Днем вершу я дела суеты анализ кратко

Обновлено: 04.07.2024

Днем вершу я дела суеты,
Зажигаю огни ввечеру.
Безысходно туманная — ты
Предо мной затеваешь игру.

Я люблю эту ложь, этот блеск,
Твой манящий девичий наряд,
Вечный гомон и уличный треск,
Фонарей убегающий ряд.

Я люблю, и любуюсь, и жду
Переливчатых красок и слов.
Подойду и опять отойду
В глубины протекающих снов.

Как ты лжива и как ты бела!
Мне же по сердцу белая ложь..
Завершая дневные дела,
Знаю — вечером снова придёшь.

Читать похожие стихи:

Отзывы к стихотворению:

Читать стих поэта Александр Блок — Днем вершу я дела суеты на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений - запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

В произведениях, созданных весной 1902 г. и вошедших в число “Стихов о Прекрасной Даме”, вместе с изображением городского пейзажа возникают новые диссонансные мотивы. Последние связаны с двойственной сущностью лирического субъекта и его возлюбленной, выступающей в земной ипостаси. В стихотворении “Люблю высокие соборы…” герой пытается утаить под “священной броней” свою темную сторону.

Однако “дикий и дьявольский” облик прорывается из-под “маски лицемерной”, вызывая ужас у благопристойной паствы.

тексте “Днем вершу я дела суеты…” также фигурирует маска, на этот раз женская. Сквозная тема загадочных вечерних встреч с подругой-“царевной”, перенесенная в обманчивый мир сумрачного города, насыщается новыми красками. “Огненная игра” влюбленных теряет гармоничность и напоминает не романтическое свидание, а погоню за ускользающей маской.

Жизнь лирического героя делится на два периода: дневной, наполненный “делами суеты”, и вечерний, таинственно-мистический. Стихотворение посвящено описанию второго из них. В сумерках возникают огни – знаковый атрибут темы земных встреч.

Если раньше к категории пламени была близка невеста, то теперь к ней причастен мужской образ, который инициирует появление света.

Героиня, которая раньше была “огневой”, теперь приобретает характеристику “туманная”. Другой становится игра влюбленных: в ней возникает новый мотив обмана.

Блестящий и привлекательный облик маски-героини созвучен городской атмосфере – шумной и призрачной. Метафора “убегающий ряд”, относящаяся к уличным светильникам, вторит движению легкой фигуры, которая стремится раствориться в урбанистическом пространстве.

Лексемы “ложь”/”лжива” повторяются в небольшом тексте три раза. С их помощью рождается оригинальная катахреза “белая ложь”, которая определяет суть женского образа, противопоставленного небесной “белизне” иной “дамской” ипостаси – возвышенно-религиозной.

Герой принимает новый облик возлюбленной, хотя осознает его искаженность, порочность. Для обозначения собственных эмоций лирический субъект использует лексику, изображающую положительные чувства: любовь, восхищение, предвкушение приятной встречи.

Кольцевая композиция намекает на бесконечность ежевечерней погони за иллюзорной фигурой. Подобным образом замыкается текст “Люблю высокие соборы…” Художественный прием усиливает внутренний драматизм лирической ситуации и констатирует ее безысходность.

Герой принимает новый облик возлюбленной, хотя осознает его искаженность, порочность. Для обозначения собственных эмоций лирический субъект использует лексику, изображающую положительные чувства: любовь, восхищение, предвкушение приятной встречи.

Александр Александрович Блок

Днем вершу я дела суеты,
Зажигаю огни ввечеру.
Безысходно туманная — ты
Предо мной затеваешь игру.

Я люблю эту ложь, этот блеск,
Твой манящий девичий наряд,
Вечный гомон и уличный треск,
Фонарей убегающий ряд.

Я люблю, и любуюсь, и жду
Переливчатых красок и слов.
Подойду и опять отойду
В глубины протекающих снов.

Как ты лжива и как ты бела!
Мне же по сердцу белая ложь..
Завершая дневные дела,
Знаю — вечером снова придешь.


Герой принимает новый облик возлюбленной, хотя осознает его искаженность, порочность. Для обозначения собственных эмоций лирический субъект использует лексику, изображающую положительные чувства: любовь, восхищение, предвкушение приятной встречи.

В произведениях, созданных весной 1902 г. и вошедших в число “Стихов о Прекрасной Даме”, вместе с изображением городского пейзажа возникают новые диссонансные мотивы. Последние связаны с двойственной сущностью лирического субъекта и его возлюбленной, выступающей в земной ипостаси. В стихотворении “Люблю высокие соборы…” герой пытается утаить под “священной броней” свою темную сторону. Однако “дикий и дьявольский” облик прорывается из-под “маски лицемерной”, вызывая ужас у благопристойной паствы.

В поэтическом тексте “Днем вершу я дела суеты…” также фигурирует маска, на этот раз женская. Сквозная тема загадочных вечерних встреч с подругой-“царевной”, перенесенная в обманчивый мир сумрачного города, насыщается новыми красками. “Огненная игра” влюбленных теряет гармоничность и напоминает не романтическое свидание, а погоню за ускользающей маской.

Жизнь лирического героя делится на два периода: дневной, наполненный “делами суеты”, и вечерний, таинственно-мистический. Стихотворение посвящено описанию второго из

них. В сумерках возникают огни – знаковый атрибут темы земных встреч. Если раньше к категории пламени была близка невеста, то теперь к ней причастен мужской образ, который инициирует появление света. Героиня, которая раньше была “огневой”, теперь приобретает характеристику “туманная”. Другой становится игра влюбленных: в ней возникает новый мотив обмана.

Блестящий и привлекательный облик маски-героини созвучен городской атмосфере – шумной и призрачной. Метафора “убегающий ряд”, относящаяся к уличным светильникам, вторит движению легкой фигуры, которая стремится раствориться в урбанистическом пространстве.

Лексемы “ложь”/”лжива” повторяются в небольшом тексте три раза. С их помощью рождается оригинальная катахреза “белая ложь”, которая определяет суть женского образа, противопоставленного небесной “белизне” иной “дамской” ипостаси – возвышенно-религиозной.

Герой принимает новый облик возлюбленной, хотя осознает его искаженность, порочность. Для обозначения собственных эмоций лирический субъект использует лексику, изображающую положительные чувства: любовь, восхищение, предвкушение приятной встречи.

Кольцевая композиция намекает на бесконечность ежевечерней погони за иллюзорной фигурой. Подобным образом замыкается текст “Люблю высокие соборы…” Художественный прием усиливает внутренний драматизм лирической ситуации и констатирует ее безысходность.

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. “Утро в Москве” (1909). В стихотворении отразилось чувст­во радости земной жизни. Лирический герой счастлив от созна­ния того, что любим: Упоительно встать в ранний час, Легкий.
  2. Произведение, созданное весной 1910 г. как поэтический отклик на кончину Врубеля, обнаруживает культурные связи с полотнами выдающегося модерниста. Еще одним источником аллюзий, возникающих в блоковском.
  3. В 1905 году была издана дебютная книга Блока – “Стихи о Прекрасной Даме”. Она рождалась под влиянием философских идей Соловьева и эстетики символизма. Посвящен сборник.

Белый цвет – для А. Блока в первую очередь цвет снега. Слова, принадлежащие данной группе (белый и его производные, серебряный и однокоренные ему, седой и его производные), могут употребляться в номинативном значении без комбинаторных приращений смысла или с реализацией дополнительных контекстуальных сем и индивидуально-авторских коннотаций. В ряде случаев наблюдается символическое и образное употребление данных лексем. Переносное употребление в тематической группе белого цвета не зафиксировано. Семантический сдвиг в значении лексем группы белый может идти по двум основным направлениям.

Ещё мерцал вечерний хаос –

Восторг, достигший торжества, –

Но всё, что в пурпур облекалось,

Шептало белые слова.

И жизнь казалась смутной тайной…

Что в утре раннем, полном сна,

Я вскрыл, мудрец необычайный,

Чья усмехнулась глубина?

Протекали над книгой Глубинной

А к Царевне с вышки голубиной

Прилетали белые птицы.

Рассыпала Царевна зёрна

И плескались белые перья.

Голуби ворковали покорно

В терему – под узорчатой дверью.

Вот – я с ней лишь связан…

Вот – закрыта дверь…

А она не слышит –

Слышит – не глядит,

Тихая – не дышит,

Он спасётся от чёрного гнева

Мановением белой руки.

Видишь факелы? видишь дымки?

Это, верно, сама королева…

Ах, нет, зачем ты дразнишь меня?

Это – адская свита…

Вдруг паяц перегнулся за рампу

И кричит: «Помогите!

Истекаю я клюквенным соком. и т.д.

Как ты лжива и как ты бела!

Мне же по сердцу белая ложь…

Завершая дневные дела,

Я любил твое белое платье,

Утончённость мечты разлюбив.

Ни тоски, ни любви, ни обиды,

Всё померкло, прошло, отошло…

Из царства сна выходит безнадежность –

Как птица серая – туман.

В явь ото сна умчит меня безбрежность,

Здесь – все года, все боли, все тревоги,

Как птицы чёрные в полях.

Там нет предела голубой дороге –

В чёрном небе означается

Над водой подъёмный кран,

И один фонарь качается

На оснеженном берегу.

И матрос, на борт не принятый,

Идёт, шатаясь, сквозь буран.

Всё потеряно, всё выпито!

Довольно – больше не могу…

А берег опустелой гавани

Уж первый лёгкий снег занес…

В самом чистом, самом нежном саване

Сладко ли спать тебе, матрос?

В этом стихотворении чёрное небо одновременно и признак приближающегося снегопада, и предвестье смерти. Актуализированы также семы «враждебность(мира – к человеку: чёрное небо засыпает пьяного матроса снегом, убивает) и «отчаяние(чёрное небо – своеобразное отражение душевного состояния матроса).

Вдруг под ветром взлетел опадающий лист,

Раскачнувшись, фонарь замигал,

И под чёрною тучей весёлый горнист

Заиграл к отправленью сигнал.

Наполняя тревогой сердца.

Громыханье колёс и охрипший свисток

Заглушило ура [выделено А. Блоком] без конца.

весёлый горнист под ветром взлетел опадающий лист

ура без конца фонарь замигал

под чёрною тучей

В некоторых контекстах чёрный цвет неба связан с опустошённостью, утратой идеала (в противоположность голубому, лазурному цвету):

Слова? – Их не было. – Что ж было?–

Ни сон, и явь. Вдали, вдали

Звенело, гасло, уходило

И отделялось от земли…

И умерло. А губы пели.

Прошли часы или года…

(Лишь телеграфные звенели

На чёрном небе провода…)

И змеи окрутили

Мой ум и дух высокий

Распяли на кресте.

И в вихре снежной пыли

Я верен черноокой

Как ты можешь летать и кружиться

Без любви, без души, без лица?

О, стальная, бесстрастная птица,

Чем ты можешь прославить творца?

В серых сферах летай и скитайся,

Пусть оркестр на трибуне гремит,

Но под лёгкую музыку вальса

Остановится сердце – и винт.

Они живут под серой тучей.

Я им чужда и не нужна.

Они не вспомнят тех созвучий,

Которым я научена.

Я всё молчу и всё тоскую.

Слова их бледны и темны.

Я вспоминаю голубую

Лазурь родимой стороны.

Так же в стихотворении «Сквозь серый дым от краю и до краю…контекстуальный смысл одного колоратива проясняется от сопоставления с другим: если багряный свет – весть из мира идеала, из рая, знак несбыточной надежды, то серый дым – символ опустошённости, безнадёжности, непробудного мёртвого сна, в котором нет места идеалу.

Но тот, кто двигал, управляя

Марионетками всех стран, –

Тот знал, что делал, насылая

Там, в сером и гнилом тумане,

Увяла плоть, и дух погас.

И ангел сам священной брани,

Казалось, отлетел от нас…

Поднимались из тьмы погребов.

Уходили их головы в плечи.

Тихо выросли шумы шагов,

Словеса незнакомых наречий.

Скоро прибыли толпы других,

Волочили кирки и лопаты.

Расползлись по камням мостовых,

Из земли воздвигая палаты.

Встала улица, серым полна,

Заткалась паутинною пряжей.

Шелестя, прибывала волна,

Затрудняя поток экипажей.

Последние материалы раздела:

Жвачка из кедровой смолы (живицы) очень полезна. Кедровая смола обладает мощным бактерицидным, противовоспалительным и адсорбирующим действием. Она.

Введение Изучая по химии кислород, вы дошли до раздела "Получение кислорода в лаборатории путем разложения неорганических веществ". "Разложение.

Не одни мраморски на славе были по каменному-то делу. Тоже и в наших заводах, сказывают, это мастерство имели. Та только различка, что наши больше.

* * *

Днем вершу я дела суеты,
Зажигаю огни ввечеру.
Безысходно туманная – ты
Предо мной затеваешь игру.

Я люблю эту ложь, этот блеск,
Твой манящий девичий наряд,
Вечный гомон и уличный треск,
Фонарей убегающий ряд.

Я люблю, и любуюсь, и жду
Переливчатых красок и слов.
Подойду и опять отойду
В глубины протекающих снов.

Как ты лжива и как ты бела!
Мне же по сердцу белая ложь…
Завершая дневные дела,
Знаю – вечером снова придешь.

Герой принимает новый облик возлюбленной, хотя осознает его искаженность, порочность. Для обозначения собственных эмоций лирический субъект использует лексику, изображающую положительные чувства: любовь, восхищение, предвкушение приятной встречи.

Александр Блок

Днем вершу я дела суеты,
Зажигаю огни ввечеру.
Безысходно туманная — ты
№ 4 Предо мной затеваешь игру.

Я люблю эту ложь, этот блеск,
Твой манящий девичий наряд.
Вечный гомон и уличный треск,
№ 8 Фонарей убегающий ряд.

Я люблю, и любуюсь, и жду
Переливчатых красок и слов.
Подойду и опять отойду
№ 12 В глубины протекающих снов.

Как ты лжива и как ты бела!
Мне же по сердцу белая ложь..
Завершая дневные дела,
№ 16 Знаю — вечером снова придешь.

Dnem vershu ya dela suyety,
Zazhigayu ogni vvecheru.
Bezyskhodno tumannaya — ty
Predo mnoy zatevayesh igru.

Ya lyublyu etu lozh, etot blesk,
Tvoy manyashchy devichy naryad.
Vechny gomon i ulichny tresk,
Fonarey ubegayushchy ryad.

Ya lyublyu, i lyubuyus, i zhdu
Perelivchatykh krasok i slov.
Podoydu i opyat otoydu
V glubiny protekayushchikh snov.

Kak ty lzhiva i kak ty bela!
Mne zhe po serdtsu belaya lozh..
Zavershaya dnevnye dela,
Znayu — vecherom snova pridesh.

Lytv dthie z ltkf cetns,
Pf;buf/ juyb ddtxthe/
,tpsc[jlyj nevfyyfz — ns
Ghtlj vyjq pfntdftim buhe/

Z k/,k/ 'ne kj;m, 'njn ,ktcr,
Ndjq vfyzobq ltdbxbq yfhzl/
Dtxysq ujvjy b ekbxysq nhtcr,
Ajyfhtq e,tuf/obq hzl/

Z k/,k/, b k/,e/cm, b ;le
Gthtkbdxfns[ rhfcjr b ckjd/
Gjljqle b jgznm jnjqle
D uke,bys ghjntrf/ob[ cyjd/

Rfr ns k;bdf b rfr ns ,tkf!
Vyt ;t gj cthlwe ,tkfz kj;m//
Pfdthifz lytdyst ltkf,
Pyf/ — dtxthjv cyjdf ghbltim/

Читайте также: