Что такое обложка кратко

Обновлено: 08.07.2024

Обложка, переплет, суперобложка и форзац — четыре главных элемента внешнего оформления книги, которые составляют среди других элементов оформления особую группу. Особенность этой группы состоит в том, что они объединяют в себе две функции: первая — утилитарная (служебная) — состоит в том, чтобы предохранять книгу от повреждений, удлиняя срок ее эксплуатации; а вторая — являться элементами художественного оформления.

Обложка (переплет)

Обложка или переплет книги — прочное покрытие, содержащее ряд выходных сведений, которое выполняет две функции: защитную и информационно­рекламную. Во­первых, обложка предохраняет тонкие страницы книги от повреждений. Во­вторых, обложка (переплет) должна проинформировать читателя о том, что за книгу он держит руках.

Характер художественного оформления обложки или переплета определяется в первую очередь содержанием произведения, жанром и типом издания (монопроизведение, сборник, серийное издание и т.д.), назначением для той или иной группы читателей. По характеру оформления могут быть шрифтовыми, орнаментальными, эмблематическими, сюжетно­тематическими и т.д.

На концепцию изобразительного решения влияют внутренний дизайн книги (в частности, система оформления рубрик) и иллюстрации. Внутреннее оформление должно найти свое отражение в общей композиционной схеме обложки или переплета: в цвете, рисунке шрифта, в построении строк и т.д. Иллюстрационный материал оказывает большое влияние на выбор темы для изображения на обложке или переплете.

Конечно, всегда желательно, чтобы способ печати, виды дополнительной отделки, а также материалы: картон, бумага, краски, ткани — можно было выбрать в соответствии с художественным замыслом, однако на практике так бывает далеко не всегда. Ограничения в выборе оборудования и материалов возникают из­за тиража, а также соображений экономичности издания и возможности материальной базы предприятия.

Для оформления обложек/переплетов используются, помимо многоцветной печати, дополнительные виды отделки:

• тиснение (конгревное и блинтовое) с применением фольги, красочной фольги, переплетных красок;

• печать трафаретными красками (для создания эффекта более объемного изображения);

• аппликация (способ создания орнаментов или художественных изображений путем наклеивания на ткань или бумагу разноцветных тканей или бумаг);

• инкрустация (оформление переплетной крышки книжного блока рисунком, выполненным из кусочков металла, дерева, кости, перламутра, врезанных в переплетную крышку. Используется для подарочных изданий и выполняется вручную);

• оплетка кантов (способ оформления кантов книжного блока);

• украшение обрезов книжного блока (раскраска обреза книжного блока — нанесение на обрез книжного блока специальной краски на основе латекса; металлизирование обреза книжного блока — покрытие обреза книжного блока слоем металла (сусальное золото);

• термоподъем (отделка отпечатанных изображений специальными термопорошками, изменяющая рельеф оттиска под воздействием теплового излучения);

• припрессовка пленки (ламинирование).

Суперобложка

Суперобложка — дополнительная отдельная обложка издания, выполненная, как правило, из глянцевой или матовой бумаги. Суперобложки предохраняют переплет от загрязнения и повреждений, а также служат для расширения и обогащения возможностей внешнего оформления. И конечно же — выполняют рекламную функцию. Обычно за декоративно насыщенной суперобложкой следует лаконично оформленный переплет (рис. 5). Возможны и другие варианты:

• суперобложка и переплет изобразительно насыщены, но разнотемны и потому различаются по композиции, характеру решения и т.д.;

• суперобложка и переплет однотемны, но разнятся по композиции, технике исполнения и т.д.;

• суперобложка в точности повторяет композицию и рисунок переплета, но в другой цветовой аранжировке, что вместе с другим материалом и печатью создает своеобразное и отличное от переплета впечатление.

Для обеспечения сохранности оформления и повышения его привлекательности некоторые ценные издания (подарочные, сувенирные и пр.), независимо от того, есть на них суперобложка или нет, снабжают футляром (рис. 6).

Рис. 6. Переплет книги и ее футляр

Рис. 6. Переплет книги и ее футляр

Форзац

Помимо художественной информации на форзаце может содержаться справочная информация, например таблица химических элементов, географическая карта, исторические сведения и т.д. Такие форзацы, как правило, применяются для учебной и справочной литературы.

Форзацы могут быть одноцветными и цветными, а также беспредметными или тематическими (рис. 7 и 8).

Рис. 7. Форзац в стиле акватипии

Рис. 7. Форзац в стиле акватипии
(мраморная бумага)

Одноцветные форзацы изготавливают из белой или цветной бумаги с гладкой или фактурной поверхностью. Нельзя сказать, что простой белый форзац не имеет смыслового и эстетического значения — помещенный между ярким переплетом и нарядным титулом, он воспринимается как своеобразная пауза между двумя большими зрительными впечатлениями и по контрасту усиливает их. Однотонный цветной форзац, подобранный по цвету в сочетании с переплетом или в контрасте с ним, усиливает впечатление от него и подчеркивает гармоничность издания.

Форзацы тематически­изобразительного характера делятся на орнаментальные, эмблематические, сюжетно­иллюстративные, иллюстративно­символические и др. Орнаментальные форзацы применимы практически во всех видах изданий. Реже применяются форзацы эмблематические. Они встречаются в изданиях научной, политической, художественной литературы. Форзацы с иллюстрацией в виде жанровой сцены применяются в основном для художественной и научно­популярной литературы.

Особо иллюстрированные издания, обычно нарядно оформленные, требуют форзаца скорее простого, хотя и на плотной, высокого качества бумаге, в то время как массовые издания, особенно без иллюстраций, нуждаются в красивом, нарядном форзаце, служащем порой единственным украшением книги.

На выбор того или иного вида форзаца также влияет тираж книги. Влияние это не прямое, а косвенное — оно проявляется в зависимости от материальных и полиграфических возможностей, которыми располагает издательство (типография).

В художественном отношении оформление форзаца сложно взаимодействует с системой иллюстрирования, в частности с особенностями композиции и дизайна титульного листа, переплета (суперобложки). Как правило, в первую очередь решается вопрос об иллюстрациях и оформлении книги, затем об оформлении титула, суперобложки, переплета и только после этого устанавливают, каким будет форзац.

Элементы внутреннего оформления издания

Отдельные страницы книги (титульный лист, оглавление, рубрики — шмуцтитулы, начальные и концевые полосы), а также выходные данные, вспомогательные разделы, основной текст книги входят в элементы внутреннего оформления книги. Так же как элементы внешнего дизайна, они оформляются в соответствии с видом литературы, к которому относится произведение, его литературным и издательским жанром, назначением книги и возрастными особенностями читателя.

Титульный лист

Титульный лист — это страница в начале книги, на которой размещены выходные сведения издания, а именно:

• имя авторов или автора (при количестве авторов более трех эта информация выносится на оборотную сторону титульного листа);

• название книги или произведения (эта информация считается самой важной, поэтому должна быть графически выделена);

• имя художника­иллюстратора или фотографа (применяется для художественных изданий, иногда переносится на оборотную сторону титульного листа);

• название издательства и город, в котором оно расположено;

• год издания книги;

• название серии, в которой выходит издание (если она существует).

Ошибкой будет считать, что титульный лист состоит из одной страницы. В большинстве изданий он занимает несколько страниц.

Одинарный титульный лист занимает две страницы, или один бумажный лист (с оборотом). Оборот титула отводится под выходные сведения, поэтому дизайнеру необходимо расположить всю информацию на одной странице книги.

Двойной титульный лист занимает четыре страницы (два листа с оборотом) — рис. 9. Выходные сведения по­прежнему занимают одну страницу, на других страницах можно просторно и красиво расположить остальную информацию. В двойном титульном листе выделяют отдельные страницы в зависимости от информации, которая на них вынесена.

Рис. 9. Двойной титул. Автор: Булат Гильванов

Рис. 9. Двойной титул. Автор: Булат Гильванов

Рис. 10. Концевая страница книги

Рис. 10. Концевая страница книги

Первая страница двойного титульного листа, примыкающая к форзацу, называется авантитулом. Он открывает книгу, и считается, что его не следует перегружать информацией. Обычно на авантитуле указывается серия, к которой принадлежит издание (при наличии таковой), название произведения либо логотип издательства. Иногда на нем размещают девиз серии или данной книги, или даже иллюстрацию, создающую у читателя соответствующие настроение. Авантитул предваряет, но не дублирует титул и не равнозначен ему, поэтому его текст должен набираться меньшим кеглем, нежели текст титульного листа.

Под выходные сведения издания отводятся обложка, титульный лист, оборот титульного листа и концевая страница книги.

Лицевая страница титульного листа однотомной книги обязательно должна включать следующие элементы:

• данные об авторе (авторах) — имя автора или имена не более трех соавторов (инициалы и фамилия, имя и фамилия);

• тематическое подзаглавие — этот элемент очень важен для читателя, поскольку уточняет тематическое содержание книги с образным названием;

• литературный жанр — указывается в моноиздании, когда обозначен автором или издательством, и в сборнике — по воле составителя или издателя;

• вид и подвид издания (справочник, словарь, учебник и пр.);

• сведения о том, с какого языка сделан перевод, и имя переводчика — в переводном издании;

• сведения об утверждении издания в качестве учебного, официального или нормативного;

• сведения о переиздании в переиздаваемых книгах;

• место выпуска книги;

• имя издателя (название издательства);

• год выпуска книги.

На оборотной стороне титульного листа указываются:

• имена авторов (если количество авторов более трех);

• имена составителей, ответственных и научных редакторов (для хрестоматий, собраний сочинений);

• имена фотографов и/или иллюстраторов;

• специальные библиотечные индексы для каталогизации;

• международный стандартный номер книги (ISBN);

• макет аннотированной каталожной карточки (часто выносится на одну из последних страниц книги);

• информация об авторских правах.

Это самые важные для читателя элементы выходных сведений, поэтому они присутствуют в начале книги.

На концевой странице книги (рис. 10) размещают предвыпускные и выпускные данные. В состав предвыпускных данных входят следующие элементы:

• в российском издании не на русском языке — выходные сведения с титульного листа в переводе на русский язык;

• вид издания по социально­функциональному (целевому) назначению;

• в моноиздании — псевдоним или полная форма имени автора;

• должность (роль), инициалы и фамилии участников создания книги.

Выпускные данные — это часть выходных сведений, в которой дается производственно­техническая характеристика издания (формат, гарнитура основного текста, вид и номер бумаги, основной способ печати, тираж, объем издания в усл. п. л. и уч.­изд. л.), даты его прохождения в производстве, названия и адреса издательства и типографии, номер заказа издательства.

Выходные сведения также размещаются на обложке, переплете и суперобложке. Так, обязательны на обложке выходные сведения, когда титульный лист в издании отсутствует. В таких случаях на лице передней сторонки обложки приводят те выходные сведения, которые обычно размещают на титульном листе, а на ее обороте — выходные сведения, которые обычно размещают на обороте титульного листа.

При нехватке места на концевой странице и обороте титульного листа для предвыпускных и выпускных данных разрешается заверстывать их на лицо или оборот задней сторонки обложки.

В серийных книгах, особенно при популярности серии, есть смысл вынести на переднюю сторонку заглавие серии или ее марку. То же самое относится к месту выпуска и названию издательства в случаях, когда эти данные значимы для продажи книги, то есть если они сами по себе способны привлечь внимание покупателя. В рекламных целях на переднюю сторонку обложки выносят основные заголовки, если они могут вызвать у читателя интерес к книге, либо наиболее яркие цитаты из текста.

На корешке обложки, переплета при толщине блока свыше 9 мм необходимо указывать: имя автора (авторов), заглавие издания, обозначение и номер тома, выпуска, части (для многотомных изданий), первые и последние слова (для многотомных справочных изданий). На практике ставят только цифру номера, что вполне достаточно читателю для поиска тома на полке по корешку.

Для переплета действительны те же положения, что и для обложки. Разница лишь в том, что для размещения выходных сведений на переплете можно использовать только внешние поверхности сторонок.

На суперобложке печатают все те же сведения, что и на обложке, лишь внутренние части оставляют чистыми, так как они закрыты от глаз читателя. Однако внешнюю сторону клапанов суперобложки широко используют для рекламно­информационных текстов, в том числе для аннотации, цитат и т.п.

Оглавление (содержание)

Оглавление (содержание) — указатель заголовков книги, содержит информацию о произведениях, включенных в книгу (если их несколько) и/или о разделах произведения (частях, главах).

Оглавление выполняет следующие функции:

• справочно­поисковая — позволяет найти нужный фрагмент текста;

• информационно­пояснительная — дает читателю общее представление о тематическом содержании книги, о структуре одного или ряда произведений (то есть об освещаемых в каждом произведении темах и связях между ними);

• рекламная — привлечь читателя, усилить интерес к просматриваемой книге, вызвать желание прочесть ее.

Оформление оглавления может быть достаточно произвольным (рис. 11). Обязательными элементами являются лишь номера страниц, соответствующих тому или иному разделу или произведению. Основным критерием является полезность оглавления для читателя.

Рис. 11. Пример оформления содержания

Рис. 11. Пример оформления содержания

Оглавление может быть расположено как в начале, так и в конце книги.

Требования к оглавлению (содержанию):

• в информационных и справочных изданиях надо стремиться к максимальной полноте оглавления. Необходимо стараться включать в оглавление заголовки как крупных разделов, так и меньших по объему разделов (параграфы, пункты и т.п.), чтобы читатель мог легко найти материал на интересующую его узкую тему;

• порядок заголовков, отвечающий виду, содержанию, структуре книги и характеру ее использования. Обычно заголовки в оглавлении размещают в порядке, повторяющем их последовательность в книге, что позволяет читателю увидеть структуру издания;

• полнота состава заголовков — многие заголовки сопровождаются тематическими подзаголовками, без которых не всегда можно понять, каково содержание подраздела, к которому заголовок относится. Также встречаются заголовки общего характера (глава первая или I, II и т.д.), одинаковые заголовки или заголовки, неполно характеризующие тему. В таких случаях желательно, чтобы в оглавлении заголовки указывались с тематическими подзаголовками, а иногда с первыми строками глав в виде цитат.

Вспомогательные разделы

К вспомогательным разделам относятся предисловие, послесловие, комментарии, примечания и библиографический аппарат (указатели и библиографические ссылки).

Вспомогательные разделы чаще всего оформляются в общем стиле книги, однако с учетом их служебной функции, как правило, более скромно и лаконично. Для вспомогательных разделов также существуют требования и рекомендации по их оформлению и расположению в книге.

Основной текст

Итак, дизайн книги — это особое искусство, которое нужно познать опытным путем. Важно не забывать об общих правилах дизайна, которые используются при оформлении любого издания.

Оформление книги должно визуально привлекать потенциального читателя. Книга должна быть не только носителем информации, но и предметом искусства, потому что она является родоначальницей полиграфической продукции.

Качественное проектирование и художественное оформление книжного издания является главным залогом коммерческого успеха разрабатываемой продукции. Выбор формата, полосы набора, а следовательно, гарнитуры и кегля шрифта, элементов дизайна и иллюстрирования в целом напрямую влияет на себестоимость издания, а значит, и на его конечную цену, что особенно важно в современных условиях высокой конкуренции.


1. Бумажная, клеенчатая и т. п. покрышка книги, тетради. Воспитателю оставалось только заполнить на обложке [тетради] пустые места. Куприн, На переломе. Свет ее [лампы] падал на книгу в пестрой обложке. В. Беляев, Старая крепость.

2. Небольшая папочка из кожи, картона и т. п., в которую вкладывается документ. Обложка для паспорта.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Обло́жка — мягкое бумажное и иное покрытие книги, документов и так далее, а также элемент их художественного оформления.

ОБЛО'ЖКА, и, ж. Бумажная обертка, покрышка, в к-рую переплетается книга, тетрадь (в отличие от твердого переплета). Книга в нарядной обложке. Книги выпускают в обложках и в переплетах. || Сложенный бумажный лист, к-рым обертывают книгу, в к-рый вкладывают какие-н. бумаги. Обвернуть книгу обложкой (чтобы не запачкался переплет). Документы в синей обложке.

обло́жка

2. небольшая папочка из кожи, картона и т. п., в которую вкладывается документ ◆ Обложка для паспорта.

3. разг. обиходное название переплётной крышки книги

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: хитрейший — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «обложка»

Синонимы к слову «обложка»

Предложения со словом «обложка»

  • На нём были свободная выцветшая бордовая футболка и белые шорты, а из-под мышки торчала глянцевая обложка журнала с обнажённой женской грудью.

Сочетаемость слова «обложка»

Конве́рт вини́ловой пласти́нки — оболочка (обложка, конверт) для вкладывания грампластинок, предназначенная для сохранения записей и их художественного оформления. Особенное развитие обложка виниловой пластинки получила в 1960-е — 1970-е гг., когда оформление пластинок выделилось в отдельную сферу дизайна и художественного творчества, названную album cover art(перевод?).

Бонус-трек (англ. bonus track) — музыкальное произведение, которое включено в специальное издание или переиздание альбома. Бонусные треки часто можно услышать на переизданиях старых альбомов, где те первоначально не были включены. Часто это делается в целях рекламы, дабы вынудить потребителя купить альбом, даже если его первоначальная версия уже имеется. В отличие от скрытого трека, бонус-трек, как правило, включён в треклист, и его не нужно специально искать. Часто бонусные треки включают только.

День музыкального магазина (также День магазинов грамзаписи; англ. Record Store Day) — международный праздник, отмечаемый ежегодно в третью субботу апреля с 2008 года.

Скры́тый трек (иногда также секретный трек, трек-призрак) — музыкальный (как правило, песенный) фрагмент на компакт-диске, аудиокассете, виниловой записи или другом музыкальном носителе, опубликованный таким образом, чтобы затруднить возможному слушателю его обнаружение. В некоторых случаях данный фрагмент просто не приводится в перечне композиций данного издания; в других случаях используются более замысловатые методики. В отдельных редких случаях скрытые треки являются лишь результатом каких-либо.

обл о жка, обложки, жен. Бумажная обертка, покрышка, в которую переплетается книга, тетрадь (в отличие от твердого переплета). Книга в нарядной обложке. Книги выпускают в обложках и в переплетах.

| Сложенный бумажный лист, которым обертывают книгу, в который вкладывают какие-нибудь бумаги. Обвернуть книгу обложкой (чтобы не запачкался переплет). Документы в синей обложке.

Словарь Ожегова

ОБЛОЖКА, и, ж. Верхние плотные листы, с двух сторон закрывающие книгу, тетрадь. Бумажная, клеёнчатая о. О. с ярким рисунком. Вложить учебник, тетрадь в обложку (в специально предназначенную папку).

| прил. обложечный, ая, ое. Обложечная бумага.

В очередной раз держа в руках книгу, открывая её и перелистывая страницы, мы и не задумываемся, что перед нами не только цельное книжное издание, но и множество его элементов. Так из чего же состоит книга?

Обложка, переплёт и суперобложка

Первое, что открывается нашему взору, когда мы видим книгу, — это обложка . Она соединяет страницы и служит для защиты книжных листов от повреждений. Обычно плотность обложки зависит от толщины книги: чем массивнее томик, тем надёжнее должно быть скрепление. Однако иногда бывает и наоборот — ведь толстая книга и сама по себе весит немало, поэтому и обложку изготавливают к ней, хоть и плотнее страниц, но всё же лёгкую и тонкую.

Чаще всего обложку делают из бумаги для листов, но немного утолщают её. Также встречаются покрытия, обклеенные тканью или кожей. Плотные обложки с более сложной конструкцией (например, из-за дополнительной обклейки материалом) называются переплётом . История переплёта началась ещё в XVIII веке. Тогда, защищая ценные рукописные книги, он был изготовлен из древесины, обтянутой кожей. Для того чтобы уголки не сминались и не рвались, их облекали в металл. Часто такие переплёты были богато украшены: драгоценными металлами и камнями.

Кроме скрепления и соединения обложка также выполняет и информативную функцию. Именно из обложки мы узнаём фамилию автора, название книги. Также, чаще всего сзади книги, мы можем прочитать краткую аннотацию или узнать название издательства и год издания.

Книжный блок

А что же находится под обложкой? Верно, страницы. Причём количество страниц указывает на то, что перед нами: издания с количеством страниц до сорока восьми называются брошюрами, все остальные — книги.

Все странички в книге представляют собой единое целое — книжный блок . Но и сам книжный блок также имеет особое строение.

Для упрочнения корешка сверху и снизу к нему прикрепляют специальные кончики из ткани — капталы .

Форзац и нахзац. Титульный лист. Важные данные

Наконец настал момент, когда мы открываем книгу. И здесь нас также поджидает много всего интересного.

На титульном листе печатаются несколько типов данных: надзаголовочные, подзаголовочные и выходные.

Надзаголовочными называются данные , размещённые в самом верху титульного листа. Они сообщают читателю название издательства или книжной серии.

В подзаголовочных данных содержится информация о жанре произведения, перечислены фамилии переводчика и иллюстратора.

Ниже остальных располагаются выходные данные , сообщающие город, в котором издана книга, год издания и название издательства.

Перед титульным листом

Справочный аппарат книги

Получить всю необходимую информацию о книге, не погружаясь в её прочтение, помогает справочный аппарат издания : аннотация, оглавление, предисловие, послесловие, примечания и комментарии, колонтитул и др.

Лучше понять завязку сюжета или содержание книги, получить краткую справку об авторе помогает аннотация. Чаще всего напечатанная более мелким шрифтом, нежели основной материал книги, аннотация размещается на другой стороне титульного листа или в конце книги.

Предисловие и послесловие. Содержание

Предисловие представляет собой вступительную статью перед основным материалом издания. Этот материал подготавливает читателя к содержанию книги и содержит необходимые сведения: факты об авторе книги, эпоха создания, события, мотивирующие автора написать твой труд, помощники и люди, помогавшие в создании книги и многое другое.

Если в книге представлено больше одного материала (то есть перед нами сборник), то сориентироваться нам поможет оглавление, или содержание . Оно представляет собой перечень всех материалов, содержащихся в данной книге, с указанием страниц.

Шмуцтитул

Стоит отметить, что специфику книги зачастую определяет и наличие тех или иных элементов справочного аппарата. Так, например, в конце словарей, энциклопедий и научно-популярных книг размещаются указатели. Именно в указателях можно найти список фамилий, терминов и предметов, о которых говорилось в книге.

Примечание и комментарий

Помимо основного материала на страничках книги мы можем заметить и некоторые дополнения, встречающиеся в самом тексте (внутритекстовые, помещенные между строк), внизу любой страницы произведения (подстрочные — иногда называются сносками) либо в конце текста (затекстовые) — это примечания и комментарии . Примечания являются краткими пояснениями к слову или фразе. Комментарий же является пояснением к целому фрагменту текста. И примечания, и комментарии могут быть как авторскими, так и редакторскими.

Помимо особых дополнений и пояснений, кратко раскрывающих смысл текста, существует и ещё один вид указания — ссылка . Она используется для того, чтобы указать, на какой материал опирался автор, чтобы выдвинуть ту или иную гипотезу. Например, писатель рассказывает о событии, свидетелем которого он не являлся. Чтобы не быть голословным, автор опирается на свидетельства очевидцев и указывает, например, документы и воспоминания тех людей, на показания которых можно положиться. Ссылками обязательно пользуются и научные работники, ведь их исследования так или иначе опираются на разработки других учёных — а это также необходимо указать. В энциклопедиях и словарях также активно используется система ссылок для облегчения нахождения нужной информации читателем. Чаще всего ссылки выполняются другим шрифтом, например курсивом, чтобы её легко было отличить от основного текста.

Колонтитул

Чаще всего колонтитул размещают сверху страницы (и отделяют особой чертой) над основным материалом, но встречаются и боковые, и нижние колонтитулы.

Иллюстрации

Особого внимания заслуживают и книжные иллюстрации . Их помещают в книги с разными целями — они призваны не только украшать текстовый материал, но и лучше понимать суть содержания. К иллюстрациям относятся не только рисунки, но и фотографии, карты, таблицы и т.п.

что такое обложка

История появления

Итак, что такое обложка и как она появилась? История ее появления неразрывно связана с эволюцией книги. Первоначально необходимости в обложках не возникало, поскольку первые книги разительно отличались от привычных нам современных томов. Сначала это были листы папируса, которые склеивали в длинные свитки, берестяные грамоты и глиняные дощечки. Все эти материалы обладали одним большим недостатком: они были непрочными.

обложка книги

К III веку в Европе стали использовать для письма более удобный материал, который можно было сгибать – пергамент. Чуть раньше появились кодексы – наиболее приближенные к современной книге носители информации. В кодексах уже применялась обложка, которую изготавливали из прочного материала.

Чем сложнее становилось производство книг и чем больше информации они могли хранить, тем острее возникала необходимость в защите их содержимого. С появлением манускриптов ценность книг возросла. Процесс ручного изготовления, дорогие материалы сделали средневековые рукописи бесценными. Книги стоили так дорого, что позволить их себе могли только очень богатые люди. Что такое обложка в Средние века? Это были деревянные доски, которые скрепляли с листами рукописи и приклеивали сверху кусок кожи. Затем книгу заключали в дорогой оклад, украшенный драгоценностями.

После появления в Европе бумаги обложка книг стала приобретать привычный современный вид.

Что такое обложка – определение и виды

Этим словом называют покрытие книги и ее оформление. Обложка может быть мягкой или твердой. Обычно для ее изготовления используют бумагу или картон.

Что такое обложка? Это не только защита книги от повреждений, но и способ читателя получить информацию о ней: название произведения и имя автора.

Не стоит путать обложку и переплет книги – это разные понятия.

что такое обложка

Для чего нужна обложка книги

Ответ на этот вопрос знают практически все – от младших школьников до старшего поколения. Это защита белоснежных и хрупких книжных листов от неблагоприятных воздействий окружающей среды, и механических повреждений.

Но даже самая прочная обложка книги не спасет ее от порчи, если обращаться с ней неаккуратно. Достаточно уронить ее с высоты на твердую поверхность, и можно нанести серьезный вред как обложке, так и страницам книги. Если беречь книгу и пользоваться ею аккуратно, она будет долгие годы выглядеть, как новенькая.

Читайте также: