Интерактивная образовательная среда как фактор развития ребенка в доу

Обновлено: 02.07.2024

Интерактивная предметно – развивающая среда в детском саду.

Педагогическая общественность осознаёт необходимость перемен в образовательном процессе дошкольных учреждений. Поэтому поиски путей повышения его эффективности и совершенствования всегда оказываются связанными с разработкой предметно – средовых моделей организации педагогического взаимодействия с детьми в условиях семьи и детского сада.

Между тем, не стоит забывать, что среда развития дошкольного возраста – это и пространство его жизнедеятельности, поэтому современная среда. В первую очередь, современная среда, должна обладать качествами интерактивности и установления взаимосвязей между её социальной и предметной составляющими.

Психологи считают, что, среда является условием в процессе саморазвития личности ребёнка. С точки зрения педагогики, среда как условие жизнедеятельности ребёнка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств; способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта.

Предметно – развивающая среда – составная часть развивающей среды дошкольного детства. Среда будет являться стимулом к развитию только в том случае, если будет иметь определённую направленность и структуру в соответствии с актуальными потребностями её субъектов.

Однако предметно – развивающая среда чаще связывается с предметным пространством, отожествляющимся с игровой средой. Надо подчеркнуть, что О. А. Комаровой под предметно – игровой средой понимается организованное пространство, включающее в себя специально подобранные игрушки, игровое оборудование, предметы мебели для осуществления специфических видов деятельности, главным образом, игры, личностно – ориентированного взаимодействия.

В. В, Сабирзянова оценивает предметно – развивающую среду как место, рамки которого могут быть обозначены предметами материального мира, а могут быть, и не обозначены, но иметь место в детских представлениях, образах, о которых взрослый может узнать, только обратившись к ребёнку с вопросом или участвуя в игре. То есть, предметно – развивающая среда – это не конкретное место, а собирательный образ места, который создаётся педагогом и чаще всего связан со словесным обозначением предметов.

Безусловно, организация приметно – развивающей среды является непременным элементом в осуществлении педагогического процесса, носящего развивающий характер.

Таким образом, приметно – развивающая среда – организованное пространство, способное обеспечить социально – культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего развития ребёнка.

Развивающая среда детского сада обладает широким спектром функций:

Информационная функция – каждый предмет несёт определённые сведения об окружающем мире, становиться средством передачи социального опыта.

Не менее важное, значение имеет и стимулирующая функция среды. Среда развивает только в том случае, если она представляет для него интерес, подвигает его к действиям, исследованию.

Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых её форм к более сложным формам. В связи с этим наиболее важные задачи предметно – развивающей среды можно определить таким образом :

- предметным мир должен обеспечивать реализацию потребностей ребёнка в активной и разноплановой деятельности;

- среда должна предлагать возможность для реализации индивидуальных интересов и потребностей детей, их самостоятельной деятельности и эффективного накопления ими личного опыта;

- развивающая среда должна способствовать формированию умственных, психических и личностных качеств;

- предметно – пространственная среда выступать условием расширения возможностей ребёнка, выработки у него способности творчески осваивать новые способы деятельности.

Предметный мир детства – среда развития всех специфических его видов деятельности.

Таким образом, организация среды должна служить удовлетворению потребностей и интересов самого ребёнка, давать ему возможность постоянно чувствовать себя полноценным владельцем игрушек, достаточно свободно перемещаться по детскому саду, иметь свободный доступ к средствам изобразительной, игровой, конструктивной и другой деятельности. Очень активно в последнее время используется принцип интеграции образовательных областей, посредством предметно – развивающей среды групп и детского сада в целом. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребёнок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения с взрослыми, в совместной с педагогом деятельности, что способствует реализации личностно – ориентированного подхода.

Благодаря этому, педагоги могут использовать несколько основных методических приёмов обыгрывания среды, которые имеют развивающий и обучающий эффект:

- показ предмета и его название;

- показ действий с предметами и их название;

- предоставление ребёнку свободы выбора действий и экспериментирование.

Следует рассмотреть их подробнее:

Показ предмета и его название – методический приём обучения детей в процессе организации совместной предметной и игровой деятельности ребёнка и взрослого. Используется для развития слухо – зрительного сосредоточения (через внезапное появление и быстрое исчезновение предмета (игрушки).

Показ действий с предметами и их назначение – другой методический приём обучения в процессе организации совместной предметной и игровой деятельности ребёнка и взрослого. В основе действия ребёнка с предметами лежит подражание взрослому. Действия с предметами путё м подражания усваиваются в следующей последовательности:

- совместное выполнение действий ребёнка с взрослым (сопряжённое и сопряжённо - отражённое);

-отражённое выполнение действий ребёнком (по последовательному показу взрослого);

- выполнение действий ребёнком по пошаговому образцу взрослого;

- выполнение действий по памяти;

- самостоятельное выполнение действий по словесной инструкции;

- самостоятельное выполнение действий в свободной деятельности детей.

Экспериментирование в условиях представления свободы выбора как методический приём моделирует такие условия исследования, освоение и модификация предметно – развивающей среды, в которых ребёнок осознаёт проблемность ситуации. Ищет способы разрешения имеющегося противоречия, манипулируя одной или несколькими переменными (фактами) данной проблемной ситуации и фиксируя сопутствующие изменения в поведении изучаемого объекта при изменении предметно – развивающей среды.

Интеграция является выражением единства целей, принципов и содержания организации процесса обучения и воспитания. Результат функционирования — это формирование у обучаемых качественно целостной системы знаний и умений.

С целью привлечения родителей к активному взаимодействию и интеграции потенциалов предметно – развивающей среды дома и детского сада оказался метод проектной деятельности, задачи которой заключаются в следующем:

- ввести детей в проблемную игровую ситуацию;

- способствовать мотивации детей с исследовательской деятельности;

- активизировать познавательный процесс;

- формировать элементарные навыки поисковой деятельности в практическом опыте.

Проектная деятельность, реализованная в детском саду, помогает интегрировать предметно – развивающую среду семьи и детского сада, связать воспитательно – образовательный процесс с социальной жизнью и способствует формированию навыков исследовательской деятельности.

Вышеперечисленные методы делают предметно – развивающую среду непросто активной, а интерактивной, то есть ориентируют ребёнка и родителей на обмен информацией и мнениями, на согласование своих действий, и формирование общих эмоциональных смыслов совместной деятельности, и освоение культурных способов познания, носителем которых является взрослый. Эти способы познания с освоением специфических: математической, речевой и эстетической, конструктивной, компьютерной – предметно – развивающих сред. Всё это позволяет выйти на более качественный уровень образования, способствует раскрытию предпосылок творческого потенциала детей.

Предметно-развивающая среда

Предметно-развивающая среда Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды.

Моя предметно-развивающая среда

Моя предметно-развивающая среда Сегодня хочу поделиться с вами с предметно-развивающей средой. Предметно-развивающую среду старались сделать интересным, эстетичным, привлекающим.

Развивающая среда в детском саду. Вторая часть

Развивающая среда в детском саду. Вторая часть Предлагаю вашему вниманию нашу развивающую среду. Состояние РППС обеспечивает реализацию образовательных программ, учёт национально-культурных,.

Предметно-развивающая среда

Предметно-развивающая среда .

Предметно-развивающая среда в детском саду

Предметно-развивающая среда в детском саду Приходя в детский сад, к двери группы, родители видят какая тема проекта на данный момент. На каждой двери групп, находится кармашек, куда.

Предметно-развивающая среда в ДОУ

Предметно-развивающая среда в ДОУ Начинается учебный год. Конечно, каждому педагогу хотелось бы видеть свою группу уютной, красивой, грамотно оснащённой. К оформлению групповых.

Развивающая предметная среда в малокомплектном детском саду

Развивающая предметная среда в малокомплектном детском саду Второй ваш дом Детки в садике живут, Здесь играют и поют, Здесь друзей себе находят, На прогулку с ними ходят. Вместе спорят и мечтают,.

Развивающая среда. Уголок для родителей в детском саду

Развивающая среда. Уголок для родителей в детском саду Стенд для родителей. Воспитатель Ковтун Е. И. Информация, размещенная на стенде для родителей, должна быть динамичной. Минимум раз в две.


Педагогическая общественность осознает необходимость перемен в образовательном процессе дошкольных учреждений. Поэтому поиски путей повышения его эффективности и совершенствования всегда оказываются связанными с разработкой предметно – средовых моделей организации педагогического взаимодействия с детьми в условиях семьи и детского сада. Между тем, не стоит забывать, что среда развития ребенка дошкольного возраста – это и пространство его жизнедеятельности, поэтому, современная среда, в первую очередь, должна обладать качествами интерактивности и установления взаимосвязей между ее социальной и предметной составляющими.

Научно-психологические основы развития образования и основы организации развивающей среды как неотъемлемой части такого образования применительно к дошкольной ступени намечены в трудах выдающихся отечественных ученых двадцатого столетия – Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. В этом направлении работали и работают их последователи Л.А. Венгер, Ф.А. Сохин, Н.Н. Поддъяков, О.М. Дьяченко, Г.Г. Кравцов. Это психологическое движение сочеталось с аналогичными поисками в области педагогической теории исследования А.П. Усовой, Н.В. Ветлугиной, С.Л. Новоселовой, В.А. Петровского, Л.Л. Стрелковой. Благодаря данным разработкам среда стала рассматриваться

- с точки зрения психологии, среда как условие, процесс и результат саморазвития личности;

- с точки зрения педагогики, среда как условие жизнедеятельности ребенка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств; способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта.

Под средой понимается вся окружающая ребенка действительность, в условиях которой происходит его личностное и интеллектуальное развитие.

Одни авторы исследуют развивающую среду с позиций "предметной среды", "предметного пространства", с учетом эргономических требований к жизнедеятельности, антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателей этой среды. Другие современные ученые понимают ее как совокупность предметов, представляющую собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры, в которых запечатлен опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений.

Предметно-развивающая среда – составная часть развивающей среды дошкольного детства.

Среда будет являться стимулом к развитию только в том случае, если будет иметь определенную направленность и структуру в соответствии с актуальными потребностями ее субъектов (Г.М. Андреева, О.А. Горбань, А.Н. Леонтьев и др.).

Однако предметно-развивающая среда чаще связывается с предметным пространством, отождествляющимся с игровой средой. Надо подчеркнуть, что О.А. Комаровой под предметно-игровой средой понимается организованное пространство, включающее в себя специально подобранные игрушки, игровое оборудование, предметы мебели для осуществления специфических видов деятельности, главным образом, игры, личностно-ориентированного взаимодействия [2, с.105].

В.В. Сабирзянова оценивает предметно-развивающую среду как место, рамки которого могут быть обозначены предметами материального мира, а могут быть, и не обозначены, но иметь место в детских представлениях, образах, о которых взрослый может узнать, только обратившись к ребенку с вопросом или участвуя в игре. То есть, предметно-развивающая среда – это не конкретное место, а собирательный образ места, который создается педагогом и чаще всего связан со словесным обозначением предметов [3].

Безусловно, организация предметно-развивающей среды является непременным элементом в осуществлении педагогического процесса, носящего развивающий характер.

Таким образом, по мнению автора, предметно-развивающая среда – организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего развития ребенка.

Развивающая среда ДОУ обладает широким спектром функций:

Информационная функция – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

Не менее важное значение имеет и стимулирующая функция среды. Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес, подвигает его к действиям, исследованию.

Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

В связи с этим наиболее важные задачи предметно-развивающей среды можно определить таким образом:

- предметный мир должен обеспечивать реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности;

- предметно-пространственная среда должна обеспечивать "зону ближайшего развития" ребенка, стать составным компонентом обучения, способствовать развитию задатков у детей;

- среда должна предлагать возможность для реализации индивидуальных интересов и потребностей детей, их самостоятельной деятельности и эффективного накопления ими личного опыта;

- развивающая среда должна способствовать формированию умственных, психических и личностных качеств дошкольников.

- предметно-пространственная среда должна выступать условием расширения возможностей ребенка, выработки у него способности творчески осваивать новые способы деятельности [1, с.25-25].

Предметный мир детства – среда развития всех специфических его видов деятельности.

Стало быть, организация среды должна служить удовлетворению потребностей и интересов самого ребенка, давать ему возможность постоянно чувствовать себя полноценным владельцем игрушек, достаточно свободно перемещаться по детскому саду, иметь свободный доступ к средствам изобразительной, игровой, конструктивной и другой деятельности. Очень активно в последнее время используется принцип интеграции образовательных областей, посредством предметно-развивающей среды групп и детского сада в целом. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми, в совместной с педагогом деятельности, что способствует реализации личностно-ориентированного подхода.

Благодаря этому, педагоги могут использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:

- показ предмета и его называние;

-показ действий с предметами и их называние;

-предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.

В таком случае, следует рассмотреть их подробнее.

Показ предмета и его называние – методический прием обучения детей в процессе организации совместной предметной и игровой деятельности ребенка и взрослого. Используется для развития слухо-зрительного сосредоточения (через внезапное появление и быстрое исчезновение предмета (игрушки).

совместное выполнение действий ребенка со взрослым (сопряженное и сопряженно-отраженное),

отраженное выполнение действий ребенком (по последовательному показу взрослого),

выполнение действий ребенком по пошаговому образцу взрослого,

выполнение действий по памяти,

самостоятельное выполнение действий по словесной инструкции,

Экспериментирование в условиях предоставления свободы выбора как методический прием моделирует такие условия исследования, освоение и модификация предметно-развивающей среды, в которых ребенок осознает проблемность ситуации, ищет способы разрешения имеющегося противоречия, манипулируя одной или несколькими переменными (факторами) данной проблемной ситуации и фиксируя сопутствующие изменения в поведении изучаемого объекта при изменении предметно-развивающей среды [1, с.91-92].

ввести детей в проблемную игровую ситуацию;

способствовать мотивации детей к исследовательской деятельности;

активизировать познавательный процесс;

Проектная деятельность, реализованная в детском саду, помогает интегрировать предметно-развивающую среду семьи и детского сада, связать воспитательно-образовательный процесс с социальной жизнью и способствует формированию навыков исследовательской деятельности.

Вышеперечисленные методы делают предметно-развивающую среду не просто активной, а интерактивной, то есть ориентируют ребенка и родителей на обмен информацией и мнениями, на согласование своих действий, и на формирование общих эмоциональных смыслов совместной деятельности, и освоение культурных способов познания, носителем которых является взрослый. Эти способы познания связаны с освоением специфических: математической, речевой и эстетической, конструктивной, компьютерной-предметно-развивающих сред. Все это позволяет выйти на более качественный уровень образования, способствует раскрытию предпосылок творческого потенциала детей.

Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада / Н.А. Виноградова. – М.:УЦ "Перспектива",2011. – 208с.

Комарова О.А. Взаимодействие педагога и детей в условиях среды дошкольного образовательного учреждения / О.А. Комарова // Дискуссия. – 2011. – № 10 (18). – С. 104-107.

Основные термины (генерируются автоматически): предметно-развивающая среда, детский сад, развивающая среда, ребенок, среда, исследовательская деятельность, предметная среда, предметно-пространственная среда, предметное пространство, проектная деятельность.

Похожие статьи

Создание модели развивающей предметно-пространственной.

Новая развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ предполагает особую педагогическую реальность как ситуацию взаимопроникновения сознания двух субъектов, основанную на желании одного передать опыт, а другого — этот опыт приобрести.

Значение предметно-пространственной развивающей среды.

Дошкольный возраст — своеобразный фундамент в развитии личности. В этот период под воздействием многочисленных факторов формируются способности, навыки и будущий характер ребенка.

Развивающая предметно-пространственная среда как средство.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, доступность для воспитанников к игровому материалу и игрушкам в соответствии с ФГОС ДО.

Обновление развивающей предметно-пространственной.

ребенок, развивающая предметно-пространственная среда, детский сад, игра, малыш, игрушка, период адаптации, младший возраст, природный материал, особое удовольствие.

Проектирование развивающей предметно-пространственной.

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в условиях реализации ФГОС.

В развитии ребенка образование и среда играют большую роль, чем наследственность… Вопрос в том, какое образование и какая среда лучше всего развивают.

Создание предметно-развивающей среды для детей.

предметно-развивающая среда, ребенок, окружающий мир, предметная среда, развивающая предметная среда, игра

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно насыщенной, развивающей, трансформируемой.

Развивающая предметно-пространственная среда детского.

Организация развивающей предметно-пространственной. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада предполагает создание в группах: ‒ краеведческих уголков, в которых представлены разнообразные материалы.

Организация развивающей предметно-пространственной.

Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду.

Предметно-развивающая среда дошкольной образовательной. детский сад, родной город, малая родина, окружающая среда, развивающая среда, Омутнинск, Александров, ближайшее.

Роль педагога в организации предметно-пространственной.

Создание развивающей предметно-пространственной среды. предметно-пространственная среда, группа, игра, материал, речевое развитие, пространственная среда, опытно-поисковая работа, максимальная реализация.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

СРЕДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

В СОВРЕМЕННОМ ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС.

Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: новые формы финансирования, новая система оплаты труда, новые ФГОС. Изменились программы, формы организации образовательной деятельности, существенно изменилась социокультурная среда, в которой растут современные дети. Меняется всё, и сам ребенок, неизменным остается одно – предметно–развивающая среда в ДОУ.

Мы живем в век стремительного развития информационных технологий, которые вносят свои коррективы даже в такие традиционные сферы, как детская игра и игрушка, а значит и соответственно в предметно–развивающую среду. Вопрос организации предметно–развивающей среды ДОУ на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная предметно–пространственная среда. Поэтому основная задача: совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры, игрушки с ярким наглядным материалом и современные технологии. Это должно стать отправной точкой для работы над целым направлением – создание интерактивной образовательной среды.

Использование педагогами ИКТ, является мощным инструментом развития мотивации образовательного процесса, перенос центра тяжести с вербальных методов образования на методы поисковой и творческой деятельности педагогов и воспитанников. В связи с этим педагог, в большей степени, становится соучастником, помощником.

Использование компьютерных технологий помогает:

− привлекать пассивных детей к активной деятельности;

− делать занятия более наглядными, интенсивными;

− активизировать познавательный интерес;

− активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);

− реализовать личностно–ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности.

Интерактивная доска является одним из средств ИКТ. Способы применения интерактивной доски в ДОУ разнообразны:

− интерактивные обучающие программы;

Компьютерные технологии педагоги применяют при введении новой темы или её завершения, участии в проектах, тестировании, учебных играх, подготовке учебных материалов, досуге, диагностике и т. д. Таким образом, информационные технологии являются важным средством формирования интерактивной среды в ДОУ и способствуют реализации интерактивных методов общения и обучения.

Развивающая предметно–пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

− игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям мате- риалами (в том числе с песком и водой);

− двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой

моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

− эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно –

− возможность самовыражения детей.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность

изменений предметно–пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

− возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;

− наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов–заместителей в детской игре.

4) Вариативность среды предполагает:

− наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

− периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей–инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс.

6) Безопасность предметно–пространственной среды предполагает

соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. Создавая предметно–пространственную развивающую среду необходимо помнить: среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Итак, предметно развивающая среда – это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования. А что же сказано о предметно-развивающей среде в новых Федеральных документах?

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования от 1 января 2014 г.: материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка), целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду. Обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими).

Значимым аспектом интерактивной образовательной среды ДОУ считаем использование педагогами ИКТ, которое является мощным инструментом развития мотивации образовательного процесса, перенос центра тяжести с вербальных методов образования на методы поисковой и творческой деятельности воспитателей и воспитанников. Использование компьютерных технологий помогает педагогам реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности. Все мы знаем, что в настоящее время компьютерные технологии стали активно применятся в образовательном процессе.

Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. В нашем детском саду активно практикуется использование в образовательном процессе интерактивного smart стола. Дети играют индивидуально, в парах, подгруппой. Они работают общаясь, развивая свои коммуникативные качества, процессы социальной адаптивности. Такой подход позволяет нам говорить об успешном переходе к открытым системам образования, которые обеспечивают не столько индивидуализацию, сколько персонализацию образования. Использование интерактивной доски значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка.

В ДОУ создан банк мультимедийных презентаций и мультимедийных интерактивных игр по лексическим темам, разработанных педагогами нашего учреждения.

Все детали панно легко снимаются, заменяются и дополняются. Сегодня, например, мы играем на сказочной поляне, а завтра уже плывём по озеру или гуляем в лесу.

Решая проблему по приобщению воспитанников к техническому творчеству и развитию первоначальных технических навыков, было принято решение по обогащению предметно – развивающей среды ДОУ Lego-конструкторами для занятий робототехникой. Актуальность Лего-технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС, так как:
- является эффективным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (познание, коммуникация, труд, социализация);

- позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

- формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

- объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Всё это позволит заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки. В результате, будут созданы условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и заложены истоки профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно-технической направленности

Таким образом, интерактивная предметно-развивающая среда ДОУ – это сегодняшняя реальность и современное требование, это не миф. Интерактивная среда детского сада, как развивающая среда позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Дети с завидной легкостью овладевают способами работы с различными новинками, но при этом важно, построить образовательный процесс, так чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению!

Наш педагогический коллектив не собирается останавливаться на достигнутом. Поиск инновационных подходов к организации РППС продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.

Читайте также: