Какие шаги необходимо предпринять со стороны школы и родителей для успешного самоопределения ребенка

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ

Самоопределение в современных психолого-педагогических словарях рассматривается как механизм становления личностной зрелости, состоящей в осознанном выборе своего места в системе социальных отношений. Большое значение в процессе профессионального самоопределения играет школа и семья.

Семья выступает определяющим фактором самоопределения. Зачастую, именно жизненные задачи, стоящие перед семьей, определяют профессиональный выбор выпускника школы. Эффективность профессионального самоопределения повысится, при условии сопровождения не только обучающегося, но и его семьи, родителей.

При работе с родителями продуктивными являются не отдельные мероприятия, а целостная системная работа, имеющая своей целью повышение компетентности родителей, формирования у них отчетливых представлений о роли семьи в профессиональной ориентации школьников, привлечения их к активной деятельности по вопросам профориентации.

В нашем образовательном учреждении профессиональная ориентация школьников осуществляется в несколько этапов, на каждом из которых решаются конкретные задачи.

1. Этап актуализации проблемы выбора профессии(1-4 классы)

2. Этап формирования профессиональной направленности (5-7 классы)

На основании результатов тестирования со школьниками в группах проводится разнообразная работа: тренинги, ролевые игры, информационные занятия. По результатам диагностики разработаны подробные рекомендации для подростков и родителей .

Проведенные мероприятия показывают, насколько родителям было интересно общаться с педагогами и детьми. Взрослые получают много полезной информации по психологии и педагогике, много узнают о своих детях. Ни один родитель не остается в стороне, все принимают активное участие, делятся интересными наблюдениями, дают советы.

Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они не выбрали. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям, теперь уже не учебным, а профессиональным.

4. Этап уточнения социально-профессионального статуса (10-11 классы)

На данном этапе осуществляется коррекция профессиональных планов и оценка готовности к избираемой профессиональной деятельности.

С этой целью проводится групповое консультирование родителей, чьи дети имели общие особенности профессиональных интересов, условия воспитания. В родительских группах часто используются игровые приемы работы: разыгрываются ситуации взаимодействия с детьми в семье, ситуации поощрения и наказания, отрабатываются приемы общения с детьми.

Регулярно родители вовлекаются в жизнь школы в рамках профориентации через совместную организацию и проведение спортивных, культурных мероприятий, профориентационных экскурсий в учреждения профессионального образования и на предприятия города

О профессии цветовода дети узнали из рассказа родителей, работающих в этой сфере. Школьники побывали на экскурсии в оранжерее.

Школьники и их родители знакомятся с профессиями, одна из которых ,возможно, станет выбором ребенка при поступлении. Проводятся экскурсии по производственным лабораториям с целью знакомства с работой по разным специальностям, проведены специальные пробы по специальным дисциплинам. Полезность от участия в них, следовательно, эффективность таких форм работы стабильно отмечают школьники, родители и педагоги.

Для учащихся 9-11-х классов, которые начинают задумываться о своей будущей профессии и о том, как получить ее, организуются экскурсии в вузы. Такие экскурсии проводятся с учетом возрастных особенностей учащихся и открывают школьникам двери для дальнейшего знакомства с вузом.

В целях патриотического воспитания совместно с Республиканским военным комиссариатом для учеников 5-9 классов организуются экскурсии в воинскую часть города Абакана. Такие экскурсии не только познавательны и увлекательны. Особенно полезны они для юношей, будущих защитников нашей Родины. Ребята получают полную и достоверную информацию о службе в армии. Для многих старшеклассников это может стать определяющим фактором в выборе будущей профессии.

Таким образом, проблема взаимодействия семьи и школы заключается в том, чтобы не только ввести ребенка в мир профессий, но и сформировать гармоничную физически и психически здоровую личность. Поэтому необходимо создавать комплексную, многогранную, охватывающую все сферы жизни ребенка в семье и школе личностно-развивающую среду и подготовить старшеклассников к более осознанному собственному выбору профессии.

Cемь лайфхаков о профессиональном самоопределении детей для умных родителей

О том, как ребенку сделать правильный профессиональный выбор и какую роль при этом могут играть родители. Полезные советы адресованы умным родителям, то есть таким, которые умеют сделать свои отношения с детьми дружескими и доверительными, независимо от возраста.

1. Наш собственный опыт уже не годится

Всё непрерывно меняется – технологии, мир профессий, рынок труда, спрос на компетенции. Будущее неопределённо и неведомо. Нашим детям придётся строить свой путь уже в совершенно ином мире, чем приходилось нам. Поэтому наш собственный опыт, воспоминания о том, как это было в своё время с нами, почему что-то "получилось"или "не получилось"в нашей жизни – здесь не подходят. Своими советами, основанными на собственной "мудрости прежних лет", мы вряд ли сможем помочь можем нашим детям в процессе их профессионально-карьерного самоопределения, но скорее всего – очень легко сможем им навредить. Лучше просто воздержаться от любых советов.

2. Дайте детям возможность для проб и ошибок

Нет ничего вреднее для развития человека и общества, чем нынешняя мода на безопасность и стерильность, поддерживаемая слепым родительским инстинктом и призванная защитить детей от всего, что несёт с собой жизнь. Великий русский врач и педагог XIX века Николай Иванович Пирогов говорил, что мы должны воспитать из наших детей не тепличные растения, а "атлетов жизненной борьбы". Психологическая наука достоверно установила, что развитие человека происходит посредством кризисов. И главный кризис связан с переходом во взрослую жизнь, выбором сферы профессиональной деятельности. Чтобы научиться выбирать, надо совершить череду проб и ошибок. Пробы и ошибки – прекрасный повод для совместного изучения законов самоопределения в меняющемся мире. Задача родителя – не заслонить ребёнка от ошибок и от неприятностей в процессе выбора профессии, а оказаться рядом, когда они уже произойдут, и ему понадобится с кем-то обсудить, что произошло и почему.

3. Ищите практики

Подготовка к школьным экзаменам и выбор ЕГЭ, который ребёнок будет сдавать, не имеет никакого отношения к профессиональному самоопределению. Точно так же не имеют к этому отношения школьная предметная успеваемость и так называемые "предметные способности". Не зря эти способности называют ещё "академическими": к жизненной практике они имеют самое отдалённое отношение. Для того, чтобы быть успешным в мире труда и профессий, нужны совершенно другие способности и навыки, узнать о которых можно только в опыте практической деятельности. Поэтому как можно раньше начинайте знакомить детей с разными профессиями и с теми, кто ими занимается, записывайтесь на кружки, секции, студии дополнительного образования, посещайте Кванториумы и дома детского творчества, ищите возможности для посещения профессиональных проб и профориентационных экскурсий, для участия в разнообразных волонтёрских практиках. Прекрасная вещь – хобби, в том числе семейные. А если ваш ребёнок уже подростком устроиться на настоящую работу в настоящую компанию или проект – это бесценный опыт для его дальнейшего профессионального самоопределения. Сначала поработать на нескольких доступных видах работ, а потом уже выбирать, какое профессиональное образование получить – лучший способ профессионального самоопределения, который через некоторое время уже не будет казаться экзотическим.

4. Не перекладывайте выбор на чужие плечи, а готовьтесь к нему заранее

Родители, которые приходят с детьми к психологу-профконсультанту, чаще всего ждут, что консультант сделает профессиональный выбор за них и выстроит для ребёнка "профессиональную карьеру под ключ". Но если профессию (специальность, вуз, колледж) выбрал не сам человек, а кто-то другой – это "чужой выбор". А значит, в этой профессии (в этом вузе, колледже) человек, скорее всего, потом так и будет чувствовать себя отчуждённым.

Но почему в процессе профессионального выбора возникает желание переложить ответственность на чужие? Прежде всего потому, что выбор профессии – действительно очень сложная жизненная задача. Необходимость её решения вызывает стресс. Причина стресса в том, что к такому выбору ребёнка (да и вас) скорее всего никто не готовил. Но чтобы необходимость этого выбора не свалилась как снег на голову (в девятом или в одиннадцатом классе школы), лучше самим озаботиться своевременной подготовкой. Пусть в жизни вашего ребёнка – уже с первых школьных лет – будет как можно больше ситуаций, которые станут для него "тренингом выбора". Периодически обсуждайте с ним решения, которые он принимает, совершая те или иные маленькие выборы в своей школьной и внешкольной жизни. Почему он поступает так или иначе? Если ребёнок научится обосновывать свои решения, считайте, что подготовка к профессиональному выбору началась.

5. Мы выбираем не только профессию, но и образ жизни

И чем дальше, тем больше – именно образ жизни. Какая социально-трудовая роль представляется вам или вашему ребёнку наиболее привлекательной: Наёмного Работника, Человека Служения, Фрилансера, Предпринимателя, Инвестора или даже Безработного? Это прекрасный повод для обсуждения. Найдите примеры известных вам людей, образ жизни которых определяется разными социально-трудовыми ролями, которые они исполняют. Прикиньте вместе с ребёнком, с какой роли лучше всего начать свой жизненный путь. Какое направление образования, какой профессиональный опыт после школы нужно будет получить, чтобы на определённом этапе своей карьеры достигнуть желаемого? Заодно изучите, вместе с ребёнком, куда поступают выпускники тех или иных колледжей или вузов, какая у них зарплата после выпуска? Возможно, ознакомившись с реальностью, ему стоит пересмотреть какие-то представления о своей будущей жизни?

6. На любой работе вашему ребёнку понадобятся все типы способностей и навыков

Время, когда мы делили профессии на пять сфер ("Человек – Человек", "Человек – Техника", Человек – Природа", "Человек – Знаковая Система", "Человек – Художественный Образ") безвозвратно ушло. Врач-диагност, работающий на УЗИ – это "Человек – Человек"или "Человек – Техника"? А автослесарь в автосервисе, взаимодействующий с клиентом? А веб-дизайнер? А педагог в онлайн-образовании? А инженер, должность которого всё чаще звучит как "инженер по продажам". Одним словом, конвергенция (взаимопроникновение) профессий – сложившийся факт. Поэтому, независимо от выбранной "специальности", любому работнику придётся работать в нескольких сферах, а то и во всех пяти разом. Это, кстати, хороший аргумент для нас и для наших детей, почему школьное ("общее"!) образование всё-таки не совсем уж бесполезная вещь.

7. Карьера строится на увлечённости

Наверное, самый частый вопрос, который задают профконсультантам родители: "Какую профессию выбрать – ту, которая нравится или ту, за которую хорошо платят?"Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять: как сложится судьба человека, если он выберет профессию, которая ему не нравится? Вряд ли он сумеет сделать успешную карьеру, то есть – добраться до той ступеньки, на которой действительно "хорошо платят". Скорее, наоборот: он оставит нелюбимую работу, если у него будет такая возможность, и начнёт строить свою профессиональную жизнь уже на других основаниях. Но часто этот ложный шаг – необходимый и даже неизбежный этап на пути обретения зрелости, который предстоит пройти нашим детям. Важно лишь понять, что ценность представляют не столько сами ошибки, сколько выводы, которые мы из них делаем.

И в заключение несколько общеизвестных истин о современном мире, которые не помешает вспомнить ещё раз.

Такие разные навыки

На протяжении семи лет команда Smart Course занимается развитием гибких навыков у подростков и взрослых людей. Само понятие soft skills было сформулировано в начале 2000-х годов. Именно тогда люди стали осознавать, что большая часть жизненных проблем решаются не столько с помощью специальных знаний, сколько посредством более прикладных умений, охватывающих очень широкий спектр повседневных задач.

8.jpg


В этой модели навыки поделены на три больших слоя.

Внешний слой — контекстные, или специализированные навыки. Это те умения, которые мы используем для достижения конкретных результатов. Пример: вести бухгалтерский учет, чинить технику, рисовать картины.

Второй слой — кроссконтекстные навыки. Это тот опыт, который мы можем применять во многих видах деятельности: знание иностранных языков, умение создавать презентации, выстраивать деловую коммуникацию, выступать на публике.

Третий, внутренний слой — экзистенциальные или метанавыки. То, что мы применяем по отношению к самим себе. Так мы управляем собственными ресурсами, эмоциями. Это касается, в том числе, и самоопределения, выбора будущего, понимания, какую профессию выбрать. Чаще всего эти навыки развиваются бессознательно.

Выбор профессии — дело непростое, ведь тут важно, во-первых, ориентироваться в рынке, понимать тренды, быть самому актуальным, к тому же, нужно оценивать свои способности и выбирать деятельность, ориентируясь на собственные исходные данные. А во-вторых, важен еще и внутренний навык, который позволит человеку выбирать из предложенного и принимать правильное решение. Давайте разберемся, как помочь подростку разобраться именно во второй теме.

Моя будущая профессия. Тесты по профессиональной ориентации школьников. 9 класс

Трудности в общении с ребенком: объективные и субъективные причины

Объективные причины

  • Биологические — особенности организма, затрудняющие адаптацию в обществе.
  • Психологические — особенности характера, эмоционального реагирования, мыслительной деятельности.
  • Социальные — неблагоприятный климат в семье, школе, проблемы в воспитании.

Субъективные причины

Если подросток при общении задевает наше больное место, то нам становится с ним трудно. Но если нелегко нам, это не значит, что подросток трудный. Мы можем почувствовать себя уязвленными, обманутыми, встревоженными, опечаленными, оскорбленными, но этот комплекс ощущений находится только внутри нас, и никак не характеризует ребенка.

Скажем, если вы неуверенный в себе человек, вам будет сложно коммуницировать с ребенком, который склонен к соперничеству. Или, допустим, вы боитесь агрессии — тогда резкий вспыльчивый подросток будет вас пугать.

Истории про колких, странных, вызывающих подростков — это негласные договоренности, которые возникли у взрослых. Так запускаются программы, которым подросток стремится бессознательно соответствовать. Поэтому при коммуникации с любым человеком, и в частности с подростком, будьте осознанны. Отвечайте за собственные действия и реакции. Держите контакт с ребенком. Разделяйте свои переживания, мифы и очевидные факты.

Кто такой подросток?

Подросток — это человек определенного возраста или тот, кто ведет соответствующий образ жизни — красит волосы в кислотные цвета, катается на электросамокате и носит кеды? Но когда подростковый возраст заканчивается? И почему ценности и образ жизни подростка не могут быть переняты взрослыми людьми? Очевидно, сегодня все эти критерии размыты.

К слову, в багаже многих из нас лежат нерешенные задачи подросткового возраста. По каким-то причинам они не были нами прожиты. Так можем ли мы в таком случае считать себя взрослыми людьми?

Что важно помнить при коммуникации?


Современные школьники — подростки метамодерна. Во времена модерна люди стремились построить идеальный мир, а культура постмодерна строилась на противоречии, противостоянии, вызове. И люди из этой парадигмы строили свой мир, сильно отличающийся от модернистского. Ну а в культуре метамодерна нет ни одной финальной картинки — образа, который нужно построить. И современные дети находятся в постоянном колебании между разными интересными им мирами.

И это отличные навыки критического мышления, которые ребенок применяет не только при поиске информации в интернете, но и при взаимодействии с учителем и родителями.

Маргарет Мид выделила три исторических типа культур, которые хронологически сменяют друг друга. На момент исследования третья культура не была проявлена в мире и не была выделена гипотетически. Долгое время, например, мы жили в культуре, которая опиралась на традиции прошлого — что конкретно сделал человек, каких результатов он добился? За ним следовал период опоры на настоящее, в котором преобладающей моделью поведения стал не опыт старшего поколения, а опыт современников. Ну а современные подростки склонны опираться скорее на будущее — темп изменения и устаревания социального опыта становится настолько быстрым, что опыт предшествующих поколений вообще теряет значимость.

Если с подростком объективно сложно

Ребенок в подростковом возрасте может вести себя конфликтно. И тут есть несколько внутренних причин.

Во-первых, он, возможно, пытается привлечь к себе внимание.

Проанализируйте, в каких случаях ребенку не хватает общения с вами. Уделите ему больше времени и постарайтесь понять, что внимание — это большая ценность, особенно для подростка.

Во-вторых, одним из мотивов трудного поведения может выступать борьба за власть.

Подростку важно проявляться в пространстве, занимать лидирующую или просто значимую позицию. Предоставьте ему больше свободы. Четко формулируйте правила, чтобы обозначить зоны ответственности.

В-третьих, если в вашем общении был какой-то негативный опыт, у ребенка, возможно, появилось желание отомстить.

Честно говорите о том, что в действительности происходит. Будьте готовы признать свою вину.

В-четвертых, подросток может быть просто неуверенным в себе, уставшим или переживать настоящую депрессию.

Попробуйте создавать ситуации успеха и поддерживать ребенка. Дайте ему возможность остановиться и отдохнуть, переключиться на что-то другое.

В большинстве случаев все эти ситуации можно разрешить. Просто будьте готовы к открытому диалогу с ребенком, идите на контакт с четким пониманием, что хотите помочь.

Роль и позиция в контакте с подростком

При общении со взрослыми людьми дети обычно дистанцированы — они держат старших за внешним контуром доверия. Там могут оказаться родители, учителя и даже тренеры.

56.jpg

Так как же выстроить коммуникацию?

Так вы сможете нащупать цель вместе с ребенком и уверенно к ней идти — наладится ваша коммуникация, вы оба будете четко понимать, чего хотите.

Будьте честным. В контакте с подростком очень важна прозрачность и честность — это ключ к установлению авторитета и доверия.

Выработайте правила и определите границы в общении. Помните, что правил не должно быть много и они должны соблюдаться обеими сторонами. Ну и, конечно, правила нужно заранее обсудить с ребенком — его мнение важно.

Выберите инструменты. Какая-то совместная деятельность или преодоление вызовов помогут наладить хороший контакт.

Будьте в ресурсном состоянии. Подумайте, что поможет укрепить вашу позицию в контакте с подростком? Если взрослый подавлен и сам находится в стрессе, ему будет сложно выстроить конструктивные отношения с подростком. Во-первых, ребенок будет ощущать подвох и может начать подсвечивать вашу неуверенность, во-вторых, вам самим будет некомфортно коммуницировать с подростком.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Окажет помощь в подготовке км родительскому собранию.

Нет родителей, которые бы не желали детям добра. Они волнуются за будущее детей, искренне желают им счастья и хотят помочь в выборе профессии. Но родители могут ошибаться. И эти ошибки порой весьма сказываются на судьбе детей.

Есть очевидные ошибки – например неумеренная переоценка способностей своих сыновей и дочерей. Казалось бы, именно родители имеют наиболее полное представление о склонностях и способностях детей. Могут сопоставлять желания детей с их реальными возможностями. А в действительности иногда бывает, что родители не сумели найти свое место в жизни, свою работу, полюбить ее. И вот стараются осуществить собственную мечту в своих детях, навязывая им дело, которым не пришлось заниматься самим.

Говорят, на ошибках учатся. Еще говорят, лучше учится на чужих ошибках, чем на своих. Остановимся подробнее на наиболее встречающихся причинах, приводящих к неправильному выбору профессии. Их можно условно разделить на три группы:

Первая группа – недостаточная информированность о профессиях.

Часто родители не задумываются над тем, будет ли профессия соответствовать склонностям детей, готовы ли они нравственно, социально, психологически соответствовать требованиям профессии.

Найдите и прочитайте вместе специальную литературу о заинтересовавшей профессии, поговорите с человеком этой профессии, посетите вместе учебное заведение, где готовят этих специалистов, узнайте о перспективах трудоустройства и профессионального роста.

Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с минусами профессий. В ходе такого сопоставления ваш ребенок станет думать о своем выборе гораздо реалистичнее. Не так часто встречаются старшеклассник, которые понимают, что любая профессия имеет объективные минусы. Вот лишь краткий перечень таких трудностей:

- сложности с трудоустройством;

- длительное время профессиональной подготовки;

- трудности в согласовании профессиональных и личных планов;

- профессиональные риски для здоровья, как физического, так и психологического

Вторая группа ошибок связана с незнанием себя, своего здоровья, способностей, с неумением соотнести их с требованиями профессий. Для правильного выбора профессии необходимо в них разбираться в себе, правильно оценивать свои слабые и сильные стороны, реально оценить способности.

Во многих случаях школьники неадекватно оценивают свои способности. К нежелательным последствиям приводит как их переоценка, так и недооценка.

Третья группа ошибок – незнание самих правил выбора профессий.

Выбирать по душе надо не только профессию, но и связанный с ним образ жизни и подходящий вид деятельности. Для одних профессий необходима усидчивость, для других характерен постоянный риск. Один человек не терпит монотонности, другой не выносит суеты. Все это надо учитывать. Нельзя относиться к профессии, как к чему-то вечному, неизменному.

Не может быть надежным и мотивированным выбор профессии или место работы за компанию с друзьями, одноклассниками. Многие подростки после девятого класса идут в десятый из-за неосознанной боязни расстаться с привычным окружением, многие не могут ясно определить свое будущее и тянуться к тем, кто увереннее и смелее делает выбор. Получается, что выбирают не свою профессию, а профессию друга.

Распространенная ошибка как школьника, так и родителей – автоматически перенос интереса к школьному предмету на будущую профессию, когда уверенную пятерку по какому-то из школьных предметов считают единственным и достаточным условием успешного выбора профессии. Одно дело любить книги и совсем другое – быть учителем без педагогических способностей. Надо оценивать при выборе профессии и свои возможности.

Выбирая профессию, путь ее получения, подростки и родители часто упускают из виду еще одну немаловажную проблему – возможность трудоустройства по выбранной профессии после окончания учебного заведения.

Очень важно помочь ребенку сделать свой правильный выбор более конкретным, пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры. Возможно, этот план не будут реальным проектом, важно, что ребенок продумал сделанный выбор вовремя.

Разумеется, выбор профессии не ограничивается психологической поддержкой. Но на первых этапах самоопределения ребенок нуждается именно в этой помощи. Обращение к профессионалу – одно из лучших решений.

Родители помните, что какой бы жестокой не становилась жизнь, нельзя относиться к выбору профессии, как к работе сапера, лишая ребенка права на ошибку. Задача взрослых научить ребенка принимать решения в сфере выбора профессии, ведь современная жизнь так стремительна, что выбирать профессию и образование придется не раз.

Пожелание родителям: изучите интересы, возможности и способности своего ребенка. Ориентируйтесь на реальные пути построения профессиональной карьеры, не отбрасывайте возможность получения начального профессионального образования как вполне реального и эффективного этапа в профессиональной подготовке подростков после окончания основной школы.

Выбор профиля обучения – важное и ответственное дело! Выбирая профиль, дальнейший образовательный маршрут, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности и желания.

Помните, что у вашего ребенка есть право на личный выбор.

Примите и уважайте самостоятельное решение подростка.

Дайте ребенку возможность принять ответственность за выбор на себя.

Будьте внимательными и заинтересованными слушателями.

Выясните, что знает ваш сын(дочь) о выбранном профиле, почему он(она) сделал(а) такой выбор.

Учитывайте интересы и способности вашего ребенка, которые необходимы ему в обучении по выбранному профилю.

Читайте также: