Что такое реальность определение кратко

Обновлено: 02.07.2024

Реальность (лат. realis - вещественный, действительный) - все существующее в действительности. Вместе с тем, в различных философских учениях понимается и трактуется неоднозначно.

Стартовые философские представления Реальности были созданы в философии Древнего мира(Платон, Аристотель и др.), в которой Реальность, как правило, отождествлялась с различными невещественными и вещественными формами бытия.

Категория 'Реальность' была введена в эпоху Средневековья, когда в результате исследования проблемы степеней бытия в схоластической философии 13 в. понятием 'Реальность' стали обозначать вещи, обладающие 'значительной степенью' бытия. При м наивысшая степень бытия приписывалась Богу, как воплощенной 'полноте бытия'.

В дальнейшем подлинное содержание понятия 'Реальность' было предметом дискуссии между лидерами номинализма и реализма, которая повлияла на понимание и трактовку Реальности в философии Средневековья и Нового времени.

Декарт и Спиноза полагали, что высшей степенью Реальности обладают субстанции (философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самом себе и благодаря самому себе. Первопричина происходящего. Традиционно принято выделять 2 вида субстанций - Дух и Материя.). Лейбниц считал, что наибольшая Реальность присуща монадам ((греч. моно — "единица") — "простая", замкнутая, активная духовная субстанция. монады — живые, духообразные единицы, из которых все состоит и кроме которых ничего в мире нет ). Локк считал, что первичные качества вещей (протяженность, величина, фигура, сцепление, взаиморасположение, непроницаемость, положение, количественные характеристики, толчок, механическое движение, покой, длительность) обладают большей Реальностью, чем вторичные (цвет, звук, вкус, запах и др.). Берклиутверждал иерархию степеней Реальности от высшей (присущей Богу) до низшей ('живых' идей, т.е. ощущений). Юм и Спенсер полагали, что наибольшей Реальностью обладают впечатления. Кант осуществил важное подразделение Реальности на 'эмпирическую Реальность' явлений и категориальную Реальность как 'трансцендентальную материю всех предметов' познания. Фихте считал, что Реальность совпадает с активностью. Гегель утвердил статус Реальности как О-еской и логической категории.

В философии Новейшего времени проблема 'Реальности' получила различные трактовки. В лингвистическом позитивизме (Витгенштейн, Остин и др.) понятие 'Реальность' приобретает набор различных значений ('обычный', 'естественный', 'живой' и прочее). В реизме (абсолютизация вещественного, телесного в рассуждении о чем-либо) утверждается, что подлинная Реальность присуща только вещам (Брентано, Т.Котарбиньский и др.). Принципиально важным этапом понимания и трактовки Реальности стала материалистическая традиция (Маркс, Энгельс и др.), утверждающая наличие объективной Реальности (т.е. материальной реальности, всего материального мира в целом) и субъективной Реальности (т.е. духовной реальности), которая, как правило, отождествляется с сознанием и его деятельностью.

В современной теории и практике роль категории 'Реальность' и концепций Реальности существенно возрастает. По В.И.Овчаренко и А.Е.Иванову, подразделение Реальности только на объективную и субъективную является необходимым, но недостаточным. Потребности теории и практики (выступающей в качестве критерия Реальности) предполагают как минимум подразделение ее на естественную Реальность (т.е. Реальность, порожденную природой) и искусственную Реальность (т.е. Реальность, созданную в результате творческой производительной деятельности людей). При м особое значение приобретает вопрос об их соотношении, взаимодействии и построении соответствующих моделей. Одной из наиболее важных разновидностей искусственной Реальности является 'виртуальная Реальность', место, роль и значение которой в жизнедеятельности человечества стремительно возрастают.

Философы говорят, что реальность есть бытие вещей в их контрастном сопоставлении с небытием или с другими формами бытия. Отсюда реальность - не пассивное, само для себя существование, - она должна иметь противоположность, чтобы выявиться во вне в качестве таковой. Можно сказать, что реальность и есть то, на что мы обращаем внимание в противовес тому, на что мы не глядим, что нам непонятно или неизвестно.




Утверждаемая реальность, чтобы на самом деле называться таковой, должна обладать следующими чертами:

1. быть непрерывной - идентифицируемый объект и его признаки не должны прекращать или беспорядочно менять свою длительность, направление и тем самым противоречить своим же собственным законам;

2. быть ожидаемой или предсказуемой - объект включается в систему принятых законов, и его дальнейшая судьба до некоторой поры может быть научно прогнозируемой;

3. быть стабильной - повторяемой, инерционной;

4. быть целостной - взаимосвязанной, четкой, логичной;

5. быть полной - наполненной четкими, полноценными, выразительными образами.

В противном случае мир не определяется или разрушается, регрессируя до каких-либо иных структур.Ныне полагается, что вселенная многомерна и не сводится к единственно физической реальности.

Истинная реальность оказывается не только неопределенной, но и неопределяемой. К таким выводам пришли сначала европейские философы (И.Кант), а в новое время и специалисты по квантовой механике, которые подобно восточным мистикам стали говорить об ограниченности прежних классических физических представлений.Как сообщает физик и философ Ф.Капра - "современная физика самым драматическим образом подтвердила одно из основных положений восточного мистицизма, смысл которого заключается в том, что все используемые нами для описания природы понятия ограничены, что они являются не свойствами действительности, а продуктами мышления - частями карты, а не местности". исследовательница запредельного Э. Андерхилл, говорит: "не существует заслуживающих доверия стандартов, по которым мы можем отличать "реальное" от "нереального" в явлениях. Те же, что существуют, условны и соответствуют соглашению, но не истине. Отнюдь не аргумент утверждать, что большинство людей видят мир во многом одинаково и что "такое" видение и есть достоверный критерий реальности".

Виртуальная реальность, виртуальность (англ. virtual reality от virtual - фактический, virtue - добродетель, достоинство; ср. лат. virtus - потенциальный, возможный, доблесть, энергия, сила, а также мнимый, воображаемый; лат. realis - вещественный, действительный, существующий). I) В схоластике - понятие, обретающее категориальный статус в ходе переосмысления платоновской и аристотелевской парадигм: было зафиксировано наличие определенной связи (посредством virtus) между реальностями, принадлежащими к различным уровням в собственной иерархии. Категория "виртуальности" активно разрабатывалась также и в контексте разрешения иных фундаментальных проблем средневековой философии: конституирования сложных вещей из простых, энергетической составляющей акта действия, соотношения потенциального и актуального. Аквинский посредством категории "виртуальность" осмысливал ситуацию сосуществования (в иерархии реальностей) души мыслящей, души животной и души растительной. В философской литературе отмечено: “Распространение понятия виртуальности в самых разных областях науки, искусства и практики позволяют говорить о новой парадигме, выражаемой в понятиях самоорганизации, кооперативных эффектов, формообразующих случайностей и некоторых других”. Корни го понятия, по мнению ученых, уходят в античную культуру.

В настоящее время, как считает Н.А. Носов, ВР должна пониматься достаточно широко: “ВР есть особая философская категория наряду с такими как время, пространство, сущность и т.д.,… позволяющая в едином плане рассматривать реалии относящиеся обычно к разным типам знания: естественнонаучному, гуманитарному или техническому”.Однако ряд ученых поднимают проблему уточнения специфики понятия ВР. Так П.Е. Солопов считает, что: «в литературе термин ВР используется произвольно, необоснованно, ради привлечения внимания, в результате чего размывается содержание понятия”. А.И. Воронов (из общества виртуальной реальности с СПб) феномен ВР объясняется сугубо техническим вопросом: “виртуальная реальность понимается как кибернетическое пространство, созданное на базе компьютера, в котором техническими средствами предпринята изоляция от внешнего мира, т.е. перекрыты все каналы тактильной, слуховой, зрительной или любой иной связи с окружающим миром… Явление виртуальной реальности есть факт, обладающий безусловной техничностью”.

Реальность (лат. realis - вещественный, действительный) - все существующее в действительности. Вместе с тем, в различных философских учениях понимается и трактуется неоднозначно.

Стартовые философские представления Реальности были созданы в философии Древнего мира(Платон, Аристотель и др.), в которой Реальность, как правило, отождествлялась с различными невещественными и вещественными формами бытия.

Категория 'Реальность' была введена в эпоху Средневековья, когда в результате исследования проблемы степеней бытия в схоластической философии 13 в. понятием 'Реальность' стали обозначать вещи, обладающие 'значительной степенью' бытия. При м наивысшая степень бытия приписывалась Богу, как воплощенной 'полноте бытия'.

В дальнейшем подлинное содержание понятия 'Реальность' было предметом дискуссии между лидерами номинализма и реализма, которая повлияла на понимание и трактовку Реальности в философии Средневековья и Нового времени.

Декарт и Спиноза полагали, что высшей степенью Реальности обладают субстанции (философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самом себе и благодаря самому себе. Первопричина происходящего. Традиционно принято выделять 2 вида субстанций - Дух и Материя.). Лейбниц считал, что наибольшая Реальность присуща монадам ((греч. моно — "единица") — "простая", замкнутая, активная духовная субстанция. монады — живые, духообразные единицы, из которых все состоит и кроме которых ничего в мире нет ). Локк считал, что первичные качества вещей (протяженность, величина, фигура, сцепление, взаиморасположение, непроницаемость, положение, количественные характеристики, толчок, механическое движение, покой, длительность) обладают большей Реальностью, чем вторичные (цвет, звук, вкус, запах и др.). Берклиутверждал иерархию степеней Реальности от высшей (присущей Богу) до низшей ('живых' идей, т.е. ощущений). Юм и Спенсер полагали, что наибольшей Реальностью обладают впечатления. Кант осуществил важное подразделение Реальности на 'эмпирическую Реальность' явлений и категориальную Реальность как 'трансцендентальную материю всех предметов' познания. Фихте считал, что Реальность совпадает с активностью. Гегель утвердил статус Реальности как О-еской и логической категории.

В философии Новейшего времени проблема 'Реальности' получила различные трактовки. В лингвистическом позитивизме (Витгенштейн, Остин и др.) понятие 'Реальность' приобретает набор различных значений ('обычный', 'естественный', 'живой' и прочее). В реизме (абсолютизация вещественного, телесного в рассуждении о чем-либо) утверждается, что подлинная Реальность присуща только вещам (Брентано, Т.Котарбиньский и др.). Принципиально важным этапом понимания и трактовки Реальности стала материалистическая традиция (Маркс, Энгельс и др.), утверждающая наличие объективной Реальности (т.е. материальной реальности, всего материального мира в целом) и субъективной Реальности (т.е. духовной реальности), которая, как правило, отождествляется с сознанием и его деятельностью.

В современной теории и практике роль категории 'Реальность' и концепций Реальности существенно возрастает. По В.И.Овчаренко и А.Е.Иванову, подразделение Реальности только на объективную и субъективную является необходимым, но недостаточным. Потребности теории и практики (выступающей в качестве критерия Реальности) предполагают как минимум подразделение ее на естественную Реальность (т.е. Реальность, порожденную природой) и искусственную Реальность (т.е. Реальность, созданную в результате творческой производительной деятельности людей). При м особое значение приобретает вопрос об их соотношении, взаимодействии и построении соответствующих моделей. Одной из наиболее важных разновидностей искусственной Реальности является 'виртуальная Реальность', место, роль и значение которой в жизнедеятельности человечества стремительно возрастают.

Философы говорят, что реальность есть бытие вещей в их контрастном сопоставлении с небытием или с другими формами бытия. Отсюда реальность - не пассивное, само для себя существование, - она должна иметь противоположность, чтобы выявиться во вне в качестве таковой. Можно сказать, что реальность и есть то, на что мы обращаем внимание в противовес тому, на что мы не глядим, что нам непонятно или неизвестно.

Утверждаемая реальность, чтобы на самом деле называться таковой, должна обладать следующими чертами:

1. быть непрерывной - идентифицируемый объект и его признаки не должны прекращать или беспорядочно менять свою длительность, направление и тем самым противоречить своим же собственным законам;

2. быть ожидаемой или предсказуемой - объект включается в систему принятых законов, и его дальнейшая судьба до некоторой поры может быть научно прогнозируемой;

3. быть стабильной - повторяемой, инерционной;

4. быть целостной - взаимосвязанной, четкой, логичной;

5. быть полной - наполненной четкими, полноценными, выразительными образами.

В противном случае мир не определяется или разрушается, регрессируя до каких-либо иных структур.Ныне полагается, что вселенная многомерна и не сводится к единственно физической реальности.

Истинная реальность оказывается не только неопределенной, но и неопределяемой. К таким выводам пришли сначала европейские философы (И.Кант), а в новое время и специалисты по квантовой механике, которые подобно восточным мистикам стали говорить об ограниченности прежних классических физических представлений.Как сообщает физик и философ Ф.Капра - "современная физика самым драматическим образом подтвердила одно из основных положений восточного мистицизма, смысл которого заключается в том, что все используемые нами для описания природы понятия ограничены, что они являются не свойствами действительности, а продуктами мышления - частями карты, а не местности". исследовательница запредельного Э. Андерхилл, говорит: "не существует заслуживающих доверия стандартов, по которым мы можем отличать "реальное" от "нереального" в явлениях. Те же, что существуют, условны и соответствуют соглашению, но не истине. Отнюдь не аргумент утверждать, что большинство людей видят мир во многом одинаково и что "такое" видение и есть достоверный критерий реальности".

Виртуальная реальность, виртуальность (англ. virtual reality от virtual - фактический, virtue - добродетель, достоинство; ср. лат. virtus - потенциальный, возможный, доблесть, энергия, сила, а также мнимый, воображаемый; лат. realis - вещественный, действительный, существующий). I) В схоластике - понятие, обретающее категориальный статус в ходе переосмысления платоновской и аристотелевской парадигм: было зафиксировано наличие определенной связи (посредством virtus) между реальностями, принадлежащими к различным уровням в собственной иерархии. Категория "виртуальности" активно разрабатывалась также и в контексте разрешения иных фундаментальных проблем средневековой философии: конституирования сложных вещей из простых, энергетической составляющей акта действия, соотношения потенциального и актуального. Аквинский посредством категории "виртуальность" осмысливал ситуацию сосуществования (в иерархии реальностей) души мыслящей, души животной и души растительной. В философской литературе отмечено: “Распространение понятия виртуальности в самых разных областях науки, искусства и практики позволяют говорить о новой парадигме, выражаемой в понятиях самоорганизации, кооперативных эффектов, формообразующих случайностей и некоторых других”. Корни го понятия, по мнению ученых, уходят в античную культуру.

В настоящее время, как считает Н.А. Носов, ВР должна пониматься достаточно широко: “ВР есть особая философская категория наряду с такими как время, пространство, сущность и т.д.,… позволяющая в едином плане рассматривать реалии относящиеся обычно к разным типам знания: естественнонаучному, гуманитарному или техническому”.Однако ряд ученых поднимают проблему уточнения специфики понятия ВР. Так П.Е. Солопов считает, что: «в литературе термин ВР используется произвольно, необоснованно, ради привлечения внимания, в результате чего размывается содержание понятия”. А.И. Воронов (из общества виртуальной реальности с СПб) феномен ВР объясняется сугубо техническим вопросом: “виртуальная реальность понимается как кибернетическое пространство, созданное на базе компьютера, в котором техническими средствами предпринята изоляция от внешнего мира, т.е. перекрыты все каналы тактильной, слуховой, зрительной или любой иной связи с окружающим миром… Явление виртуальной реальности есть факт, обладающий безусловной техничностью”.


1. То, что существует на самом деле; действительность. Даже в сказках надо исходить из реальности, из подлинных и интересных жизненных случаев и явлений. Паустовский, Секвойя. О шаровой молнии говорили, что это оптический обман и ничего более. --- Постепенно был собран большой материал, говорящий о том, что шаровая молния — это реальность. Мезенцев, Энциклопедия чудес.

2. Свойство по знач. прил. реальный. Реальность политики.Перед глазами витала тоненькая паутина, в реальность которой он начинал вдруг верить и тщетно пытался поймать рукой. Нагибин, На кордоне.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Реа́льность (от лат. realis — вещественный, действительный) — философский термин, употребляющийся в разных значениях как существующее вообще; объективно явленный мир; фрагмент универсума, составляющий предметную область соответствующей науки; объективно существующие явления, факты, то есть существующие действительно. Различают объективную (материальную) реальность и субъективную (явления сознания) реальность.

всё существующее, то есть весь материальный мир, включая все его идеальные продукты;

объективная реальность, то есть материя в совокупности различных её видов. Реальность противополагается здесь субъективной реальности, то есть явлениям сознания, и отождествляется с понятием материи.

РЕА'ЛЬНОСТЬ, и, мн. нет, ж. (книжн.). 1. Отвлеч. сущ. к реальный. Реальность нашей программы — это живые люди, это мы с вами, наша воля к труду, наша готовность работать по-новому, наша решимость выполнить план. Сталин. Р. политики. Р. предложения. 2. Объективно существующее явление, действительность, факт. Это не мечта, а р.

реа́льность

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: исхитриться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

вещественность, онтологическое бытие-в-себе, т.е. в-себе-6ытие, абстрагированное от его рефлектированности, выводимой из познавательной связи (см. Онтология). В отличие от действительности в реальности можно различить возможность и необходимость, в то время как в действительности они совпадают. Реальность (благодаря средству реализации) приписывается всему тому, что может возникнуть и возникло во времени (см. Необходимость), что существует и является преходящим. Реальность принадлежит последним вещам, которые не нуждаются в доказательстве. Проблема скорее заключается в том, каким образом дана нам реальность, как мы понимаем ее. Проблема эта может быть рассмотрена с различных сторон.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

(от лат. realis – действительный) – существующее в действительности. В диалектич. материализме термин "Р." употребляется в двух смыслах: 1) объективная Р., т.е. материя в совокупности различных ее видов. Р. противополагается здесь субъективной Р., т.е. явлениям сознания; 2) все существующее, т.е. весь материальный мир, включая все его идеальные продукты. В этом смысле реальны ошибки и иллюзии.

Термин "Р." появился в 13 в. у схоластов применительно к вещам, обладающим "значительной степенью" бытия, а в наибольшей мере – к богу как "полноте бытия", ens realissimum. Несколько позднее содержание понятия Р. стало предметом спора между реализмом и номинализмом. Учение схоластов о степени Р. встречается затем у Декарта и Спинозы, к-рый приписал наивысшую степень Р. субстанции. Лейбниц соответственно считал, что наибольшая Р. присуща монадам. Согласно Локку, первичные качества вещей обладают большей Р., чем вторичные (см. "Опыт о человеч. разуме", кн. 2, гл. 30, § 2). У Беркли Р. по нисходящим степеням присуща богу, человеч. душам и наиболее "живым" идеям, т.е. ощущениям, тогда как Юм и Спенсер считали, что большей Р. обладают воскрешаемые сознанием и в этом смысле устойчивые впечатления. Кант различал "эмпирич. Р." явлений и категориальную Р. как "трансцендентальную материю всех предметов" познания. С т. зр. Фихте, Р. совпадает с активностью и проистекает из продуктивной силы его воображения. Гегель рассматривал Р. не только как онтологич., но и как логическую категорию (см. "Наука логики", кн. II, отдел 3, гл. 2).

В совр. бурж. философии (как во всей предшествующей) содержание понятия Р. в той или иной системе определяется исходными моментами соответствующей системы. Если у Бергсона Р. актуализируется из "жизненного порыва", то прагматист Ф. Шиллер рассматривает Р. как результат преобразования субъектом "сырого опыта", так что субъект сам "делает" Р. В системах неопозитивизма Р. есть то, что поддается верификации и совпадает с ощущаемостью "данного" субъектом. В лингвистич. позитивизме позднего Витгенштейна и Остина "реальный" приобретает значения: "обычный", "естественный", "живой" и т.д. В ряде совр. концепций возрождается спор реалистов и номиналистов о Р. свойств, отношений и т.д. Крайние позиции были представлены реизмом позднего Ф. Брентано, по к-рому подлинная Р. присуща только вещам, и концепцией раннего Рассела, по к-рой реальны не вещи, но события (процессы) и отношения. В диалектич. материализме критерием Р. объектов, процессов, событий, фактов, св-в и т.д. является общественная, в т.ч. научно-экспериментальная и технич. практика человечества.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

РЕАЛЬНОСТЬ (отпозднелат. realis — вещественный, действительный) — философский термин, употребляющийся в разных значениях: все существующее вообще; объективный мир; действительность; фрагмент универсума, составляющий предметную область соответствующей науки (напр., “физическая реальность”, “биологическая реальность”).

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Ищешь, что значит слово реальность? Пытаешься разобраться, что такое реальность? Вот ответ на твой вопрос:

Реальность это:

Реа́льность (от — вещественный, действительный) — философский термин, употребляющийся в разных значениях как существующее вообще; объективно явленный мир; фрагмент универсума, составляющий предметную область соответствующей науки; объективно существующие явления, факты, то есть существующие действительно.

Реальность

1.отвлеч. сущ. по прил. реальный

2.Объективно существующая действительность. отт. Явления, факты, предметы объективной действительности.

Реальность

( позднелат. ; см. реальный ) объективно существующее явление, то, что есть в действительности, действительность.

Реальность

ж.
1) Отвлеч. сущ. по знач. прил.: реальный (1-
3).
2) а) Объективно существующая действительность. б) Явления, факты, предметы объективной действительности.

Реальность

[позднелат.; см. реальный]объективно существующее явление, то, что есть в действительности, действительность.

Реальность

Реальность

(от позднелат. realis — действительный), существующее в действительности; различают объективную реальность, т. е. материю, и субъективную реальность, т. е. явления сознания.

Реальность

реальность ж.
1) Отвлеч. сущ. по знач. прил.: реальный (1-
3).
2) а) Объективно существующая действительность. б) Явления, факты, предметы объективной действительности.

Реальность

реальности, мн. нет, ж. (книжн.).

1. Отвлеч. сущ. к реальный. Реальность нашей программы – Это живые люди, Это мы с вами, наша воля к труду, наша готовность работать по-новому, наша решимость выполнить план. Сталин. Реальность политики. Реальность предложения.

2. Объективно существующее явление, действительность, факт. Это не мечта, а реальность.

Реальность

(от позднелат. realis — вещественный, действительный), существующее в действительности. В диалектическом материализме термин 'Р.' употребляется в двух смыслах:
1) объективная Р., т. е. материя в совокупности различных её видов. Р. противополагается здесь субъективной Р., т. е. явлениям сознания ;
2) всё существующее, т. е. весь материальный мир, включая все его идеальные продукты . В диалектическом материализме критерием Р. объектов, процессов, событий, фактов, свойств и т.д. является общественная, в том числе научно-экспериментальная и техническая, практика человечества.

Реальность

реальность, -и

Предметом исследований этих учёных стала реальность настоящего, ибо настоящее – это не только итог всей предшествующей истории, но и колыбель будущего.

– Ну, это мы и собираемся выяснить. Похоже, эта книга может выйти тогда, когда виртуальная реальность станет обычным делом.

Новая реальность требует нового осмысления, новой философии, нового стиля жизни, новых принципов взаимодействия.

(Ваши уточнения и дополнения к тексту, а также ссылки на книги, статьи, фото и видео по теме приветствуются )

Не знаю, как кому, но для меня вопрос "что такое реальность?" является, пожалуй, одним из труднейших в моем нынешнем мировоззрении . Познакомившись с самой разной информацией на эту тему и значительно расширив границы знания того, что обычно принято называть миром (мирозданием), я окончательно "потерялся" в этом вопросе. Предвижу чье-то удивление, мол, что тут сложного, нашел над чем голову ломать, всё просто – вот она, реальность, открой глаза, посмотри вокруг и не "затуманивай" разум. Понимаю. Раньше я тоже считал, что всё просто. А сейчас пришел к иным выводам – всё настолько сложно.

реальность и иллюзия

Итак, обратимся к Википедии для формулировки. Реальность - философский термин, употребляющийся в разных значениях как существующее вообще; объективно явленный мир; фрагмент универсума, составляющий предметную область соответствующей науки; объективно существующие явления, факты, то есть существующие действительно. Различают объективную (материальную) реальность и субъективную (явления сознания) реальность.

В целом определение для меня приемлемо. Обратите внимание на следующее. Во-первых, термин применяется в разных (множественных) значениях, что означает необходимость четкого понимания контекста его употребления. Во-вторых, мир материальный и мир сознания – оба определяются как реальность. Первый как объективная, второй как субъективная реальность. Поэтому сделанное мною в самом начале изложения современной концепции духовного знания определение Духовного мира вполне укладывается в общепринятую схему. Напомню его. " Духовный мир – это иная, отличная от материальной и весьма сложная по структуре и иерархии реальность, в которой проявляются сознание и Высший Разум" .

Собственно, основная проблема заключается в том, что в рамках традиционного подхода считать настоящим и ненастоящим. И как отличать настоящее, реально существующее, от ненастоящего, иллюзорного. То есть, где в окружающем мире воспринимаемое человеком представляет собой истинное, а где ложное. Именно для этой цели и была предварительно написана серия текстов под общим названием "Иллюзия восприятия" 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7), чтобы со всей наглядностью и очевидностью показать субъективность (необъективность, искаженность) человеческого восприятия действительности. И это действительно так.

Более того, как принцип, мы сталкиваемся с парадоксом невозможности объективного восприятия внешнего, существующего независимо от нашего сознания мира. Потому что на самом деле мы воспринимаем лишь некое отражение внешнего мира в нашем сознании, а не сам мир. Мы отражаем его как в зеркале, причем в зеркале кривом, искажающем. Мы не в состоянии познать самость мира. Таков закон и такова природа нашего сознания. Конечно, мы можем думать и глубоко верить, что мы воспринимаем и понимаем мир объективно. Не особо задумываясь о только что написанном. Большинство так и делает. Но это не более чем заблуждение, одно из тысяч, которое не меняет сути и положения вещей. Всё есть сознание. Это самое глубокое, с чем сталкиваемся. А что на самом деле за его пределами, что на самом деле существует объективно вне его – вопрос повисает без ответа…

Как мне представляется сегодня, это в корне неразрешимая философская и мировоззренческая дилемма, которая тянет за собой неразрешимость понятия объективная реальность. Однако, если всё оставить на самотек, то тогда наступит невероятный хаос в понимании. "Кто в лес, кто по дрова". Поэтому всё-таки нужна некоторая система координат, пусть и субъективная, чтобы хоть как-то ориентироваться во внешней и внутренней действительности. При этом понимается условность и относительность такой системы.

Принято разделять реальность на объективную и субъективную. В диалектическом материализме под первой понимается материя в совокупности различных её видов. Вторая отождествляется с явлениями сознания. Первая противополагается второй. Первая признается истинно реальной, существующей вне зависимости от нашего сознания, вторая считается как бы виртуальной, по-настоящему не существующей, а лишь как следствие (эффект) работы мозга.
В идеализме подобного противопоставления нет. Так как там в основе принимается постулат единства мира. Субъективная реальность считается самостоятельной, существующей наряду с объективной реальностью. (В тексте "Что первично – материя или сознание? Критика упрощенного подхода" была показана парадоксальность этой дилеммы в свете современных знаний и пониманий и принципиальная невозможность выделения первичности материи и вторичности сознания, если рассматривать всё в единстве, целостности и бесконечности.)

Информация, с которой я столкнулся при постижении духовного знания, а также некоторые современные научные исследования, приводит меня к выводу об упрощенности чисто материалистического подхода. Судите сами. В рамках материализма считается, что в состоянии бодрствования человек воспринимает и познает объективный мир (объективную реальность). А в состоянии сна, во время сновидений мозг как бы фантазирует и конструирует нереальные образы. Это некая субъективная, несуществующая в действительности реальность. То есть, как бы и не реальность, фантазии. А как насчет сна во сне? Это фантазии в фантазиях. :) А как в таком случае насчет вещих снов, вплоть до уровня пророческих, которые затем сбываются наяву? А как насчет трансовых состояний сознания, через которые затем дается объективная информация о так называемой объективной реальности и ее будущем? А как насчет управляемых снов? И вот тут у материалистов, как правило, начинается логическая путаница, вплоть до манипулирования фактами и понятиями, главная цель которой - отстоять "честь мундира".

реальность и иллюзия

А далее еще интереснее. Ладно, временно согласимся, что сновидения – это "нереальная" реальность, а бодрствование – это "реальная" реальность. А как насчет того, что сразу после смерти тела осознающее себя "Я" вдруг осознает, что оно не тело и не разум в мозге, а нечто большее, и что то, что называлось при жизни тела "бодрствование", есть на самом деле лишь сон более высокого порядка, в сравнении с тем, что называют сном (например, в кровати)? А так называемая "объективная реальность" при жизни тела в сравнении с тем, что только что открылось, не более чем сновидение? И что истинно объективная реальность – вот она, вокруг, в том виде и состоянии, в котором разум при жизни тела отвергал ее? А кто сказал, что вновь открывшаяся после смерти реальность – это конечная реальность? А как насчет еще одной, более высокой реальности? А еще одной, более высокой? И так далее, как по ступенькам лестницы? А как насчет того, что Мастера, благодаря полученным через практику медитаций навыкам и умениям вхождения в трансовые состояния сознания, способны при жизни познавать и постигать эти уровни реальности [сознания]? Тут у материалистов, чаще всего, начинается невообразимый "хаос мышления" и дискуссия, как правило, не получается. Впрочем, среди идеалистов также немного найдется тех, кто на приемлемом уровне ориентируется во всей этой сложности.

Еще один пример, хорошо знакомый для большинства. Компьютерная виртуальная реальность - это то, что происходит на экране компьютера и воспринимается нами в качестве образов, сюжетов и осмысленных действий. Для нас это субъективная реальность. Все эти игры со взрывами, стрелялками, гонялками и всё остальное, что там происходит, для нас ненастоящее, нереальное. Включено электричество – есть реальность, выключено электричество – всё исчезло, нет реальности. Это для нас. А давайте представим себе, как оно для тех гипотетических живых существ квантового уровня и размера, которые вполне могут обитать в том виртуальном мире и являться его порождением (типа "квантовых человечков", живущих на электроне или как-то иначе)? Для них это виртуальность или реальность? Для них это самая что ни есть реальность. Или кто-то научно может доказать принципиальную невозможность существования такого живого квантового мира? :))) А как насчет того, что мы здесь, на Земле, сами являемся такого рода "человечками", если смотреть на нас с макро-уровня Мироздания? Информация такого рода, заслуживающая самого внимательного отношения, также имеется.

В общем, я это к тому, что, конечно, можно "зарыть голову в песок", как страус :), и "зашорено" продолжать заученную "мантру" материалистической реальности, при этом всё этой "мантрой" и ограничивая. А можно посмотреть на факты и ситуацию гораздо шире, так сказать, сверху и из глубины. И тогда открывается совершенно иная картина Мироздания, невероятно огромного по своим масштабам и сложности в сравнении с миром материальным, рассматриваемым большинством как единственно реальным. В таком случае материальный мир является лишь частью Целого мира, причем, весьма незначительной и не такой уж сложной в сравнении с последним.

Не буду лукавить, я не знаю устройства этого Мира в целом. Знаю лишь то, что знаю. И чем больше узнаю, тем труднее законченное понимание его сложности и целостности. Потому что это выходит далеко за пределы стандартной логики и обычных возможностей восприятия человеческого мозга, в то время как "необычные" еще не развиты до нужной степени. Поэтому здесь более уместно говорить о непонимании, чем понимании. Но это к слову.

Что касается реальности, то на сегодня я пришел к выводу необходимости признания множественности и иерархичности реальностей в рамках цельного мира (мироздания) и целостного восприятия . Например, для обычного человека знакомы два уровня реальности – бодрствование и сон. Первую считают "настоящей" реальностью, вторую – "ненастоящей". А как насчет человека, много лет (или всю жизнь?) проведшего в летаргическом сне? В какой реальности он жил всё это время? И была ли это реальность? Нужно признать, что для него (для его сознания) его единственной, а значит настоящей реальностью, были сновидения. В них он, равно как и мы в бодрствовании, познавал свою "сновидческую" реальность и учился в ней ориентироваться. Для него существовал лишь один уровень реальности. Те, кто научился астральным путешествиям, сталкиваются с еще одним уровнем реальности. Мастера духовных практик, которые через медитацию способны "уходить" еще дальше, познают более "высокие" уровни реальности. Есть те, кто в состоянии транса или управляемых сновидений могут посещать иные миры, невообразимо отличающиеся от нашего. Они свидетельствуют, что есть уровни и сектора, куда вход нашему сознанию закрыт и для нас та реальность неизвестна. Различного рода медиумы также контактируют с иной реальностью, для них настоящей. И, наконец, опыт клинической смерти и явления, связанные с послесмертием (с бытием в "загробном" или собственно Духовном мире), также дают основания говорить о наличии реальностей иных уровней, причем устроенных и функционирующих намного сложнее, чем наша материальная реальность.

Конечно, это совсем не означает, что для человека всё есть объективная реальность. Достаточно привести такой пример – голограмма. Когда-то в материале ""Зеленое облако". Лазерные технологии помогают бороться с глобальным загрязнением" я описывал экологическую акцию в Хельсинки с целью привлечь внимание жителей к проблеме загрязнения атмосферы и глобального потепления, где лазер рисовал ненастоящую тучку в небе, используя выходящий из трубы электростанции дым в качестве холста. Аналогичных примеров применения голограмм множество. Так вот, голограмма реальна или нет? Да, реальна. А то, что она изображает? Мы считаем, что нет. То же самое касается компьютерных технологий. Есть в окружающем мире вещи реальные, но всё больше и больше в нашу жизнь входит виртуальный мир. И не всегда получается сразу отличить где среди них настоящее, где виртуальное, а где иллюзия.

Имеется информация, что наша Вселенная несет в себе признаки голограммы. Если это действительно так, то каков же видимый нами мир – реальный и виртуальный? И кто тогда мы в нем – реальности или "голограмчики"? :) И что в таком случае есть объективная реальность? …

Вот, собственно, и всё, что я хотел изложить по этой теме. Понимаю, получилось не совсем четко, полно и закончено. Но на сегодня смог так, как смог. :)

Читайте также: