Для чего проводят конкурсы в школе

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

«Роль олимпиад и конкурсов в развитии

Выполнила :Пивоварова И.В.

Роль олимпиад и конкурсов в развитии ребенка.

Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.

Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием. Основная задача учителя - повышение удельного веса внутренней мотивации учения. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна.

Работу с одарёнными детьми важно начинать уже в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одарённых детей (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам- 30-40%, а к 17 годам- 15-20%.

Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребёнка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию творческого потенциала учащихся.

Одним из направлений по созданию оптимальных условий для развития одарённых детей является участие детей в различного рода дистанционных конкурсах, олимпиадах и викторинах.

Олимпиада - одна из общепризнанных форм работы с одарёнными детьми. Участие в олимпиадном движении играет большую роль в формировании личности ребенка, воспитывая ответственность за начатое дело, целеустремлённость, трудолюбие. Предметные олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к предмету, но и стимулируют активность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой; они помогают школьникам формировать свой творческий мир. С помощью олимпиады ученики могут проверить знания, умения, навыки по предмету не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими.

Современное образовательное пространство сети Интернет предоставляет возможность организовать работу по развитию творческих и интеллектуальных способностей детей посредством участия в дистанционных олимпиадах, конкурсах и викторинах по разным предметам. Дистанционная олимпиада – эффективный способ выявления и развития потенциала одаренных детей. Данный вид деятельности помогает проявить себя детям застенчивым, робким, неуверенным в себе, медлительным, несобранным, которым трудно заставить себя сидеть в классе. Преимуществами дистанционных форм являются: возможность участия независимо от места проживания, проведение в удобное для ребёнка время, возможность совмещения с учебным процессом, отсутствие ограничений количества участников.

Роль олимпиад в развитии ребенка

В первую очередь, стоит отметить огромную роль интеллектуальных конкурсов в становлении личности ребенка, развитии целеустремленности, трудолюбия и ответственности. Участие в олимпиадах, зачастую, предполагает дополнительную подготовку по определенному предмету. Таким образом, совершенствуются знания школьника, пробуждается его интерес к дисциплине, стимулируется желание изучать дополнительную тематическую литературу. К тому же, олимпиады - это отличная возможность сравнить свой уровень и выявить пробелы в знаниях, чтобы в следующий раз не допустить таких же ошибок.

Сегодня, благодаря развитию образовательного пространства во всемирной сети Интернет, даже самые застенчивые школьники смогут принять участие в интеллектуальных соревнованиях. Всевозможные дистанционные олимпиады, викторины , конкурсы - это отличная возможность для ребенка раскрыть свой потенциал и обрести уверенность. К тому же, в них можно принимать участие вне зависимости от места проживания, в удобное время, совмещая их с учебой.

Уже на этапе подготовки к олимпиадам и конкурсам создается особый микроклимат между преподавателями и учащимися, тесная связь, основанная на более доверительных отношениях. Это не только способствует укреплению авторитета учителя, но и в значительной мере формирует отношение ребят к учебному процессу в целом. Участие в олимпиадах стимулируют позитивное отношение к учебе не только на начальных этапах обучения, но и на протяжении всей последующей жизни.

Предметные конкурсы и олимпиады развивают интерес к изучаемым предметам, активизируют инициативность и самостоятельность ребят во время подготовки, в работе с дополнительной литературой. Они развивают активность во внеклассной деятельности, побуждают школьников формировать свой уникальный, особенный внутренний мир.

Олимпиада позволяет ее участникам значительно расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление в нестандартной ситуации.

Среди дистанционных олимпиад и конкурсов можно выделить те, в которых на выполнение заданий отводится более длительное время (2-3 дня). Такой вид работы стимулирует совместную деятельность родителей с учащимися, тем самым способствует формированию позитивного отношения к учебному процессу.

В Интернет пространстве представлены материалы дистанционных конкурсов, олимпиад и викторин по различным предметным областям (математика, языкознание, литература, окружающий мир, информационные технологии, ОБЖ), а также межпредметные конкурсы. Это позволяет учащимся и учителю выбрать наиболее интересную для себя предметную область, а также даёт возможность ребёнку попробовать себя в других областях знаний.

Конкурсы и олимпиады – это еще и импульс к самосовершенствованию, саморазвитию, непрерывному творческому поиску. Нестандартные задания учат школьников преодолевать психологические нагрузки, свойственные работе в незнакомой обстановке, оперативно находить оптимальный выход в нестандартных ситуациях.

В то же время, подготовка и проведение предметных олимпиад и конкурсов требует от организаторов особого подхода. Нужно учитывать, что олимпиада, особенно для младших школьников, – это экстремальная ситуация. Непривычные условия работы, необходимость принятия самостоятельных решений, необычное содержание заданий, ограниченное время на их выполнение. И организаторам и преподавателям особенно важно учитывать психологические особенности каждой возрастной категории участников.

Помимо достижения широкого спектра воспитательных целей, конкурсы и олимпиады способствуют решению многих образовательных задач. Прежде всего, предметные олимпиады и конкурсы – это интеллектуальные соревнования школьников в определенной образовательной области. Они позволяют выявить не только знания фактического материала, но и умение эффективно применять их в новых условиях, требующих нестандартного подхода и творческого мышления. Для успешного решения олимпиадных заданий необходима мобилизация всего творческого потенциала, исследовательских навыков и смекалки.

Полученный опыт каждого участника олимпиады или предметного конкурса, безусловно, станет полезным дополнением к основной школьной программе, стимулом к углублению своих знаний по отдельным предметам. Он способствует расширению кругозора и интеллектуальному росту учащихся.

Кроме того, с помощью подобных конкурсов и олимпиад ребята могут самостоятельно проверить знания, сравнить свой уровень со сверстниками.

Каждый ребёнок, принимающий участие в конкурсах и олимпиадах, преследует свои определенные цели. Тем не менее, важно помнить о том, что все олимпиадники, как правило, получают свидетельства и дипломы. Это не только способствует формированию правильной самооценки, но и помогает профессиональному самоопределению, является прекрасным дополнением к аттестату или характеристике, что особенно актуально для старшеклассников при переходе на очередную ступень образования.

Современное общество требует от человека умения не просто выполнять поставленные задачи, а эффективно действовать в нестандартных ситуациях, самообучаться на протяжении всей жизни. Уровень образованности человека напрямую влияет на его профессиональную и социальную мобильность, открывает новые возможности для роста и совершенствования. Поэтому педагоги советуют развивать способности детей, начиная с самого раннего возраста.

Что дают различные конкурсы и состязания школьникам на практике?

Олимпиадное движение в России

В России существует несколько видов интеллектуальных конкурсов, некоторые из которых могут открыть серьезные перспективы для школьников:

Олимпиады от Министерства просвещения РФ . Такие интеллектуальные соревнования проводят централизованно в школах. Они направлены на оценку уровня знаний по различным предметам среди всех школьников страны. Традиционно олимпиады проходят в несколько этапов: школьная, местная, региональная, заключительный тур (Всероссийская олимпиада) и международная олимпиада. Попадают ученики на эти олимпиады в соответствии с уровнем своей успеваемости по предмету. Учитель выбирает сильнейших и готовит их ко всем этапам. Утилитарная цель поступить по итогам олимпиады в вуз появляется не сразу. По крайней мере, ученики об этом задумываются не всегда. Однако шансы действительно есть, но только у тех, кто пройдет на всероссийский уровень. Победа в таких олимпиадах на заключительных этапах (победа во Всероссийской олимпиаде школьников, в международной олимпиаде), поощряется при поступлении в государственные колледжи и вузы дополнительными баллами.

Олимпиады от различных фондов и организаций , часто платные. Победа в таких соревнованиях не поможет школьнику поступить в университет, но может принести кругленькую сумму, так как основной приз — стипендия на изучение какого-либо предмета за границей либо грант на реализацию идеи. Ну и в портфолио грамоты о победах лишними не будут.

Насколько полезны олимпиады?

У многих школьников возникают сомнения в победе на всероссийском уровне. Риск провала существует и он велик. Но попытка участия даёт шанс, который не следует игнорировать. И если школьник с первого класса участвует в олимпиадах, уже знает все их тонкости, многому научился, готовится и старается, то победить, возможно, и гораздо проще, чем, придя впервые на олимпиаду в 10-11 классах. Нельзя забывать о привилегиях в случае победы на олимпиаде. Победители и призёры по решению образовательного учреждения в течение одного года с момента утверждения списков победителей и призёров олимпиады имеют право на получение одной из следующих льгот в зависимости от уровня конкурса:

  • быть приравненным к лицам, набравшим максимальное количество баллов ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады;
  • быть приравненными к лицам, успешно прошедшим дополнительные вступительные испытания профильной, творческой или профессиональной направленности по предмету, соответствующему профилю олимпиады, в порядке, определяемом приёмной комиссией образовательного учреждения;
  • быть зачисленным в образовательное учреждение без вступительных испытаний на направления подготовки (специальности), соответствующие профилю олимпиады;
  • получить стипендию или грант на учебу, в том числе за пределами России.

Но все равно многие школьники отказываются от участия в олимпиадах, так как не видят смысла тратить своё личное время на подготовку, а учителя не пытаются объяснить им какую выгоду можно извлечь из интеллектуальных конкурсов. Из-за недостатка информации одаренные ребята упускают возможность поступить в престижный вуз за счет государственных средств или даже выиграть солидную денежную премию. Но и это не все преференции, которые можно получить от самого конкурса и подготовки к нему. Есть еще более ценные приобретения:

Именно таких навыков многим не хватает не только в школе, но и в работе и общении с друзьями и близкими. И именно умение аргументировать свою позицию и не бояться устных выступлений прекрасно развивают олимпиады и особенно конкурсы.

Как начать участвовать в олимпиадах

Задача родителей, педагогов — вовремя заметить способности ребенка и создать условия для их развития: найти подходящий факультатив, кружок или заниматься самостоятельно. Также нужно помочь поискать информацию о конкурсах, где школьник сможет проявить себя, продемонстрировать свои знания. Но главное — нужно уметь поддержать интерес ребенка к интеллектуальному труду.

Сегодня для нас чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Одной из приоритетных задач становится формирование творчески, смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями.

Современное общество испытывает большую потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Обществу необходим Человек – Творец, интеллектуальная личность, человек одарённый, объектом пристального внимания является развивающаяся личность с её внутренним миром, интересами, потребностями, творческими возможностями.

Одаренные, талантливые дети и молодежь — это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. И именно данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активностиучащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации. Необходимыми параметрами развития признаются мышление, творческие способности, личностные качества. Вместе с тем креативный потенциал личности не формируется сам по себе, спонтанно. Его нужно развивать.

На развитие креативности оказывают влияние следующие факторы:

специально организованное обучение;

собственная активность ребенка, его удовольствие и радость от творческой деятельности;

окружающий социум (родители, педагоги, дети).

Выделяют несколько направлений работы, сопутствующих развитию одаренности ребенка:

развитие любознательности как основы познавательной активности;

развитие познавательных процессов;

развитие творческого воображения;

обогащение представлений об окружающем мире.

развитие эмпатии, воспитание доброжелательности, умения договариваться и уступать, преодоление эгоцентризма.

Таким образом, возникает необходимость создания оптимальной среды для ребенка, которая будет:

1. Способствовать обогащению ребенка широким спектром эстетических впечатлений.

2. Направлять их творческую активность.

3. Вызывать желание экспериментировать.

4. Создавать основу для разнообразных видов детской деятельности в едином культурном пространстве.

5. Создавать для детей ситуацию успеха - участие в фестивалях, конкурсах, городских мероприятиях, детских конференциях, семинарах, олимпиадах.

Для начала необходимо определить, что такое творчество и творческая личность:

Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано или сделать по-новому, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству, а творчество - это целенаправленная деятельность человека, создающая новые ценности, обладающие общественным значением.

В чем проявляет себя творческая личность?

✓ Чувствительна к проблемам: распознает проблемы как таковые, ставит привычное под сомнение, разведывает новые возможности

✓ Мыслит гибко. Ориентируется в различных областях, широкий кругозор.

✓ Оригинальна, комбинирует различные находки.

✓ Работа приносит ей удовольствие.

✓ Вынослива, упорна, энергична, не останавливается на достигнутом.

✓ Уверена в своих оценках. Фильтрует перспективные идеи, распознает удачные решения.

Положительный опыт, приобретенный во время участия в соревнованиях, может впоследствии найти отражение в активном образе жизни на протяжении многих лет.

Таким образом, создавая условия для формирования у подрастающего поколения активной жизненной позиции, конкурсы и фестивали выполняют важнейшую функцию развития и социализации детей.

Социализация - это процесс вхождения индивида в общество, активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе. Если творчество не станет ценностной ориентацией в юношеский период, то существует вероятность, что оно не будет сформировано и в будущем. Следовательно, не поддержав в этом возрасте развитие личностного творческого потенциала, мы обрекаем личность на большие трудности. Поэтому большая роль отводится творческому развитию личности. Это растянутый на всю жизнь процесс обучения своему социальному месту.

Итак, конкурс и фестиваль – действенный способ побудить творческую активность ребёнка. Одной из главных целей в проведении конкурсов и фестивалей является поиск одаренных, творческих, талантливых детей, для организаторов важно открыть новые имена и поддержать их творчество.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день в педагогике искусства и психологии существует две крайние точки зрения:

Сторонники одной из них полагают, что одаренность — уникальное явление, другие считают до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий.

Выделяют несколько категорий детей, которых обычно и называют одаренными:

- дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);

- дети с высоким уровнем творческих способностей - юные художники и др. (творческая одаренность);

- дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

Творческая деятельность, которая осуществляется по инициативе самого ребенка, постоянно совершенствуется, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы. Именно эту точку зрения, как педагог, я разделяю, поэтому в работе с детьми особое значение для меня имеет собственная активность ребенка.

Конкурсы являются важной характеристикой роста и развития детей. Организованные на должном уровне соревнования могут быть полезны как для общего развития ребенка, так и сыграть активную роль в формировании необходимых для него волевых качеств, укрепления, закалки характера.

Через соревнование ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается, приобретает уверенность в своих силах, учится рисковать, приобретает первый опыт "разумного авантюризма".

Положительный опыт, приобретенный во время участия в соревнованиях, может впоследствии найти отражение в активном образе жизни на протяжении многих лет.

Творчески одаренные подростки общительны и склонны к широким социальным контактам, их следует включать в активную общественную и творческую деятельность, тем более что они обычно показывают большую эмоциональную стабильность и достаточно спокойно относятся к критике и собственным ошибкам.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что участие в творческих фестивалях и конкурсах наиболее благоприятное воздействие может оказать на развитие отдельной личности и коллектива именно в школьном возрасте.

В целом можно выделить личностные качества, позитивно и негативно влияющие на развитие одаренности:

∙ позитивно влияют на становление одарённости - познавательная мотивация, развитый мотив достижения успеха, общая адекватная самооценка, низкий уровень тревожности, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость;

∙ негативно воздействуют на возможности реализации творческого потенциала детей и подростков - несформированность мотивационной сферы, развитый мотив избегания неудач, заниженная или чрезмерно завышенная самооценка, повышенная чувствительность, высокий уровень тревожности, неуверенность в себе и своих способностях.

Поэтому при работе с детьми важно учитывать, что необходимым условием развития творческой одаренности школьников является соблюдение принципов гуманистической психологии — безоценочности, принятия, безопасности, поддержки.

Одна из важнейших задач на этом этапе - формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру.

Конкурс и фестиваль - действенный способ побудить творческую активность ребенка

Одним из самых действенных способов побудить творческую активность - это предложить участие в творческом мероприятии, а также в фестивале или конкурсе. Детям хочется себя показать и на других посмотреть, им важн о и само участие в творческом состязании, но не менее важно получить признание своей творческой деятельности, т.е. победить. Задача меня, как педагога, помочь в самореализации и так организовать свою работу, чтобы эта часть его творческого пути была успешной.

Конкурсная практика характеризуется целым комплексом целей. Одна из них - развитие учащихся, в процессе которого выступление на конкурсе становится итогом определенного этапа совместной работы ученика и преподавателя, весьма ценным показателем ее качества. От школьной системы контроля успеваемости детей - зачетов, экзаменов, контрольных уроков, открытых концертов - конкурсы отличаются наличием соревновательного компонента, требующего особенно высокой степени мобилизации способностей и усилий как детей, так и педагогов.

Открывается возможность выйти за пределы рутинного учебного процесса, постоянного круга общения: получать новые впечатления от общения с коллегами, расширять во многих отношениях профессиональный кругозор, сравнивать собственные достижения с успехами коллег, видеть и оценивать общий уровень детской исполнительской культуры и т. п.

Существуют разного типа конкурсы. В первую очередь нужно четко понимать, в чем особенности и различия конкурса и фестиваля, а также выстраивать постепенный, последовательный график участия в них. При этом нужно учитывать многие факторы: реальные способности, степень подготовленности, степень конкурентоспособности своего ученика, понимать и адекватно оценивать каковы его шансы на успех.

Конкурс - (от латинского concursus, буквально — стечение, столкновение, встреча). Соревнование, имеющее целью выявить лучших из числа участников.

А значит - борьба. И чем выше уровень конкурса или фестиваля, выше и уровень конкурсной конкуренции, она достаточно жесткая, и участники должны обладать не только профессиональными навыками, но иметь большой опыт публичных выступлений.

Фестиваль - широкая общественная праздничная встреча, сопровождающаяся смотром достижений каких-нибудь видов искусства.

Участие в фестивале дает возможность получить опыт творческого общения, которое возникает в пространстве праздника, ощутить радость творческого процесса, пообщаться в неформальной обстановке со своими ровесниками.

Конкурсы-фестивали, ставшие популярными в последнее время и значительно обновившие современную конкурсную практику, больше отвечают культурнообразовательным потребностям общества. Объединяя в себе задачи фестиваля и конкурса, такой творческий проект дает больше свободы и вариативности в организации, возможность представить несколько детское творчество более широко, организовать мастер-классы для наших учащихся с участием профессионалов высокого уровня.

Главная направленность такой программы - развитие творческой личности учащихся. Не менее важно вовлечение в этот процесс родителей, которые не всегда верно понимают цели и смысл соревнования юных художников, а в русле конкурса-фестиваля естественно вовлекаются в дело художественного воспитания ребенка.

В конкурсах-фестивалях создается ситуация, не травмирующая детскую психику, что, к сожалению, часто происходит в ходе традиционных конкурсов.

Вообще не участвовать в конкурсах и фестивалях? Мне такая позиция представляется неверной, потому что конкурсы и фестивали – это большая школа мастерства, только сжатая временными рамками 3-5дней. И опыт показывает, что, принимая участие в конкурсах и фестивалях, и ученика и педагога происходит качественный профессиональный рост, каждый получает максимум впечатлений, информации, практического опыта.

Для детей это возможность показать свои достижения, быть услышанным зрителем, а также в ситуации творческого состязания получить путевку на конкурсы городские, окружные, всероссийские и международные. Участие в нем дает возможность нашим воспитанникам оценить свои возможности, увидеть, уровень других.

Победа на творческом конкурсе - это признание творческой состоятельности, она дает большие возможности в реализации творческого потенциала победителям, а также имеет не только моральное удовлетворение.

Но запоминаются фестивали и конкурсы не только одержанными победами, а теми встречами, знакомствами, впечатлениями, которые мы на них получаем. И от того, какая атмосфера царит на фестивале, зависят и конкурсные результаты, и то, что вынесет в плане творческого роста каждый участник.

Вывод. Участие в конкурсах важная составляющая творческой жизни ребенка, в ней заложены огромные образовательные возможности, главное ими правильно воспользоваться. Потому что каждому, а тем более ребенку важно знать, что его творчество востребовано и оценено по достоинству. Ему важен успех, и от нас взрослых зависит - будет ли эта конкурсная и фестивальная жизнь интересной, полезной и ведущей к успеху.

Выбор конкурса, организация и содержание подготовки к конкурсу – это ежедневная, сложная и не всегда победная работа преподавателя. Главное не опускать рук и не терять веры в свое преподавательское предназначение - быть проводником в мир искусства для своих учеников. От нас с вами зависит, что собой будут представлять конкурсы и фестивали сегодня – образовательное пространство и территорию творческого роста или выставку достижений и амбиций. В одном я убеждена точно, что запоминаются фестивали и конкурсы не столько победами, сколько впечатлениями, которые после них остаются. Теми открытиями, которые там произошли. Теми встречами, которые там состоялись, контактами которые завязались.

Когда ты осознаешь себя как часть творческого сообщества, ты чувствуешь свою включенность в большой созидательный процесс духовной, культурной жизни.

За последние годы мои ученики приняли участие в во многих фестивалях – конкурсах международного, всероссийского и регионального уровней. Кроме наград и призов приобрели опыт соревновательности, выросли в своём профессиональном мастерстве, стали более профессионально оценивать свои работы и работы других конкурсантов.

Положительный опыт, приобретенный во время участия в соревнованиях, может впоследствии найти отражение в активном образе жизни на протяжении многих лет. Таким образом, создавая условия для формирования у подрастающего поколения активной жизненной позиции, конкурсы, фестивали и праздники выполняют важнейшую функцию развития и социализации детей. Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что участие в творческих фестивалях, праздниках и конкурсах наиболее благоприятное воздействие может оказать на развитие отдельной личности и коллектива в целом именно в подростковом возрасте.

Конкурсы — это соперничество, а здоровое соперничество полезно, потому что помогает развивать лидерские качества, приучает ребёнка ставить перед собой цели и идти к ним, раскрывает потенциал. Но в деле соперничества и участия в конкурсах легко перегнуть палку.

Как сделать участие в конкурсах здоровым и полезным для психики? Рассказываем!

детские соревнования

Полезно ли участвовать в конкурсах и соревнованиях?

Суть конкурса не важна — это может быть забег, соревнование песен или танцев, хакатон для программистов. Важно другое: чем бы это ни было, оно подталкивает ребёнка соревноваться с другими, будит в нём чувство азарта и желание оказаться первым.

Конкурсы помогают детям развивать эмпатию и умение сопереживать, уважительно относиться к своим соперникам. Дети учатся работать в команде, быть упорными и настойчивыми. И наконец — самое важное — они учатся совершать ошибки и понимать, что проигрыш не равнозначен поражению. Любой шаг — это бесценный опыт, на котором человек строит своё будущее, и проигрыши в конкурсах тоже становятся фундаментом для этого.

Подобный опыт, полученный в юном возрасте, способствует формированию более здоровой самооценки. Проигрыши и ошибки не становятся для человека чудовищной трагедией — просто поводом приложить чуть больше усилий.

Вредно ли участвовать в конкурсах?

Если всё так здорово, откуда вообще берётся вопрос, вредно ли участвовать в конкурсах? Исследования показали, что соперничество не помогает мотивировать детей, даже наоборот, приводит к неравенству и стрессу из-за постоянного давления. Если речь идёт об активностях, которые искренне нравятся ребёнку (спорт, творчество, наука), то участие в конкурсах может вовсе отвратить подростка от любимого занятия.

В некоторых ситуациях участие в конкурсах может привести к понижению самооценки. Дети чувствуют себя потерянными и поверженными, менее любимыми родителями и педагогами, усталыми и грустными. Они чувствуют, что зря приложили силы и потратили время на попытки достичь какой-либо цели. И всё это происходит по одной единственной причине — соперничество в конкурсе было изначально нездоровым.

Ключ — в здоровом соперничестве!

Как помочь ребёнку сформировать именно такое мышление? Так:

  • говорите о конкурсах в позитивном ключе — это опыт в любом случае, и участие, как бы заезженно это ни звучало, действительно важнее победы;
  • главное — получить опыт и бесценные знания, необходимые самому ребёнку, а не школе, кружку или секции;
  • поражение — тоже часть пути на вершину, и это очень важно понимать;
  • радуйтесь полученному опыту ребёнка, тому, что он набрался сил и поучаствовал, поддерживайте его в любом случае.

Конкурс должен вызывать у ребёнка положительные эмоции, радость и предвкушение. Это не тягостная обязанность, а нечто интересное, и к потенциальному поражению ребёнок должен относиться совершенно спокойно. Конкурс — это веселье, возможность познакомиться с единомышленниками, развить собственные умения и таланты, наметить цели на будущее.

Если конкурс вызывает у ребёнка тревогу и нежелание участвовать, если малыш очевидно не готов к поражению, и если предыдущие попытки побывать на соревнованиях привели к огорчению или ссоре с друзьями, возможно, пока стоит воздержаться от конкурсов и вместо этого сфокусироваться на восстановлении самооценки и поиске причин болезненного психоэмоционального состояния.

иконка сердечка

Как сохранить хорошие отношения в большой семье

Как сохранить хорошие отношения в большой семье

Как выбрать качественное и здоровое детское питание?

Как выбрать качественное и здоровое детское питание?

​Комбинезон-трансформер для мальчика: две стильные вещи по цене одной!

​Комбинезон-трансформер для мальчика: две стильные вещи по цене одной!

На тёплую погоду — нежная ветровка для девочки С-640!

На тёплую погоду — нежная ветровка для девочки С-640!

Читайте также: