Для младших школьников разработать план урока русский мир

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Горак Юлия Викторовна

Организация: МБОУ СОШ №8 им. В.И.Матвеева

Населенный пункт: Московская область, г. Химки

Автор: Шарова Татьяна Валерьевна

Организация: МБОУ СОШ №8 им. В.И.Матвеева

Населенный пункт: Московская область, г. Химки

Цель: формирование у учащихся умений работать с информацией, используя несплошной текст, тем самым, готовя их, к международному исследованию PISA.

Задачи: научить находить информацию в тексте, преобразовывать её в нужную форму, преобразовывать информацию из одного вида в другой, сжимать её, работать с информацией из разных текстов.

Методы: словесный метод, наглядный метод, практический метод.

Формы работы: фронтальная, работа в паре, индивидуальная.

Педагогические технологии: педагогика сотрудничество, критическое мышление исследовательская технология, здоровьесберегающие технологии.

Ход урока.

I .Организационный момент.

Я рада видеть и приветствовать вас в этом классе.

Девчонок, мальчишек и мудрых гостей.

Пусть сегодня будет нам в этом классе светло, уютно

И нам всем очень легко.

- Здравствуйте, ребята. Давайте повернемся и поприветствуем друг друга улыбками. Садитесь. Сегодня мы выполним необычную и очень важную работу. Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на этом занятии, пригодятся вам в жизни.

II . Актуализация знаний.

- Ребята, начнем мы наше занятие загадку. Постарайтесь её отгадать.

Там по сцене ходят, скачут,

То смеются, а то плачут,

Хоть кого изобразят, -

III . Самоопределение к деятельности.

- Кто догадался, что это? (Театр).

- Да, ребята - это театр.

- Кто из вас любит ходить в театр? (Ответы).

- А кто был в театре? (Ответы).

- Вы знаете, я тоже люблю ходить в театр. Но однажды, подходя к театру, я поняла, что забыла взять то, без чего меня туда не пустят. Скажите, пожалуйста, без чего мы не сможем зайти в театр? (Без билета).

- О чем нам может рассказать билет в театр? (Билет в театр нам может рассказать о названии спектакля, времени и месте проведения. Мы можем узнать стоимость билета, его номер).

- Как вы думаете, что будет являться предметом нашего исследования на занятии? (Предметом нашего исследования будет являться билет в театр).

- Да верно, нам сегодня предстоит поработать с информацией, которая находится в билете. На ваших партах лежат файлы в них билет в театр (приложение 1), лист с заданиями (приложение 2) и сигнальные карточки (приложение 3), которые мы будем использовать для проверки некоторых заданий (зелёный кружок – согласен, красный – не согласен).

Нас сегодня ждёт дорога,

И узнать нам надо много,

Так возьмёмся, ребята,

Скорей за работу! (Приложение 5)

- Достаньте из файла содержимое.

- Положите перед собой билет и внимательно его рассмотрите. Давайте прочитаем информацию, которая в нем находится. (Учащиеся читают вслух информацию из билета, по ходу учитель задает уточняющие вопросы).

- А теперь, положите перед собой лист с заданиями. Итак, перед вами таблица. Сколько в ней заданий? (Ответы). Верно. Мы их будем выполнять по порядку.

Задание №1. (В данном задании обучающиеся находят информацию в явном виде, что является базовым умением формирования читательской грамотности в начальной школе.)

- В перовом задании вам предстоит ответить на вопросы, используя текст билета.

- Ребята, познакомьтесь самостоятельно с вопросами. (Пауза 1 минута). Давайте прочитаем вопросы и ответим на них.

1.Какой адрес у театра? (Адрес театра улица Калинина дом 2)

2.Сколько стоит билет на спектакль? (Билет на спектакль стоит 400 рублей)

3.Назовите дату спектакля. (Дата спектакля 09 ноября 2020 года)

4.Назовите время начала спектакля. (Время начала спектакля 19.00)

6.В каком случае можно обменять билет на спектакль? (Билет на спектакль можно обменять в случае отмены мероприятия).

После каждого вопроса, проверка правильности ответа, используя сигнальные карточки.

- Ребята, прежде чем пойти в театр, мы с вами должны знать правила поведения.

Задание №2. (При выполнении данного задания обучающиеся находят явную информацию в тексте, сжимают её и преобразовывают в нужную форму).

  1. После третьего звонка вход запрещен.
  2. В зале запрещена видеосъёмка и фотосъёмка со вспышкой.
  3. Далее учащиеся добавляют свои 2-3 правила.

Физкультминутка.

Все умеют танцевать

Прыгать, бегать, рисовать,

(Нога на пятку, руки на пояс, повторить с другой ноги.)

Но не все пока умеют

(Четыре прыжка на двух ногах.)

(Восемь шагов на месте.)

Есть у нас игра такая,

Очень легкая, простая:

(Руки расслабленно вниз — выдох.)

(Четыре шага на месте.)

И становится понятно —

(Повороты, туловища, направо - налево, руки расслабленно вниз, затем потрясти кистями.)

Мы готовимся к рекорду,

Будем заниматься спортом.

(Руки в стороны — вдох, руки вниз — выдох.)

Штангу с пола поднимаем,

(Встать, руки вверх, руки вниз.)

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали.

(Расслабить руки, потрясти кистями, пальцы расслаблены.)

Нам становится понятно —

Задание №3. (При выполнении данного задания обучающиеся находят явную информацию в тексте, преобразовывают ее в нужную форму).

- Уходя на работу, мама оставила вам записку – напоминание. Это задание №3. Внимательно посмотрите в это задание. Вам необходимо заполнить пропуски, сделанные в записке, опираясь на содержание билета.

Наш ряд 3, твоё место ________.

Учащиеся самостоятельно выполняют данное задание, после ученик читает записку, остальные проверяют.

- Ребята, а у вас места разные.

У учащихся билеты с разными местами в зрительном зале, каждый по очереди называет своё место, указанное в нём.

- А теперь предлагаю вам поработать в паре с соседом по парте. Обращаемся к листу с заданиями.

Задание №4. (Данное задание повышенного уровня сложности. В тексте билета содержится противоречивая информация).

- Подумайте, посмотрите ли вы спектакль, если доберётесь до здания театра в 19.05? Свой ответ вы должны подтвердить словами из текста.

Ответ на задание.

Нет, мы не посмотрите спектакль, если доберётесь до здания театра в 19.05, так как после третьего звонка вход воспрещен.

Далее работа в паре, после проверка задания, используя сигнальные карточки.

- Вы вовремя приехали в театр. Перед антрактом ведущая объявили, что по серии и номеру билета будет розыгрыш лотереи. Она предупредила, что в случае выигрыша, нужно обратиться к организаторам мероприятия.

- Ребята, давайте обратим внимание на задание №5, в котором находятся серия и номер выигрышного билета. Найдите эту информацию.

- А теперь сравните, серию и номер своего билета с серией и номером выигрышного билета.

- Выиграл ли ваш билет? Обведите верный ответ в задании №5.

- У кого оказался выигрышный билет? (Ответы).

- К кому ты должен обратиться для получения выигрыша? (Ответы).

- Я являюсь организатором сегодняшней лотереи. Проходи для получения приза.

- Ребята, давайте поаплодируем нашему победителю.

Задание №6. (Обучающиеся преобразовывают один формат несплошного текста в другой. Возможна групповая форма работы.)

- Ребята, в завершении нашего увлекательного занятия, давайте обратимся к заданию №6. Я предлагаю вам выступить в роли дизайнеров – оформителей. Нарисуйте, пожалуйста, афишу, максимально, используя информацию из билета.

(Учащиеся выполняют работу на листах бумаги формата А3, после выполнения задания работы вывешиваются на доску, с целью выявления наиболее интересной афиши.)

V. Рефлексия.

- Что нового и интересного вы сегодня узнали на нашем занятии? (На сегодняшнем занятии мы исследовали билет. Узнали, где в билете располагается информация. Познакомились с правилами поведения в театре.)

- Где в жизни вы сможете применить знания, которые получили на нашем занятии? (Данные знания мы сможем применить, когда пойдем в театр. Мы сможем легко определить адрес театра, название спектакля, ряд и номер места.)

- Ребята, на доске висят две картины (приложение 4). В моей корзинке цветы и листья клёна. Выберите ту картину, которая соответствует вашему настроению, с которым вы уйдете с нашего занятия. (Учащиеся выбирают картину, которая соответствует их настроению).

- Возьмите их и прикрепите к той картине, которую вы выбрали. (Учащиеся выходят к доске, выбирают и прикрепляют к той картине, которую они выбрали).

- Спасибо, ребята. Я вижу, что вы уйдете с нашего занятия в хорошем настроении. Я тоже прикреплю на доску цветок – хорошего настроения.

VI. Итог.

- Мне очень понравилось наше общение, большое вам спасибо за работу. Вы молодцы!

Список используемой литературы:

  1. Ирина Андржеевская: Физкультминутки: 50 упражнений для начальной школы, Вита-Пресс, 2012 г.
  2. Ольга Панкова: Литературное чтение. 3 класс. Диагностика читательской грамотности. Экзамен, 2020 г.
  3. Лебедева О.В./ Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе. 2013 г.
  4. Галина Сычева: Загадки, скороговорки и считалки в начальной школе. Феникс, 2018 г.
  5. Кицан И.Г. Достижение планируемых метапредметных результатов в процессе обучения смысловому чтению//Достижение планируемых результатов младшими школьниками (3 класс): учебно-методическое пособие/ под ред. Г.В. Раицкой. – Красноярск, 2015.132с.

Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Книга для учителя/ И. Логвина, Л. Рождественская.- Тарту, TARTU/ULICOOL/ NARVA KOLLEDZ, 2012, - 58с.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Отборочный тур

Ответ: бездельничать. В старину отколотые от полена чурки — заготовки для дер.

Задание второе: По изображению православного храма определите его название.

Задание второе: По изображению православного храма определите его название.


Ответ: Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

Ответ: Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

Задание третье: Какой предмет русской одежды называли варегами?

Задание третье: Какой предмет русской одежды называли варегами?

 Ответ: рукавицы, варежки.

Ответ: рукавицы, варежки.

Задание четвертое: По изображению на слайде определите, какому городу принадл.

Задание четвертое: По изображению на слайде определите, какому городу принадлежит герб?


Ответ: Город-герой Севастополь

Ответ: Город-герой Севастополь

Задание пятое: Архаизмы: отрок длань мысливый

Задание пятое: Архаизмы: отрок длань мысливый

Ответ: Отрок – подросток, юноша Длань - ладонь Мысливый - разумный

Ответ: Отрок – подросток, юноша Длань - ладонь Мысливый - разумный

Задание шестое: По изображению на слайде определите предмет материальной куль.

Задание шестое: По изображению на слайде определите предмет материальной культуры времен Великой Отечественной войны.


Ответ: Кисет для табака

Ответ: Кисет для табака

Задание седьмое: По изображению определите награду Великой Отечественной войны.

Задание седьмое: По изображению определите награду Великой Отечественной войны.


Ответ: Орден Красной Звезды

Ответ: Орден Красной Звезды

Задание восьмое: Древняя Русь. Человек подходит к дубу, сосне или липе. В рук.

Задание восьмое: Древняя Русь. Человек подходит к дубу, сосне или липе. В руках у него топор и специальный нож, на ногах древолазные шипы. Назовите его профессию?

Ответ: Бортник (пчеловод)

Ответ: Бортник (пчеловод)

Финальная игра

Поединок I Бой 1 Пословицы: За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаеш.

Поединок I Бой 1 Пословицы: За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Любишь кататься – люби и саночки возить. Долог день до вечера, коли делать нечего.

Поединок I I Бой 1 По изображению на экране определите военную технику Красно.

Поединок I I Бой 1 По изображению на экране определите военную технику Красной Армии времен Великой Отечественной войны


Ответ: Танк КВ - 1

Ответ: Танк КВ - 1

Бой 2 Вопрос из семи областей знаний

Бой 2 Вопрос из семи областей знаний

Бой 3 Бредень - невод Внимать - слушать внимательно Багряный - красный Казема.

Бой 3 Бредень - невод Внимать - слушать внимательно Багряный - красный Каземат - тюрьма Жбан - кувшин Издревле - издавна Гуськом - один вслед за другим, непрерывной вереницей.

Жито - рожь Дозор – обход для осмотра, разведка Дщерь - дочь Десница - правая.

Жито - рожь Дозор – обход для осмотра, разведка Дщерь - дочь Десница - правая рука Глаголить - говорить Возница - кучер Горница- лучшая комната в доме

Галера - гребной военный корабль Воздать - отплатить Вороной – черная масть.

Галера - гребной военный корабль Воздать - отплатить Вороной – черная масть Канделябр - подсвечник Балахон - верхняя крестьянская одежда свободного покроя Ланиты - щеки Выя - шея

Поединок III В отсутствие воеводы необходимо каждому дружиннику, не называя п.

Поединок III В отсутствие воеводы необходимо каждому дружиннику, не называя персонажей, одним словом дать понять воеводе о какой сказке идёт речь.

Спасибо за игру

Спасибо за игру

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя в соответствии с ФГОС в условиях современной школы

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 377 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 10.10.2017 452
  • PPTX 909 кбайт
  • 2 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Голосова Маргарита Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Младший школьный возраст - важнейший этап в развитии личности, период социализации ребенка, время установления отношений с ведущими сферами бытия - миром людей, миром природы и собственным внутренним миром.

Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, развиваются их познавательные интересы и способности.

Задача педагогов начальной школы - обеспечение успешности социализации учащихся, что очень важно для вступления их впоследствии во взрослую жизнь.

Научить детей мыслить, открывая для себя окружающий мир - важная задача педагога. Каждый решает ее по-своему, опираясь при этом на опыт коллег.

Предлагаемые разработки уроков по окружающему миру в 1-4 классах составлены с учетом новых подходов, образовательных целей и особенностей различных программ обучения.

Содержание их направлено на развитие у младших школьников умения наблюдать, экспериментировать, самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Занимательные материалы и игровые сюжеты помогут учителю активизировать познавательную деятельность учащихся, поддерживать интерес к предмету.

Материалы предназначены учителям начальной школы, воспитателям групп продленного дня.

Предложенные нестандартные формы уроков: уроки- путешествия, уроки-игры, уроки-викторины - способствуют успешному усвоению младшими школьниками знаний о единстве и различиях природного и социального мира, о человеке и его месте в природе и обществе.

В содержании уроков учтены общие образовательные цели, возрастные особенности учащихся, их способности опираться на личный уровень подготовки.

Содержание уроков может быть использовано учителем в качестве дополнительного материала для индивидуальных занятий с учащимися, во внеклассной работе, а также полезно воспитателям группы продленного дня.



Пословицы и поговорки об Осени для младших школьниковПословицы и пословицы на осеннюю тему для учащихся начальной школы, которые можно использовать на уроках окружающего мира, литературного чтения и во внеурочной деятельности • Батюшка-сентябрь не любит баловать. • В ноябре зима с осенью борются. • В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается. • В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются. • В ноябре снег надует — хлеба прибудет. • В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, .


Пословицы и поговорки про Лето для младших школьниковПословицы и пословицы на летнюю тему для учащихся начальной школы, которые можно использовать на уроках окружающего мира, литературного чтения и во внеурочной деятельности • Август — густарь, страды государь. • Август — разносол, всего вдоволь. • Август крушит, да после круглит. • Август-ленорост припасет холст. • Бог с рожью, а черт с костром. • В августе мужику три заботы: и косить, и пахать, и сеять. • В августе серпы греют, вода холодит.


Пословицы и поговорки про весну для младших школьниковПословицы и пословицы на весеннюю тему для учащихся начальной школы, которые можно использовать на уроках окружающего мира, литературного чтения и во внеурочной деятельности • Ай, ай, месяц май, тепл, а голоден. • Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени. • Апрель обманет, под май подведет. • Апрель с водой, а май с травой. • Апрель спит да дует — бабе тепло сулит; мужик глядит: что-то еще будет. • В апреле земля преет. • В апрел.


Зимние пословицы и поговорки для детей начальной школыПословицы и пословицы на зимнюю тему для младших школьников, которые можно использовать на уроках окружающего мира, литературного чтения и во внеурочной деятельности • Береги нос в большой мороз. • Будет зима, будет и лето. • В чужие края зиму не пошлешь. • Все зимой сгожается, что летом урожается. • Готовь зимой телегу, а летом — сани. • Два друга — мороз да вьюга. • Декабрь-стужайло на всю зиму землю студит. • Декабрь глаз снегами тешит.



Пословицы и поговорки о хлебе для детейНародные суждения о хлебе. По существу, эти пословицы глубоко вскрывают различие жизни сытых и голодных, запечатлевают отчаяние терпящего холод и голод. Хлеб — батюшка, вода — матушка. * * * Хлебушко — калачу дедушка. * * * Хлеб хлебу брат. * * * Худ обед, когда хлеба нет. * * * Щи да каша — еда наша. * * * Хлеб да вода — мужицкая еда. * * * Жива душа калачика чает. * * * Кашу маслом не испортишь. * * * Курица по зёрнышку клюёт, да сыта живёт. * * * Мель.



Автор: Шулакова Нина Андреевна

Организация: ГБОУ СОШ №13

Населенный пункт: г. Санкт - Петербург

Во всем мире уже пришли к пониманию, что народная культура занимает значительное место в развитии общества. Огромный культурный слой, оставленный нам в наследие праславянами, должен послужить детям дверью, которая откроет им путь в будущее. В России проживает множество народов, каждый из которых невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни этого народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должны найти большее отражение в содержании образования и воспитании подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.

Национальное воспитание является одной из важных составляющих проблемы воспитания личности. Эта проблема весьма многогранна.

В опыте каждой нации, любого малочисленного народа, есть свое неповторимое, добытое собственной мыслью, собственными усилиями, собственной национальной энергией. Знакомство и приобщение к культуре, традициям, обычаям других народов делает человека более обогащенным и духовно, и эмоционально.

Культура народа располагает разнообразными формами своего сохранения и выражения, а также признаками национальной принадлежности (язык, история, литература, музыка и т.п.). Существует и такой источник сохранения, как фольклор, аккумулирующий вкусы, склонности, интересы народа; его мировоззренческие, нравственно-эстетические, исторические, философские, художественно-эстетические взгляды. В фольклоре отражены представления народа о целях, задачах, содержании и средствах воспитания.

Народ - единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Великие художники, поэты, композиторы черпали вдохновение в народе, из народного творчества. Поэтому их творения во все эпохи были доступны и близки народу. У народа же главным мерилом духовности и эстетической ценности всегда оставался труд. Эстетическое воспитание осуществлялось в тесной связи с трудовым.

Использование разнообразных приемов и методов работы с детьми на уроках, включая элементы игры, с целью привлечения внимания, интереса детей к творчеству, пробуждения у них эмоционально-эстетического отношения к предметам и явлениям действительности к процессу рисования и своему рисунку, чувство сопереживания персонажам своих композиций и рассматриваемых произведений художников;

Семья относится к тем незыблемым основам общества, на которых держится жизнестойкость каждой нации и без которых не может существовать этнически здоровое государство. Она выполняет важную роль в формировании личности ребенка как представителя нации и гражданина, в приобщении подрастающего поколения к основным культурным ценностям, труду, нормам поведения в обществе. Знание детьми семейных традиций, обрядов, участие с ранних лег вместе с родителями в народных праздниках и церемониях приобщает их к национальной культуре. В свете этого необходимо воспитывать у учащихся культуру будущей семейной жизни сообразно традиционным ценностям родного народа и его культуры.

Взаимодействие школы с родительской общественностью должно быть нацелено на то, чтобы семейное воспитание не находилось в противоречии с задачами, содержанием и направленностью воспитания в учебном процессе, не затрудняло их адаптацию к школьным требованиям и последующую интеграцию в общественную систему. Национальное воспитание предполагает проведение целенаправленной работы по изучению и возрождению и широкой пропаганде основ национальной народной педагогики среди родителей, воспитанию у них чувства личной ответственности за сохранение и развитие родного языка, культуры. Изобразительное искусство в различных видах его проявления находится в тесной связи с духовным миром народа, выражающейся в философии и истории развития культуры, ощущении и восприятии внешнего мира и его воплощении в материальном продукте. Секреты мастерства передавались из поколения в поколение.

Восстановление народного творчества в виде изобразительного искусства является связующим звеном прошлого с настоящим, настоящего с будущим народа. Каждое произведение, дошедшее до нас, является истиной из прошлого, носит отпечаток жизни, предшествующий нашему времени. В качестве направлении работы по приобщению детей к народным традициям мы выделяем следующие: выявление знаний учащихся народных традиций, умение их использовать в современной жизни, выявление семейных традиций, обрядов, творческие работы младших школьников с использованием средств народной педагогики, воспитательное значение народной педагогики. Соответственно этим направлениям выделены задачи приобщения детей к народному творчеству.

Формы взаимодействия педагога с детьми:

Организационные занятия с детьми (1 раз в неделю):

  • ознакомление с предметным миром;
  • устное народное творчество;
  • изобразительное искусство; народная музыка;
  • народные игры и хороводы;
  • ознакомление с историей России.

Совместная деятельность педагога с детьми.

Самостоятельная деятельность детей.

Приоритетные направления, реализуемые в работе с детьми:

  • Создание атмосферы национального быта.
  • Широкое использование фольклора

Воспитание основ национальной культуры действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие национально-патриотических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений мировоззрения. Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть вокруг нас. Как основной носитель прекрасного, изобразительное искусство также является средством национального воспитания. Анализируя литературу и проведя исследование, мы сделали вывод, что изобразительное искусство является одним из основных средств воспитания основ национальной культуры. Исследование показало, что интерес к изобразительному искусству у младших школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного обучения. Кроме того, изобразительная деятельность обладает большим эмоциональным потенциалом, а сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание и средством национального воспитания.

В какой стране бы ни жил человек – это, прежде всего, должен быть достойный гражданин своего государства с высокими нравственно-моральными качествами, патриотико-гражданской позицией, креативным мышлением, способным к позитивной творческой деятельности в социуме, обладающий коммуникативными способностями.

Перед школой стоит особая задача: вырастить и воспитать гражданина страны. С этой целью воспитательное воздействие осуществляю на традициях народной культуры.

В практике своей работы воспитание детей младшего школьного возраста с использованием элементов народной культуры я реализую через:

В своей работе с детьми младшего школьного возраста я использую русскую народную тематику: малый детский фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику русского языка, многообразие видов русского декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, то есть все те духовные ценности, чем богата наша Великая Родина, что составляет стержень национального характера.

Приобщая детей к нашему русскому эпосу, я пытаюсь воспитывать у них любовь к Родине – России, к ее бессмертному поэту – русскому народу, любовь к прекрасному.

В какой стране бы ни жил человек – это, прежде всего, должен быть достойный гражданин своего государства с высокими нравственно-моральными качествами, патриотико-гражданской позицией, креативным мышлением, способным к позитивной творческой деятельности в социуме, обладающий коммуникативными способностями.

Перед школой стоит особая задача: вырастить и воспитать гражданина страны. С этой целью воспитательное воздействие осуществляю на традициях народной культуры. В практике своей работы воспитание детей младшего школьного возраста с использованием элементов народной культуры я реализую через:

В своей работе с детьми младшего школьного возраста я использую русскую народную тематику: малый детский фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику русского языка, многообразие видов русского декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, то есть все те духовные ценности, чем богата наша Великая Родина, что составляет стержень национального характера.

Патриотическое воспитание в школе должно осуществляться как в процессе обучения, так и во внеурочной и внеклассной деятельности, поскольку этот процесс предполагает широкое использование возможностей учебных дисциплин и включение детей в разнообразные виды социально значимой деятельности, так как в школьные годы раскрывается содержание патриотизма как чувства любви к Родине, заботы об ее интересах, готовности к ее защите от врагов.

Сегодня общество особенно волнует проблема воспитания молодежи в духе патриотизм, и наличие данной проблемы привело к интенсивному поиску пути ее решения.

Свидетельство тому, является то, что государство уделяет серьезное внимание формированию патриотизма у школьников; что нашло отражение в ряде норм и законодательных систем.

Ученический актив, при участии администрации школы, определяет содержание работы, которая включает в себя следующие компоненты:

  • культурно-патриотический;
  • гражданско-патриотический;
  • героико-патриотический;
  • спортивно-патриотический;
  • военно-патриотический.

Учитель разрабатывает план патриотического воспитания, как правило, на учебный год.

Центром культурно- патриотического воспитания может стать этнографический музей, литературная или музыкальная гостиная, клуб по интересам.

Здесь происходит приобщение учащихся к духовным и культурным ценностям, национальным традициям, прививается любовь и интерес к языку и культуре страны, региона, города. Это могут быть:

  • экскурсии по родному краю;
  • посещение спектаклей, выставок, музеев;
  • выпуск стенгазеты;
  • кружки художественного, декоративно-прикладного творчества;
  • ученический театр;
  • конкурсы художественной самодеятельности;
  • встречи с деятелями искусства и культуры, местными поэтами, художниками;
  • тематические воспитательные часы, вечера.

Нельзя ограничиваться только культурой и искусством России, необходимо показать ее место среди мировой культуры.

Привитие интереса к родному языку и культуре осуществляется при помощи:

  • выпуска стенных газет, посвященных родному краю;
  • экскурсий по интересным местам области, связанным с именами деятелей литературы и искусства;
  • экскурсий в музеи;
  • создания и расширения базы школьных этнографических музеев;
  • посещения выставок и выставочных павильонов;
  • туристических поездок по историческим местам;
  • написания сочинений;
  • кружков художественного и декоративно-прикладного творчества;
  • конкурсов чтецов, художественной самодеятельности; театральных студий, кружков.

Работа по патриотическому воспитанию, прежде всего, проводится на уроках общественных дисциплин, русского языка и литературы, допризывной подготовки, физической культуры.

Уроки общественных дисциплин: изучается Конституция, создаваемые условия для демократии и гражданского согласия, свободного, достойного развития личности; прививается уважение к государственной символике; чувство гордости за свою страну и готовность к выполнению социальной роли гражданина.

Уроки русского языка и литературы прививают любовь и уважение к родному языку, литературе, культуре, природе, людям, живущим на этой земле, необходимость беречь и украшать родную землю. Приобщая детей к нашему русскому эпосу, я пытаюсь воспитывать у них любовь к Родине – России, к ее бессмертному поэту – русскому народу, любовь к прекрасному.

Знакомясь с произведениями устного народного творчества, дети отыскивали, собирали загадки, пословицы, поговорки, которые слышали от родителей, бабушек, дедушек.

Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки - в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она - творение народа. Кажется, что сказка построена на чисто “бытовом” сюжете: дедушка и бабушка посадили репку…, дедушка решил обмануть волка, сделал соломенного бычка…, но каждое слово этой сказки - как тончайший штрих на бессмертной фреске, в каждом слове, в каждом образе - игра творческих сил народного духа. Сказка - это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ. Представлю только некоторые из них :Приложение 1.

Но не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению русского языка. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Игра является источником развития сознания ребёнка, произвольности его поведения, особой формой моделирования отношений между ребёнком и взрослым. Игровая среда создаёт обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность. Игровые действия ребёнка, сопровождающиеся высоким эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулом его активности в познании .Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения – дидактические игры. Эти игры, заставляют думать, предоставляют возможность ученику проверить и развить свои способности. Они являются одним из средств развития интеллектуальных способностей.

Цели применения дидактических игр следующие:

интеллектуальное развитие младших школьников;

создание подходящих условий для формирования развития каждого ребенка как личности, развитие его творческих способностей;

индивидуальный подход к каждому ребенку и применение индивидуальных средств обучения;

эмоционально-психологическое развитие младших школьников, которому способствует участие в дидактических играх.

углубление уже усвоенных ранее знаний;

увеличение объема понятий, представлений и сведений, которыми овладевает ученик; они составляют индивидуальный опыт школьника.

Дидактические игры (развивающие, познавательные) способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учат детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.

Дидактическая игра очень важна для развития интеллектуальных способностей младших школьников.

Нельзя ограничиваться только культурой и искусством России, необходимо показать ее место среди мировой культуры. Приобщая детей к русской национальной культуре и её истории, я пытаюсь воспитывать у них любовь к Родине, к русскому народу, любовь к прекрасному. Такая работа позволяет почувствовать себя частью великого целого своего народа своей страны, ценить прошлое и настоящее, заботиться о будущем.

Читайте также: