Для чего нужен обруч в детском саду

Обновлено: 06.07.2024

Цвилинюк Е. Е. Методические рекомендации [Текст]: Методические рекомендации / Е.Е. Цвилинюк. –Гурьевск: МБУ ДО ЦДТ, 2021. – 12 с.

Данные методические рекомендации предназначены для педагогических работников образовательных организаций дошкольного и дополнительного образования. При составлении методических рекомендаций учитывались основные требования Госстандарта к разработке и оформлению методической продукции, обозначенные в учебных пособиях по организации методической работы в образовательном учреждении.

В данном сборнике представлены комплексы упражнений с обручем и подвижные игры с обручем.

Список использованной литературы…………………………………. 10

Кто из нас в детстве не крутил обруч? Наверное, нет таких! Первые упоминания об использовании обруча датированы еще периодом расцвета Древней Греции, когда на заре своего становления он изготавливался из деревянных или металлических материалов.

И только лишь в 50-х годах XX столетия обруч, наконец, приобрел свой современный и привычный для нас облик в пластиковом исполнении, когда две крупные компании по производству детских игрушек впервые представили его миру в своих торговых сетях.

Несмотря на то, что первоначально обруч создавался как игрушка для детей, сравнительно быстро он стал завоевывать авторитет и среди взрослых, став одним из самых полезных инструментов для похудения и поддержания мышц в тонусе.

С того времени было разработано немало комплексов упражнений с обручем, которые и по сей день активно включены в различных направлениях аэробики и на занятиях физкультурой.

Но прежде чем переходить непосредственно к ознакомлению с перечнем упражнений, давайте разберемся, какие наиболее полезные упражнения с обручем для детей дошкольного возраста рекомендовано использовать во время занятий и для игр в детских садах.

Обручем можно пользоваться с самого раннего возраста. Он не займет много места и поможет не только укрепить здоровье малыша, но и развить нужные в жизни качества.

Упражнения с обручем полезны для таких активных процессов: правильное формирование и укрепление мышечного скелета (тренировки с обручем хорошо развивают спинные, грудные, плечевые группы мышц, мышцы ног, рук); развитие моторики кистевых и локтевых суставов; формирование правильной осанки; растягивание мышц; нормализация и укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма; выработка правильной координации; развитие моторики, слуховой и зрительной видов памяти; корректировка основных двигательных функций (силы, выносливости, ловкости, гибкости); развитие чувства ритма, если занятия проводятся под музыку; формирование таких качеств характера как выдержка, настойчивость, дисциплина.

При занятиях с обручем, чтобы правильно распределить нагрузку, требуется выполнять определенный свод правил. Ноги должны стоять на ширине плеч, стопа стоит твердо, без поворота. Плечи напряжены, но туловище расслабленно. Обруч при повороте корпусом не должен чувствовать в центре стержня. Снаряд должен плавно гулять из стороны в сторону, вращаясь по инерции, а не благодаря дополнительным усилиям.

Перед занятием стоит совершить простую разминку. Лучше сначала размять шейные позвонки, выполнив простые вращательные движения в разные стороны. Можно также сделать пробежку, дабы размять тело в движении. Мальчикам стоит пару раз отжаться от пола, расставляя ладони пальцами в бока.

Всегда нужно помнить, что обруч движется реверсивно. Остановить его во время вращения нельзя. Требуется встать на месте, поднять руки вверх, или сложить их по швам. Обруч остановится, потеряв при вращении стержень. Если стараться поймать снаряд на полном ходу, велика вероятность повредить пальцы, получив или ушиб, или перелом.

На данный момент производители спортинвентаря предлагают огромное разнообразие вариантов при выборе обруча, как по массе и диаметру, так и по материалам, используемым при его изготовлении. И от того, насколько скрупулезно вы подойдете к такой покупке, будет зависеть итоговая эффективность ваших занятий.

Для детей дошкольного возраста очень важно выбрать правильный обруч. Известно, что кольцо из металла или алюминия (особенно при неумелом использовании) может оставить синяки на теле. Вот почему обруч должен быть обязательно пластмассовый — лёгким ребёнку проще управлять.
Кроме того, он, в отличие от тяжёлого, не сможет травмировать малыша. Следует также определиться с диаметром данного спортивного инвентаря. Для маленьких детей он должен быть в диаметре не более 50-60 см. Для детей старшего дошкольного возраста можно взять обруч диаметром до 80 см.

Комплексы упражнений с обручем для дошкольников

Комплекс №1 (для детей 4-5 лет)

Оборудование: обручи (50-70 см.).

Оборудование: обручи (50-70 см.)


Все мы знаем, что для всестороннего развития ребенка необходимо применять упражнения как на развитие интеллекта и психических процессов, так и физические упражнения. Одним из распространенных приемов для физического развития детей являются упражнения с обручем.

Немного истории

Циркачи с обручами

Прежде чем начать выполнять упражнения с обручем для детей, малышей нужно заинтересовать. Например, можно рассказать историю создания обруча. Этот спортивный инвентарь придумали в Америке, изобрел его Артур Мелин. Позже в Болгарии обруч стали часто использовать в цирковом искусстве. Тогда циркачи начали пробовать крутить на своем теле сразу несколько обручей. Далее детям можно предложить поиграть в таких циркачей и попробовать выполнить с ними несложные комплексы упражнений с обручем.

Польза от упражнений с обручем

Дети крутят обручи

Для растущего детского организма использование такого рода упражнений поможет им укрепить основные мышцы рук, ног, спины и плеч. Обруч также можно использовать для растяжки мышц у детей, однако выполнять это нужно крайне осторожно, чтобы не навредить ребенку.

Кроме того, упражнения с обручем для детей помогают развивать гибкость, силу и хорошую координацию движений, а если выполнять эти упражнения под веселую музыку, то еще и чувство ритма и хорошее настроение.

Противопоказания

Малыши играют с обручами

Возрастных ограничений для занятий с применением обруча нет. Однако лучше все же выполнять упражнения с обручем для детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте физическое развитие детей требует усиленного внимания, да и выполнение упражнений будет намного качественнее и лучше.

Однако имеются определенные противопоказания для занятий с обручем. Например, если у вашего ребенка есть какие-либо заболевания внутренних органов, в частности кишечника и почек, то заниматься с обручем нельзя. Кроме того, не рекомендуется выполнять этот вид упражнений тем детям, у которых имеются нарушения в работе позвоночника. С такими детьми упражнения выполняются под строгим контролем специалистов, например на ЛФК.

К противопоказаниям также относятся кожные заболевания, поскольку во время использования обруча можно еще больше навредить коже. Однако после полного выздоровления выполнять упражнения с обручем детям разрешается.

Правила занятий с обручем

Эстафета с обручами

Для выполнения упражнений с обручем для детей применяют изделия, сделанные из пластмассы. Они более легкие и не наносят травм детскому организму так, как это может сделать металлический или алюминиевый обруч.

Обруч должен быть диаметром 55-65 см, а сечение обода должно составлять 1,5-2 см.

Перед началом выполнения упражнений мышцы нужно обязательно разогреть, выполнив простые разминочные упражнения.

Учитывая то, что детям быстро надоедает выполнение одной и той же деятельности, необходимо чередовать, например, упражнения с обручем и упражнения с мячом или палкой.

Утренняя гимнастика

Дети пролазят через обруч

Общеразвивающие упражнения с обручем хорошо подойдут для проведения утренней гимнастики с ребенком. Это поможет малышу проснуться, разогреть мышцы перед предстоящими в течении дня физическими нагрузками и зарядиться хорошим настроением. Утреннюю гимнастику с обручем можно проводить как в детском саду, так и дома индивидуально со своим ребенком при наличии необходимого инвентаря.

  1. Берем обруч за противоположные концы, встаем ровно, пяточки вместе, носочки врозь. Выполняем наклоны. Вниз - делаем выдох, кладем обруч на пол, не выпуская его из рук. Поднимаем обруч вверх - делаем вдох. Повторяем 6-8 раз в медленном темпе.
  2. Обруч держим так же, ноги ставим на ширине плеч. Прижимаем обруч к груди, затем, делая поворот влево, выпрямляем руки, делаем выдох. Снова прижимаем обруч к груди, делаем вдох. Повторяем то же самое в правую сторону. Повторяем 6-8 раз в медленном темпе.
  3. Держим обруч на вытянутых руках перед собой. Наклоняясь шагаем в него сначала одной ногой, затем другой. Оказавшись внутри, поднимаем обруч вверх и снимаем его с себя. Повторяем то же самое. Дыхание произвольное. Повторяем 6-8 раз в медленном темпе.
  4. Обруч кладем на пол и садимся в него, скрестив ноги. Берем обруч двумя руками и поднимаем над собой, делаем вдох, опускаем - делаем выдох. Повторяем 6-8 раз в медленном темпе.
  5. Кладем обруч на пол и выполняем прыжки внутрь и наружу. При этом можно сопровождать прыжки хлопками. Темп и дыхание произвольные. После выполнения упражнения нужно походить и восстановить дыхание.

Упражнения с обручами в детском саду

Обручи на земле

В детском саду такого рода упражнения выполняют на занятиях физкультурой. Здесь могут применяться всевозможные игры и эстафеты, чего не сделаешь в домашних условиях из-за отсутствия достаточного количества пространства.

В детстве у каждого ребенка был спортивный обруч. Дети очень долгое время крутили обруч на руках, коленях, талии, шее, не задумываясь о том, что это физические упражнения.

Сейчас обруч пропагандируется как снаряд для взрослых, цель которого является коррекция фигуры. Но ведь обруч один из тех спортивных снарядов, которым возможно с самого детства развивать физические качества, укреплять мышцы разных частей тела, развивать ловкость, быстроту реакцию, гибкость.

Занимаясь с обручами, дети не испытывают двигательный дефицит, который приводит к выраженным функциональным нарушениям в организме таким, как снижение силы и работоспособности скелетной мускулатуры. А это влечет за собой и нарушение осанки, и нарушение координации движений, а также выносливости, гибкости и силы, плоскостопие, вызывает задержку возрастного развития.

Упражнения с обручем на различных частях тела способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с обручем различного диаметра развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработки хорошей осанки.

К сожалению, в наше время педагог в детском саду использует обруч, как снаряд для организации общеразвивающих упражнений и атрибут для проведения подвижных игр и эстафет. Сегодня многие ребята не могут использовать спортивный обруч, как простейший и доступный тренажер для развития всех групп мышц.

формирование устойчивого интереса к играм, двигательным действиям с обручами, желание использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;

обогащение двигательного опыта дошкольников новыми двигательными действиями;

содействие развитию двигательных способностей;

воспитание морально-волевых качеств;

формирование привычек здорового образа жизни.

При проектировании основной образовательной программы дошкольного образования данное пособие может использоваться в части, формируемой участниками образовательных отношений:

У детей формируется понятие ценностного отношения

к своему здоровью, потребность бережно относиться к своему здоровью, дети знают правила сохранения здоровья, основы здорового образа жизни.

У детей сформирована потребность в двигательной активности, развиваются физические качества - сила, ловкость, скорость, гибкость, выносливость, координация движений.

У детей наблюдается повышение выносливости

к осуществлению динамической работы за счет упорядочения характера мышечной активности.

Дети умеют выполнять двигательные действия с обручем, могут быстро достигать высоких результатов в точности выполнения сложных движений.

Дети могут создавать условия для двигательной деятельности непосредственно в образовательной деятельности и в повседневной жизни, организовывать не только собственную двигательную активность, но и подвижные игры, физические упражнения со своими сверстниками, с более младшими дошкольниками.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Дидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗ

Дидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗ Семинар- практикум для педагогов ДОУ. Кто ясно мыслит — тот ясно излагает. Античная поговорка В современноммире активно происходят процессы.

Оригами как технология успешной реализации требований ФГОС дошкольного образования Оригами сегодня – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры,.

Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений

Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений Пояснительная записка Уникальным периодом в жизни человека является дошкольное детство, время интенсивного вхождения в мир социальных.

Сухой бассейн — простая технология оздоровления для всех детей.

Сухой бассейн — простая технология оздоровления для всех детей. Сегодня придумано очень много интересных приспособлений для игр. Отличным местом развлечения, которое одновременно обладает оздоровительным.

Технология организации труда в детском саду

Технология организации труда в детском саду Технология организации труда в природе чаще всего включает пять этапов: 1. Теоретическое осмысление работы. Воспитатель разъ­ясняет содержание.

Технология проектной деятельности в детском саду. Консультация для воспитателей Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая.

Актуальность темы.

Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности очень высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. Сегодня дети все больше времени проводят в статическом положении (за столом, экраном телевизора, компьютерными играми). Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития координации движений, быстроты и т. д.

Сохранение и укрепление здоровья ребенка – первооснова его полноценного развития. Здоровый, нормально развивающийся ребенок обычно подвижен, жизнерадостен, любознателен. Поэтому предметом особого внимания педагогов должно быть овладение ребенком основами двигательной культуры.

Движение – это жизненная потребность, средство укрепления сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной системы.

Ребёнок по своей природе – деятель, и деятельность его выражается, прежде всего, в движении. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее идет интеллектуальное развитие.

Для полноценного развития ребенка необходимо, чтобы в двигательной деятельности он знакомился как можно с большим количеством разнообразных физкультурных пособий и предметов.

Гипотеза:

Использование нестандартного оборудования в системе работы по формированию двигательной активности детей, будет способствовать более быстрому и качественному формированию двигательных умений и навыков, повышению интереса к физкультурным занятиям.

Цель:

Создание условий, способствующих развитию разнообразной целенаправленной двигательной активности детей. Достижение положительной динамики в процессе физкультурно – оздоровительной работы по средствам использования нестандартного оборудования и нетрадиционных игр.

Задачи:

1. Обеспечить потребность детей в двигательной активности в течение дня.

2. Создать условия, побуждающие детей к двигательной активности.

3. Научить детей правильно двигаться

4. Развивать выносливость.

5. Дать детям возможность активно двигаться.

6. Заложить основы физической культуры.

Для достижения эффектности формирования двигательной активности у дошкольников придерживалась принципов, отраженных в ФГОС ДО:

1. Поддержка и разнообразие детства. Этот принцип мы рассматриваем как сохранение уникальности детства, как важного периода жизни ребенка. Бабина К. С. пишет, что первые годы жизни самостоятельная двигательная активность ребенка постоянно увеличивается, упущенное же в этом возрасте, компенсируется в дальнейшем с большим трудом.

2. Принцип индивидуализации предполагает построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, где ребенок сам выбирает для себя содержание, а мы лишь партнеры ребенка по деятельности

3. Принцип содействия. Ребенок - полноценный участник образовательного процесса и отношений.

4. Принцип поддержки и развития детской инициативы.

5. От простого к сложному.

Я взяла обруч за основу для изготовления нетрадиционного оборудования для увеличения двигательной активности детей.

Предполагаемые результаты

1. Повышение педагогической компетентности в данном направлении.

2. Поиск путей реализации задач.

3. Наработка практического опыта и внедрение его в деятельность

4. педагогов с целью индивидуализации педагогического процесса.

5. Установление тесного контакта и взаимопонимания с семьёй.

1. Общее укрепление здоровья детей.

2. Формирование навыка двигательной активности.

3. Снижение уровня заболеваемости.

4. Каждый ребенок должен получить бодрое, радостное настроение, испытать удовольствие от выполненных упражнений.

1. Активное участие в работе над проектом.

2. Повышать уровень родительской компетенции в вопросах оздоровления детей раннего возраста.

3. Активизировать творческий потенциал родителей.

4. Достижение достаточного уровня информированности родителей о физическом воспитании и оздоровлении детей четвертого года жизни.

5. Повысить интерес у родителей к подвижным играм в домашних условиях.

1 этап. Организационный

Цель: изучение возможностей и потребностей воспитателя и родителей в

двигательной активности детей

1. Создание описания предметов оборудования, которое планируется изготовить.

2. Подбор необходимых предметов, материалов и дополнительного инструментария для изготовления оборудования.

3. Совместное с родителями воспитанников ДОУ и педагогами изготовление оборудования.

4. Подбор и оформление картотеки игр и упражнений для детей с обручами.

5. Составление и оформление методики использования оборудования в двигательной активности детей

Требования, предъявляемые к нестандартному оборудованию

Нестандартное оборудование должно быть:

• удобным к применению;

• технологичным и простым в изготовлении;

2этап. Планирование деятельности

Цель: создание условий для психологического комфорта и сохранение двигательной активности в течение дня.

1. с различными упражнениями в течении дня в различных режимных моментах, (зарядка, подвижные игры и т. д.)

2. где еще можно использовать обруч (в гимнастике, в цирке)

3. знакомить детей с нетрадиционным оборудованием изготовленного из обруча и способами игры с ними.

Использование обруча в непосредственной образовательной деятельности. (Утренняя гимнастика)

1. Ходьба в колонне по одному, руки вверх на носочках, руки за голову на пяточках, руки на пояс, высоко поднимая колени (кaк петушки, руки на пояс подскоки, бег семенящим шагом (короткие шаги, ходьба.

Упражнения с обручем

2. Исходное положение: стойка- ноги на ширине ступни, обруч внизу.

1 - обруч вперед;

2 - обруч на верх;

3 - обруч вперед;

4 - исходное положение (5-6 раз).

3. Исходное положение: стойка - ноги на ширине ступни, обруч в перёд.

1.-поворот в лево;

3- поворот в право; 4

исходное положение (5-6 раз)

4. Исходное положение: стойка - ноги на ширине ступни, обруч поднять вверх

1 - наклон на лево;

2-прямо; 3- наклон на право;

4-исходное положение (5-6 раз)

5. Исходное положение: стойка - ноги на ширине плеч, обруч в руках

1.- наклон в перёд обручем достать до пола;

2 - исходное положение;

3-4 тоже самое. (5-6раз)

6. Исходное положение: стоя в обруче, руки на пояс.

1 — присесть, взять обруч двумя руками хватом с боков;

2 — встать, поднять обруч до пояса;

3 — присесть, положить обруч на пол;

4 — исходное положение (4-6 раз).

7. Исходное положение: стоя внутри обруча, руки произвольно. Прыжки на двух ногах из обруча в обруч влево и вправо.

Подвижные игры с обручем:

Цель. Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

Описание. Для гнездышек используют большие обручи, положенные на пол. По сигналу воспитателя все птички вылетают на середину комнаты, разлетаются в разные стороны, приседают, разыскивая корм, снова летают, размахивая руками-крыльями. По сигналу воспитателя "Птички, в гнездышки!" деть возвращаются на свои места.

Цель: Воспитывать внимание; закреплять умение различать цвета.

Цель: упражнять детей в метании в горизонтальную цель двумя руками снизу.

Цель: учить детей катать мяч двумя руками друг другу.

Описание: Дети с помощью воспитателя распределяются парами и встают на расстоянии 4—6 шагов один от другого. Между каждой парой посередине установлены воротики (дуга из обруча). Каждая пара получает один мяч и катает его друг другу через ворота. Правила: катать мяч, не задевая ворота; отталкивать энергично одной или двумя руками (по указанию воспитателя).

Цель: Совершенствовать у детей навыки ползания, побуждать их к этому движению, учить переползать препятствие, проползать под ним, не задевая;

Описание: Дети располагаются у одной стены комнаты. Воспитатель ставит перед ними две дуги: первая дуга высотой 50 см, за нею на расстоянии 2-3 м вторая, высотой 30-35 см. Воспитатель вызывает одного ребенка и предлагает ему пройти под первой дугой на четвереньках, как мишка, т. е. опираясь на ступни ног и на ладони. Под второй дугой – пробежать, как мышка (на ладонях и коленях, затем вернуться на свое место.

1. Кручение обруча на полу

2. Катание друг другу

3. Кручение обруча на руке.

Нетрадиционные игры :

Цель: развивать умение прыгать на двух ногах с продвижением вперед. Развивать ритмичность. Закреплять цвета.

Описание: Дети стоят друг за другом перед лентой. Педагог произносит текст потешки, дети, приближаясь, выполняют соответствующие движения.

Ножки, ножки, бежали по дорожке. (бегут)

Бежали лесочком, прыгали по кочкам (прыгают на двух ногах вперед).

Прибежали на лужок,

Потеряли сапожок. (прыгают на двух ногах на месте, останавливаются)

Хождение по ленте приставным шагом к центру (обручу)

Цель: Научить правильно прыгать, не наталкиваясь друг на друга. Развивать ловкость.

Описание:1. Дети становятся перед лентой, принимать исходное положение для прыжка. Прыгать по сигналу воспитателя.

2. Дети становятся друг за другом, под музыку идут с высоким подниманием колен меняя направление движения в зависимости от смены темпа музыки.

Цель: Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук.

Развивать мелкую моторику рук детей, ловкость, внимание, быстроту, скоординированность движения пальцев и кистей рук, сосредоточенность.

Описание: Можно выполнять следующие задания:

а. "Намотай ленту" - закрепление мелкой моторики.

Цель: Развивать ловкость. Поддерживать радостное настроение.

Цель: упражнять в беге, развивать ловкость, учить передавать эстафету.

Цель: учить детей ползать определенным способом (опираясь па колени и ладони, на ступни и ладони, не касаясь руками пола, не задевая препятствие.

Перспектива. Продолжать работу по формированию двигательной активности детей с использованием нестандартного оборудования; Продолжать оснащать физкультурный уголок оборудованием в соответствии с возрастом детей.

Читайте также: