Доброжелательный детский сад проект в белгородской области

Обновлено: 30.06.2024

Опыт работы по внедрению доброжелательных технологий в практику детского сада: формы взаимодействия, результаты. реализация принципов ФГОС ДОУ.

ВложениеРазмер
dobrozhelatelnye_tehnologii_v_praktike_raboty_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta.docx 39.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Губкина Белгородской области

Выступление из опыта работы на тему:

Проект направлен на создание к декабрю, т.е. к концу 2021 года доброжелательной развивающей предметно-пространственной среды и психолого-педагогических условий, соответствующих образу доброжелательного детского сада во всех дошкольных организациях округа.

Образ доброжелательного детского сада- это формирующий, развивающий, играющий детский сад, где игра, как ведущий вид детской деятельности затрагивает все стороны развития личности: коммуникативную, двигательную, познавательно- исследовательскую.

Доброжелательный детский сад- это содеятельность и сотворчество педагога и каждого ребенка.

В доброжелательном детском саду продуктивно используются все возможности детского сообщества, благодаря которому ребенок познает себя в сравнении с другими, преодолевает присущий ему эгоцентризм.

Родители и педагоги не всегда знают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают дети и не придают особого значения детской дружбе, ссорам, обидам. Между тем, опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот опыт во многом определяет отношение человека к себе, другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный.

Уважение, забота, внимание к людям, к их нуждам и самочувствию не могут возникнуть у маленького ребенка сами по себе в ответ на заботу и любовь, проявляемые по отношению к ним со стороны других людей. Нельзя рассчитывать на то, что если ребенок является свидетелем добрых отношений людей, то и сам станет поступать так же. Этого мало. Пассивное воспитание примером не может создать у ребенка стремление к подражанию. Добрые чувства надо пробуждать.

Колокольчик озорной, ты ребят в кружок построй.

Справа друг и слева друг,

Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

У друга теплая и нежная ладошка,

Поглажу друга по руке немножко,

Нам хорошо, когда мы вместе, рядом.

Без друга плохо жить- запомнить это надо.

При организации утреннего сбора у детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, толерантность, формируется нравственные представления и понятия для анализа норм и правил поведения, появляется уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть. У детей, формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно – образовательном процессе в целом.

Зачем это надо? Общий элемент помогает детям организоваться в группу и сосредоточить свое внимание на ответах друг друга.

Рефлексивные круги учат детей разрешать конфликтные ситуации в целом, без акцента на конкретном ребенке. Самые продуктивные встречи — по утрам, когда воспитатель вместе с детьми может запланировать работу на целый день.

  • выявлении субъектного опыта ребенка.
  • предоставлении права выбора в условиях разнообразии возможностей.
  • самостоятельности детей и педагогов.

Далее представлена деятельность детей в различных центрах активности на основе самоопределения.

Воспитатель (в вариантах): ведет наблюдение; оказывает помощь и поддержку; обучение желающих детей чему-либо в одном из центров.

Для каждого ребенка большое значение имеет отношение окружающих людей к его достижениям. Важно продемонстрировать свои умения и научить этому всех желающих - например: презентовать свою работу, провести настоящий мастер-класс для сверстников. Такой подход стимулирует развитие детской мотивации и детской успешности. Главное в каждом ребенке найти личностные способности и отметить их.

Постер-технология не только информирует родителей о детских достижения в детском саду, но и позволяет дополнить достижения ребенка из своих жизненных наблюдений. Благодаря такой форме взаимодействия, родители чаще станут обращать внимание на информационный стенд (постер), обращаться с вопросами, принимать участие в мероприятиях детского сада.

Важное место в работе мини-музея занимают экскурсии, поэтому большое внимание мы уделяем подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

Результатом работы по созданию мини-музеев в группах детского сада стало мотивированное объединение педагогов, детей и их родителей в команду единомышленников, вместе идущих к общей цели — расширению познавательных возможностей дошкольников в процессе активной созидательной творческой деятельности.

Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий.

В процессе предварительных заседаний клуба взрослые разрабатывают карту трассы, изучают объекты, подбирают игры и оборудование, договариваются о времени и месте встречи.

Использование данной технологии способствует повышению интереса детей и взрослых к изучению родного края: его культуры, истории, людей; воспитание любви, уважения, чувства гордости и ответственности за свою малую Родину; укреплению здоровья детей через сотрудничество педагогов с семьями воспитанников дошкольного учреждения. Общение в непринуждённой эмоциональной, насыщенной обстановке способствует сближению воспитателей и родителей, и детей.

Таким образом, внедрение доброжелательных технологий в жизнь детского сада позволило нам создать условия, где сам ребёнок становится активным и полноценным участником образовательного процесса наравне с компетентным партнером-взрослым. В приоритете жизнедеятельности в группе – свободная игра, как наиболее органичная для дошкольника деятельность, открытое пространство и как следствие широкие возможности для выбора. Все это позволяет дошкольникам не только получать необходимую информацию, но и проявлять креативные способности, самостоятельность и инициативность, что отвечает задачам Федерального Государственного Стандарта Дошкольного Образования.


Главным приоритетом доброжелательного детского сада, безусловно, является сохранение ценности дошкольного периода детства и детской игры, как ведущего вида деятельности ребенка. Весь педагогический процесс направлен на освоение и познание окружающего мира ребенком через игру.

В своей работе мы уделяем большое значение современным образовательным технологиям:

– здоровьесберегающие технологии — все технологии, относящиеся к воздействию на здоровье дошкольника на любом уровне (психологическом, энергетическом или информационном). Целью становится сохранение здоровья малыша и формирование у него всех необходимых навыков и умений, для поддержания здорового образа жизни;

– технологии проектной деятельности;

– технология исследовательской деятельности;

– информационно-коммуникационные технологии — в этой технологии образование должно включать в себя новые элементы — интерактивную доску (на которой педагог может показывать презентации, тематические фильмы и мультфильмы), компьютер или планшет;

– технологии портфолио дошкольника и воспитателя;

Образовательная среда доброжелательного детского сада это:

– образовательная инфраструктура, т. е. набор материальных условий, в которых осуществляется образовательный процесс;

В целом доброжелательный детский сад — это безопасная, здоровая и благожелательная среда обучения, воспитания и общения, а это означает, что каждый ребёнок защищён от опасностей, вызовов, рисков. Это среда, где исключено нанесение вреда или ущерба, используются здоровьесозидающие технологии, соблюдаются установленные санитарные нормативы.

В нашем детском саду задействовано все пространство для развития ребенка, включая холлы, коридоры и лестничные проемы. Среда интерактивна, полифункциональна, информационно насыщена и открыта, ориентирована на поддержку личностного и творческого потенциала каждого ребенка.

– Музыкально-театральные успехи — театральные маски;

– Художественные достижения — палитра с красками;

– Спортивные успехи — мяч и гантели;

– Общение — разговаривающие друг с другом дети;

– Речевые достижения — раскрытая книга;

– Самообслуживание — лейка с цветами;

– Познавательное развитие — микроскоп.

К постеру предлагаются магниты, на которых наклеены колокольчики с фотографиями детей в группе. На каждого ребенка должно быть по 8 магнитов, так как ребенок в один из дней может быть успешен в каждом предложенном направлении. Данные магниты находятся в специальном контейнере, в недоступном для детей месте. В случае успеха ребенка в одном из предложенных направлений, воспитатель берет магнитик с изображением картинки-символа этого малыша и прикрепляет магнит рядом с изображением необходимого колокольчика. Сменяемость постера 1 раз в 14 дней.

Для успешного развития детей нашей группы, мы организовали развивающую среду, учитывая принципы ее построения и возрастные особенности младших дошкольников. Все пространство групповой комнаты разделили на небольшие центры, в которых представлены различные виды деятельности. Подобрали материал с учетом принципа интеграции образовательных областей: материалы для одной области могут использоваться и в других областях. Весь материал доступен детям. Для реализации принципа динамичности используем различную мебель: разного размера, мягкие модули.

Рядом с умывальной комнатой разместили центр воды и песка. Здесь есть все необходимое для игр с объектами неживой природы: формочки, совочки, стаканчики, разные предметы для переливания, пересыпания и т. д. Играя, дети узнают их свойства песка и воды, учатся переливать, пересыпать, приобретают трудовые навыки, знакомятся с правилами безопасности.

Большой интерес у детей вызывает «Центр книги. В нем мы даем детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомим с уголком книги, его устройством и назначением, учим рассматривать книги только там (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место). Наши малыши любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много яркой красочной и интересной литературы по программе.

Создавая игровые и тематические центры, мы охватили все интересы ребенка. Оснащение нашей групповой комнаты помогает малышам самостоятельно определить содержание деятельности, используя различные предметы и игрушки. Предметно-пространственная развивающая среда ориентирована на зону ближайшего развития, так как наполнена известными детям материалами, которые дети могут использовать самостоятельно и совсем незнакомыми предметами, которыми они овладеют с помощью взрослых. Такая среда способствует утверждению уверенности в себе, дает возможность детям испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности

Автор: Жуль Татьяна Алексеевна

Населенный пункт: Белгородская область, г. Грайворон

Главная цель этого проекта заключается в изменении принципа отношений между всеми участниками образовательного процесса, который должен стать максимально эффективным и комфортным, а также он нацелен на создание условий для успешной самореализации личности каждого ребенка и формирование доброжелательной, благоприятной и психологически безопасной среды в ДОУ.[1]

Главным приоритетом доброжелательного детского сада является сохранение ценности дошкольного периода детства и детской игры как ведущего вида деятельности ребенка. Весь педагогический процесс должен быть направлен на воспитание и обучение воспитанников через игру.


Основная идея технологии – ребенок наилучшим образом развивается тогда, когда он действительно увлечен процессом обучения, активно включен в деятельность.

Ключевую роль в становлении доброжелательного детского сада играют компетентные и высокопрофессиональные педагогические кадры. Образ педагога доброжелательного детского сада отражается в следующих компетенциях: любовь к детям, активность, способность быть примером в формировании правильных привычек, безоценочное общение по отношению к личности ребенка, коллегам, готовность принять разных детей, способность поддерживать детскую инициативность и самостоятельность, авторитет среди родителей, обеспечивающий поддержку родителей в воспитании детей.

Только в 2019 году курсы повышения квалификации по работе с детьми с ОВЗ прошли 17 педагогов, курсы оказания первой медицинской помощи – 18 педагогов, курсы по работе с детьми раннего возраста – 3 воспитателя, по занимаемой должности 4 педагога.

Все педагогические работники, подающие заявления на аттестацию, успешно ее проходят. На апрель 2020 года из 19 педагогов ДОУ высшую квалификационную категорию имеют 7 педагогов, первую – 7 педагогов, что составляет 73,7%; 5 человек без категории (стаж менее 2 лет).

Доброжелательный детский сад опирается на поддержку и активное взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников. Сотрудничество базируется на таких личностных качествах родителей, как мудрость и обладание осознанным отношением к родительству, обеспечение защиты детей от всех форм физического и психического воздействия, уважительное отношение и проявление заботы к окружающим, способность приобщать ребенка к традициям семьи, общества и ценностям государства, ведение активного здорового образа жизни, доверие и уважение к педагогу. Все эти качества формируют образ родителя доброжелательного детского сада.

С целью обогащения родителей знаниями в вопросах воспитания и развития детей, снижения возможного недопонимания или недоверия родителей к коллективу нашего детского сада было разработано и реализовано несколько форм взаимодействия с родителями, предполагающие непосредственное участие родителей в образовательном процессе и тем самым создание единого образовательного пространства. Это мастерские по рукоделию (мастер-классы) и погружение родителей в жизнь дошкольного учреждения или совместное выполнение работы.

Анкетирование, проводимое в начале учебного года, показывает, что многие родители владеют различными видами рукоделия и готовы поделиться своим опытом с другими. Учитывая это, а также то, что большинство педагогов ДОУ тоже владеют различными видами прикладного искусства, у нас запланирована работа мастерской по рукоделию. Мастерские работают по плану групп детского сада.


Одним из методов вовлечения родителей в образовательную деятельность является совместное с детьми выполнение работы – творческого минипроекта. Обычно это происходит во второй половине дня, когда приходят забирать ребенка. Родителя приглашают пройти в группу и вместе с ребенком выполнить какое-либо задание. Задания бывают разные: выполнение коллективной работы, изготовление поделки, навести порядок на полке, почитать и т. д. О данном мероприятии родителей оповещают заранее. Все санитарные нормы соблюдены в полном объеме.

Данные формы взаимодействия формируют чувство коллективизма, соучастия и сопричастности, сплачивают в одну семью коллектив нашего детского сада.

Предполагается, что результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию позитивных эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за себя и своих родителей.


Все это способствует наиболее полному раскрытию возможностей детей и помогает преодолеть проблемы, возникающие в процессе развития ребенка.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что доброжелательный детский сад – это место, куда дети идут с удовольствием, где каждый ребенок получает все для развития самостоятельности, познавательной активности, где он чувствует себя в безопасности и получает необходимое внимание и поддержку.


"Гостем" Второй младшей Группы 10 стал Рындин Александр Александрович, фельдшер батальона войсковой части 20925 г. Белгорода. Дети с удовольствием послушали о радостях и трудностях работы военного медика.

Подготовили: Питякина Т.Ю



Дорожное движение 2022

Дорожное движение 2022

3.03.2022 С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах России возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно­транспортных происшествий.

Масленица 2022

Масленица 2022

С чего начинается весна? Конечно, с проводов зимы. В нашем детском саду празднование Масленицы стало хорошей и доброй традицией. Масленица.

"Есть такая профессия - Родину защи…

"Есть такая профессия - Родину защищать!" 2022

"Есть такая профессия - Родину защищать!" Велика наша страна Россия! Её просторы надёжно защищают вооружение силы Российской Федерации. В подготовительной группе.

Национальный образовательный календарь

Национальный образовательный календарь

В преддверии очередного Ежегодного Послания Президента РФ 2022 Федеральному Собранию, а также руководствуясь задачей информирования широких кругов общественности о повышении.

23 февраля! 2022

23 февраля! 2022

Праздник всех солдатов наших — Вот что значит этот день! День защитников отважных Да и просто всех парней! Ведь любой из них мечтает Защитить детей.

Работа в Матрено-Гезовском детском саду началась с мониторинга готовности участия в проекте. Выстроилась определенная стратегия проблем, наметился план действий, началась работа по повышению компетентности педагогов и родителей, через беседы, семинары, консультации и др., разработан комплекс мероприятий с детьми по формированию доброжелательного отношения к окружающим.

Главным приоритетом доброжелательного детского сада, безусловно, является сохранение ценности дошкольного периода детства и детской игры, как ведущего вида деятельности ребенка. Весь педагогический процесс направлен на освоение и познание окружающего мира ребенком через игру.

Все это способствует наиболее полному раскрытию возможностей детей, и помогает преодолеть проблемы, возникающие в процессе развития ребенка.

Читайте также: