В чем своеобразие педагогической профессии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Лекция. Педагогическая профессия и ее особенности. Профессиональные качества педагога.

Лекция

Тема: Педагогическая профессия и ее особенности. Профессиональные качества педагога.

Из истории труда учителя.

Понятие "педагогическая профессия" и ее особенности.

Профессионально обусловленные требования к личности педагога.

Нравственный кодекс педагога.

Общие основы педагогической профессии: учеб. пособ/авт.-сост.: И.И.Цыркун [и др.]. - Минск: издательство БГПУ, 2005. - 195с.

Прокопьев, И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика: учеб. пособие/И.И.Прокопьев, Н.В.Михалкович. - Минск: ТетраСистемс, 2002. -С.231 -261.

Столяренко, Л.Д. Педагогика/ Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2000.-С.32-52.

Харламов, И.Ф. Педагогика/ И.Ф. Харламов. - Минск: Ун1версгтэцкае,2000. - С.517 - 530.

1.Из истории труда учителя

Педагогам доверен важный социальный заказ: воспитание нового поколения. Трудом учителя в школе создается будущее страны.

Педагогическая профессия - это одна из древнейших профессий на земле. Ведь для того, что бы передать общественный опыт новым поколениям, подготовить их к жизни и труду необходимы обучение и воспитание, необходимы учителя.

Первые школы появились в странах древнего Востока в рабовладельческом обществе (Египет, Вавилон, Ассирия). Это все связано с развитием культуры, появление письменности, зарождением науки. Первое упоминание о школе встречалось в египетских источниках, дотированных за 2500лет до нашей эры. Это была древняя школа для детей царских сановников.

В Древней Греции учителями были вольнонаемные граждане. Воспитание детей в богатых семьях поручалось особым лицам из рабов, которых называли педагогами. В Римской империи учителя становятся государственными чиновниками, назначающиеся от имени императора.

В средние века при безраздельном господстве церкви в области просвещения обязанности учителей выполняли монахи, священники. С возникновением светских городских школ появляются наемные учителя, приглашаемые ремесленными цехами и купеческими гильдиями. При дворах аристократов учителя входили в состав обслуживаемого персонала.

Иезуитское воспитание (16в.) ставило целью укрепление влияния католической церкви. Свои учебные заведения иезуиты делали закрытыми интернатами, колледжами. Обучались лишь дети господствующих классов. Большое внимание иезуиты уделяли вопросу подготовки учителей. Учителями были только члены ордена

По окончании образования в иезуитских колледжах наиболее надежные студенты допускались к преподаванию в младших классах коллегиумов ведя педагогические дневники. Через несколько лет молодые учителя заканчивали богословскую подготовку и становились преподавателями в старших классах.

Вначале лица, выполняющие учительские обязанности, не имели никой специальной подготовки. С возникновением и развитием педагогического обучения (в России в конце 18в.) определяются государственные требованияк профессиональной подготовке учителя, законодательно оформляется их правовое положение в зависимости от образования.

Задачи и функции учителя, его роль и место в общественной жизни существенно менялась на различных этапах развития общества. Однако в классовом обществе учитель являлся проводником идей государственных классов и зачинщиком их интересов.

В 1779г. При Московском университете была открыта учительская семинария - педагогические учебные заведения, готовившее учителей для начальных школ.

В 1803г. В Петербурге открылась учительская гимназия, готовившая учителей для городских училищ. В 1804г. Она была преобразована в педагогический институт.

Сеть педагогических институтов в СССР в основном сложилась к 30-м годам.

2 .Понятие "педагогическая профессия" и ее особенности.

Объектом и продуктом труда учителя является человек, самый уникальный продукт природы. И не просто человек, а его душа, духовность, внутренний мир. Вот почему профессия учителя является наиболее важной в современном мире.

Особенность профессии учителя заключается в постоянном общении с детьми, которые имеют свои взгляды, убежденность, свои права, миропонимание. Поэтому ведущая сторона педагогического мастерства -умение правильно направлять процесс развития ученика, предоставить возможность каждому учащемуся полноценно развивать свои накопленности и интересы.

Как и у всякой другой педагогической профессии есть свои особенности.

Преемственно-перспективный характер деятельности педагога. Владея опытом прошлых поколений, педагог должен хорошо ориентироваться в современной жизни и проектировать развитие личности на перспективу, опираясь на контуры будущей жизни.

Педагогическая деятельность имеет групповой (коллективный) характер, т.к. трудно вычленить вклад каждого педагога, семьи, процесс и результат образования воспитанника

Творческий характер педагогической деятельности. Эта особенность вытекает из того, что постоянно изучает и оценивает возникающие педагогические ситуации, характеризует свои действия, ищет новые пути решения педагогических задач, овладевает новыми педагогическими технологиями, создает свою собственную педагогическую систему. В педагогической профессии не обойтись без таких качеств, творческой личности, как инициативность, самостоятельность, стремление к познанию нового, наблюдательность, оригинальность и др.

Гуманистический характер профессии педагога вытекает из цепи педагогической профессии — развития личности воспитанника, его неповторимой индивидуальности. Гуманистическое начало педагогической профессии находит выражение в таких качествах педагога, как уважение личности ребенка, вера в возможности ребенка, доверие к нему, любовь к людям, желание помочь им в сложных жизненных ситуациях, щедрость души педагога, высокий уровень его эмоциональной культуры.

Отдаленность по времени результатов педагогической деятельности. Каким стал его ученик во взрослой жизни, оправдал ли надежды, учитель узнает много лет спустя.

Непрерывное образование. Учитель должен постоянно учится, пополняя свои знания и совершенствуя свое мастерство.

Выдающиеся педагоги о личности учителя. Многие выдающиеся люди всех времён и народов писали о том, какое огромное значение в деле обучения и воспитания имеют качества личности учителя.

Ещё древнегреческий философ материалист Демокрит отмечал большую роль воспитания и обучения в развитии человека и придавал огромное значение подготовке тех, кто призван учить молодёжь. На первое место он ставил умение учителя мылить.

Замечательный швейцарский педагог Иоган Генрих Песталоцци, сам являясь образцом восшггания, придавал большое значение нравственным качествам личности педагога, глубокому знанию им духовного мира ребёнка.

Гениальный русский учёный М.В. Ломоносов предавал большое значение личным качествам учителя, его поведению.

Крупнейший немецкий педагог Адольф Дистервег утверждал, что успех обучения зависит от таких качеств учителя, как культура, знание методики, энтузиазм в работе, любовь к детям, для которых он должен служить образцом.

Огромное значение личности учителя придавал великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он указывал, что многое зависит от общего распорядка заведения, но успех всегда будет зависеть от личности воспитателя, стоящую лицом к лицу с воспитанником: Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни системой наказания или поощрений. В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя. В каждом наставнике важно не только умение преподавать, но также и нравственность, и убежденность.

Н.К. Крупская предъявляла следующие требования к учителю: образованный учитель должен быть общественником, знать свой предмет, сочетать свою работу с воспитательной, знать своих учащихся, пользоваться авторитетом, применять основы научной организации труда, умело вести урок.

Социальные функции профессии педагога изменяются вместе с развитием общества, но в них можно выделить нечто общее и постоянное для разных исторических эпох (схема 1):

Все эти социальные функции проявляются в комплексе и конкретизируются в профессиональных функциях педагога. Профессиональные функции педагога - это те, которые имеют непосредственное отношение к педагогической деятельности. К ним относятся:

Образовательная (воспитательная и обучающая) функция, которая в свою очередь реализуется через информационную функцию (учитель транслирует ту или иную информацию), развивающую функцию(педагог развивает познавательные процессы, речь, умения и т.д.), ориентирующую функцию (педагог ориентирует учащихся в многообразии информации, ценностях и т.д.).

Коммуникативная функция, выражающая сущностную характеристику педагогической профессии и педагогической деятельности. Педагогическая деятельность невозможна без общения с воспитанниками, их родителями, коллегами и другими участниками педагогического процесса.

Организаторская функция. Педагогическая деятельность предполагает управление деятельностью учащихся, а значит, и ее организацию. Кроме того, педагог организует деятельность коллег, родителей, собственную деятельность (уроки, внеклассные дела и т.д.).

Исследовательская функция, которая реализуется через умения изучать личность воспитанника, группу учащихся, уровень их обученности и воспитанности, организовывать и осуществлять педагогическое исследование.

Коррекционная функция связана с тем, что на основе диагностики педагог оценивает результаты учебно-воспитательного процесса, вносит коррективы в свою деятельность и деятельность учащегося.

Конструктивная функция состоит в том, что учитель создает проекты уроков, внеклассных дел, разрабатывает задания учащимся и т.д.

Стимулирующая (мобилизационная) функция заключается в том, что педагог стимулирует (мобилизует) учащихся на выполнение задания, упражнений, дел и т.п.

Преемственное звено в цепи поколений; связующее звено между прошлым и будущим

Социальные функции педагога

Лицо, уполномоченное обществом представлять мир молодежи перед старшим поколением. Может и способен компетентно высказывать свои суждения по всем проблемам

педагогической теории и практики

Формирует духовный мир молодежи в соответствии с ценностями общества

Специалист, оценивающий культуру общества, опыт общественных взаимоотношений и поведение людей. Выбирает тот материал, который будет полезен для использования в учебно-воспитательном процессе

Профессионально обусловленные требования к личности педагога

Быть принципиальным, требовательным, но справедливым и великодушным -Макаренко A.C.

Владеть педагогической техникой, умением держаться в коллективе учеников и коллег (Макаренко A.C.).

Терпимо относится к мыслям и высказываниям учащихся и в том
случае, когда их мнение не совпадает с мнением учителя, не обрывать
ученика, а терпеливо опираясь на факты доказать, в чем ошибочность
его суждений.

Пресекать попытки унижения человеческого достоинства ученика.

Не злоупотреблять доверием ученика, не использовать его в качестве информатора о поведении одноклассника

Не допускать насмешек по адресу учащихся, тайна которых стала известна учителю.

Тактично вести работу с лентяями и нарушителями дисциплины.

Не превращать оценку в средство запугивания, не применять ее для наказания за плохое поведение на уроке.

Учить учащихся чувствовать чужое горе.

Чутко относится к учащимся, которые пережили душевную тревогу.

Не напоминать ученику о физических недостатках и недостатках его родителей.

Личная и емкая характеристика педагога (учителя) может быть представлена следующими качествами (по Сластёнину В.А.):

•Высокая гражданская ответственность и социальная активность;

•Гуманистическая направленность, любовь к детям; •Духовная культура, интеллигентность;

•Инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений, высокий профессионализм;

•Физическое, психическое здоровье, профессиональная работоспособность;

•Потребность и готовность к самостоятельному самообразованию.

Совокупность профессионально обусловленных требований к личности педагога отражены в его профессиограмме. Профессиограмма педагога -идеальная модель педагога (учителя, воспитателя, классного руководителя и т.д.), образец, эталон, в котором представлены основные качества личности, которыми должен обладать учитель, а также знания, умения и навыки, необходимые для выполнения функций педагога. Профессиограмма учителя описывает требования к его педагогической компетентности.

Компетентность - личные возможности должностного лица, его квалификация (знания, опыт), позволяющие ему принимать участие в разработке определенного круга решений или решать вопросы самому благодаря наличию у него определенных знаний и навыков.

Под педагогической компетентностью понимают единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению своей профессиональной деятельности. Отразим это в схеме.

В профессиограмме учителя ведущее место учителя занимает направленность его личности: социально - нравственная, познавательная, профессионально- педагогическая.

Профессионально- педагогическая направленность личности как ярко выраженное мотивированное отношение к педагогической деятельности включает интерес к профессии, профессионально- педагогические склонности и намерения, педагогические признания и другие компоненты. Интерес к профессии учителя выражается в эмоциональном положительном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и конкретным её видам, в стремлении овладеть педагогическими знаниями и умениями.

Педагогическое признание означает склонность к педагогическому делу, основанную на осознании способности к нему. Педагогическое призвание формируется в процессе накопления будущим учителем профессионального опыта и самооценки своих педагогических способностей. Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Профессионально значимыми качествами являются также педагогический долг и ответственность.

Данные качества позволяют учителю оказывать помощь всем тем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции и быть требовательным к себе, следуя кодексу педагогической морали. Во взаимоотношениях с учащимися, их родителями, коллегами учитель проявляет педагогический такт. Педагогический такт заключается, в частности, в способности учителя выбрать соответствующий стиль и тон, время и место педагогического действия, провести современную их корректировку.

Основой познавательной направленности личности являются духовные потребности и познавательные интересы. Важной, наиболее общей характеристикой познавательной направленности является культура научно-педагогического мышления, проявляющаяся, например, в способности в каждом педагогическом явлении обнаружить противоречия, проблемы и своевременно решать их.

Познавательная направленность личности имеет своим предметом профессиональные знания педагога. Педагогическая эрудиция учителя предполагает его глубокие познания и осведомлённость во многих науках (по тем или иным специальным научным дисциплинам, в области антропологических, гуманитарных, социальных наук), а также непрерывную систематическую работу по накоплению всё новых и новых знаний.

Вместе с тем, чтобы быть профессиональным педагогом, недостаточно быть энциклопедически образованным человеком. Психологи включают профессиограмму педагога педагогические способности. Под педагогическими способностями понимают определённые индивидуально-психологические особенности и свойства личности, позволяющие ей достигнуть высоких результатов в педагогической деятельности. Назовём основные (базовые) педагогические способности.

Гностические способности - способности к изучению, исследованию (диагностированию) педагогических объектов, явлений и т.п.

Академические способности - способности к профессиональному росту и самосовершенствованию. Они связаны с усвоением знаний, формированием умений и навыков соответствующей области науки.

Дидактические способности - способности адаптировать учебный материал с целью успешного понимания учащимися. Эти способности позволяют учителю успешно осуществлять отбор содержания и методов обучения, доступно излагать учебный материал, вызывая познавательную активность у самих учащихся.

Коммуникативные способности- способности к эффективному общению с разными возрастными группами людей. Эти способности способствуют установлению взаимопонимания, благоприятной атмосферы совместной деятельности.

Речевые способности- способности адекватно своим желаниям выражать чувства и мысли; они взаимосвязаны с экспрессивными способностями, позволяющими учителю найти наилучшую эмоционально- выразительную форму изложения материала.

Перцептивные способности- способности, позволяющие понимать другого субъекта без вербальной информации. Выражаются в психологической наблюдательности педагога по отношению к учащимся, проникновении в их внутреннее душевное состояние, понимании возрастных и индивидуальных способностей учащихся. Например, эмпатия- способность к сопереживанию, разделению интересов, забот, радостей и огорчений воспитанника

Суггестивные способности- способности эмоционально- волевого влияния на личность; способности к внушению.

Конструктивные способности- способности планировать педагогическую деятельность в соответствии с целями и задачами (например, конструировать урок, занятие и т.д.).

Организаторские способности- способности организовать собственную деятельность и деятельность учащихся.

Творческие способности- способности выдвигать новые идеи, принимать нестандартные решения, использовать оригинальные методы и технологии.

Педагогическая интуиция- способность предугадывать ход педагогического процесса, его возможные результаты и осложнения.

Способности саморегуляции- дают возможность проявлять эмоциональную устойчивость, самообладание, владеть собой в ситуации и этой ситуацией.

Педагогические способности проявляются интегрировано, дополняя или даже компенсируя друг друга. Вместе с тем, педагогические способности являются лишь предпосылкой к успеху. На основе знаний и способностей формируются необходимые педагогические умения, которые и составляют основу компетентности педагога

Вопросы и задания для самоконтроля

Каковы объективные причины возникновения и становления педагогической профессии?

1.Возникновение и становление пед.профессии.Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение вынуждено было начинать сначала. С момента возникновения пед.професии за учителем закрепилась воспитательная функция.

Практика воспитания своими корнями уходит в глубинны пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики. Первопричина возникновения всех научных отраслей – потребность к жизни. Образование стало играть заметную роль в жизни. Общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того,как в нем поставлено воспитание. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании спец.уч.воспит.учреждений( Китай, Индия, Египет, Греция).

Задачи,встававшие перед школой,существенно менялись на разных этапах развития общества. Этим объясняется периодический перенос акцентов с обучения на воспитание и наоборот. Гос.политика в обл.образования всегда недооценивала единство обучения и воспитания,целостность развивающейся личности. Как нельзя обучать,не оказывая воспитательного влияния,так нельзя и решать воспитательные задачи, не вооружив воспитанников довольно сложной системой знаний,умений и навыков.

2.Сущность и содержание пед. профессии.Смысл – выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Это особый вид социальной деятельности, которая направлена на передачу опыта и культуры, накопленной предыдущими поколениями, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. 2 типа пед.деятельности: 1.профессиональная(педагоги,учителя и т.д.) и 2.общепедагогическая (родители,общественные организации).

Признаки проф.деятельности: носит преднамеренный характер, ей занимаются специально подготовленные люди, для ее реализации существуют определенные методы,средства формы работы,имеет определенную цель, ребенок включается в определенные отношения с педагогом, результаты проф.пед.деятельности могут быть проверены.

Пед.деятельность носит гуманитарный характер,коллективный характер, творческий характер (пед. творчество – процесс решения пед. задач в меняющихся обстоятельствах).

Строение пед.деятельности можно представить как единство цели,мотивов,действий,результата. В качестве основных объектов цели пед.деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные способности воспитанников. Реализация цели пед.деятельности связана с решением таких соц-пед задач,как формирование воспитательной среды,организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

Особенности пед. профессии.

Особенность – пед.профессия имеет как бы двойной предмет труда: с одной стороны взаимоотношения с людьми, с другой – профессия этого типа требует специальных знаний,умений и навыков.

Педагог должен хорошо знать и представлять учащихся,процессом развития которых он руководит. Т.о. пед.проф. требует двойной подготовки – человековедческой и специальной.

Умение общаться становится проф. необходимым качеством. С одной стороны, учитель подготавливает своих воспитанников к нуждам данного момента, к определенной соц.ситуации, к конкретным запросам общества. Но с другой стороны он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры,несет в себе вневременный фактор. Учитель работает на будущее.

В.А.Сухомлинский считал, что основой успеха учителя явл.духовное богатство и щедрость его души, воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникнуть в сущность пед.явления.

Коллективный характер пед. профессии.

А.С.Макаренко: «Должен быть коллетив воспитателей ,и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса. Те или иные черты коллектива проявляются прежде всего в настроении его членов, их работоспособности, психическом и физическом самочувствии. Хорошим мастером можно стать только в пед.коллективе.

Творческий характер пед.профессии.

Содержание и организацию труда учителя можно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им соц.опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых умений и навыков. Творчество приходит тогда и тем, кто добросовестно относится к труду, постоянно стремится к повышению проф.квалификации, пополнению знаний и изучению опыта лучших школ и их учеников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическая профессия — это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки (интеллектуальной, нравственно-этической, психофизической), осуществляемой в основном в учебно-воспитательных учреждениях.

Эта профессия является одной из самых древнейших. Основатель педагогики Я. А. Коменский считал профессию учителя «настолько превосходной, как никакая другая под солнцем''. Педагогическая профессия отличается разнообразием входящих в нее специальностей. Например: воспитатель дошкольного учреждения, учитель, педагог дополнительного образования, тренер, преподаватель. В вузах государственных стандартов дается 41 специальность высшего и 16 специальностей среднего педагогического образования.

Профессиональная деятельность педагога имеет свою ярко выраженную специфику, определенную ее социальным назначением и значение и имеет особенность в предмете, орудиях, средствах и продукте труда.

Одной из особенностей педагогической профессии является зависимость результатов труда отличности учителя. В этом отношении она схожа с профессией артиста. Личность учителя как бы проецируется на его учеников (как и личность актера — на зрителей). Это относится как к его достоинствам, так и к недостаткам. Учитель (во всех его проявлениях: внешнего вида; внутреннего, духовного и интеллектуального содержания) является не только субъектом, активным действующим лицом, выполняющим педагогическую деятельность, но и средством этой деятельности. Еще великий К.Д. Ушинский подчеркивал, что личность формируется личностью, характер формируется характером.

К предмету труда педагога относится формирование человека. Своеобразие субъекта педагогической деятельности (учащегося) состоит в том, что нет пропорциональной зависимости от степени воздействия на него, а зависит от особенностей его психики (особенностям восприятия, понимания, мышления, становления воли, характера). Это обусловливает изменчивость и неповторяемость педагогических процессов.

В педагогическом процессе орудия труда специфичны: к ним относятся не только знания педагога, его опыт, личное воздействие на воспитуемого, но и виды деятельности, на которые он должен уметь переключить школьников, способы сотрудничества с ними, - так называемые духовные средства труда.

Продуктом педагогического труда является воспитанный, подготовленный к жизни человек. В целостном педагогическом процессе (воспитательном процессе, учебном процессе) формируются отдельные качества личности в соответствии в общей целевой установкой.

К особенностям педагогического труда относятся:

— его осуществление в духовной, а не материальной сфере общественного производства. Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. 1 Недочеты в деятельности работника сферы материального производства имеют последствия только в текущем, материальном плане, действия же педагога влияют на судьбы людей и закладывается сегодня будущее нашего общества.

— большая социальная значимость, высокая общественная ответственность, которая во многом определяется перспективной направленностью деятельности: сегодняшние первоклассники будут определять развитие общества через 20-30 лет. По словам А. С. Макаренко, ``хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать''

— творческий характер деятельности учителя(невозможно провести два совершенно одинаковых урока в двух параллельных классах, так как классы неповторимы, а урок - это творчество; кроме того, учитель и на уроке и в воспитательной работе ежедневно решает педагогические задачи, которые относятся к разряду творческих, так как в каждой ситуации он сталкивается с неповторимой личностью ученика, поэтому нет, и не может быть формулы, трафарета решения педагогических задач). По творческому потенциалу профессия учителя стоит в одном ряду с профессией актера (педагог, как актер, постоянно перед зрителями), скульптора (педагог, как скульптор, ``лепит'' душу человека, формируя его личность).

;— трудоемкость и высокий уровень занятости, связанные с необходимостью выполнять разнообразные виды педагогической деятельности и постоянно работать над собой, над своим образованием, личностным ростом;

—Высокий уровень занятости, связанной с постоянной необходимостью работать над собой, совершенствовать свои знания, расти как личность, но и с тем, что педагогическая деятельность — это сложное явление, ее эффективное выполнение требует разнообразных умений и навыков (диагностических, проектировочных, организаторских, коммуникативных, дидактических, суггестивных и т.д.). Их выработка и осуществление предполагают большие затраты времени учителя, его духовных и физических сил. Эта работа считается трудоемкой и нерегламентированной по времени. Иногда сложно определить, когда начинается и кончается рабочий день педагога. Учитель смотрит спектакль или программу “Время”. Что это — работа или отдых? Вероятно, и то, и другое. В процессе постижения чего-то нового идет накопление знаний, впечатлений, чувств, которые в работе могут сыграть важную роль, стать основой для решения разнообразных педагогических ситуаций. А результативно, на высоком творческом уровне проведенный урок может дать педагогу мощный заряд психологической и физической бодрости, который человек получает в результате активного отдыха. Совершенно справедливо утверждение классика немецкой педагогики А. Д. Дистервега о том, что учитель может учить других только до тех пор, пока учится сам

— направленность на других людей; Особенностью педагогического труда является то, что он осуществляется в ходе взаимодействия между учителем и учеником. Характер этого взаимодействия определяется в первую очередь учителем (хотя воспитанники тоже во многом оказывают на него влияние). Надо понимать, что организатором педагогического общения является учитель, от него зависит, будет ли это общение продуктивным. Оптимальным стилем педагогического общения является сотрудничество с учащимися,которое предполагает позицию равноправных, взаимоуважающих друг друга партнеров педагогического процесса.

— постоянное общение с молодежью. Постоянное общение с молодежью (учитель - профессия вечной юности, так как, несмотря на возраст, учитель живет интересами подрастающего поколения, остается духовно молодым). Есть еще одна важная особенность педагогического труда: учитель — это профессия, дающая выполняющему ее человеку уникальную возможность избежать старчества (не стареть не может никто, но можно состариться духовно и в 20 — 30 лет, а можно сохранять бодрость тела и духа и далеко за 70). Это внутреннее ощущение во многом определяет и то, как выглядит человек внешне. Педагогические наблюдения позволяют утверждать, что педагоги, работающие на высоком профессиональном уровне, реализовавшиеся в профессии, отличаются открытым, молодым взглядом, подтянутостью, бодростью и достаточно хорошим здоровьем независимо от того, сколько им лет.

-Коллективный характер педагогической деятельности (находясь в системе коллективных отношений, учитель усваивает опыт той профессиональной среды, к которой он принадлежит). А. С. Макаренко вскрыл закономерность, согласно которой педагогическое мастерство учителя обусловлено уровнем сформированности педагогического коллектива: ``Единство педагогического коллектива, - считал он, - совершенно определяющая вещь, и самый молодой, самый неопытный педагог в едином, спаянном коллективе, возглавляемом хорошим мастером-руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый педагог, который идет вразрез с педагогическим коллективом. Нет ничего опаснее индивидуализма и склоки в педагогическом коллективе''.

Педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Главное ее отличие от других профессий типа "человек — человек" - принадлежность как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

Перспективы: - возможность получения и совершенствования образования;

- педагогическое образование позволяет получить определенную работу в образовательных заведениях разных педагогических систем: дошкольные учреждения; внешкольные заведения (музыкальные, спортивные и пр.); государственные общеобразовательные учреждения; частные общеобразовательные учреждения; профессионально-технические училища, колледжи; средние специальные заведения; вузы. Приобретенные дополнительные специализации расширяют возможности трудоустройства по избранной профессии.

- прогрессирующая система оплаты труда учителя.

-получения моральных поощрений и наград за успехи в профессиональной деятельности, за заслуги перед образованием. Это получение званий

-у каждого учителя есть возможность для самореализации его способностей, талантов, дарований, индивидуальности.

Педагогическое наследие Л. Н. Толстого, Яснополянская школа как образец реализации идеи свободного воспитания.

Толстой открывает в Ясной Поляне школу для крестьянских детей и сам преподает в ней. Школу посещало от 30-40 мальчиков и девочек 7-13 лет. Уроки в школе начинались в восемь часов утра и зачастую продолжались до двух часов дня; с двух до пяти был обеденный перерыв. В сумерках занятия возобновлялись и заканчивались в восемь часов вечера. Лев Николаевич Толстой почти во всех делах неизменно защищал нужды крестьян, выносил решения в их пользу и добивался открытия школ по всему уезду. По мысли Толстого, крестьянские дети хранят душевную чистоту и естественность, утерянную в образованных сословиях. Их обучение ценностям высокой культуры едва ли необходимо. Напротив, сам писатель, занимаясь с ними, оказался в роли не учителя, а учащегося.

ТРЕБОВАНИЯ К УЧИТЕЛЮ В РАБОТАХ ВЫДАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГОВ Я.А. КОМЕНСКОГО, Ж.Ж. РУССО, И.Г. ПЕСТАЛОЦЦИ, К.Д.УШИНСКОГО, Л.Н.ТОЛСТОГО, В.А.СУХОМЛИНСКОГО

Идёт речь о принципе природосообразности. Природосообразность – принцип социальной педагогики, согласно которому социальный педагог в своей практической деятельности руководствуется факторами естественного, природного развития ребенка. прежде всего следует помнить, о какой категории детей идет речь: обычный, нормальный ребенок или ребенок, имеющий отклонения в психическом, физическом или социальном развитии. Поэтому социальный педагог, следуя принципу природосообразности, в своей деятельности должен придерживаться следующих правил:

-учет возрастных особенностей детей;

-учет половых особенностей детей:

-учет индивидуальных особенностей детей, связанных с их отклонением от нормы;

-опора на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности;

-развитие инициативы и самостоятельности ребенка.

Образование и развитие педагогической мысли в СССР после второй мировой войны.

В системе образования СССР были введены некоторые изменения, появились новые типы образовательных учреждений. Увеличилось количество полных средних школ с десятилетним сроком обучения. Уменьшается число восьмилеток, происходит реструктуризация этих школ в десятилетки. В маленьких поселках и селах остаются малокомплектные школы, обеспечивающие обучение детей без отрыва от семьи. Был переход с четырехлетнего на трехлетнее начальное обучение без снижения объема получаемых детьми знаний. Возникали межшкольные учебно-производственные комбинаты (УПК), где школьники проходили трудовую подготовку предпрофессионального характера. Было изменено соотношение гуманитарных и естественно-научных дисциплин с увеличением доли последних, значительно повысился теоретический уровень изучаемого школьниками материала. Активно шло создание новых учебников и учебных программ.

Особенности педагогической профессии. Перспективы развития педагогической профессии.

Педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Главное ее отличие от других профессий типа "человек — человек" - принадлежность как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

Перспективы: - возможность получения и совершенствования образования;

- педагогическое образование позволяет получить определенную работу в образовательных заведениях разных педагогических систем: дошкольные учреждения; внешкольные заведения (музыкальные, спортивные и пр.); государственные общеобразовательные учреждения; частные общеобразовательные учреждения; профессионально-технические училища, колледжи; средние специальные заведения; вузы. Приобретенные дополнительные специализации расширяют возможности трудоустройства по избранной профессии.

- прогрессирующая система оплаты труда учителя.

-получения моральных поощрений и наград за успехи в профессиональной деятельности, за заслуги перед образованием. Это получение званий

-у каждого учителя есть возможность для самореализации его способностей, талантов, дарований, индивидуальности.

Читайте также: