Для чего диагностика готовности к школе
Обновлено: 05.07.2024
За помощью к психологам частенько обращаются родители дошкольников, которые хотят узнать, готов ли их ребёнок к школе. В то же время, множество других родителей не понимают, зачем нужна подобная диагностика, и какой смысл её проведения, если так или иначе, но в школу ребёнку пойти придётся. В этой статье мы решили подробно рассказать родителям о том, зачем подобная диагностика проводится, и чем на самом деле она может помочь их ребёнку и семье в целом.
Взросление ребёнка — процесс длительный и при этом неравномерный. Стабильные периоды сменяются периодами так называемых кризисов, когда прежние способы восприятия и взаимодействия с окружающим миром "устаревают", и им на смену приходят новые, провоцируя существенные изменения в личности ребёнка. Происходит это, потому что в процессе взросления меняется социальная ситуация развития ребёнка, появляются новые возможности, развиваются новые умения и, таким образом, взросление (или развитие психики) становится неизбежным — не продолжать же, в самом деле, ползать, когда уже умеешь ходить…
Однако формирование этих новых умений и навыков происходит весьма неравномерно. И если один ребёнок оказывается способным к чему-то уже в 6 лет, то у кого-то подобные навыки формируются только годам к 8… Именно это психологи называют индивидуальными различиями, и именно этот факт стал основанием для появления так называемого индивидуального подхода в работе с детьми.
Дошкольный период — этот как раз тот этап детского развития, в рамках которого у ребёнка появляется множество новых умений и навыков. Это связано как с развитием и формированием определённых структур мозга, так и с постепенным изменением социальной ситуации, которая это развитие провоцирует. Так или иначе, но именно в период дошкольного возраста у ребёнка постепенно формируются:
- способность ставить себя на место других и воспринимать чужую точку зрения, отличную от своей;
- навыки саморегуляции и самоконтроля (когда ребёнок становится способным остановиться, даже если хочется продолжать, потому что этого требует ситуация, правила или взрослые);
- умение удерживать во внимании определённое количество объектов, явлений и сохранять их в памяти (в необходимом для школьного обучения объёме) и многое другое!
Другими словами, приблизительно к 7-ми годам у детей появляется тот набор навыков, которые необходимы им для обучения в школе, и именно поэтому этот возраст называют "идеальным" для начала обучения…
Из-за того, что эмоциональное или когнитивное (умственное) развитие этих детей не соответствует "необходимому для обучения в школе уровню", им действительно оказывается слишком трудно включиться в систему школьного обучения, и их отношения со школой портятся на долгие годы… Это, соответственно, вызывает беспокойство родителей, ситуация в семье становится напряжённой или вовсе конфликтной, что в свою очередь только усугубляет те трудности, которые испытывает ребёнок.
Вот и получается замкнутый круг, выход из которого найти порой оказывается весьма непросто…
А вот проведение диагностики готовности ребёнка к школе помогает предупредить эти проблемы и трудности, и если есть необходимость, оказать своевременную помощь!
Диагностику готовности к школе рекомендовано проводить в 6 лет, когда до начала обучения остаётся примерно год. Почему? Потому что выявляемые в рамках неё трудности и проблемы, зачастую, поддаются коррекции. И у ребёнка в запасе перед школой остаётся целый год, чтобы подтянуть то, чего не хватает, и освоить то, что ещё не освоено.
Хочется сразу же подчеркнуть: речь не идёт о знаниях и умениях как таковых (например, знание алфавита или умение читать). Этому как раз ребёнка научат в школе! Но для того, чтобы обучение это стало возможным, ребёнку необходимо уметь контролировать своё поведение, обладать достаточным объёмом памяти и внимания, уметь это внимание концентрировать и удерживать, а ещё — просто-напросто уметь общаться с другими детьми, которые будут его на протяжении школы окружать!
И, к сожалению, развитие и формирование перечисленных навыков действительно иногда требует сопровождения. Это может быть связано с особенностями организации мозга (например, у левшей такое развитие происходит труднее, чем у правшей, и особенно трудно, если левшей в правшей переучивают) или нервной системы (например, если у ребёнка стоит диагноз "гиперактивность", концентрация внимания для него априори затруднена). Это может быть связано с характерологическими особенностями или семейной ситуацией. Но, так или иначе, оставаясь без помощи, такие дети оказываются заложниками ситуации и обречены на возникновение проблем и трудностей в школе…
А вот раннее выявление таких трудностей помогает использовать оставшееся до школы время "с толком" — помочь ребёнку пройти необходимый этап развития! Сформировать необходимую для обучения в школе мотивацию, развить недостающие способности, а если необходимо — то отложить на год поступление ребёнка в школу, чтобы ещё один год использовать для необходимой подготовки.
Именно поэтому, большинство психологов настоятельно рекомендуют родителям уделять внимание подготовке детей к школе и проводить необходимую диагностику тогда, когда ещё есть время решить возникающие проблемы. Мы убеждены, что своевременная забота о ребёнка помогает избежать огромного количеств проблем и трудностей, которые могут возникнуть в школе. Но главное — сплотить вашу семью и обезопасить её от разнообразных кризисов, со школой связанных!
Диагностика или тестирование готовности ребенка к школе воспринимается родителями неоднозначно. Одни полностью отрицают диагностику и считают, что у всех детей должны быть равные права. Другие стремятся самостоятельно или с помощью специалистов тестировать ребенка, чтобы претендовать на поступление в спецклассы.
На самом деле психолого-педагогическое тестирование готовности малыша к школе призвана и может принести большую пользу как для потенциального школьника, так и для его родителей.
- у ребенка сформирована социальная позиция школьника: он знает, как надо вести себя в учебном заведении, он умеет строить отношения со сверстниками, понимает роль педагога;
- у ребенка есть стремление к учебе, сформирован переход от игры к обучению;
- ребенок умеет управлять своим вниманием и поведением, умеет достигать поставленных целей;
- ребенок мотивационно готов к учебе в школе.
Другими словами, у ребенка должна быть уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства, он должен уметь играть по правилам, активно общаться с ровесниками и взрослыми. В то время, как на улице может пригодиться отпугиватель собак, в школе необходимо умение работать в коллективе и участвовать в обсуждениях. Оставаясь физически активным, ребенок должен управлять своим телом и поведением.
При этом ребенок должен проявлять свои творческие способности, быть любознательным и готовым к экспериментам, способным решать проблемы на основе своих знаний и навыков. Например, собираясь в поход или на рыбалку, он знает, что надо прихватить с собой средство от комаров. Он быстро сориентируется, оказавшись в незнакомой местности. Для будущего школьника важнее не количество усвоенной информации, а качество процесса усвоения: наличие познавательного интереса, способность систематизировать и обобщать полученную информацию, умение работать по инструкции и пр.
Лучшее, что должны сделать заботливые родители после изучения методик тестирования — это понять, какие умения и навыки должен развивать их ребенок, чтобы помочь ему: стимулировать интерес к познанию, научить выполнять задания и доводить дело до конца, приучить к подчинению определенным правилам, привить культуру общения в коллективе, развить мелкую моторику рук и речь, навыки чтения и т.д.
О том, зачем проходить диагностику перед поступлением в первый класс, и чем она может помочь ребенку и семье в целом.
Вложение | Размер |
---|---|
zachem_nuzhna_diagnostika_gotovnosti_rebenka_k_shkole.docx | 12.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Зачем нужна диагностика готовности ребенка к школе?!
Дошкольный период – это этап детского развития, в рамках которого у ребёнка появляется множество новых умений и навыков. Это связано с развитием и формированием определенных структур мозга, и с постепенным изменением социальной ситуации, которая это развитие провоцирует.
Приблизительно к 7-ми годам у детей появляется тот набор навыков, которые необходимы им для обучения в школе.
Однако, есть дети, у которых ряд необходимых для обучения в школе навыков развивается медленнее и сложнее, чем у их сверстников. Из-за этого, в момент вступления в новую социальную ситуацию – школу, они оказываются неспособными с той же легкостью осваивать знания, как их сверстники. Такие дети сталкиваются с трудностями в освоении материала, социализацией в группе, но главное – с контролем собственного поведения.
Это, в свою очередь, вызывает беспокойство родителей, ситуация в семье становится напряженной или вовсе конфликтной, что только усугубляет те трудности, которые испытывает ребёнок.
Я убеждена, что своевременная забота о ребёнке помогает избежать огромного количества проблем и трудностей, которые могут возникнуть в школе. Но главное – сплотить вашу семью и обезопасить её от разнообразных кризисов, связанных со школой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Одним из заданий Государственной итоговой аттестации в 9 классе является сочинение на лингвистическую тему. Этот вид работы позволяет проверить не только знание основных правил и терминов лингви.
Презентация "Зачем нужно тире?"
подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Информация для учащихся. Зачем нужны психологи и кто они такие?
В материале рассматриваются мифы о психологах и дается объективня информация о специалистах-психологах.
Информация для учащихся. Зачем нужны психологи и кто они такие?
В материале рассматриваются мифы о психологах-профессионалах.
Презентация "Зачем нужна экономика"
Презентация к уроку экономики 7 класс по учебнику Липсиц "История и современная организация хозяйственной деятельности".
Групповой проект "Зачем нужны проценты?"
Проект "Зачем нужны проценты?" группы учащихся 8 класса был представлен созданными ими презентациями. Причина, побудившая к созданию этой работы - желание ребят лучше усвои.
Диагностика готовности ребёнка к школьному обучению
Это набор заданий для детей старшего дошкольного возраста для определения готовности его к школе.
Достаточно часто, за помощью к детскому психологу обращаются родители дошкольников, желающие узнать, готов ли к школе их ребенок. Однако в то же время, другие родители совершенно не понимают, для чего нужна подобного рода диагностика, и какой смысл в ее проведении, в школу то пойти придется в любом случае. В этой статье мы решили подробно рассказать родителям о том, зачем подобная диагностика проводится, и чем на самом деле она может помочь их ребенку и семье в целом.
Однако формирование новых указанных умений и навыков в жизни происходит весьма неравномерно. И если один малыш оказывается способным к чему-то подобному уже в шесть лет, у других деток подобные навыки сформируются только годам к восьми. Как раз это детские психологи и называют индивидуальными различиями, как раз данный факт и стал основанием к появлению, так называемого индивидуального подхода при работе с детьми.
Дошкольный период – этот как раз тот этап детского развития, в рамках которого у ребенка появляется множество новых умений и навыков. Это связано как с развитием и формированием определенных структур мозга, так и с постепенным изменением социальной ситуации, которая это развитие провоцирует.
Так либо иначе, но в период дошкольного возраста у деток постепенно формируются:
- способность поставить себя на место другого и воспринимать отличную от своей, чужую точку зрения;
- Навыки самоконтроля и саморегуляции (когда ребенок способен остановиться, даже если очень хочется продолжать, так как что этого требует сложившаяся ситуация, взрослые или правила;
- умение держать во внимании определенное количество явлений, объектов и сохранять их в своей памяти (в требуемом объеме для школьного обучения) и многое, многое другое!
Вот и получается замкнутый круг, выход из которого найти порой оказывается весьма непросто…
А вот выполнение диагностики готовности ребенка к школе позволяет предупредить перечисленные сложности и проблемы, и когда есть необходимость, вовремя оказать помощь!
Выполнять диагностику готовности ребенка к школе психологи рекомендуют в шесть лет, когда до старта обучения остается около года. Почему? Дело в том, что выявляемые в ее рамках проблемы и трудности, часто, поддаются профессиональной коррекции. Тогда у малыша в запасе до школы остается целый год, который можно потратить на подтягивание того, чего не хватает и освоение того, что еще не было освоено.
Следует сразу подчеркнуть, что речь здесь не идет об умениях и знаниях как таковых (к примеру, знание букв или умение читать). Как раз этому вашего ребенка научат в школе! Но, чтобы это обучение стало возможным, малышу необходимо уметь контролировать свое поведение, иметь достаточный объем памяти и внимания, уметь концентрировать внимание и удерживать его, а главное – просто-напросто иметь навыки общения с другими детьми, которые будут в его окружении, на протяжении всех школьных лет!
Именно поэтому, большинство психологов настоятельно рекомендуют родителям уделять внимание подготовке детей к школе и проводить необходимую диагностику тогда, когда еще есть время решить возникающие проблемы. Мы убеждены, что своевременная забота о ребенка помогает избежать огромного количеств проблем и трудностей, которые могут возникнуть в школе. Но главное – сплотить вашу семью и обезопасить ее от разнообразных кризисов, со школой связанных!
Читайте также: