Для чего могут быть использованы результаты педагогической диагностики по физическому развитию в доу

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Кравченко Наталья Александровна

Организация: МБОУ СОШ №4 ОЦ

Населенный пункт: г. Новосибирск

Введение

Физическое воспитание дошкольника - это система мероприятий, направленных на развитие систем и функций организма ребёнка, его гармонического развития. Она базируется на единстве цели, задач, средств, форм и методов работы и направлена на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей.

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях является частью общегосударственной системы физического воспитания. Строится она с учетом возрастных, психологических особенностей детей при обязательном контакте с семьями.

Целью физического воспитания решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

В группе оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое совершенствование функций организма, повышение его активности и общей работоспособности.

Решение образовательных задач предусматривает формирование у детей двигательных навыков и умений, развитие физических качеств, овладение детьми элементарными знаниями о своём организме, роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.

С воспитательными задачами связано разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое) формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Все эти задачи можно решать в комплексе только тогда, когда педагоги будут иметь данные о состоянии здоровья ребенка и степени сформированности его двигательных навыков, т.е. когда будет проведена грамотная диагностика физической подготовленности ребенка. На основе диагностики намечается план работы с детьми, индивидуальная работа, согласовываются перспективы в работе медицинского и педагогического коллектива, обслуживающего персонала.

Особенно актуальны задачи диагностики и коррекции физического и двигательного развития детей в условиях работы детского сада компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонения в физическом и психическом развитии воспитанников.

Глава I

Назначение диагностической работы в дошкольном учреждении

Знать состояние здоровья ребёнка необходимо для того, чтобы соответствующим образом построить режим дня и подобрать закаливающие средства, обеспечить оптимальность физических и умственных нагрузок в двигательной и учебной деятельности.

Можно выделить три основных направления этой работы:

  • оценка и укрепление здоровья детей;
  • оценка и коррекция физического развития;
  • определение уровня и совершенствования физической подготовленности и двигательной активности.
  • активность представляет собой удовлетворённую потребность организма в движении. Она является важнейшим условием нормального развития ребёнка, а также одной из важнейших форм жизнедеятельности растущего организма. Потребность в движении нельзя рассматривать как функцию возраста, обусловленную соответствующими изменениями организма. Она весьма сильно варьирует в зависимости oт особенности физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, oт условий жизни. От двигательной активности во многом зависят развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное усвоение материала по различным предметам, наконец, настроение и долголетие человека. Под влиянием двигательной активности у дошкольников улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, аппарата кровообращения, повышаются функциональные возможности организма. Выявлена также зависимость между двигательным ритмом и умственной работоспособностью, школьной зрелостыо ребёнка.

Следует заметить, что двигательная активность каждого ребёнка индивидуальна. Если внимательно понаблюдать и проанализировать двигательное поведение ребёнка, то можно отнести его к одной из трёх групп по двигательной активности.

Первую группу составляют дети со средней, нормальной двигательной активностыо, обеспечивающей своевременное и целесообразное развитие ребёнка в целом. Такие дети характеризуются, как правило, нормальной массой тела, они редко болеют, хорошо усваивают материал в детском саду и потом хорошо успевают в школе.

Ко второй группе мы отнесли детей малоподвижных, т.е. с низкой двигательной активностью. Многие из них отличаются повышенной массой тела и различными отклонениями в состоянии здоровья. Избыточный вес детей является дополнительной нагрузкой и влияет на функциональное состояние органов и систем организма ребёнка. Тучные дети отстают от сверстников по физическому, половому развитию, плохо владеют движениями. У них более спокойное поведение на занятиях и уроках, однако, это не следует расценивать положительно. Сопротивление утомлению, вызванное умственной работой, осуществляется у детей за счет движений, у тучных детей в условиях умственного утомления, свидетельствует о несовершенстве процессов саморегуляции. Повышенный вес отрицательно сказываемся и на развитии психики. Как правило, ребёнок малоподвижный, тучный плохо владеем необходимыми движениями. Таких детей сверстники обычно игнорируют, особенно в играх, и они осознают себя в какой-го степени неполноценными. У них развиваются такие нежелательные черты, как замкнутость, нерешительность и даже зависть к детям, хорошо владеющим движениями. Индивидуальный подход к таким детям заключается в уменьшении рациона питания и увеличении двигательной активности.

Дети с разной двигательной активностью по-разному осваивают учебный материал. Дети со средней двигательной активностью, как правило, хорошо усваивают материал. Дети же с низкой и высокой активностью обнаруживают более низкие результаты. Известно, наилучшим средством восстановления умственной работоспособности являются движения, выполняемые на воздухе. Дети второй группы за счёт малой подвижности не восстанавливают свою умственную работоспособность. Дети третьей группы физически переутомляются, а это, в свою очередь, приводит к умственной утомляемости. Потому дети второй и третьей групп выполняют задания в замедленном темпе, процесс заполнения у них затруднён, внимание рассеянное, они допускают большее количество ошибок.

Для того чтобы построить работу по физической культуре более продуктивно с учётом всех индивидуальных особенностей, каждого ребёнка, необходима диагностика физических качеств детей и психомоторного развития дошкольников.

Оценка физического развития в дошкольном учреждении проводится специалистами по общепринятым методикам. Измеряется рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких. Проводится также осмотр детей врачами - узкими специалистами. Диагностика проводится в начале и конце учебного года. Результаты фиксируются в диагностических картах. На основании диагностической карты разрабатывается комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий в группе, определяются пути коррекции. В конце учебного гола сравниваются исходные и итоговые показатели, высчитывается прирост, оцениваются результаты работы.

Глава 2

Диагностика физической подготовленности дошкольников

  • определить технику овладения основными двигательными умениями;
  • выработать индивидуальную нагрузку, комплекс физических упражнений;
  • развивать интерес к занятиям физической культурой;
  • определять необходимые физкультурно-оздоровительные мероприятия;
  • учитывать недостатки и работе по физическому воспитанию.

Физическая подготовленность определяется уровнем сформированности психофизических качеств (сила, скоростно-силовые качества, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, удержание равновесия, координационные способности) и степенью сформированности двигательных навыков. По мнению Г. Лесковой и Н. Ноткиной, именно высокие показатели двигательных качеств являются основными при оценке физической подготовленности детей (Приложение 1).

При проведении диагностики в первую очередь необходимо акцентировать внимание на сензитивные периоды развития психофизических качеств (Н. Ноткина):

в 3 - 4 года - быстрота, выносливость, мышечная сила;

в 4 - 5 лет - быстрота, выносливость, гибкость;

в 5 - 6 лет - скоростно-силовые качества и выносливость;

в 7 лет - ловкость и выносливость

Между физическими качествами и двигательными умениями существует тесная связь.

Так, успешность овладения двигательными навыками обусловлена достаточным уровнем развития физических качеств. В свою очередь, слабое развитие физических качеств оказывает от­рицательное воздействие на физическую подготовленность детей.

Как же организовать обследование физической подготовленности дошкольников?

В соответствии с общепринятыми требованиями обследование физической подготовки детей проводится два раза в год на физкультурных занятиях. Первое обследование - в начале учебного года (в сентябре), второе - в конце учебного года (в мае).

Участие в обследовании принимает старший воспитатель, инструктор по физической культуре, медицинская сестра, воспитатели ДОУ.

В зале диагностируются такие физические способности, как скоростно-силовые качества - бросок набивного мяча двумя руками из-за головы (4-7 лег); прыжок в длину с места (4-7 лет); координационные способности; удержание равновесия.

На физкультурной площадке обследуются такие качества, как быстрота - бег на 30 м (4-7 лет); выносливость - бег па 90 м (5 лет), 1 20 м (6 лет), 150 м (7 лет); скоростно-силовые качества - метание мешочка с песком весом 150-200 г (4-7 лет); ловкость - челночный бег на 30 м (4-7 лет); гибкость - наклон туловища вперед, стоя на гимнастической скамейке (4-7 лет).

Для обследования в зале размечают площадку для прыжков с места, бросания набивного мяча, а на спортивной площадке - для метания мешочка с песком. Медсестра заранее выявляет тех детей, которые не будут выполнять те или иные задания (но состоянию здоровья). Инструктор готовит протокол обследования, в котором фиксируются количественные показатели уровня сформированности физических качеств и качественные показатели степени сформированности двигательных навыков (Приложение 2).

Как мы уже сказали ранее, обследование физической подготовленности осуществляется на учетно-контрольных занятиях. Во вводную часть и разминку включают физические упражнения, которые наилучшим образом подготовят ребенка к выполнению тестовых заданий. В основной части проводятся два или три теста (это зависит от возраста ребенка и особенностей самого теста), а в заключительном - малоподвижная игра или игровое упражнение - релаксация.

За основу нами взяты тестовые задания для детей дошкольного возраста из учебного пособия Я. Степаненковой (Приложение 3).

Далее проводится обследование психомоторного развития детей (Приложение 4).

Цель обследования: Выявить состояние двигательной сферы каждого ребенка: особенности переключаемости его с одного вида деятельности на другой, сохранение темпа выполнения движений, объема двигательной памяти, статической и динамической координации движений.

Количественные показатели сравниваются со средними показателями уровня физической подготовленности детей 4-7 лет по общероссийской системе мониторинга физического развития детей.

Для оценки уровня сформированности двигательных навыков используются качественные показатели бега, прыжков в длину с места, метания вдаль, определенные Г. Лесковой и Н Ноткиной.

Высокий уровень - ребенок правильно выполняет все элементы техники (красный цвет).

Средний уровень - ребенок справляется с большей частью элементов техники (зеленый цвет).

Низкий уровень - ребенок допускает значительные ошибки (синий цвет).

Определение качественных показателей выполнения основных видов движения (Приложение 5).

Глава 3

Основные направления коррекционной работы

Главная задача - не допустить снижения уровня здоровья детей.

Знакомство с ребенком наминается с изучения выписки в детский сад, которую оформляет в детской поликлинике участковый педиатр. Выписку приносят родители за три дня до по­ступления ребенка в группу. В данной выписке отражается анамнез, результаты лабораторных исследований, осмотр узкими специалистами, профилактические прививки, реакции на них, перенесенные заболевания. Особое внимание уделяется комплексной оценке нервно-психического и физического развития, указывается группа здоровья ребенка, и, исходя из этого, даются соответствующие рекомендации по оздоровлению детей.

С первого дня поступления ребенка в ДОУ начинается период адаптации, который сопровождается разнообразными изменениями в функциональном состоянии ребенка со стороны нервной и иммунной системы. Срыв адаптации чаще проявляется в виде острых респираторных заболеваний

В связи с этим в детском саду мы проводим систему профилактических мероприятий - это уменьшение эмоционально-стрессового воздействия за счет организации жизни ребенка в период адаптации, прогнозирование и своевременная диагностика начальных форм дезадаптации, их предупреждение и ранняя коррекция. На каждого вновь поступившего ребенка заводится лист прохождения адаптации, который ведут воспитатели группы. В период адаптации ребенка 1 раз в 10 дней осматривает врач, закрепленный за нашим детским садом.

На установочном педсовете в начале учебного года медсестра детского сада представляет анализ состояния здоровья детей по группам (сколько детей по группам здоровья, кто относится к основной, подготовительной и специальной группам по физкультуре, сколько часто болеющих детей, сколько детей-инвалидов, кто стоит на диспансерном учете и т. д.)

После этого по всем группам проводится диагностика физической подготовленности дошкольников.

Важное значение для укрепления здоровья детей имеет система физкультурно-оздоровительных мероприятий; воздушный и гигиенический режим, психологический климат, индивидуализация всех режимных моментов.

Коррекционная работа проводится дифференцированно с подгруппами детей, имеющих однородные отклонения, а также индивидуально.

Заключение

Таким образом, своевременная и углубленная диагностика физической подготовленности позволяет выявить уровень развития движений и физических качеств у ребенка, а также определить степень его соответствия возрастным нормам. Результаты тестирования детей помогают изучить особенности их моторного развития и определить необходимые средства и методы физического воспитания. Диагностика даёт возможность определить причины отставания или опережения в усвоении программы, наметить педагогические методы и приёмы, способствующие оптимизации двигательной активности детей в условиях дошкольного учреждения.

Комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий в детском саду создается в зависимости от состояния здоровья детей в группах, созданных условий.

Диагностика дает возможность объективно оценить индивидуальную подвижность ребенка, создать условия для наилучшего развития его функциональных возможностей.

Сочетание дифференцированного подхода в обучении основным видам движений с развитием физических качеств и двигательных способностей позволяет заложить хороший фундамент общей физической подготовленности и достичь гармоничного физического развития на важном этапе — этапе подготовки детей к обучению в школе.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МБОУ Зайцевская ОШ воспитатель Клименкова Е.Н.

ДИАГНОСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

При изучении возможностей детей в направлении физического развития, педагоги могут ориентироваться на целый перечень показателей. Важным является то, чтобы вовремя создавать

условия для развития и не упустить возникновение проблем,

Педагогам можно ориентироваться на показатели, которые

должны радовать в определённом возрасте или вызывать озабоченность (Таблица 2).

Что вызывает озабоченность

и требует совместных усилий

педагогов и родителей

Вторая младшая группа (достижения ребёнка)

– ребёнок гармонично физически

развивается, правильно формируется опорно-двигательный аппарат, хорошо развита крупная и

Методический материал по проведению диагности педагогического процесса в дошкольной образовательной организации по образовательное области "Физическое развитие".

ВложениеРазмер
diagnostika_pedagogicheskogo_protsessa.docx 101.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Городского округа Балашиха

Диагностика педагогического процесса

Подготовил:
Инструктор по физической культуре

Городской округ Балашиха

Московской области, 2017 год

Диагностика педагогического процесса

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС или Стандарт) предъявляет требования к результатам освоения образовательной программы воспитанниками, представленные в виде целевых ориентиров к завершению раннего и дошкольного детства.

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

  1. Индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  2. Оптимизации работы с группой детей.

Процедура проведения педагогической диагностики

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

  1. балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
  2. балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
  3. балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
  4. балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
  5. баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, - в начале и конце учебного года, для проведения сравнительного анализа.

Технология работы с таблицами включает 2 этапа.

Этап I. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются "баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций, а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

Таблицы заполняются в формате Exel.

Практическое использование результатов педагогической диагностики

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии.

Если результаты развития высокие, значит, организация образовательного процесса в группе оптимальна, технологии используются эффективно и процесс развития детей осуществляется успешно. Таким образом, диагностика развития поможет педагогу и руководителю ДОО более объективно провести анализ и самоанализ образовательной деятельности по реализации основной образовательной программы дошкольного образования, оценить эффективность работы собственной или всего педагогического коллектива.

Критерии оценки развития ребенка и группы:

Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и\или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру \ данной образовательной области.

Затем переводится в процентное (%) отношение по показателям.

Н -3,8 балла и выше – нормативный вариант развития ребенка и группы (высокий);

П - 2,3 - 3,7 баллов – проблемы развития ребенка и группы (средний);

НС - 2,2 балла и ниже – несоответствие развития ребенка возрасту (низкий).

Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики.

Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые используются для определения уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки. В период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребёнок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определённого параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем, чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.

Основные диагностические методы:

- проблемная (диагностическая) ситуация;

Формы проведения педагогической диагностики:

Диагностика развития детей четвертого года жизни (вторая младшая группа)

Возрастные особенности детей 3–4 лет

Ведущая деятельность – игровая, преимущественно индивидуальная.

Центральная психическая функция – память.

Психические новообразования — воображение; начало личного самосознания, эгоцентризм речи, гордость за достижения. Ярко проявляется эгоцентризм речи: ребенок говорит сам для себя, не ждет ответа и не обращает внимания на окружающих, слушают ли они его. Эгоцентрическая речь отличается тем, что ребенок говорит сам для себя, никому не адресуя свои высказывания, не ожидая ответа и не интересуясь, слушают его или нет. Ребенок говорит сам с собой, как если бы он громко думал.

Общая характеристика физического развития

Средние антропометрические показатели к 4 годам: у мальчиков рост – 102 см, вес – 16,3 кг; у девочек рост – 100,7 см, вес – 15,9 кг. Нормальная частота сердечных сокращений – 90 – 120 ударов в минуту.

Общая и мелкая моторика

На четвертом году жизни генетически обусловленная двигательная активность ребенка продолжает доминировать. Движения в дошкольном возрасте – важнейшее средство развития не только физических, но и психологических возможностей. Движения достаточно разнообразны: бегает, ходит, подпрыгивает на месте и вверх, прыгает в длину с места, спрыгивает с небольшой высоты, бросает и ловит предметы, лазает и ползает. Дети с удовольствием подпрыгивают вверх за предметом, который находится выше их поднятых рук. Улучшается координация рук и ног, хотя у значительной части детей еще недостаточно согласованы движения рук и ног во время ходьбы и бега.

Выполняя то или иное движение (действие), дети в этом возрасте пока еще не способны видеть и оценивать результат. Они увлечены самим процессом движения. Но постепенно движения приобретают более произвольный (преднамеренный) характер. Дети начинают совершать их по указанию педагога (начать и закончить по сигналу или по окончании музыки), с удовольствием ходят, бегают и выполняют движения под музыку. Подражают действиям знакомых образов, следят за показом движений педагога и слушают его объяснения. Подвижные игры становятся более разнообразными за счет овладения новыми движениями, но большую часть по-прежнему составляют движения на основе подражания действиям животных, птиц и транспортных средств.

Общая характеристика психического развития

Формирование адекватной самооценки у ребенка зависит от ближайшего окружения. При благоприятном окружении (близкие взрослые понимают и принимают ребенка) у него формируется базисное чувство – доверие к взрослым. Ребенок эмоционально реагирует на оценку взрослого, ему приятны похвала и одобрение, он испытывает чувство удовлетворения от признания своих достижений со стороны взрослого. Свое поведение (поступок) ребенок пока не может оценить, он ориентируется на оценку взрослых.

Продолжительность игры, как правило, 10–15 мин. В игре дети имитируют действия взрослых, действия с партнерами по игре не обсуждают и не согласовывают, роли часто сменяются. Используют предметы-заместители. В основном игра носит индивидуальный характер.

Общение со взрослыми

Общение со сверстниками

Для детей младшего дошкольного возраста характерна эмоционально-практическая форма общения со сверстниками. Ребенок старается привлечь сверстника к своим шалостям и забавам, получить от него эмоциональный отклик. Совместные действия дети начинают обсуждать и согласовывать. В общении со сверстниками не испытывают явной привязанности к одним и тем же партнерам. Поэтому постоянных партнеров по общению пока нет.

Речь ребенка четвертого года жизни ситуативна. Пассивный словарь значительно опережает активный. Поэтому ребенок может достаточно хорошо понимать обращенную к нему речь взрослого, но при этом не вступать с ним в диалог, давать односложные ответы, повторять слова. Речь взрослого для ребенка является образцом: он легко схватывает произношение новых слов, повторяет речевые обороты. Слова в предложении согласует в роде, числе и падеже. В речи ребенка начинают формироваться обобщающие слова: игрушки, одежда, фрукты и др. Чем богаче личный чувственный опыт ребенка, тем больше обобщающих слов. Ярко проявляется эгоцентризм речи: ребенок говорит сам для себя (словно громко думает), не ждет ответа и не обращает внимания на окружающих, слушают ли они его.

Развитие познавательной сферы

Ощущение и восприятие

Черты произвольности к 4 годам начинают проявляться и в процессах ощущения и восприятия. Ребенок способен недолгое время целенаправленно наблюдать, рассматривать, искать определенный предмет. Этот возраст сенситивный для формирования сенсорных эталонов – представлений о форме, цвете, размере. Сенсорные эталоны пока еще не абстрактны, т. е. находятся в тесной связи с предметами.

В младшем дошкольном возрасте из всех познавательных процессов особенно активно развивается память, которая носит непроизвольный характер, хотя к концу четвертого года появляются признаки произвольности. У значительной части детей преобладает зрительная память, у другой части детей лучше развита слуховая память. Дети легко запоминают стихи и сказки, любят повторять за взрослыми, могут много раз подряд слушать один и тот же текст. Постепенно развивается осмысление сюжета.

В 3,5–4 года у ребенка преобладает наглядно-действенное мышление. Наряду с ним закладываются предпосылки наглядно-образного мышления. Мышление ребенка во многом обусловлено развитием памяти. Для дошкольника мыслить – значит вспоминать. Ребенок может устанавливать простые причинно-следственные связи между событиями или явлениями. В силу эгоцентричности мышления он не способен поставить себя на место другого.

Наиболее интенсивно воображение формируется в игре. Особенно в режиссерских играх: свои игрушки дети наделяют ролями и обыгрывают с ними различные сюжеты. Постепенно игровые действия заменяются речевыми высказываниями. Воображение начинает проявляться и в других видах деятельности: рисовании, сочинении сказок и небольших историй-фантазий. По ходу рисования младшие дошкольники могут несколько раз менять свой замысел. Например, задуманная бабочка легко превращается в птицу, которая потом может стать крокодильчиком. Сами рисунки далеки от реальности, но все изменения ребенок активно комментирует и они становятся понятными.

Воображение 3 – 4-летних детей отличается высокой эмоциональностью. Дети переживают воображаемые события так же глубоко и эмоционально, как реальные.

Нажмите, чтобы узнать подробности

При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального физического развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (Оценки индивидуального физического развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

Индивидуализация образования (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей его развития);

Оптимизация работы с группой детей.

С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе. Мониторинг детского физического развития осуществляется с использованием критериальных диагностических методик и тестовых методов.

На основе проведенных методик составляется индивидуальная карта развития каждого ребенка и выстраивается индивидуальная траектория развития.

Ориентировочные показатели физической подготовленности детей 3-4 года

(утверждено Постановлением Правительства РФ 29 декабря 2001 г. № 916)

Наименование показателя

Бросок набивного мяча (см)

Прыжок в длину с места (см)

Наклон туловища вперед из положения стоя (см от нулевой отмктки)

Бег на дистанцию 10 метров с хода (с)

Тесты по определению скоростно – силовых качеств

Тесты по определению быстроты

Тесты по определению гибкости

Бросок набивного мяча (1кг) двумя руками из-за головы из исходного положения стоя

Прыжок в длину с места

Бег на дистанцию 10 метров с хода

Наклон туловища вперед

Испытание проводится на ровной площадке длиной не менее 10 см. Ребенок встает у контрольной линии разметки и бросает мяч из –за головы двумя руками вперед из исходного положения стоя, одна нога впереди, другая сзади или ноги врозь. При броске ступни должны сохранять контакт с землей. Допускается движение вслед за произведенным броском. Делаются 3 попытки.Засчитывается лучший результат.

Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.

Обследование прыжков в длину сместа можно проводить на участке детского сада в теплое время, а в помещении – в холодное время года. Прыжок выполняется в заполненную песком яму для прыжков или на взрыхленный грунт (площадью 1 Ч 2 метра).При неблагоприятных погодных условиях прыжки можно проводить в физкультурном зале, для этого может быть использована физкультурная дорожка. Ребенку предлагают прыгать, отталкиваясь двумя руками,с интенсивным взмахов рук, от размеченной линии отталкивания на максимальное для него расстояние и приземлиться на обе ноги. При приземлении нельзя опираться сзади руками. Измеряется расстояние между линией отталкивания и отпечатком ног (по пяткам) при приземлении (в см).Делаются 3 попытки. Засчитывается лучшая из попыток.

Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.

На асфальтированной дорожке намечаются линии старта и ифиниша. (в 6 – 7 м от нее) ставится ориентир (яркий предмет – кегля,кубик), для того чтобы ребенок, пересекая линию финиша, не делал резкой остановки. Предлагаются две попытки, отдых между ними – 5 мин.

Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.

Тест проводится двумя воспитателями. Ребенок встает на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки соответствует нулевой отметке).

Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.

Инструктор по ФК ____________Воспитатель __________Дата проведения____________

Бросок набивного мяча (1кг)

Прыжок в длину с места

Бег на дистанцию 10 м. с хода

Наклон туловища вперед

Предварительная работа. Знакомства с листами здоровья воспитанников. Собеседование со старшей медсестрой (врачом) по определению группы здоровья на основе выявленных патологий. Совместно с медицинскими работниками определить степень физической нагрузки на физкультурных занятиях. Внимание уделить воспитанникам с III по IVгруппами здоровья.

Показатели физической подготовленности детей 4 - 5 лет.

(утверждено Постановлением Правительства РФ 29 декабря 2001г. №916)

Бросок набивного мяча (масса-1кг)

Прыжок в длину с места

Бег на дистанцию 10 м с хода

Челночный бег 3х10 м

Наклон туловища в перед

Подъём туловища в сед (за 30 с)

Измерения длины тела

Измерения длинны массы

Измерения окружности клетки

Длина тела измеряется-от верхушечной точки на голове до пола

Измерение массы тела проводится десятичными весами (медицинскими рычажного типа, без верхней одежды и обуви)

Для измерения окружности грудной клетки используется сантиметровая лента, которую (при обнаружении вытягивания) заменяют на новую (рекомендуют заменять через 200-250 измерений)

Особенности развития детей 4-5 лет

Скелет гибкий, процесс окостенения еще не закончен.

Не рекомендуется предлагать силовые упражнения

Грудной тип дыхания

Сначала крупные мышечные группы, потом мелкие. Рекомендовано дозировать нагрузку

ЖЕЛ в среднем до 900-1000 см3

ТЕСТ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

ТЕСТ (ДАННЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗАНОСЯТСЯ В КАРТУ)

Бросок набивного мяча (масса-1кг)

Прыжок в длину с места

Бег на дистанцию 10 м с хода

Челночный бег 3х10 м

Наклон туловища в перед

Подъём туловища в сед (за 30 с)

Испытание проводится на ровной площадке длиной не менее 10 м. Ребенок встаёт у контрольной линии разметки и бросает мяч из-за головы двумя руками вперед из и. п. стоя, одна нога впереди, другая сзади или ноги врозь. При броске ступни должны сохранять контакт с землей. Допускается движение вслед за произведенным броском.

Делается 3 попытки. Засчитывается лучший результат.

Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет

Обследование прыжков в длину с места можно проводить на участке детского сада в теплое время, а в помещении в холодное время года. Прыжок выполняется в заполненную песком яму для прыжков или взрыхленный грунт (площадью 1х2 м). При неблагоприятных погодных условиях прыжки можно проводить в физкультурном зале, для этого может быть использована физкультурная дорожка.

Ребенку предлагают отталкиваясь двумя ногами, прыгнуть с интенсивным взмахом рук, от размеченной линии отталкивания на максимальное для него расстояние и приземляться на обе ноги. При приземлении нельзя опираться позади руками. Измеряется расстояние между линией отталкивания и отпечатком ног (по пяткам) при приземлении (в см).

Делается 3 попытки. Засчитывается лучшая из попыток. Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет

Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет

Тест предназначен для детей от 4 до 7 лет

Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет

Тест предназначен для детей от 4 до 7 лет

Показатели физической подготовленности детей 5-6 лет

(утверждено Постановлением Правительства РФ 29 декабря 2001 г. № 916)

Бросок набивного мяча (масса 1кг)

Прыжок в длину с места

Бег на дистанцию 30метров

Челночный бег 3x10 метров

Наклон туловища вперед

Подъем туловища в сед (за 30секунд)

Дев. ,t '

Измерение длины тела

Измерение массы тела

Измерение окружности грудной клетки

Длина тела измеряется от верхушеч­ной точки на голове до пола

Измерение массы тела проводится десятичными весами (медицинскими рычажного типа, без верхней одежды и обуви)

Для измерения окружности грудной клетки используется сантиметро­вая лента, которую при обнаружении вытягивания заменяют на новую (рекомендуется заменять через 200-250 измерений)

Особенности развития детей 5-6 лет

Физическое развитие

Опорно-двигательный аппарат

Сердечно-сосудистая

Органы дыхания

Развитие мышц

Скелет гибкий, процесс окосте­нения еще не закончен.

Каждая из 206 костей продол­жает меняться по размеру, фор­ме, строению, причем у разных костей фазы развития неодина­ковы

Грудной тип дыха­ния

Скелетная мускулатура характери­зуется слабым развитием сухожи­лий, фасций, связок. Тренировать сначала крупные мышечные груп­пы, потом мелкие. Рекомендовано дозировать нагрузку

Тесты физической подготовленности детей 5 – 6 лет

(утверждено Постановлением Правительства РФ 29 декабря 2001 г. №916)

Тесты (данные обследования заносятся в карту)

Бросок набивного мяча (масса - 1 кг)

Прыжок в длину с места

Бег на дистанцию 30 м

Челночный бег 3 Ч 10 метров

Подъем туловища в сед (за 30 секунд)

Испытание прово­дится на ровной площадке длиной не менее 10 м. Ре­бенок встает у кон­трольной линии разметки и бросает мяч из-за головы двумя руками впе­ред из и. п. стоя, одна нога впереди, другая сзади или ноги врозь. При броске ступни должны сохранять контакт с землей. Допускается дви­жение вслед за про­изведенным брос­ком. Даются 3 попытки. Засчи­тывается лучший результат.

Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет

Обследование прыжков в длину с места можно проводить на участке детского сада в теплое время года и в помещении - в хо­лодное время года. Прыжок вы­полняется в заполненную песком яму для прыжков или на взрых­ленный грунт (площадью 142 мет­ра). При неблагоприятных погод­ных условиях прыжки можно проводить в физкультурном зале, для этого может быть использо­вана физкультурная дорожка. Ребенку предлагают, отталкива­ясь двумя ногами, прыгнуть с ин­тенсивным взмахом рук от раз­меченной линии отталкивания на максимальное для него рас­стояние и приземлиться на обе ноги. При приземлении нельзя опираться позади себя руками. Измеряется расстояние между линией отталкивания и отпечат­ком ног (по пяткам) при призем­лении (в см).

Даются 3 попытки. Засчитывает­ся лучшая из попыток.

Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет

Тест предназначен для детей от 4 до 7 лет

Тест предназначен для детей от 4 до 7 лет

Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет

Из двух попыток за­считывается лучший результат.

Тест предназначен для детей от 4 до 7 лет

Предварительная работа.

Знакомство с листами здоровья воспитанников. Собеседование со старшей медсестрой (врачом) по определению группы здоровья на основе выявленных патологий. Определение степени физической нагрузки на физкультурных занятиях совместно с медицинскими работниками. Уделить внимание воспитанникам с ІІІ и ІV группой здоровья.

Читайте также: