Договор снв 3 что это кратко

Обновлено: 05.07.2024

04.02.2020 • Александр Чеков, научный сотрудник Центра европейских исследований Института международных исследований, преподаватель кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО МИД России

04.02.2020 • Александр Чеков, научный сотрудник Центра европейских исследований Института международных исследований, преподаватель кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО МИД России

5 февраля 2020 года начнется отчет последнего года действия Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). Будущее соглашения остается неопределенным, но скорый крах стратегической стабильности все же не грозит.

Гибкость российской позиции можно объяснить в первую очередь тем, что СНВ-3 устанавливает для России и США одинаковые юридически-обязывающие ограничения на развитие стратегических вооружений. Это позволяет Москве частично нивелировать колоссальную разницу оборонных бюджетов. Сейчас США только на модернизацию своих ядерных сил тратят почти половину всего российского военного бюджета, а в будущем эти две цифры могут сравняться из-за масштабной программы обновления американского стратегического арсенала, запланированной администрацией Трампа. Важен и символический аспект. СНВ-3 – последний договор, который закрепляет равный статус двух ведущих ядерных держав.

Однако в США российские сигналы находят очень ограниченный отклик в силу внутриполитических причин. Принято считать, что в американской элите есть консенсус в отношении России, но вопросы контроля над вооружениями показывают его пределы. За продление соглашения выступают в основном демократы – противники Дональда Трампа. Для них договор – важный элемент наследия Барака Обамы, критиковать политику которого сегодня считается плохим тоном.

В Республиканской партии настроения иные. Именно там больше всего сторонников принципиального отказа от любых ограничений американских стратегических сил. Ту же позицию занимает и Белый дом.

В результате решение о продлении СНВ-3 оказывается сразу под двойным ударом. Во-первых, в связи с тем, что продление договора идет в разрез с республиканской риторикой, Трампу будет сложно продать его как громкую внешнеполитическую победу. Во-вторых, в выборный год такое решение может восприниматься как абсолютно ненужная уступка демократам.

Некоторые американские военные настаивают на объективных выгодах США от продления договора. Одно из них – получение телеметрической информации о пусках российских ракет, что особенно важно в условиях происходящей сегодня модернизации российских стратегических сил. Если договор не продлят, то вместе с этой информацией Вашингтон лишится и возможности проводить инспекции российских стратегических объектов. Однако чтобы и дальше пользоваться этими преимуществами, Трампу придется поставить в приоритет стратегические интересы США над текущей политической конъюнктурой.

Если СНВ-3 все же прекратит свое действие, стратегическая стабильность не рухнет 6 февраля 2021 года. В краткосрочной перспективе ни Россия, ни США не будут заинтересованы инициировать масштабную программу наращивания своих стратегических сил. Их взаимная уязвимость сохранится. Но долгое отсутствие ограничений на развитие стратегических ядерных сил чрезвычайно опасно – со времен карибского кризиса Россия и США преодолевали худшие периоды противостояния во многом потому, что последние 50 лет сотрудничали в этой сфере.

Автор благодарит аналитика Института международных исследований Адлана Маргоева за помощь в подготовке материала.

Президент США Дональд Трамп в ходе своего первого телефонного разговора с российским коллегой Владимиром Путиным 28 января раскритиковал Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), назвав его неудачным соглашением для Соединенных Штатов.

В ходе беседы Путин поинтересовался у Трампа о возможности продления действующего договора. Глава Белого дома, посоветовавшись со своим советниками, сказал президенту РФ о том, что СНВ-3 является примером плохой сделки, которую заключила администрация бывшего главы государства Барака Обамы. Трамп подчеркнул, что действующий договор в первую очередь выгоден Москве, а не Вашингтону.

Что предусматривает СНВ-3?

Договор по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3, Пражский договор) был подписан президентом России Дмитрием Медведевым и президентом США Бараком Обамой 8 апреля 2010 года в Праге и вступил в силу после его ратификации Госдумой и Конгрессом 5 февраля 2011 года. Договор сменил истёкший в декабре 2009 года СНВ-I.

Срок действия договора составляет десять лет, он может быть продлён по согласию сторон ещё на пять лет.


Документ предусматривает сокращение развёрнутых стратегических носителей с каждой стороны до 700 единиц и до 1550 ядерных боезарядов на них. Количество развёрнутых и неразвёрнутых пусковых установок МБР, развёрнутых и неразвёрнутых пусковых установок БРПЛ и развёрнутых и неразвёрнутых тяжёлых бомбардировщиков не должно превышать 800 единиц.

Договор также распространяется на все транспортно-пусковые контейнеры (ТПК) и пусковые установки указанных типов МБР и БРПЛ.

Согласно договору, каждая из сторон имеет право самостоятельно определять состав и структуру своих стратегических наступательных вооружений в суммарных пределах, установленных договором. В договоре зафиксирован запрет на базирование СНВ за пределами национальной территории.

На какие виды вооружений не распространяется действие СНВ-3?

Договор не распространяется на межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) и баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ), на их транспортно-пусковые контейнеры (ТПК) и пусковые установки, а также на тяжёлые бомбардировщики в случаях, если вооружение включено в стационарную экспозицию, используется для обучения личного состава или запуска космических объектов. Также документ не распространяется на боезаряды, находящиеся на долговременном хранении.


Какие обоюдные действия предусмотрены договором?

Помимо ограничения количества ядерного оружия, договор подразумевает двусторонний обмен телеметрическими данными, полученными в ходе испытательных пусков. Обмен телеметрической информацией о пусках ракет осуществляется по взаимному согласованию и на паритетной основе не более чем по 5 пускам в год. Производить обмен информацией о количестве боеголовок и носителей стороны должны два раза в год.

Стороны также проводят инспекционную деятельность. В инспекции могут принимать участие не более 300 человек. Списки инспекторов согласуются в течение одного месяца, после этого инспекторам выдаются двухлетние визы, и инспектируемая сторона уже не может отвести того или иного инспектора. Для каждой стороны устанавливаются два пункта въезда инспекционных групп. Инспекторы, члены инспекционных делегаций и лётных экипажей, а также их самолёты пользуются на территории инспектируемой стороны полной неприкосновенностью.


Как выполняются условия СНВ-3?

Согласно данным Госдепа США о ходе выполнения СНВ-3 от 1 января 2016 года, на вооружении США находится 762 развёрнутых носителя ядерных боезарядов, у России — 526. Число боеголовок на развёрнутых носителях у США — 1538, у России — 1648. В целом, развёрнутых и неразвёрнутых пусковых установок МБР, БРПЛ в США — 898, в России — 877. Ввиду того что у России носителей меньше, чем предусмотрено пороговыми значениями договора, она имеет право наращивать их количество, действуя в рамках СНВ-3.

5 февраля 2018 года истек срок выполнения основных ограничений, которые накладывались на Россию и США, подписанным ими договором СНВ-3. Полное название подписанного документа – Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, СНВ-III. Данный двусторонний договор регулировал дальнейшее взаимное сокращение арсенала развернутых стратегических ядерных вооружений и пришел на смену договору СНВ-I, который истек в декабре 2009 года. Договор СНВ-3 подписали 8 апреля 2010 года в Праге президенты двух стран Дмитрий Медведев и Барак Обама, он вступил в силу 5 февраля 2011 года.

Стоит отметить, что страны задумались о сокращении стратегических наступательных вооружений еще в конце 1960-х годов. К тому моменты и СССР, и США накопили такие ядерные арсеналы, которые позволяли не просто по несколько раз обратить в пепел территорию друг друга, но и уничтожить всю человеческую цивилизацию и жизнь на планете. К тому же ядерная гонка, которая являлась одним из атрибутов холодной войны серьезно била по экономике двух стран. На наращивание ядерного арсенала тратились огромные денежные средства. В этих условиях между Советским Союзом и США в 1969 году в Хельсинки начались переговоры с целью ограничения ядерных запасов.

Данные переговоры привели к подписанию первого договора между странами – ОСВ-I (ограничение стратегических вооружений), который был подписан в 1972 году. Подписанный СССР и США договор закреплял количество средств доставки ядерного оружия для каждой из стран на том уровне, на котором они находились на тот момент времени. Правда, к тому моменту и в США, и в СССР уже начали оснащать свои баллистические ракеты разделяющимися головными частями с блоками индивидуального наведения (они несли сразу несколько боеголовок). В результате именно в период разрядки отношений начался новый, ранее невиданный, лавинообразный процесс наращивания ядерного потенциала. В то же время договор предусматривал принятие на вооружение новых МБР, размещаемых на подлодках, строго в том количестве, в котором ранее были списаны баллистические ракеты наземного базирования.

Продолжением данного договора стал договор ОСВ-II, подписанный странами 18 июня 1979 года в Вене. Данный договор запрещал выводить ядерное оружие в космос, также он установил ограничения на максимальное количество стратегических носителей: пусковых установок МБР, пусковых установок БРПЛ, самолетов стратегической авиации и ракет (но не собственно ядерных боезарядов) ниже существующего уровня: до 2400 единиц (в том числе до 820 пусковых установок МБР, оснащенных разделяющейся головной частью). Помимо этого стороны обязывались к 1 января 1981 года уменьшить количество носителей до 2250. Из общего количества стратегических систем лишь 1320 носителей могли быть оснащены головными частями с боевыми блоками индивидуального наведения. Накладывал договор и другие ограничения: он запрещал проектирование и развертывание баллистических ракет, базирующихся на плавсредствах (за исключением подлодок), а также на морском дне; мобильных тяжелых МБР, крылатых ракет с РГЧ, ограничивал максимальный забрасываемый вес для баллистических ракет подводных лодок.

Следующим совместным договором о сокращении стратегических наступательных вооружений стал бессрочный Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности от 1987 года. Он поставил под запрет разработку и развертывание баллистических ракет с дальностью полета от 500 до 5500 км. В соответствии с данным договором страны в течение трех лет должны были уничтожить не только все баллистические ракеты наземного базирования данных типов, но и все пусковые установки, включая ракеты как в европейской, так и в азиатской части Советского Союза. Этим же договором впервые вводилась универсальная классификация баллистических ракет по дальности.

Следующим договором стал СНВ-1, подписанный CCCР и США 31 июля 1991 года в Москве. Он вступил в силу уже после распада Советского Союза – 5 декабря 1994 года. Новый договор был рассчитан на 15 лет. Условия подписанного соглашения запрещали каждой из сторон иметь на боевом дежурстве более 1600 единиц средств доставки ядерного оружия (МБР, БРПЛ, стратегические бомбардировщики). Максимальное количество самих ядерных зарядов было ограничено 6000. 6 декабря 2001 года было объявлено о том, что страны полностью выполнили обязательства по данному договору.

Подписанный еще в 1993 году договор СНВ-2 сначала длительное время не могли ратифицировать, а затем от него просто отказались. Следующим действовавшим соглашением стал договор о сокращении наступательных потенциалов СНП, который ограничивал максимальное число боезарядов еще в три раза: от 1700 до 2200 единиц (по сравнению с СНВ-1). При этом состав и структура попадавших под сокращение вооружений определялись государствами самостоятельно, в договоре этот момент никак не регламентировался. Договор вступил в силу 1 июня 2003 года.

СНВ-3 и его итоги

Договор СНВ-3 помимо ограничения непосредственно ядерного оружия подразумевает двусторонний обмен телеметрическими данными, которые были получены во время испытательных пусков. Обмен телеметрической информацией о пусках ракет осуществляется по взаимному согласованию и на паритетной основе не более чем по пяти пускам в год. При этом производить обмен информацией о числе носителей и боеголовок стороны обязаны два раза в год. Также отдельно была прописана инспекционная деятельность, в инспекции могут принимать участие до 300 человек, кандидатуры которых согласуются в течение месяца, после чего им выдаются визы на два года. При этом сами инспекторы, члены инспекционных делегаций и летных экипажей, а также их самолеты во время проведения инспекций на территории двух стран пользуются полной неприкосновенностью.

Как отмечает ТАСС, на 1 сентября 2017 года Российская Федерация располагала 501 развернутым носителем ядерного вооружения, 1561 ядерным боезарядом и 790 развернутыми и неразвернутыми пусковыми установками МБР, БРПЛ и ТБ. США располагали 660 развернутыми носителями, 1393 боезарядом и 800 развернутыми и неразвернутыми пусковыми установками. Из опубликованных данных следовало, что для России, для того чтобы вписаться в лимит по СНВ-3, необходимо было сократить 11 боезарядов.

Ядерный арсенал России и США

Основу воздушной части ядерной триады в России составляют два стратегических бомбардировщика, попадающих под действие договора СНВ-3. Это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности Ту-160 (16 штук) и почетный ветеран – турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95МС (около 40 развернутых). По оценкам специалистов, эти турбовинтовые самолеты можно будет успешно использовать вплоть до 2040 года.

Современный ядерный арсенал США состоит из шахтных МБР Minuteman-III (насчитывается 399 развернутых пусковых установок МБР и 55 неразвернутых), баллистических ракет на подводных лодках Trident II (212 развернутых и 68 неразвернутых), а также крылатых ракет и авиационных бомб с ядерной боевой частью, носителями которых являются стратегические бомбардировщики. Ракета Minuteman-III на протяжении длительного времени является основой американских сил ядерного сдерживания, она состоит на вооружении с 1970 года и является единственной МБР наземного базирования на вооружении американской армии. Все это время ракеты постоянно модернизировались: замена боевых блоков, силовых установок, систем управления и наведения.

Взаимные претензии сторон

В то же время, по словам председателя комитета Госдумы РФ по обороне Владимира Шаманова, Москва испытывает серьезные сомнения по поводу выполнения Вашингтоном взятых на себя обязательство по СНВ-3. Шаманов отметил, что Россия так и не получила подтверждения переоборудования пусковых установок ракет Trident II и тяжелых бомбардировщиков B-52М. Основные вопросы российской стороны, касаются переоборудования части американских стратегических наступательных вооружений. Как отметил Владимир Путин в ходе встречи с руководителями ведущих российских СМИ 11 января 2018 года, США должны верифицировать проводимые изменения, чтобы Россия могла убедиться в отсутствии возвратного потенциала по некоторым носителям. Отсутствие у Москвы подобных доказательств вызывает озабоченность. По словам посла России в США Анатолия Антонова, по данному вопросу с американской стороной продолжается диалог.


СНВ-3 – двусторонний договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки относительно дальнейшего взаимного сокращения арсеналов развернутых ядерных стратегических вооружений вступил в силу 5 февраля 2011 года. Несколько лет назад США выражали сомнение в необходимости его условленного продления на пять лет, но теперь тамошние аналитики вдруг спохватились.

Договором, действующим до 5 февраля 2021 года, предусмотрено сокращение ядерных боезарядов до 1550 единиц, МБР, БРПЛ и тяжелых бомбардировщиков – до 800 пусковых установок, развернутых и неразвернутых.

По оценке, сделанной ведущим западным экспертом по ЯО Хансом М. Кристенсеном, опубликованной в Бюллетене ученых-атомщиков, ядерный арсенал США на начало 2020 года почти не изменился, а Министерство обороны сохранило примерно 3800 боеголовок. Из них только 1750 развернуто, а примерно 2050 находятся в активном резерве. Кроме того, около 2000 выбывших боеголовок ожидают демонтажа, что дает в общей сложности порядка 5800 ядерных боеголовок. Из 1750 развернутых боеголовок 400 находятся на наземной компоненте – МБР, примерно 900 – на БРПЛ, 300 – на базах бомбардировщиков в США и 150 тактических бомб – в арсеналах в Европе. Похоже, что Соединенные Штаты пока строго соблюдают ограничения по Договору СНВ-3: 668 развернутых стратегических пусковых установок, оснащенных 1376 боеголовками, подсчитанными на 1 сентября 2019 года, что заметно ниже лимитов, установленных договором – 800 ПУ с 1550 боеголовками. Еще 132 ПУ не были развернуты. Видим некоторое увеличение по сравнению с заявлением в марте прошлого года о 656 развернутых стратегических пусковых установках с 1365 приписанными к ним боеголовками.

“ Если не появится заменяющее СНВ-3 соглашение, США окажутся в условиях, когда ядерный арсенал России неограничен ”

Договорный арсенал России

Опасения непродления

Выступая на слушаниях в комитете по международным отношениям сената, посвященных политике в отношении России, помощник госсекретаря по вопросам международной безопасности и нераспространения ядерного оружия Кристофер Форд заявил, что Россия в настоящее время разрабатывает системы доставки ядерного оружия, аналогов которых в США нет.

Сенаторы США Боб Менендес, Тодд Янг и Крис Ван Холлен в запросе исполняющему обязанности директора национальной разведки США Джозефу Магуайру потребовали провести оценку возможных последствий непродления Договора о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) в феврале 2021 года.

Верховный главнокомандующий заявил, что максимальная дальность пуска новинки составит более тысячи километров, а скорость, с которой осуществляется полет к цели, достигнет девяти Махов.

Тема для разговора

Читайте также: