Для чего нужны алгоритмы в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

В настоящее время, в стране информационные технологии, как необходимый в сегодняшней жизни инструмент, осваивают на всех уровнях образования. В частности, в каждом дошкольном учреждение уделяется большое внимание образованию в научно-техническом направлении. Информационные технологии входят в перечень пяти приоритетных направлений стратегического развития будущего, выделенных президентом нашей страны.

Что такое алгоритм? Алгоритм - любые действия, предполагающие определенную последовательность в жизни людей.

Первые шаги начинаются с элементарного конструирования простых форм, которые помогают развивать образное и логическое мышление, у детей, начиная с младшего возраста. Далее от элементарного конструирования постепенно переходить к алгоритмике. От алгоритмики переходить к программированию.

Азы программирования сегодня так же важны, как умение читать, считать и писать. Что дадут ребенку начальные навыки программирования? Они научат ребенка логически мыслить, понимать причинно-следственные связи, находить множество решений одной задачи, планировать свои действия. Сложно ли детям осваивать программирование? Для ребенка - нет. Его жизнь – игра. Программирование он познает через игру.

Обучать детей программированию можно начинать с младшего дошкольного возраста благодаря современным инновационным играм:

ФГОС ДО – ориентиры и стандарты к обновлению содержания дошкольного образования – очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию детей дошкольного возраста, частью которого является формирование у дошкольников универсальных предпосылок учебной деятельности. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как сформировать у дошкольников алгоритмические умения.

Воспитание детей с самого рождения, в частности воспитание дошкольников, включает усвоение ими разного рода правил и их строгое выполнение (правила утреннего туалета, одевания и раздевания, принятия пищи, перехода улиц и др.). Режим дня дошкольника представляет собой систему предписаний о выполнении детьми и воспитателем действий в определенной последовательности. Обучая детей счету, измерению длин, сложению и вычитанию чисел, уборке комнат, посадке растений и т.д., мы сообщаем им необходимые правила о том, что и в какой последовательности нужно делать для выполнения задания. Организовывая разнообразные дидактические и подвижные игры, знакомим дошкольников с их правилами.

Обо всех видах деятельности, осуществляемых по определенным предписаниям, говорят, что они выполняются по определенным алгоритмам. С малых лет человек усваивает и исполняет в каждодневной жизни большое число алгоритмов, часто не зная, что это такое.

В большом толковом психологическом словаре под алгоритмом понимается метод, необходимый для решения конкретной проблемы, который обязательно приведет к решению.

В психолого-педагогическом словаре алгоритм определяется через систему операций, применяемых по строго определенным правилам, приводящих к решению задач данного типа.

По мнению Д.Э. Кнута алгоритм – конечный набор правил, устанавливающий последовательность операций для решения конкретного множества задач.

По мнению А.А. Столяра, интуитивно под алгоритмом понимают общепонятное и точное предписание о том, какие действия и в каком порядке необходимо выполнить для решения любой задачи из данного вида однотипных задач. Выполнение действий по алгоритму формирует у детей основу совершенствования умений контролировать ход решения учебной или игровой задачи и способствует:

  • упорядочению детского мышления, улучшению восприятия действительности через освоение последовательности, заданной в правилах выполнения определенных действий, что выражается в умении планировать свои действия;
  • совершенствованию пространственной ориентировки детей, лучшему освоению ими правил дорожного движения, успешному осуществлению игровых и учебных действий;
  • освоению детьми знаковых систем, схем, моделей, т.е. кодирования и декодирования информации, познанию логических связей между последовательными этапами какого-либо действия.

Умение формулировать, записывать, проверять алгоритмы, а также точно исполнять их составляют важнейший компонент математической культуры личности.

Анализ различных определений алгоритма позволил выделить компоненты алгоритмических умений:

  • постановка задачи, выделение проблемы;
  • определение исходной ситуации, исходных данных;
  • установление последовательности действий, шагов по ее выполнению;
  • достижение требуемого результата путем выполнения установленной последовательности действий.

Следовательно, в процессе формирования алгоритмических умений у дошкольников необходимо научить их:

  • выделять проблему, формулировать задачу, которую необходимо решить;
  • определять исходные данные и конечный результат;
  • разбивать сложные действия на элементарные составляющие;
  • представлять эти действия в виде строгой последовательности;
  • планировать свои действия;
  • строго придерживаться определенных правил, последовательности действий при достижении требуемого результата;
  • рефлексии, контролю своих действий;
  • коррекции;
  • выражать свои действия адекватными языковыми средствами.

В целях повышения результативности формирования алгоритмических умений в дошкольном образовательном учреждении предполагается организация развивающей предметно-пространственной среды, которая должна быть направлена на понимание детьми алгоритмизации.

Целенаправленная работа по формированию алгоритмических умений должна начинаться 5-го года жизни и включать три этапа:

на первом (средняя группа) идет формирование умений у детей выполнять линейные алгоритмы, осмысление значимости их выполнения в повседневной жизни и в процессе образовательной деятельности;

на втором этапе (старшая группа) детей обучают выполнять не только линейные, но и разветвляющиеся, циклические алгоритмы, а также формируются первоначальные умения по составлению алгоритмов различных видов;

на третьем (подготовительная к школе группа) происходит закрепление алгоритмических умений, которые приобрели дошкольники в процессе образовательной, игровой деятельности, прогулок, обеспечение осознанного выполнения ими любого алгоритма, постепенное увеличение доли самостоятельности в его выполнении и составлении, развитие у детей алгоритмических умений, применение алгоритмической деятельности в различных образовательных областях, формирование умения осуществлять целеполагание, контроль, коррекцию и рефлексию. На каждом этапе формирования алгоритмических умений для эффективного развития универсальных предпосылок учебной деятельности у детей в процессе игры или при выполнении учебно-игровых ситуаций производится постепенная интеграция игровой и учебной деятельности.

На занятиях по математике дети также знакомятся с различными линейными алгоритмами:

правилами выполнения приемов наложения и приложения

алгоритмом сравнения по величине

На втором этапе (старшая группа) , идет работа по формированию у детей умений составлять различные алгоритмы ( линейные, разветвляющиеся и циклические ).

Для закрепления детям можно предложить алгоритмы, в которых пропущены какие-либо действия, нарушен их порядок, либо предлагается самостоятельно составить алгоритм какого-либо действия.

После того как дети научились работать с линейными алгоритмами, необходимо познакомить их с разветвляющимися.

После того как дети усвоили разветвляющийся алгоритм, можно переходить к циклическому алгоритму . Самый простой вариант циклического алгоритма – это построение сериационных рядов. Поэтому сначала целесообразно выполнить с детьми следующее задание: воспитатель кладет на стол несколько лент (4-5) и предлагает расположить ленточки по длине от самой длинной к самой короткой. В результате обсуждения дети вспоминают алгоритм построения сериационного ряда, но главное на данный момент записать этот алгоритм в виде блок-схемы, обратив внимание детей, что некоторые действия повторяются несколько раз. Поэтому же алгоритму можно расставить числа по возрастанию, буквы по алфавиту, игрушки по высоте.

Закрепление приобретенных алгоритмических умений (третий этап обучения) осуществляется в учебной и игровой деятельности. Ребенок, получив какое-либо задание, для его выполнения применяет известный ему алгоритм, однако если он не знает соответствующего алгоритма, то может попытаться составить его самостоятельно.

Для целенаправленного формирования у детей алгоритмических умений нужно соблюдать ряд условий.

1. Использование игры с правилами и организовывать игровую деятельность дошкольников по заданным воспитателем условиям (алгоритмам).

2. Создание развивающей предметно-пространственной среды.

Алгоритм и его использование в работе с детьми дошкольного возраста.

Анализ психолого-педагогических предпосылок формирования алгоритмических умений у детей дошкольного возраста показал, что дошкольники второй младшей группы еще не способны к усвоению алгоритмов, они не могут продолжительное время удерживать цель и план деятельности, точно следовать образцу, инструкции, основы алгоритмической деятельности для них еще трудны. Поэтому в этом возрасте я проводила подготовительную работу по формированию данных умений. Под моим руководством в процессе игровой деятельности дошкольники осваивали нормы и правила поведения за столом во время еды, правила умывания, культурно-гигиенических навыки по использованию предметов личной гигиены, то есть действия, носящие алгоритмический характер.

Модельные и символические средства позволяют развивать творческие и познавательные способности у дошкольников, а так же способствуют формированию самостоятельности и навыков планирования, зрительное внимание, помогают развивать ассоциативное мышление, воображение, зрительную память. В дошкольном возрасте преобладает наглядно- образная память и запоминание носит, как правило, непроизвольный характер.

Алгоритмы позволяют быстрее запомнить, а в дальнейшем правильно выполнять очередность работы. При действии с алгоритмом у ребенка возникает проблема, побуждающая к активному действию, ради её решения. Для этого необходимо воспитателю давать материал разной сложности, который позволит выявить индивидуальные возможности и уровень знаний ребенка.

Насыщенная алгоритмами развивающая среда – важное условие побуждающее дошкольника к самостоятельной деятельности, подводит детей к практическим действиям, которые вызывают у них желание самостоятельно исследовать, экспериментировать, находить ответы на свои вопросы.

Search, View and Navigation

Проект Центра ДПО "АНЭКС" Адрес: Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 28 литер А. Телефон: (812) 956-67-42

Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ
Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.

Алгоритм и его использование в работе с детьми дошкольного возраста

Консультация для воспитателей

Алгоритм и его использование в работе
с детьми дошкольного возраста

Тарасова Юлия Борисовна

Одним из методов, который целесообразно использовать в работе с детьми дошкольного возраста, является алгоритм.

Алгоритм - точное предписание о том, какие действии и в какой

последовательности надо выполнить , чтобы достичь результата в любой

из задач определенною вида;

последовательность команд для решения поставленной задачи ;

система правил, сформули­ рованных на языке понятном исполнителю и определяющих це­почку действий, в результате которой, мы приходим от исходных данных к нужному результату. Эта цепочка действий - алгоритмический процесс , а каждое действие- шаг . Число шагов для достижения результат конечно. Процесс раз­ работки алгоритма - алгоритмизация.

Общие свойства алгоритмов:

Массовость алгоритма (предназначен для решении группы подобных задач) ;

Определенность и обусловленность (алгоритм -точная и строго оп­ ределенная последовательность шагов, нет свободы выбора дейст­ вий);

Результативность (любая за дача из группы однотипных будет решена с помощью алгоритма);

Понятность (предписание сформулировано так, что оно одинаково понятно всем исполни телям той категории, на которую рассчитано);

Дискретность (раздельность: пошаговый характер А);

Основные виды шагов:

1. Простые (предписывающие выполнения некоторых действий)

2. Составные (определяющие разветвление процесса решения задач)

1.Линейные (из простых команд).

2.Разветвленные (если алгоритм предусматривает два варианта ответа).

3.Циклические (если действия повторяются).

Формы проявления алгоритмов:

1.Словесные: т.е. выраженная вербально последовательность: например указания;

2.Наглядные: схемы, формулы.

Придают развивающий характер обучения .

Развитие умения планировать свою деятельность и прогнозиро вать результат.

Развитие речи (точность, крат кость, доступность).

Использование для развития поисковой деятельности детей.

Наиболее широко алгоритмы используются для ознакомлении детей с физическими явлениями и закономерностями, при проведении элементарной поисковой деятельности (Опыты, эксперименты), в основном в виде схем (наглядный А.: учет особенностей мышления дошкольника). Эти схемы позволяют придти ребенку к верному выводу, опираясь на наглядно представленную необходимую последовательности действия.

Основная задача- подготовка детей к пониманию того, что для достижения результата необходи­мо выполнить действие в соответ ствии с условием (правило, кото рое отражает последовательность действия). Задается алгоритм помощью условного знака - стрелк и. Состоит алгоритм не более чем на трех действий.

Количество шагов увеличивается до пяти. Используются специаль ные игры и упражнения на использование алгоритмов.

Упражнения на освоение алго ритмов направленные на понимание зависимости между соблюдением последовательности действий полученным результатом. Использ уются линейные алгоритмы, в качестве элементов алгоритма - модели реальных предметов. Дети должны составлять алгоритмы сами на абстрактном материале.

В этом возрасте дети могут составлять простейшие алгоритмы вместе со взрослым или самостоятельно (на примере знакомых , подобных опытов).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ в вопросах применения алгоритмики в образовательном процессе для развития у дошкольников логического мышления.

- научить педагогов способам составления алгоритма;

- передать опыт путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;

- формировать у участников мастер – класса мотивацию на использование алгоритмов в образовательной деятельности.

Оборудование: несколько видов алгоритмов для рассматривания и обсуждения, инструкции для графического диктанта, бумага в клетку, карандаши, фломастеры, составленные примеры алгоритмов из лего-конструктора на две подгруппы для практической деятельности.

Вводная часть.

АЛГОРИТМИКА – это наука, которая способствует развитию у детей алгоритмического мышления, что позволяет строить свои и понимать чужие алгоритмы. Что в свою очередь помогает ребенку освоить различные компетенции.

Давайте попробуем ответить, что такое алгоритм?

Алгоритм – это точное предписание, определяющее вычислительный процесс, ведущий от варьируемых начальных данных к исходному результату.

Алгоритм - точное предписание о том, какие действия и в какойпоследовательности надо выполнить, чтобы достичь результата в любой из задач определенною вида.

Алгоритм - последовательность команд для решения поставленной задачи.

Алгоритм – это определенная последовательность действий, которая приводит к достижению того или иного результата. Составляя алгоритм, детально прописывают каждое действие исполнителя, которое в дальнейшем приведет его к решению поставленной задачи.

Итак, алгоритм - система правил, сформулированных на языке понятном исполнителю и определяющих цепочку действий, в результате которой, мы приходим от исходных данных к нужному результату. Эта цепочка действий - алгоритмический процесс, а каждое действие - шаг. Процесс разработки алгоритма - алгоритмизация.

1.Линейные (из простых команд).

2.Разветвленные (если алгоритм предусматривает два варианта ответа).

3.Циклические (если действия повторяются).

1.Словесные: т.е. выраженная вербально последовательность: указания, инструкция.

2.Наглядные: схемы, формулы.

Организационная часть .

Вашему вниманию представлены некоторые виды алгоритмов. Давайте вместе порассуждаем, в каких образовательных областях мы можем их применить (идёт обсуждение)

Для чего в образовательном процессе педагог применяет алгоритмы?

- придают развивающий характер обучения;

- формируют умение планировать свою деятельность и прогнозировать результат;

- способствуют развитию речи (точность, краткость, доступность).

Умение правильно выстраивать последовательности задач, действий, событий нужно развивать еще до школы поэтапно(не перескакивать на последующий этап без предварительного).

Младший возраст. Основная задача - подготовка детей к пониманию того, что для достижения результата необходимо выполнить действие в соответствии с условием (правило, которое отражает последовательность действия). Задается алгоритм с помощью условного знака - стрелки. Состоит алгоритм не более чем из трех действий (шагов).

Средний возраст. Количество действий (шагов) увеличивается до пяти. Используются специальные игры и упражнения на использование алгоритмов.

Старший возраст. Упражнения на освоение алгоритмов направленные на понимание зависимости между соблюдением последовательности действий и полученным результатом. Используются линейные алгоритмы, в качестве элементов алгоритма - модели реальных предметов. Дети должны составлять алгоритмы сами на абстрактном материале.В этом возрасте дети могут составлять простейшие алгоритмы вместе со взрослым или самостоятельно (на примере знакомых, подобных опытов).

Практическая часть

Сейчас, в современном мире предлагается множество компьютерных программ, устройств, наборов для изучения алгоритмики и программирования. Сегодня мы предложим вам способы для составления и решения алгоритмов.

(педагогам предлагается объединиться в две подгруппы)

1 подгруппа: педагогам предлагается выполнить несколько заданий-алгоритмов.

Учим думать, прежде чем переходить дорогу! Найди ошибку в алгоритме, используя цифры.

hello_html_703fae4b.jpg

Задание на построение алгоритма по созданию аппликации, укажите стрелками.

hello_html_m20febdcc.jpg

Самостоятельно с помощью знаков и схем составить алгоритм:

hello_html_364fff.jpg

Графический диктант, следуя инструкции, вы получите результат.

hello_html_m4961596b.jpg

2 подгруппа: Закономерность – это повторяемость, последовательность, порядок в явлениях и процессах.

hello_html_5153d815.jpg

hello_html_m670d88ff.jpg

hello_html_m4010aa4b.jpg

Рефлексия: Вижу возможность использования алгоритмики в образовательных (ой) областях (и).

Читайте также: