Для чего нужен гербарий в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети постепенно постигают мир, в котором они живут. В дошкольном возрасте в ребенке закладываются позитивные чувства по отношению к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного и животного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека, переживаются нравственно-эстетические чувства, побуждающие заботиться обо всем, что нас окружает.

Растения, растущие на участках, территории детского сада представляют для дошкольников богатейший познавательный материал. Искусство составления гербариев – это увлекательная познавательная деятельность как для взрослых, так и для детей. Составление гербариев во время летних ежедневных прогулок в детском саду – это еще и одна из возможностей ознакомления старших дошкольников с ТНР с растительным миром родного края.

В процессе составления гербариев у старших дошкольников с ТНР развивается внимательность, память, умение сравнивать, находить общие признаки, объединять в группы, делать выводы и, конечно, в простой и непринужденной форме прививается интерес к ботанике и любовь к родной природе. Засушенные цветы и листья – это наглядный образец живой природы для ребенка. Ведь засушенный цветок можно рассмотреть особенно внимательно, погладить и даже ощутить легкий аромат, а это в свою очередь очень важно для детей с ОВЗ. Сбор ребенком растений для гербария и дальнейшие операции по засушке и систематизации — это еще и отличная возможность продуктивного общения детей и взрослых.

В зависимости от возраста и склонностей ребенка, создание гербария можно превратить в проект, арт-объект, творческую мастерскую или увлекательный квест. Засушенные растения – это и отличный материал для детского творчества. Из засушенных листьев, цветков, стебельков получаются прекрасные картины.

Поддерживая детский интерес к растительному миру, нужно вести дошкольников от знакомства с природой к её пониманию. Необходимо научить детей элементарным правилам сбора гербария:

  • -Нельзя собирать растения сразу после дождя.
  • -Не вырывать все подряд растение с корнем, брать только несколько листиков и цветков, чтобы не повредить все растение (лучше резать ножницами).
  • -Не срывать редкие растения, занесенные в Красную книгу.
  • -Не рвать больше, чем нужно.
  • -Собирать листья и цветы разного размера, чтобы при составлении цветочных композиций был выбор (маленькие, большие, раскрытый цветок, бутон).

Собирая растения для гербария можно повторять названия растений, сравнивать форму листьев и цветов у разных экземпляров, находить сходства и различия, рассуждать о том, как растение приспособилось к месту произрастания, что помогает ему выжить и добыть необходимое количество влаги, как размножается, когда созревают семена и пр. Познавательная информация, которую ребенок может получить во время сбора растений для гербария, запомнится гораздо быстрее и надолго.

Важно, чтобы каждая летняя прогулка в детском саду, каждое соприкосновение с природой, например, как искусство составления гербария, вызывала у ребенка чувство удивления, радости, удовлетворения и полного счастья!

Посмотреть участников форума и скачать сертификаты – ЗДЕСЬ

Что такое гербарий?

gerbarij

gerbarij_03

Не всегда мы, конечно же, собираем растения так, как того требует классически составленный гербарий (все части растения, вместе с корнем и увядшими листьями), да и альбомы с подписанными на листах названиями, местом и датой сбора делают разве что заядлые ботаники.

Гербарный метод (прессование)

Гербарный метод позволяет высушить растения в плоском виде. Дино подготовил специальный подробный мастер-класс о том, как сделать это правильно. Смотрите ТУТ.

Все просто. Берем толстую книгу и укладываем в нее растения, пропуская несколько страниц. Кладем книгу под пресс и через пару дней перекладываем материал на сухие странички, чтобы не завелась плесень.

gerbarij_04

ВАЖНО! Берите книгу, которую не жалко испортить, т.к. странички испачкаются соком растений и станут впоследствии сморщенными от влаги. Если вы идете на прогулку, возьмите транспортную книгу с собой, так растения не завянут и не помнутся. Дома вы сможете разложить их в другую книгу или под специальный пресс для окончательной просушки.

gerbarij

Для того, чтобы растения окончательно высохли, может понадобиться от 2 до 4 недель, все зависит от толщины стеблей и бутонов, от наличия влаги. В дальнейшем, удобно хранить их в сухом месте в книгах, рассортировав по видам. Если переложить их в коробки, то со временем, они могут сморщиться, реагируя на влажность в квартире.

Существуют и более быстрые способы сушки растений для гербария – это утюг или микроволновка. Использовать их нужно в редких случаях, когда нужно сэкономить время. Главное, не пересушить материал, иначе он станет хрупким и ломким, потеряет цвет. При сушке утюгом нужно обязательно гладить через бумагу.

Правила сбора растений для гербария

1. Нельзя собирать растения для гербария ранним утром, когда не высохла роса или сразу после дождя.
2. Не вырывать растение с корнем, брать только несколько листиков и цветков, чтобы не повредить все растение.
3. Не срывать редкие растения, занесенные в Красную книгу.
4. Не рвать больше, чем нужно.
5. Собирать листья и цветы разного размера, чтобы в дальнейшем, при составлении цветочных композиций, был выбор (маленькие, большие, раскрытый цветок, бутон).

gerbarij-1

Советы и секреты

gerbarij 13

Для чего нужен гербарий?

Детям нравится собирать гербарий. Научите их делать это правильно. Параллельно можно повторять названия растений, сравнивать форму листьев и цветов у разных экземпляров, находить сходства и различия, рассуждать о том, как растение приспособилось к месту произрастания, что помогает ему выжить и добыть необходимое количество влаги, как размножается, когда созревают семена и пр. Информация, которую ребенок может получить во время сбора растений для гербария, запомнится гораздо быстрее той, что прочитана в учебнике.

gerbarij_04

Высушенные растения можно использовать для поделок, панно, аппликаций или просто хранить в альбомах с подписями и пометками на память.


Одинаковые растения можно наклеить на карточки и сделать настольную игру, лото и др. пособия. Кроме всего прочего, создание гербария – это отличный способ сохранить воспоминания о теплых днях.

Предлагаем Вашему вниманию программы развивающих занятий с собаками- терапевтами в зависимости от возраста ребёнка и Ваших пожеланий:

Лето близится к закату, а у вас еще не собраны цветочки и листочки для гербария, который нужен ребенку в школу или детский сад? У нас есть несколько идей, способных превратить этот процесс в увлекательный творческий проект для всей семьи. Рассказываем, как сделать все правильно.


Подготовка и экипировка

Следующий шаг — при активном участии ребенка запастись всем необходимым для будущей экспедиции. Вам понадобятся:

Важно! В траве могут прятаться опасные клещи. Что делать, если он укусил ребенка? — инструкция от педиатра Сергея Бутрия.

Секреты долговечного гербария

Не стоит сушить растения между страницами книг — от этого могут испортиться и книги, и гербарий. Сушка утюгом тоже не вариант: скорее всего растение потемнеет и утратит фактуру.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сроки реализации проекта: 18.10.2021 г. – 29.10.2021 г.

Составители проекта:

Воспитатель: Студеникина С.А.

г. Майкоп, 2021 год

Пояснительная записка

Тип проекта: познавательно-исследовательский, групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный - 2 недели.

Актуальность.

Воспитание любви к природе – одна из главных задач современного дошкольного образовательного учреждения. Начинать эту работу необходимо с самого раннего детства. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи с чем закладываются основы воспитания к окружающему миру, желание любить и понимать природу.

Можно сказать, что экология природы положительно воздействует на экологию человеческой души: возникает эстетическое наслаждение звуками, запахами и красками природы.

Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой.

В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания

Осень – это не только слякоть, пронизывающий холод… Осень – это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши малыши – мы потеряли веру в волшебство и сказку.

Мы не стараемся придумывать что-нибудь интересное и замысловатое – ведь у нас еле-еле сил хватает на работу и домашние заботы. А для малыша осень столько чудесного и необычного приносит. Согласитесь, что большим приключением для малыша будет поход в осенний парк, встречаем осень в детском саду все вместе. Это нам кажется, ну что там может быть такого особенного? Но мы глубоко заблуждаемся. Для малыша – это возможность взглянуть на мир совершенно другими глазами. Он с такими же любознательными ребятишками сможет собрать гербарий. Что ни говори, а сбор гербария — это возможность дать волю своей фантазии. Ведь один и тот же листочек может вызвать у детей разные ассоциации. Кому-то из малышей он напомнит гномика, кому-то улиточку, а кому-то ежика. Но, гербарий не только развивает фантазию, он еще позволяет создавать удивительные детские шедевры. Ведь вернувшись с прогулки, малыш будет бережно сушить свои листик, чтобы потом сделать подарок своей любимой маме.

Дети старшего дошкольного возраста не имеют навыка самостоятельного получения, переработки и упорядочивания информации. В связи с этим возник проблемный вопрос: как сформировать у детей представление о признаках осени не путем заучивая материала, а путем приобретения знаний детьми во время бесед, речевого творчества детей, наблюдений в природе, занятий художественным творчеством (лепка, аппликация, рисование), изготавливая с родителями гербария.

Задача данного проекта привлечь внимание детей и родителей к мгновенности окружающей нас красоты.

Данный проект позволит в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить и укрепить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период. Приобретённые знания с творческим подходом в практической изобразительной деятельности будут способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей.

Цель проекта:

создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе получения углубленного представления об изменениях в природе в осенний период с учетом природно-климатических условий, изучить природное явление – листопад.

Программное содержание (задачи):

расширить представление о многообразии лиственных деревьях и об особенностях их листвы в осенний период;

дать элементарные представления об осеннем явлении природы – листопад;

познакомить детей с цветом, формой, фактурой осенних листьев в природе и живописи;

развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие красок и форм через наблюдение во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников;

расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;

развивать у детей интерес к сезонным изменениям в природе. Вызвать интерес к исследованию природы родного края.

воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой;

Для родителей:

вызвать желание и интерес к изучению данной темы совместно с детьми дома;

привлечь к пополнению предметно-развивающей среды группы по теме;

расширить знания родителей по теме с помощью консультаций, папок - передвижек, рекомендаций, бесед.

Для педагогов:

изучить литературу по теме;

способствовать сотрудничеству с родителями;

обогатить предметно-развивающую среду группы.

Методы и формы реализации проекта:

словесные методы (беседа, объяснение, рассказ, чтение),

наглядные методы (рассматривание предметов, картин и др., просмотр мультфильмов, наблюдения),

практические методы (исследование, экспериментирование).

игровые методы (дидактические игры, игровые упражнения, игровые приёмы и др.).

Предполагаемые результаты:

дети получают возможность проявлять большую активность, любознательность, самостоятельность и инициативу в действиях;

дети овладевают средствами взаимодействия со сверстниками и взрослыми, учатся планировать свои действия в социуме;

дети смогут использовать схемы для составления загадок, модели для обозначения условий для роста растений.

дети получают новые знания об изменениях в природе осенью, о видах деревьев.

Для педагогов:

расширить свои возможности для развития педагогического творчества, достижения образовательных результатов за счет применения продуктивных, исследовательских, творческих методик, повышение уровня сплоченности детей.

Для родителей:

расширить свои возможности влиять на процессы воспитания детей;

наладить взаимоотношения с детьми;

нормализовать психолого-педагогическую атмосферу.

Продукт проекта:

гербарий из листьев деревьев и кустарников;

аппликация из осенних листьев;

Для педагога:

картотека стихов о лесе и деревьях;

картотека загадок о деревьях;

Для родителей:

сбор с детьми природного материала;

участие с детьми в выставке поделок.

Материально-технические ресурсы:

художественная и научная литература по теме;

иллюстрации, картины, фотографии;

материалы для продуктивной деятельности (гуашь, пластилин, цветная бумага и картон и т.д.);

дидактические игры, настольно-печатные, словесные игры;

атрибуты для подвижных игр;

музыкальные произведения, аудиозаписи, колонка;

картотеки пословиц, поговорок, загадок, считалок по теме.

Этапы реализации проекта

I. План-график мероприятий (этапы реализации проекта):

1. Подготовительный этап.

Цель: заинтересовать детей идеей, привлечь особое внимание к природному явлению - листопад. Привлечь родителей к созданию гербария осенних листьев и аппликации вместе с детьми.

подборка детской художественной, методической и познавательной литературы;

сбор материала для аппликаций;

подборка цикла занятий по разным видам деятельности на заданную тему;

разработка конспектов занятий;

подготовка информации для родителей по теме проекта.

2. Основной этап (реализация проекта).

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с родителями (законными представителями)

Вид деятельности.

Понедельник

Беседа по теме

Подвижная игра

Рассматривание и сравнение картин об осени:

Расширять и систематизировать знание детей об осени; учить детей чувствовать печаль осенней природы, отвечать на вопросы полным предложением; развивать связную речь; воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.

Побуждать детей начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами; развивать ловкость и координацию движений.

Учить детей внимательно рассматривать картины великих художников, сравнивать их, делать свои умозаключения; развивать наблюдательность, интерес к пейзажной живописи; воспитывать чувство прекрасного в процессе восприятия картин.

Читайте также: