Для чего была создана всесоюзная сельскохозяйственная выставка какова была дальнейшая судьба кратко

Обновлено: 05.07.2024

История строительства Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ — 1939-1959), она же Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ — 1959-1991), она же Всероссийский выставочный центр (ВВЦ — с 1992 г. по настоящее время) — блистательная эпопея, достойная пера Толстого или, на худой конец, Салтыкова-Щедрина. Вся яростная и прекрасная история одной отдельно взятой страны выразилась в этой стройке века. В полном соответствии с веяниями эпохи здесь лучшее боролось с хорошим — и всегда побеждало.

ВДНХ — это не столько архитектурный, сколько антропологический проект. В этом колоссальном парковом комплексе, в его павильонах, фонтанах, статуях и клумбах отразился не столько стиль времени, сколько представление этого времени о должном и счастливом существовании человека. Мы можем сколько угодно клеймить строителей ВДНХ за пафос, но отказать им в любви к людям нельзя никак. Впрочем, представление о счастье, воплощенное в головах этих гениев, для многих обернулось своей изнанкой: вольность в понимании этого базового понятия советского строя могла в один миг превратиться в свою противоположность, то есть лагеря и казни.

Все началось с того, что в 1934 году, едва пережив голодные годы, партийное руководство страны решило отметить 20-летний юбилей Советской власти громадной выставкой, которая продемонстрировала бы всему миру успехи советского сельского хозяйства и главное — коллективизации.

Плавка, девушка, медведь: яркая и веселая советская пропаганда

Первая итерация выставки (будем условно называть ее ВДНХ, как все привыкли) должна была открыться 6 июля 1937 года и простоять всего 100 дней. Поэтому в техническом задании проекта было специально оговорено — все павильоны должны быть строго деревянными и возводиться на деревянных фундаментах. Но все пошло наперекосяк уже на этапе утверждения проекта. На конкурс поступило аж 11 работ, выполненных сильнейшими архитекторами страны, но ни один комиссии не понравился.

Засада таилась в ключевом замысле выставки — фактически это была первая в истории широкомасштабная репрезентация успехов советской власти. Послание, которое выставка должна была донести до мира, было насквозь политическим. Предстояло, с чем выйти к западу и о чем вообще это послание должно быть. В конечном счете все упиралось в образ счастья. В СССР оно должно было быть таким, чтобы все другие страны обзавидовались.

Был создан Главный выставочный комитет (Главвыставком) с кучей подразделений. Начальником одного из важнейших — стройуправления — был назначен Исаак Коросташевский. Главным архитектором — Вячеслав Олтаржевский.

После долгих и мучительных согласований и переделок в апреле 1935 года проект наконец был утвержден. Вся выставка должна была демонстрировать элементы этнических стилей разных регионов страны и опираться исключительно на идею народности и многонациональности. Замысел в общих чертах был понятен, однако по мере детализации проектов отдельных павильонов все острее вставал вопрос — а какова должна быть мера народности в декоре?

Ответа на этот вопрос никто не знал. На всякий случай Главный выставочный комитет требовал, чтобы элементов национальных архитектур было больше, еще больше и совсем много. Комитет добивался такой народности, от которой врагам стало бы тошно. Но желаемая народность, как часто бывает с абстрактными идеями, постоянно ускользала из рук.

Уже в первом варианте проекта среди прочих павильонов, список которых все время менялся и расширялся, был запланирован отдельный павильон Украины. Разработанный украинским архитектором Алексеем Тацием, павильон был выдержан в строго народном стиле. Чтобы не ошибиться в степени народности, Таций сразу предложил построить павильон в виде традиционной украинской мазанки, что и было успешно сделано. К лету 1937 года украинский павильон был полностью готов. Но тут грянула беда.

Неприятности начались с того, что секретарша главного архитектора Олтаржевского имела дурную привычку говорить с ним на английском языке, а секретарша Коросташевского говорила с боссом и вовсе по-еврейски. Сотрудники подозревали, что таким образом обсуждаются недостатки их работы, и нервничали. Наверх полетели доносы.

Никита Хрущев: Донецкий байкер у руля империи

Москва спрятала настоящую Украину под землей и показывает ее китайцам

Гордостью стройки по-прежнему оставался павильон Украины, который весьма украшал собой общий бардак колоссальной строительной площадки.

Гроза грянула неожиданно. В марте 1939 года в Москве проходил XVIII съезд ВКП(б). За год до этого в процессе кадровых перестановок в руководстве партии Никита Хрущев с поста председателя ВКП(б) Москвы и Московской области был перемещен на пост первого секретаря ЦК компартии Украины. Теперь по долгу службы ему полагалось радеть не за павильон Москвы, а за павильон Украины. Приехав на съезд в марте, Хрущев посетил уже достроенное здание и пришел в ярость:

Новый павильон был сложен из гипсовых плит и походил больше не на хату, а на кассовый зал Киевского вокзала, спроектированный архитектором Чечулиным.

Строительство нового здания началось в 1950 году.

Советская архитектура переживала в тот момент стадию тотального опьянения всевозможными излишествами сталинского ампира. Все павильоны соревновались друг с другом пышногрудыми колхозницами, колосьями, виноградами и прочими плодами земли.

Как красивая жизнь мирного Донбасса переехала в Москву на улицу Пятницкую

«Павильон Украинской ССР стоит, сверкая золотом своего купола и статуй, по оси Главного павильона, на другой стороне площади Колхозов. Это крупнейший республиканский павильон, его объем — 24 000 куб. м, общая площадь 4 залов — 1600 кв. м. Основной объем здания имеет высоту 15,5 м, высота здания с куполом — 26 м, а высота со шпилем — 42 м.

Благодаря простому приему размещения в углублениях керамических стен золотистых колосьев в архитектуре павильона удалось оригинально выразить хлебные богатства республики. Золотые колосья пшеницы, украшающие главный карниз и карниз башни павильона, также выполнены из керамики. Перед входом установлены скульптурные группы на темы индустрии и сельского хозяйства. Углы павильона увенчаны четырьмя скульптурами украинских девушек с венками, символизирующими славу колхозного строя; скульптуры выполнены из бетона и облицованы золотой и цветной смальтой.

Дружба украинского и русского народов оборвалась в 2014 году при весьма трагических обстоятельствах киевского Майдана. В том же году правительство Москвы решило всерьез заняться реконструкцией давно обветшавшей ВДНХ. Однако Украина от своего павильона на выставке гордо отказалась. Финал этой драматической истории вполне оптимистичен — правительство Москвы вложило в реставрацию роскошного здания 360 миллионов рублей.

Реконструкция уже завершена, и сейчас друзья украинского народа и русской архитектуры могут полюбоваться колхозницами и колосьями во всей их ампирной красе. Кто-то называет это излишествами — но мы называем украинский павильон великим ностальгическим памятником дружбе двух народов.

Открылась 1 августа 1939 в соответствии с решением 2-й сессии Верховного Совета СССР. ВСХВ была создана под Москвой, в селе Пушкинском (бывшее Останкино), на площади более 140 га, где было построено более 250 различных зданий (павильоны, оранжереи, теплицы и др.), посажено большое количество плодовых и декоративных деревьев, разбиты цветники, заложены экспонатные посевы. Экспозиция ВСХВ строилась и по отраслевому, и по территориальному принципу – по союзным и автономным республикам и отдельным природным зонам.

За 3 года (1939-41) число участников ВСХВ составило около 800 тыс. чел. В первый год (за 85 дней работы) выставку посетило свыше 3,5 млн. человек.

Александр Шпак (Средняя Ахтуба)

Свидетельство участника Всесоюзной сельскохозяйственной выставки 1939 года
председателя колхоза им. Ворошилова Марксштадтского кантона
АССР Немцев Поволжья Фридриха Фридриховича Шерера



Копирование, тиражирование, цитирование, распространение по сети Интернет и прочее использование, кроме ознакомительного просмотра, допускается только с письменного разрешения автора.

Alle Rechte vorbehalten. Kopieren, Vervielfältigen, Zitieren, Verbreitung im Internet sowie Nutzung jeglicher Art, außer Probeansehen für private Zwecke, ist nur mit einer schriftlichen Genehmigung des Urhebers und Herausgebers erlaubt.

На месте останкинских болот, где в 1934 году сотрудники НКВД разогнали осевший там цыганский табор, уже через пять лет появилось одно из главных культурных мест столицы, которое на протяжении всей своей истории притягивало туристов со всего мира.




Популярность готовящейся Выставки среди тружеников сельского хозяйства была необычайно велика. За право участвовать в ней боролись миллионы колхозников и рабочих совхозов, тысячи агрономов, зоотехников, механизаторов. Выставочный комитет получил около 250 тысяч заявок о желании быть ее экспонентом.
Главвыставком установил награды: тысяча дипломов первой степени и четыре тысячи второй степени. Хозяйства, удостоенные диплома первой степени, получали 10 тысяч рублей и легковую машину, а награжденные дипломом второй степени – 5 тысяч рублей и мотоцикл.
Для передовиков сельского хозяйства были учреждены одна тысяча больших и две тысячи малых золотых медалей, три тысячи больших и пятнадцать тысяч малых серебряных.
Кроме того, учреждалась книга Почета, куда заносился каждый экспонент с указанием его достижений.



Всесоюзная сельскохозяйственная выставка стала и своеобразным вкладом в архитектуру столицы. Выросший на ее северной окраине целый выставочный город площадью в 136 гектаров включил в себя пруды, парки, опытные участки, 250 всевозможных строений.
Посевы и насаждения, занимавшие около 20 гектаров, представляли сельское хозяйство всего Советского Союза. Около 600 сортов различных культур высеяли на одном зерновом участке. Удивительную картину представлял собой выставочный сад: в нем было высажено около 10 тысяч растений. Среди них – 600 сортов плодовых и ягодных культур, богатейшая коллекция мичуринских сортов.
На участке технических и южных теплолюбивых культур посетитель видел посевы хлопка, риса, свеклы, льна, конопли, табака, кенафа, каучуконосов, хмеля. Всего на открытых участках экспонировалось 260 культур свыше 3 тысяч сортов.



Эмблемой же Всесоюзной сельскохозяйственной выставки стала грандиозная скульптурная группа, изображающая тракториста и колхозницу, высоко поднявшим над головами золотистый сноп пшеницы. Она была установлена на 50 метровой башне Главного павильона, который представлял собой монументальное белое здание с красивой колоннадой. Фасад здания украшали гербы союзных республик и герб Советского Союза.
Из Главного павильона посетитель попадал на одну из красивейших площадей – площадь Колхозов.
Здесь и на прилегающих аллеях расположились павильоны союзных республик, краев и областей. Обходя эти дворцы-павильоны, посетитель как бы совершал путешествие по необъятным просторам нашей Родины: от ледяных просторов суровой Арктики до вечнозеленых субтропиков, от Камчатки до Балтики.
Каждый павильон выделялся своей самобытностью, с использованием в строительстве национальных мотивов.



ВСХВ-39 стала не только школой передового опыта, внушительно продемонстрировавшей достижения сельского хозяйства, но и любимым местом отдыха москвичей и гостей столицы. В большом старинном парке, соседствовавшем с Выставкой, была разбита зона отдыха. Были открыты разнообразные аттракционы: парашютная вышка, колесо обозрений, комната смеха, карусели и др. Для детей был создан детский городок с площадками для игр.
На самой Выставке был построен Зеленый театр, концертная эстрада, цирк, два кинотеатра.
Успех Всесоюзной сельскохозяйственной выставки был огромен. С 1 августа по 25 октября ее посетило свыше 3,5 миллиона человек.



На ВСХВ работало 2000 экскурсоводов, 1000 групповодов. Двести гидов обслуживали иностранных гостей, интерес которых к советской выставке был необычаен. Несмотря на то, что Выставка была задумана как разовое мероприятие, партией и правительством было принято решение продолжить ее работу. В 1940 году выставка проработала 5 месяцев, ее посетили 4.5 миллиона человек.
В 1941 году она действовала всего 1 месяц и пять дней… Во время Великой отечественной войны экспозицию и библиотеку Выставки эвакуировали в Челябинск.











Вновь Всесоюзная сельскохозяйственная выставка приняла посетителей лишь 1 августа 1954 года. Целью ее стала широкая пропаганда достижений сельского хозяйства, быстрейшее внедрение в колхозное и совхозное производство передового опыта.
Чтобы принять участие в послевоенной Выставке, нужно было достичь более высоких результатов, чем прежде. Так для участия в ВСХВ-39 колхоз нечерноземной полосы должен был собрать 12-14 центнеров пшеницы с гектара, а в 1954 году – не менее 19!









В бассейне плещутся бронзовые рыбы и птицы. По бокам – декоративные горки из плодов и овощей. И по ныне эти фонтаны являются лучшим украшением выставки.



В каждом павильоне демонстрировались достижения отраслей народного хозяйства в республике, областях, районах.



Зеленый наряд выставки был исключительно богат. На ее территории был представлен практически весь растительный мир Советского Союза. Выставочный городок украшали 40 тысяч декоративных деревьев, 450 тысяч кустарников. Около 5.5 миллиона однолетних и многолетних цветов. Гордостью выставочных садоводов был розарий – в нем произрастало около 50 тысяч сортовых роз.
С утра до вечера нескончаемым потоком тянулись посетители к животноводческим павильонам. Только в 1954 году в этом разделе показывалось 800 голов крупного рогатого скота 32 пород, 800 овец 53 пород, 500 свиней 30 пород, 3000 голов домашней птицы. Животных демонстрировали на выводном кругу. Это было яркое зрелище. С раннего утра в животноводческом городке царило оживление: животных скребли, чистили, мыли. Затем представители хозяйств в красочных национальных костюмах показывали своих питомцев авторитетному жюри и зрителям.



На базе Выставки проводилось обучение новым методам работы, практиковался выезд экскурсантов в передовые хозяйства. Совершенствовалась экскурсионная деятельность, группы экскурсантов формировали из работников одной профессии.















С июня 1956 на территории ВСХВ начала свою работу Всесоюзная промышленная выставка, главными задачами которой была демонстрация успехов индустрии.



Одним из значительных и перспективных экспонатов стала первая электронной вычислительная машина. Создание этой техники в Советском союзе началось еще в 1948 году.
Экспозиция выставки расположилась в 21 павильоне, которые были сгруппированы в основном на площади Механизации. Здесь был установлен первый советский пассажирский реактивный авиалайнер, спроектированный и построенный под руководством выдающегося авиаконструктора А. Туполева.





Выставочная деятельность стала строиться по производственно-отраслевому принципу. Тематические выставки и смотры приобрели первостепенное значение в работе всех павильонов. На их базе широко проводились обмен опытом и обучение работников промышленности, строительства, сельского хозяйства.



Такая организация позволила значительно ускорить внедрение в производство новой техники, современных методов труда. Ежегодно на ВДНХ СССР открывалось около 300 выставок и смотров, на которых показывалось более 100 тысяч экспонатов.



ВДНХ СССР отражала как зеркало основные вехи в жизни страны, такие как первый полет в космос Ю.Гагарина, строительство Байкало-Амурской магистрали и др.



















Были в истории строительства ВСХВ и загадочные, а местами даже мистические моменты. Одна из таких мистических историй рассказывает о том, что Вячеслав Константинович Олтаржевский (главный архитектор ВСХВ) задумал сделать выставку не просто культурным центром Советского Союза, а центром всей Вселенной.
Если посмотреть на генеральный план ВСХВ, можно увидеть, что площадь механизации, являясь центром выставки, напоминает солнце, вокруг которого расположились девять планет. На этой площади, по его задумке, должна была возвышаться фигура Ленина.



От Площади механизации, как от библейского Древа Жизни, разбегаются четыре источника, которые в точке пересечения, как в системе координат, образуют начало всех начал. Эта система сформирована с математической точностью — как египетские пирамиды — и заключена в правильный восьмиугольник — христианский символ обновления и обретенного райского блаженства. Эти знаки сочетались с огромным крестом и всевозможными символами буддийских и индуистских мифов.



В.К.Олтаржевский, Р.Л.Подольский, Н.В.Алексеев, А.Б. Борецкий, Д.Г. Олтаржевский. Проект планировки ВСХВ. Перспектива.
Но по прошествии небольшого количества времени главный архитектор всероссийской сельскохозяйственной выставки был отправлен за Полярный круг, а план выставки был изменен. Там специалисту по многоэтажным зданиям, который десять лет перенимал опыт строительства небоскребов в Соединенных Штатах Америки нашли достойное применение — он стал проектировать лагерные бараки. Об открытии некогда созданной им выставки Олтаржевский узнал лишь из киножурнала.



Вячеслав Константинович Олтаржевский
На протяжении нескольких лет после своего открытия выставка множилась и не переставала удивлять многочисленных посетителей. Так было до 1941-го года, до начала войны. В тяжелые военные годы здесь стояли зенитные установки, а всевозможные павильоны были закрыты и лишены посетителей. Интересно, что за все время войны на территорию ВСХВ (площадью 135 гектаров) не упала ни одна вражеская бомба.
В тоже время, в 1942-м году главному архитектору выставки вернули его свободу, после чего он стал личным консультантом вождя по вопросам высотного строительства.
Второе открытие выставки произошло 1 августа 1954-го года. При входе людей встречала только что отстроенная арка ошеломляющих размеров и удивляло отсутствие фигуры Сталина, на месте которой был открыт фонтан Дружбы народов. Шестнадцать позолоченных изваяний первоначально должны были символизировать союз всех республик. Но вскоре, когда республик осталось только пятнадцать, символика в очередной раз разошлась с реальностью.
Вскоре выставка стала полностью индустриально-промышленной, и в 1959 году получила новое название — ВДНХ (Выставка Достижений Народного Хозяйства) СССР.


Всеросси́йский вы́ставочный центр (ВВЦ) — выставочный комплекс в Северо-Восточном округе Москвы, самый крупный в городе. Общая площадь территории ВВЦ — 237,5 га [1] , площадь павильонов — 134 000 кв. м.

ВВЦ претендует на право проведения всемирной выставки Expo 2020 [3] .

Содержание

История


Главным архитектором выставки был назначен С. Чернышев. Официально ВСХВ открылась 1 августа 1939 года. Первоначально комплекс включал в себя 250 строений, каскад прудов, парки, и занимал площадь 136 гектаров.

До войны была проведена ещё одна выставка летом 1940 года. Выставка 1941 года была закрыта 1 июля, почти сразу после начала Великой Отечественной войны, распоряжением Совета Народных Комиссаров СССР (№ 5975 от 26 июня 1941 года). Экспонаты были переданы на хранение; за сохранность скота, в частности, устанавливалась уголовная ответственность.

Через некоторое время после окончания войны было принято решение открыть выставку вновь. 25 октября 1948 года Совет Министров Союза ССР постановил возобновить работу Всесоюзной сельскохозяйственной выставки с 1950 года. Фактически удалось возобновить работу выставки только к 1 августа 1954 г.


28 мая 1958 Совет Министров СССР принял постановление об объединении сельскохозяйственной, промышленной и строительной (на Фрунзенской набережной) выставок в Выставку Достижений Народного Хозяйства СССР, ВДНХ. 16 июня 1959 г. выставка была открыта. 12 декабря того же года была переименована и станция метро, которая и поныне носит название ВДНХ.

18 апреля 1963 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о перестройке работы ВДНХ СССР. Наиболее ключевым моментом этого постановления был пункт первый:

То есть, теперь Выставка организовывалась по отраслевому принципу. Различные павильоны представляли различные области народного хозяйства СССР.

ВДНХ было одним из любимых мест проведения досуга для москвичей. Выставка примыкала к ЦПКиО им. Дзержинского, а также к главному ботаническому саду им. Н. В. Цицина РАН. Всё вместе составляло большой комплекс для отдыха. Хотя комплекс был и не лишён отдельных недостатков. Например, очевидцы в вспоминают, что в 80-е года в комплексе было довольно мало (относительно числа ежедневных посетителей) кафе, закусочных и прочих точек быстрого питания, ассортимент их был не богат, посетители вынуждены были стоять в очередях.


К настоящему времени ВВЦ вновь обретает статус места отдыха и проведения досуга.

Медаль ВДНХ

В рамках проведения выставок ВДНХ, лучшие изобретения, промышленные образцы награждались Медалью ВДНХ.

Достопримечательности

Территория ВВЦ богата различными архитектурными памятниками, многие из которых известны по всему миру. Большинство из них было создано в эпоху СССР, и являют собой памятник Советской эпохи, образец господствующих в разное время архитектурных воззрений.

Рядом с Хованскими воротами ВДНХ размещается здание ВНИИТЭ — Всероссийского института технической эстетики (родина футуродизайна).

Уничтожение достопримечательностей

В 2008 году руководство ВВЦ заявляло о планах строительства 1 миллиона кв.м. коммерческой недвижимости на территории выставки, однако новое руководство в мае 2009 года заявило об отказе от таких планов. [13]

Армения

На территории ВДНХ имеется специальный выставочный комплекс, посвящённый одной из наиболее близких России стран - Армении

Читайте также: