьи на этапе от рождения до взросления – безопасность и привязанность.

Именно адекватное отношение ближайшего окружения определяет дальнейшую судьбу человека, его взаимодействие с обществом, различными коллективами, будущей собственной семьей. Человек движется в дальнейшую жизнь с взглядами, идеями и особенностями семьи, в которой он вырос.

По мере взросления у индивида появляется собственная семья – личность, с которой он связан супружескими отношениями, затем – дети и внуки. Теперь он сам выполняет те функции, которые ранее были направлены на него – обучает, защищает, воспитывает. Цепочка продолжается дальше и затрагивает большое количество людей. Именно поэтому благополучие конкретной семьи оказывает значительное влияние на благополучие общества.

Функции семьи с точки зрения психологии

В психологии выделяется 6 основных функций семьи. Они распределяются между ее членами по мере их возможностей и потребностей. Благополучной считается та ячейка общества, в которой все функции исправно и без конфликтов выполняются в равной степени всеми ее участниками. Игнорирование приводит к нарушению структуры семьи и негативно на ней отражается.

Воспитательная

воспитательная функция семьи

Воспитательная функция заключается в проявлении отцовства, материнства, взаимодействии с детьми и внуками. Таким образом семья воспитывает новых членов общества, которые будут исправно выполнять свою роль в нем.

Именно в это время закладывается основа жизни ребенка, включая его взгляды и отношение ко всему окружающему миру.

Поэтому для ячейки важно воспитать сознательного, разумного, готового к социализации члена общества.

Эмоциональные функции семьи

эмоциональные функции семьи

Эмоциональная функция основана на чувстве привязанности, которое возникает между родственниками и супружескими парами. Выражение эмоций удовлетворяет потребность членов семьи в любви, понимании, поддержке.

Здоровое проявление чувств помогает восстанавливать силы и эмоциональное равновесие, сохранять психическую стабильность и проще справляться с возникающими проблемами.

Нарушение эмоциональной функции ведет к появлению дискомфорта, который может привести к нарушению взаимодействий в семье и к ее полному распаду.

Хозяйственно-бытовая

хозяйственно-бытовая функция

Хозяйственно-бытовая функция обеспечивает удовлетворение основных потребностей человека – еда, жилище, комфорт, материальные затраты на образование и лечение.

В ходе реализации функции восстанавливаются физические силы человека, осуществляется защита индивида от негативного внешнего влияния.

В здоровой семье каждый ее член делает посильный вклад в удовлетворение хозяйственных потребностей ячейки общества.

Сексуально-эротическая

Сексуально-эротическая функция

Сексуально-эротическая функция отвечает за продолжение рода в биологическом плане и за удовлетворение сексуальных потребностей в эмоциональном.

При отсутствии эротической связи между супружескими парами без объективных причин возникает напряжение, которое затрагивает реализацию эмоциональной функции. Помимо этого, в ее задачи входит выработка у детей правильного адекватного отношения к сексуальной связи таким образом, чтобы он в будущем был готов реализовывать свои собственные потребности.

Функция общения

функция общения

Функция общения включает в себя:

  • обмен информацией;
  • получение новых знаний;
  • развитие.

Она выражается в форме совместного:

  • времяпрепровождения;
  • досуга;
  • созерцания культурных и духовных ценностей.

Ее реализация позволяет ячейке общества не оставаться на месте и находиться в постоянном развитии, а так же удовлетворять личные потребности в коммуникации.

Функция социального контроля

социальный контроль

Функция социального контроля обеспечивает понимание всех правил, норм и запретов общества, причем как законодательных, так и моральных. Члены семьи контролируют, мотивируют и помогают друг другу адекватно взаимодействовать с обществом.

Кроме этого, в рамках этой функции они способствуют социализации тех участников семьи, которые испытывают трудности. Например, детям, временно нетрудоспособным, инвалидам, пенсионерам.

Функции семьи и их взаимосвязь помогают поддерживать баланс в обществе и способствуют его правильному развитию.

В нормальной, стабильно функционирующей ячейке все ее члены чувствуют себя счастливыми и полноценными. При этом помогают друг другу удовлетворять свои потребности и реализовывать возможности.

Функции семьи в современном мире глазами Дмитрия Ольшанского — видео

Семья – институт общества, исторически сложившийся алгоритм социализации от рождения и на протяжении всей жизни. Стиль семейной жизни связан непосредственным образом с национальной культурой. Эти обстоятельства определяют характер воспитания детей, передачу ценностей от поколения к поколению.

Этос семьи – это стиль жизни семьи, общая ориентация культуры, свойственной для определенной семьи, с принятой в ней иерархией ценностей, которая может быть выведена из поведения людей. Поэтому необходимо рассмотреть традиции семьи с самих истоков возникновения данного понятия, так как этос и традиции тесно связаны друг с другом, первое выходит, исходя из второго.

Для того, чтобы раскрыть сущность семьи, необходимо рассмотреть такие понятия как структура семьи, ее функции и определить роли каждого из членов семьи.

“Нормальная семья” является подсистемой социума, которая обеспечивает требуемой социальной защитой, минимум благосостояния и продвижения ее членами, и создает условия для душевного комфорта.

Рассматривая семью как институированное образование, можно сказать, что она представляет собой комплекс, состоящий из охраняемых обществом социальных функций и ролей.

Функциональную структуру семьи составляют:

• направления ее деятельности, которые выражают сущность семьи;

• социальный статус семьи;

Общепризнанной классификации семейных функций недостает, но между ними есть взаимосвязь и расхождения.

Основными функциями семьи являются :

1. Репродуктивная— биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода;

2. Воспитательная— духовное воспроизводство населения. Семья формирует личность ребенка, оказывает систематическое воспи-тательное воздействие на каждого члена в течение всей жизни;

3. Хозяйственно-бытовая — поддержание физического состояния семьи, уход за престарелыми;

4. Экономическо-материальная— поддержание одними членами семьи других: несовершеннолетних, престарелых, нетрудоспособных;

5. Функция организации досуга — поддержание семьи как цело-стной системы; содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, национальных традиций, индивидуальных склонностей и интересов, возраста членов семьи, ее доходов;

6. Функция социального контроля — ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ори-ентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах.

Нормально функционирующая семья – это семья, которая ответственно выполняет и соблюдает возложенные на нее функции, удовлетворяя тем самым социально значимые нужды. Чем больше нормально функционирующих семей, тем более нравственным становится общество, так как семья является ячейкой общества и показателем стабильно развивающегося государства.

Ниже приведена классификация функций семьи для того, чтобы понять, когда ее считать вообще как таковой.

Воспитательная функция семьи выражается в стремлении реализации потребностей в материнстве и отцовстве. Социализация поколений осуществляется в процессе исполнения данной функции.

Материальные потребности членов семьи (еда, дом и так далее) осуществляются через хозяйственно-бытовую функцию семьи. Следствием ее выполнения являются сохранение их здоровья и восстановление затраченных в труде физических сил.

Эмоциональная функция семьи выражается в удовлетворении психических и нравственных потребностей членов семьи, а именно в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция играет важную роль в обеспечении эмоциональной стабилизации членов общества, содействии сохранения их психического здоровья.

Функция духовного (культурного) общения перекликается с эмоциональной функцией, так как так же является нравственной потребностью и состоит в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет значительную роль в духовном развитии членов общества.

За обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств, включая возраст, заболевание и тому подобное, отвечает функция первичного социального контроля. Также играет важную роль в определении степени способности самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.

Сексуально-эротическая функция есть обеспечение биологического воспроизводства общества, удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее членов.

Все вышеперечисленные функции имеют свойство исчезать с течением времени, но взамен данного процесса происходит появление новых функций в соответствии с существующими на определенный момент времени социальными условиями. Качественно изменилась функция первичного социального контроля. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (рождениям внебрачных детей, супружеским изменам и тому подобное). Развод перестал рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье.

Нарушения функций семьи — это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. И так, факторами, разрушающими семью являются особенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Конфликты по вопросам воспитания, вмешательство других членов семьи могут стать причиной нарушений воспитательной функции семьи.

Благополучные семьи также сталкиваются с трудностями. Источниками данных проблем являются внутренние противоречия и конфликты, которые связаны с изменяющимися условиями жизнедеятельности в социуме:

2. неадекватность соотнесения собственных представлений о семье. Социальные требования, которые предъявляются к ней на данном этапе социального развития.

Большой урон нравственной среде общества приносят неблагополучные семьи (кризисные, проблемные, конфликтные). Вышедшие из нормы внутрисемейные и общесоциальные жизненные факторы приводят к появлению психологических проблем, так как нет соответствующего нормальному жизненному циклу удовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи. Положение ребенка в семье и отношение к нему родителей является главной проблемой. В неблагополучных семьях у родителей зачастую проявляются различные психогенные отклонения: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, жестокость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и так далее.

Неблагополучные семьи подразделяют на :

1. Конфликтные семьи. У супругов и детей есть области, в которых интересы, какие-либо потребности и желания членов семьи имеют разные точки зрения, тем самым вызывая продолжительные отрицательные состояния. Данный тип семьи может существовать как целое длительное время, благодаря компромиссам и взаимным поступкам членов семьи.

2. Кризисные семьи. Потребности и интересы членов семьи находятся во враждебном состоянии и не стремятся к компромиссам и примирению. Такие семьи долго не сохраняются, распадаются.

3. Проблемные семьи. Данная категория семей типична для современной России, так как связана с такими ситуациями, как отсутствие средств на содержание семьи, отсутствие жилья, тяжелая болезнь одного из супругов и множество других плачевных и чрезвычайных ситуаций. То есть проблемные семьи характеризуются появлением трудных жизненных ситуаций, приводящих к распаду брака либо даже появлением психических расстройств у членов семьи.

Процесс формирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами, то есть сексуальные стандарты поведения, нормы выбора брачного партнёра, отношения между родителями и детьми. Для полного понимания цикла становления семьи, а также выявления проблем, притормаживающих и исключающих его, необходимо проследить эволюцию данного процесса.

На ранних стадиях общества отношения полов и поколений регулировались священными синкретическими нормами поведения, базировались на религиозно-нравственных представлениях. Все взаимосвязи строились исходя из племенно - родовых обычаев. С начала зарождения государства, появились нормативно-правовые документы условий существования семьи. То есть официально семья начала являться таковой с момента заключения брака, при этом ответственность за последующее функционирование семьи несет как сами супруги, так и государство. Социальный контроль и санкции помимо обычая и религии стали осуществлять государственные органы. В современном урбанизированном обществе (Запад) основным типом семьи стали нуклеарные семьи, то есть состоящие из родителей и детей. Нуклеарная семья называется репродуктивной (если в ней остались несовершеннолетние дети) или ориентационной (вышли взрослые дети и создали свои репродуктивные семьи). Иногда нуклеарные семьи называют супружескими. Расширенная семья состоит из ряда супружеских пар (тесть-тёща, свёкор-свекровь, братья-сёстры, их супруги-дети) - кровнородственная семья.

Неблагополучные семьи оказывают дефункциональное воздействие на нормальное и нормативное функционирование семьи, притормаживая при этом полнофункциональный жизненный цикл всего общества.

Все вышеперечисленные типы и категории семей имеют свой долевой процент в обществе. Для предотвращения преобладания неблагоприятных семей, необходимо принимать усилия и меры не только членам семьи, но и государства, от которого зависит благосостояние каждого человека.

Читайте также: