Для чего нужны чистоговорки в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Чистоговорка — малый жанр фольклора; народно-поэтическая шутка, заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого – то звука при регулярном их повторении.

Организм ребенка дошкольного возраста находится в активном развитии. Речевой аппарат не является исключением, поэтому задача окружающих взрослых больше способствовать развитию.

Среди эффективных средств развития звуковой культуры действующее место принадлежит чистоговорки.

С их помощью педагог имеет возможность наладить произнесения дошкольником определенного звука или звукосочетания. Главное, заставить ребенка четко их артикулировать. Произносить их целесообразно сначала медленно, чётко артикулируя каждый звук, словно говоришь глухому человеку, который умеет читать по губам. А затем темп следует увеличивать, но не снижая качества произношения. Можно проговаривать чистоговорки сначала шёпотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем – громко, с такой же активностью органов артикуляции. Или можно произносить текст вначале со сжатыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторить фразы с разжатыми зубами.

В чем значение использования чистоговорок в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста?

Чистоговорки находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательным и интересным предполагаемый к изучению материал (а то, что делается без интереса - не запоминается или запоминается с трудом);

Чистоговорки помогают одновременно с речевыми задачами решать задачи психического, умственного и нравственного воспитания;

Чистоговорки помогают эффективно решить новые поставленные задачи по звуковой культуре речи в интересной форме;

Чистоговорки помогают эмоционально провести физкультминутку, дать возможность снять напряжение;

Чистоговорки как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата, закреплению правильного произношения звуков.

Каковы приемы работы с чистоговоркой?

Учитывая, что для дошкольников характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, многие приемы строятся с опорой на демонстрационный материал: картинки, фишки, схемы-символы и др.

Как известно, детям нравится рифмовать слоги, слова. Это не только доступное и несложное занятие для детей 5-6 лет, но и очень увлекательное.

Чистоговорка - это зарифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Использование чистоговорок в коррекции звукопроизношения – один из наиболее эффективных способов отработки, закрепления звуков в речи. Работа с чистоговорками нацелена на отработку звукопроизносительной стороны речи, развитие фонематической стороны речи, силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а так же коррекцию лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.

Чистоговорки используются не только на логопедических занятиях, но и на музыкальных, физкультурных, в режимных моментах.

Дети поют чистоговорки, сопровождают пение движениями. На физкультуре чистоговорки применяются в упражнениях на согласование речи с движениями.

Воспитатели так же могут использовать чистоговорки и в закреплении материала, и в режимных моментах.

Например, одевая детей на улицу, можно проговаривать: ны-ны-ны – оденем мы штаны, ни-ни-ни – куртку застегни, се-се-се – оденемся мы все и т.д.

Дети с удовольствием придумывают чистоговорки самостоятельно и рисуют к ним иллюстрации.

Виды заданий для работы с чистоговорками:

1.Автоматизация звука, работа над выразительностью, дикцией.

-произносим с различной интонацией;

-произносим голосом разным по тембру (как мишка, как мышка);

-произносим тихо или громко;

-произносим в разном темпе (медленно или быстро);

-произносим, меняя место логического ударения.

2. Развитие фонематического слуха, звукового и слогового анализа и синтеза.

- добавляем слог с определённым звуком:

Сы-со-са – на бумаге поло… (са).

Су-са-сы – у девчушки две ко… (сы) и т.д.

-прошагаем по слогам:

Ла-ла-ла – ост-ра-я пи-ла.

Ча-ча-ча – на-ша ка-ша го-ря-ча.

-закончим чистоговорку (выбираем слово с соответствующим слогом):

Са-са-са – … (каша, коза, коса)? Са-са-са – коса.

Ро-ро-ро – (ведро, весло, верно)? Ро-ро-ро – ведро.

-повторяем без ошибок:

Су-шу, су-шу – я письмо пишу.

За-жа, за-жа – есть иголки у ежа.

-поменяем звуки:

3. Совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи.

На материале чистоговорок можно учить детей изменять форму слова, образовывать слова, согласовывать их между собой, употреблять предлоги, составлять предложения и небольшие рассказы.

- изменяем форму слова:

Са-са-са – вот опять идёт … (лиса).

Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы).

Су-су-су – дети видели … (лису).

Сой-сой-сой – волк погнался за …(лисой).

Се-се-се – много сказок о … (лисе).

Ис-ис-ис – в лесу есть много … (лис) и т.д.

4.отвечаем чистоговоркой на вопрос (признаки, действия):

Ра-ра-ра – какая детвора? Ра-ра-ра – весёлая, шумная, дружная детвора

Ра-ра-ра – что делает детвора? Ра-ра-ра – играет, напевает, танцует детвора

5. подбираем слово с заданным звуком (с опорой на слова-признаки):

Са-са-са – хитрая, рыжая, пушистая? Са-са-са – это лиса.

-отвечаем чистоговоркой на вопрос (можно использовать схемы, картинки):

Ла-ла-ла – где юла? Ла-ла-ла – в столе юла, на столе юла, под столом юла

-называем слова, противоположные по значению:

Ра-ра-ра – высокая гора. Ра-ра-ра – низкая гора.

Ро-ро-ро – полное ведро. Ро-ро-ро – пустое ведро и т.д.

Лу-лу-лу – стул в углу. Лу-лу-лу – стульчик в углу.

Ре-ре-ре – искра в костре. Ре-ре-ре – искорка в костре и т.д.

6. Придумываем рассказ по картинке или вопросам:

Са-са-са – кто это? Са-са-са – это лиса.

Са-са-са – какая лиса? Са-са-са – рыжая лиса.

Са-са-са – что же делает лиса? Са-са-са – гуляет по лесу лиса.

Са-са-са – кого встретила лиса? Са-са-са – волка встретила лиса и т.д.

7. Интонационное выделение слова в чистоговорке.

Цель: учить детей интонационно выделять слова в чистоговорке.

Воспитатель говорит чистоговорку, а затем задает вопрос, голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок отвечает, выделяя голосом слово ответ.

ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ-ТРАВКУ ДАЛИ МЫ КОЗЕ

ВОПРОС: КОМУ МЫ ДАЛИ ТРАВКУ?

ОТВЕТ: ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ - ТРАВКУ ДАЛИ МЫ КОЗЕ.

ВОПРОС: ЧТО МЫ ДАЛИ КОЗЕ?

ОТВЕТ: ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ – ТРАВКУ ДАЛИ МЫ КОЗЕ.

8. Пропевка чистоговорки на мотив русской народной песни или другой мелодии.

Цель: развивать фонематический слух.

Воспитатель пропевает чистоговорку и просит детей повторить или пропеть по-другому.

ХА-ХА-ХА – НЕ ПОЙМАТЬ НАМ ПЕТУХА

9. Инсценировка чистоговорки.

Цель: закрепление четкого произношения звуков.

Воспитатель произносит чистоговорку и просит повторить и показать ее.

ЖУ-ЖУ-ЖУ – ПРОЛЕЧУ И ПРОЖУЖЖУ (ребенок бежит по группе с разведенными в сторону руками и жужжит).

10. Закончи чистоговорку.

Цель: учить подбирать слово с заданным звуком.

ОК-ОК-ОК – БАБОЧКА СЕЛА НА …(ЦВЕТОК, ЛИСТОК, ГРИБОК, БОТИНОК, НОСОК И Т. Д.)

Цель: упражнять в четком произношении звуков в словах

Воспитатель произносит чистоговорку, а дети подговаривают только конец:

ШИ-ШИ-ШИ - ЧТО-ТО ШЕПЧУТ КАМЫШИ.

ШАХ-ШАХ-ШАХ – ЭТО УТКА В КАМЫШАХ.

ШЕЙ-ШЕЙ-ШЕЙ- ВЫХОДИ ИЗ КАМЫШЕЙ.

ШАХ-ШАХ-ШАХ – НЕТ УЖ УТКИ В КАМЫШАХ.

ШИ-ШИ-ШИ – ЧТО ЖЕ ШЕПЧУТ КАМЫШИ?

12. Проговори и прохлопай.

Цель: упражнять в четком произношении звуков в слогах и словах.

Воспитатель проговаривает чистоговорку – дети проговаривают и прохлопывают ритмический рисунок:

АФ-АФ-АФ - С ВЫСОТЫ ГЛЯДИТ ЖИРАФ

13. Проговори чистоговорку, подбрасывая мяч вверх.

Цель: упражнять в четком произношении звуков в слогах и словах.

Воспитатель произносит чистоговорку – дети повторяют, подбрасывая мяч вверх.

РА-РА-РА – ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ ИГРА

14. Проговори чистоговорку, перекладывая мяч из одной руки в другую.

Цель: упражнять в четком произношении звуков в слогах и словах.

Воспитатель произносит чистоговорку – дети повторяют, перекладывая мяч из одной руки в другую.

ЖА-ЖА-ЖА – В НАШЕМ ТОРЕ ТРИ КОРЖА

15. Скажи, какой или какая?

Цель: автоматизировать звук во фразовой речи.

Воспитатель проговаривает чистоговорку и задает вопрос. Ребенок отвечает чистоговоркой, вставив подходящее прилагательное.

Воспитатель: ЛА-ЛА-ЛА – КАКАЯ ЮЛА?

Ребенок: ЛА-ЛА-ЛА – СИНЯЯ ЮЛА? (КРАСИВАЯ, МАЛЕНЬКАЯ, ЗВУЧАЩАЯ и т. д

16. Составь чистоговорку по картинке.

Цель: учить составлять чистоговорки, упражнять в четком произношении звуков во фразе.

Воспитатель просит посмотреть на картинку и придумать по ней чистоговорку:

ОК-ОК-ОК – ЭТО ДЕТСКИЙ ГОРОДОК.

ОК-ОК-ОК - КАКОЙ КРАСИВЫЙ ТЕРЕМОК.

РЫ-РЫ-РЫ - РОМА КАТИТСЯ С ГОРЫ.

РА-РА-РА - ОЧЕНЬ РАДА ДЕТВОРА.

17. Скажи где?

Цель: учить детей употреблять предлоги, четко проговаривая звуки в словах.

Воспитатель перемещает игрушку в пространстве, задавая вопрос о ее местонахождении в форме чистоговорки. Ребенок отвечает чистоговоркой.

Воспитатель: ИК-ИК-ИК – ГДЕ ШАРИК?

Ребенок: ИК-ИК-ИК – НА СТОЛЕ ШАРИК.

ИК-ИК-ИК – ЗА ШКАФОМ ШАРИК.

ИК-ИК-ИК – ПОД СТУЛОМ ШАРИК.

ИК-ИК-ИК – В РУКЕ У МАШИ ШАРИК.

18. Посчитай.

Цель: учить согласовывать имена существительные с именами числительными в чистоговорке.

Воспитатель показывает ребенку предмет и говорит чистоговорку:

АШ-АШ-АШ – ЭТО КАРАНДАШ.

Потом показывает много предметов и просит их сосчитать:

ША-ША-ША – ДВА КАРАНДАША…

ШЕЙ-ШЕЙ-ШЕЙ – ПЯТЬ КАРАНДАШЕЙ

19. Выложи фишками.

Цель: учить детей выделять каждое слово в чистоговорке и четко его произносить.

Воспитатель произносит чистоговорку, а дети выкладывают ее фишками, а затем произносят, шагая пальчиками по фишкам.

ЦО-ЦО-ЦО-КРАСИВОЕ БЛЕСТЯЩЕЕ КОЛЬЦО

20. Придумай чистоговорку.

Для этого берется последний слог слова, со звуком над которым нужно поработать и он повторяется несколько раз. Например, при работе над четким произношением звука [Ж], берем слово еж, для чистоговорки берем слово ежа. Составляем основу: жа-жа жа - ……..ежа.

А теперь придумываем чистоговорку для использования в различных интегративных областях:

- Жа-жажа – видели в лесу ежа; (познание)

- Жа-жа-жа – на поляне три ежа; (познание)

- Жа-жа-жа – нарисовали мы ежа; (художественно-эстетическое развитие)

- Жа-жа-жа – дом построим для ежа; (познание)

- Жа-жа-жа – колючие иголки у ежа; (безопасность)

- Жа-жа-жа – покормили мы ежа; (труд)

- Жа-жа-жа – расскажи нам про ежа; (развитие речи).

ПАМЯТКА.

Как правильно разучить скороговорку вместе с ребёнком.

Прочитайте скороговорку медленно.

Предложите ребёнку подумать, о чём говорится в скороговорке.

Предложите послушать, какие слова похожи друг на друга по звучанию.

Пусть ребёнок проговорит скороговорку медленно вслух, постарается запомнить.

Теперь пусть он проговорит скороговорку шёпотом несколько раз: сначала медленнее,
потом быстрее.

Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Они служат для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи. Для чего нужны чистоговорки

Ритмичные чистоговорки для детей предназначены для устранения речевых дефектов. Они учат чёткому произношению отдельных звуков, сочетающихся в предложения. Согласные и гласные рифмуются в фразу, приобретая особенную мелодичность.

ВложениеРазмер
Чистоговорки по темам 25.07 КБ

Предварительный просмотр:

Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Они служат для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи. Для чего нужны чистоговорки

Ритмичные чистоговорки для детей предназначены для устранения речевых дефектов. Они учат чёткому произношению отдельных звуков, сочетающихся в предложения. Согласные и гласные рифмуются в фразу, приобретая особенную мелодичность.

Подобные упражнения проводятся чаще всего в игровой форме. Значение их чрезвычайно велико. Это не только артикуляция, ликвидация имеющихся проблем с речью, но и постановка дикции, заниматься которой необходимо уже с ранних лет. Например, чистоговорки на звуки помогают повысить речевую активность и правильно проговаривать слова.

С помощью упражнений развивается фонематический слух. В результате занятий малыш научится анализу звукового ряда и разбиению слов по слогам. Благодаря рифме материал лучше усваивается и воспринимается даже самыми маленькими учениками.

Как работать с чистоговоркой

Применять чистоговорки можно, проговаривая предложения с выбранным звуком поочерёдно, совместно или со сменой эмоциональной окраски в голосе. Процесс этот серьёзный и ответственный, но с долей иронии.

Прочитайте ребенку чистоговорку обычным темпом

Прочитайте чистоговорку медленно, делая акцент на отрабатываемом звуке.

Ребенок медленно повторит за вами чистоговорку по слогам несколько раз.

После нескольких повторений малыш выучит чистоговорку и может немного добавить темп.

Усвоив чистоговорку, можно переходить к следующей.

Освоив произношение фразы или стихотворения, попросите ребенка повторить ее снова, рисуя при этом на листке волнистую линию, например. Так будут работать сразу оба полушария головного мозга.

✅Для закрепления правильного произношения согласных звуков и их автоматизации. Таких чистоговорок превеликое множество. Их можно найти в Интернете или в логопедических книжках, а можно и самим придумать.

Кстати, последний способ особенно ценен как для мамы, так и для малыша. Маме, придумывая очередную чистоговорку, не обязательно отвлекаться от домашних дел, а у малыша возникнет желание как можно чаще повторять этот шуточный стишок: ведь его сочинила МАМА.

Придумать такие чистоговорки совсем несложно. Маме нужно только посмотреть вокруг, и можно найти множество примеров. Главное, чтобы звук, который нужно автоматизировать или научиться произносить правильно присутствовал в последнем слоге чистоговорки. Приведу несколько примеров:

Жа - жа - жа - есть ежата у ежа.

Ла - ла - ла - быстро вертится юла.

Сы - Сы - Сы. У деда длинные усы.

Аш аш-аш - у Марины. (карандаш).

Жа – жа – жа – мы в лесу нашли. (ежа).

✅Для вырабатывания четкой речи . У каждого ребенка речь развивается по-своему: кто-то без труда пополняет свой словарный запас, фразы становятся развернутыми, а кому-то нужно помочь. Вот здесь можно и нужно применить чистоговорку, которая поможет дошкольнику в развитии слухового внимания и правильного восприятия речи. Это происходит благодаря слоговому компоненту, который есть в шуточном стихотворении. Если ребенок будет часто использовать чистоговорки в речи, то сам не заметит, как его речь станет чистой и четкой.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Все мы знаем, что организм ребенка дошкольного возраста находится в активном развитии и речевой аппарат не является его исключением. Наша задача как логопедов не только научить ребенка четко и правильно произносить звуки, но и быстрее, качественнее автоматизировать их в связной речи.

Все мы знаем, что ввиду несформированности мотивационной сферы очень трудно вовлечь детей в активное участие в процессе автоматизации звука, а это очень важно для получения максимального результата. Вот такой мотивацией может служить - чистоговорка.

В чем значение использования чистоговорок в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста?

Чистоговорки находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательным и интересным предполагаемый к изучению материал (а то, что делается без интереса - не запоминается или запоминается с трудом);

- помогают одновременно с речевыми задачами решать задачи психического, умственного и нравственного воспитания;

- помогают эффективно решить новые поставленные задачи по звуковой культуре речи в интересной форме;

- помогают эмоционально провести физкультминутку, дать возможность снять напряжение;

Чистоговорки как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата, закреплению правильного произношения звуков.

Чистоговорки способствуют:

- совершенствованию мелкой моторики;

- совершенствованию слоговой структуры слова;

- совершенствованию речевого дыхания;

- развитию темпа речи;

- развитию силы голоса;

- формированию чувства ритма;

Как работать с чистоговоркой

Подача речевого материала в чистоговорках может происходить различными путями:

1 . Абсолютно любую чистоговорку можно пропеть. Особенно детям нравится петь, изображая известных животных. Здесь тоже очень много вариантов: например как медведь (грубым голосом), или как лисичка (хитро и лукаво), или как мышка (писклявым голоском), или как котёнок (ласково и нежно) и т.д. Важно предоставить детям возможность самим решить, какое животное они будут изображать следующим.

А еще чистоговорки весело произносить с разным настроением: весело, грустно, с добротой, со злостью, с нежностью и лаской, и разным темпом — быстро — медленно. Усвоив чистоговорку можно переходить к следующей.

Приведу примеры игр с карточками с чистоговорками.

Затем побуждайте проговорить первые слоги чистоговорки, затем - всю чистоговорку.

Произнести чистоговорку громко, тихо, шёпотом: прореветь чистогорку, как медведь; пропищать чистоговку, как мышонок и т.п.

Произнести чистоговорку медленно-быстро

(ребенок отвечает «Са-са-са - острая коса. Со-со-со какое колесо? Со-со-со чьё это колесо?)

- Игра «Чего не стало? (са-са-са не стало колеса, ри-ри-ри пропали снегири, ла-ла-ла нет стола)

- Игра на согласование прилагательных с существительными в чистоговорках.

Например: ор-ор-ор красный помидор, ор-ор-ор –оранжевый помидор, ор-ор-ор – черный помидор, ор-ор-ор – розовый помидор.

Существуют целые стихи, построенные по принципу чистоговорок. Например:

лы-лы-лы забивали мы голы

лу-лу-лу возле окон на полу

ла-ла-ла не заметили стекла

лу-лу-лу мы не били по стеклу

ла-ла-ла только нет в окне стекла

Ой-ой-ой! Летит оса!

Как самому придумать чистоговорку

Игры с чистоговорками веселые и активные, и очень часто будят фантазию детей и взрослых придумывать свои собтвенные чистоговорки. Ведь в них не обязательно должен быть смысл, это могут быть абсолютно абстрактные и даже бессымсленные строки или стихотворения. Их основная цель — выработка звука.

Вот инструкция, как сочинить собственную чистоговорку:

Трижды его прописываем или проговариваем — Ро-ро -ро

Вот и получили мы готовую чистоговорку: Ро-ро-ро, прокатились мы в метро .

Ал-ал-ал — гномик Гоша танцевал!

Т. О. для того, чтобы сформировать у ребенка чистую речь, абсолютно неважно, авторские или общеизвестные чистоговорки вы используете. Главное — ими пользоваться и делать это систематически!

Читайте также: