До какого класса учат стихи в школе

Обновлено: 05.07.2024

Евы, скажите мне, нормально ли задавать первоклассникам выучить стихотворение из 4-х четверостиший (т.е. из 16 строк) таким образом, что сегодня задали - а завтра уже будут спрашивать? Стих не самый легкий, с довольно сложными речевыми оборотами.
Я, конечно, понимаю, что официально первоклассникам запрещено задавать д/з, но по факту, естесственно, задают. Но такое д/з у нас уже не в первый раз (учить стих помимо заданий по мат-ке и письму), и вчера у меня поднялось возмущение. Мы с ребенком честно пытались выучить, но получилось только первые два четверостишия, дальше - ступор, она не смогла запомнить ни строчки. Успеваемость в целом очень хорошая.
Если бы этот стих задали хотя бы не на завтра, а на послезавтра - проблем бы не было, выучили бы за 2 вечера. Но за один вечер - по-моему, перебор.
Как считаете? Это у моего ребенка проблемы с памятью, или так действительно нельзя? Спасибо за мнения.

П.С. Школа самая обычная, безо всяких уклонов. Ребенку 7 лет и 6 месяцев.

На счет нормально или нет не знаю,но у нас в школе тоже самое. Правда спрашивают не всегда.

Девочка читает заданный стих

Если у ребенка память от рождения хорошая, замечательно - он сможет легко и быстро запоминать произведения. Если память не очень, надо ее развивать. Ее можно натренировать, нарастить, как мускул. Главное — регулярные занятия. При регулярных упражнениях на запоминание врожденная плохая память ребенка будет со временем ничем не хуже, чем у более одаренного сверстника. Ведь хорошая память — очень важная составляющая успешной учебы. Если у ребенка все через минуту вылетает из головы, нисколько не задерживаясь - согласитесь, с такой памятью учиться будет проблематично. Даже в школе, не говоря у же о профессиональном образовании.

Плюсы заучивания стихов и прозы

Разберемся, какие полезные умения и навыки развивает заучивание стихов и прозаических произведения.

Девочка учит стихотворение

Польза стихов в том, что идет расширение кругозора ребенка. Он запоминает новые слова, формируя свой словарный запас. В его голове усваиваются красивые, правильные выражения и литературный слог.

Ребенок учится воспринимать произведения литературы.

У детей улучшается речь. Многие логопедические методы построены на заучивании, запоминании и пересказе произведений. Пересказ произведений, особенно с выражением, делает речь более четкой, вырабатывает нужную интонацию. Эти навыки пригодятся ребенку и во взрослой жизни, например, когда понадобится убедить начальника на работе в успешности своего проекта. К тому же четкая дикция делает возможным выступления ребенка на публике, что тоже немаловажное умение во взрослой жизни.

Идет развитие памяти.

Резюмируем: заучивание стихов — отнюдь не пустая трата времени. Стихи и прозу необходимо учить детям для того, чтобы состояться успешными людьми во взрослой жизни.

Кстати, Иосиф Бродский, когда преподавал студентам, частенько задавал им учить наизусть различные произведения, приговаривая при этом, что каждое выученное произведение — свое собственное. То есть ребенок, когда учит с пониманием, пропуская через себя, делает произведение своим собственным опытом, частью своего мировоззрения.

Аргументы о вредности заучивания произведений

Ради справедливости приведем самые часто встречающиеся аргументы не в пользу заучивания:

Бестолковое зазубривание не развивает ребенка, а превращает его в робота, который механически запомнил стихотворение, пересказал его и тут же благополучно забыл.

Некоторые педагоги всерьез полагают, что ребенок должен учить только то, что может понять и то, что ему нравится. Но о каком развитии речи тогда можно говорить? Ведь развитие и идет как раз через преодоление трудностей и усвоение нового. Запоминание самых простых стихов и прозаических произведений оттачивает речь, развивает языковое чутье и формирует внутреннюю грамотность. Ребенок, заучивая сложные стихи, учится без ошибок писать, запоминает знаки препинания и орфограммы в сложных речевых оборотах.

Поэтому совершенно необходимо пусть даже и механически зубрить сложные произведения, которые кажутся сейчас столь ненужными. При запоминании все равно какая-то часть правильного произношения и литературной красивой речи осядет, застрянет, запишется на подкорку - и во взрослой жизни при соответствующей ситуации себя проявит.

Многие дети и родители обижаются, что учитель литературы снижает общую оценку ребенку за несколько невыученных им стихотворений, хотя сочинения и прочие задания выполнены на отлично.

Родители говорят — почему ему снизили оценку - подумаешь, не выучил какое-то никому не нужное стихотворение. Но если выучить это стихотворение было обозначено в программе как обязательное требование к учащемуся, то преподаватель имеет право снизить общую оценку за успеваемость, если ребенок задание не выполнил.

Как тренировать память

Развивать память педагоги и детские психологи рекомендуют начинать как можно раньше. Одно из самых простых детских упражнений — это, конечно, учить стихи. Начинать надо с самых простых, затем перейти на более серьезные объемы. Учить прозу с маленькими детьми нежелательно - это будет для них слишком сложно. Прозу лучше оставить для средних и старших классов школы.

В детском саду стихи наизусть дети учат с воспитателем. Если ребенок не посещает детский сад, за его развитие отвечаете только вы, поэтому придется взять роль воспитателя на себя. Если ребенок небольшой, то слишком сложные стихотворения учить ни к чему. Выбирайте стихи с легко запоминающимися словами и легким слогом.

Мальчик читает

Отлично способствует развитию памяти и овладение новым умением. Можно записать ребенка на интересный ему кружок или начать вместе с ним осваивать какое-то новое знание - например, учиться рисовать или моделировать самолеты. Новая информация требует усвоения, поэтому обучающий процесс, интересный ребенку, незаметно и мягко развивает его память.

Не забывайте обогащать словарный запас своего чада, не бойтесь рассказывать ему что-то, применяя сложные слова - как раз и будет повод объяснить их значение. Это здорово развивает лексикон и память школьника.

Память можно развить в любом возрасте, поэтому не отчаивайтесь, если ребенок не может пока как следует учиться - при регулярных занятиях его учеба обязательно улучшится.

И чем больше будет тренироваться ребенок в запоминании, тем лучше. Поэтому не сердитесь на школьную программу, которая предусмотрела детям для заучивания слишком длинные и сложные стихотворения. Поймите, что так будет лучше для вашего же ребенка. Пусть он лучше сейчас обзаведется полезным умением и разовьет свою память, чем потом всю жизнь будет страдать от невнимательности и от того, что в голове не держится информация.

Как учить быстро и правильно

Больше всего умение заучивать стихи быстро и без ошибок пригодится учащимся школы. Для них и будут эти советы. Хотя общие рекомендации применимы абсолютно ко всем категориям граждан.

Если задали объемное произведение, особенно, если требуется учить прозу - лучше разбить произведение на небольшие куски и учить их отдельно. Выучили один небольшой отрывок — переходить к следующему. И так пока не закончится все произведение.

Выучив стихотворение или прозаический отрывок, весь оставшийся день и вечер к нему не возвращайтесь. Повторите на ночь перед сном и утром после пробуждения. Утреннее повторение покажет, что вы запомнили, освежит произведение в памяти и поможет рассказать его на уроке без запинок и ошибок.

Можно учить произведение, переписывая его в тетрадь. Просто переписывая, не пытаясь зубрить. В процессе письма произведение будет запоминаться автоматически, что сделает процесс последующего его запоминания гораздо более легким.

В интернете сейчас есть специальные сервисы для заучивания. Они помогают быстрее запомнить произведение. Нужно только вставить необходимый текст и программа выделит определенные слова-маяки, которые нужно будет запомнить. Затем - следующий набор слов. Таким образом можно выучить произведение гораздо быстрее и проще.

Основная методика заучивания произведений.

Рассмотрим, как правильно учить стихи. Всего несколько пунктов, соблюдение последовательности которых поможет быстро выучить любое произведение школьной программы:

Девочка учит прозу

Вслух читаем заданное произведение. Это сделать нужно три раза. Читаем с выражением.

Главное - во время чтения попытаться представить в уме описываемую в произведении ситуацию.

После того как быстро три раза прочитали, читаем четвертый раз - но уже медленнее. Так же вслух и с выражением, но медленно.

Вот и все - и ничего учить не надо, все запомнилось само. Не забудьте только перед сном прочитать еще раз, уже стараясь меньше заглядывать в книгу. И утром еще раз. Педагоги утверждают, что эта методика позволяет выучить практически любое произведение школьной программы за час.

Вы задумывались зачем детей заставляют наизусть учить стихотворения, да еще довольно большие?

Я искренне не понимаю зачем? Может Вы расскажете?

Например, позавчера сыну задали стихотворение про собаку учить наизусть. Сын во втором классе. Стихотворение не просто большое, оно огромное. Можете судить сами:

Сын в начале очень расстроился, и сразу решил, что у него нечего не получится. Стихотворение то огромное, а ему больше понравилось второе стихотворение, но то не разрешили учить наизусть.

Однако глаза бояться, а руки делают. Пока я час занималась с учеником, сын выучил стихотворение. А вчера он рассказал его пару раз и закрепил в свой памяти.

Не знаю, права я или нет, но считаю, что стихотворения надо учить в течение нескольких дней. В первый день, человек запоминает текст, а на второй день доводит его до автоматизма и добавляет в прочтение эмоции, интонацию.

Но все равно я не понимаю, за чем учить стихотворения! Какая от этого польза? Тем более заставлять учить то, что ребенку не нравится.

Скажите, сколько стихотворений Вы помните с начальной школы? С основной? Как они Вам помогли?

Читать надо, обсуждать прочитанное тоже надо! Но зачем заучивать, так у детей в голове будет полная каша.

На сколько я знаю, многие страны отошли от заучивания стихотворений наизусть. И в этом они правы.

Так же странно, выглядят задания учителей не пересказать текст на английском языке, а заучить его. Разве это помогает в освоении языка? Ребенок должен уметь пересказывать, причем своими словами.

Но как и что необходимо учить на уроках иностранного языка мы поговорим чуть позже.

Итак, что Вы думаете об заучивании стихов наизусть? Как ваши дети учат стихи, а может быть Вы сами?

❺ Наша начальная школа/подготовка к школе ❺ запись закреплена

Христина Васильева


Христина Васильева

Алена Васильева

Христина Васильева


Христина Васильева ответила Алене

Наталья Тарасова

Алена, поверьте, даже речевой ребенок через некоторое время начинает хорошо запоминать стихи. Если что, у меня речевой ребенок и я это вижу очень хорошо.

Елена Ганусова

Стих сфоткать. Учим по дороге на кружки туда и обратно, повторили за ужином, прочитал перед сном, повторил утром. Речевик был

Эмма Рыбикова

Лена Кучеренко

София Грузина

Лена, я учусь в 6 классе. У нас примерно такая же проблема. только нам ещё и проекты и сценки постоянно готовить нужно.

Лена Кучеренко

София Грузина

Лена, здравствуйте и спасибо. Но у нас не спрашивают хотим ли мы участвовать в сценке или делать доп. задания.

Лена Кучеренко

Плохо, когда что то заставляют делать против воли, особенно если это не интересно. По себе знаю. Но иногда, ни куда не денешься. Такова жизнь. Держись, постарайся найти в этих занятиях какие то плюсы, так будет легче. Почаще делись с родителями своим настроением и проблемами. Школа этап проходящий, оглянуться не успеешь. Так что, прорвёмся)

Читайте также: